Формула Весны Филонов
Более подробно обратимся к картине П. Ф. Филонова «Формула весны» 1929 года. В статье сделана попытка описать основные положения «аналитического метода» художника П. Н. Филонова, проанализировать художественные качества и интерпретировать смысл его произведение «Формула весны» 1929 года. Поклонников авангарда начала ХХ века обязательно порадует качественная репродукция картины Павла Филонова «Формула весны». К этому периоду относятся такие работы Филонова, как два варианта «Формулы весны», 1927—1929 гг.
Описание картины «Формула весны»
Скорее, это утопия. Самым известным произведением Филонова дореволюционных лет оказалась картина «Пир королей», репродукция ее была помещена на обложке манифеста художника 1914 года. В марте 1914 года П. Филонов, А. Кириллова, Д. Н. Какабадзе, Э. Лассон-Спирова (участница выставки «Союза молодёжи») и Е. Псковитинов выпустили манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков Сделанные картины» (пометка: «Изд. Правая часть – в основном геометрическая.
Проект-посвящение Филонову называется «Монумент утопии». Ранние работы художника «Без названия (Всадники)», «Пир королей» демонстрируют зрителю то как художник сумел соединить на холсте архаичные мотивы и свой уникальный метод. Местами выплывают человеческие силуэты, лица, кисти рук, странные постройки, лошади. «Союз молодёжи» был первым петербургским обществом художников-экспериментаторов и новаторов, фактически это первое творческое объединение русского авангарда.
Одна из крупных школ русского авангарда. Элементы его работы одновременно биоморфные, кристаллические, растущие, разлагающиеся. Характерно, что для человеческих символов Филонов избирает лики и кисти рук. Павел Филонов – уникальный художник не только русской и советской живописи, но и всего искусства ХХ в. Это был человек необыкновенной цельности искренности, чистоты, бескорыстия. В 1930-1940-е годы название «формула» исчезает из его творчества. («Азбука» 2000, серия «Наследие»).
«Очевидец незримого» завещал «упорно и точно думать над каждым атомом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом». На поверхности холста как бы вибрирует, движется масса цветовых точек (по Филонову – единиц действия), которые воплощаются в органическую дышащую материю. Филонов в русском авангарде вне – и над -. С Филоновым знакомят грамотно и последовательно – зал ученических рисунков и эскизов, белые большие стенды с «Формулой весны» и ее фрагментами – в центре. Как и всегда, ни одной секунды не провожу я без работы, а работы чем дальше, тем больше. Задача журнала – отслеживать таинственные процессы образования новой русской культуры. Постепенно вокруг художника воздвигается стена изоляции и отвержения.
Шаги от благообразного мифа к монструозным ликам русского народного примитива («Крестьянская семья», «Масленица»), от евангельских циклов к воинствующему атеизму, к апологии интеллекта и отрицанию души. Дмитриева-Кавказского (1903—1908), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Г. Р. Залемана, В. Е. Савинского и Я. Ф. Ционглинского (вольнослушатель, 1908—1910).
Павел Филонов «Формула весны и действующие силы»
Наивысшего напряжения искания живописца достигают к началу двадцатых годов, воплощаясь в картине «Формула петроградского пролетариата», справедливо считающейся одной из вершин его творчества. Согласно его теории для выявления лучшей конструкции художественной формы (картины), художник может поступить в соответствии со своим представлением об этой конструкции формы, т. е. предвзято или, выявив ее закон органического развития следовательно и выявление конструкции формы будет предвзятое — канон или органическое — закон. 1936. Последний, кстати, ценил художника больше прочих, был отличным знатоком его дореволюционного творчества и называл «певцом городского страдания». В картине великолепно передано состояние обновления природы, живой ее «органики».
Старинное, запутанное понятие слова творчество я заменяю словом сделаность. Определенная закономерность в построении картины, однако, просматривается. Также в эти годы он открыл для себя творчество Врубеля.
Филонов выявил «органическую», «спекулятивную», «организационную» и «аналитическую» сделанность. У входа в музей помавает головой гигантский синий пластмассовый лев. Восьмой рисунок («Пропагандист», 1924—1925) до сих пор не возвращён. Полотна не созидания, но деструкции, в которой жизнь. И просто повседневность: «6 марта.
Один из инициаторов создания Союза молодежи (1910). Русское искусство, по сравнению с западным, где стремление к новым формам выражения было более постоянным и методическим, отличалось молниеносной сменой стилей и направлений, богатством художественных групп и объединений имеющих свою собственную доктрину творческого развития.
В 1914—1915 написал поэму «Пропевень о проросли мировой». У Филонова нет образов или, точнее, у него – преобразы, у него формулы – весны, Николая II, жизни империализма, мироустройства вообще. Государственный Русский музей (Петербург)Рассмотрим эту картину внимательнее. Она наполнена фантасмагорией: треугольники, полосы, кольца, лучи рассекают друг друга, деформируются и дробятся. «Топос» – журнал, в котором на глазах читателей формируется современная русская словесность постсоветской эпохи. Стр.
Картина Формула весны – Павел Филонов
(Пожалуй, самое спорное полотно художника, столько же недопонятое современниками, сколько важное ему самому). Левая – абстрактная. Организатор и автор манифеста мастерской живописцев и рисовальщиков Сделанные картины (1914, вторая редакция манифеста — «Декларация мирового расцвета», 1923).
Относительно русского неопримитивизма позиция художника была достаточно сложная. Ем кило или полкило хлеба в день, тарелку или две супа с картошкой. Федорова, новейших открытий в науке, в частности — биологии. Филонов Павел Николаевич (1882/3, Москва – 1941, Ленинград)Художник иллюстратор, график-станковист, теоретик, педагог. А поскольку природа постоянно изменяется, то её постижение возможно только при анализе элементов формы в их непрерывном развитии. Сам художник постоянно совершенствуется и много читает изучает, путешествует (Италия, Франция), пробует свои силы в театральной декорации (для постановки трагедии В. Маяковского «Владимир Маяковский» в театре петербургского Луна-парка). Был призван рядовым на Первую мировую войну. На мой взгляд, можно заметить своеобразную цветовую растяжку.
- Русский музей Дополненная реальность
- Семь малоизвестных работ Павла Филонова
- Коллекция Государственного Русского музея
- Павел Николаевич Филонов (1883-1941)
- Филонов Павел Николаевич художник
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Школа «Мастеров Аналитического Искусства» (МАИ)
причащения человеческой кровью. Государственный русский музей (Петербург)Всмотритесь в эту картину – она наполнена символизмом и мрачной энергией. В статье «Канон и закон» (1912) Филонов формулирует принципы аналитического искусства: от частного к общему. Сначала это были живописно-малярные мастерские, затем, совмещая с работой (ретушь фотографий), он посещал вечерние рисовальные классы Общества поощрения художеств.
Этап пробуждения природы совсем не случайно назван «формулой». Посредством наложения сложных фактур появляется «тембр». Убежденный в существовании незримого «бесконечного мира явлений физических, химических, биологических, космического либо анатомического происхождения», мастер стремится показать его с помощью языка ритмизированных формул. Официального признания его работы не получают.
Государственный Русский музей (Петербург)Его интересовала не поверхность явлений, а их суть. Он умер, когда началась блокада Ленинграда. Но все же остается какое-то созидательное начало, зыбкий просвет надежды. Учись грамматике. Свои огромные хосты П. Филонов пишет тонкой кисточкой, начиная от одного края и постепенно доводя до противоположного края картины.
Значимая фигура. Холст, масло. В выработке своего мировоззрения и образования читай непременно биографии и автобиографии всех выдающихся людей, читай их все, какие найдешь. Творчество художника развивалось под воздействием идей символизма и учения Н. Ф.
Мир картины живет какой-то своей внутренней стихийной жизнью. Утопически настроенный лев стоит на постаменте и подсвечен изнутри. П. Филонов «Воин» (1915). В это время (20-30-е годы XX в. ) он создаёт многие свои шедевры: «Формула империализма», «Нарвские ворота», «Животные». Отец – извозчик, мать – прачка. «Формула весны и действующие силы» – прекрасный образец живописной гармонии, достигнутой на основе «аналитической системы», открытой художником. Еще в 1913 году Филонов пишет манифест «Сделанные картины», в котором как главный провозглашает «принцип сделанности» : «Упорно и точно думай над каждым атомом делаемой вещи упорно и точно рисуй каждый атом, упорно и точно вводи прорабатываемый цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветком». Очевидец незримого». Для каждого элемента произведения у художника есть определение, так, например, точки касаний форм носят названия «единицы действия».
Павел Филонов — выдающийся мастер русского авангарда, ставший одним из основоположников беспредметного искусства. В 1916—1918 на фронте, председатель Военно-революционного исполкома Придунайского края (1917—1918). Филонов совершил путешествие по Волге, Кавказу, а также посетил Иерусалим. При первом взгляде на картину «Формула петроградского пролетариата» зритель испытывает такое чувство, словно заглянул в бездну. Непременно начни писать дневник по искусству. К 1922г.
Положение мое становится грозным. Помимо этого, Филонов употреблял термин «сделанность», призывая упорно изображать каждый атом, вводить определенный цвет в каждый атом. Конечным результатом была «Декларация Мирового расцвета» — наиболее важный документ аналитического искусства. Каждый дециметр полотна кажется сотканным из множества насыщенных цветом кристаллов.
Сейчас, не имея заработка, я в полном смысле слова, к стыду своему, живу «на иждивении» дочки. Побывал в Палестине (1911), посетил Италию и Францию (1911—1912). «Человек в мире» – потерянная в красочном пространстве голова с печальным взглядом, в белках испуганных глаз все тот же вселенский ужас, прорисованный на сетчатке мельчайшими подробностями прошлого, будущего и небывшего. Совместно с И. С. Преданный революции, художник стремится с помощью своих творческих формул выразить идеальную революционную сущность в усложненно-трагическом утверждении темы. «Формула весны» это удивительное произведение.
Здесь Павел Филонов познакомился с трудами Вальдемара Матвейса (Владимир Марков). Филонов там настаивает, что, кроме формы и цвета, есть целый мир невидимых явлений, которые не видит «видящий глаз», но постигает «знающий глаз», с его интуицией и знанием. Хлебников сорил стихами – Филонов никогда не продавал своих картин. Напишешь — перечитай и непременно исправь.
Холст, масло. Увлекаясь искусством примитива, Филонов открывает для себя геометрический орнамент африканских древ некон голезских ритуальных масок. Об этом – его картина «Формула петроградского пролетариата».
Номер 20. Холст, масло, 175 215 см. Само понятие весны связано, прежде всего, с идеей роста, движения, пробуждения природы. «Пир королей» остался в этом смысле предпосылкой и все же современники считали это полотно главным творением мастера. В противовес убеждениям кубистов П. Филонов определил два направления сотворения произведения: «предвзятый» (канон) и «органический» (закон).
Этот своеобразный рост начинается буквально с двух мазков, потом перерастает в уже узнаваемые фигуры, образованные тёплыми и холодными частицами, затем уже «прорастают» в разномасшабные сложные по цвету формы. Но я растягиваю последние гроши, чтобы отдалить этот «выход», – и работаю весь день, как и всегда, пока сон не выводит меня из строя. Они были похожи. Созвучны. Создатель и руководитель группы «Мастера аналитического искусства» (1925—1941).
Исключительная. Дмитриева-Кавказского. В 1905-1907 гг. «Я художник мирового расцвета — следовательно, пролетарий, — писал Филонов в 1920-е годы. Относительно «организационной сделанности» существует две точки зрения. Особые чувства он питал к иконописи, в ней он находил мотивы для своих произведений и методы их исполнения. В разные годы в состав МАИ входило до 70 художников.
П. Филонов «Мать» (1916). Среди второстепенных «персонажей» сидящий на полу слева ассоциируется с Иовом, Иеремией или классическим Мыслителем.
Но еды – все меньше и меньше. 250 x 285 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург В Формуле весны (1928-1929) художнику удалось передать радость от потрясающей картины многоцветного космоса, от раскрывающихся бесконечных миров. Но здесь есть другое: множество отдельных атомов, взаимосвязанных между собой и составляющих особую формулу. Творческий метод МАИ основывался на теоретических установках Филонова, которые были развиты в манифесте «Сделанные картины» (Петербург, 1914г. ), в «Декларации Мирового Расцвета» («Жизнь искусства», 1923г. С одной стороны, она сравнивается с древнерусской иконописью, а с другой этот термин близок к понятию «аналитическая сделанность». Сам Филонов владел всеми методами.
Картина воздействует как хорал, как тысячеголосное пение «Оды к радости» Бетховена — Шиллера. В статья «Канон и закон» впервые употребляется понятие «органическое», занимающее особое важное место в художественной концепции аналитического реализма. Многие начинающие авторы получили признание читательской аудитории, пройдя через испытательные площадки «Топоса», в соседстве с публикациями литераторов, культурологов и деятелей русской культуры мировой известности.
Акварель, тушь, карандаш, перо, графит, бумага, чернила. П. Филонов «Пир королей» (1913). Том дарили на вернисаже. Скульптура оживает каждую минуту, но вместо львиного рыка слышна человеческая речь. Таков мир живописи Филонова. Отрицание мистики – и тут же – картины-предчувствия – «Пир королей» 1913 года – это уже о Первой мировой войне.
Его мотивы, отображающие «естественную жизнь» и отвечающие общей заинтересованности отечественного модернизма в деревенской тематике, были другими по языку выражения и цели. Выход один – пойти на любую черную работу для заработка. Мать рано умерла. Он сложнее все объясняющего божественного замысла, но значит – познаваем, а потому и должен быть разъят беспощадным глазом художника, который не боится видеть незримое («Победа над вечностью» 1920-1921 гг. ) Белый свет без поблажек – в красноватых, венозно-синих и коричневых жилах, в кровавых подтеках и мазутных полосках от работы колес и шестеренок истории. В 1905 совершил поездку на Кавказ, в 1907 — в Константинополь.
Но Филонов прочёл ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства. Мировый расцвет», на обложке репродукция — филоновский «Пир королей»).
Ясно одно — Филонов отразил здесь свое отношение к сложившейся модели урбанистического рая и вообще к цивилизации, поставившей человечество перед осознанием собственной жизни или смерти в начале XX века. Художественный мир начала прошлого века представлял достаточно непростую картину. Напряженная политическая атмосфера в стране лишь обостряла обстановку.
В картину введены многочисленные символы-знаки — рыба на блюде (один из символов Христа), чаша страдания и т. д. Как это не раз случалось в биографии больших мастеров именно в трагический год «великого перелома» Филоновым было создано самое философское и жизнеутверждающее произведение. Точно также они пропитывают все полотно и наполняют его жизнью. Понятие «органическая сделанность» граничит с умением художника уловить и передать живую сущность натуры. «Спекулятивная сделанность» позволяет мастеру использовать изображение натуры как отображение собственной души. Художник представляет эти явления «формою изобретаемою», то есть беспредметно. Создана Филоновым в 1925г. Школьником оформил постановку трагедии В. В. Надо как можно больше читать и изучать.
П. Филонов «Ударники» (1935). На полотне он представляет свои попытки изучения и познания мира. Вот «Победа над вечностью» в синекрасных сталактитах, вот «Формула весны» – розоватая рябь, словно звучащая музыкой Стравинского. Содержание картины слишком глубоко, о ней невозможно рассуждать в каком-либо литературном или социально-философском аспекте. Называется «Павел Филонов.
Видимо именно тогда наступил переломный момент, в следствии которого Павел Филонов изменил свой стиль работы и сформировал основы своей теории «сделанности». «Без названия (Что видит и чувствует ребенок 1922-1928 года) – бурая антисказка все в тех же швах и рубцах от распада этого прекрасного мира. Стихия клеток и атомов.
Художник испытывал симпатию к народному искусству. — Мертвецы величаво и важно едят овощи, озаренные подобным лучу месяца бешенством скорби». Аналитическое искусство твердит – мир не целостен.
Опиши, начиная с твоего рождения, твои мысли по искусству, встречи и разговоры, каждый интересный случай по искусству, политике и экономике. Можно с уверенностью думать о каком-то религиозном настрое Филонова, заставившем его подняться к ощущению высшей реальности и размышлять о «формуле» космического бытия как о непрерывном цветении Вселенной. В начале двадцатых годов петербургское творческое объединение «Союз молодежи» усилило заинтересованность к примитивизму. При отходе начинаешь замечать оживление этой структуры, ее пространственное «дыхание», населенность мириадами каких-то существ, органических форм, подобий архитектурных фрагментов. Государственный Русский музей (Петербург)Но воспринимал революцию он по-своему: как стихийный порыв, возвращающий миру нравственную чистоту и близкие ему идеалы самоотверженности и подвижничества.
Эта первая печатная декларация аналитического искусства — единственное свидетельство существования общества, где провозглашается реабилитация живописи (в противовес концепции и методу К. Малевича, «живописному анекдоту» В. Татлина) — «сделанных картин и сделанных рисунков». Учился в живописно-малярных мастерских Общества поощрения художеств (1898), в студии живописи Л. Е. Холст, масло. 1927 – 1928.
Художник пытается зрительно воссоздать параллельный природе мир. В конце 1989— начале 1990 гг. С 1903 г. учился в частной мастерской Л. Е. Они то уплотняются, то рассеиваются, высветляются, становятся назойливо-интенсивными, застывают, упорядочиваются, то вдруг дематериализуются в сильнейшем энергетическом порыве.
Конечным результатом была «Декларация Мирового расцвета»— наиболее важный документ аналитического искусства. Государственный Русский музей (Петербург)Родился будущий художник в Москве, в бедной мещанской семье из крестьян.
Биохимия вселенной и русская жизнь в ней частью всеобщего – миф, реальность, лубок, война, революция, личность – интеллигент, «те, кому нечего терять», человек целостный и человек расчлененный. То же звучит в «Февральской революции» 1924-1926, в «Колониальной политике» или «Формуле империализма». — Я называю свой метод натуралистическим. » Абстрактное начертание «атомистической структуры» изображенного несомненно. 72 х 82 см. Невозможно не вспомнить также «Гимн солнцу» Франциска Ассизского по сходству ощущения синтетической мощи и философской полноты в представленной картине Вселенной.
Филонов со своими учениками участвует в различных видах художественной деятельности: участвуют в постановке «Ревизора»Гоголя иллюстрируют финский эпос«Калевала». 50. 752 см. Ради заработка он делает и такую работу.
Было несколько попыток поступления в Академию художеств, но когда, наконец, он был принят вольнослушателем в школу при Академии художеств, она его разочаровала и он «добровольно вышел» оттуда в 1910 г. В 1910 г. Филонов принял участие в выставке «Союза молодёжи». Официально признана в 1927г. Главным он считает не отрываться от природы, а постигать её. Пиши коротко, толково, без прикрас. Вдруг среди мечущихся полос и линий возникает, как мистическое видение, маленькая двуколка, запряженная лошадьми.
Но Филонов прочёл ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства. Художник представляет эти явления «формою изобретаемою», то есть беспредметно. Организм произведения должен расти, как растет все живое в природе. Автор символико-философских картин, портретов.
Официально МАИ существовала до весны 1932г., но занятия в мастерской Павла Филонова продолжались вплоть до его смерти в 1941г. Захаров заставил льва шевелиться и зачитывать биографию Филонова. Журнал «Топос» – ежедневное сетевое литературно-художественное и философско-культурологическое издание. «Пир трупов, пир мести, — писал о «Пире королей» В. Хлебников. Свой неповторимый мир Филонов творит с филигранной сделанностью.
Перед ним предстают какие-то фантасмагорические головокружительные вихри. Эта идея красивая, но вряд ли является реальной. Маяковского «Владимир Маяковский» в Петербурге (1913). 13) и в рукописи «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности». С помощью своих творческих формул он стремится выразить идеальную революционную сущность в усложненно-трагическом утверждении темы. Этот эффект восприятия достигнут благодаря принципу «сделанности», разработанного художником.
Отсюда ты возьмешь много нужного. Основоположник «аналитического» метода, способного, по мнению художника, передать характер человеческого мышления. Но в дальнейшем он увидел торжество бюрократической машины над революционной стихией. Филонов там настаивает, что, кроме формы и цвета, есть целый мир невидимых явлений, которые не видит «видящий глаз», но постигает «знающий глаз», с его интуицией и знанием.
Еще одна неизвестная в формуле Филонова выведена увесистым перетбуржским изданием Павел Филонов «Дневники». Инициатор создания Государственного института художественной культуры (1923). В едином напластовании и просвечивании образов – один сквозь другой – Формула весны оказывается и мировым древом с могучей разветвленной кроной и корнями и головой человека, череп которого – по-хлебниковски «путестан» – вмещает все мироздание и городом-мегаполисом и мощным взрывом, снимающим покровы несущественного, проходящим и влекущим к тайнам бытия. Это образование является кульминационным центром картины. Идентично происходят различные энергетические процессы в окружающем мире.
Как энергия, которая сначала сгущается, взаимодействует, накапливается, далее «взрывается» и затем выпускает спокойные разряженные частицы. Родился в Москве. И всегда эта единица действует одновременно и формой и цветом. Предчувствия Филонова и близких к нему поэтов-футуристов (В.
154 117 см. Как в каждом так называемом сегменте, так и во всем полотне идет напряженная «борьба» теплых и холодных цветов. П. Филонов «Формула петроградского пролетариата» (1921). Преимущественно в картине присутствуют красный и синий цвета. Павел Филонов «Формула весны» (1928-1929) Холст, масло.
Холст, масло. Оно было основано в 1909 г. и существовало с перерывами до 1919 г. В деятельности общества принимало участие большинство представителей нового искусства России начала XX в. По утверждению самого художника, его первой картиной были «Головы». Каждое прикосновение к холсту, каждая точка для него — это единица действия. Центральная часть наполнена присутствием человека. При моем, в полном смысле слова железном, несокрушимом здоровье я чувствую, однако, как уходит моя прежняя физическая, мускульная сила».
Филонов пытается удержаться, создавая группу«мастеров аналитического искусства» (МАИ).