Автопортрет С Саскией Рембрандт

И в апофеозе счастья в 1633-ем году, вскоре после свадьбы, Рембрандт пишет свой всемирно известный "Автопортрет с Саскией на коленях", в котором синтезируются все его юношеские искания в автопортретном жанре. «блудный сын в таверне» («Автопортрет с Саскией на коленях»)— автопортрет Рембрандта с женой Саскией, на котором они представлены героями библейской притчи о блудном сыне.

Автопортрет с женой Саскией, Рембрандт, 1635

Но в образе Флоры живот еще не слишком выделяется и Саския скромно прикрывает его ниспадающей со спины частью платья. К этой теме Рембрандт вернется спустя чуть более 30 лет, в картине «Возвращение блудного сына». За год до этого он вместе с женой переехал в роскошный дом в престижном районе Амстердама. На стене изображаемого интерьера (несколько неясно и невразумительно), в левом углу от зрителя, висит незаметная, на первый взгляд, доска. Правда, одни исследователи отмечают, что рисунок Рембрандта в этой картине не совсем верен, что головы написаны плоско, что смех на лице художника неискренен (французский искусствовед К. Восмер заметил, что «это не улыбка, а, скорее, тягостная гримаса»).

Налет эпатажа, бурлескности, явно присутствующий в картине, — это последняя вспышка молодого бунтарства, которое характерно для всех произведений Рембрандта 1630-х годов. Этот эстамп теперь известен под названием «Трех дерев».

«Автопортрет с Саскией» 
картина Рембрандта

«Автопортрет с Саскией» картина Рембрандта

Автопортреты Рембрандта – история жизни художника на холсте. Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже «восточные» одежды натурщиков. Выставляя себя в таком виде, он и не думает, что в этом можно усмотреть безвкусие. Притча о блудном сыне была востребованна Рембрантдом, который через 31 год напишет свою знаменитую картину «Возвращение блудного сына».

И тогда исследователь задался вопросом, откуда взялась эта доска и что она, собственно, означает. В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. Но в ней есть и другой оттенок, который чувствуется в дерзком смехе и подчеркнуто вульгарном лице художника, в открытом и непосредственном выражении своих эмоций, – оттенок нарочитой богемы и вызова добропорядочному бюргерскому обществу, в которое художник так домогался вступить и которое всегда оставалось ему чуждым. Великолепный красный цвет бархата на первом плане и сверкающий золотом тюрбан в глубине обеспечивают зрительную четкость в целом строгому изложению сюжета. Он пользовался ими в живописи, как антуражем, создавая полусказочное окружение героям картин и утоляя свою любовь к живописности — к глубокому тону, мерцаниям, переливам, вспышкам, к драгоценности пастозной, шероховатой красочной фактуры.

Следует вспомнить, что тема «блудного сына» появляется в творчестве Рембрандта именно в середине 1630-х годов. На его коленях сидит Саския, облаченная в богатую одежду распутницы. Изображения подобных досок встречаются на картинах и других голландских художников. Быстрота работы Рембранда была почти баснословной. Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея — гимн человеческому счастью.

Саския и Рембрандт: 
мистическая история 
любви

Саския и Рембрандт: мистическая история любви

И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. Этой деталью Рембрандт напоминает о том, что за все когда-то придеться платить.

А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника.

Дом Рембрандта в эти материально благополучные годы был до отказа (в самом прямом смысле) заполнен картинами, рисунками, скульптурными изделиями, всякого рода милыми безделушками. Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни. В их числе автопортрет с Саскией, сидящей на коленях, который имеет более известное название – «Блудный сын в таверне». Волосы Саскии красиво распущены, взгляд рассеян, на лице блуждает нежная улыбка. Она являлась, с растущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя — за то, что «живёт в грехе с художником Рембрандтом».

Три музы Рембрандта 
– Саския, Гертье, 
Хендрикье

Три музы Рембрандта – Саския, Гертье, Хендрикье

Он копирует позу персонажей их картин – фигура опирается правой рукой на парапет.

Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть. Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам. Изображения Рембрандта и Саскии глубоко индивидуальны, портретны по своей сути, хотя не всегда они отличаются полным внешним сходством.

Налет трагикомической бурлескности, скандального эпатажа имеющийся в картине якобы на библейский сюжет – это самая яркая вспышка того бунтарства, которое характерно для большинства произведений Рембрандта, созданных в тридцатые годы. На стене заметна грифельная доска, котороя в то время использовалась для записи долгов. «Блудный сын в таверне» («Автопортрет с Саскией на коленях») – знаменитый автопортрет Рембрандта с женой Саскией, на котором они представлены героями библейской притчи о блудном сыне. Они одеты в праздничные костюмы их счастливые лица обращены к зрителю. Картина (на первом фото) написана в тот период, когда слава художника достигла своего зенита. Но в "Автопортрете с Саскией" (или в "Похождениях блудного сына") основная идея – гимн человеческому счастью.

Быстрота работы Рембранда была почти баснословной. Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени.

Нейман, В. Вейсбах и др. ), которые предлагали дать этому полотну другую сюжетную трактовку. Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, "Автопортрет в шлеме", "Саския в виде Флоры" и др. ). На столе видно блюдо с павлином, символом тщеславия. Это единственная картина голландского художника, на которой он изображен вместе с Саскией (хотя известен ещё офорт «Автопортрет с Саскией», нарисованный через год).

По этой и по многим другим причинам, картина «Автопортрет с Саскией» считается шедевром мирового значения. Кто-то утверждает, что на данном полотне в образе Флоры изображена Хендрикье Стоффелс. Глубокие тени прозрачны, а полутени светозарны.

Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). В таком случае нет оснований удивляться роскошной одежде молодого человека, ведь «блудный сын» ушел из богатого дома. В это же десятилетие появляется целая серия автопортретов.

Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются. В 1656 г. он заявил о своем банкротстве. Мать Саскии умерла, когда ей было 7 лет, отца не стало, когда девочке исполнилось 12. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам.

Художник Рембрандт, 
автопортреты: описание, 
история и интересные

Художник Рембрандт, автопортреты: описание история и интересные факты

Все это не могло не отразиться на творчестве юного художника. Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание. Но цвет лица у Саскии свежий, прозрачная тень на лбу от широкой тускло-красной шляпы и яркое освещение нижней части лица их светотеневые градации, переходы, различно окрашенные блики создают впечатление вибрирующей, светлой, сияющей, даже горячей среды – Саския стоит под солнечными лучами.

Её поступок биографы художника трактуют по-разному. Например, Г. Глюк предложил именовать эту картину "Солдат и его девка".

Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного. Пока же он, по-видимому, наслаждается страстью — в его гравюрах именно во время связи с Гертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара и спящий пастух», «Монах в поле», «Французская постель»). «Автопортрет с Саскией» был написан Рембрандтом (1606-1669) в 1635 году (холст, масло). Выше было сказано о трех полотнах, но существует еще одна картина Рембрандта под названием Флора.

Отчетливо прослеживается влияние караваджистов. Её дергали повестками еще и еще. Это период его восхождения.

Глубокие тени прозрачны, а полутени светозарны. Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. Подговорив свидетелей, он сумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась в уме и к тому же ударилась в распутство) и упёк её в «исправительный дом для женщин» Спинхёйс — были в Голландии и такие заведения. Сейчас он достанет им до верхнего края полотна. Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Картинная галерея.

Автопортрет с Саскией 
на коленях Рембрандт 
Хармес ван Рейн

Автопортрет с Саскией на коленях Рембрандт Хармес ван Рейн

Он весел и взбудоражен, хотя чувствует себя несколько скованно. Но эротические гравюры Рембрандта не заигрывают с мифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают «тяжеловесную неуклюжесть животного акта». Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. Она сдержана сидя к нам спиной на коленях силача-мужа, она чувствовала себя прекрасно, но, заслышав нас, повернулась к нам нежным личиком, еще озаренным светом улыбки, но уже смутилась.

На коленях у него сидит Саския, тоже в богатой одежде в роли блудницы. Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея – гимн человеческому счастью.

Там в атмосфере аскетичной суровости (чтобы не сказать жестокости) блудниц и бродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы и ограничений в еде и свободе. Картина была создана в 1635 году, в самый счастливый период жизни художника. Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже «восточные» одежды натурщиков. Как уже указывалось выше, некоторые исследователи предполагают, что в картине запечатлено одно из похождений «блудного сына».

Сообщество «Волшебная 
сила искусства»

Сообщество «Волшебная сила искусства»

В 1634 г. он женится на дочери состоятельного бургомистра Саские ван Эйленбюрх. Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне.

Теплый свет играет на лице и открытой шее.

Они одеты в праздничные костюмы их счастливые лица обращены к зрителю. К подобным экзотическим вещам Рембрандт всегда питал настоящую страсть. Дела Рембрандта в то время идут вгору так резво, а исполненные им портреты пользуются такой популярностью, что он, при поддержке ван Эйленбурга, позволяет себе безбожно задирать цены — одно только изображение лица стоит у молодого гения 50 флоринов, а за портрет в полный рост он может затребовать до шестисот. Но положение Хендрикье было куда серьёзнее.

Автопортрет Рембрандта 
с Саскией (1636)

Автопортрет Рембрандта с Саскией (1636)

В этой вольности они увидели аллюзию (намек) на пир блудного сына. Супруги пируют, наслаждаясь жизнью. Местом их встречи стал Амстердам, куда амбициозный Рембрандт приехал, чтобы разбогатеть и прославиться, а скромная Саския — погостить у родни.

Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, «Автопортрет в шлеме», «Саския в виде Флоры» и др. ). Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам. Восхищенная королева наградила Барберини бриллиантом стоимостью в 4000 скуди. Этот эстамп теперь известен под названием «Трех дерев». Картины (автопортрет, «Симеон и Анна в Храме», «Христос в Эммаусе» и т. д. ) создаются под влиянием признанных мастеров барокко, художник постигает значение резко выраженной светотени и ее роли для передачи эмоций.

В музей – без поводка/ Рембрандт Харменс ван Рейн "Автопортрет с Саскией на коленях"

Кассель. В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится.

Это единственная картина Рембрандта, на которой он изобразил себя с Саскией (есть ещё офорт «Автопортрет с Саскией», датируемый 1636 годом). А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника. Есть что-то дерзкое в улыбке Рембрандта, в темпераментном жесте его руки, держащей бокал. Однако все это купается в свойственной только ему светотени.

Знаменитый «Автопортрет с Саскией» Рембрандт написал в 1636 году, когда мастеру сопутствовал успех. И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. На картине Рембрандт играет роль блудного сына, расточающего «имение своё с блудницами», элегантно одетого в камзол со шпагой, шляпу с пером, высоко поднимающего хрустальный бокал с вином. Он хохочет, но смех его как-то вымучен и нарочит.

Все это, безусловно, в ней есть. Бурный темперамент, великолепная жизненная энергия, страстное упоение всеми благами бытия – вот те чувства, которыми напоена картина.

Однако эта гипотеза явно неудачна. Головку Саскии венчает цветочная гирлянда, гармонирующая с нежным румянцем щек.

В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. И вообще, догадаться о том, что на картине именно Флора, можно лишь по названию. Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр). В этом произведении, образы которого полны бурной радости бытия, с особой яркостью воплощено оптимистическое мироощущение художника, его уверенность в собственных силах.

Брак открывает ему двери в самые зажиточные и богатые особняки бюргеров. Многие считают картину пророческой. В этой вольности они увидели аллюзию (намек) на пир блудного сына.

Хотя он успел прославиться и как очень строгий педагог, считающий, что занятия живописью не должны соседствовать с развлечениями. Однако все это купается в свойственной только ему светотени. Картина иллюстрирует рассказ из Евангелия от Луки 15:13: «По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно». К теме блудного сына художник вернется год спустя в офорте «Возвращение блудного сына» и 31 год спустя – в финальной картине «Возвращение блудного сына».

На стене изображаемого интерьера, в левом углу от зрителя, висит незаметная, на первый взгляд, доска. Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть. В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте.

Однако особое место с точки зрения искусства занимают автопортреты художника. Он изображал себя без тщеславия искренне и реалистично. В настоящее время находится в Дрезденской галерее. В «Автопортрете с Саскией» А. Каменский усмотрел и другую второстепенную деталь, которая, как он считает, не может быть случайной.

рембрандт автопортрет 
с саскией на коленях

рембрандт автопортрет с саскией на коленях

Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши. Большой, сверкающий красками холст с его удивительным богатством фактуры и колорита полон радости бытия. Ему и в голову не приходит, что они могут возмущаться, что его могут осуждать.

Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. Огромный Рембрандт на первом плане, в правой части картины, в черной бархатной, надвинутой набекрень широкополой шляпе с белым страусовым пером, в нарядном, отороченном золотисто-красным мехом безрукавном камзоле из которого торчат широченные рукава ярко-красной рубахи, держит на коленях пышно разодетую Саскию, обхватив ее талию левой рукой, а правой поднимает узкий и высокий хрустальный бокал, наполовину заполненный светлым вином. Они сидят за богатым столом, на котором находится пирог с павлином — признак достатка. Глубокие тени прозрачны, а полутени светозарны. Правда, одни исследователи отмечают, что рисунок Рембрандта в этой картине не совсем верен, что головы написаны плоско, что смех на лице художника неискренен и искажает его черты, что портрет написан довольно вяло и вообще композиция грешит излишней вольностью.

Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть. Барокко.

Автопортрет с Саскией 
на коленях

Автопортрет с Саскией на коленях

На это несоответствие обратили внимание и некоторые западные искусствоведы (К. Она – сдержанна и равнодушна, на губах ее блуждает скорее ироничная, чем смущенная улыбка.

Зритель видит довольно явную, резкую разницу в выражении лиц и настроении персонажей. Во-вторых, что же это за солдат в шелке и бархате, с золоченым эфесом шпаги.

На столе стоит блюдо с павлином, который символизирует тщеславие. Это уже настоящее признание.

Интересным фактом является один из пунктов завещания Саскии, который гласил: «В случае повторной женитьбы вдовца ван Рейна, огромное состояние его покойной супруги, завещанное сыну Титусу, переходит в распоряжение одной из сестер ван Эйленбюрх». Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже "восточные" одежды натурщиков. Он был счастлив и в семейной жизни и решил создать портрет своей семьи. К началу 50-х годов 16 века Рембрандт (автопортрет по тексту) теряет многих заказчиков и учеников.

Слава о талантливом мастере быстро разошлась по Амстердаму. 175, 5 x 210, 5 см. Он весел и взбудоражен, хотя чувствует себя несколько скованно.

Этот эстамп теперь известен под названием "Трех дерев". Размеры картины: 161х131. Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом. Как это непохоже на другие, близкие по времени изображения Саскии – полные милой, тихой прелести и спокойного внутреннего света.

Зритель видит довольно явную, резкую разницу в выражении лиц и настроении персонажей. Холст, масло. По этой причине картина распространена и под другим названием – Саския с красным цветком. Экспонируется в Дрезденской галерее (Германия).

На портрете супруги пируют, наслаждаясь жизнью. Сейчас картина «Блудный сын в таверне» выставляется в Дрезденской галерее. Юная жена стала для художника источником вдохновения и появляется на многих его полотнах. Правда, одни исследователи отмечают, что рисунок Рембрандта в этой картине не совсем верен, что головы написаны плоско, что смех на лице художника неискренен (французский искусствовед К. Восмер заметил, что «это не улыбка, а, скорее, тягостная гримаса»).

Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд и с миром отпустили. Как будто бы только что сорванные, свежие и яркие цветы венка и жезла вносят радостную ноту в общий холодноватый колорит картины.

И тогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе. Рембрандт улыбается и поднимает бокал с вином.

Вот таким образом он решил создать семейный портрет. Картина описывает известную притчу из Евангелия от Луки. Но в Автопортрете с Саскией основная идея – гимн человеческому счастью.

Нидерланды (Голландия). Но одного сходства мало. Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. Он был отличным рисовальщиком и гравером.

Портрет Саскии должен ласкать и радовать глаз, он должен быть праздником для созерцающего. В руках он держит небольшую полураскрытую книгу. На полотне Рембрандт изображен в роль блудного сына, который растрачивает свое наследство.

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. Поль Декарг считает, что Гертье по-матерински привязалась к Титусу и таким образом пыталась прочнее войти в семью — Рембранд, продолжая спать с нею, жениться явно не собирался: помня о завещании Саскии, он сейчас находился не в том финансовом положении, чтобы от него отказываться.

А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника. Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются. И в семейной жизни у художника все было хорошо.

Она – сдержанна и равнодушна, на губах ее блуждает скорее ироничная, чем смущенная улыбка. Бюст прибыл в Оутлендский дворец в июле 1637 года и был восторженно принят «не только за мастерство исполнения, но и по причине чрезвычайной схожести с обличием короля». Финансовое положение ухудшалось, но он продолжал жить на широкую ногу. В следующее десятилетие Рембрандт создает как минимум пятнадцать полотен с самим собой. Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея — гимн человеческому счастью.

Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, «Автопортрет в шлеме», «Саския в виде Флоры» и др. ). Его смерть в 1668 г. стала настоящим ударом судьбы, спустя год художник умер. Своим автопортретом он словно бросает вызов Тициану и Дюреру, творчество которого высоко ценил.

Нужно сказать, что в богатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал и коллекционировал имелись классические экземпляры эротики — серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди и Джулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино. Второй самый известный из портретов Саскии в образе Флоры Рембрандтом ван Рейном был написан в 1634 году, уже после их свадьбы. Это была, по сути, почти что тюрьма: в тусклые стены въелся невытравляемый запах щелока и варёного гороха, натруженные пальцы обитательниц к концу дня нестерпимого ныли от многочасовой работы за прялкой, а их души и уши годами не воспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей.

Рембрандт: автопортрет 
с Саскией на коленях

Рембрандт: автопортрет с Саскией на коленях

Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом. Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам. Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши. Она важна как с точки зрения высокого искусства, так и с точки зрения истории.