Фреска Афинская Школа В Ватикане Принадлежит Перу
История одного шедевра: Афинская школа Рафаэля Санти
Вслух. Лично мне интересно, почему Рафаэль обрядил Буонаротти в«варварские» сапоги вместо классических и приличных сандалий. Кроме обучения письму, в афинской школе кифаристе подростки учились читать, в основном, на историко-художественном материале – поэмах Гомера Иллиада и Одиссея и мифах, стихах известных греческих поэтов и пьесах драматургов Софокла, Еврипида и Эсхила (в старшем возрасте). Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается «Афинская школа» — одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. Справа от них изображена фигура самого Рафаэля, смотрящего на зрителей. Ведь «Философия» (изначальный аллегорический смысл этой фрески) — лишь часть росписи так называемой Stanza della segnatura — «Залы подписей» папского дворца в Ватикане. И не случайно, конечно, в картине присутствуют люди всех возрастов, включая младенцев, а на их лицах не только сосредоточенность и задумчивость, но и светлые улыбки. В своих четырех великих композициях Рафаэль показал четыре основания, на которых должно покоиться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие). Современному человеку может показаться невероятным, что Рафаэль, не достигший тридцатилетия, мог создавать такие грандиозные фрески.
Молодой еще, крепкий, Аристотель – прекраснейшее творение земли. 500 гг. Кроме того, ничто естественное, согласно Диогену, не может быть постыдным.
«Афинская школа», Фреска Рафаэля Санти
Прекрасное соседство — веселый жизнелюб и мрачноватый (хоть и язвительно-остроумный) аскет. Словно нищий на ступенях храма — одинокий Диоген, отстраненный от мирской суеты и дискуссий. Форма — сущность бытия, это уже не возможность, а действительность. Всего на картине изображено более полусотни фигур. до н. э. ) легко узнать по названиям книг, которые они держат в руках. В центре фрески разместились Аристотель и Платон.
Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. Существуют следующие версии: сам Рафаэль (боюсь, что даже для него два автопортрета на одной картине — это слишком) Франческо делла Ровере, аристократ и кондотьер (об особой дружбе его с Рафаэлем ничего не известно, мало того, есть намеки на то, что у Рафаэля были к нему серьезные кровные претензии) Маргарита Лути, Форнарина (Булочница), любовница Рафаэля — думаю этот вариант самый вероятный. Философы увлечены спором. Среди слушателей должны находиться: Тимон, Ксенофонт, Антисвен и Алкивиад (которого можно узнать по богатому шлему).
Эти четыре фресковые картины названы: первая – «Диспута» (она изображает спор о святом причастии), вторая «Афинская школа», третья – состоит из нескольких меньших композиций, четвёртая «Парнас». Это Платон и Аристотель. Эту монументальную фреску Рафаэль создал, когда ему было всего 25 лет и она стала одним из шедевров эпохи Высокого Возрождения. Сначала была расписана средняя из трёх станц – «Станца делла Сеньятура» (Комната подписей), названная так, так как здесь заседал Церковный Трибунал, хранилась папская печать и подписывались указы. Воин, облаченный в шлем – это Александр Македонский.
За синьором Буонаротти стоит Парменид. Именно вот таким образом Аристотель Рафаэля указывает на мир земной. Среди слушателей должны находиться: Тимон, Ксенофонт, Антисвен и Алкивиад (которого можно узнать по богатому шлему).
Узнав себя в образе Гераклита, порадовался: «Однако радует, что урбинцу хватило ума не поместить меня в толпе спорящих краснобаев». Во время выполнения «Афинской школы», Рафаэль был очень уверен в себе и в своей работе и решил, что он все-таки скромно нарисует себя за работой. Человек в венке из виноградных листьев — Эпикур. Не все фигуры на фреске можно идентифицировать со стопроцентной уверенностью, но великих греческих философов Платона (427 – 347 гг до н. э. ) и его ученика Аристотеля (384 – 322 гг до н. э. ) легко узнать по названиям книг в их руках. Правда, чтобы после смерти придворного зодчего его закончить, пришлось выгонятьещё трех архитекторов (включая Рафаэля) и подряжать Микеланджело, который (страшно ругаясь) всё-таки воплотил великий замысел в реальность.
Лестничные ступеньки – это этапы, на которых происходит овладение истиной. «Афинская школа» – самая известная из фресок, созданных Рафаэлем в папских покоях Ватикана. На переднем плане — Евклид измеряющий что-то циркулем перед компанией молодежи. Что делают эти люди, разбившись на несколько больших групп. Он похож на библейского пророка.
История одного шедевра: "Афинская школа" Рафаэля Санти
Платон (в красном плаще и с чертами лица Леонардо да Винчи) указывает рукой на небо, а рука Аристотеля (в синем плаще) обращена раскрытой ладонью к Земле. Одним из них был «Запрестольный образ Монтефельтро» работы Пьеро делла Франческа, который Рафаэль видел в родном Урбино, на котором Мадонна, младенец, святые, ангелы и донатор (заказчик) изображены в нефе классической церкви на фоне искусно расписанного свода. На фреске – обширный портик в стиле ренессанс. За синьором Буонаротти стоит Парменид.
Чуть ниже — в голубом хитоне — полулежит на лестнице Диоген. Платон описывает «идеи», как суть вещи, её первозамысел и всякая вещь стремится быть похожими на «идеи». Они передают мудрость времен Античности и представляют две философские школы. Петра авторства Браманте. Существует легенда, что Микеланджело побывал в Станце делла Сеньятура, долго рассматривал фрески и, казалось, остался доволен увиденным.
Воин, облаченный в шлем – это Александр Македонский. Рафаэль выстраивает архитектуру изображенного на фреске здания по законам театра и на этих подмостках, как на сцене, эффектно и гармонично располагает человеческие фигуры. Полуобнаженная, сидящая на ступенях в крайне неудобной позе фигура – это греческий киник Диоген (ок. Старец Платон с лицом Леонардо озарен вдохновением. Философы на фреске тоже спорят, но без обозначения победителя. Это Эпикур в венке из плюща (каковой венок был символом Вакха) и Зенон Китийский, стоик.
Кто Автор Фрески Афинская Школа В Ватикане
Человек, сидящий в задумчивой позе, опершись на куб, — Микеланджело в образе Гераклита. Напротив – уединенный мечтатель. Платон (в красном плаще и с чертами лица Леонардо да Винчи) указывает рукой на небо, а рука Аристотеля (в синем плаще) обращена раскрытой ладонью к Земле. Петра).
Обратите внимание, что адепты этической философии, «лирики», группируются на стороне Платона передний план занят фигурами «неформатными» — или теми кто в равной степени занимался и этикой и физикой или те, кто занимался вообще непонятно чем — как Диоген или Гераклит. Рядом с ним стоят два странных персонажа — в короне и с глобусом (Птолемей) и с небесной сферой (Зороастр, как утверждают). Лысый математик Евклид (Вазари утверждает, что это портрет товарища Рафаэля, архитектора Браманте) демонстрирует начертанные на дощечке чертежи, которые должны подтвердить его геометрическую идею.
Сюда его пригласил папа Юлий II. Вверху слева от Платона – Сократ. Начнем с центральных фигур. Они нето чтобы спорят, ноявно ведут дискуссию.
Папа Юлий II был поражен. Мир материальный — не идеальный, мир идей — совершенен. Узнав себя в образе Гераклита, порадовался: «Однако радует, что урбинцу хватило ума не поместить меня в толпе спорящих краснобаев». Самый внимательный из слушателей – молодой воин Алкивиад в шлеме и полном вооружении. И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Начнем с центральных фигур.
А справа — группируются «физики». О том же размышляют Сократ, Гераклит, Эзоп, Пифагор. Папа поручает художнику роспись парадных залов (станц) Ватиканского дворца.
Справа от Аполлона сидит на земле с семиструнной лирой Эрато, муза лирической поэзии. За ней стоят муза истории Клио, написанная в профиль, рядом Талия с маской комедии в руке и муза музыки Евтерпа. Платон показывает пальцем на небо: мол идея. Работая над «Афинской школой» – фреской на тему философии. В этом отношении показателен общий замысел первой из расписанных Рафаэлем станц – так называемой Станцы делла Сеньятура (что в переводе означает комната подписи – здесь скреплялись печатью папские указы). Но, тем не менее, он рисовал очень красивые здания. Все. Рука Платона обращена вверх, а рука Аристотеля – вниз, раскрытой ладонью к земле. Но мы видели, что этот принцип постоянно нарушался мастерами Ренессанса.
Без арок общее впечатление от фрески было бы иным. Этот Зал был отведен по распоряжению Папы Юлия II для частных аудиенций, которые понтифик часто предоставлял крупным политическим и религиозным деятелям и дипломатам. Естественно, художественное оформление зала должно было отражать важность этого места. Тематика её росписей-чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви. Рафаэль был творцом четырех главных стен, расположенных в стенных арках, в то время, как кариатиды и роспись потолка гротесками принадлежат кисти других художников. Тем не менее, росписи потолка гармонично продолжают композиции стенных фресок, выполненные по эскизам Рафаэля. В центре свода помещён круг с гербом папы Юлия II. Петра.
Афинская школа – 1509-1510 Рафаэль Санти картины
В «Афинской школе», как и в других фресках станц, Рафаэль создал композицию, которая выстраивается не вдоль переднего края, а в виде полукруга, на котором разворачиваются события. «Хорошо, что урбинцу хватило ума не поместить меня в толпу этих болтунов» — проворчал он. Именно здесь появились росписи, представляющие четыре области духовной деятельности человека: богословие представляет фреска «Диспута», философию—«Афинская школа», поэзию—«Парнас», правосудие — «Мудрость, Умеренность и Сила». На каждой стене комнаты (станцы) располагается завершённая фресковая картина.
Он лысоват, сутул, плохо одет иявно недостоин занять место рядом свеличественными «отцами» идеализма иматериализма. до н. э., был философом, математиком и стал основоположником собственной школы, названной «школа пифагорейцев». Словно нищий на ступенях храма — одинокий Диоген, отстраненный от мирской суеты и дискуссий.
Причем музицирование начинали осваивать лишь после знакомства с поэзией. Вверху слева от Платона – Сократ. до н. э. ) и его ученика Аристотеля (384-322 гг. За его спиной расположилось ещё несколько фигур, которые образуют единый образ в картине. Его деятельность— поворотный момент античной философии.
400-325 гг. Это некий идеал, который жаждали достичь. Он нарисовал много архитектуры в античном духе (так, как тогда это понимали).
Фрески представляют четыре её области: «Афинская школа» — философию, «Диспута» — богословие, «Парнас» — поэзию, а «Мудрость, умеренность и сила» — правосудие. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. В этих жестах сконцентрированы и философские идеи – абстрактные у Платона (его мир идей обретается в небесах) и более практические и обоснованные у Аристотеля (его мир идей связан с земным опытом).
Можно сказать что не было создано ни одного Произведения, которое бы полностью соответствовало бы теоретическим правилам перспективы. Аристотель же простер руку над землёй — нет, материя, природа изучение, классификация. Также есть здесь Пифагор, нарисованный с книгой в руках, Критий (в розовом одеянии), Диагор Мелосский – поэт с обнаженным торсом, другие исторические личности. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени.
Рафаэль очень любил архитектуру и хотел быть архитектором у него, правда, не очень получалось — он не мог понять, почему такая красивая, тонкая ионическая колонна не может удержать пышную, массивную, торжественную римскую арку (его патрон, Браманте, надо заметить, тоже не очень хорошо это понимал). Помните, я упоминал об Рафаэлевом чувстве юмора.
Его деятельность— поворотный момент античной философии. На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады.
Внимание зрителя сразу же сосредоточивается на их фигурах. Евклида изображаетБраманте.
Но это не нарушение логики перспективного построения, это приём выделения центральных героев, когда рядом с фигурами высокого роста (Платон и Аристотель) изображаются низкие фигуры. Рядом с Парменидом — таинственная фигура в белом. Прекрасное соседство — веселый жизнелюб и мрачноватый (хоть и язвительно-остроумный) аскет. Возможно, автор хотел намекнуть на то, что воззрения Микеланджело столь же неясны и темны, как и философия Гераклита.
Без арок общее впечатление от фрески было бы иным. Казалось, это нарушает логику перспективного построения. Рафаэль приехал в Вечный город в 1508 году. Спокойствие, умеренность, подлинная сила, повелевающая человеческими страстями, запечатлены в его образе.
Аристотель и Платон стоят рядом на верхней ступени лестницы. Кроме вышеописанных фигур, полотно представляет публике и таких персонажей, как Спеквсипп (философ изображенный с бородой и в тоге коричневого цвета), Менексен (философ, облаченный в тогу синего оттенка), Ксенократ (философ, в тоге белого цвета). Фреска олицетворяет и прославляет Истину (Vero) и символизирует рациональные поиски истины философией и наукой. Несмотря на то что «Афинская школа» – это фреска с изображением более 50 персонажей, в ней чувствуется легкость и простор, характерные для манеры Санти. Возносящий жест Платона и приземляющий – Аристотеля свидетельствуют о непрекращающемся споре. До Станца делла Сеньятура Рафаэлю редко приходилось иметь дело с фресками, однако он на удивление уверенно сумел справиться со своей задачей и написал свою знаменитую ватиканскую фреску "Афинскую школу" (1509-1511), ставшую одним из величайших шедевров не только Рафаэля, но и всей живописи Ренессанса.
Презентация по изобразительному искусству на тему: Афинская школа- величайшая из фресок Рафаэля Санти
Лысый математик Евклид (Вазари утверждает, что это портрет товарища Рафаэля, архитектора Браманте) демонстрирует начертанные на дощечке чертежи, которые должны подтвердить его геометрическую идею. 323 до н. э. ) — древнегреческий философ и основатель школы киников. Иное название фрески – «Философские беседы», чем как раз и заняты Платон и Аристотель. Художник в этой фреске объединил огромное количество фигур в гармоничную композицию, вот таким образом «Афинская школа» до сих пор считается высоким образцом героического жанра. заданный автором Ангелина Долгополова лучший ответ это В дворцовом комплексе Ватикана есть станцы Рафаэля — это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 м. ), расписанные в 1508—1517 годах Рафаэлем вместе с учениками и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти. Между прочим, этот человек тоже присутствует нафреске Рафаэля.
Внизу на первом плане — две симметрично размещенные группы: слева — склонившийся на колено с книгой в руках Пифагор с учениками справа, тоже в окружении учеников, Эвклид (или Архимед) низко нагнувшись, он чертит циркулем на лежащей на полу грифельной доске. Через несколько лет он показал шедевр. Станца делла Сеньятура Рафаэлем была расписана, передавая в живописных образах четыре сферы умственной деятельности человека: «Диспут» (богословие), «Афинская школа» (философия), «Парнас» (поэзия) и «Мудрость, Мера, Сила» (юриспруденция). Дальше, слева — обосновалась исключительно теплая компания. Правее этой группы — Зороастр и Птолемей (в короне), каждый из них держит в руке сферу.
Художественная школа-студия "ЛЕОНАРДО"
Говорят, что изображенная на фреске постройка очень похожа на проект собора Св. (Птолемей жил во II веке до н. э., был астрономом и утверждал, что Земля является центром Вселенной. ) Полагают, что фигура, держащая в руке небесную сферу, принадлежит персидскому пророку Зороастру. Над Зороастром в гордом одиночестве возвышается Плотин (с головой Донателло). Напротив «Философии» — не менее прекрасная, но существенно менее известная у нас фреска, аллегория «Теологии» или «Диспут о причастии» с девизом «Divinarum rerum notitia» — «Знание божественных вещей», хотя и ее точный смысл тоже вызывает споры. А искусство игры на флейте вошло в программу афинских школ после персидских войн. Компанию Эвклиду составили Птоломей (держащий земной шар в своих руках) и Зороастр (держащий глобус неба). Всего на картине изображено более полусотни фигур. Очертания же он сообщил Вселенной такие, какие были бы для нее пристойны и ей сродны».
А сколько для этого требовалось сделать набросков, эскизов. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель. Один из них босоног, он воздел перст к небу, в его руках книга — «Тимей», величайшая загадка платоновской философии. Несмотря на то что «Афинская школа» – это фреска с изображением более 50 персонажей, в ней чувствуется легкость и простор, характерные для манеры Санти.
Мир неосязаемый, но от этого он не становится менее реальным. Папа Юлий II был поражен. Петра). Молодой еще, крепкий, Аристотель – прекраснейшее творение земли. Он похож на библейского пророка.
помогите описать картину афинская школа рафаэля
Что есть истина. В настоящей статье мы подробно остановимся на фреске «Афинская школа» и её фрагментах «Платон и Аристотель», «Пифагор», «Евклид с учениками», «Гераклит». Поверьте, в устах Микеланджело это было самой настоящей похвалой.
И в чем смысл этой фрески. Фреска олицетворяет и прославляет Истину (Vero) и символизирует рациональные поиски истины философией и наукой. Рядом с ним стоят два странных персонажа — в короне и с глобусом (Птолемей) и с небесной сферой (Зороастр, как утверждают). Мягкость контура и раскрепощенность движений не умаляют величественности Аристотеля. На своде над каждой фреской помещена аллегорическая фигура – символ каждого из этих видов деятельности, а в угловых частях свода – небольшие композиции, тематически связанные с фресками.
Он никак не ожидал картины такого масштаба от столь молодого мастера. Он нарисовал много архитектуры в античном духе (так, как тогда это понимали). Ниже – Эпикур в венке, советовавший получать удовольствие от жизни и Зенон – философ противоположных взглядов, а рядом – фигура Пифагора. Фреска изображает мир древних философов, чьи идеи вдохновляли художников Ренессанса.
Сначала была расписана средняя из трёх станц – «Станца делла Сеньятура» (Комната подписей), названная так, так как здесь заседал Церковный Трибунал, хранилась папская печать и подписывались указы. Мягкость контура и раскрепощенность движений не умаляют величественности Аристотеля. Так складывается великая симфония человеческого познания.
Прототипом для «Афинской школы» послужила Академия, созданная Платоном в Афинах в IV веке до н. э., ученики которой проводили свои диспуты под открытым небом в оливковой роще. Хотя, говорят, Микеланджело остался своим портретом доволен. Хоть и со значительными коррективами. От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины.
Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится. 25-ти летнему юноше надлежало создать росписи в трех помещениях Ватиканского дворца. Сложно сказать. Главный в ней — Сократ, настойчиво что-то объясняющий внимательным слушателям. На каждой стене комнаты (станцы) располагается завершённая фресковая картина.
Трудно усомниться, что над фресками работали группы художников. Они – центр композиции.
Второй сидит в сложной, «закрученной» позе, в нем чувствуется горение беспокойной мысли, его облик отсылает воображение зрителя к огромной фреске, которую тогда в Сикстинской капелле создавал Микеланджело: эта фигура напоминает пророков с плафона. Фреска «Афинская школа» воплощает величие философии и науки. Рядом с Евклидом стоят Птолемей (держит в руках земной шар) и, вероятно, пророк Зороастр (держит небесный глобус). На северной стене находится «Парнас» — аллегория Искусства и Красоты под девизом «Numine afflatur» — «Божественное вдохновение».
Афинская школа: особенности история и интересные факты
Подпись Рафаэля (RSVM) – у ворота его одеяния. Этот образ появился на фреске позже, после того как были открыты фрески Микеланджело в Сикстинской капелле, настолько поразившие воображение Рафаэля, что он даже изменил стиль письма. Рядом другие увлечены решением геометрической задачи. Первая из трех станц (то есть комнат) Станца делла Сеньятура являлась местом, где скреплялись печатью папские указы. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности.
Тема росписи – четыре области духовной деятельности человека: богословие представляет фреска «Диспута», философию–«Афинская школа», поэзию–«Парнас», правосудие – «Мудрость, Умеренность и Сила». Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля признана «Афинская школа» – один из шедевров ренессансного искусства. Но об этом как-то в другой раз. (Птолемей жил во II веке до н. э., был астрономом и утверждал, что Земля является центром Вселенной. ) Полагают, что фигура, держащая в руке небесную сферу, принадлежит персидскому пророку Зороастру.
Дальше (если двигаться по часовой стрелке) заметная группка из шести человек. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу – Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой – живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). Того самого, который спроектировал и начал строить собор Св. Это не узкая площадка, где теснится группа людей. Именно такие беседы способствовали развитию философской мысли. Здесь художник должен был расписать станцы (парадные залы) Ватиканского дворца. Каркас линий служит основой, на которой покоится сложнейшая композиционная структура. Они передают мудрость времен Античности и представляют две философские школы.
С прекрасными декоративными деталями — и в «Афинской школе» он не забыл установить статуи Аполлона и Афины, покровительствовавших мудрости, философии, наукам и искусствам. В Зале пожара (Stanza dellIncendio) потолок был расписан еще раньше, учителем Pафаэля – Перуджино ее стены заняты четырьмя большими картинами, воспроизводящими эпизоды из жизни пап Льва III и Льва IV, а именно: Коронование Карла Великого первым из этих пап, Очистительную клятву того же папы, Морскую победу Льва IV при Остии над сарацинами и Пожар в Борго, предместье Рима, прекращенный молитвою Льва IV. Это мудрые, уверенные в себе люди сильной воли и высокого достоинства. Также учителя прививали им навыки рисования и музицирования.
Рафаэль очень любил архитектуру и хотел быть архитектором у него, правда, не очень получалось — он не мог понять, почему такая красивая, тонкая ионическая колонна не может удержать пышную, массивную, торжественную римскую арку (его патрон, Браманте, надо заметить, тоже не очень хорошо это понимал). Вслух. До Станца делла Сеньятура Рафаэлю редко приходилось иметь дело с фресками, однако он на удивление уверенно сумел справиться со своей задачей и написал свою знаменитую ватиканскую фреску Афинскую школу (1509-1511), ставшую одним из величайших шедевров не только Рафаэля, но и всей живописи Ренессанса.
Афинская школа – математика и искусство
Сократ 469 – 399 гг. до н. э. Однако над этой фреской находится еще одно изображение с латинской надписью «Causarum cognitio», то есть «познание причин». А то, что изображенное на фреске здание по своей архитектуре ближе к классическому римскому, чем к греческому стилю, подчеркивает слияние двух культур, которое произошло в итальянском Ренессансе под влиянием философских идей Древней Греции. Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля признана «Афинская школа» – один из шедевров ренессансного искусства. Платон использовал эти формулы для расчета гармонических пропорций души и эта идея подробно изложена им в трактате «Тимей», с которым он и изображен на фреске.
Эти четыре фресковые картины названы: первая – «Диспута» (она изображает спор о святом причастии), вторая «Афинская школа», третья – состоит из нескольких меньших композиций, четвёртая «Парнас». Так или иначе, но «Афинскую школу» он рисовал, обладая определённой свободой действий. Платон указывает пальцем на небеса, а Аристотель простирает руку над землей.
По краям фрески за ближайшими группами возникает все же эффект прерывистости пространства. У алтаря проходит богословский диспут о Пресуществлении. Таинство Евхаристии обсуждают первые римские Отцы Церкви: папа Григорий I и Иероним Стридонский, сидящие слева от алтаря и Августин Блаженный с Амвросием Медиоланским, сидящие справа. В этом отношении показателен общий замысел первой из расписанных Рафаэлем станц — так называемой Станцы делла Сеньятура (что в переводе означает комната подписи — здесь скреплялись печатью папские указы).
Интересные факты про «Афинскую школу»
Границы фигур и промежутков между ними строго мотивированы сюжетом и движением действующих лиц и вместе с тем образуют ритмический узор, две главные фигуры Платона и Аристотеля помещены в глубине и все же они доминируют в композиции. Платон указывает пальцем на небо, Аристотель простирает руку над землей. Перстом указывая на небо, он вещает о мире идей. 580-ок. Ступени лестницы символизируют этапы овладения истиной.
Августина в общем, теология в те времена — это вам не философия, а тоже точная наука :). На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу — Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой — живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). Хотя все фрески, украшающие станцы Рафаэля, достойны звания шедевров, лучшей их них искусствоведы и историки называют работу «Афинская школа» (Scuola di Atene) в Станца делла Сеньятура. Но об этом как-то в другой раз. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Лестничные ступеньки – это этапы, на которых происходит овладение истиной. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель.
Хотя, говорят, Микеланджело остался своим портретом доволен. Подпись Рафаэля (RSVM) — у ворота его одеяния. У Аристотеля возникает идея последовательных переходов от материи к форме и наоборот.
Чуть правее стоит сам художник (смотрит прямо на зрителя). В своих работах Пифагор (ок. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Так кто же все эти люди.
Одним из них был «Запрестольный образ Монтефельтро» работы Пьеро делла Франческа, который Рафаэль видел в родном Урбино, на котором Мадонна, младенец, святые, ангелы и донатор (заказчик) изображены в нефе классической церкви на фоне искусно расписанного свода. На могиле Диогена в Коринфе был установлен памятник изображающий пса. Губы их сжаты, но головы повернуты друг к другу — значит, диалог все же происходит.
Во время выполнения «Афинской школы», Рафаэль был очень уверен в себе и в своей работе и решил, что он все-таки скромно нарисует себя за работой. На лестничных ступенях восседает Диоген. Так он изобразил св. Учитель Рафаэля Пьетро Перуджино использовал классический городской пейзаж в качестве фона при написании картины для Сикстинской капеллы «Христос вручает ключи апостолу Петру» точно так же, как делает это Сандро Боттичелли в своем «Поклонении волхвов». Фигуры Платона и Аристотеля заметно крупнее и выше рядом стоящих фигур. По приезде Рафаэля в вечный город папа поручил ему украсить фресковыми картинами несколько зал того же дворца известных под названием «Станц» (stanza – комната). Его фигура выступает легко и свободно.
Справа Евклид, склонясь над доской измеряет циркулем геометрический чертеж.
Таким образом, Рафаэль словно подмигнул своему вечному сопернику, лишний раз подчеркнув, насколько сильно мировое братство художников. Но это не нарушение логики перспективного построения, это приём выделения центральных героев, когда рядом с фигурами высокого роста (Платон и Аристотель) изображаются низкие фигуры. По приезде Рафаэля в вечный город папа поручил ему украсить фресковыми картинами несколько зал того же дворца известных под названием «Станц» (stanza – комната). В чем-то эта задача удалась.
Также есть здесь Пифагор, нарисованный с книгой в руках, Критий (в розовом одеянии), Диагор Мелосский – поэт с обнаженным торсом, другие исторические личности. Даже похвалил его. (Говорят, что от Платона произошли гуманитарии, а от Аристотеля — технари). Платон использовал эти формулы для расчета гармонических пропорций души и эта идея подробно изложена им в трактате «Тимей», с которым он и изображен на фреске.
Платон указывает пальцем на небеса, а Аристотель простирает руку над землей. Евклида изображаетБраманте. Кроме игры на музыкальных инструментах, юноши осваивали и нотную грамоту. Ближе к нам, с пером и книгой, сидит Пифагор подглядывают у него из-за спины Боэций (по другим версиям Анаксимандр или Эмпедокл) и араб Аверроэс (он же ибн-Рушд).
Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности.
Со временем Рафаэль доказал своё мастерство. В Зале пожара (Stanza dellIncendio) потолок был расписан еще раньше, учителем Pафаэля – Перуджино ее стены заняты четырьмя большими картинами, воспроизводящими эпизоды из жизни пап Льва III и Льва IV, а именно: Коронование Карла Великого первым из этих пап, Очистительную клятву того же папы, Морскую победу Льва IV при Остии над сарацинами и Пожар в Борго, предместье Рима, прекращенный молитвою Льва IV. 400-325 гг.
Три свода, следующие один за другим, обрамляют их. И здесь Диоген символично изображён растянувшимся на лестнице, в вальяжной позе, в одиночестве, в отличие от всех других изображенных на картине, возможно чтобы никто «не заслонял ему солнца».
Поражает одно уже величие замысла и способность выразить глубокие идеи (а прежде — осознать их) в форме живописных композиций. Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля следует признать «Афинскую школу». Хотя интересно, что художник сказал по этому поводу папе Юлию.
Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. В Станца делла Сеньятура (1509—11) Рафаэль представил четыре области человеческой деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне. Это Платон и Аристотель. Второй сидит в сложной, «закрученной» позе, в нем чувствуется горение беспокойной мысли, его облик отсылает воображение зрителя к огромной фреске, которую тогда в Сикстинской капелле создавал Микеланджело: эта фигура напоминает пророков с плафона. Станца делла Сеньятура Рафаэлем была расписана, передавая в живописных образах четыре сферы умственной деятельности человека: Диспут (богословие), Афинская школа (философия), Парнас (поэзия) и Мудрость, Мера, Сила (юриспруденция).
Работая над «Афинской школой» — фреской на тему философии. На переднем плане – одинокая фигура Гераклита, погружённого в размышления. Обратите внимание, что адепты этической философии, «лирики», группируются на стороне Платона передний план занят фигурами «неформатными» — или теми кто в равной степени занимался и этикой и физикой или те, кто занимался вообще непонятно чем — как Диоген или Гераклит. до н. э. ). Первым из греческих философов он стал проповедовать космополитизм: «Я — гражданин мира».
В 1508 году по приглашению папы Юлия II Рафаэль отправляется в Рим. В этой же группе мы видим Птолемея, держащего в руке земную сферу. В «Афинской школе», как и в других фресках станц, Рафаэль создал композицию, которая выстраивается не вдоль переднего края, а в виде полукруга, на котором разворачиваются события. На ступеньках лестницы расположился Диоген. Материя — такова возможность сущности. Фигуры Платона и Аристотеля заметно крупнее и выше рядом стоящих фигур.
Но, тем не менее, он рисовал очень красивые здания. Рафаэль противопоставлял природе некий идеальный порядок. Действительно, смысл части глубже понимается исходя из целого. Второй обут в красивые сандалии, правая рука его распростерта над землей, в другой — «Этика», важнейшая книга в философии Аристотеля. Сюда его пригласил папа Юлий II.
В этих жестах сконцентрированы и философские идеи – абстрактные у Платона (его мир идей обретается в небесах) и более практические и обоснованные у Аристотеля (его мир идей связан с земным опытом). Фреска изображает мир древних философов, чьи идеи вдохновляли художников Ренессанса. Интересная деталь – Гераклит написан в манере Микеланджело, он сидит в сложной позе, его фигура напоминает пророков с плафона Сикстинской капеллы. Вероятно, благодаря покровительству Браманте, папского архитектора.
Он никак не ожидал картины такого масштаба от столь молодого мастера.