Филонов Павел Картины

Рожденный в преддверии глобальных потрясений во всех сферах общественной жизни, Павел Филонов, картины которого отличают явная самобытность в форме и в смысловой устремленности, – часть всеобщего художественного процесса и не только российского.

Художник Павел Николаевич Филонов, картины и биография

Они написаны «сдвиговой прозой», лексически близкой стихам В. Хлебникова -- в это же время Филонов делает два рисунка к «Изборнику стихов» В. Хлебникова и они получают одобрение автора. В его декорациях ставится в «Союзе молодежи» футуристический спектакль – трагедия «Владимир Маяковский» (1913).

до изучения анатомии, незаметно перешедшая в исследовательский подход к искусству». Фамилия «Филонов» была закреплена за ними уже после 1880 года. За ней последовали «Декларация мирового расцвета» и главный труд -- «Идеология аналитического искусства и принцип «сделанности» (1914 --15). Через несколько лет были обнаружены подлинники они были переданы в ГРМ. Она считается одной из самых крупных школ русских авангардистов. М. В. Матюшин – друг и художник идущий в чем-то близким путем, – привлекает Филонова к иллюстрированию футуристической поэзии: выходит в свет (и тут же подвергается цензурному запрету) сборник «Рыкающий Парнас» (1914), а вслед за ним отдельной книгой с иллюстрациями публикуются две поэмы самого Филонова («Пропевень о проросли мировой», 1915).

Павел Филонов: самые 
популярные картины 
 (топ 12)

Павел Филонов: самые популярные картины (топ 12)

Одинаково вопрошающие взгляды людей и животных -- от «Крестьянской семьи» (1915) до «Колхозника» (1931). В его декорациях ставится в «Союзе молодежи» футуристический спектакль -- трагедия «Владимир Маяковский» (1913). В Доме печати устраиваются выставки группы ставится комедия Н. В. Гоголя «Ревизор», в оформлении «филонов- цев».

Через соученика поАХ художника В. И. Матвея познакомился сновыми направлениями вискусстве, был вчисле первых ипостоянных членов объединения «Союз молодёжи» (1910–1914). Дмитриева-Кавказского. Но уже тогда начинается недоброжелательство в печати на предложение А. В. Луначарскому «написать для государства серию реалистических картин» нет ответа.

Павел Филонов – 
картины с названиями 
и описанием по алфавиту

Павел Филонов – картины с названиями и описанием по алфавиту

1940). В Доме печати устраиваются выставки группы ставится комедия Н. В. Гоголя «Ревизор», в оформлении «филоновцев». 1920-1930-е – время расцвета аналитического искусства.

Он, скорее, был в своих глазах ученым, который открыл объективные законы и описал неведомую реальность. Наконец, в 1908 его приняли вольнослушателем в школу при Академии, но пару лет спустя он добровольно её покинул (по другим данным – был исключён). Вхудожественное интуитивное знание он стремился привнести элементы научного познания. Кроме того, он считал необходимым для художников знание анатомии, композиции и всего того, что обязан знать любой профессиональный художник под «сделанностью» подразумевается техническое мастерство, доведённое до совершенства, возведённое в абсолют. Большие холсты писались маленькой кистью каждый мазок означал «единицу действия», требующую предельного творческого напряжения. Среди своих современников он держался особняком полемизировал с Малевичем, Татлиным, Лисицким, западными художниками.

М., 1990. Последним делом Филонова оказалась созданная им школа -- Мастерская аналитического искусства, организованная в 1925 году и вскоре насчитывающая уже около сорока человек (М. Цыбасов, Т. Глебова, П. Кондратьев, А. Порет, П. Зальцман и т. д. ). Художника часто сближают с экспрессионизмом – но его техника чужда экспрессионистической спонтанности: каждая «единица действия» глубоко продумана. Какабадзе, Э. Лассон-Спировой, Е. Псковитиновым и А. Кирилловой. В 1916-м году Филонов был мобилизован на Румынский фронт рядовым в Балтийскую морскую дивизию.

И осуществил желание со свойственной ему основательностью. Павел Филонов с детства вынужден был зарабатывать на жизнь (танцором кордебалета, маляром), но с детства же мечтал рисовать. В 15 лет юношу отправили в Петербург учиться в живописно-малярных мастерских. 1923. Поскольку все взаимообусловлено в каждой «единице действия», понятен призыв не отвлекаться на реальную окраску предметов, брать цвет «любой вместо любого».

Вдухе революционной прокламации изложил свои взгляды наперспективы развития искусства в«Декларации Мирового расцвета» (газета «Жизнь искусства». После революции художник почти не выставляется. Группа издала манифест под заголовком «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков «Сделанные картины» с пометкой «Изд. Самый загадочный представитель русского авангардизма, основатель аналитического искусства Павел Филонов – соглашался. Он был лишен работы и средств к существованию, страшно бедствовал, но продолжал творить.

Результатом должна явиться «сделанная картина», чей материал исследован и уплотнен в формулу. Дж. С постулатом «художник должен быть голодным» в любые времена соглашались отнюдь не все. В это же время Филонов формулирует теорию «аналитического искусства», ставшего основой уникального стиля художника. Идут слухи о его искусстве -- пользуясь словами В. Каверина искусстве «человека, который ничего не боится». ГРМ).

Вторая крупная продажа датируется также 2006 годом. Иллюстрации Филонова иего собственная поэзия получили высокую оценку Хлебникова. Прийти к формуле возможно, тщательно продумав «мозаику» ее состава. Павел Николаевич Филонов родился в 1883году в Москве, в многодетной семье рязанских мещан Николая Иванова, бывшего дворового графа Головина, «бесфамильного» и его законной супруги, Любови Николаевны, бывшей намного его моложе.

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

В 1887 году умер отец, а в 1896 – мать. Наобложке манифеста впервые появляются ключевые для мировоззрения художника в1910-е– начале 1920-х словосочетания-символы «мировый расцвет», «сделанные картины». Посткубистический интерес кбиологическим закономерностям развития материи иинтеллектуального осмысления динамики её развития, Филонов вглавных постулатах концепции «аналитического искусства» соединил сновым философским пониманием феномена творчества некак краткого акта, вдохновения, акак интеллектуального ипсихофизиологического длительного процесса, развивающегося вовремени ивовремени изменяющего смыслы. Он постоянно по ночам дежурил на крыше.

В 1912 Филонов написал статью «Канон и закон», в которой выступил против кубизма и кубофутуризма — самых новых течений в то время в европейском искусстве. Так часто и называются его композиции -- «Формула мирового расцвета» (1915 --16), «Формула космоса» (1918 -- 19), «Формула весны» (1922), «Формула петроградского пролетариата» (конец 1920-х). Творческая деятельность художника началась в 1910, когда он впервые показал свои работы на выставке «Союза молодежи», объединявшего в основном художников-авангардистов. Весной 1922 Филонов познакомился с соседкой по Дому литераторов Екатериной Александровной Серебряковой.

Напроходившей втедни музейной конференции «от группы левых художников» предложил преобразовать МХК в«Институт исследования культуры современного искусства» (резолюция от9июня 1923). И Филонов и Хлебников (а также в разной мере К. Циолковский, В. Чекрыгин, В. Маяковский, А. Платонов, Н. Заболоцкий) испытали мощное воздействие философии Николая Федорова, во многом определившее их художественные концепции. Встатье Матюшина (1916) охудожниках «новой меры» имя Филонова было названо одним изпервых. Он родился 8 января 1881 года в Москве.

Он не получал официальной поддержки, отказывался от заказов. К ним относятся принцип «органического» (от частного – к общему) и так называемый антикубизм. Происходящее совершается людьми и для людей. В 30-е годы он продолжал полулегально преподавать своим адептам – принципиально бесплатно. Все– ГРМ).

Свидетель незримого» состоялась в 2006 году в Санкт-Петербурге. Он оформлял книги и спектакли и учил молодых художников, как делать картины. «Настанет день, – говорил он, – и Сталин войдёт в эту комнату».

А при удалении от нее мелкие "рисунки" сливаются в одну цельную картину. По возвращении в Петербург Филонов засядет и будет писать «спиной к окну», как сам говорил. Федоровский пафос победы над физической смертью и обретения условий для новой соборности почти впрямую звучит в картинах Филонова «Коровницы», «Крестьянская семья», «Пир королей», в его живописном цикле «Ввод в мировый расцвет», в теоретических манифестах – не только относящихся к утопии «мирового расцвета», но и касающихся исключительно законов «аналитического искусства». Постепенно вокруг художника воздвигается стена изоляции и отвержения.

Впервые опубликован: Филонов 2006). Власть самодовлеющая и беспомощная, потерявшая свой смысл и свою цель. Организатор и автор манифеста мастерской живописцев и рисовальщиков Сделанные картины (1914, вторая редакция манифеста – «Декларация мирового расцвета», 1923). Рисовал с натуры архитектуру старых русских городов и часто расплачивался за постой заказными портретами «по рублю за штуку». П. Н. Филонов родился в мещанской семье, отец был кучером, мать — прачкой. С революцией, объявленное прежде «перенесение центра тяжести по ИЗО в Россию», получало веские обоснования.

Всодружестве схудожниками «Внепартийного общества» (Д. Н. Какабадзе, Е. Н. Псковитинов, А. М. Кириллова, Э. А. Лассон-Спирова) выпустил манифест «Интимная мастерская живописцев ирисовальщиков Сделанные картины» (Изд. Не факт, что у человечества это получилось, но Филонов старался, как мог. В разное время в состав коллектива входило до 70 художников. Создана Филоновым в 1925г. Руководитель студии поощрял в начинающих художниках точность и этнографические знания. В конце 1989— начале 1990 гг. В «Формуле петроградского пролетариата» космических масштабов феерия выталкивает на поверхность всплывающие лица, прорастает глазами. Автор символико-философских картин, портретов.

Филонов пытается удержаться, создавая группу«мастеров аналитического искусства» (МАИ). Дом искусств им. К. С. Станиславского). Потом он перешел к "аналитическому" искусству. В 1919 году он участвует двадцатью тремя полотнами в Первой государственной свободной выставке произведений искусства в 1923 году возглавляет Отдел общей идеологии в Государственном институте художественной культуры (руководителями других отделов были М. Матюшин, В. Татлин, К. Малевич). Ввод вмировый расцвет» (1914–1915. Рисовать Филонов любил с детства.

В семье было пятеро детей. С этого времени его имя вычеркивается из истории искусства. За Филоновым прочно закрепился ярлык «классового врага». Зауспехом книги последовало приглашение участвовать ввыставках: «Выставка портрета» (март 1933. Эта первая печатная декларация аналитического искусства — единственное свидетельство существования общества, где провозглашается реабилитация живописи (в противовес концепции и методу К. Малевича, «живописному анекдоту» В. Татлина) — «сделанных картин и сделанных рисунков».

Более того, общественность прониклась глубоким неприятием его творчества. При обсуждениях современного искусства Филонов, в тексте «Канон и закон», тогда уже выразил теоретическую оппозицию французскому кубизму, увидев в нем одну из разновидностей реализма, добавившего к традиционному типу изображения предмета с одной точки еще вид сверху или сзади предмета. Происходящее совершается людьми и для людей. Филонов стал активным участником выставок Союза молодёжи и выставлялся вплоть до его развала в 1914 г. Художник начинает работать в смешанной технике из-под его кисти выходят первые серьёзные полотна: «Пир королей», «Мужчина и женщина», «Восток и Запад». Филонов там настаивает, что, кроме формы и цвета, есть целый мир невидимых явлений, которые не видит «видящий глаз», но постигает «знающий глаз», с его интуицией и знанием. Был вольнослушателем вАХ (1908–1910), среди педагогов особенно выделял Я. Ф. Ционглинского.

Рекорды на аукционах, 
цена картин Филонова

Рекорды на аукционах, цена картин Филонова

Он умер в первые дни блокады, завещав все свои картины государству. велась самостоятельная работа по ИЗО, от копий всех сортов, через реализм. Одна из таких тем — тема современного города.

«Сделанные картины» опубликованы в журнале «Аполлон» как манифест группы живописцев и рисовальщиков (П. Филонов, Д. Какабадзе, А. Кириллова, Э. Лассон-Спирова). Филонов там настаивает, что, кроме формы и цвета, есть целый мир невидимых явлений, которые не видит «видящий глаз», но постигает «знающий глаз», с его интуицией и знанием. (Весь состав см. : И. Пронина.

В «Пропевене» практически отсутствует пунктуация, ко многим словам добавлены авторские глагольные частицы в целом, язык поэмы необычен и малопонятен. И, как сказано в автобиографии, «все это время. Образ-символ, метафора будущей картины мира, стал наполняться пафосом социальных смыслов, революционной фразеологией. Среди аналитических работ 1930-х, выполненных не по заказам, выделяется картина с портретами 11 учеников «Ударники аналитического искусства» (1933, ГРМ), работавшими с учителем до конца.

С этой же выставкой связан огромный международный скандал, который, вероятно, привлёк дополнительное внимание публики. В 1916 – 1918 на фронте, председатель Военно-революционного исполкома Придунайского края (1917 – 1918). Ленинградский дом учёных). Именно неприятие Филонова способствовало краже нескольких его работ из Русского музея. Оно аллегорично иносказательно и развивает «вечные темы». В темном и глубоком подземелье, вокруг стола-жертвенника, застыли деспоты – короли смерти.

Филонов резко увеличил интенсивность работы икмоменту ухода нафронт осенью 1916 успел создать самые большие иизвестные живописные портреты («Портрет Ф. Азибера ссыном», «Портрет А. Н. Гуэ», «Портрет певицы Е. Н. Глебовой». Он принял участие в первой постреволюционной свободной выставке художников всех направлений в Зимнем дворце, на которой представил 23 картины из цикла «Ввод в мировой расцвет». 22мая). Филонов знал законы ремесла ивсегда отделял его отэкспериментального творчества. Его отец был кучером, а мать — прачкой. Симфония Шостаковича» «Головы», 1911 «Композиция.

Лица», 1926). Филонов со своими учениками участвует в различных видах художественной деятельности: участвуют в постановке «Ревизора»Гоголя иллюстрируют финский эпос«Калевала». В «Формуле петроградского пролетариата» космических масштабов феерия выталкивает на поверхность всплывающие лица, прорастает глазами. Работая впечатной рекламе, держал экзамены вАХ (1903, 1906), занимался вчастной студии академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1903–1908), участвовал впоказах ученических летних этюдов.

«Мировый расцвет»). К 1910 году, когда в «Союзе молодежи» открылась первая его выставка, за плечами были рисовальная школа Общества поощрения художеств (1898--1903), школа живописи и рисования Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1903--08), два года вольнослушателем в Академии художеств (1908--10). Изредка Филонов получал пенсию как «научный работник 3-го разряда». С революцией, объявленное прежде «перенесение центра тяжести по ИЗО в Россию», получало веские обоснования.

Собирали древности и изобретали «заумь». Революционность Филонова имела и практический выход: проведя два года (1916--18) на фронте, войну он окончил в должности председателя военно-революционного исполкома Придунайского края.

В 1929 должна была состояться выставка Филонова в Русском музее, но она была запрещена. Все, что он создал, должно было жить только в СССР. При этом Филонов бедствовал жутко. Актриса Е. Н. Обвинения Филонова в формализме принимали характер откровенной травли, вплоть до призывов к физическому уничтожению классового врага. Картина имеет интересное происхождение и сложную судьбу.

За всё время своего существования группа сделала четыре выставки работ. Номер 20. С. 40». Маяковского «Владимир Маяковский» в Петербурге (1913).

Экспертиза и продажа 
картин Филонова

Экспертиза и продажа картин Филонова

В 1905 совершил поездку на Кавказ, в 1907 – в Константинополь. Мир есть движение и аналитическое искусство передает формы предметов в состоянии «органического роста». В 1919 году он участвует двадцатью тремя полотнами в Первой государственной свободной выставке произведений искусства в 1923 году возглавляет Отдел общей идеологии в Государственном институте художественной культуры (руководителями других отделов были М. Матюшин, В. Татлин, К. Малевич).

Жестко выполненные портреты – как бы демонстрирующие, по терминологии художника, «реализм адекватный по отношению к натуре». Вроде создания списка жильцов для жилтоварищества. «Центр тяжести по ИЗО переносится в Россию», -- объявляет Филонов в декларации «Сделанные картины». Окончил художественно-малярные мастерские при ОПХ вПетербурге (1897–1901), одновременно посещал вечерние рисовальные классы ОПХ.

  • Семь малоизвестных работ Павла Филонова
  • Картины Филонова, биография художника
  • Лидер русского авангарда Павел Николаевич Филонов (1883-1941)
  • Картины художника-авангардиста Филонова
  • Аналитическое искусство Павла Филонова
  • «У меня к вам столько нежности, как к доченьке своей»

Поскольку все взаимообусловлено в каждой «единице действия», понятен призыв не отвлекаться на реальную окраску предметов, брать цвет «любой вместо любого». Официально признана в 1927г. К 1910 году, когда в «Союзе молодежи» открылась первая его выставка, за плечами были рисовальная школа Общества поощрения уудожеств (1898 – 1903), школа живописи и рисования Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1903 – 08), два года вольнослушателем в Академии художеств (1908 – 10). «Да он содрал шкуру с натурщика. », – возмутился преподаватель.

Вовремя конфликта между членами МАИ (май 1930) произошёл раскол иФилонов вышел сгруппой единомышленников изсостава коллектива. Художника обвиняли в «контрреволюционной» тяге к сложному, непонятному искусству. Художник родился в Москве в семье мещан. Скорее, это утопия. После конфликта в«Союзе молодёжи» (6декабря 1913) подписал коллективное письмо вподдержку Л. И. Жевержеева.

Полемизируя с авангардистами, он неустанно восхвалял реалистов Репина, Айвазовского, Верещагина, Сурикова, Савицкого, называя их картины подлинно «сделанными». После третьего отказа ректор Эссен заявил: «Теперь Филонов придёт в Академию только через мой труп». В 1923 году Филонову как председателю Музея живописной культуры поручили написать Устав будущего Института исследования искусства. «Совпали по времени и цели» его идеалистические устремления художника и революционные преобразования нового государства. Пафос всеобщего корректируется тревогой за человека, за его настоящее и будущее. «Дочка» пережила своего Паньку на несколько месяцев.

  • О жизни и творчестве выдающихся художников
  • Школа «Мастеров Аналитического Искусства» (МАИ)
  • Коллекция Государственного Русского музея
  • Филонов Павел Николаевич художник
  • Теоретическое наследие Филонова
  • Павел Филонов один из самых загадочных русских художников

Вместе с этим у него было и немало противников и открытых врагов. Однажды Филонов написал натурщика так, что были видны вены и мышцы, ощутим ток крови. В 1932 году Филонов последний раз принял участие в выставке в Русском музее. Данные качества ярко проявились в филоновском творчестве 1920-х годов. Он настолько не представлял себе жизни без жены, что ушел раньше нее.

Художника обвиняли в создании непонятного, противного человеку искусства. 2).

Семь малоизвестных 
работ Павла Филонова

Филонов ведет себя независимо – отказывается от связанной с компромиссами профессуры в Академии художеств, от издания монографии, от участия в зарубежных выставках (за исключением берлинской 1922 года). Он сумел убедить профессоров Академии в искренности своих творческих поисков и их заключение о том, что Филонов «своими работами развращает учеников» было отменено, его восстановили. М. В. Матюшин -- друг и художник идущий в чем-то близким путем, -- привлекает Филонова к иллюстрированию футуристической поэзии: выходит в свет (и тут же подвергается цензурному запрету) сборник «Рыкающий Парнас» (1914), а вслед за ним отдельной книгой с иллюстрациями публикуются две поэмы самого Филонова («Пропевень о проросли мировой», 1915). В кругу учеников складывается, поддерживается, распространяется «филоновская легенда», так близкая действительности -- отсюда идут рассказы о его аскетизме, бессребренничестве (он не брал ни заказов, ни платы за уроки), фанатической этике.

Манифест стал первой и единственной печатной декларацией аналитического искусства. Статичность, некая неуклюжесть главных персонажей противопоставлены подвижному пространству. Отсюда возникает главная тема творчества Филонова — «формула» («Формула петроградского пролетариата», 1920-1921). К1926 под руководством Филонова возник «Коллектив мастеров аналитического искусства. В издательстве «Academia» выходит финский эпос «Калевала» с коллективными иллюстрациями.

Большие холсты писались маленькой кистью каждый мазок означал «единицу действия», требующую предельного творческого напряжения. В 1918 вернулся в Петроград, поселился у сестры Екатерины, продолжил занятия живописью.

Предложенные им понятия «глаз видящий» и«глаз знающий» зафиксировали смещение интересов Филонова ивсего нового искусства кобласти психологии творчества инаучного познания, которые впоследствии (1920-х) стали частью его теории «аналитического искусства». «Я был на войне 1, 5 года и, к счастью, меня выбрали в комитет и этим спасли меня» – признавался Филонов. Одна изпричин полисемантического значения цикла Филонова заключена вуникальности момента его возникновения. Однако занятая Филоновым открытая критическая позиция наобщих собраниях Горкома художников (1934–1935) способствовала его дальнейшей изоляции ион был вынужден даже прервать визиты учеников ксебе домой. Декорации изготовлялись совместно с И. Школьником, рисовать помогали сёстры Филонова.

В 1927 году филоновцы получили от Ленинградского Дома печати серьёзный заказ. предвзято или подметив и выявив её закон органического её развития следовательно и выявление конструкции формы будет предвзятое: канон, – или органическое: закон». Жестко выполненные портреты -- как бы демонстрирующие, по терминологии художника, «реализм адекватный по отношению к натуре».

Это вовсе не предполагает слепого подражания этим формам – подражать следует её методам. Важной чертой личности художника стало харизматичное отношение кискусству, что определило многие его действия ивсоветское время: голодая, он всёже решительно отказывался откаких-либо материальных поблажек идаже отназначенной ему «по старости», анеза «заслуги» пенсии. Художник умер в первые дни блокады от голода. В издательстве «Academia» выходит финский эпос «Калевала» с коллективными иллюстрациями. В1901–1903 всоставе бригады под руководством художника Н. Н. Рубцова выполнял декоративные росписи позаказам канцелярии Императорского двора (имение принцев Ольденбургских Рамонь под Воронежем идругие). В 1912-м Филонов сформулировал основополагающие принципы аналитического искусства в небольшой статье «Канон и закон», которая так и не была опубликована. Павел Филонов родился 8 января 1883 года в Москве в крестьянской семье.

Последнюю критики относят к высочайшим образчикам поэзии русского кубофутуризма. Кроме того, по выставкам и аукционам по сей день «гуляют» многочисленные фальшивки и подозрительные неизвестные работы. Мировое признание и место в пантеоне классиков-авангардистов XX века Филонов получил после выставки в музее центра Ж. Помпиду в Париже, которая продолжалась с конца 1989 по начало 1990 гг. Согласно теории художника, человек обладает двумя формами зрения. В это время (20-30-е годы XX в. ) он создаёт многие свои шедевры: «Формула империализма», «Нарвские ворота», «Животные».

Члены объединения поэтов «Гилея», вошедшие в «Союз молодежи» «будетляне» (русский аналог слова «футуристы») и художники искали своих путей в новом искусстве, они смело экспериментировали с формой, фактурой и смыслами. Продолжал работать пометоду «аналитического искусства» («Первая симфония Шостаковича» «Лики». По свидетельствам современников, писал иконы. В1927 произведения Филонова были включены вэкспозицию новейших течений Русского музея, подготовленную Пуниным.

В разные годы в состав МАИ входило до 70 художников. За год до окончания сыном школы, она скончалась от чахотки. Павел учился в городской Каретнорядной приходской школе, окончил учёбу с отличием. В объяснительной записке ректору, Филонов впервые сформулировал свое понимание искусства.

Мечтая о будущем Музее аналитического искусства, Филонов завещает все свои картины пролетариату (и даже в периоды кризисов, когда не было денег на холсты и приходилось писать маслом на бумаге, не продаст ни одной). Мать работала прачкой. Успех цикла на выставке закрепил это наложение, срастание, его метафорических образов-утопий об эпохе «мирового расцвета» с социально-общественной грезой коммунизма о царстве равенства и братстве на земле. Незамеченной прошла и его смерть от голода в блокадном Ленинграде.

Созданный им Устав одобрили. Участвовал ввыставках общества (1910, 1911, 1912, 1913–1914), диспутах ииздании сборника «Союз молодёжи» (1912. Филонов Павел Николаевич (1881-1941) – русский художник и график.

Мастер показывает биохимию картины, тщательно вырисовывая каждый атом образа. Тем не менее, Филонов продолжил вести занятия до самой смерти в 1941 году. На этот раз на Sothebys состоялся уход холста «Нищие и беспризорники (Бедные люди)».

Петербург). Незамеченной прошла и его смерть от голода в блокадном Ленинграде. При полном безденежье в1930–1938 художник получал редкие заказы поискусству. Н. Бурлюк вдокладе рефлексирует ипоповоду таких картин Филонова, как «Восток иЗапад» «Запад иВосток» (1912–1913), программных втовремя для общей платформы «Союза молодёжи».

Вовремя фактического раскола «Союза молодёжи» вначале 1914 выступил синициативой создания нового общества, обращался спредложением кМ. В. Матюшину иК. С. Малевичу. Они выполнили 22 картины и одну раскрашенную скульптуру и оформили постановку «Ревизора» Гоголя (режиссёром был Игорь Терентьев). В 1908–1910 вольнослушателем обучался в Императорской Академии художеств. Кроме того, он относился к картинам как к детям – «а детей не продают». Революционность Филонова имела и практический выход: проведя два года (1916 – 18) на фронте, войну он окончил в должности председателя военно-революционного исполкома Придунайского края.

велась самостоятельная работа по ИЗО, от копий всех сортов, через реализм. Школа Филонова» (1927–1930, формально до1932), очём свидетельствует заказ наоформление зала Дома печати испектакля покомедии Н. В. Гоголя «Ревизор» впостановке И. Г. Терентьева.

В эти же годы художник создал свою социально-художественную утопию о братской, справедливой жизни людей на Земле — цикл «Ввод в мировой расцвет» («ЦВЕТЫ МИРОВОГО РАСЦВЕТА», 1915, ГРМ). А даже если и писал соцреалистические картины, они не соответствовали ожиданиям. До конца жизни художника его деятельность в искусстве считалась враждебной советскому строю филоновщиной. Он стал настоящим мастером авангарда. Но уже тогда начинается недоброжелательство в печати на предложение А. В. Луначарскому «написать для государства серию реалистических картин» нет ответа.

Отец и мать рано умерли и будущему художнику пришлось рано начать работать. Они написаны «сдвиговой прозой», лексически близкой стихам В. Хлебникова – в это же время Филонов делает два рисунка к «Изборнику стихов» В. Хлебникова и они получают одобрение автора. «Сделанные картины» опубликованы в журнале «Аполлон» как манифест группы живописцев и рисовальщиков (П. Филонов, Д. Какабадзе, А. Кириллова, Э. Лассон-Спирова). Он часто мог существовать «вне общих правил»– жил жизнью аскета, когда кнему пришёл успех писал многодельные «сделанные картины», поражающие зрителей огромным внутренним напряжением, вовремя господства провокационного небрежного стиля кубофутуристов.

С 1925 года он возглавляет творческое объединение «Мастера аналитического искусства», получившее известность благодаря коллективной выставке в Доме печати и работе над эпосом «Калевала». В 1978 году картина «Переселенцы» была контрабандой отправлена в Австрию и в ноябре была продана на аукционе Sothebys под названием «Бегство в Египет». Так возникали «многомерные» и «неохватные» композиции, рождались реальные и воображаемые существа, настоящие миры видимых и невидимых явлений их реакций, эманаций, бытия, генезиса известных и тайных свойств («Декларация мирового расцвета», начало 1920-х гг. ). Неологизм «проросль» образован от слова «прорастать» и означает буквально «прорастание» или «расцвет». В 1919 году, благодаря протекции художника Павла Мансурова, который был комендантом Дома литераторов, Филонов получил жилье – комнату, в которой было два окна, кровать, стол, стулья и книжные полки. Ранний «Автопортрет» (1909 года) изображает только его голову и руку, обхватившую высокий лоб.

Мировый расцвет», на обложке репродукция — филоновский «Пир королей»). Стр. Жизненные обстоятельства немало способствовали позитивизму: в1919 он обрёл первое своё жилье вДоме литераторов (ул. В 1919 году Филонов принял участие в выставке, проводимой в Зимнем дворце и продемонстрировал цикл «Ввод в мировой расцвет».

Местом своего рождения Павел Николаевич считал Москву, где он жил до четырнадцати лет. Тогда как «актом действия» художника Филонов считал каждое прикосновение к холсту в виде точки. И Филонов и Хлебников (а также в разной мере К. Циолковский, В. Чекрыгин, В. Маяковский, А. Платонов, Н. Заболоцкий) испытали мощное воздействие философии Николая Федорова, во многом определившее их художественные концепции. Наставления ученикам -- «упорно и точно рисуй каждый атом», «позволь вещи развиться из частных, до последней степени развитых, тогда ты увидишь настоящее общее», -- поясняют филоновский метод построения картины от частного к целому. Критики встретили художника чрезвычайно тепло. Одна из крупных школ русского авангарда.

Творческая жизнь независимого художника началась с поездки в деревню Ваханово в 1910 году. Всего за три года до рождения сына отец Филонова был бесфамильным крестьянином. Впоисках символа «Мирового расцвета»// Символизм вавангарде. Целью художников была реабилитация живописи и противостояние методам Малевича и Татлина. «Наша цель – работать картины и рисунки, сделанные со всей прелестью упорной работы, так как мы знаем, что самое ценное в картине и рисунке – это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу. В начале 1924 года Анатолий был арестован и сослан на Соловки на 10 лет.

Еще в 1930 году он был арестован как «германский шпион». Создатель и руководитель группы «Мастера аналитического искусства» (1925 – 1941). И, как сказано в автобиографии, «все это время. Совпадения не случайны. Данные качества ярко проявились в филоновском творчестве 1920-х годов.

Для мастера город — источник зла, убивающий человека физически и духовно, олицетворение мирового зла, уничтожающего все гуманное, доброе в людях («ПИР КОРОЛЕЙ», 1913, ГРМ). Его не устраивала ограниченная строгими рамками манера преподавания, а Академию – он сам. В довоенные годы постепенно складывался образ «аналитической картины».

Свои природные данные он развивал самоконтролем. Филонов ведет себя независимо -- отказывается от связанной с компромиссами профессуры в Академии художеств, от издания монографии, от участия в зарубежных выставках (за исключением берлинской 1922 года). Ощущение смотрящего лица -- подоснова поэтики Павла Филонова. В авангардном движении Филонов занимался сближением разных типов познания мира.

Началась травля художника, что привело к разгрому МАИ. В детстве Павел занимался хореографией, причем делал успехи. Это было, скорее, стремление спасти некий корпус необходимых человечеству знаний, каких-то важных свидетельств об ином. Работы этого периода несут в себе черты архаики, близки традициям примитивизма – «КРЕСТЬЯНСКАЯ СЕМЬЯ (СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО)» (1914, ГРМ). Конечным результатом была «Декларация Мирового расцвета» — наиболее важный документ аналитического искусства.

Художник пытается зрительно воссоздать параллельный природе мир. Последним делом Филонова оказалась созданная им школа – Мастерская аналитического искусства, организованная в 1925 году и вскоре насчитывающая уже около сорока человек (М. Цыбасов, Т. Глебова, П. Кондратьев, А. Порет, П. Зальцман и т. д. ). Эти картины нельзя оценивать по фотографиям.

Портрет относится к самым «реалистичным» изображениям в творчестве Филонова – в этой манере были выполнены и другие семейные портреты родственников художника: певицы Глебовой, Азибера с сыном, А. Н. «Выявляя конструкцию формы или картины, я могу поступить сообразно моему представлению об этой конструкции формы, т. е. Ленинград бомбили, в том числе — и зажигательными бомбами.

«Пир королей» считается программной и в некотором смысле пророческой работой. Ленинградский областной дом художника) «Выставка художников-туристов» (май–июнь 1933. С Филоновым произошли удивительные события.

О трудном возвращении в музей расскажет директор Русского музея В. А. Гусев. Он выпустил манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков». Помимо рисунка и живописи, преподавал языки (в своё время он самостоятельно освоил английский и французский, владел азами итальянского) и историю искусств. Слово «мировый» в заглавии следует понимать как «всемирный» или «всеобщий», «пропевень» произошло от глагола «петь» и означает допевание песни до конца.

Премьера прошла в декабре в петербургском театре «Луна-парк». Его персональная выставка в Русском музее (1929) с уже отпечатанным каталогом была запрещена. В «Декларации мирового расцвета» художник писал: «Я художник мирового расцвета -- следовательно, только пролетарий». В её лице Филонов обрел друга, советчика, жену и «дочку» – так нежно он называл ее в письмах. Образ художника-демиурга, строящего на холсте «формулу» бытия, осложняется глубоко индивидуальным, трагическим началом.

Сб. статей под ред. определит. Картина «Натурщица» бесследно пропала, также не известно местонахождение портрета Карла Маркса и полотна «Две женщины и царь». Полученный заказ издательства «Academia» наоформление финского народного эпоса «Калевала» Филонов передал группе художников, сохранившей засобой название «Школа Филонова». По инициативе музея было возбуждено расследование, к делу привлекли ФСБ России. Короли, вершившие мрачный обряд тризны по самим себе. Один из инициаторов создания Союза молодежи (1910).

Ее создание началось ученицами Филонова, которые готовили проект к ленинградской выставке в 1927 году. Художник представляет эти явления «формою изобретаемою», то есть беспредметно. Когда в1938 были репрессированы оба пасынка художника, сослан его друг большевик Н. Н. Глебов-Путиловский, парализована жена, основное время художника было отдано заботам оней. Пребывание в 1910–1914 годы в среде новаторски настроенной петербургской творческой молодежи определило интеллектуальные предпочтения и стиль работ Филонова, его обращение к «заумной» поэзии. Параллельно он посещал Общество поощрения художеств, а после – частную школу графика Дмитриева-Кавказского.

На1-й государственной свободной выставке произведений искусства (1919) цикл «Ввод вмировый расцвет» издвадцати двухпроизведений «выглядел Араратом навыставке»– помысли В. Б. Шкловского был самым важным иконцептуальным авангардным проектом. Преподаватели Академии не принимали его творческий метод. И он, человек огромного творческого потенциала, сильной воли и развитого интуитивного познания, во всю мощь включился в «работу». Филонов иллюстрировал литографированные сборники футуристов. Творческий метод МАИ основывался на теоретических установках Филонова, которые были развиты в манифесте «Сделанные картины» (Петербург, 1914г. ), в «Декларации Мирового Расцвета» («Жизнь искусства», 1923г. у одних – каменные скулы, крепкие, неподвижные, у других – широкое, вздувшееся лицо.

Один из наиболее ядовитых критиков написал следующие строчки: «Общественно-политический гротеск с уклоном в патологическую анатомию — вот наиболее точное определение того, что выставила в Доме печати школа Филонова». В 1932-1933 гг. определит. «Мировый расцвет» и репродукцией Филоновского «Пира королей» на обложке. «Центр тяжести по ИЗО переносится в Россию», – объявляет Филонов в декларации «Сделанные картины».

Основоположник «аналитического» метода, способного, по мнению художника, передать характер человеческого мышления. Первая симфония Шостаковича» (1935). Уже в ранних произведениях он начал разрабатывать принцип аналитического искусства, выполнял работы по принципу «сделанности». Он был аскетом, мало и бедно питался, отказывался от заграничных выставок. За этим последовало три неудачных попытки поступить в Петербургскую Академию художеств.

Путешествовал поШексне иВолге (1905) дважды (1907, 1909. ) паломником побывал вИерусалиме, посетил христианские монастыри наАфоне, Синае, Новом Афоне наКавказе. Филонов добавил ксимволизму саморефлексию художника. В1918–1923 развивает многомерное символическое понятие-образ «мирового расцвета».

Такой тип автопортрета с двойником за спиной, близок символистским портретам художников круга журнала «Золотое руно», но при всей каллиграфической изящности линий он исполнен большей внутренней монументальностью и погруженностью во внутренний мир. Павел в 1897- 1901 годах учился в Петербургских живописно-малярных мастерских, ради заработка ему приходилось делать обертки для карамели и даже вышивать крестиком, но каждое лето он обязательно путешествовал на пароходе по Волге, осматривая старинные русские города. Впоездках для заработка часто писал многочисленные натурные виды ипортреты иконы. В этот же период художник начинает разработку собственных искусствоведческих теорий («Идеология аналитического искусства» и «Принципы сделанности») и через своего друга Михаила Матюшина издаёт «трансрациональную» поэму «Пропевень о проросли мировой». Раннее творчество Филонова вписывается в рамки модерна и вполне может быть отнесено к символизму.

В семье было шестеро детей. После успеха в1919 начался короткий период светлых «революционных ожиданий» художника исамых авангардных, светлых поцвету, абстрактных произведений нафилософские темы– ореволюции вРоссии, окосмосе ичеловеке («Космос», «Земля впространстве», «Человек вмире»). К 1922г.

Многочисленные «головы», на фоне которых длится история, осуществляются грандиозные строительства и разрушения («Голова» «Головы. Результатом должна явиться «сделанная картина», чей материал исследован и уплотнен в формулу. И осуществил желание со свойственной ему основательностью. Прийти к формуле возможно, тщательно продумав «мозаику» ее состава.

В период с 1905 по 1907 художник много путешествовал по России, Кавказу, Европе, посетил Иерусалим. В 1910 году Филонов принял участие в выставке «Союза молодёжи», основанного М. Матюшиным, Е. Гуро и В. Матвеем. Филонов завещал все свои работы «подарить Советскому государству, сделать их выставку в городах Союза и в европейских центрах и сделать из них отдельный музей аналитического искусства». Не зря их называли центростремительными художниками. Работа велась с двух сторон одного холста. Благодаря обучению там и «исключительно благодаря знанию анатомии» Филонов был зачислен в Академию Художеств вольнослушателем и весной 1908 года начал заниматься там, это продолжалось до1910 г. Но после 2 лет занятий Филонов покинул Академию Художеств из-за принципиальных разногласий с профессорами.

Работы этих лет демонстрируют тяготение художника к неопримитивизму и экспрессионизму («Святое семейство», 1914). Родился в Москве. По возвращении в 1912 году, Филонов был особенно продуктивен и создал многие произведения, ставшие программными для того периода и среди них картину и две акварели «Пир королей».

Оформив работу наимя своего пасынка П. Э. Серебрякова, Филонов вместе сним выполнил карту звёздного неба под маятником Фуко для Музея антирелигиозной пропаганды (находился вИсаакиевском соборе), вреалистической манере писал портреты, в том числе вождей. Гуэ. В 1912 году он принимал участие в разнообразной деятельности объединения. Вдали от Петербурга он написал небольшую по размерам картину символического содержания «Головы» и ее появление на второй выставке «Союза молодежи» впервые обратило на Филонова внимание прессы. Поездка во Францию и Италию (1911--12) ничего не прибавила к сложившемуся мировоззрению, замешенному на основах своеобразного художественного национализма. Так, втезисах доклада (1913) Н. Д. Бурлюка была отмечена связь образов художника спроизведениями Гойи, Босха, Эдгара По, обращёнными кподсознанию человека, атакже скультурами народов Индии, Китая иМонголии.

издательство «Академия» предложило Филонову проиллюстрировать новый перевод финского народного эпоса «Калевала». Образ художника-демиурга, строящего на холсте «формулу» бытия, осложняется глубоко индивидуальным, трагическим началом. Мертвецы величаво и важно ели овощи, озарённые подобно лучу месяца бешенством скорби». Академическая школа рисования и особенно уроки Г. Я. «О цвете не заботьтесь, – писал Павел Филонов, – работа над формой.

ГТГ), «Две девочки» (1915. Школьником оформил постановку трагедии В. В.

В конце 1930-х годов имя Филонова известно узкому кругу. Свой метод художник называл «аналитическим». Более того, это отношение Филонова к мастерству рисунка позже вошло как составная часть учения о «точке-единице действия» в его теорию аналитического искусства. С1921 занимал активную позицию наразличных диспутах повопросам культурного строительства. По рекомендации Матвейса Филонов вместе с небольшой группой студентов Академии, зимой 1910 стал членом объединения «Союз молодежи». Его отец, Николай Иванов, до 1880 года оставался бесфамильным, фамилия «Филонов» закрепилась за ним по приезду в столицу.

В 1914 – 1915 написал поэму «Пропевень о проросли мировой». Не удивительно, что Филонов предпочитал называть себя «мастером», но не «художником». Эта женщина видит лошадь спереди. В «Декларации мирового расцвета» художник писал: «Я художник мирового расцвета – следовательно, только пролетарий». Инициатор создания Государственного института художественной культуры (1923). Ощущение смотрящего лица – подоснова поэтики Павла Филонова. Некоторые его ученики после рассказывали, что он чуть ли не из Петербурга в Рим «прошел пешком», что действительности не соответствует.

После выставки 1927 года, на которой присутствовало много знаменитостей (в частности, поэт Максимилиан Волошин), пресса зубоскалила и называла Филонова психически нездоровым. За ней последовали «Декларация мирового расцвета» и главный труд – «Идеология аналитического искусства и принцип «сделанности» (1914 – 15). В семье, кроме Павла, было еще пятеро детей – четыре сестры и один брат. В 1913-м году Филонов и И. С. Школьник создали декорации к трагедии «Владимир Маяковский», главную роль в которой играл сам поэт (декорации погибли в 1924). Самая светлая композиция этого периода – «Головы. Учился в живописно-малярных мастерских Общества поощрения художеств (1898), в студии живописи Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1903 – 1908), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Г. Р. Залемана, В. Е. Савинского и Я. Ф. Ционглинского (вольнослушатель, 1908 – 1910). «Сделанные картины»В 1914 году Павел Филонов объединился с художниками Д. Н.

Павел Филонов окружен единомышленниками, он переживает период активности. Но родные заметили, что мальчик отлично рисует, это и определило его дальнейшую судьбу. Филонов выразил свое отношение к войне, жизни и смерти еще до ухода на фронт. Но время меняется и круг его зрителей становится все уже.

Так и получилось, что в столь немилосердном к Филонову отечестве оказалась практически полная коллекция его «сделанных картин». Матюшин утверждает явное первенство Филонова после того, как увидел вмастерской художника абсолютно новые работы, «сделанные» попринципу органического роста, «Цветы мирового расцвета» (1915. 13) и в рукописи «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности».

рука собрала на холст эти отрезанные головы. Портреты относятся к ранним работам.

В апреле 1910, вскоре после завершения выставки, последовало исключение из Академии. Оппонировал кубистам, утверждая при этом, что никогда не видел картин Пикассо. Осенью 1913 совместно сИ. С. Школьником выполнил кфутуристическому спектаклю «Владимир Маяковский» декорации (ковторому акту, утрачены) потрагедии В. В. Маяковского, состоявшемуся втеатре Луна-парка (2и4декабря 1913. Всё, что ему надо было увидеть, он уже увидел.

Вработах (ярче всего вдвух вариантах «Пира королей») колорит древних восточных изападных цивилизаций словно вплавлен вязык нового искусства. до изучения анатомии, незаметно перешедшая в исследовательский подход к искусству». наивысшее действие цветом». Его сестра, Евдокия Николаевна Глебова, спасла работы, хранила их все годы забвения и запретов, а затем согласно воле брата, подарила Русскому музею.

Картина, по мнению Филонова, должна развиваться также, как растет все в природе. Поэт Хлебников остро воспринял сюжет, назвав его «пиром мертвых королей». В 1966 году небольшим тиражом вышла посвящённая ему монография чешского искусствоведа Яна Кржиша. Но Филонов прочёл ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства. Формы состоят из «атомов и молекул» и живопись должна это передать. В1931–1933 он вёл общее руководство иллюстрированием книги ивпамять околлективной работе написал картину «Ударники аналитического искусства» сабстрагированными портретами своих учеников (1933). «Я знаю, анализирую, вижу интуирую, что в любом объекте не два предиката, форма да цвет, а целый мир видимых и невидимых явлений их эманаций, реакций, включений, генезиса, бытия».

Пафос всеобщего корректируется тревогой за человека, за его настоящее и будущее. Филонова временно исключили на втором году обучения, а в 1910 он сам оставил Академию. В этот период Филонов сблизился с поэтами группы «Гилея», в которую входили В. Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых.

В 1913 Филонов создал эскизы декораций к спектаклю Маяковского «Владимир Маяковский». Побывал в Палестине (1911), посетил Италию и Францию (1911 – 1912). Павел Филонов окружен единомышленниками, он переживает период активности.

Художник верил, что то, что «рождается», не должно быть продано и что физические нужды необходимо подчинить требованиям искусства. Приставка «анти» означает, что в отличие от кубистов Филонов не желает отказываться от природы, но, напротив, стремится к её постижению, анализирует её формы в процессе развития. Какой же начинающий художник не стремился в питерскую Академию художеств. Филонов стал одной из первых жертв блокады – в его всю жизнь не евшем досыта организме не было запасов, чтобы продержаться.

Мертвецы величаво и важно ели овощи, озаренные подобным лучу бешенством скорби. Некоторые идеи захватывали его настолько, что превращались в настоящую одержимость. Многочисленные «головы», на фоне которых длится история, осуществляются грандиозные строительства и разрушения («Голова» «Головы. Два года спустя художник возглавил собственную группу учеников ИЗО, получившую впоследствии название «Коллектив мастеров аналитического искусства МАИ» («Школа Филонова»).

Аналитическое искусство. наивысшее действие цветом Мислер Н., Боулт. В его терминологии эти стили именуются: примитив, классический реализм, реализм, адекватный по отношению к натуре, кривой рисунок (варианты экспрессионизма) изобретенная форма (беспредметничество). Павел Филонов с детства вынужден был зарабатывать на жизнь (танцором кордебалета, маляром), но с детства же мечтал рисовать.

В нем построение формы начиналось как бы на атомарном уровне. Но время меняется и круг его зрителей становится все уже. Руководил (с15августа доконца 1923) отделом общей идеологии Гинхука, написал программу института («Идеология аналитического искусства». Произведение создавалось с расчётом на чтение вслух.

Рассказывают, что однажды у Павла Филонова спросили, что же такое аналитическое искусство. Филонов оказался без работы, страшно бедствовал, но продолжал рисовать. Одна из них, Евгения, впоследствии упомянула этот любопытный эпизод в мемуарах: «Хорошо помню, как мы трудились над какой-то огромной «слезой», что ещё мы делали теперь уже и не помню». Отзывы на постановку вообще и декорации в частности были разгромными. (Текст «Канон изакон» – рукопись, авторизованная запись слов Филонова. Созданием композиции «Перерождение интеллигента» (1912. ) символически засвидетельствовал окончание творческого усвоения языка аналитического кубизма иидей футуризма.

«Смешение высокого строя с мелочами, обыденных подробностей с глубоким чувством времени» – так писал В. Каверин в повести «Художник неизвестен» (1931), где Филонов послужил прототипом главного героя. В 1911 году Павел Филонов принял участие в выставке Союза молодежи. Вернувшегося в 1927 году Петра Филонов запечатлел на двойном портрете с Е. А. Серебряковой. Осенью 1910 добровольно покинув АХ и, удалившись впригород Петербурга, создал первые работы вдухе мистического символизма («Герой иего судьба», «Головы»). «О цвете не заботьтесь, -- писал Павел Филонов, -- работа над формой. Мать Павла, Любовь Николаевна, работала прачкой – больше о ней ничего не известно. «Фактура его изумительна по разнообразию и приему, – писал М. В. Матюшин, – жирные бляхи теста и необычайно тонко наложенные плоскости, почти исчезающие странно в воздухе, причем форма сжата или развернута с невероятной силой, смело».

Свою позицию он изложил в «Декларации Мирового расцвета» – программном документе сторонников аналитического искусства. Он путешествовал не только по Европе, но и совершил паломничество в Иерусалим. В конце 1930-х годов имя Филонова известно узкому кругу. Филонов. Эта декларация напечатана в 1914 году.

Поездка во Францию и Италию (1911 – 12) ничего не прибавила к сложившемуся мировоззрению, замешенному на основах своеобразного художественного национализма. «Глаз видящий» воспринимает лишь внешнюю форму, а «глаз знающий»- наполняет ее внутренним движением атомов.

Параллельно ссозданием общества Филонов проиллюстрировал стихи «Изборника» В. В. Хлебникова (1914), выпустил иллюстрированную книгу «Пропевень опроросли мировой» сфутуристическими поэмами «Песнь оВаньке-ключнике» и«Пропевень про красивую преставленицу» (1915). Картины разнородны по манере – однако то, что принято называть «филоновским стилем», представляет смешение фигуративных и беспредметных форм, в россыпи и дроби которых угадывается целое. Впредвоенное время укрепился иподвижнический настрой Филонова. Одинаково вопрошающие взгляды людей и животных – от «Крестьянской семьи» (1915) до «Колхозника» (1931).

Так часто и называются его композиции – «Формула мирового расцвета» (1915 – 16), «Формула космоса» (1918 – 19), «Формула весны» (1922), «Формула петроградского пролетариата» (конец 1920-х). Идут слухи о его искусстве – пользуясь словами В. Каверина искусстве «человека, который ничего не боится». Его персональная выставка в Русском музее (1929) с уже отпечатанным каталогом была запрещена. Цель свою Филонов видел в том, «чтобы человечество вошло в будущее не таким кретином, каким является ныне».

Он принципиально не брал денег с учеников, не продавал свои картины, его называли «помешанным врагом рабочего класса», а сам он считал себя коммунистом. Он продолжал работать ипосле большого перерыва, несколько произведений Филонова были показаны вэкспозиции «Выставка живописи искульптуры ленинградского Горкома художников» (16марта– 16апреля 1941. Федоровский пафос победы над физической смертью и обретения условий для новой соборности почти впрямую звучит в картинах Филонова «Коровницы», «Крестьянская семья», «Пир королей», в его живописном цикле «Ввод в мировый расцвет», в теоретических манифестах -- не только относящихся к утопии «мирового расцвета», но и касающихся исключительно законов «аналитического искусства». Совпадения не случайны. Начало творческого пути Филонова граничит с объединением «Союз молодежи». Значительная ретроспективная выставка под названием «Павел Филонов.

В основе филоновских живописных трудов – тщательная прорисовка и пропись «микрочастиц» из «первоначал». Филонов был известен как фанатичный трудоголик. Филонов не продавал своих картин.

Павел Филонов называл себя художником-исследователем, понимая процесс создания картины как процесс исследования каждого микроэлемента ее структуры. Для Страны Советов лучшего происхождения, чем у Павла Филонова и придумать нельзя. В марте 1914 года П. Филонов, А. Кириллова, Д. Н. Какабадзе, Э. Лассон-Спирова (участница выставки «Союза молодёжи») и Е. Псковитинов выпустили манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков Сделанные картины» (пометка: «Изд.

И один и другой художник добивались, чтобы главным в создании визуального эффекта была линия и, самое главное и один и другой, ощущая свою одаренность, сами строили свою судьбу. Оказалось, что на многих его картинах основное (большое) изображение состоит не из странных геометрических фигур, а из более мелких простых рисунков, которые можно различить, если близко подойти к картине. Совместно с И. С. Филонов писал работников физического труда, простых людей, реалистических не до иллюзий, а до жути: пластические формы фигур охотников и коней не смягчают окостеневшей реальности охотничьей сцены (Кабан, 1912-1913 г. г. ), убожество низкопробного кабачка не умеряется с чувственной привлекательностью девицы легкого поведения (Кабачок, 1924 г) он изображает людей со всеми недостатками, которых не могут скрыть ни яркий костюм, ни развевающееся платье (Юноша и девушка, 1923 г. ). Это был его собственный стиль, были и ученики, но у них так не получалось. Мать его была прачкой, отец – кучером, а потом извозчиком.

Подобная позиция и интерпретация темы тесно связывает Филонова с немецкими мастерами. Симфония Шостаковича» «Головы», 1911 «Композиция. Лица», 1926). Эта декларация напечатана в 1914 году. Неслучайно, ещё дореволюции творчество Филонова дважды становилось предметом внимания его соратников по«Союзу молодёжи» иих специальных исследований.

Г. Ф. Коваленко. В его терминологии эти стили именуются: примитив, классический реализм, реализм, адекватный по отношению к натуре, кривой рисунок (варианты экспрессионизма) изобретенная форма (беспредметничество). Мечтая о будущем Музее аналитического искусства, Филонов завещает все свои картины пролетариату (и даже в периоды кризисов, когда не было денег на холсты и приходилось писать маслом на бумаге, не продаст ни одной). Восьмой рисунок («Пропагандист», 1924—1925) до сих пор не возвращён. Виктор Шкловский отметил «громадный размах, пафос великого мастера».

В «Законе и каноне» Филонов рассматривает два принципиально различных способа построения картины. Филоновым он стал, перебравшись в Москву, где служил кучером. Затем, за недоносительство на брата, арестовали Петра и выслали на поселение.

Это и супрематизм Малевича и лучизм Ларионова. Вокруг Филонова выросла стена непонимания. ГРМ), «Две девочки», тогда ещё нигде невыставлявшиеся. На правой стороне Татьяна Глебова рисовала сюжет «Тюрьма», а на левой Алиса Порет работала над «Нищими». Наставления ученикам – «упорно и точно рисуй каждый атом», «позволь вещи развиться из частных, до последней степени развитых, тогда ты увидишь настоящее общее», – поясняют филоновский метод построения картины от частного к целому.

По окончании выставки Филонов подарил государству две своих картины: «Мать» 1916 г. И «Победитель города» 1914-1915 г. В 1922 году Филонов предпринял попытку реорганизовать живописный и скульптурный факультеты в петроградской Академии художеств и прочёл курс лекций по теории аналитического искусства, логическим завершением которого стала «Декларация Мирового расцвета». у третьих – круглые, застеклившиеся от безумного ужаса глаза. Художник представляет эти явления «формою изобретаемою», то есть беспредметно. М., 2003).

Он верил, что созданное по его методу искусство, — искусство будущего, которое приведет к «Мировому Расцвету», так как основано на гармоничном взаимодействии человека и природы, на научных принципах, обращенных к интеллекту зрителя и развивающего его. Порой он работал, не переставая, в течение 18 часов. Он хотел их подарить государству, чтобы «из них был сделан музей аналитического искусства». Эта идея красивая, но вряд ли является реальной.

Кроваво-красные тона цвета запекшийся крови и разложения.

Процесс создания картины Филонов называл «сделанностью». Конечным результатом была «Декларация Мирового расцвета»— наиболее важный документ аналитического искусства. Филонов осуществлял руководство, часто помогал всем отстающим отграфика, ноформально неучаствовал впроекте иего имени нет среди участников выставки вДоме печати всоставе МАИ он неэкспонировался инадругих выставках (1928–1929, 1930). Его картины – хотя бы одну – тщетно пытались приобрести сталинский портретист Исаак Бродский и американский художник Баскервиль, Третьяковская галерея и частные коллекционеры. В начале XX века родилось немало концепций русского авангарда.

В кругу учеников складывается, поддерживается, распространяется «филоновская легенда», так близкая действительности – отсюда идут рассказы о его аскетизме, бессребренничестве (он не брал ни заказов, ни платы за уроки), фанатической этике. Природа плодородных черноземных земель пробудила отклик в душе юноши и в память о закатах в Рамоне появились его первые пейзажи маслом. Нозамысел художника заглублён, он лежит вне плоскости однозначных толкований.

Зимой того же года, по словам самого художника, он написал «первую картину» – «Головы». Он получил ярлык классового врага, который останется на нём на всю жизнь и даже после смерти. Сам художник был выходцем из очень небогатых слоев общества.

Но Филонов прочёл ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства. Огромный холст занимал почти всю стену. 7 июня того же года в Мраморном дворце Санкт-Петербурга состоялась торжественная церемония по случаю возвращения в ГРМ филоновского рисунка «Головы». Состоялось несколько общественных просмотров иобсуждений неоткрытой выставки. В «автопортрете» есть явное указание на то, что интерес к психологии человека творящего и обращение к сознанию воспринимающего будет отличать все дальнейшее творчество Филонова. Традиция владычества, тоже умирающая».