Арчимбольдо Джузеппе Флора
Человеческий портрет, состоящий из цветов – так можно охарактеризовать работу Джузеппе Арчимбольдо под названием «Флора».
В его композициях зритель встречал много новых, лишь входивших в обиход изображений малоизвестных ранее животных (например, тюленя, спрута и др. ) все они выписаны тщательно и безошибочно, как на иллюстрациях ко всякого рода «Описаниям» и «Театрам», распространявшимся тогда по всей образованной Европе вместе с картами далеких городов и стран. В эпоху Ренессанса при дворах европейских монархов было принято устраивать праздники, турниры и т. п. — яркие и торжественные, они надолго запоминались современникам. Интересна деятельность Арчимбольдо как «Мастера Празднеств». Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода.
Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Существует версия, что росписи в церкви св. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Так американский художник и кинорежиссерФилип Хаас (Philip Haas)в 2012 году создалхудожественную инсталляцию«Времена года», ставшая скульптурной переработкой цикла картин итальянского художника. Каждая из четырех скульптур, размером 4, 5 х 4 х 3 метра, состоит из разнообразных природных форм – цветы, плющ, мох, грибы, овощи, фрукты, деревья, кора, ветви, листья – вместе образующих портреты людей. Инсталляция «The Four Seasons» олицетворяла собой Зиму, Весну, Лето и Осень.
- Описание картины Джузеппе Арчимбольдо «Флора»
- То, что время пощадило, то, что память сберегла
- «Смешные картины» Джузеппе Арчимбольдо (1527 — 1593)
- Овощные картины Джузеппе Арчимбольдо и скульптуры Филипа Хааса
- Невероятные картины Джузеппе Арчимбольдо
- Вакханалия природы в полотнах Джузеппе Арчимбольдо
С восхищением писали современники и о его рисунках, подаренных Рудольфу II (тетрадь со 150 рисунками хранится во Флоренции в галерее Уффици) и об оригинальной формы лютне, придуманной Арчимбольдо для Кунсткамеры Рудольфа II. При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569). Обе эти серии (составляюшие по Аристотелю «Универсум») символизируют связь микрокосма с макрокосмом, т. е. Сначала картина висела так, чтобы можно было видеть прежде всего натюрморт. Некоторые историки искусства считают произведение портретом самого Максимилиана II.
С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе.
- Краткая биография Джузеппе Арчимбольдо
- 15 малоизвестных фактов об удивительных портретах Джузеппе Арчимбольдо
- Портретные натюрморты от Джузеппе Арчимбольдо
- Картины — Арчимбольди, Джузеппе
- Причудливые иллюзии в картинах 16-го века художника Джузеппе Арчимбольдо
- Средневековый сюрреалист Джузеппе Арчимбольдо
Короче, разносторонний художник. Арчимбольдо творит фантастику из повседневности: в сумме нечто иное, чем обычное сложение частей (Социолог Ролан Бартес). Он создает фантастический мир, не поддающийся классификации, черпая с подросткового возраста идеи в набросках живописных голов Леонардо да Винчи. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. победитель – одна из аллегорий на императора, – украшен орденом Золотого Руна (родового знака принадлежности к австрийскому дому). Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать". Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Плоды здесь сочетаются с пушками, что напоминает о венгерских войнах Габсбургов.
Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. В начале 1550-х гг. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением.
- «Садовник», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины
- живопись фото архитектура анимация
- Фантастический иллюзионизм Арчимбольдо Джузеппе
- Художник Джузеппе Арчимбольдо ( )
- Самое интересное в виде мозаики
- Рабочие моменты Джузеппе Арчимбольдо
- Разносторонность интересов художника
Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. Максимилиан II, по характеристике историка Т. Грановского, «принадлежал к числу тех благородных умов и характеров, которые не часто встречаются в век, волнуемый религиозными страстями и фанатизмом». Император Рудольф II в 1580 году пожаловал Арчимбольдо дворянство.
Тема картины «Зима» выражена в образе старика, кутающегося в сплетённую из соломы накидку. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. Какое расхождение с имперской статью героя и какое мужество для той эпохи.
- Аллегория в портретной живописи
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Занимательный мир Галины Старостиной
- Необычайные картины Арчимбольдо
- Другие картины Джузеппе Арчимбольдо
- Джузеппе Арчимбольдо: самые популярные картины (топ 12)
Хотя в литературе часто можно встретить утверждения, что художника пригласил его давний почитатель — император Фердинанд I, в действительности, судя по архивным данным, своим приглашением в Вену художник обязан Максимилиану II. С его именем также связывают и картины в более традиционном стиле — чаще портреты, но их атрибуция не всегда бесспорна23.
Вода. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. В своей аллегорииогня Арчимбольдо изображает различные его виды используемые человеком для собственных целей: от маленького огонька масляной лампы черезогонь раскаленных углей вплоть до впечатляющей силой пушки.
Например, «Огонь», он же Марс, т. е. Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Внутри каждого цикла также наблюдается симметрия: две головы обязательно смотрят направо, а две— налево. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна».
- Джузеппе Арчимбольдо – картины с названиями и описанием по алфавиту
- Краткая информация о художнике и его картинах
- Напишите отзыв о статье Арчимбольдо, Джузеппе
- Отрывок, характеризующий Арчимбольдо, Джузеппе
Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Все увлечены разнообразием живых форм. Он начал создавать «композитные головы» – причудливые портреты аллегории, составленные из овощей, фруктов, злаков. Предполагают, что молодой художник мог видеть рисунки Леонардо изображающие удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица.
Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную.
Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением. Его дедушка был архиепископом, отец — художником. Стоит отдалиться – и видишь лицо. Произведения Арчимбольдо восхищали своей оригинальностью современников. Известно, что в 1577 он дважды повторил «Времена года». Личной концепцией художника, руководствуясь которой он создал свой образ мира, был вкус к «натуральной тайне». Душой творчества Арчимбольдо была идея метаморфозы, в ней он видел один из возможных путей познания Вселенной идея, жившая в подсознании всех художников- маньеристов, стремившихся в своих усложненных, многозначительных образах совместить многие явления.
Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. В XVI веке искусство садовников равноценно искусству художника.
С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Об этой связи прекрасно написал известный врач Парацельс (1493-1541): "Дерево – тоже тело. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563 год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий — «Огонь» и «Вода», 1566 год, в Венском Музее истории искусств.
Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю.
Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50. Виртуозно исполненные «плодоовощные» головы являли собой не только острую сатиру (обнаруживая очевидное сходство с придворными императора), но и хитроумные головоломки.
Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Если смотреть вблизи, это нагромождение фруктов и овощей. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. Оба символа позволяют предположить, что зима — любимое время года императора.
За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи рейнских гильдеров. Достаточно потереть два огнива имитирующие нос и ухо фигуры, чтобы они вспыхнули искрами. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. На воинственное начало указывают и пушки. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». В 1591 художник написал два своих самых прославленных полотна — «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа) — и послал их императору в Прагу тот не только пришел в восторг от этих шедевров, но и пожаловал художнику титул пфальцграфа. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Джузеппе Арчимбольдо В 1571 году по случаю свадьбы Карла, брата Максимилиана и Марии Баварской, он ставит «Праздник звезд» – аллегорию планетарной власти Габсбургов, где переодевает каждого участника в планету.
В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. При дворе императора работали такие знаменитые ученые, как Тихо Браге и Иоганн Кеплер. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. В 1575 году Максимилиан II узаконил положение внебрачного сына Арчимбольдо — Бенедетто, а в 1576 году художник удостоился последнего дара императора в размере 200 гульденов2829. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма.
Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Он даже работает при дворе инженером, когда создает фонтаны. За «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна» художник был пожалован почётным титулом пфальцграфа. Это был период царствования Фердинанда Первого, МаксимианаВторого, Рудольфа Второго. Создал несколько портретов членов императорской семьи, первый вариант серии «Времена года» («Лето» и «Зима» находятся в Музее искусств в Вене, «Весна» — в мадридской академии «Сан-Фернандо», «Осень» утеряна).
Впечатление причудливой гротесковой игры рождали растительные узоры, стилизованные плоды, орнаментальные мотивы в самых неожиданных сочетаниях. Первую серию фантастических портретов-коллажей художник выполнил для Максимилиана II в 1563 г., это были «Времена года». Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы.
Он имел вкус к искусству, особенно живописи интересовался и науками, особенно оккультными. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Там есть еще эмблема Габсбургов — огниво. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Флора Произведения Арчимбольдо восхищали своей оригинальностью современников.
Такого рода представления являлись и элементом имперской пропаганды, демонстрируя прочность положения государства и величие монархии. В свою очередь, миска, содержащая овощи и фрукты осени, превращаетсяв оригинальный головной убор. могут быть истолкованы как символ высшего единства, вечности.
- «УЧЕНИКИ ДЖУЗЕППЕ АРЧИМБОЛЬДО» (10 класс)
Земля. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Всё славит обильный урожай. В первом цикле времен года, в духе модной в то время натурфилософии, каждая картина соответствует определенному периоду жизни человека. Весна показывает нам его в самые юные годы, с лицом, полным свежих цветов Лето — как молодого человека, отсюда фрукты, которые созрели Осень (утраченная картина) изображает уже зрелого мужчину, а Зима представляет старца с редкой растрепанной бородой, со сморщенной и увядшей кожей. Его интересуют сублимация реальности, выведение необычного из банальности. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. Среди произведенийвстречались наброски Леонардо это были изображения всяких гибридоврастений и животных, составляющие человеческие лица.
В сохранившихся рисунках и эскизах (обычно голубой акварелью в той же технике, как известно исполнен и ряд отличных портретных набросков) варьируется тема растительного и животного мира используемая с бесконечным разнообразием и неизменным декоративным эффектом. «Сложносочиненная» эмблемно-герметическая конструкция, спрятанная в живых, реальных предметах, необычайно адекватна складывающемуся в Праге вкусу с его любовью к маске и курьезу, выдумке и неожиданности, а также высочайшей техничности исполнения.
Зима. Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане. Все у императора было особое – и его кабинет, заполненный произведениями искусства и редкостями и люди – ученые, астрономы и такой художник, как Арчимбольдо с его особого рода живописью. Цикл "Времена года" включает четыре портрета.
Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243.
Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. Вертумн этрусское божество садов и обработкиземли. Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать». Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея).
На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. У каждого времени года свои признаки. "Времена года" и "Стихии" (вода, воздух, огонь, земля) сопоставлялись философами того времени с процессами, происходящими в организме самого человека. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Арчимбольдо был художником, наделенным неисчерпаемой фантазией. Он играет со зрителем, создает оптические иллюзии, чтобы ввести в заблуждение.
Атмосфера города, который называли столицей магии и меланхолии обстановка при дворе замкнутого и нервозного Рудольфа II, окна замка которого были заделаны серебряными коробами и покрыты чёрным бархатом королевская коллекция редкостей (страусиных яиц, бивней слона, заморских фруктов, статуэток) стали источниками причудливой и неповторимой живописной манеры Арчимбольдо. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4. «Вертумн» был особенно оценён обществом и в особенности самим Рудольфом. Воздух. Фактически он стал«артистическим директором» императора Максимилиана II.
Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Год спустя Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни». Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось.
Эти трансформации стали источником вдохновения и предметом подражания для Сальвадора Дали. В полотне «Осень» тема среднего возраста, где осенние плоды освещены заходящим солнцем. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). В полотне «Лето» торжествуют яркие краски, здесь царствуют груши, золотистые колосья пшеницы.
Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо и его жизнь. Арчимбольдо, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. Публиковались и другие работы20.
Искусство Арчимбольдо нагло и сатирично. В сочетании с гармоничными, природными тонами и полутонами портреты будят воображение. Сохранились альбомы с эскизами (изображения костюмов, процессий и балов) художника, подаренные им Рудольфу II. В возрасте 22 лет он работалпомощником своего отца, украшавшего Миланский собор. В период его правления творчество художника было наиболее плодотворным: знаменитый цикл «Четыре стихии» («Вода» и «Огонь» находятся в Музее искусств в Вене, местонахождение «Земли» и «Воздуха» не установлено), несколько повторений серии «Времена года» (один из вариантов 1573 был приобретен Лувром), «Адвокат», «Повар», «Официантка» (две последние картины, а также множество других, написанных в этот период, утеряны).
Мы смотрим и получаем впечатление не от носа или глаз, а от всего лица). ДжузеппеАрчимбольдо родился в Милане в 1527 году. К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31.
Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Краски нежные, как на утренней заре под первыми лучами солнца. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах.
Всё это — чтобы прославить императора, чтобыукрепить его политическую власть и развлечь людей, представить монархагероем. Рудольф Второй очень любил всё экзотическое, загадочное, парадоксальное. Картиной «Вертумн»он был восхищён и наградил 64летнего художникатитулом пфалыцграфа. Его кора подобна коже, ветви – волосам. 25 лет художник жил при дворах в Венеи Праге. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28.
И даже самое слабое дуновение ветра может привести к тому, что вся фигура начнет пылать. Рисунок в Лувре — «Повар» — составлен из кухонных элементов. В полотне «Весна» раскрывается тема рассвета, юности. На полотнах "Лето" и "Осень" – композиции из фруктов и овощей, на портрете "Весна" – цветочная композиция, "Зима" – ветвистое дерево с кислым лимоном.
Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. О них упоминали в Трактате об искусстве живописи Джованни Паоло Ломаццо (1584) и Грегорио Команини (1591) в издании Фиджино или О цели живописи. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. Он создавал для них яркую, нарядную сценографию. Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей именуемых «арчимбольдесками».
Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Cерия времена года, пожалуй самая моя любимая, хотя четыре стихии, перевертыши и профессии тоже весьма. Кауфман вообще скептически относился к атрибуции работ Арчимбольдо и признавал несомненными оригиналами только четыре картины, а именно те, на которых имелась подпись художника. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13.
Великолепная компоновка фруктов, овощей, зверей и цветов из которых состоят персонажи дают ощущение реального, хоть и слегка гротескного портрета. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». «Библиотекарь», сконструированный из уложенных в стопку книг (например, отрытая книга и два колечка для ключей являются образами соответственно волос и глаз), считается фантастическим портретом Вольфганга Лациуса, личности, очень близкой Максимилиану II. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира. для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо. Прослужив при дворе Габсбургов около 25 лет, в 1587 году художник вышел в отставку и вернулся в Милан, однако продолжал создавать произведения в избранном им стиле, которые отсылал в Прагу. Сохранились альбомы с эскизами (изображения костюмов, процессий и балов) художника, подаренные им Рудольфу II.
Мир европейца того времени расширился и вобрал в себя множество впечатлений и эту сторону своей эпохи Арчимбольдо выразил очень точно. Художник развлекается. Марс жарко сверкает, голова его охвачена сиянием, все цветовое решение картины – огонь и золото. Портрет Рудольфа-Вертумна в образе загадочного бога садов, природы и изменчивости "бога перемен" как бы объединяет и продолжает обе эти серии (1591).
Арчимбольдо, отталкиваясь от concetti, писал метафорически-фантастические картины, в высшей степени типичные для маньеристского искусства49. Второй вариант был написан уже при Рудольфе. Вариантов «Времен года» было несколько.
Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Публиковались и другие работы20. Даже оторопь берет.
2. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма. Его трансформации стали источником вдохновения и предметом подражания для Сальвадора Дали Арчимбольдо создавал также ирреально-гротескные антропоморфные пейзажи, с холмами и скалами в виде голов и т. п., но их труднее отделить от работ подражателей-«арчимбольдистов», которых на рубеже 16-17 вв.
Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подделок под его стиль. Император привлек его к расширению своей коллекции, влившейся впоследствии в уникальное собрание 16 в. — «Кабинет искусств и всевозможных редкостей» Рудольфа II. Вообще художнику очень повезло с покровителями. В XX веке, особенно с появлением сюрреализма, этот художник вошёл в моду.
Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. Он родился в Милане. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана.
С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). В Праге Арчимбольдо был организатором придворных празднеств и маскарадов, конструировал сложные сценические механизмы и официально носил титул «Мастер Празднеств». Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. Обычная миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию. Вероятно именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо.
С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. Огонь. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. В старости вернулся в родной город.
Стиль Маньеризм (16 в – с 17 в)Джузеппе Арчимбольдо 1. Загадочна живопись этого художника и загадочна его жизнь. О них упоминали в Трактате об искусстве живописи Джованни Паоло Ломаццо (1584) и Грегорио Команини (1591) в издании Фиджино или О цели живописи. С восхищением писали современники и о его рисунках, подаренных Рудольфу II (тетрадь со 150 рисунками хранится во Флоренции в галерее Уффици) и об оригинальной формы лютне, придуманной Арчимбольдо для Кунсткамеры Рудольфа II.
В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Данный стиль поощрялся императорами-заказчиками и даже служил предметом для подражания. Наравне с отцом он оказал значительное влияние на воспитание Джузеппе и пробудил в нем интерес к наукам, философии. Несколько позже (1566) появились «Элементы».
Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. В 22 года Арчимбольдо помогал отцу расписывать Миланский собор. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас.
Мифология, близкая сердцу Арчимбольдо, тоже «мага» метаморфоз. Дата рождения художника неизвестна. Живописью в этот период художник занимался, видимо, немного. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Он играет правилами искусства. Рудольф состоит полностью извеликолепных плодов, цветов и овощей. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. Через друзей отцаюноша знакомился с живописью великих живописцев.
Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. Как художник-декоратор участвовал в оформлении празднеств, торжеств, турниров и свадеб, часто устраиваемых при дворе.
«Как тело земли, человек составлен из земли, воды, воздуха и огня», – писал Леонардо да Винчи. Умер Арчимбольди в Милане 11 июля 1593, в 66 лет. Он изобретает карикатуру. было довольно много. Арчимбольдо родился в эпоху позднего Ренессанса и его первые работы написаны в традиционной ренессансной манере.
Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II. Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее. После кончины его стиль и формальные эксперименты были забыты, а новый интерес к наследию Арчимбольдо вспыхнул в 1930-х годах. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14.
Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. По мнению Хоке, в эпоху Ренессанса художник должен был являться в первую очередь талантливым ремесленником, умело имитирующим природу, поскольку понятие прекрасного основывалось на её изучении.
«Арчимбольдески» уже в XVII в. наводнили Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы. Фигура пожилого и усталого человека возникает из древесного пня (символ прочности и стабильности), проросшего узловатыми ветвями, переплетение которых создает форму императорской короны. Концепция этой картины отличается от других аллегорических изображений времен года и не является, в сущности, аллегорическимпортретом. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо».
По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Эти рисунки поразили воображение юного художника и остались в памяти. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной.
Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). Только позже она была перевернута, чтобы вызывать смех. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит ХХ веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. Согласно сведениям, записанным при жизни биографом художника — иезуитом Паоло Мориджиа, род восходил ещё ко временам Карла Великого, тогда же его представители перебрались в Италию.
Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Но его картины свидетельствуют о превосходном умении передачи света, красок, перспективы. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5.
Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Его кора подобна коже, ветви – волосам.