Босх Иероним Поклонение Волхвов
Иероним Босх создал несколько триптихов на библейские темы, одним из последних является «Поклонение волхвов».
Поклонение волхвов (триптих Босха)
2 и 4). Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. При ближайшем рассмотрении становится очевидно, что триптих «Поклонение волхвов» в целом демонстрирует неканоническую интерпретацию этого библейского мифа. Эта традиционная свита волхвов изображена Босхом как символ безрассудства и греховности.
Композиция картины необычна, но сама по себе не является еретической. Она показывает младенца волхвам, облачённым в роскошные одежды. Также красные ягоды в огромном количестве встречаются на центральной створке «Сада земных наслаждений», где сотни нагих фигур предаются странным играм и любовным утехам. И Босх активно использовал эту символику – например, в «Искушении святого Антония» сова сидит на голове демонического музыканта со свиным рылом.
Чернокожий волхв держит в левой руке белый шар со смирной. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Еще дальше – беспечный погонщик мула, которого оседлала обезьяна. Золото означало любовь, ладан – молитву, а смирна – умерщвление плоти.
Историк Лоринда Диксон, которая предлагает читать многие образы Босха через призму позднесредневековой алхимии, показала, что эти дома очень похожи на изображения химической посуды, какие встречаются в рукописях XV – XVI веков. В последние годы жизни художник обращается исключительно ксюжетам оХристе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Христос, несущий крест»). ил. Пастухи увидели Иисуса в сочельник, но на посвящённых поклонению волхвов картинах XVв.
Престарелый кормилец Святого семейства (за его спиной висит топор – орудие его плотницкого ремесла) заботливо сушит над костром пеленки Младенца. Вокруг похожего на чалму шлема старика обернуты тернии. Вертеп — традиционный христианский символ еврейской синагоги. В Средневековье существовало представление о том, что хижина, где родился Христос, была построена на руинах дворца Давида в Вифлееме Оно возникло под влиянием пророчества, которое звучит в ветхозаветной Книге пророка Амоса (9:11): «В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю и устрою ее, как в дни древние». В алхимической метафорике того времени печи и сосуды называли «домами», в которых ингредиенты «живут» в ходе трансмутации, а процесс появления философского камня уподобляли Рождеству Христа. ил.
Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. В пустынном пространстве между яслями, где родился Иисус и Иерусалимом сосуществуют христианские (придорожные кресты) и языческие символы. 9).
вы можете запросить все в системе с коробкой. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Золото должно было облегчить бедность Девы Марии, ладан – наполнить ясли благоуханием, смирна – укрепить тело ребенка и защитить его от вредоносных червей. У чернокожего волхва по нижнему краю белоснежного одеяния вышиты птицы. 4). Снаружи на нем изображены два воина и человек, преподносящий дар государю, восседающему на престоле.
До расчистки цвет волос персонажей был один, а после оказалось, что у всех волосы разные. В частности, они напоминают сосуды, стоящие на печи. Потому палачей Христа, то есть римлян или иудеев, чтобы подчеркнуть их злобу, порой представляли черноликими Несмотря на то что в католическом пантеоне встречались чернокожие святые (например, мученик Маврикий), черный долго оставался цветом враждебной инаковости: иных рас и иных вер. В своей «Истории ордена Святого Иеронима» (1605) он писал, что ягоды клубники – чей вкус и запах проходят так быстро – олицетворяют мимолетность суетных радостей.
Еще одна сова выглядывает из дыры в стене высоко над головой чернокожего волхва. В манихейских псалмах четвертого столетия, обнаруженных в Фаюмском оазисе в Египте, встречаются метафоры «раны моих грехов», «тяжелая рана беззакония»44. Внизу по обе стороны от проема изображены жестикулирующие или танцующие фигуры, а сверху установлена небольшая статуя в длиннополой одежде и остроконечной (еврейской) шапке. 19:19.
Пастухи наблюдают сцену Поклонения из-за спины Богоматери. Еретики-бегины иногда называли папу римского «дикий кабан»56. ил. Скорее всего, этот алтарный триптих был изготовлен специально для них около 1510 года.
По облику самих воинов, кто они и зачем явились, определить, к сожалению, невозможно. – Тело Христово. ил. Мы исходим из того, что человек в вертепе указывает на присутствие Антихриста, воплощенного в «папе римском» и окруженного духовенством. Жабы косвенно указывают, что, по мнению Босха и Ветхий Завет и Новый Завет и в целом богослужение связаны с тьмой и бесовщиной.
Центральная часть «Рождение Христа» (цв. Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего и других художников. Типологически оба сюжета относятся к Поклонению волхвов.
Потому на панели «Се человек» («Ecce homo») на первом плане изображена толпа иудеев, которые требуют у Пилата распять Христа, а вдалеке над иерусалимской «ратушей» реет красное знамя с полумесяцем. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. Можно предположить, что на каком-то этапе существования она подверглась акту вандализма, который вынудил владельца таким образом защитить ее от посягательств. Взгляд его насторожен. Леонардо оставил во Флоренции это полотно и картину «Святой Иероним», начатую ранее.
Полумесяц – это, конечно, символ ислама и прежде всего османской угрозы. В латинском переводе Нового Завета они названы «магами» и первые христианские богословы на волне полемики с язычеством порой описывали их как чародеев, прорицателей и обманщиков. в ушах и т. д. ) максимально экзотичен. Мы этого точно не знаем. Из-под красного плаща старика свисает зеленоватая лента с колокольчиком на конце. Наконец, дар Мельхиора в виде сферы, увенчанной пеликаном (что символизирует искупление Христом первородного греха), декорирован сценой возвращения трех героев к царю Давиду с виноградной лозой. Во времена Босха, когда вся Европа со страхом следила за стремительной экспансией Османской империи, в наступлении турок часто видели Божью кару за грехи христианского мира или прямо отождествляли их с Гогом и Магогом На гравюре в одном из печатных «антижитий» Антихриста, опубликованном в 1495 году, отряды Гога с Магогом стоят по обе стороны от престола, на котором сидит Сын погибели. На правой ноге старика Босх изобразил круглую рану, которая заключена в стеклянный сосуд.
Там люди вгрызаются в колоссальные ягоды клубники – здесь черный волхв держит в руках «брелок» в форме клубничины. Ересь в том, что у Босха волхвы поклоняются «культовым изваяниям». Скорее всего, это было граничит с расово-колористическими стереотипами. Если перед нами действительно Антихрист, эта веточка напоминает об одном из его пагубных чудес: чтобы соблазнить род человеческий, он заставил зацвести мертвое дерево Эту историю можно найти в иллюстрированных «житиях» Антихриста, которые неоднократно печатали во второй половине XV века.
Кроме того, возникла идея, что один из них был стариком, второй – средних лет, а третий – юношей (волхвы таким образом воплощали три возраста человека). Однако мир, который изобразил Босх, вовсе не радостен и наполнен смутным ощущением угрозы. А что именно Босх изображает как объект поклонения для верующих христиан.
В качестве примера классической трактовки мифа приведем произведение неизвестного художника, отнесенного Панофским к ранним фламандцам («Ранняя голландская живопись». Например, в Малом часослове герцога Беррийского (ок. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. Три волхва – намек на этих трех царей.
Иероним Босх «Поклонение волхвов» 1505—1510, Музей Прадо, Мадрид
Такая эсхатологическая трактовка «Поклонения волхвов» подразумевала, что Босх заложил в этот радостно-триумфальный сюжет мощный антиеврейский посыл. В композиции Босха (правая часть триптиха) изображен кабан, выходящий из леса (цв. Связь Босха с этой ересью будет исследована в следующей главе.
Это, конечно, не маленький Вифлеем, где родился Иисус, а Иерусалим. Сова как ночная птица в средневековых бестиариях и других аллегорических сочинениях регулярно выступала как олицетворение различных сил тьмы (от еретиков до иудеев). Возможно, это Авенир – полководец царя Саула. Католическая церковь учит, что в таинстве евхаристии он пресуществляется в Тело Христово (а вино – в его кровь).
Тем не менее в христианской традиции со времен греческого теолога Оригена (около 185 – 254) считалось, что их было трое. И для святого волхва, видимо, казался неуместен. Конструируя самых невообразимых монстров Флорентиец Лодовико Гвиччардини в своем «Описании Нидерландов» (1567) назвал Босха «удивительным создателем фантастических фигур и странных вещей»., соединяя в одном существе элементы живого и неживого, создавая пространства, где иллюзия переплетается с реальностью, Босх был ни на кого не похож и удивительно изобретателен.
Поклонение волхвов — Иероним Босх
Возможно, это демонические воинства Гога и Магога, которые по зову Антихриста выйдут «на широту земли» и окружат «стан святых и город возлюбленный» – Небесный Иерусалим Откр.
Таким образом, картина выражает негативное отношение к мессе, а не восхваляет ее. 6). ил.
При этом в самих армиях, сходящихся под Иерусалимом, нет ничего особого зловещего В некоторых вариациях на тему «Поклонения волхвов», написанных учениками или имитаторами Босха, зловещая природа «турецкого» войска порой становится заметнее. Манихеи и катары называли своих священников «агнец света», а их врагов — волками, собаками или дикими зверями57. Историки много лет спорят об эскизе Леонардо к «Поклонению волхвов». Все это дает нам ключ к дальнейший разгадке образа. Босх пошел еще дальше.
Иероним Босх «Поклонение волхвов»
Так, скульптура Исаака буквально стоит на рептилиях. Если так, то волхвы с их странными атрибутами тоже могут быть с ним как-то связаны. На символическом языке Босха он становится не столько ветхозаветной синагогой, сколько «синагогой Сатаны» — так катары называли Римскую церковь.
Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. 20:8. Он остается в пределах римской (языческой) веры так же, как его рана — в стеклянном ковчеге. Ее символика далека от обычного благочестия. 1) не соответствуют канону40. Так что рана на ноге Антихриста, возможно, своего рода антигостия, антитело Христово.
Имя Иеронима Босха (около 1450 – 1516) ассоциируется с загадкой и эта репутация более чем оправданна. Босх выгодно женился, вошел в руководство Братства Богоматери имел признание и много заказов. В следующих главах будут исследованы многочисленные тайные знаки, присутствующие в этой и других его работах. Нагрудник второго волхва— Мельхиора— украшен резным изображением ещё одной сцены из Ветхого Завета— посещения царя Соломона царицей Савской. Его ересь представляла собой средневековую форму древней дуалистической традиции, которая (как мы видели во введении) прослеживается от самых ранних мифов.
Жуткая тайна картины Босха «Поклонение волхвов»
Сами тернии, возможно, пародия на терновый венец Христа. Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь. Волхвы изображены на фоне находящегося на переднем плане вертепа. Потому в средневековой иконографии они часто предстают в коронах. Как уже было сказано, над разваливающимися воротами кувыркается жаба.
Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. А вот второй волхв одет в ортодоксально-христианском духе. На одной из многочисленных гравюр с его астрологическими детьми мы видим нищего в язвах, паломника-калеку на деревяшке, колодника и иудея (его можно узнать по специальному знаку – кружку, пришитому к одежде). Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». По преданию, оно было явлено над алтарем, когда папа Григорий Великий (590 – 604) служил мессу в римской церкви Санта-Кроче-ин-Джерусалемме.
иероним босх поклонение волхвов
Иероним ван Акен известный под именем Иеронима Босха, родился около 1450 года в Хертогенбосе (Нидерланды) в семье художников. Их действия обличают в них приспешников дьявола. 13:2 – 24. В этих известных работах художники изображают пшеницу (евхаристический хлеб) и ангелов в церковных одеяниях42. Напротив, станет очевидно, что он был еретиком. Т. 2). Такая типичная для Босха трактовка образа будет подробно рассмотрена в главе 5.
Валтасар в молитвенной позе преклонил колена. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Иисус стоит на холме, словно заключенный в тюрьму.
hostia – «жертва», «жертвенное животное») – хлебец из пресного теста, который используется на литургии. На ней изображена вереница «атлантов» с шарами в руках – они очень похожи на жаб. В этом эпизоде христианские богословы видели один из типов грядущего Рождества Христова.
Их стали считать благочестивыми мудрецами, которых вовсе не стоило путать с колдунами на службе демонов Часто трех волхвов – вслед за раннехристианским богословом Тертуллианом (около 160 – 230) – называли королями тех далеких земель, откуда они пришли за звездой. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). Босх изображает человека с раной на правой ноге, то есть этот человек (по символике Данте) невежествен или не обращен в христианство. Подготовительная работа для «Поклонения волхвов» продлилась с марта по сентябрь 1481 года, но осталась незавершенной в связи с отъездом Леонардо в Милан.
Что не так с этим «Поклонением волхвов»
Место действия, пейзаж и расположение фигур схожи с эскизами Леонардо. Она предположила, что Босх представил их как «царей земли», которые в последние времена будут искушены Антихристом и обрушатся на христианский мир. С XI века за тремя магами окончательно закрепились имена – Каспар, Мельхиор и Бальтазар.
Деньги на создание образа были пожертвованы в 1479 году фабрикантом изготовителемседел. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии— маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это— предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. Третий волхв, чернокожий Гаспар, держит в руке увенчанную орлом серебряную державу, на которой изображён Авенир, воздающий почести Давиду.
Напишите отзыв о статье Поклонение волхвов (триптих Босха)
В 2016 году в мире отмечается 500 лет со дня смерти одного из крупнейших художников эпохи Северного Возрождения и самых загадочных европейских мастеров Иеронима Босха (1450-1516). По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Идентификация мессы и Рождества также присутствует в алтаре Пор-тинари (1475) Хьюго ван дер Гуса и в «Рождестве» (1515) Жана де Бира (Бирмингем).
Со всей очевидностью это говорит о языческом прошлом волхвов и о том, что до своего обращения ко Христу они занимались чародейством (отзвуки этого средневекового поверья можно найти в «Золотой легенде»). Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс – пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока» – неиудеи – признали в младенце истинного Мессию. Еще в античном Риме возникло представление о том, что евреи, по сравнению с другими народами, особо подвержены проказе. Этим можно было бы объяснить их странные одеяния, но не смысл их наиболее значительного подарка.
На центральной панели вдали возвышается город с башнями и храмами самых причудливых форм. На панели, созданной неизвестным мастером в стиле Босха в 1515 – 1535 годах, вся правая створка занята иноверным отрядом под светлым флагом с желтым полумесяцем.
По их гипотезе, Босх изобразил «царей земли всей вселенной» Откр. Так же сделал и Босх, но у него скромная хижина обрастает зловещими деталями. В средневековой астрологической теории, которая приписывала различные физические и психические свойства влиянию конкретных светил, считалось, что евреи, для которых так характерна алчность, духовная слепота и меланхолия, – дети зловещей планеты Сатурн, которую в позднее Средневековье часто изображали в облике хромого или одноногого старика.
За ней мужчина и женщина, на которых напали волки. Одиниз параграфов договора весьма странен: Леонардо должен был выдать 150 флоринов на приданое «дочери Сальвестро ди Джованни», внучке покровителя монастыря. 16:14., которые в конце времен соберутся, «чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его», то есть с Христом и его Церковью» Откр. Скорее Босх противопоставляет двух первых (белых, благочестивых) магов их третьему спутнику – экзотическому язычнику, который, возможно, действительно связан с Иродом или Антихристом Неслучайно у обоих на одежде изображены тернии и оба носят идентичные жемчужные серьги: только у волхва украшение вставлено в ухо, а у загадочного старика – в ногу.
Раненая нога для еретиков (и даже в некоторых случаях для христиан) является символом греховности. Она лежит у подножия скалы из которой растет мертвое дерево. Иаков Ворагинский в популярнейшей «Золотой легенде» (около 1260) привел множество разных трактовок. Выше: что вы искали.
В композиции Босха ангелы отсутствуют, а в церковные одеяния облачены волхвы. В этом заключается значение странных символов, которыми Босх окружил трех волхвов. Этобыло последнее произведение Босха.
Это — страдающий Спаситель, охваченный силами зла. Позже, однако их репутация была восстановлена. В Евангелии от Матфея, единственном, где упоминаются волхвы их число не указано. Наследие Босха невелико – два с половиной десятка картин и несколько рисунков. Более того, фигурки демонов украшают и одеяния чернокожего царя и его слуги. Гог – под флагом с полумесяцем и звездой, а Магог – под флагом с драконом.
Спустя годы, когда монахи перестали надеяться на то, что Леонардо когда-нибудь закончит работу, заказ был передан Филиплино Липпи (1496) (галерея Уффици, Флоренция). Босх придал многим зданиям странные (похожие на перевернутые колокола или полусферические) формы Такая же фантастическая архитектура у него встречается и на других работах, например в «Искушении святого Антония» и «Мученичестве святой Вильгефортис». Стеклянная трубка в золотом обрамлении, которая надета на ногу старика, очень напоминает специальный реликварий (монстранцию), куда в позднее Средневековье помещали Святые Дары.
Отрывок, характеризующий Поклонение волхвов (триптих Босха)
5). Судя по записи, эта земля была дарована монастырю «Симоном, отцом брата Франческо». Однако в дверях хлева видна странная фигура полуобнаженного человека, бесцеремонно снявшего корону с головы Каспара. Письменный договор на «Поклонение волхвов» показывает, что распространенной в то время практикой было платить художнику «натурой». Легенда о мессе Св. Вряд ли он собирался изобразить антипоклонение волхвов.
Христианские авторы считали, что этот набор символизировал троякость природы Христа: смирна была преподнесена ему как человеку, золото – как царю, а ладан – как Богу. Его причудливо-устрашающие миры вызывали изумление уже у современников – вот таким образом в XVI веке Босха так часто копировали. Одна из сухих ветвей, пройдя сквозь стеклянную трубку, оживает и на ее конце распускается синий цветок. И так далее.
Поклонение волхвов (триптих Босха) Информацию О
Рядом изображена пара сирен: мужчина и женщина с телами птиц. Гибсон сравнил их фигуры с культовыми изваяниями41. они часто появляются в качестве зрителей. В обеих ягодах исследователи Босха чаще всего видят олицетворение земных искушений и радостей плоти Одно из первых упоминаний «Сада земных наслаждений» принадлежит испанскому монаху Хосе де Сигуэнсе, который видел его в монастыре Эскориал.
Его дар, повествующий о жертвоприношении Исаака, лежит у ног Богоматери. В дверном проеме виден осел, традиционный голландский символ иудаизма и Ветхого Завета. Символизирует ли оно вытеснение язычества христианством. Они приносят дары Мадонне и Младенцу, застывшим в безжизненных позах (цв.
Под крышей в черной дыре сидит сова, а рядом с ней внутрь заползает ящерица. Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель. Один из них, стоящий в профиль, явно монах. Потому центральная панель «Сада», расположенная между раем на левой створке и адом на правой изображает человечество, погрязшее в грехах. Волхвы окружают их и преклоняют пред ними колена. «Папа римский» на картине Босха находится в окружении группы людей в фантастических одеяниях.
Похожие плоды с птицами появляются у Босха и в других работах: в «Саде земных наслаждений» и «Иоанне Крестителе в пустыне». Спустя четыре столетия после смерти Иеронима Босха сюрреалисты дали художнику звание «почетного профессора кошмаров», считая, чтоон«представил картину всех страхов своего времени, воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья исполненное волшебства ичертовщины». также цв. Бык, представляющий христианство и Новый Завет, находится внутри. Волхвы греховны, так как поклоняются ложным идолам ложной религии. Судя по стилю, это дополнение было сделано не рукой Леонардо.
Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии— маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это— предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. А такая символика выглядела не слишком благочестиво. Сложно сказать, когда и почему они были сделаны. Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен. То есть христианство заключено в тюрьму — «синагогу Сатаны» — так же, как Христос ограничен в рамках алтаря мессой святого Григория.
Примечания для Поклонение волхвов (триптих Босха)
Вазари так комментирует эскизы работы: «Он начал писать полотно «Поклонение волхвов», на котором мы видим множество прекрасных изображений, особенно голов и которое так же осталось незавершенным, как и другие его работы». Босх использует традиционные символы религиозных догм, но тонкие (или не очень тонкие) нюансы показывают его не совсем почтительное отношение к этим догмам. Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало.
Возможно, такая трактовка позднее перешла к катарам. На заднем плане зритель видит сражение. 2, 3., после гибели своего господина он стал враждовать с наследником престола Давидом. Не случайно на внешних створках «Поклонения волхвов» Босх изобразил самое известное в его время евхаристическое чудо – видение израненного Христа, восстающего из гробницы. Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. 2, см.
Вкартине «Христос, несущий крест» Христос какбыне всилах смотреть наэту беснующуюся вакханалию зла, онизображен сзакрытыми глазами. В средневековой культуре черный цвет ассоциировался с дьяволом (не случайно бесов называли «эфиопами») и воспринимался как знак внутренней греховности и черноты души. Каспар, также стоя на коленях, держит полуприкрытую миску из-под хлеба, которая, как и дар Валтасара, является намеком на литургию. нами и бесами. Для этого требуется сначала разобраться в значении отдельных деталей.
Ниже, видимо, жертвоприношение, которое совершили Маной и его жена, когда ангел им возвестил, что у них родится долгожданный сын (Самсон). На заднем плане написано войско, готовящееся перейти реку. Они клюют зерна, вываливающиеся из плодов.
По мнению Балдасса, уже внешние створки на тему мессы святого Григория (цв. Им было обещано, что он спасет Израиль от филистимлян Суд. На мессу указывает жертвоприношение Исаака, а также звезда из соломы под кровлей вертепа (об этой «звезде» речь пойдет позже).
ил. Объясняя иконографические аномалии, которые отличают «Поклонение волхвов» Босха от тысяч версий того же сюжета историки часто приходят к различным теориям двойного дна, однако они не всегда работают. Это касается не только самых загадочных картин, таких как «Сад земных наслаждений» (мы даже точно не можем сказать изобразил ли он на центральной панели царство плотских грехов или, наоборот, утопический мир безгрешности), но и более традиционных сюжетов. Христианская живопись традиционно представляла положительные образы волхвов. ил.
Ряд образов центральной части этого триптиха повторяются и в его правой части (цв. ил. Символы Страстей Христовых изображены над алтарем. На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс— пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока»— неиудеи— признали в младенце истинного Мессию. Так, если старик, стоящий в дверях ветхой хижины, – это Антихрист, то восточные армии, собирающиеся под Иерусалимом, действительно могут символизировать не свиту волхвов, а Гога с Магогом.
Этовкакой-то степени оказалось даже страшнее егофантазий изболее раннего творчества. И стоит допустить ошибку в начале пути, как следующие толкования повисают в воздухе. Она показывает младенца волхвам, облачённым в роскошные одежды. 58) кажется настолько странной, непривычной и тревожной, что просто непонятно, как мог Сигуэнса считать ее классической. Но почему они принесли именно такие подарки. Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь. Посреди песчаной полосы стоит колонна, на которую водружен идол с шестом на голове, увенчанным полумесяцем.
В центре овца, оставленная без присмотра «нерадивыми пастухами», которые вскарабкались на крышу, чтобы поглазеть на Младенца (цв. Он появляется в окружении молодняка, как и «папа римский» в вертепе окружен своими приспешниками. Босх превратилискусствов зеркало современного мира. Как рассказывается во Второй книге Царств 2 Цар.
По мнению ряда авторов, этот образ можно трактовать как анахронизм или признак типичного средневекового антиклерикализма. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии – маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это – предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. Перед Богоматерью с младенцем три царя: Валтасар, Каспар и Мельхиор.