А К Саврасов Грачи Прилетели
История одного шедевра: «Грачи прилетели» Саврасова
Земля возле стволов берез кое-где уже оттаяла от снега, виднеются следы животных и людей. Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели». Салтыков). Прилёт грачей предвещает скорую весну и конец холодов.
Снег едва начал таять, образуя тёмные лужи. Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных. По словам искусствоведа, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. То, что он пошёл иным путём, закономерно.
Верхний пояс, охватывающий примерно половину холста, занят светлым небом, в цветовой гамме которого преобладают холодные голубые тона. Прилетели первые вестники весны — неугомонные грачи.
Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. Передний план картины написан так, что березы, снег и галдящие грачи изображены против света. (подробнее опишем пейзаж, передний и задний вид картины, затем перейдём к описанию грачей). Основываясь на этой информации, Кончин предположил, что Саврасов мог познакомиться с Чичаговым в Костроме, а затем поехать вместе с ним в Молвитино, чтобы посмотреть места, связанные с жизнью и деятельностью Ивана Сусанина42. Давайте послушаем фрагмент этого произведения, который называется «Март», посмотрим на прекрасные весенние пейзажи А. К. В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв.
«Грачи прилетели» картина Саврасова
Началось. Опохмелю его иногда позадержу у себя дня на два, приодену – напишет что-нибудь. Непостижима без грачей Страна дубов и чернозема. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность.
По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу. В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров. Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. Фамилия по матери, Евдокии Моргуновой, ведь брак родителей не оформлялся.
Грачи прилетели, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871
И вот он на Волге, в Костроме. Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. в – Например, шатровый Богоявленский храм в селе Красном Костромского уезда был построен в 1592 году Годуновыми (конкретная причина возведения храма в Красном неизвестна, но примечательно то, что первый каменный сельский храм края был построен фамилией уже почти пришедшей к власти в государстве) церковь Рождества Христова в с. Городище (ныне — в границах г. Костромы) была построена в период между 1649 и 1663 гг. – Как перейти от вступления косновной части – описанию картины. В центре – высокая каланча да каменные ряды для всякой торговли. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь.
Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Петр Третьяков сразу же приобрел полотно, а через год Саврасову поступил заказ на повторение работы. В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74. На нижнем поясе, занимающем примерно треть полотна изображён светлый снег, выполненный в серовато-белильных тонах.
Также на них заметны птичьи гнезда. А за ними по пригоркам, по оврагам лепится серая от времени, деревянная Кострома. Но всегда милый, ласковый, стесняющийся. Никто другой не смог бы написать их столь великолепно. Над рощей долго в шумной свалке Стоял грачей басистый гул, И звонко вторили им галки.
Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели»
Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами. Родимый русский пейзаж, от которого замирает сердце. В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился. Художник воспринимает природу как живое существо.
В нижней части этюда была подпись: «А. Дмитрий Каракозов 4 апреля 1866 г. стрелял в Александра II. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. Молвитино»36.
Саврасов Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели»
Это было родное село легендарного исторического персонажа – Ивана Сусанина. Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна. Саврасовъ.
В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе. «Грачи прилетели» – картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях. боярином Г. И.
Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви»27. Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился. «Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный»2021, а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова»22.
Сколько было таких сел в России. В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве31656. Третья смерть ребёнка в семье.
Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»
Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан. Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд»59. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака»49. Возле лужи мы видим одинокий голый куст.
При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать»69. Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ1650). Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе.
Кроме того, что изображено имеет значение то, как это сделано. Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. «В композиции картины выделяется». Церковь была построена в конце XVIII века. В конце 1870го попросил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где вёл пейзажный класс, отпуск до мая – и снова махнул с семьёй в полюбившиеся края. Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон.
При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести»60. Вскоре Алексей женился на хорошей девушке. Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли. Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области37), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели»789. Он был приобретён галереей в 1984 году7677.
Грачи прилетели, Алексей Саврасов – обзор картины
Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67. На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью. Всё шло замечательно – и вдруг удар: умерла новорождённая дочь. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. Вот оно. Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236.
Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». Какие ощущения появляются, когда смотришь на них. В центре – высокая каланча да каменные ряды для всякой торговли. Приход ничей Его покуда не тревожил. Именно вот таким образом им создано так много весенних пейзажей. Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского)50878889.
Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими54. Это скорее эскиз по памяти. Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68. Я с детских лет к грачам привык, Себя их слушать приохотив. Картина написана с чувством и с любовью и вы наверняка это понимаете, читая описание.
Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели». Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал. И Саврасов горевал.
В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи»71. Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65.
Музеи ЕвропыРассказы о шедеврах живописи
По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны». Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Небо, покрытое облаками, больше серое, чем голубое. Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73.
Грачи изображены художником на переднем плане, они присели на березки. Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его Грачей. Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу. Смешно, но и при жизни Саврасова и тем более в советские годы находились умники, всё пытавшиеся присобачить к «Грачам» какой-нибудь социальный подтекст.
Картина «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, описание
Они летают над деревьями, хлопочут о жилье. На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа». Одна из наиболее значимых и ключевых картин в живописи России – известное полотно художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели». – напевал он, набрасывая на холсте деревья, почерневшие избы, маленькую церквушку.
Но «обещание» весны сквозит в каждой детали картины. Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии). В 1871 году еще до прихода весны расстался Саврасов с городом.
В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года52, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей22. Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. В Ярославле сняли большую квартиру. А ведь весной иногда сыплет мелкий снег.
К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения. Тот воодушевлённо приступает к новой картине – но через неделю холст стоит недописанный, Саврасов валяется рядом и на все вопросы пьяно ревёт: «Никаких. » А там глядишь – он снова на улице, грязный, всё пропивший, с всклокоченной бородой у дверей дешёвого трактира шарит в карманах в поисках нескольких копеек. Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики.
Грачи прилетели (картина Саврасова, 1871)
По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу. Во-первых из-за берез видна церковь с колокольней, типичная для русской деревни средней полосы. Сначала А. Саврасов отвергает вариант за вариантом, пока наконец не находит тот характерный пейзажный мотив, который и лег в основу полотна. Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт.
По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах»2021. Также мы видим оголенные искривленные и поломанные березы. Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких. » Видел я Саврасова еще раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, абсолютно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней». Картина полна жизни, эмоций и впечатлений. (. ) Сопоставив величавую колокольню с жалкой крестьянской избушкой, Саврасов обратил внимание зрителей на нищенское положение большинства русского народа.
Годом ранее он из поездки на Волгу привёз серию замечательных полотен («Волга под Юрьевцем», например, получила первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств). И так – много раз. Это было настоящей трагедией для него.
ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ Алексей Саврасов
Купил ее в свою коллекцию Третьяков. Друзья родной земли моей, Они, как я, здесь летом – дома. Грачи прилетели. В нижней части этюда была подпись: «А.
Возле церквушки расположена такая же постаревшая часовня. справку). Есть воспоминания В. Гиляровского о Саврасове у «последней черты». На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало.
Прилет же грачей – это некий символ наступающей весны. Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников». О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало. Именно та весна, когда уже чувствуется, что скоро наступит лето. Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников».
В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова. «Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве. Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности59. За ними виднеется черное поле, серый горизонт.
По этому поводу высказывались разные версии. Но главное – птицы. Сохранился его печальный рисунок – могила девочки.
Картина Алексея Саврасова Грачи прилетели
Нашли, накормили, похмелили, отмыли, одели, сняли комнату – работай, Алексей Кондратьевич. По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». Картину «Грачи прилетели» показали на 1-й передвижной выставке и она была встречена с восторгом. Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги35. Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого.
А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света. По такому этюду не сделаешь картину. В серых тонах художник изобразил и избушки. – Чемзакончимсочинение. Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд. Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу. Это были деревенские мотивы.
Началось. Сочетание двух оттенков голубого в изображении неба показывает как бы борьбу холода и тепла, зимы и весны. Возможно, понимал – в традиционной живописи отца не превзойти, надо пробовать что-то своё.
Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. На них с шумом и гамом опускается стая грачей. В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели»17.
– Оденешь его – опять пропьет все. Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа.
– о чём напишем дальше. Глубокий снег еще лежал на всех улицах, толстым слоем ровнял овраги, когда художник приехал в город. От нее словно веяло пробуждением природы. Таким образом, картина кажется исполненной приглушенными красками, что лишь подчеркивает неизбежность будущей весны. А потом все-таки сбежит. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны.
Сочинение по картине Саврасова Грачи прилетели 2, 4, 8 класс
Всегда ему был по душе этот старинный русский город. Весной 1871 года художник совершил поездку в Среднее Поволжье, главным результатом которой и явилось создание картины «Грачи прилетели». – О чем вы будете писать вовступлении. О художнике Саврасове как о родоначальнике русского лирического пейзажа.
В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». Это скорее эскиз по памяти. В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше.
Художнику по моему мнению, удалось точно передать настроение того времени года. Справа на картине видна огромная лужа, образованная из растаявшего снега. Это скорее эскиз по памяти". Ведь он полотно назвал «Грачи прилетели. » – с восклицательным знаком, явно желая передать свои бьющие через край эмоции.
Эффект бескрайнего пространства
Некоторые исследователи творчества Саврасова полагают, что самые первые рисунки и этюды к задуманной картине могли быть исполнены художником в Ярославле или его окрестностях, незадолго до его поездки в Костромскую губернию1112. За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа62, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля8, через которые протекает река59— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина63. Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего.
На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев. Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11. По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». Это Алексей Моргунов (1884 – 1935).
Саврасов «Грачи прилетели»: описание картины
Но главное – птицы. Продолжим осматривать картину. Все еще низкое серое небо покрыто облаками. В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми. За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек8.
Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели». На самом же деле эта обыденность мнимая. Квартиру предлагал я ему нанять – а он свое: «Никаких. » – рассердится и уйдет. – Грачи прилетели.
ж – Троицкая церковь на кладбище Молвитина не простояла и тридцати лет. У известного русского композитора Петра Ильича Чайковского есть замечательное произведение «Времена года». Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова1516. Яркие живые краски в него вносит светлая церквушка, проталина с водой и чудом прорвавшийся луч света. Церковь же в живописи России всегда символизировала свет и добро. В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова».
В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника48. Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой и с воздухом и с деревьями, «а душа есть только в «Грачах». В ней, такой простой и внешне безыскусной, было пронзительно воплощено свойственное русскому человеку лирическое чувство, вот таким образом картину сразу и восприняли как олицетворение русской природы, всей деревенской России.
Творчество, заказы известных людей
К. Саврасов умер в возрасте 67 лет 26 сентября (8 октября) 1897 года в Москве в больнице для бедных на Хитровке. На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны27. Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа»613. Можно даже разглядеть поля и представить, что на них совсем скоро засеют пшеницу.
В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы»969798. Морозовым, судя по всему, в честь рождения от своей второй жены, знаменитой боярыни Ф. П. Вдалеке раскинулось черное поле. В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74. Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75. Первоначальные этюды к картине "Грачи прилетели" А. Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы.
Работа и страсть к путешествиям
Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова – это настоящий шедевр на все времена. Она оживает и кажется, что наступит завтра и будет лето. Саврасов настежь распахнул створки окна. Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи.
На переднем плане – рыхлый грязный снег. Кажется, что они мокрые от таявшего снега. Но я пришел и сонм грачей Взлетел, крича и весь он ожил.
Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41. Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73. Давайте же и мы по картине Саврасова Грачи прилетели, сделаем описание полотна.
На переднем плане полотна – снег. На картине также изображена часовня, только не понятно работает она или заброшенная. Саврасова в Молвитино. В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством»2728, а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще»2930.
Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»
По этому поводу высказывались разные версии. Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный». Морозовой, долгожданного наследника стольник С. В. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень8. Жена от потрясения слегла.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Это скорее эскиз по памяти». Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые.
Алкоголизм и увольнение с работы
Автор этой статьи Б. В. В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве316.
При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием». Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Внутреннему содержанию картины при внешней простоте соответствуют точно взвешенная композиция и виртуозная живописи избегающая внешних эффектов. Вот в правой части картины уже появилась проталина со стоящей в ней холодной водой. Деловитый грач под берёзой несёт в клюве веточку.
Прочитайте, какое описание дала ей искусствовед Н. Борисовская. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. И вот он на Волге, в Костроме. В целом образ старинной церкви написан Саврасовым очень тонко и проникновенно, с чувством уважения к памятнику сельской архитектуры и его строителям66. Молвитино»36.
Изображая грачей, автор пользовался черными, темными цветами. Саврасова «Грачи прилетели» мы видим уголок русской деревни с небольшой церквушкой, деревянным домом, нераспустившимися берёзами. Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок. Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73.
Несмотря на то, что полотно А. Саврасова было показано в окружении других пейзажей, оно сразу же привлекло всеобщее внимание. Картина «Грачи прилетели» была представлена в 1871 году на самой первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. И все же при появлении «Грачей» перед современниками неожиданно раскрывалось что-то новое, уже совсем по-иному говорящее о знакомом явлении. Но весна пришла, как приходит всегда, – неожиданно, сразу.
Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Как Алексей Кондратьевич там оказался – тоже любопытно. Была у мастера такая привычка – постоянно что-то рисовал, набрасывал.
«Грачи прилетели» : описание картины
Работа стала популярной и ее все хотели приобрести. Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41. Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже31655. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. Схватив палитру, так и не захлопнув окна, художник стал пристраиваться на подоконнике со своей работой.
Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. Перед вами авторское повторение 1879 года.
Какая простота. Родилось ещё двое сыновей. Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение»6.
Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго. Через несколько дней новорождённая девочка умерла. На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем»2526 и «Разлив Волги под Ярославлем»13. По такому этюду не сделаешь картину. Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины. Искусствовед также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12.
Этюды, эскизы, повторения и варианты
Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова. Здесь что-то смешанное: и покой и тревога одновременно. – что мы напишем взаключении. «Грачи прилетели» — картина, написанная человеком сильной впечатлительности, острой наблюдательности и вместе с тем художником огромного мастерства.
Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65. Церковь была построена в конце XVIII века. Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося. Сколько было таких сел в России. По мутному пепельному небу плывут облака. Необходимо основательно к этому подготовиться.
В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. А. Жемчужников «ГРАЧИ» Лесок дремал. Саврасов настежь распахнул створки окна.
Поездки оставляли глубокий след в его душе. Тихо здесь после Москвы и так легко, так свободно дышится. Это скорее эскиз по памяти.
27192)386. От нее словно веяло пробуждением природы. Не только потому, что вообще пришли времена новых исканий. Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи». От первого варианта оно отличается чуть более насыщенным цветом.
В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины. 30958)33878, поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака. Вот оно. А за ними по пригоркам, по оврагам лепится серая от времени, деревянная Кострома.
«Совсем старик спился Жаль беднягу, – писал Владимир Гиляровский. О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало. Однако, так как по высоте попковский иконостас не мог поместиться в четверике холодного храма, то проектом предусматривалось опустить пол на месте существующей солеи на 80 см ниже общепринятой его отметки. 40 Эта абсурдная идея, к сожалению, была претворена в жизнь: старинные чугунные плиты, покрывавшие пол на участке понижения, были выкинуты и на этом месте была выкопана яма гораздо более глубокая, чем предполагалось проектом.
В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова»53. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы – той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки. Первыми как правило прилетают грачи именно они и являются предвестниками потепления.
Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68. Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Картина произвела большое впечатление, как на обычных зрителей, так и на самих художников. Вчера еще все кругом было печальным и хмурым, а теперьПришла весна. Около них расположена старенькая, но работающая церковь.
Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы94. При работе над картиной Саврасов использовал сложную технику живописи, с применением цветного грунта, красочных слоёв разного цвета и фактуры, разнонаправленных мазков, а также лессировок и рефлексов70. В ней, такой простой и внешне безыскусной, было пронзительно воплощено свойственное русскому человеку лирическое чувство, вот таким образом картину сразу и восприняли как олицетворение русской природы, всей деревенской России. Ему пожаловали дворянство (под именем Комиссаров-Костромской), дали пожизненную пенсию, в его честь учредили особую медаль, выходили плакаты-лубки с описанием подвига, поэты (включая Н. Некрасова) посвящали ему стихи, он ездил по стране с банкета на банкет Слава оказалась тяжким грузом: Осип мало-помалу пристрастился к пьянству. Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины»46.
Обычный весенний немного сероватый день. Однозначно ответить нельзя. На переднем плане можно заметить двух крупных самок, которые деловито уселись на яйца и согревают их теплом своего тела. Иным грачей несносен крик А я его люблю, напротив. На картине нарисован обычный день, судя по всему время года, весна. Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73.
На среднем плане мы видим серое пятно. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. Картины Саврасова многим приходились по душе, благодаря им художник стал знаменитым в определенных кругах, многие к нему относились как к настоящему таланту, мастеру своего дела. Они очень созвучны с произведениями русских композиторов. Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы»8. Писал «Грачи прилетели» Саврасов в марте, в начале весны, что легко чувствуется по проталинам, ясному небу, отсутствию льда на реке и, собственно, по птицам, вернувшимся с зимовки. Мне очень понравилась эта картина, она пропитана жизнью.
Мягкий свет от косых лучей весеннего солнца падает справа налево, образуя лёгкие тени берёз на всё ещё белом, но уже немного потемневшем снегу61. Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине.
Сочинение-описание картины Грачи прилетели Саврасова для 2 класса
Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов44, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу»4546. Правда, костромской краевед Н. Зонтиков напоминает, что всё же родина Сусанина – Домнино, это в семи верстах от Молвитина и тоже места живописные. Таким же образом художник представил деревья – они имеют тусклый, мрачный и одинокий вид. При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием». Вот, дескать, ещё одно воплощение «немытой России». Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны. Саврасовъ.
Тихо здесь после Москвы и так легко, так свободно дышится. Уникальность и душевность полотна оценили и современники художника. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Через четыре года Саврасов стал академиком, а в 1857 году удостоился чести преподавать живопись в родном учебном заведении. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. Одним из таких отличий был горячий коричнево-золотистый колорит этюда, который, судя по всему, был написан в яркий солнечный день. Но, в конце концов, чего гадать.
Снег стремительно тает и начинают прилетать птицы из теплых стран. Под березами мы видим подтаявший, грязноватый снег. А известность картины началась немного позже, когда она была выставлена в Петербурге на выставке Товарищества передвижников. Что с таким делать.
В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина39. История написания картины. Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75. Второй план занимает изображение деревни. В результате «Грачи прилетели» Саврасова положили начало новому жанру в русской живописи – лирическому пейзажу.
Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Затем в 1882 году его уволили с работы. Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего.
Как Саврасов там оказался. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли. Похоронен он был на Ваганьковском кладбище.
Всегда ему был по душе этот старинный русский город. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы — той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки». Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. Он тусклый и потому не дает блики на свету.
«Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года8485. Весна – самое любимое время года Алексея Кондратьевича. Алексей Саврасов на картине «Грачи прилетели» изобразил окраину обычной русской деревни.
Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок». Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся.
Картину «Грачи прилетели» показали на 1-й передвижной выставке и она была встречена с восторгом. Но весна пришла, как приходит всегда, – неожиданно, сразу. Береза всегда имеет свой рисунок. Ученик шляпника Осип Комиссаров (родом из Молвитина) подбил руку с пистолетом. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе.
Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение»613. Ужаснее картину представить трудно. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели». Береза всегда имеет свой рисунок.
Описание настроения картины Грачи прилетели
Он был приобретён галереей в 1984 году7677. РЖ-627)90. Это же художник. Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым1516. Сколько звуков в этой картине.
Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы. – Из скольких частей он состоит. Именно передвижники сделали русскую природу основной темой своих пейзажей. Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. Обилие темных, тусклых красок в картине как бы подчеркивает обыденность пейзажа.
Всё это было граничит с творческим методом Саврасова, который, не будучи простым копиистом, мог в своих произведениях отступать от фактической точности изображаемых объектов64. Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер95. Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене32. «Грачи» – известный факт – запечатлели пейзаж костромского села Молвитино (см. Кажется, что смотришь на нее и она оживает.
Центральная группа берёз является основой композиции. Один из самых известных русских пейзажей – картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда. Описано несколько встреч, но сюжет один: какие-то люди (друзья, сам Гиляровский, некий заказчик) решили помочь художнику.
Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. Я помешал я их спугнул. Однако, это лишь поначалу. Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью»69.
Картина Саврасова Грачи прилетели
Б. В. Здесь и были сделаны подготовительные этюды и эскизы. В «унылом» колорите картины проглядывают, подобно первому весеннему лучу, оттенки розового, голубого, сиреневого, золотистого цветов, которыми выписаны бескрайние дали, высокое небо и возносящиеся к нему ветви деревьев. Саврасов считается основоположником лирического пейзажа в русской живописи, характерным образцом которого является и картина «Грачи прилетели». Молвитино – это достаточно далеко от Ярославля. Вот так жил и творил Саврасов.
Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12. Как они красивы». Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром. В 1871 году еще до прихода весны расстался Саврасов с городом. Искусствовед писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели». На картине А. К. По такому этюду не сделаешь картину. И становится тепло и весело на душе.
- Рядом расположены достопримечательности
Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть»48. На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. Туда Саврасов вряд ли доехал иначе обязательно остались бы какие-то наброски, зарисовки. (Вступление, основная часть, заключение). Напишем о своем впечатлении от картины, о том, какие чувства она у нас вызвала. Но в общем-то ему проще было быстренько, «на автопилоте», сляпать, например, повторение «Грачей» и чуть ли не на улице загнать кому попало за бутылку. Сломанные березовые ветки, следы животных и птиц видны под деревьями.
Но эта заурядность кажущаяся. Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине. Искусствовед писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». «Грачи прилетели» – полотно, которое открывает нам душу художника. В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв.
Саврасов входил в Товарищество передвижных художественных выставок. Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон. Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67. Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое.
Один тоже известен как яркий художник, но другого направления – входил в объединение «Бубновый валет», потом был сподвижником Малевича (правда, в советские годы пришлось перейти на сугубый соцреализм). Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23. Пейзаж изображает серую грязноватую весну.
В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. В следующем — 1872 году, Саврасову поступил заказ на создание копии картины. На них с шумом и граем опускается стая грачей. Несколько голых берез – кривых и изломанных.
Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ)17, а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка. Передний план картины открывает мне грачей, сидящих на оголенных деревьях.
Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны. Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу». Ожидание весны передано и красками. Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»93. По словам искусствоведа, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны». На них с шумом и граем опускается стая грачей.
Береза всегда имеет свой рисунок. С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта.