Ермолова Серов
Подобный эмоциональный отклик портрет вызывал у многих зрителей, но именно Эйзенштейн первым указал на особые композиционные средства, за счёт которых Серов сумел показать силу «вдохновенного подъёма», свойственного Ермоловой41. Хранящийся в Третьяковке портрет Ермоловой Серов писал именно в этом зале, сидя прямо на полу и глядя на актрису снизу вверх. Вот это все ермоловское и хочет найти Серов.
Ермоловой долгое время не нравился серовский портрет. Серов готовился писать портрет Ермоловой. Надо самозабвенно, яростно любить искусство, как любил его Серов, чтобы так написать портрет Ермоловой.
Знаменитый портрет Марии Ермоловой кисти Валентина Серова. Завзятый молчальник, Серов встретил в Ермоловой надежного товарища. Среди этих почитателей был и Серов, создавший героический портрет М. Н. Ермоловой в тот год, когда была «генеральная репетиция Октября». В конце 1904 года Серов получил письмо от Ильи Семеновича Остроухова, бывшего в то время одним из попечителей «Литературно-художественного кружка», — предложение принять заказ от кружка на портрет Марии Николаевны Ермоловой.
В портрете поворот лица был изменен по сравнению с эскизом. Актриса Мария Ермолова была властительницей дум для нескольких поколений зрителей. В 1902-м году Серов пишет портрет Остроухова. С 1935 года находится в Государственной Третьяковской галерее (инв. Если в его ранних работах (например, в «Девочке с персиками») искусствоведы обнаруживают мажорное мироощущение автора, позитивно относящегося к «цветущему усадебному укладу», то полотна, написанные художником во время Первой русской революции, несут на себе печать «России омрачённой»55. 4, с. 167. 19 Валентин Серов в воспоминаниях, т. 1, с. 541. 20 Н. Кравченко. "Ее данные были исключительные. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Актрисе и художнику для создания портрета потребовались тридцать два сеанса. Внешние данные Марии Николаевны были не менее значительны. Русский портрет второй половины XIX века. — Искусство и художественная промышленность, 1899, 7, с. 608. 18 С. Глаголь. Если некоторые другие женские портреты Серова по стилистике сравнимы с тонкими, несущими лирическую историю новеллами, то, говоря об образе Ермоловой, художник Игорь Грабарь заметил, что «перед вами стоит сама Драма, даже Трагедия»30. Серов Валентин Портрет М. Н. Ермоловой. Но это не безмолвие, а пауза, звучащая сильнее самых громких слов.
Тогда же состоялось и своеобразное «открытие» портрета Ермоловой кисти Серова. Впоследствии Серов рассказывал живописцу и искусствоведу Игорю Грабарю, что писать «в этой скрюченной позе, без возможности не только отойти, но и пошевельнуться», ему было непросто. По меньшей мере дважды художник пытался написать портрет Надежды Петровны.
На стенах портреты Шекспира и Шиллера в овальных рамах. Судя по всему, художника совсем не интересовали в данном портрете бытовые детали, хотя в других случаях он охотно привлекал их к раскрытию характера изображаемого человека (например, в портрете Г. Л. Гиршман, где эта светская красавица окружена дорогими вещами и безделушками). Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). В начале 1911 года он сумел сделать цветной карандашный набросок, однако сеансы прервались из-за зарубежной поездки Ламановой.
- Художник Валентин Серов— портрет артистки Марии Ермоловой
- Судьбы пяти героев портретов Валентина Серова
- Портрет актрисы Марии Николаевны Ермоловой
- Критика Портрет Ермоловой Серова
- Серов Валентин Александрович (1865 – 1911)
- Серов 1987 Чистая Портрет актрисы Марии Николаевны Ермоловой, Ермолова
- 57-26 Серов 1987 Портрет актрисы Ермоловой
Я буду писать в те дни, когда вы свободны, на следующий день после спектакля, не так ли. Каждое слово, произнесенное на сцене, звучало как набат. соч., с. 581. 13 И. Репин, указ. Ему нужно изучить каждый жест актрисы, модуляции ее голоса, а главное — лицо, глаза. Просветленные черты лица героини обрамлены деталями отраженного в зеркале интерьера.
В 1889 году особняк был приобретён мужем Ермоловой— Николаем Шубинским. Иногда Серов и Коровин создавали изображения одной и той же модели (например, Мазини и Морозова), а над ранними портретами Шаляпина (знакомство с которым состоялось в мамонтовском кружке72) они работали почти одновременно73. М., 1970, особенно с. 60—74. 6 Е. В.
- Портрет артистки Марии Николаевны Ермоловой
- Мария Ермолова: «Всё навыворот: порнография, безумие – вот литература и театр нашего времени»
- сочинение-описание картины портрет Ермоловой
- Сочинение по картине Серова «Портрет актрисы Ермоловой»
- Критики о творчествеВалентина Серова
- Портрет Ермоловой (Серов):взгляд с разныхракурсов
/ Нарядить— от Ламановой»33. Он бывал в её ателье, слушал там лекции о современной моде, делал эскизы моделей. С ними не согласился художественный критик Николай Врангель, писавший о выставке в журнале «Искусство» (5—7, 1905). 5. Газета «Русские ведомости», разместившая отчёт о мероприятии в номере от 13 марта 1907 года, писала, что портрет Ермоловой, «очень эффектно освещённый и окружённый лаврами», стал украшением зала13. Ермолова была не единственной женщиной, вошедшей в историю русской живописи в платье «от Ламановой».
Тот, говоря об артистических возможностях актрисы, отмечал её темперамент, чуткость, «большую нервность и неисчерпаемые душевные глубины». Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. По воспоминаниям Татьяны Щепкиной-Куперник, ей доводилось встречать Ермолову в концертных залах: «Она выезжала в чёрном бархатном платье с жемчужной ниткой на шее, как изобразил её на портрете Серов»8. Автомонография. Немирович-Данченко в своём выступлении, в частности, сказал: «Когда мы вспоминаем ваши сценические создания, сотканные из тончайших страданий, мы называем вас певцом женского подвига»15.
При этом оставаться в стороне от веяний времени художник не мог. Силуэт актрисы и общий фон требовали определённого размера и пропорций. Мне Остроухов говорил. Искусствовед Игорь Грабарь в своей публикации в журнале «Весы» (1, 1908) назвал краски картины «тяжёлыми, тоскливо-серыми и бесцветно-чёрными»65. Артист Малого театра Михаил Ленин рассказывал, что они «плавали среди бесконечно бушующего моря, это был такой взлёт могучего темперамента, что у меня дрожал каждый нерв»826.
Передвижная выставка и ее критики. Илья Репин, считавшийся учителем Валентина Александровича, после знакомства с экспонатами Таврической выставки сообщил в письме историку искусств Владимиру Стасову, что Серов его «огорчил последними работами». Утром следующего дня 46-летний художник скончался. В 1905 году Серов, помимо «Ермоловой», создал портреты Фёдора Шаляпина и Максима Горького. М. — Л., 1937, с. 125. 8 См. : П. И.
- Серов Валентин Александрович (художник)
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Литературный портфельчик Искуссницы
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Мария Ермолова, эпоха русского театра
- Войдите, чтобы добавить комментарий
Актриса позировала художнику в течение тридцати двух сеансов. М., 1964, с. 463 (в дальнейшем: Е. Сахарова, указ. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора.
Появление ряда картин, отражающих напряжённо-драматическое настроение живописца, связано, вероятно, с присущим Серову «чувством России». Зоркий, сосредоточенный взгляд говорит о незаурядной интеллектуальной личности. Грабарь восклицал: «Перед вами стоит не Ермолова, а сама Драма, даже Трагедия». По утверждению Дмитрия Сарабьянова, «социальное измерение» стиля Серова приобрело монументальность и окончательно сложилось именно в этот период76. Серов видел ее словно стоящей на пьедестале.
Благодаря этому приему актриса казалась художнику выше, стройнее, «монументальнее». По его мнению, художник сумел передать в удачном полотне голос Ермоловой70. — Искусство, 1947, 3, с. 20. 2 Там же, с. 23. 3 Г. С. Той же цели служат арки, которые по форме совпадают с линиями головы и рук Ермоловой. Художник хорошо знал Ермолову. На фоне этих традиций мировоззренческим «катализатором» при написании портрета Ермоловой стали события Первой русской революции.
Ермолова выходила на сцену в образах Марии Стюарт в одноимённом спектакле по пьесе Шиллера, Жанны дАрк в «Орлеанской деве», Катерины в «Грозе» в постановках по произведениям Александра Островского она сыграла в общей сложности более двадцати ролей8комм. В работе Серова он увидел присущее ей «высокое благородство» и «спокойное величие»66. Глаза устремлены вдаль. Выразителен жест сомкнутых рук, который говорит о сдержанной внутренней силе актрисы, умевшей передать «всю сложность женской души, до слез трогательной, до ужаса страшной, до смеха комичной» (К. Работа над полотном проходила дома у актрисы— на Тверском бульваре, 11. Сама Мария Николаевна сказала как-то, что театр «выпил её всю».
На торжестве было прочитано большое количество адресов и речей в честь актрисы. «Омрачённость», связанная с настроением Серова в ту пору, особенно явно проявляется в портретах артистов, души которых в минуты высокого напряжения Серов, согласно трактовке Поспелова, воспринимал как нечто родственное стихии России57. В одном из писем художник объяснил причины нежелания писать портрет неизвестного лица так: «Как ленивый эгоист я выбираю то, что мне легче, что более по руке»3. Но что толковать — раз приехали, давайтепопробуем.
Возобновление работы произошло осенью того же года. На нем красивый костюм, высокий воротничок с модным галстуком, завязанным широким узлом. Это Валентин Александрович Серов. Поднялся занавес. Художник Михаил Нестеров считал изображение Ермоловой «совершенным произведением»8. Арбузов.
Не исключено, что именно полотно Серова дало импульс к появлению картины Михаила Нестерова «Портрет О. М. Нестеровой». 2, был впоследствии назван сотрудниками Музея Ермоловой «домом с привидениями». Ермолова была немного выше среднего роста. Директор Русского музея Владимир Леняшин, говоря об общей одухотворённости портрета Ермоловой, сравнил бушующий в актрисе трепет с «огнём, мерцающим в сосуде»29. Возможно, вот таким образом в портрете Ермоловой оказались совмещёнными два различных культурологических пласта: с одной стороны, Серов снял маску с модели, представив публике подлинную сущность человека с другой— он создал образ трагической актрисы с культовой «маской жреца». Вертикальная форма полотен, на которых актриса и певец написаны в полный рост, с ног до головы, превращают картины «в настоящие памятники исторической значимости артиста». – Северный вестник, 1890, 3, отд. Там я не Ермолова.
Королем ты будешь. 4. Эффект также подкрепляется пространственными и световыми решениями художника. Голова в гордом повороте чутьчуть приподнята. А. Яблоч-кина).
соч., 1965, с. 168. 5 Подробнее об этом в кн. : Г. Ю. Например, после своего любимого спектакля «Орлеанская дева», где Ермолова с блеском и страстью играла главную роль, она два дня лежала, не вставая. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Монолог ледиМакбет волновал, мучил. С создателем чёрного бархатного платья Надеждой Ламановой Серов был связан дружескими отношениями.
«Трагическая Россия как бы прислушивается в этих портретах к самой себе, прислушивается нутром»59. Портрет Ермоловой несёт отпечаток различных эволюционных этапов и влияний, через которые прошёл Серов. 27-я выставка картин Товарищества художественных выставок. Завзятый молчальник, Серов встретил в Ермоловой надежного товарища. Характер Марии Николаевны раскрывается не только во взгляде, но и в положении рук— их пластическая сцепленность, выдающая достоинство и непреклонность, сродни драматическому жесту одного из персонажей скульптуры Родена «Граждане Кале»25.
От нее веет здоровьем, безмятежностью. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Лицо лишь слегка обозначено. Модельер упомянута в строчках Марины Цветаевой: «Та богиня— мраморная.
Лишь некоторые из картин, в том числе портреты Ермоловой и Фёдора Шаляпина, художник дописывал в своём помещении именуемом «залой». Серов выбрал формат 224120 см (высота почти вдвое превышает ширину). Л., 1965, с. 31. 9 Валентин Серов в воспоминаниях, т. 2, с. 181. 10 В. Стасов. Актёрская убедительность Ермоловой была столь сильной, что, по воспоминаниям Татьяны Щепкиной-Куперник, во время премьеры спектакля «Татьяна Репина» по пьесе Алексея Суворина и партнёры по сцене и публика поверили в реальную смерть актрисы: «В зале творилось что-то неописуемое: истерики, вопли, вызывали докторов, выносили женщин без чувств»28. Даже поведенческие установки художника при написании этих картин разнились: работая с Юсуповой, Серов словно стремился избежать переоценки образа княгини, тогда как во время сеансов с актрисой он интуитивно ставил перед собой иную задачу: «Достаточно ли поднял, возвысил»50. Благодаря смене ракурсов взгляд зрителя постепенно перемещается по картине снизу вверх, как в замедленной съёмке, с одновременным впечатлением движения зрителя («камеры») сверху вниз, «к ногам» изображённой фигуры424344.
Василий Дмитриевич Поленов, Елена Дмитриевна Поленова. (Для сравнения: портрет Николая II, написанный Серовым в 1900 году, был оценён заказчиком в 4000 рублей за изображение актрисы Иды Рубинштейн ему также заплатили 4000 рублей. ) Гонорар за портрет Ермоловой живописцу передал Илья Остроухов, принявший, согласно сохранившейся расписке, необходимую сумму от членов Литературно-художественного кружка 27 февраля 1905 года. Моя жизнь.
Но я боюсь: в твоей душе так многоЛюбви мелкой, что не изберешь тыПути кратчайшего. На юбилейную экспозицию были отобраны «вершинные достижения творчества художника». Как заметил Валерий Брюсов, «портреты Серова срывают маски, которые люди надевают на себя и обличают сокровенный смысл лица».
При жизни Серова картина экспонировалась на Таврической выставке (1905), организованной Сергеем Дягилевым, на Русской художественной выставке в Париже (1906). Искусствоведы отмечают, что, вероятно, это восприятие граничит с тем, что Серов писал Ермолову вне возраста, стремясь сохранить её внутреннюю сущность и «вечные черты»118. Оно стало первым в цикле портретов корифеев Малого театра, которые создал Серов. По словам Татьяны Щепкиной-Куперник, если бы речь шла о портрете Ермоловой в преклонном возрасте, то «всего лучше написал бы её в это время Рембрандт, как раньше гениально изобразил Серов». Руки спокойно опущены вниз, тонкие пальцы сплетены.
Серов сел на маленькую скамеечку, чтобы смотреть на Ермолову снизу вверх. Такая же глубокая духовная работа— «родственная античному катарсису»— видна в глазах Ермоловой29. Картины «Девочка с персиками» и «У балкона.
Все «фигуры в чёрном» у Серова одиноки: изображения Шаляпина и Горького написаны на абсолютно пустынном фоне Леонид Андреев словно погружён во мрак графически точные линии стены и зеркал на портрете Ермоловой созданы для того, чтобы сосредоточить внимание на властном лице и силуэте актрисы60. соч. ). 7 См. : И. Э. Однако общее настроение их картин— разное. Его отставка была принята в мае 1905 года56. Эту группу произведений, а также написанный двумя годами позже портрет прозаика Леонида Андреева объединяет наличие тёмных, почти траурных силуэтов— искусствовед Глеб Поспелов назвал их «фигурами в чёрном». Как и всякой женщине, тем более актрисе, ей хотелось быть молодой и красивой.
3. в зеркале у края холста).
При этом, несмотря на связь с предыдущим опытом Серова, портрет Ермоловой настолько своеобразен, что искусствовед Владимир Леняшин применил по отношению к нему слово «загадка». Серов по-разному выбирал «точки съёмки» для всех кадров: нижнюю часть фигуры Ермоловой (первый кадр) он писал как бы при съёмке сверху, фигуру по колени— с прямого ракурса, фигуру по пояс— немного снизу, а крупный план головы— с самой нижней точки. – Артист, 1890, 11, кн. Ни к чему эта затея.
К примеру, Сергей Дягилев считал, что в его творчестве совместились этическая («передвижники») и эстетическая («Мир искусства») эпохи. Художественная жизнь России на рубеже XIX—XX веков. Он, как и стены, написан «очень жидко», кое-где даже нет мазков кисти. Он же сумел убедить Ермолову, не любившую «выставлять себя напоказ», дать согласие на совместную работу с Серовым2.
Видно, что каждую вещь художник писал с нежным чувством, что все в этом доме хорошо знакомо и мило его сердцу. Ге. — Новь, 1897, 18, с. 446. 15 И. Репин, указ. Для придания фигуре актрисы монументальности художник выбрал ракурс, при котором видно «основание для монумента», то есть высокий пол.
Портрет был ему заказан Литературнохудожественным кружком. В момент написания портрета Ермолова находилась в расцвете творческих сил. Живописцу было важно обозначить границы «скульптурного» контура и одновременно показать фактуру тонкого бархата. Губы сжаты. А на сцене. Лепные карнизы, в стены вделаны зеркала, на окнах, на дверях тяжелые портьеры. Этим подчеркнута значительность личности Петра. Такой мы ее и запомнили по картине Валентина Серова.
Для придания фигуре Ермоловой монументальности художник располагался на низкой скамеечке актриса, рост которой был чуть выше среднего, возвышалась над портретистом, как на пьедестале. В январе 1914 года состоялась первая посмертная выставка работ Серова. Он должен впитать этот образ, постичь его. Серов готовился писать портрет Ермоловой. В 1907 году Ермолова, устав от интриг со стороны театрального начальства испытывая недовольство художественной жизнью Малого театра и чувствуя переутомление, решила оставить сцену (позже выяснилось, что не навсегда)14.
Серов. Но на полотне она кажется гораздо старше Может быть, это и коробило Ермолову. Художественные средства, применявшиеся для «монументализации образа» Ермоловой, вероятно, получили развитие в картине «Портрет О. М. Нестеровой» Михаила Нестерова.
соч., с. 351, 352. 16 Валентин Серов в воспоминаниях, т. 1, с. 93. 17 Старовер. 2, с. 88. 11 В. Стасов. Не люблю выставляться напоказ. Она уходила вся в жизнь тех, кого изображала, а личной жизни у нее почти не было» (А. Серов, скрупулёзно изучавший мельчайшие нюансы в настроении актрисы, уловил «доминирующий» оттенок её взгляда— по мнению искусствоведа Наталии Радзимовской, «он состоит в необычайной просветлённости».
Среди представленных экспонатов, демонстрировавшихся до середины марта, был и «Портрет М. Н. Ермоловой» (поступил на выставку из собрания Литературно-художественного кружка)20. Сперва молчала захваченная зала, потом разразилась бурей рукоплесканий, слез, приветствий. Очень достоверно передана обстановка комнаты. По словам Эйзенштейна, при знакомстве с картиной Серова им овладело «абсолютно особое чувство подъёма и вдохновения», которое он не смог себе сразу объяснить, ведь портрет был «предельно скромен по краскам. Серов сам заказал для портрета Ермоловой дубовую раму, выполнив её эскиз. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. на которые открывается душа».
Все стихло. На сцене идет трагедия Шекспира «Макбет». Серов пристально смотрит на сцену, чегото ждет. Ермолова как модель и ранее привлекала внимание художников. Хочу писать ваш портрет, Мария Николаевна. номер 28079). И Ермолова и Шаляпин изображены художником в тот момент, когда они находятся в «фазе творческого подъёма». По утверждению Ильи Репина, с той поры «его милый характер круто переменился». Он верен себе.
За год до начала работы над портретом дочери Нестеров видел «Ермолову» на историко-художественной выставке. Она была хорошо сложена, отличалась «строгой красотой» современники, обращавшие особое внимание на взгляд актрисы, писали про свет и глубину её «глубоко карьих» глаз.
На полотне отсутствуют какие бы то ни было яркие красочные пятна, но оно не монохромное цветовая гамма картины цельна, в ней удачно найдены сочетания различных оттенков серых и коричневых тонов и чёрного цвета: «в чёрном есть и тёмно-синее и зелёное и коричневое серая стена переливает фиолетовым пол написан охристыми, синеватыми, зеленоватыми мазками». Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств». Схожими являются повороты головы (хоть и в разные стороны) и положение рук. Сахарова. К. С. Станиславский.
Хроника семьи художников. К моменту «открытия» портрет уже имел определённую известность. Там дело другое. Вот таким образом работа над заказанными портретами шла обычно в доме той или иной модели. Поза Ермоловой торжественна и величественна.
Он же изъявил желание для защиты полотна оформить картину под стекло811. На сцене нет Марии Николаевны Ермоловой. По его мнению, Серов был представлен на ней «как никогда, в блеске своего таланта», а портрет Ермоловой— «такая изумительная психология, такое виртуозное мастерство, такая простота и величие красок, которых он, может быть, не достигал ещё ни в одном портрете»64.
Так животом вперёд и стоит на портрете Серова»63. Серов видел ее словно стоящей на пьедестале. Если одна из картин создаёт впечатление «светской любезности», то другая демонстрирует внутренний накал чувств если героиня одного из портретов включена— «почти на равных правах»— в мир окружающих вещей, то вторая явно отстранена от бытового пространства.
Из жизни художника. На его гроб, среди прочих, был возложен и венок от Марии Ермоловой с надписью: «Вечная память славному художнику»3435. Нерадовский. И. Немирович-Данченко). Благодаря этому приему актриса казалась художнику выше, стройнее, «монументальнее». Он изучает каждое ее движение, следит за мимикой, прислушивается к тембру голоса. «Макбет» — одно из самых колоссальных и вместе с тем самых чудовищных произведений Шекспира, — писал Белинский, — где, с одной стороны, отразилась вся исполинская сила творческого его гения, а с другой — все варварство века, в котором он жил. »Серов размышляет над словами Александра Белинского о поучительном уроке, который должно усвоить человечество, чтобы спасти мир от жестокости, коварства, зла. В зале тишина.
В итоговом варианте каждая подробность служит элементом для воплощения общего замысла. Важную роль играет высота пола. В дальнейшей работе Серов изменил поворот головы (на картине он дан больше, чем в три четверти) и сделал более изысканной линию плеч36. Серов сел на маленькую скамеечку, чтобы смотреть на Ермолову снизу вверх.
Это памятник Ермоловой. Заказ передал художник Остроухов и предупредил, что емупришлось долго уговаривать Ермолову позировать. Серов волновался, отправляясь к артистке на квартиру, на Тверской бульвар. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. По словам Владимира Леняшина, «репинские портреты бодрят, перед холстами Серова всегда чуточку щемит сердце»74. Серов создал незабываемый образ человека свободного духом, человека-творца.
Грабарь. Позже, сблизившись с Сергеем Дягилевым, он работал над плакатами для его «Русских сезонов», рисовал эскизы для занавеса к балету Михаила Фокина «Шахерезада». Заметки о 24-й выставке передвижников. В тебе, я знаюИ гордость есть и жажда громкой славы. »Серов не сводит глаз с леди Макбет.
Люди из близкого окружения актрисы сочли, что на портрете Мария Николаевна выглядит старше своих лет и «не так красива, как в жизни»8. С этого холста она продолжает жечь сердца»6768. Это произведение, написанное в 1906 году имеет явную отсылку к «Ермоловой». Важную роль играл и шлейф: благодаря стелющемуся по полу подолу и его отражению возник эффект «искусственного удлинения»— изображение Ермоловой зрительно увеличилось и силуэт актрисы приобрёл монументальность8. Портрет Ермоловой вызвал неоднозначные оценки среди современников художника.
Вечером 21 ноября Серов, по словам драматурга Сергея Саввича Мамонтова, «сделал свой последний штрих на этом портрете и в общих чертах он уже был закончен»— оставался, вероятно, только один сеанс. соч., с. 345. 14 См. : Л. Мошин. В их число вошёл и «Портрет М. Н. Ермоловой»80. Работа Серова вызвала неоднозначные отклики среди современников художника диапазон их мнений варьировался от полного неприятия картины до утверждений о том, что портрет является «лучшим отражением творческой личности актрисы». Торжественное «открытие» портрета состоялось в 1907 году во время банкета, устроенного в честь Ермоловой. mw-parser-output. ts-Переход imgmargin-left:. 285714em.
Она исчезает, растворяется в другом образе. по: Е. Сахарова, указ. Выставка русских и финляндских художников в зале Музея барона Штиглица. Прочитав письмо мужа, говорит:«. Глаза серые.
Небольшие усы, эспаньолка. По словам Татьяны Щепкиной-Куперник, родственники также говорили, что «непохожа», а сама Ермолова восприняла картину как слишком парадную: «Она хотела бы видеть в ней больше простоты»62. илл. ). В доме на Тверском Мария Николаевна в феврале— марте 1905 года позировала Серовукомм. 11 марта в помещении Литературно-художественного кружка в честь актрисы состоялся банкет. Серов, редко хваливший себя, оценил работу над портретом Ермоловой фразой: «Но ничего, как будто что-то получилось»11.
Демонстрация масштаба личности достигается— в том числе— за счёт формата холстов: портреты Ермоловой и Шаляпина (235133 см)— это «изображения в размер натуры». Серов и Остроухов подружились еще в Абрамцеве, вместе они путешествовали по Италии.
Таким образом достигается эффект «растущего озарения и одухотворения» образа актрисы4546. Чуть меньше, чем в три четверти, он стал органически связанным со всем силуэтом фигуры. Он заметил: «Всегда играла животом вперёд. Взрыв аплодисментов был выражением горячей любви к актрисе и благодарности художнику»168.
На картине ей 52 года – по нынешним меркам совсем не старая женщина. Лесков в изображении Серова— это русский интеллигент, пребывающий в мучительных поисках ответов на «вечные вопросы» в его взгляде прочитывается непрестанный самоанализ. В следующем году полотно выставлялось в Париже на экспозиции Серова, участвующей в «Русской художественной выставке», организованной Обществом Осенних салонов18. За картину художник получил 1000 рублей.
Творческое развитие Серова шло под мировоззренческим девизом «Ищу человека», что означало движение художника к некоему этическому идеалу50. Их внутреннее родство проявлялось и в том, что в кругу близких они считались «великими молчальниками»: и художник и актриса отличались малоречивостью и склонностью даже во время многолюдных вечеринок погружаться в собственные размышления и переживания4. ". Заказ от имени кружковцев художнику передал Илья Остроухов. Изменение образа лирического героя шло у Серова постепенно— с годами для него стали более привлекательными не свежесть и обаяние юности, а «тонкие движения умудрённого жизнью сердца»51. Он отмечал, что некоторые портреты Серова грубоваты и небрежны75. Режиссёр Сергей Эйзенштейн, анализируя композицию холста, пришёл к выводу, что использовавшиеся Серовым «монтажные приёмы» являются предтечей кинематографической техники работы с кадром. Вы насчет портрета.
Знал, что сценические подмостки были для Ермоловой общественной трибуной, откуда она произносила слова, «палящие огнем, проникнутые безграничной любовью к свободе и ненавистью к гнету» (Вл. Портрет актрисы произвёл на художника большое впечатление. В 1920 году картина перешла в собственность Малого театра. Так рождался эскиз будущего платья. Обозреватель газеты «Гардиан» (англ. The Guardian) назвала портрет Ермоловой «виртуозным выступлением как актрисы, так и художника»81. Ермолова написана в ее московской квартире (у Никитских ворот), куда она возвращалась из театра, провожаемая возгласами благодарности и шумными рукоплесканиями громадной толпы зрителей, всегда ожидавших у театрального подъезда выхода Ермоловой.
Картина создает ощущение, что Ермолова стоит на сцене, что вот-вот услышишь ее «низкий грудной голос, проникнутый трепетом нарастающей страсти», «услышишь вопль страдания оскорбленной души или могучий призыв к свободе». — Новое время, 1898, 18 января. 1 М. Алпатов. Согласна. Ермолова была немного выше среднего роста. Вот это все ермоловское и хочет найти Серов.
4. Над её портретами ещё в XIX веке работали Виктор Быковский (1874), Сергей Ягужинский (1893), Леонид Пастернак (1895).
Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Лицо Ермоловой вдохновенно. Портрет написан в связи с 35-летием со дня первого выхода на сцену актрисы Малого театра Марии Николаевны Ермоловой. «Моделирование» фигуры актрисы происходило— в том числе— за счёт освещения: оно на картине распределено справа налево. Кроме того, портрет демонстрировался на коллективных выставках Союза русских художников.
В портретной живописи Серова, в том числе в «Ермоловой» исследователями обнаружены оригинальные пространственные концепции и композиционные принципы. В московской квартире Серова не было мастерской в привычном понимании этого словакомм. В этюде (Гос. Ермолова сама отказалась от проведения праздничных мероприятий1. Я — Серов. Зеркала зрительно расширяют пространство, добавляют картине «глубины и воздушности».
Герои обоих портретов— и Ермолова и Шаляпин— стоят с подчёркнуто прямыми спинами умение держать осанку в любых обстоятельствах было одной из внутренних установок Серова, определявших его отношение к людям. При этом выражение лица Марии Николаевны ещё не просматривалось8. Героини обоих полотен (у Нестерова позирует его дочь) изображены в полный рост их фигуры словно приподняты на пьедестале, чёрные силуэты прописаны очень чётко. 1.
В своём творчестве, напоминавшем работу скульптора, Ламанова использовала «метод наколки», при котором длинный кусок ткани, задрапированный на фигуре клиентки, закалывался десятками булавок. В 1935 году благодаря Михаилу Нестерову, считавшему, что портрет является шедевром и должен быть доступен массовому зрителю, картина попала в Третьяковскую галерею на правах «временного хранения». Здравствуйте, Валентин Александрович.
А она стояла, как на замечательном портрете Серова, в своем бархатном платье, бледная и в шестьдесят лет была прекрасна той неувядаемой красотой, которой поражает античный мрамор». Щепкина – Куперник, современница великой русской актрисы. В число людей, принявших картину, входил литературовед Сергей Дурылин— он, в частности, писал, что портрет Ермоловой является «лучшим отражением творческой личности» актрисы. — Новости и биржевая газета, 1896, 1 марта. 12 Цит.
Фигура трактована в живописной манере, но при этом линии силуэта строго определены. Через несколько лет после завершения работы над портретом, в 1911 году, Шаляпин, выступая в Мариинском театре, вместе с хором опустился на колени во время исполнения «Боже, Царя храни. ». В первом ряду сел в кресло среднего роста коренастый человек.
Ермолова также пребывает в состоянии «неразряженной напряжённости», она уже находится вне обычной жизни, в другом измерении всем своим обликом актриса создаёт невидимую, но неприступную грань, которая отделяет артиста от рядового зрителя. Освещённые складки платья создавались на чёрном фоне с помощью «жидких прописок» белилами. Гордой красотой и вдохновением отмечено ее уже немолодое лицо (Ермоловой тогда было пятьдесят два года). Так в портрете соединились настоящее лицо и маска как «суть творчества трагического актера»5254. В подобных творческих устремлениях признавался и Серов, который в ту пору был далёк от «тяжёлой» живописи: «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Приехал, позвонил.
Акцентированное внимание к контуру напоминает о работах 1903 года, входящих в так называемый «юсуповский цикл». Вторая выставка этюдов в Московском обществе любителей художеств. Работал напряженно. И логически выясняя, какую роль в нём играет динамическая организация «кадров», мы непосредственно ощущаем, как просто, свободно и безупречно поставлена в пространстве фигура, как точно найдены её отношения к холсту, как глубок и насыщен общий тон, лаконична и в то же время тонко разработана цветовая гамма, как внутри больших пятен цвет движется без вялости, свободно, связываясь в убедительную колористическую систему, то есть переживаем комплекс эмоций, который может быть вызван только предметной сутью живописи.
Архитектор и художник Фёдор Шехтель признавался, что при взгляде на портрет Ермоловой у него возникало ощущение «то холода, то жары»: «Чувствуешь, что перед тобою произведение как бы не рук человеческих. Репин, несмотря на тёплое отношение к своему ученику, не всегда принимал его картины. Л. — М., 1960, с. 30. 4 И. Грабарь, указ. Среди полотен художника, открывавших выставку и расположенных на главной экспозиционной линии, по инициативе организаторов были представлены портреты, «создавшие ему славу» одного из ведущих портретистов России. С. Станиславский). В мае— июне 2016 года картина выставлялась в Лондоне на проходившей в Национальной портретной галерее выставке «Россия и искусство: эпоха Толстого и Чайковского».
Белый зал, в котором позировала актриса имеет строгие архитектурные формы, на полотно не попали никакие приметы «бытовизма», которые могли бы быть восприняты как что-то случайное, преходящее. Это— произведение живописца. На выставке картин с художником Н. Н. Стернин.
Встречная расписка Серова о том, что деньги получены, датирована 28 февраля12138.