Апокалипсис Дюрер

Валентина, спасибо Вам за проделанную работу: описание «Апокалипсиса» Дюрера и представление его картин. Цикл Дюрера вызвал большое число подражаний, наиболее известным среди них стала серия из 28 гравюр к Апокалипсису Жана Дюве (1546 – 1555). Цикл Дюрера вызвал большое число подражаний, наиболее известным среди них стала серия из 28 гравюр к Апокалипсису Жана Дюве (1546—1555). Цикл Дюрера вызвал большое число подражаний, наиболее известным среди них стала серия из 28 гравюр к Апокалипсису Жана Дюве (1546—1555). По цельности, монументальности и эмоциональной выразительности «Апокалипсис» Дюрера – величайшее произведение Северного Возрождения.

Дюрер не стал показывать ужасы последних дней, о которых гласит текст Апокалипсиса. Наследие Альбрехта Дюрера ценно для нас тем, что донесло очищающую силу древней книги Библии «Апокалипсис», предсказания которой разворачиваются в современном мире. И – прибавим теперь биографический момент выставки – вы решили не ограничиваться «Апокалипсисом» Дюрера. Альбрехту Дюреру было всего 27 лет, когда он задумал «Апокалипсис». Цитата: NatkaZАпокалипсис пусть остаётся у Дюрера на гравюрахМечты, мечты.

Но так совпало, что сейчас открыта выставка гравюр Альбрехта Дюрера «Апокалипсис». Издание содержит 16 черно-белых гравюр на дереве из цикла "Апокалипсис" Альбрехта Дюрера, вводную статью и описание содержания гравюр. P. s В комментариях использваны материалы статей Н. Веденеевой к каталогу выставки Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV-XVII веков.

четыре всадника апокалипсиса альбрехт дюрер

Зритель не просто рассматривает графический лист, воспринимая все его части одновременно, но как бы «прочитывает» его, странствуя по гравюре как по географической карте. Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. Художник рисовал и друзей, знакомых, оставил прекрасный портрет своей старенькой матери. Ведь те пятнадцать листов, в которых Дюрер представил «Откровение» исполнены такой оригинальности, что по сравнению с ней все усвоенное на чужбине отступает на задний план и этот цикл не только сразу же выдвинул его на первое место среди немецких художников, но, как мы увидим далее, поднял на новую высоту и само немецкое искусство в общем контексте художественных устремлений европейских народов.

Во времена Иоанна Богослова мера была очень высокой платой за что-либо (с тех пор осталось и известное выражение расплатиться в полной мере). Второй – это мускулистый атлет, одетый в набедренную повязку гладиатора. Славу ей создали поразительная экспрессия и красота.

  1. Апокалипсис по Альбрехту Дюреру
  2. Гравюры Альбрехта Дюрера из цикла Апокалипсис или Откровение святого Иоанна Богослова
  3. Откровение Иоанна Богослова в интерпретации Альбрехта Дюрера
  4. Альбрехт Дюрер: дизайн "Апокалипсиса"
  5. Обольщение лентяя или Грезы доктора
  6. Явление Иоанну Христа и сути семи Церквей
  7. Святой Иоанн и двадцать четыре старца на небесах

По стилю и содержанию «Апокалипсис» разительно выделяется среди других частей Нового Завета, которые абсолютно лишены пафоса их стиль — литературных претензий, в целом им присущ характер спокойного, объективного повествования об имевших место событиях. Крестный отец и учитель Дюрера – самый знаменитый европейский книгоиздатель.

Это уже слишком близко, что-то интимное. В «Апокалипсисе» эта черта его искусства выступает на передний план столь же сильно, сколь и неожиданно в общем контексте европейского искусства того времени. Черный цвет его коня символизирует именно смерть, зло, опасность и разложение.

При жизни Дюрера серия несколько раз переиздавалась. Серп в его руках – орудие жатвы, символ грядущего суда Божия над грешниками. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. На гравюре «Четыре всадника» над землёй, подобные вихрю, несутся кони и под их копытами гибнут люди разных возрастов и сословий. Вся жизнь Дюрера была борьбой за обогащение духовной индивидуальности, которой он стремился подчинить все те значительные духовные импульсы и переживания, что предлагало его время: гуманизм и Реформацию итальянское и нидерландское понимание искусства, теорию и практику, красоту и многообразие жизни и природы. 19И посыпали пеплом головы свои и вопили, плача и рыдая: горе, горе тебе, город великий, драгоценностями которого обогатились все имеющие корабли на море ибо опустел в один час.

  1. Открытие пятой и шестой Печатей
  2. Четыре Ангела и поклонение Избранному
  3. Святому Иоанну дана книга откровений
  4. Женщина-Солнце и семиголовый Дракон
  5. Битва архангела Михаила с драконом

Однако его идеал человека отличался от образа абсолютного человека итальянского Ренессанса, ощущавшего себя «мерой всех вещей» и обладавшего высокой гармонией физического и духовного бытия. Присутствующие в книге образы апокалиптических всадников, вавилонской блудницы и др. Дюрер просто не дает нам читать, воздвигая перед глазами вертикальные картины и заставляя глаз двигаться сверху вниз, как по музыкальной партитуре для обеих рук. Хотя некоторые апокалиптические сюжеты всегда влияли на изобразительное искусство, однако полностью «Откровение» отразило лишь одно великое произведение искусства, это — гравюры на дереве Дюрера. Изображениями такого рода снабжались библейские тексты. Лист, в котором все охвачено безудержным движением, в котором так неистово взметнулись «готические складки» на плаще смерти, так безжалостно опускаются копыта на головы поверженных, должно быть, производил величайшее эмоциональное впечатление на современников Дюрера, веривших в могучие силы высшего мира В «Апокалипсисе» художника эти высшие силы восстали против власть имущих. Огненный дождь из небесных звезд падает на землю, осыпая гневом Господним весь род человеческий без разбора (Откр. 6:12–17).

Все гравюры первого издания отличались высоким качеством отпечатков. Эти символы, очевидно, были понятны современникам художника. Ангел указывает ему рукой на новый Иерусалим – прекрасный город, окруженный стенами с двенадцатью воротами, город обретенного мира, в котором «не будет уже ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4). «Откровение» оказало сравнительно меньшее воздействие на искусство, чем другие части Нового Завета.

  1. Зверь с семью головами и число его 666
  2. Апокалипсис» Альбрехта Дюрера – шедевр европейской обрезной гравюры
  3. Традиции толкования образов четырех всадников Апокалипсиса
  4. О жизни и творчестве выдающихся художников

аллилуия. Так «Апокалипсис» стал первым великим немецким произведением искусства нового времени и одновременно произведением искусства sui generis, проповедью лютеровской глубины и красноречия, созданной до Лютера в нем дух обращается к духу, это — произведение, к которому абсолютно неприложимы другие критерии, масштабы немецкого искусства того времени, но лишь его собственные. Как следствие этого развития, в ходе которого совершилось не меньшее очеловечивание искусства, чем в нидерландском и итальянском искусстве, хотя и совсем по-другому и вырастает «Апокалипсис», с той лишь разницей, что в нем индивидуальный гений в одном произведении искусства воплотил то, что до той поры в большей или меньшей степени было присуще широкому и более или менее однообразному потоку произведений, также как и шедевры Шекспира возникли на основе работ малозначительных авторов.

«Апокалипсис» Дюрера был воспринят современниками не только как символ судьбы человечества, но и как олицетворение их собственных страданий и надежд. Знаменитая гравюра «Четыре всадника» иллюстрирует грозное пророчество Иоанна Богослова о бедствиях последних времен: войне, голоде и смерти. 5И взял Ангел кадильницу и наполнил ее огнем с жертвенника и поверг на землю: и произошли голоса и громы и молнии и землетрясение. 6И семь Ангелов имеющие семь труб, приготовились трубить. Васнецова Воины Апокалипсиса.

  • Также нашу рассылку вы можете получать через
  • Еще по теме «АПОКАЛИПСИС» ДЮРЕРА
  • Гравюра "Четыре всадника Апокалипсиса", которую написал Альбрехт Дюрер для Библии

И эти образные элементы он соединяет в композиции, которые можно было бы охарактеризовать как зримые видения и фантазии, они основываются скорее на свободных картинах, явленных воображению, чем на наблюдениях земного мира, так что перенесенное в чувственную сферу содержание «Апокалипсиса» опять-таки соединяется в образы, опирающиеся не на реальные ситуации и взаимосвязи, но на возникающие силой воображения. Но Дюрер – автор и живописных полотен. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Среди гравюр – серий «Большие страсти», «Жизнь Марии» и отдельных работ – наибольшую известность приобрели «Рыцарь, Смерть и Дьявол» и «Меланхолия».

Апокалипсис по Альбрехту 
Дюреру

Точно также падет Вавилон, город греха и с ним блудница, пока еще обольщающая людей. 6: 7–8). Почему он турецкий. «Апокалипсис» пророчествовал о Втором пришествии Христа на землю, о Страшном суде, на котором всем воздастся «по делам их».

Подобно Леонардо да Винчи, на них он предстает как своеобразный идеал гуманиста, человека мудрого, глубоко эрудированного, тонкого, своеобразным «златокудрым ангелом Возрождения». И если условия жизни нарушается искусство умирает. Самые разные. Следующий проект я бы хотел сделать по «Пляскам смерти». Один из палачей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло.

Один ангел низвергает принесшего несчастья змея древнего, черта, в бездну, а другой показывает Иоанну не небесный рай, как в тексте «Откровения», но царство небесное на земле, красивый небесный город, врата которого стережет ангел мира. Дюрер проиллюстрировал «Апокалипсис Иоанна». В отечественной традиции наиболее грандиозным многие считают полотно В. М.

Так, впервые в истории изобразительного искусства осовременивая канонические образы, художник лишает их ореола святости. Вверху листа парит белый ангел. В центре композиции гравюры «Низвержение Сатаны в бездну.

В верхней части листа появляется ангел с жерновом, который он готовится бросить в море. За какие-то 8-10 лет (а Дюрер начал заниматься лет с 13) культурная элита дает молодому человеку столько, что он был буквально переполнен общением с мастерами и живыми событиями эпохи. И вот таким образом уже нет страха, можно посмеяться, можно пошутить, уговорить смерть.

Мы сознательно показали не все, чтобы было выразительно и ярко. В тексте «Апокалипсиса» трудно проследить за нитями повествования, это — в большей мере поток бессвязных ужасающих видений, чем ясно развивающийся рассказ. В последующее время он создал более или по меньшей мере столь же значительные работы, но никогда более — произведение, до такой же степени исполненное страстности и юношеского воодушевления определенной идеей, как «Апокалипсис». 2И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом и дано им семь труб.

В честь Дюрера назван кратер на Меркурии. Мировой переворот касается не только земли, но и неба. Боязливо косятся на нее паж и дама.

Его костлявое и безжизненное лицо похоже на маску. Горит столица антихристианского царства, осужденная на казнь Божьим судом. Собирать гравюру нелегко.

И я сделал выставку «300 лет Романовых». Каббалистическая трактовка числа 4 (хезед) означает величие, власть, стихийное начало и одновременно – милосердие. 20Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки ибо совершил Бог суд ваш над ним.

Но эти чары скоро будут разрушены. Всадник этот именуется «Верным и Истинным, Который праведно судит и воинствует» (Откр. 19:11). Книгу, содержащую Божественную тайну о спасении человечества и о судьбах мира, Иоанн должен непременно съесть (Откр. 10:8–10). В Государственном Музее архитектуры им.

И от престола исходили молнии и громы и гласы и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» (Откр. 4: 2–5). Этот биографический момент был очень важен.

В 1495 Дюрер снова возвращается в родной город и в течение последующих десяти лет создаёт значительную часть своих гравюр, ставших сейчас знаменитыми. В 1505 Дюрер снова едет в Италию. В 1520 художник предпринимает путешествие в Нидерланды, где становится жертвой неизвестной болезни, мучившей его затем до конца жизни. В последние годы жизни Альбрехт Дюрер уделяет много внимания усовершенствованию оборонительных укреплений, что было вызвано развитием огнестрельного оружия. Дюреру было двадцать пять лет, когда он начал работать над гравюрами к «Апокалипсису». С одной стороны, это может быть Макс Гигер, Ларс фон Триер и Мэл Гибсон, конечно – они явно продолжают писать натуралистическую (исторически или фантастически) «книгу наказаний». Ведь и его «Апокалипсис» был революционной песней и также направленной против Рима.

Самая известная гравюра серии— «Четыре всадника Апокалипсиса». Художник расположил всадников по диагонали. Дюрер создавал свои шедевры "Апокалипсиса" в эпоху подъема Северного Ренессанса.

И вот эта жизнь искусства среди людей очень интересна. Так религиозная тема обернулась политическим памфлетом.

В руке он держит меру (весы) и имя ему – Голод. Ибо не может быть никакой свободы в работе без знаний Вот таким образом необходимо научиться искусно измерять», – так излагал впоследствии Дюрер научные основы искусства в своем трактате «Четыре книги о пропорциях». ибо в один час пришел суд твой. Презрительное и упрямое выражение застыло в глазах крестьянина. Развитие в этом направлении можно наблюдать в Германии в течение всего пятнадцатого века.

Именно эти рисунки легли в основу гравюр серии «Апокалипсис» и сделали их уникальными в своем роде. Надо сказать, что в эпоху Ренессанса отнюдь не все хотели ставить автограф. В этом пейзаже ясно ощущаются отголоски итальянских впечатлений Дюрера. Все это в комплексе представляется влиянием протестантизма. «Апокалипсис» святого Иоанна можно было бы назвать тенденциозным произведением, его основная мысль примечательно соприкасается с тем, что в размышлении над религиозными вопросами угнетало как Дюрера во время возникновения этого цикла, так и многих его современников.

В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером). Верность природе является одной из составляющих основ всего творчества мастера. В своем труде Руководство к укреплению городов, замков и теснин, выпущенном в 1527 году, Дюрер описывает, в частности, принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея. Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге. Дюрер составил первый в Европе магический квадрат изображённый на его гравюре «Меланхолия» (см. Мы как будто бы слышим устрашающее бряцание его весов, так же как слышны топот копыт, шумное дыхание животных и последние крики оцепеневших в ужасе грешников. Так, в 1521 году, получив во время своего нидерландского путешествия ложное известие о смерти Лютера, он пишет в своем дневнике пламенные слова против курии, убивающей истинное христианство, высасывающей из него кровь и являющейся источником неправедной жизни, недвусмысленно ссылаясь при этом на «Апокалипсис». 3И из дыма вышла саранча на землю и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.

Так великое. Таким, с точки зрения некоторых христианских мистиков, будет первый этап разрушения тысячелетнего Христова Царства (которое началось в день смерти Спасителя на кресте). Почему-то именно глядя на листы Дюрера, представляешь о том, как хор праведников поет песню, которую никто доселе не слышал и никто, кроме них исполнить не может. В символических образах всадников художник изобразил войну, мор, суд и смерть. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии.

Его не трогают страдания и ужас людей. – Только вдвоем. Это ловушка, которая погубит тебя. Тогда же прольется кровь мучеников, которые будут ревностно бороться с врагами веры. С «Апокалипсисом» же просто повезло. В левом углу в плаще стоит внимательный наблюдатель (возможно, Дюрер изобразил себя).

Весы в его руках – это знак неправедного правосудия. Художник изобразил всадников едущими друг за другом. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Это безумно разнообразный материал.

За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города. У меня на столе лежали отчеты инспекторов двухнедельной давности. Все события – на уровне одного поколения и Дюрер окунается в эту среду, в которой турки уже «за окном» и вот этими личными впечатлениями проникнуты все его работы того времени и весь «Апокалипсис». За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города. В гравюре на дереве он достиг невиданной доселе художественной выразительности. Ajtsi, от названия села Айтош, от слова ajt — «дверь»), он буквально перевёл на немецкий как Threr впоследствии она стала записываться как Drer.

И было много казусов, настолько забавных, что там Хармс. 9И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. Она помогла атрибутировать нескольких авторов.

Никто из них не избежит положенного наказания. При сравнении некоторых композиций «Апокалипсиса» с произведениями других граверов, предшествующими его созданию, обращает на себя внимание отсутствие у Дюрера плоскостного геометрического орнаментализма, который составляет главное очарование работ Неизвестного художника конца XV в. Особое отношение к проблемам объемности и глубины сформировалось в творчестве Дюрера под влиянием итальянского искусства. И знаете, процесс продолжается: дня три назад обнаружился лист к сцене о том, как св. И перед этой сферой отступает и правда факта и разочарование в человеческой природе и голливудский «мармелад». Гравюра «Битва архангела Михаила с драконом» является одной из самых прославленных гравюр «Апокалипсиса». Даже ГДР оставила себе книги в качестве памятника и издавала «Апокалипсис» репринтом сумасшедшего качества.

«Ибо пришел великий день гнева Его и кто может устоять. » 7-й лист. Целая стопка. Который также парадоксален.

Поначалу отец старался увлечь сына ювелирным делом, но обнаружил у сына талант художника. 17И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. Свершилось все так, как это было угодно Богу, Который есть Альфа и Омега (Откр. 21:6–7). В руках старик держит трезубец. Их вешали на мокрые стены, они портились их снимали и вешали новые.

И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. «Иоанн перед Богом и двадцатью четырьмя старцами» – иллюстрация к четвертой и пятой главам., в Откровении появляются всадники Апокалипсиса. Это лист из «Нюрнбергских хроник» Х. Шеделя, 1493 года. По своим размерам ксилографии Дюрера соответствуют самостоятельным станковым листам.

И он издавался во время Первой мировой, Веймарской республики, Второй мировой и после войны. 3И вторично сказали: аллилуия. В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером).

Именно Альбрехт Дюрер первым из немецких художников открыл итальянское ренессансное искусство, впервые в Германии воплотил собой новый тип художника-ученого, столь характерного для эпохи Возрождения, разработав теорию пропорций человеческого тела и линейной перспективы в искусстве (трактаты «Руководство к измерению», «Четыре книги о пропорциях»). Но это же соседство, в свою очередь, вызывало сильное стремление противопоставить мощному импульсу исходившему из колыбели европейского Ренессанса, свое, национальное. 2Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения. Цвет его коня и меча (их еще называют красными и пламенными) традиционно символизируют кровь, пожирающий огонь, эгоизм, невоздержанность, жестокость, различные мощные животные инстинкты в человеке.

Люди, отвергнувшие Христово учение, погрузятся в пучину душевной и социальной смуты, которые будут сопровождаться продолжением природных катастроф. К ним является с востока иной Ангел, держа в руках распятье — «печать Бога живого». Квадрат Альбрехта Дюрера). Источник этого родства заключен в том соотношении между искусством и проблемами бытия, основы которого были заложены в Германии как раз на рубеже пятнадцатого и шестнадцатого веков, которое сохранялось в Германии и позднее, вплоть до настоящего времени. Одной ногой Ангел стоит на море, другой – на земле.

Первые два издания на немецком и латинском языках вышли в 1498 году. Мера долготерпения Божия закончилась, настал час воздаяния.

Вообще немного нужно людей, чтобы искусство зажило. 4И узрят лице Его и имя Его будет на челах их. И вавилонская блудница превращается для Дюрера в современный ему Рим.

1И взглянул я и вот, Агнец стоит на горе Сионе и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. Эти события порождали чувство отчаяния, духовного смятения и ощущение приближающейся мировой катастрофы, как отражение этих настроений и возник «Апокалипсис». В 1495–1500 гг. У меня как раз такой увели, очень жалею.

Эта печать, что лежит у ног Ангела, означает твердость решения и надежность охраны. 14Я сказал ему: ты знаешь, господин. Он создал данный сюжет для росписи киевского Владимирского собора. Смерть не щадит ни мужчин, ни женщин, ни мирян, ни священников. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди.

В небесах же, на белых облаках восседает «подобный Сыну человеческому» в золотом венце на голове, с острым серпом в руке. Дюрер не затушевывает ирреальный характер видения, но, напротив, подчеркивает его. Вавилон в изображении Альбрехта Дюрера — это папский Рим.

Большинство из них имели устоявшуюся мифологическую основу. К сидящему с серпом обращается Ангел, как вестник предопределенного Божьего повеления: «пусти серп твой и пожни, так как пришло время жатвы ибо жатва на земле созрела» (Откр. 14:15). А. В. Щусева в здании «Аптекарского приказа» открылась выставка гравюр великого художника Альбрехта Дюрера (1471-1528). Начнется эпоха ересей и гонений на Церковь.

Так «Апокалипсис» Дюрера становится не просто циклом иллюстраций, но по меньшей мере самостоятельным поэтическим произведением, представленным в зримых образах, в котором Дюрер художественно выразил свое собственное понимание важнейших духовных проблем эпохи, так что в этом соединении реальности и мечты, правды и поэзии можно увидеть почти что текст автора о себе, как в произведениях современных писателей. Святой Иерусалим, сходящий с неба, – дар Божьей любви обновленному человечеству. Жить Дюреру довелось в кровавую и противоречивую эпоху, когда по Германии распространялось учение великого религиозного реформатора Мартина Лютера, бушевали крестьянские восстания. Например, справочник Тима Беккера, вышел в конце XIX века. Кто-то, как и Дюрер, создает в одном кадре сферу, памятуя богооткровенное «Я – Альфа и Омега».

Его называют Войной (Бранью), он послан взять мир с земли и чтобы убивали друг друга (Откровение 6:4). Но вместо цвета Дюрер прорисовывает на доске глубокую, экспрессивную, светотеневую линию. Этот символический образ Иисуса на коне с мечом – есть аллегорическое изображение Страшного суда и всемогущества Христа, Который только один и может носить имя Царя царей и Господа господствующих (Откр. 19:16). И это также является чем-то новым. Конечно, не надо думать, что Дюрер сознательно использовал традиционные образы для актуальной «пропаганды».

Художественное повествование развивается в трех планах. За всеми четырьмя по пятам стремится в мир сам ад в виде ужасного зубастого зверя. Такое землетрясение.

В поисках способов наиболее правдивого отражения окружающего мира Дюрер реформировал традиционную манеру гравирования по дереву, введя в ксилографию приемы использовавшиеся в гравюре на металле. Фигура Ангела, неотделимая от фона, венчает изображение. Язык «Апокалипсиса» был сложен, в первую очередь, потому, что перевода на немецкий язык тогда не существовало. Ноги его – как столпы огненные. Одна была очень забавная.

За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города. В его руке – связка ключей, среди которых выделяется самый большой – ключ от бездны. «Апокалипсис» же, напротив, как никакое другое произведение мировой литературы, переполняет страстно необузданная и частично, без всякого сомнения, намеренно мрачная фантазия: образ громоздится на образ, символ на символ, видение на видение и все это написано неистово взволнованным и благодаря этому временами властно увлекающим языком: древний иудейский профетизм доходит здесь до страшных лихорадочных видений.

Агнец-Христос по очереди снимает с Книги Жизни семь печатей. Появляются четыре всадника — мор, война, голод и смерть, которым дана власть «над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом и мором и зверями земными» (Откровение 6:8). И небо скрылось, свившись, как свиток и всякая гора и остров двинулись с мест своих». Каждый день приходила информация и мы должны были ее обрабатывать. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Откровения пришли к нему в период его ссылки на остров Патмос в Эгейском море. В это время в его родном городе Нюрнберге граждане обсуждали вопросы науки и искусства, лучший друг Дюрера как раз тогда переводил "Апокалипсис" с латыни на немецкий, а Эразм Роттердамский уже написал некоторые свои знаменитые книги, они широко распространялись и обсуждались.

Самая известная гравюра серии – «Четыре всадника Апокалипсиса». Не так давно я открыл для себя «Большую Библию Мортье» 1700 года. Альбрехт Дюрер – один из выдающихся мастеров эпохи Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека», которого часто называют «Северным Леонардо да Винчи». Мы – очевидцы, вброшенные в Откровение подобно святому. Прямо в пасть к Левиафану, символизирующему врата ада, падает император в короне. Я состою в попечительском совете Тарусского краеведческого музея (у меня там дом в деревне).

А ведь он создан черными линиями на белой бумаге. ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Пророчества «Апокалипсиса» становились в Европе особенно актуальными в неблагополучные периоды, во время войн, эпидемий, неурожаев.

И дым ее восходил во веки веков. Вот таким образом не случайны в творчестве мастера мотивы гибели человечества, страшного суда, мысли о смерти. Под ногами коней падают в прах жалкие люди: крестьяне, горожане, правители, монахи.

Особенно часто он писал автопортреты. Основная мысль, однако же, ясна и проста: тяжелые испытания человечества под гнетом ужасающих потрясений и распад разъеденного разложением и грехами Рима, причины этих бед это — песнь исполненная ненависти к угнетателям и властителям мира, соединенная с аллилуйей в честь окончательной победы истинного и единственного Господа. Он был истинным гуманистом своего времени.

Толкующие Библию считают, что еще одно значение черного в ней – это бездуховность. Прежде чем мы обратимся к иллюстрациям, следует сказать несколько слов о тексте. Второй полон ярости и стремительно скачет вперед. Именно этот драматический момент запечатлен на гравюре Дюрера. Кроме того, в Святом Писании всадники обозначают земную царскую власть.

Меч – оружие, которым Он побеждает, – Его слово. Третий всадник худ и имеет пепельный цвет. Весь город спал вдвоем, а те, кто не спал, умирали.

За смертью следует ад в образе чудовища с разинутой пастью, поглощающего всех без разбора затоптанных конями людей. Этот Ангел, завершающий своим действием победоносную борьбу христианства над дьяволом изображен Дюрером скромным и честным исполнителем воли Божьей. Сейчас же глаз напряженно следит за толпой, творящей дела праведные и неправедные.

Великое землетрясение происходит после снятия шестой печати. Ибо твои возможности ничтожны по сравнению с творением Бога. После того, как Дюрер однажды находит нужный тон, картины возникают одна за другой. Популярность их была поистине необыкновенна. Уже приближается второй, чей голос возвещает: Вавилон, великий, пал и город пылает.

Мне хотелось показать все эти личики, меня поразило то, что в таком небольшом городе никто не видел гравюр, не видели карт России (а я дал еще и карты XVII-XIX веков). Вместо равномерного контура и заполняющих его параллельных штрихов (как например, в гравюрах его учителя Вольгемута) он стал применять утончение и утолщение линий и гравировку по форме разнообразными штрихами, что усложняло, безусловно, работу резчика, но создавало ощущение большей жизненности, подвижности, естественности и придавало гравюре выразительный живописный эффект. В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером).

При этом серийность изображений предполагает отношение к ним как к колоссальной книге, чтение которой приравнивается к «путешествию». Дюрер изображает Солнце и Луну со скорбными человеческими лицами. По церковному преданию, авторство «Апокалипсиса» приписывается евангелисту Иоанну Богослову, которому во время его ссылки на остров Патмос в Эгейском море было видение (откровение) о конце мира и судьбах человечества. Его отец, Альберехт Дюрер-старший, был золотых дел мастер, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг.

Но «Апокалипсис» показывает нам, что это восприятие по меньшей мере лишь частично отвечает историческому положению дел. 8И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый виссон же есть праведность святых. Дюрер был живописцем и графиком, математиком и инженером, написал несколько трактатов по теории искусства и точным наукам, оставил после себя одну из первых в истории западноевропейской культуры автобиографий. Гравюр сохранилось не так много – почему. Мастер помещает две монументальные фигуры, представляющие Господа на престоле и Иоанна Богослова, в своеобразную «ротонду» из светильников, тем самым сообщая изображенному пространству архитектурность, свойственную живописи итальянского Возрождения.

Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. Не против Рима императорского, но против папского Рима. Отделенное причудливыми облаками от земного мира, там высится мощное строение, врата его распахнуты языки пламени вырываются наружу и образуют кольцо вокруг того изображения, в котором все резко контрастирует с реальностью, там — окруженная небесными хорами мандорла, старые средневековые образы и представления, нереально, фантастически сжатые в идеальном пространстве — и с этим видением связан пророк, приближающийся к Трону Господню, чтобы услышать то, что ему надлежит совершить. И, в то же время, планы полнолистной гравюры максимально приближены к зрителю.

Лучше, чем Триеру – ибо вера в божественность человеческой природы. На выставке представлена знаменитая серия гравюр «Apocalypse», которая является наиболее выдающимся творением великого мастера. Графический язык листа «Четыре всадника» поражает разнообразием и изощренностью орнаментального узора штрихов. Малая часть земли, показанная на этом листе – «часть за целое», обозначает для Дюрера и для его зрителей вообще всю ведомую им землю. В западной историографии существует мнение о том, что Ренессанс как таковой, с его возрождением идеалов античности, чужд германской культуре (об этом писали Б. Вернер, Г. Вейзе, Ф. Винклер, Э. Гейдрих, К. Нейман). Дюрер изображает вестника Бога буквально так, как он представлен в тексте.

Приглядевшись к листам, увидим мерцающие оппозиции, составляющие фрактальный калейдоскоп. Он благословляет грозное апокалипсическое войско. Пятнадцать гравюр из серии «Апокалипсис» к книге «Откровение Иоанна Богослова» принесли Альбрехту Дюреру невиданную славу еще при жизни.

Роль искусства в духовной жизни была там принципиально иной, чем на Западе и в Италии. И все это великолепие является тиражным товаром, продуктом индивидуального бизнеса. Языки пламени вздымаются до небес. Образы в «Откровении» заимствованы изветхозаветных пророчеств, что подчёркивает преемственность ветхозаветного и новозаветного учения.

Пожалуй. Этот своего рода «холодный подстрочник» потерял и Дюрерову линию – техника больше не позволяла строить с помощью линии светотень и драматизировать образ, а тот, в свою очередь, выглядел либо маньеристски-легковесно, либо барочно-перенасыщенно неоправданными деталями, либо назидательно (скажем, на одном из листов Вавилонская Блудница изображена в папской тиаре). Поскольку приближается дата конца света (не буду ее называть, чтобы не травмировать несведущих), то я советую всем, кто интересуется этим вопросом, постараться посетить эту выставку, но предварительно прочитать эту статью, ДАБЫ ВСЕ ПОНЯТНО БЫЛО.

Еще мгновение и дьявол будет низвергнут в преисподнюю и запечатан большой печатью. При этом необходимо учесть, что символика образов Откровения очень многозначна.

«Апокалипсис» (по-древнегречески – откровение, пророчество) – последняя книга Нового Завета, написанная во второй половине I в. н. э. Особенно ясно это становится в изображении вавилонской блудницы. Перелистав страницы «Апокалипсиса» Дюрера, мы видим, как агнец, приблизившийся к трону, на котором восседает Бог, начинает одну за другой срывать семь печатей с лежащей у него на коленях книги. Только Богу. Вторая печать – всадник с большим мечом на рыжем коне. Переход от Средневековья к Ренессансу в Германии затянулся почти на целое столетие. В Откровении всадники являются Божьими орудиями, несущими в том числе гнев и наказание.

Четыре карающих Ангела, стоящие «на четырех углах земли», остановлены повелением свыше. Новаторство мастера проявилось в создании оригинальной «сценографии» произведения. Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. Тем не менее было бы неверным попытаться объяснить стиль «Апокалипсиса» как последнюю вспышку средневекового духа.

Первый план организован в виде многофигурной фризовой композиции. 4Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. 19Итак напиши, что ты видел и что есть и что будет после сего. Дюрер запечатлел Иоанна в момент поедания книги.

Уоттс, А. Беклин и др. «Апокалипсис» изначально – книга для чтения, канонизированный сравнительно поздно, она не участвует в литургической практике и в ее авторстве многие сомневаются. На других лицах написаны робость испуг или протест.

и вот конь бледный и на нем всадник, которому имя смерть и ад следовал за ним» (Отк. Апокалипсис (лат. Истина «Апокалипсиса», говорил он, заключается не в уничтожении сущего, как часто толкуют многочисленные оракулы, а в возвращении к жизни без греха, к Богу, единому началу и одновременно цели бытия. И не только потому, что отличался привлекательной внешностью. Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. После того, как вскрыты первые четыре печати и тетраморфы (крылатые создания с лицами человека, орла, льва и быка) крикнули свое Иди и смотри. Клубятся облака, ограниченные нервными контурами пульсирующих линий.

В дни жестоких потрясений, в 1498 году Дюрер создает свой «Апокалипсис» – пятнадцать большого размера гравюр на дереве, которые он с невероятной для того времени смелостью населяет персонажами, одетыми в костюмы его эпохи. Этот приём художника обеспечил огромный успех серии гравюр. Особенно удались ему «Четыре всадника», несущие миру войну, мор, голод, тотальное уничтожение. Титульный лист был тогда только текстовым, без гравюры. И тогда появится Иисус на белом коне и обратится к вам: «Я брат ваш и раб подобно вам».

И все это передает он черными точнейшими штрихами. » В гравюре «Четыре всадника», пересекая по диагонали лист, во весь опор несутся страшные кони. Но его содержание отнюдь не сводится к картинам катастроф и гибели всего мироздания. Слева восседает на троне императорДомициани его придворный с мечом, оба одеты турками (так в то время принято было изображать враговХриста). Каждый лист имеет монограмму художника. Ему удается балансировать на грани сакрального и документального куда лучше, чем Гибсону в одноименном фильме – ибо ни натурализма, ни пошлости.

Первый из них исступленный и безжалостный, разрушает все вокруг себя. И вот на людей обрушиваются страшные бедствия. Судите сами: похоронная процессия едет по Кавказу и падает в пропасть.

«Апокалипсис» играет особенную роль в творческом развитии Дюрера. Да, тут можно говорить не столько о гении северного Возрождения (это уже аксиома), сколько о молодом человеке, легко впитывающем, перерабатывающем информацию и стремящемся отлить это все в собственную, новую форму. Дни люди проводили в убийствах, ночи — в страхе и тревоге: пишет современник. И поскольку смерть была совсем рядом, а жить хотелось, мертвец был каким-то «соседом справа», с которым можно было даже и поговорить.

Это, например, М. Мериан, Ж. Коломб, Б. Уэст, М. Врубель, К. Карра, М. Шмакофф, Д. Ф. И не случайно отклик Дюрера был столь живой и яркий – он также жил в бурную эпоху. Может быть.

Иллюстрации Дюрера к «Апокалипсису», созданные накануне начала движения Реформации в Германии, уже проникнуты её духом. В нем нет ни тени славы и величия. Иоанна варят в котле.

Сейчас, скажем так, не век гравюры. Когда искали «спутников» к каждому листу, начали с 5-6 листов, а потом началась какая-то везуха и удалось найти практически все. 4И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. Не «не должен», а именно «не может». Новый Иерусалим» – Ангел, держащий на цепи дракона.

Блудница Вавилонская трансформируется в Пречистую Деву Иерусалимскую. Третья печать – всадник на вороном коне. Художник переносит действие в своё время. Самые фантастические сцены приобретают на гравюрах Дюрера реальный земной смысл. Ведь заканчивается «Апокалипсис» не картиной всеобщей гибели, а описанием Нового Иерусалима. В рисунках это выражается еще отчетливее, едва ли не все без исключения они были созданы во имя этих объективных целей, стоящих за пределами субъективной душевной жизни, в то время как в рисунках и гравюрах Дюрера на протяжении всей ero жизни мы можем увидеть неисчерпаемое многообразие точек зрения, непрерывный диалог с самим собой и с окружающим миром.

Ну что вы, мертвецы – самый безобидный народец. Он удивляет одновременно реализмом Иоанновых пяток и разнообразием семи сказочных светильников, предвосхищая «Алису в Стране Чудес». Сценка комическая, а вовсе не трагическая.

Дальше его традицию продолжала живописная игла Рембрандта. По другому предположению, он – Святой Дух, несущий учение веры людям. Лицо Ангела подобно солнцу излучает лучи. Так «Апокалипсис» Дюрера стоит между двух эпох, являясь завершением одной и вводя в другую, связуя предшествовавшее Ренессансу и то, что должно было за ним последовать.

Оно же как человек. Пугающие, несоразмерные человеческому бытию явления, описанные в Откровении, дали повод связывать слово «апокалипсис» исключительно со страшными бедствиями и катаклизмами.