Герард Терборх Бокал Лимонада
ГЕРАРД ТЕРБОРХ – Бокал лимонада
Потому так заботливо склонилась над ней пожилая — нянька, служанка, родственница. Он готовит даме, которая ему приятна и интересна, лимонад. Он побывал в Англии, Испании. Ее поза спокойна, движения медлительны, сдержанны. Именно этот предмет художник делает центром композиции — и геометрическим и смысловым. Герои его картин беседуют, читают играют на музыкальных инструментах, но при этом правдоподобие ситуаций и характеров, так же как и передача вещественности предметов окружения, доведена Терборхом до совершенства. Терборху удается раскрыть внутренний мир своих героев.
Жил в Амстердаме, Гааге, Харлеме, Камене, Зволле. На молодой женщине светлая, шитая золотыми нитями, атласная юбка и золотисто-жёлтая короткая шубка (или полупальто, так называемое матине3), отороченная белым мехом, её голову охватывает чёрный кружевной чепчик. «Бокал лимонада» из коллекции Государственного Эрмитажа — один из шедевров, самая известная картина художника в Российских музеях. А. Валлерт определяет её как авторскую реплику эрмитажной композиции. Молодая дама одета в роскошное платье и шубку, отороченную мехом.
В выражении лица дамы чувствуется скрытое кокетство. Откровенность Веласкеса кажется непонятной при чопорном этикетном дворе Филиппа IV и так же — гениальная бесцеремонность Халса необъяснима в среде чинных голландских бюргеров. В картине «Бокал лимонада» Терборх в отличие от своих предшественников создает целомудренный образ девушки.
Композиция строится на расположении в пространстве рук, ног и лиц героев. За свою творческую жизнь художник много путешествовал, писал пейзажи исторические и жанровые сцены, портреты обычных людей и высокопоставленных господ, среди которых даже испанский король Филип IV. Позже обучался у известного пейзажиста Питера де Молина (1595-1661). Его наследие повлияло на становление и развитие таких величайших живописцев, как Габриэль Мэтсю, Питер де Хох, Ян Вермеер и др. Левой рукой он придерживает подставку бокала и при этом касается её руки. У Халса не было запасов каких-либо рецептов и трюков, кроме, быть может чисто технических, о составе и приготовлении красок (картины его чудесно сохранились, что, впрочем, в этот период голландской живописи не исключение).
Описание картины «Бокал лимонада»
Первые уроки рисования и живописи получил от своего отца Герарда Терборха Старшего. Художник создает устойчивую позу мужчины, показывая его ногу, его опору на колено. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Представление об оригинальном формате композиции можно составить, сравнив картину с её повторением (холст, масло, 68, 4 56, 2 см) с лондонского аукциона Кристис (3 июля 2012 года)6. Терборх подчеркнуто внимателен к облику своих героев, особенностям их поведения. Они прямая противоположность Винчи, Тициану, Рембрандту.
Герард Терборх «Бокал лимонада»
В ранних каталогах Эрмитажа указывается, что оригинальный формат картины был изменён (картина обрезана), однако это ошибочное утверждение. Чувства персонажей открыто не представлены в работе. Гравюра А. Романе (1771) представляет картину несколько большего формата. Руки молодых людей почти соприкасаются в стремлении удержать бокал лимонада.
Происходит диалог. Мазок становится смелым и энергичным, а характеристика образа — предельно острой и выразительной. Портрет оказался удачным.
Пространства лишены окон, дверей, мебели. 1945 — 1949.
Тактичность, «галантность в проявлении чувств» молодой пары восходит скорее к другому, не менее распространённому мотиву— «любовной болезни»9. Кавалер, очевидно, лишь недавно переступил черту взрослого мужества. Молодая женщина, возможно, недомогает.
В 1769 году куплена герцогом Шуазёлем, в 1771 году гравированное воспроизведение картины, выполненное А. Романе, появилось в издании репродукций произведений из коллекции Шуазёля (Recoueil Choiseul, 61). Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Добился невероятных успехов в живописи, был признанным мастером жанровой сцены. Все его собственное творчество (исключительно портреты или портретные этюды) было гениальным быстрым копированием реального мира без тени идеализации или заранее придуманного синтеза.
Женщина благосклонно принимает напиток. Галантный юноша готовит стакан лимонада и передает его даме, еле касаясь ее руки. Художник никогда не изображал источники освещения. На ней мужчина изображен в сдвинутом набок головном уборе. С ним художник отправился в Мадрид, где напишет множество портретов придворных, а также портрет самого короля Филиппа IV (он, к сожалению, не сохранился). Однако впоследствии считалось, что это популярный в голландской живописи сюжет сводничества или продажной любви (bordello sсene).
Но, он старается выглядеть изящным и галантным. Ранние картины свидетельствуют о его демократических симпатиях. Коричневая шляпа на нем сидит воинственно, рыжие волосы обрамляют юное, румянощекое лицо.
Терборх, Герард – Бокал лимонада
Картина оставляет чувство недосказанности, она полна скрытых смыслов и загадок11. Он нередко изображал быт и нравы простых людей. В ранних работах отчётливо прослеживается влияние Питера Кодде и Виллема Дуйстера и чувствуется интерес художника к изображению человеческих фигур. В знак, благоволения Терборх был посвящен в рыцари и получил в подарок золотую цепь с медальоном короля. Герард Терборх был знаком с Антонисом ван Дейком.
Контуры шляпы легко прослеживаются под записью. Воля девушки немного скована жестом и взглядом старухи, которая подталкивает ее к мужчине. Приготовление напитка является лишь предлогом для их близости. Италии, Франции, Германии. Фигуры персонажей, залитые светом, резко выделяются на фоне тёмной стены. При известной любви голландцев к вещам, признакам собственного достатка именно такие «скромные» портреты были по душе клиентам Герарда – регентам, аристократам.
С большой любовью выписаны одежды — изящная шубка, отороченная мехом и атласное платье. Особой тонкости выполнения Терборх достиг в произведениях 1660 — 1670-х годов, к которым и принадлежит и «Бокал лимонада». С течением времени интересы художника изменились. На пожилой женщине белый чепчик и плюшевый лиловый жакет4. Мало того, сравнение с Халсом по непосредственности, по совершенному мастерству может выдержать лишь один Веласкес (который был все же на 20 лет моложе его). Становление театрально-декорационного искусства» (1978), «Основные направления западноевропейского театрально-декорационного искусства» (1983), «Горизонты сценографии» (2006).
Вероятно, этот беспокойный и страстный человек, о котором сохранился ряд крайне невыгодных для его личности свидетельств (он был пьяницей первая его жена умерла вскоре после побоев на Лизбетте Ренирс — простой крестьянке — он женился в год смерти первой жены жестокость Халса характеризуется слухами об его эксплуатации Броувера), был великолепным вдохновителем, но едва ли он обладал тем самоуглублением, той натурой исследователя, которые создают лучших, но и несколько порабощающих педагогов. По мнению С. Гудлаугссона это высококачественная копия. «Мужской портрет» — блестящее подтверждение этих качеств. Они сидят друг против друга. Живописная манера Хальса в начале 1650-х годов (время создания эрмитажного произведения) обретает невиданную силу и широту. Да и старуха не терзает зрителя своим уродством или откровенной алчностью.
Исследователь А. Вилок (2005) отмечает, что произведение на эту тему у Терборха имеет характер, отличающий его от подобных картин других голландских художников. Третье лицо — старуха, склонившаяся над героиней, — как бы молчаливо советует ей решиться на что-то определенное. Бытовой сюжет полотна, которое можно назвать «сценой у сводни» имеет прямое отношение к действительности, но разыгран весьма деликатно и тонко, без акцента на интимной теме. Дополнения, выполненные не им, были убраны ещё до того, как картина попала в Эрмитаж.
Учение его состояло в том, что он ставил живую натуру (а это уже с XVI века было краеугольным камнем нидерландской школы) и затем предоставлял ученикам копировать ее, причем он давал лишь некоторые практические советы и указывал на ошибки. Родился в 1617 году в городе Зволле, Нидерланды. Они угадываются в жестах, взглядах, облике участников сцены.
Так, шарик, к которому была прикована обезьянка, отбрасывает тень, в отличие от остальных предметов, в другую сторону. Картина художника «Бокал лимонада»также примечательна безошибочным рисунком и мастерским владением цветом. Она решена в серебристо-охристых тональных переливах. Среди них: «Изобразительное искусство социалистических стран восточной Европы. Юноша размешивает напиток в бокале, который держит девушка. Атлас переливается многими цветами, серебристо-охристые переливы создают впечатление богатства и нарядности ткани. У него была масса учеников, но никто, даже родные сыновья, не пошли по его следам.
Жест старухи им истолковывается как предложение оценить прелести молодой женщины, а вся двойственность ситуации раскрывает неопытность кавалера и, наоборот, «известный опыт» у его дамы-визави13. Халс остается не только загадкой, но и одинокой загадкой. В Амстердаме проснулся его интерес к жанровой живописи. «Бокал лимонада» — не только одна из наиболее блестящих картин Терборха, но и произведение, воплощающее лучшие традиции голландской жанровой живописи. Фактура тканей передана с высочайшей степенью реализма.
Терборх Герард (Бокал лимонада)
Особое внимание художника привлекли полотна Веласкеса и фламандца Ван Дейка. Соприкасаются взгляды и руки молодых людей. Все художественные средства служат здесь раскрытию сюжета. Авторы издания «Сокровища Эрмитажа» (1968) полагают, что художник не ставил перед собой задачу глубокого проникновения во внутреннюю жизнь персонажей4, тогда как Е. Мещерина отмечает, что Терборх «больше занят раскрытием психологии взаимоотношения людей, передачей атмосферы, пронизанной тонкими эмоциональными флюидами»11.
Поклонник, угощающий даму, неопытен об этом говорят его робость и подчеркнутое внимание. Слева были изображены открытое окно, табурет и сидящая на нём собачка, справа— обезьянка с цепочкой на ноге, завершающейся чугунным шаром (сейчас можно видеть цепочку и шар в углу картины), сверху— люстра, на первом плане— собранная драпировка. За молодой парой стоит пожилая женщина, её правая рука лежит на плече девушки.
Это событие он запечатлел в своей известной картине «Заключение мира в Мюнстере», хранящейся в настоящее время вНациональной галереев Лондоне. Одним из крупнейших среди них был Герард Терборх.