Дейнека Александр Картины

Картина советского художника Александра Дейнеки За занавеской продана на лондонском аукционе MacDougalls за 2 миллиона 248 тысяч фунтов – без малого 3, 5 млн долларов. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Александра Дейнеки. На этой странице собраны картины Дейнеки Александра Александровича, которые отличают соцреализм, патриотизм, монументальность и оптимизм.

Дейнека Александр Александрович картины писал не кистью, а умным сердцем. Сегодня мы вспоминаем биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого прославили Курский край на весь мир. Октябрьский переворот, захлестнувший страну, не мог не оказать влияния на биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого отражали самые яркие аспекты новой, социалистической жизни.

Дейнека Александр: творчество, самые известные картины художника

В 1944 году он создал наполненную оптимизмом картину «Раздолье». Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах».

В 1935 году Дейнека уезжает в свою первую творческую командировку за границу. Это выражено прежде всего поставленными надолбами, потушенными огнями в окнах и стремительной скоростью уезжающего военного грузовика. ", "Китай на пути освобождения от империализма", "Механизируем Донбасс.

Александр Дейнека: 
самые популярные 
картины (топ 12)

Александр Дейнека: самые популярные картины (топ 12)

Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. Но картина не была одинокой удачей. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. Возможно, что я излишне заострил подобную трактовку. Дейнека Александр Александрович известный советский художник, график и скульптор.

Именно спорт, как утверждает художник, помог ему найти свой собственный художественный язык. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. " Да и живопись у Дейнеки как плакат – лаконична, выразительна и, пожалуй, несколько прямолинейена. Один из американских деятелей назвал художника «филадельфийским львом». Во время войны культ спорта и здоровья в творчестве Дейнеки уступил место военной теме. Они занесены снегом.

Александр Дейнека 
– картины с названиями 
и описанием по алфавиту

Александр Дейнека – картины с названиями и описанием по алфавиту

На ней было представлено 119 работ Дейнеки — картины, рисунки, акварели. Мерно и стройно шагает отряд. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. «Группа трех» принимает участие в 1924 году в Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства, где очень ярко заявляет о себе. Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929). Дейнека много ездил по стране и везде собирал материал для своих работ.

К любимым сюжетам Александр Дейнека вернулся только во второй половине 1940-х годов: в 1947 году он написал полотно «Эстафета по кольцу «Б». Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку.

Картина привлекает также насыщенностью цветовой палитры. Но враг не пройдет. и проданных в итоге за 294 тыс., хотя и «Холм в тени» был с успехом продан за 200 тыс.

Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933).

Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927). Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10. Эта закольцованность движения создает ощущение неисчерпаемой силы защитников, хотя на картине изображены всего несколько десятков человек.

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Мастер даже пошутил в письме домой: «Приеду, устрою выставку и буду три дня московским медведем». Она создана на основе акварели «Итальянская улица.

«Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933).

Особенности работы 
над картиной

Особенности работы над картиной

Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). Художник и сам говорил: «. Одним из первых шагов становится работа над книгой "Про лошадей" для самых маленьких. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А.

Это, так же как и работа «Оборона Петрограда», хрестоматийная картина. За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают "Общество станковистов" (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.

Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. Серьезные люди все эти игры не берут во внимание. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). И это несмотря на то, что одна из картин, полотно Генриха Семирадского «Танец среди мечей», была снята с торгов. В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности.

Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, "Краснокрылый гигант", 1938). Вот один из таких листов: «Вечер. Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923).

Его отец был рабочим железной дороги и будущий художник рос в атмосфере простой трудолюбивой семьи — волевым, спортивным, физически крепким. Сколько решимости в суровых лицах бойцов, уверенности в их чеканной поступи. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. «Существуют большие подозрения, что эта картина была вывезена из Польши нелегально. Стоит отметить, что на этот раз самым дорогим на аукционе стало не изделие фирмы Карла Фаберже, как это часто бывает, а прекрасный образец советского агитационного фарфора – тарелка «Пролетарии всех стран, соединяйтесь. » изготовленная на Ломоносовском фарфоровом заводе в 1927 году к 10-летию революции по эскизу художника Сергея Чехонина, она была продана за 162, 5 тыс.

В этот же период, художником создается первая, подлинно монументальная, хрестоматийная, советская историко-революционная работа – «Оборона Петрограда». Байдуков "Через полюс в Америку", 1938, И. Мазурука "Наша авиация", 1940). У художника был своеобразный метод, который он использовал и при создании этой композиции. Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Многочисленные акварельные иллюстрации к ним отражают первозданное величие бесконечных льдов Севера или просторов заснеженного Подмосковья.

Рекорды продаж, 
стоимость картин 
Дейнеки

Рекорды продаж, стоимость картин Дейнеки

О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры. В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей. Русский музей)После войны манера художника слегка изменилась – Дейнека теперь чаще отказывается от фирменной плакатности и пишет более реалистично. "Женский портрет" (1944, Симферопольский художественный музей)"У моря" (1957, Русский музей)"Купальщицы" (1952, частная коллекция)Вообще, на мой взгляд, наряду с рубенсовскими женщинами и кустодиевскими красавицами, заслуживают вынесения в отдельный типаж и дейнековские физкультурницы. "Натурщица" (1952, Курская областная картинная галерея им. По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы.

Дейнека вспоминал, что подготовительный эскиз был утвержден загодя, а за большое полотно он все никак не мог взяться. Вслед за «Обороной Севастополя» появляется еще несколько полотен на темы войны. "Игра в мяч" (1932, Третьяковка)А потом – война. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют.

  1. Дейнека, Александр Александрович
  2. Дейнека Александр Александрович
  3. Александр Александрович Дейнека
  4. Дейнека Александр АлександровичКартины и биография
  5. АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА: ХУДОЖНИК ВО ВРЕМЕНИ
  6. Дейнека Александр Александрович (602 работ)
  7. Дейнека Александр – художник монументального стиля

Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. Его картины «Перед спуском в шахту» (1925), «На стройке новых цехов» (1926), «Текстильщицы» (1927) выполнены в полном соответствии с принципами индивидуального стиля дейнековских рисунков. Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. Ну это на мой дилетантский взгляд.

Но вскоре редакторы журнала начали отдавать предпочтение фотографии, а не рисункам и Дейнека оттуда ушел. успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн. Страшный снимок, непохожий на то, что я видел несколько лет назад сам. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Дейнека мастерски писал их в сложных ракурсах и движениях. 11 февраля 1935 года в Филадельфии открылась выставка Дейнеки.

  • Советский эротический социалистический реализм в творчестве художника Александра Дейнека
  • Александр Александрович Дейнека (1899–1969)
  • Александр Дейнека установил рекорд цены на
  • Александр Александрович Дейнека биография
  • Сюжетная живопись Александра Дейнека
  • Дейнека Александр Александрович (1899-1969)
  • Биография Александра Дейнеки: детство и юность

Исчезает конструктивность, характерная для ранних работ художника. Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х. Одна из лучших картин на эту тему — «Будущие летчики» (1938, Третьяковская галерея, Москва).

С помощью противопоставления цветов (светлого — одежда моряков, темного — фашистов) автор передает главную идею своего произведения: справедливость и добро должны восторжествовать над злом. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934).

Игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». "Стахановцы" (1937, Пермская государственная художественная галерея)"Колхозница на велосипеде" (1935, Русский музей)О, вот сверхактуальное:"Вратарь" (1934, Третьяковка)"Бегуны" (1934, Русский музей)С формой Дейнека очень интересно работает. И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати. Шли месяцы, близилось время окончания работы, а полотно по-прежнему оставалось девственно чистым.

Очень красив и сочен по краскам букет из васильков на переднем плане. Входил в объединение «Октябрь» (1928 – 30). Севастопольские моряки встали стеной, преграждая дорогу врагу. Их получилось около 300. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Однако графическая, цветовая, композиционная напряженность его полотен нередко контрастировала с поэтической интонацией лучших работ художника.

  • Самый плодотворный период в творчестве Дейнеки
  • Военные и послевоенные годы Александра Дейнеки
  • Учитель в женской гимназии и фотограф в Уголовном розыске
  • Скульптура, мозаика, батальное полотно
  • Западноевропейская и антикварная живопись

Украшенный эмалью «клуазоне» серебряный ковш фабрики Хлебникова ушел за 52, 5 тыс., а самыми дорогими предметами Фаберже оказались табакерка (37, 5 тыс. ) и рамка для фотографии (32, 5 тыс. ). В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию.

С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников).

  1. Декоративно-прикладное искусство
  2. Творческие периоды в работе Дейнеки
  3. Лирика на полотнах этого периода
  4. Годы Великой Отечественной войны
  5. Бесплатно получать новые статьи на свою почту
  6. Направление, стиль и тематика произведений

В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники. Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках.

В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» С (1928). Полетико. В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Его скульптурные работы были в основном посвящены темам спорта.

  • Миниатюрный мир от Винсент Бушерез ( )

Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. В облике молодой женщины, величественной и нежной в одно и то же время, удивительно естественно и гармонично сочетаются физическое и духовное здоровье. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Защищал родной город Курск от белых. С задачей он, впрочем, все равно справился. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов.

Символичен образ моряка со связкой гранат на первом плане. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Горизонтальное фризовое изображение получает своеобразную интерпретацию.

Дейнека, Александр 
Александрович

Много работает в качестве иллюстратора и плакатиста для советских периодических изданий. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Дейнека вспоминает: "Сквозь вьюгу, снег, который сечёт лицо и рвёт с плеч плащ-палатки, мчался танк с людьми на нём, в масле, копоти, обледенелыми, с обожженными морозом лицами и заснеженными бровями и ресницами. В середине 20-х появились первые живописные произведения художника: «Футбол» (1924), «В штреке», «Перед спуском в шахту» (1926), «Текстильщицы» (1927), в которых выразились характерные особенности творчества мастеров Общества художников-станковистов, Остовцы считали современным все, что отличало новую Россию от «вчерашней» : подъем индустрии, динамику социальной перестройки, рождение новой социальной психологии. Входит в так называемую «Группу трех», вместе с художниками Андреем Гончаровым и Юрием Пименовым.

Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников».

Одной из лучших картин этого цикла считается «Улица в Риме» (1935). Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна.

Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. В картине практически нет никаких примет быта. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт. Но была и противная сторона. Таким видит город Дейнека Александр.

Он посещает Америку, Францию, Италию. Талантлив он был и в литературном творчестве. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике.

Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. носивший название "Безбожник у станка" (т. к. Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда. 1932 года считается годом начала нового творческого этапа в жизни Дейнека.

В этой тематике художником были созданы ряд живописных, романтических картин, самой значимой из которых можно назвать, «Будущие летчики», 1937 года. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). В 1931 году он пишет картину «Наемник интервентов», а в 1933 году «На допросе», где создает запоминающийся образ смелого, мужественного большевика.

Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию.

На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ». Живописная палитра художника продолжает оставаться несколько условной. Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. «Фигуры идущих по снегу мне всегда представляются в виде силуэтов. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль.

Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Пожалуй, самой выразительной и значимой работой этого периода можно назвать работу «Мать», выполненную в 1932 году.

Очень поэтична также и его картина «Спящий ребенок с васильками» (1932). Александр Дейнека родился в 1899 году в Курске. Много было и в советский период художников выдающихся и великих. Итальянские зарисовки отличны от американских или французских.

Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. Образования оказалось достаточно, чтобы работать оформителем. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра. Отец не поддерживал его выбор, не помогал материально.

В течение всех двух недель работы выставки залы были заполнены посетителями. Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Курская областная картинная галерея им. Умер Дейнека в возрасте 70 лет. Закончу не совсем типичной для Дейнеки картинкой. Эта тема так понравилась мастеру, что позднее, в 1940 году, он написал историческую картину «Никитка — первый русский летун» (Третьяковская галерея, Москва).

Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Но с другой стороны — это подтверждение того, что талант Дейнеки выдержал испытание временем, показатель истинной ценности его творчества для людей. Самое простое— обратиться на форум AI: экспертного заключения, понятно, не получите, но полный набор аргументов за и против почти гарантирован., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Это ощутимо и в «Текстильщицах» и в самом значительном полотне Дейнеки «Оборона Петрограда» (1927), написанному к десятилетию Красной Армии.

Цвет и линии в работе «Мать» становятся мягкими и плавными. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Для сравнения: суммарная выручка Christies накануне составила 13, 2 млн из которых значительная доля пришлась именно на декоративно-прикладное искусство, где целый ряд лотов был продан за сотни тысяч фунтов, в частности редкие предметы Фаберже (миниатюрная модель мебели, портшез – за 788, 8 тыс., серебряная скульптурка носорога с заводным механизмом – за 704, 8 тыс., вся коллекция – более 2 млн), напольная императорская ваза (692, 8 тыс. ), а также русские ордена Святого апостола Андрея Первозванного (548, 8 тыс. ) и Святого Александра Невского (248, 8 тыс. ), врученные наполеоновскому маршалу Мюрату во время заключения Тильзитского мира в 1807 году. Не просто рисовать, но зарабатывать своими рисунками на жизнь Александру Дейнеке пришлось учиться с ранних лет: людей творческих профессий его отец открыто недолюбливал, к выбору сына отнесся скептически и помогать ему материально не собирался.

Дейнека всегда стремился создать образ широкого обобщения. Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. А продолжает образование он во ВХУТЕМАССе.

Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Бойцы как бы выходят из глубины, приближаются к зрителю и затем вновь удаляются. Упомянутая выставка, проходившая в Москве, в действительности повлияла на творчество членов ОСТа, в том числе и Дейнеки.

Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа. Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). Через год, Дейнека основывает Общество станковистов. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «Эстафета по кольцу Б» (1947), «У моря. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря.

Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться.

Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. Писал футбол. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет.

Я плавал, летал, дружил с летчиками, был в гуще кипучей приморской жизни. Таковы его «Тревожные ночи» (1942), «Сбитый ас» (1943) и другие. Красота Рима поразила его.

Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека.

Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами. В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Вице-президент Академии художеств СССР (1962 – 66). Арсенал художественных средств Дейнеки становится богаче. Художник создал серию пейзажей Москвы, а после посещения разрушенного Севастополя в 1942 году написал батальное полотно «Оборона Севастополя». В Риме, а затем в Москве Дейнека создал огромное количество работ, посвященных Италии. Так же, как и в акварели, ярко пылают на солнце красные сутаны монахов.

После войны работает (и даже возглавляет несколько лет) в Московском институте прикладного и декоративного искусства. Не знаю, хорошая это картина или плохая, но кажется, что настоящая». 2009–2011». Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. носивший название Безбожник у станка (т. к.

Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль». В кафе", "Париж. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как "Никитка – первый русский летун" (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского "авиатора". В моем творчестве была удача. Капитолий", "Танцоры в Гарлеме", "Нью-Йорк", "Париж.

Много и успешно работал Дейнека в области монументальной живописи: панно для павильона СССР на Парижской выставке (1937), для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939), мозаические плафоны для станций Московского метрополитена (1938 – 43). Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». Научные и исторические статьи, атеистическая публицистика сочетались с безжалостной сатирой: памфлетами на библейские темы, антирелигиозными частушками и, конечно, рисунками и карикатурами. Некоторые из них в дальнейшем легли в основу картин. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства.

Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Мейерхольда, 1930 «День рождения» братьев Тур в ЦТСА (1945). «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). Одной из лучших работ этого периода по праву считается «Мать» (1932). Дейнека известен и как художник театра: совместно с Е. Вахтанговым оформил спектакль «Баня» в Гос. Дейнека родился в Курске.

Художественный образ предельно величав и обобщен. Во Вхутемасе он читал «теорию композиции». В кафе, Париж. Входящих на станцию встречают плафоны утра, над серединой платформы расположились вечерние и ночные сюжеты. Вс.

«Отечество в опасности. » – прокатился по стране призыв большевистской партии и вот на защиту от войск Юденича выходят питерские рабочие. За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история.

Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты Лаконично, в суровом, мужественном тоне рассказывает картина об одном из эпизодов гражданской войны — защите родного Питера рабочими отрядами красногвардейцев от наступающей армии генерала Юденича. Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Мне удалось написать картину «Оборона Петрограда», куда я вписал несколько портретов ее участников и я счастлив этим», – говорит Дейнека. С М. Громовым и В. Чкаловым Дейнеку связывали узы дружбы.

Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Когда в 1931 году "Октябрь" принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ ("Российская ассоциация пролетарских художников"). В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль.

В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. Из Рима он поехал во Флоренцию, затем в Берлин, а оттуда — домой, в Москву. Работая в Севастополе, он увлекся самолетами. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось.

Словом, моя картина и я в работе слились воедино. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. «Мне ничем посторонним не хотелось разбивать ритма, которого я добился и впечатления воли и тяжелых страданий, вот таким образом я отказался от всякой лишней бытовщины, которой много в эскизе к картине», – сообщает нам художник. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). И рисункам и картинам Дейнеки свойственна известная плоскостность, художник явно избегает иллюзии глубины.

Преподавал во ВХУТЕИНе (1928 – 30). Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры. В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги.

Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Очень долго он хотел написать картину о любимой игре, но многочисленные наброски по традиционным композиционным схемам не передавали динамику матча. Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки. На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца).

«Весь путь ОСТ –. Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9. И все-таки художник успел сделать огромное число зарисовок, создать массу акварелей.

И все. Существует на земле еще один город, который беззаветно любил художник. Герой Социалистического Труда (1969)., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930).

Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны).

Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Художник показал узкую полоску набережной с идущим на ней ожесточенным сражением. Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами. В конце 1935 года в Москве открылась персональная выставка художника.

Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – "Левый марш" (1941). Картина «Окраина Москвы. Зима" (1931, частная коллекция)В следующий раз будет мастер, которого тоже относят к соцреализму, но уже не "СОЦиалистическому", а "СОЦиальному". А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени.

Он сам рассказал «о времени и о себе» в большой фундаментальной книге «Жизнь искусство, время» и других литературных произведениях. Ну и 180 тыс. Фон дан скупой линией отдаленного города. Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия.

Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. В 1928-29 гг. Вот так вот – Дейнека уже продукт не классической художественной школы, а новой. Аукционному дому удалось продать даже морской пейзаж Руфина Судковского за 457 тыс.

Набережная Сены, Париж. Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. К числу лучших живописных работ Дейнеки относится картина «Окраина Москвы. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Монахи в красном», написанной во время путешествия.

Происходит кристаллизация режима. Кроме того, покупатели активно торговались за фарфоровые тарелки с военными сюжетами эпохи Николая I – одна из них ушла за 72, 5 тыс., еще три были проданы дороже 50 тыс. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского.

Заметный след в творческой биографии художника оставили поездки в Крым. 1941» (1942), отобразившая драматический образ военной столицы, а также цикл акварелей «Берлин» (1945). На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Тем не менее, мастерство Дейнеки становится всё более плодотворным, разнообразным по тематике и настроению.

Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см. У финиша, 1927). Я компоновал новое пластическое явление и вынужден был работать без исторических сносок.

Исследования, книги, выставки. На смену новаторским и конструктивистским 1920-м пришли монументальные и помпезные 1930-е. Но писать все же решил на выставку «Оборону Севастополя», так как я этот город любил за его веселых людей, море, лодки, самолеты. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду.

Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов. Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Многие лица написаны художником с натуры.

Напомним, что предыдущий рекорд продержался два года: осенью 2015-го на аукционе «Советское и постсоветское искусство», также MacDougalls, картина с фривольным сюжетом «За занавеской» (1933) ушла за 2, 2 млн при эстимейте 2 – 3 млн. Тематика работа, в основном, социальная и агитационная. Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). «Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3.

Здесь ломать копья бессмысленно. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда».

Типичными живописными произведениями остовского периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925 г. ), На стройке новых цехов (1926 г. ), Текстильщицы (1927 г. ). Патриаршие пруды» Необычный и вместе с тем привычный для москвича вид города. Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать.

Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника. «Будущие летчики» – это еще одна, всем известная работа художника. роман «Мастер и Маргарита» Булгакова). (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок.

Дома тревожно притихли. Сценическая площадка расширяется, приобретает пространственную глубину. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь.

В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. В книге Дейнеки «Из моей рабочей практики» приводится любопытный эпизод о том, как рождалась первая его картина – «Футбол» (1924). Здесь художник применил интересный композиционный прием.

Аукцион русского искусства MacDougalls в Лондоне еще не завершился, но важный рекорд цены уже установлен: картина Александра Дейнеки «Герои первой пятилетки» продана за 2, 8 млн (включая комиссию аукционного дома). Движение раненых по мосту в обратном направлении сообщает композиции кольцевой характер. В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой. В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Не хватает мне образования, чтобы описать.

Где остальные мозаики — неизвестно. Строг и суров ритм картины. Он не показывает непосредственно боя с противником. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно.

Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь". В 1928-29 гг. Среди них женщины, впервые взявшиеся за оружие. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941).

Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). События военных лет продолжали волновать художника и в послевоенные годы. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Предельная обобщенность образов превращает их в символы. Прыжок с колокольни».

Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Член-учредитель Общества станковистов (ОСТ) в 1925 – 27. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг.

Ноябрь 1941». Поначалу, в период оформления и кристаллизации соцреализма, фигуративное и идеологически правильное искусство Александра Дейнеки попало в нужную струю. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского — «Левый марш» (1941). Торопливый шаг рабочего, неуверенность, сквозящая в его облике, еще нагляднее оттеняют отталкивающее самодовольство и самоуверенность служителей Ватикана – хозяев «вечного города». Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым.

И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса "В огне" в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа».

Набережная Сены", "Париж. В каталоге помещены также произведения, местонахождение которых не установлено, но факт их существования подтвержден публикациями в старых выставочных каталогах, архивными документами, фотографиями. Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника.

С 1920-х гг. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС».

Множество учебных рисунков Дейнеки посвящено человеческой фигуре, его привлекает телесное и выразительное. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства.

Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. Он не бросал работу даже во время воздушных налетов. Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами ("На балконе", 1931) он пишет идейные и трагические картины ("Наёмник интервентов", 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты ("Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов", "Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу", 1931). Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. «Шла тяжелая война, я вернулся с фронта из-под Юхнова. После Февральской революции занятия в училище прекратились.

Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год). В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим. Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью.

Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова. Интерес художника к истории русского самолетостроения отразился и в работе над книгой «Наша авиация» летчика И. П. Мазурука. Кажется, так и слышишь их гулкие шаги в тревожной тишине сумеречного вечера.

В 30-е художник создал оригинальную серию «Севастопольских акварелей» (1934), ряд картин на темы индустрии и спорта. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова ("Кот и повар", "Крестьянин и смерть", 1922). Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины.

Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. В этот же период, одной из значимых тем для художника, становиться авиация. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов.

А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом "Сутки советского неба" (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена "Маяковская", всего за шесть месяцев до её открытия. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Ноябрь 1941 года» (Третьяковская галерея, Москва). Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой».

Очень показательна в этом отношении картина «На стройке новых цехов», где даются две точки схода, что позволяет снять ощущение прорыва картины вглубь. Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича. Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Ему он и посвящает свою вторую картину о войне. По семейной традиции он поступил в железнодорожное училище, чтобы продолжить дело отца. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная.

Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. Плакат «Механизируем Донбасс» – сегодня пример классического плакатного искусства, а в момент создания, в 1930 году, плакат становиться почти новаторским, как в отношении цвета, так и в отношении композиционной выразительности. В 1924 году художник съездил в Донбасс. первые мои московские опыты над картиной носят все признаки декоративного толкования, уклона в панно, устремления к большим плоскостям». Даже в самых обыкновенных сюжетах он находит и раскрывает прекрасное.

Как будто бы не светотенью моделирует её, а цветом. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Художник, как бы разрывается, между пейзажными зарисовками и обнаженной натурой. «Немного осталось очевидцев и участников Октябрьских боев 1917 года.

Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». – сумма почти баснословная (полотно, конечно, монументальное, 180х250 см, но Судковский все же не Айвазовский. ). Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса.

Такого убедительного, жизненно верного изображения рабочих не мог достигнуть, по существу, ни один художник того времени» 7. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Среди иллюстраций к этой детской книжке одна из лучших — «Без мотора. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. И художник вновь справляется с вызовом.

В итоге получается какая-то адская смесь ренессанса и экспрессионизма. Теперь это официально самая дорогая работа художника, проданная на публичных торгах. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Множество учебных рисунков Дейнеки посвящено человеческой фигуре, его привлекает телесное и выразительное.

Крымские впечатления легли в основу картины «Будущие летчики» (1937). И здесь это удалось ему в полной мере. Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину. покорила Зрителей острой выразительностью художественного образа.

Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов.

В 1954 году он расписывает зрительный зал Челябинского театра оперы и балета, в 1956 создаёт мозаику для фойе актового зала МГУ, в 1961 – для фойе Дворец Съездов в Московском Кремле.

В нем, правда, тоже пробыл недолго. Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. Но в целом выставка получила одобрительные отзывы. театре им.

При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). Во время учебы Дейнека сотрудничал с журналами «Безбожник у станка» и «Прожектор»: он рисовал колкие карикатуры на религиозные темы изображал трудовые будни заводских рабочих.

Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. Мне удалось сделать много интересного, нового, современного для того времени.

Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы" Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно "Оборона Севастополя" (1942), страшное и величественное. Впоследствии ему ещё раз предложат поработать в оформлении метро, но планы будут прерваны войной и лишь в 1943 году откроется станция "Новокузнецкая" с расписанными Дейнекой плафонами наружного и подземного вестибюлей. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». «В двадцать четвертом году я впервые выставлялся.

Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм». Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов. Особенно ярая борьба ставок разгорелась за «Купальщиц у реки», выставленных с оценкой 50 – 70 тыс. путь зигзагообразный, путь колебаний. Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг. Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Дейнека остаётся в Москве, работает в мастерской плаката ТАСС и пишет одну из своих самых знаменитых и эмоциональных работ:"Оборона Севастополя" (1942, Руский музей)"Сбитый ас" (1943, Русский музей)Очень пронзительная.

Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. Это были молодые художники, объединенные любовью к станковой живописи, несмотря на то что конструктивисты и прочие крайне левые предвещали картине как произведению искусства скорую кончину. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля. Положительным следствием этого членства является то, что в 1929 году выходит в печать новый рабочий журнал Даёшь, в котором Александр Александрович становится одним из основных художников и работает вместе со старыми знакомыми из Безбожника.

Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление. К темам гражданской войны художник продолжает обращаться и в тридцатые годы. Уплотненная программа поездки оставляла мало времени для творческой работы. Молодых немецких и русских художников того времени объединяли революционные взгляды как на политику, так и на искусство. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке.

Но в данном случае это оправдано. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Удостаивается и множества других регалий. Каждое полотно, созданное в эти годы, – это гимн красоте жизни, красоте людей. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю.

Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз. Работает в РОСТе, общается с Маяковским. "Физкультурница" (1933, Российская государственная библиотека, Москва)"Работать, строить и не ныть. «Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин. Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации.

Дейнека сотрудничает с детским журналом Искорка, сопровождает своими иллюстрациями книги Агнии Барто, Николая Асеева. Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. А в живописи – идеальные люди (привет античности и ренессансу), уверенно смотрящие в будущее.

Годы обучения в училища совпали с трагическими революционными событиями 1915-1917 годов. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров ("У моря. при эстимейте 50 – 100 тыс.

Я в немецкой прессе видел снимок Севастополя с самолета. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». В столице он попал в ученики к известному графику Владимиру Фаворскому. Но, несмотря на сложности, Дейнека продолжал учиться. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940).

В архитектуре – сталинский ампир: лепнина, шпили, арки, колосья и грозди. Он выбрал мастерскую теоретика и практика, заведующего кафедрой графики и полиграфии Владимира Фаворского, который учился в известной школе Шимона Холлоши в Мюнхене, там же в университете изучал философию, слушал лекции по искусству Карла Фолля и завершил искусствоведческое образование в Московском университете.

Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». Результат хороший (это больше, чем в прошлом году, когда суммарная выручка составила 1, 3 млн), но никаких потрясений не случилось, лишь один лот преодолел барьер в 100 тыс. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени.

Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа. После службы молодого талантливого курянина командируют в Москву, где он получает возможность продолжить художественное образование во ВХУТЕМАСе, на полиграфическом отделении, у самых именитых учителей – известного живописца, графика и театрального декоратора Игнатия Нивинского и другого, ничуть не менее прославленного художника, сценографа, книжного иллюстратора, основателя советской ксилографии и теоретика живописи – Владимира Фаворского. Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью».

Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Ноябрь.

На основе многочисленных зарисовок и набросков, выполненных в 1941 – 1942 годах, он создает серию листов под названием «Москва военная» (гуашь, темпера, 1941 – 1946). В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали.

Дейнека действительно был большим мастером. Именно это чувство мужественного спокойствия и составляет пафос картины. Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941).

Это время оказывается для Дейнеки весьма плодотворным на плакатное творчество, в непривычном для себя жанре художник быстро осваивается и создаёт ряд достойных работ ("Ударник, будь физкультурником", "Мы требуем всеобщего обязательного обучения. Над молодой Советской республикой нависла смертельная угроза. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах).

Учился в Харьковском художественном училище у М. Пестрикова (1915 – 17), во ВХУТЕМАСе у И. Нивинского и В. Фаворского (1920 – 25). Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились).

С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме. Они идут на фронт сомкнутыми рядами, плечом к плечу. Не вызывает никакого сомнения, что за время, что за люди представлены на картинах, акварелях, рисунках Дейнеки и не потому, что он подбирал много деталей внешнего правдоподобия, а вследствие глубочайшей внутренней оправданности и подлинности человеческих образов, всего созданного им образа своего времени. В 1930-х здоровый образ жизни и физкультура вошли в моду.

Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Полотно это стало для нас олицетворением счастья мирных дней. Одну за другой создает он свои широко известные полотна: «Игра в мяч» (1932), «Купающиеся девушки» (1933), «Краснокрылый гигант» (1934), «Бег» (1934), «В обеденный перерыв в Донбассе» (1935), «Колхозница на велосипеде» (1935) и многие другие.

В эпохе Возрождения Дейнеке очень импонировало то, как умело ее представители умели подчинять искусство архитектурным задачам. Из Парижа художник отправился в Италию. После окончания училища Дейнека работал в Уголовном розыске, фотографом.

Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». Тем не менее, мастерство Дейнеки становится всё более плодотворным, разнообразным по тематике и настроению. Я догадался написать то, что многих волновало интересовало.

И художник вновь справляется с вызовом. Александр Дейнека, уроженец Курска, получил первое образование в Художественном училище города Харьков.

В 1927 году Дейнека начал работать над заказом Совнаркома — большой картиной «Оборона Петрограда» (Музей вооруженных сил, Москва). Много общего между ними и в решении пространства.