Федотов П А Сватовство Майора

Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848

В Описании картин и эскизов Павла Федотова сам автор пишет о своем произведении: «Женитьба майора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. / По-старинному— в сизом платочке. / Нет, в светлицу уйду. »46. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов».

Взаимодействие этих персонажей — одна из главных линий развития сюжета. В 1929 году она была передана в Днепропетровский художественный музей, в 1941 году экспонировалась на персональной выставке Федотова, проходившей в Государственном Русском музее в Ленинграде, а затем её следы потерялись1. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Отношение Федотова к собственному творчеству было похоже на мировосприятие актера народного театра, который, согласно замечанию современного исследователя, стремится прежде всего создать «театр для себя, в котором слиты исполнитель и зритель». На полу— кошка, «намывающая» гостей28.

Так что «Сватовство майора» — не просто усмешка, забавный анекдот, а подлинная жизнь, где нет только чёрного и белого, где все полутона и игра света. Образ купца долго не давался художнику, который упорно искал подходящий типаж во время своих прогулок по Апраксину и Гостиному дворам. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. На толкучке и на Андреевском рынке художник высмотрел несколько старух и сидельцев, пригласил этих людей к себе и нанял за сходную цену. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Зауервейда, пользовался советами К. П. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Вот беззубая старуха-приживалка, «тугая на ухо», никак не может понять причину такой суматохи и с жадным любопытством допытывается обо всем у сидельца лавки.

У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА.

На столе разная закуска. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. Ж-4521)8910. Павел Андреевич Федотов (1815-1852) родился в Москве в семье бедного чиновника. Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу». Помимо натурщиков, Федотов также использовал приобретённый ранее манекен с подвижными суставами, облачая его в одежды различных персонажей и придавая ему требуемые позы35.

Картина Сватовство 
майора Павла Федотова: 
описание история,

Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр

Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. После кратких характеристик действующих лиц шел повторяющийся рефрен: «А вот извольте посмотреть» — и далее слова, которые могли произнести действующие лица. Но нервы девушки не выдерживают и она бросается к выходу, чтобы убежать.

Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. Он первый отправляется встретить своего будущего родственника и поприветствовать его. Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье.

История одного шедевра: 
«Сватовство майора» 
Федотова

История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова

Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное. Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. Обе разряжены для приема жениха.

Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». В 1843–1844 учился в батальном классе Академии художеств у А. И.

Вместе с гравером Е. Е. А седобородый батюшка-купец.

Дочка, сконфуженная, хочет убежать, но мать удерживает ее за платье. Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи. И все же именно здесь сказывается существенное отличие Федотова от его многих современников-жанристов — создателей «живописного анекдота». Брюллова. Волнительная и радостная, предвкушающая много эмоций атмосфера царит в доме купца. Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века.

Растерянно улыбаясь, хозяин дома дрожащей рукой торопится застегнуть сюртук, но от радости и волнения никак не может справиться. В ней борются противоречивые чувства. А сама невеста, как и ее мать, разряжена во все самое красивое и модное. На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой.

Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Кошка замывает гостей». Все не столь однозначно с Купцом. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Такое жеманство явно не поощряет взглядом кухарка, что зашла с пирогом в комнату. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве».

Картина Сватовство 
майора: описание 
картины

Картина Сватовство майора: описание картины

На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Таким образом создается своего рода композиция движения. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Хозяин засуетился поскорее застегнуться. В 11-летнем возрасте был определён в воспитанники Первого Московского кадетского корпуса.

В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Например, «майор толстый, бравый, карман дырявый, крутит свой ус: я, дескать, до денежек доберусь».

Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Долгое время считалось, что художник высмеивает персонажей «Сватовства майора», а вместе с ними и подобных им представителей купечества и дворянства.

Ах, уж эта кулебяка. Учился в Первом Московском кадетском корпусе (1826–1833), состоял на военной службе (1833–1844), был офицером лейб-гвардии Финляндского полка. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа.

Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. Это новое чувство не может столь органично соединиться с прежним сюжетом. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17.

Кухарка несет кулебяку, а сиделец — вина. И зачем. Об этом тоже рассказывает федотовская «Рацея» : Как хозяин-купец, Невестин отец, Не сладит с сюртуком Он знаком больше с армяком. В то время, пока майор браво разглаживает свои усы, в комнате царит настоящая суета.

Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха. — стыд какой. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46.

Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. В Русском музее находится вариант-повторение одноименной картины 1848 года (Третьяковская галерея), за которую художник был удостоен звания академика. Из всех персонажей картины сам жених менее всего интересует художника. В центре композиции — убегающая невеста и маменька, пытающаяся ее удержать.

/ Никогда с ними я не бывала». Оно выявило принципы его искусства, его метод и мастерство. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты.

Георгиевская лента 
и Сватовство майора

Георгиевская лента и Сватовство майора

Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Шампанское уже стоит на подносе на стуле. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений.

Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. Подобные браки случались тогда повсеместно. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения.

«Сватовство майора» 
картина Павла Федотова

«Сватовство майора» картина Павла Федотова

В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. В центре композиции — убегающая невеста и маменька, пытающаяся ее удержать. – В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники. Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. Увлёкся рисованием, стал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств.

По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41.

Описание картины 
«Сватовство майора»

Описание картины «Сватовство майора»

Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов. В свободное время также много рисовал, В основном портреты сослуживцев и знакомых. Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство. Как он бьется, пыхтит, Застегнуться спешит: «Нараспашку принять – неучтиво. » Все лица типичны для купеческой среды тех лет.

Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Как пишет Э. Кузнецов, П. Федотов «предполагал делать картину «сложную», со многими персонажами, охваченными единым действием. Невеста излишне жеманна и переигрывает с изображением скромности, ведь по её виду и наряду видно, что она далеко не скромница и тщательно подготовилась к этому событию. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца.

Сватовство майора и шутовство художника

Этот автобиографический момент усилится после «Сватовства майора», а пока публика с восторгом принимала «призывы» Федотова, содержавшиеся в «рацее»: «Честные господа, пожалуйте сюда». Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность».

Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». / Ой, стыд какой. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Федотов Павел Андреевич (1815, Москва – 1852, Петербург)Художник, рисовальщик, жанрист-портретист. Истолкователем события выступает нравственно-философская позиция художника, его желание «научить народ».

Русский музей Дополненная 
реальность

Русский музей Дополненная реальность

По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Герои картины Федотова — это живые люди, со своими достоинствами и слабостями.

Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. Долгое время «Сватовство майора» считалась картиной, едко высмеивающей некоторые стороны купеческой жизни. Недаром для более полного восприятия содержания «Сватовства майора» Федотов стремится воссоздать вокруг картины атмосферу театрального зрелища и для этого сам сочиняет «рацею», напоминающую тексты бродячих актеров-раешников: «Начинается, начинается, о том, как люди на свете живут. ».

Музеи ЕвропыРассказы 
о шедеврах живописи

Музеи ЕвропыРассказы о шедеврах живописи

Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. К нему из другой комнаты тянется старуха с вопросом: к чему эти приготовления. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Несмотря на то, что картина невелика по размерам, она очень тщательна по отделке.

58, 375, 4. Видимо, в псалтырь.

Описание картины 
Сватовство майора

Описание картины Сватовство майора

Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Между созданием первого и второго вариантов «Сватовства майора» проходит время, отделяющее зрелый период творчества Федотова от позднего. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43.

По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Работая над первым вариантом «Сватовства», художник твердо знал, что его осмеяние пороков лучше достигнет цели, когда он передаст свое благоговение перед зримой красотой мира. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46.

О знаменитой картине 
Сватовство майора

О знаменитой картине Сватовство майора

Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи. Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. А там, если помните, никакого туалета. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3.

Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино». Откуда лента здесь взялась. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). П. А.

Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Крылов. И зачем. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду.

Российская жанровая 
живопись и бытовые 
сюжеты русских художников

Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников

Служанки шушукаются. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. ассигнациями в месяц». В «Сватовстве майора» — центральной картине зрелого периода творчества — Федотов как будто бы руководствуется идеей назидания.

Ведь на столе наготовлены разные угощения. А как тонко передал Федотов ощущение домашнего уюта. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село. Взаимодействие этих персонажей — одна из главных линий развития сюжета.

Рядом расположены 
достопримечательности

Рядом расположены достопримечательности

Сюжеты своих картин он брал преимущественно из повседневной жизни, подмечая в ней достойное осмеяния и изображая все малейшие подробности обстановки с поразительной верностью. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Эта слитность помогала Федотову «выстраивать» в собственном творчестве своеобразные сценические подмостки, где он мог также разыгрывать эпизоды из собственной жизни, представляя, что с ним происходит или может произойти. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. Художник ставит ряд очень актуальных для того периода вопросов, связанных с предполагаемым мезальянсом— женитьбой немолодого разорившегося майора на купеческой дочери6. Вошедшая сваха сообщает о приехавшем на смотрины женихе.

Постепенно сюжет сложился. Родительница, схватив ее за платье, пытается остановить. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Оконченная картина. А он показывает на входящую сваху. Получив офицерское звание, переселился в Петербург.

Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». Спокойна во всей этой кутерьме только умывающаяся кошка. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха».

Последний шеф лейб-гвардии 
Семеновского полка

Последний шеф лейб-гвардии Семеновского полка

Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Федотов переработал повторение своей картины. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Академик Императорской Академии художеств (с 1848). Родился в Москве. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери.

  1. СВАТОВСТВО МАЙОРА Павел Федотов
  2. Федотов Павел АндреевичКартины и биография
  3. Самое интересное в виде мозаики
  4. Встреча в Туркмении с Крымскими горами
  5. Деда на Енисей везли в скотском вагоне
  6. Прощальная сказка для царской семьи

Каждый штрих, каждая черточка героев, насыщены жизнью, настолько точно художнику удалось изобразить происходящее, что даже на мгновение нельзя засомневаться в подлинности и реалистичности происходящего. Служанка и маменька в светлых платьях одинакового тона, это следующие фигуры, которые обращают на себя внимание. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. Бернардским работал над сюитой Нравственно-критические сцены из обыденной жизни (1848–1849). Один из родоначальников критического реализма в русском изобразительном искусстве. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61.

5. Жених уже стоит в дверях при полном параде. «Сватовство» дошло до нас в двух вариантах.

  • Страна, где любят свой дом и детей

Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39.

СВАТОВСТВО МАЙОРА 
Павел Федотов

На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. Таким образом создается своего рода композиция движения. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность».

Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. Ведь он жених. Подобных вопросов возникает множество. Крутит свой ус: «Я, дескать, до денежек Доберусь. » Типична и сама обстановка купеческого дома на картине «Сватовство майора». Но не всё так однозначно. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418.

Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». Кроме одного. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня».

«Сватовство майора» — центральное произведение зрелого периода в творчестве мастера. В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. Однако из всех персонажей картины сам жених менее всего интересует художника. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. С самим майором, по всей видимости, проблем было меньше, благодаря богатым жизненным наблюдениям Федотова времён его военной службы.

Один из знакомых П. Федотову офицеров сам вызвался служить натурой для жениха и терпеливо стоял в позе майора. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Это излюбленный приём Павла Федотова. чужой.

Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Все присутствующие ждали этого события.

Вот таким образом стиль Федотова называли «комическим реализмом». Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. В купеческий дом сваха приводит жениха-майора. Но купец-то искренне полагает, что печётся о счастье дочери — став женой дворянина, она повысит свой социальный статус, войдёт в круг «благородных», куда купцам, несмотря на богатство иного пути нет.

Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу.