Гибель Помпеи Картины

«гибель Помпеи», описание картины сильно отличается, передает совершенно другую идею. «гибель Помпеи» – картина, написанная масляными красками, на обычном холсте размером 128 на 218 см, хранится в Ростове. Элемент несет главнуюидею картины Брюллова «Последний день Помпеи»: погибель старого мира, зарождение новой эпохи, противопоставление жизни и смерти.

Гибель Помпеи, Айвазовский – описание картины

По её мнению, эскизы должны быть расставлены в следующем порядке: 1) 2-й графический эскиз из ГТГ167 2) графический эскиз из ГРМ158 3) живописный эскиз из ПГХГ (на момент написания книги местонахождение этого эскиза было неизвестно)168 4) 1-й графический эскиз из ГТГ169 5) живописный эскиз из ГТГ170 6) графический эскиз из МИХМ171 7) 3-й графический эскиз из ГТГ172 8) живописный эскиз из ГРМ173. В самом деле, почему скелет собаки сохранился полностью, а останки женщины были раскиданы по всей комнате.

И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». Как и его старшие братья Федор и Александр, первые уроки рисования получил от отца, скульптора-орнаменталиста Павла Брюлло, а в 1809 г. был зачислен в Воспитательное училище при. Портретист. по своему смыслу.

Описание картины 
«Гибель Помпеи»

Описание картины «Гибель Помпеи»

Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне. Так продолжалось несколько часов, но после полудня пепловая туча стала рассеиваться. 7. Художник.

По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского109110. Еще задолго до окончания в Риме начали говорить о дивной работе русского художника. Он (К.

Тайны «Последнего 
дня Помпеи»: Кого 
из современниц Карл

Тайны «Последнего дня Помпеи»: Кого из современниц Карл Брюллов изобразил на картине четырежды

Так произведение Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830г.

Две темы переплетаются в картине Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Вот юноша в отчаянии всматривается в лицо девушки в свадебном венце, лишившейся чувств или погибшей. Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре.

Бруни также отмечал «ужасный эффект, полученный благодаря молнии, которая соблаговолила замереть в воздухе, чтобы осветить сцену, выполненную с художественной точки зрения достойной восхищения»179. Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом. В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»128131.

Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла. Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже. Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света. Утром на город стала надвигаться черная туча пепла.

Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12. Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов. Эта картина не была памятником уходящему и отжившему художественному методу. По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Александрии»127. Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас134. Хотя последующие поколения художников связывали обычно брюлловское полотно исключительно с искусством Академии первой половины XIX века и многим оно представлялось высшим проявлением проповедовавшихся последней принципов, свести к этому значение «Последнего дня Помпеи» невозможно и неверно.

«Последний день 
Помпеи» картина 
Брюллова

«Последний день Помпеи» картина Брюллова

Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин. Сыновья спасают старика отца, которого они несут на своих плечах. Искусствовед Светлана Степанова отмечала, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства». На картине вам не удастся найти главного героя.

Великолепный акварелист. Он несет на голове самое дорогое – ящик с красками и другими живописными принадлежностями. Смотрит он на разрушаемые огромной силой стихи статуи языческих богов. Это огромные богатства. А через сто с лишним лет восстановление этого же водовода и привёло к открытию Помпей.

«Последний день 
Помпеи»: причина, 
почему Брюллов решил

«Последний день Помпеи»: причина, почему Брюллов решил написать картину о гибели итальянского города

Её скорбный и проникновенный взгляд свидетельствует о том, что «ей вдруг до конца ясна стала её судьба, судьба города, всех людей вокруг, она опускает руки, сосуд падает». В одной из комнат были найдены скелеты женщины и собаки. Сравнивая Брюллова с его знаменитыми предшественниками, Гоголь писал: «Его фигуры, несмотря на ужас всеобщего события и своего положения, не вмещают в себе того дикого ужаса, наводящего содрогание, каким дышат суровые создания Микеля-Анжела. Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв.

Гаю Плинию было всего 17 лет, в момент катастрофы он изучал историю Тита Ливия, чтобы написать сочинение и вот таким образом отказался отправиться со своим дядей смотреть на извержение вулкана. По словам Иванова, общий стол был накрыт перед полотном «Последний день Помпеи», причём «на одну сажень расстояния от картины протянута решётка, чтобы не близко подходить к оной»105. Художник. За Брюлловым утверждается, по выражению современника, слава «общеизвестного, торжествующего гения, всеми признанного и оцененного». Стихии природы с уничтожающей силой обрушились на человека и творение его рук. Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей.

Ж-5081)161162.

Описание картины 
Карла Брюллова «Последний 
день Помпеи»

Описание картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

Но даже и эти собственные восхваления казались писателю недостаточными и он назвал картину "светлым воскресением живописи. Человечество до сих пор верит в «авось пронесет». В июле 1827 года Карл Брюллов, наконец, отправился в путешествие из Рима в Неаполь4. Выйдя за город, мы останавливаемся.

Великолепный акварелист. Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья. обдумывая композицию «Последнего дня Помпеи» с карандашом или кистью в руках, фиксируя в эскизах и мимолетных набросках каждое движение своей мысли, меняя, совершенствуя расположение фигур изменяя и детализируя обстановку.

Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»7677. Несмотря на критические высказывания в прессе, произведение Брюллова получило высокую оценку жюри Салона, которое присудило художнику большую золотую медаль. По материалам археологических раскопок Брюллов пишет не только все предметы быта. Хотя первую прописку «Последнего дня Помпеи» в два тона Брюллов закончил в две недели, работа над картиной заняла в общей сложности целых десять лет, с 1824 по 1833 год.

Наброски картины 
«Гибель Помпеи»

Наброски картины «Гибель Помпеи»

Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова46. Живший в Неаполе художник Сильвестр Щедрин в письме к своему брату Аполлону от 6 мая 1828 года писал: «Наконец мне удалось увидеть и сделать этюд с натуры: извержение Везувия». Бегущая по дороге толпа вскоре оказалась в полной темноте, слышались крики, плач детей. Великолепный акварелист. В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда.

Плиний Младший так описывает то, что происходило 25-го числа в Мизено. Группа жениха с безжизненной невестой на руках относится к наиболее поздним фигурам, введённым Брюлловым в композицию127. Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ120. Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами. – объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств.

А на заднем плане виднеется языческий жрец, пытающийся спасти священный алтарь. в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»707. Чтобы достоверно запечатлеть уничтоженный катастрофой мир древних Помпей, Брюллов брал за образцы найденные в ходе раскопок предметы и останки тел, делал бесчисленные зарисовки в археологическом музее Неаполя. Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне4853.

Жених уносит бесчувственную невесту. Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминался Карлом Брюлловым в письме к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»161. Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют.

картина, Последний 
день Помпеи, Карл 
Брюллов обои (фото,

картина, Последний день Помпеи, Карл Брюллов обои (фото, картинки)

Улица Гробниц была открыта археологами относительно недавно, за десять лет до приезда Брюлловых в Италию31. Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями. Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв.

Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество. Древнеримский писатель и адвокат Плиний Младший рассказывал, что это случилось в седьмом часу после восхода солнца (примерно в полдень) 24 августа. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. Рядом с ними— христианский священник, без страха взирающий на происходящее.

Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях96. Для второго, силуэтного плана применялись блёклые полутона, среди которых встречались нежно-голубые, светло-зелёные и золотисто-жёлтые.

О сюжете картины 
«Последний день 
Помпеи»

О сюжете картины «Последний день Помпеи»

Весной 1828 года снова начал проявлять свою вулканическую активность Везувий. На верхней площадке— там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»148. Художник. 3176). Плиний вернулся в Мизено, хотя землетрясения продолжались. Этим Брюллов хотел показать как христианская вера приходит на смену язычеству. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами.

Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)30, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санквирико31. Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран. В журналах и газетах публиковались статьи, посвященные картине издавались брошюры. Великолепный акварелист.

Жерико, У. Тернера и др. ) — произведений, возникающих по мере того, как череда политических потрясений, вызванных начальным сейсмическим импульсом Великой французской революции, охватывает разные страны Европы. Аближе кзрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать наруках свою невесту (наней венок изроз), потерявшую сознание. Художник. Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи.

«Последний день 
Помпеи»: история 
создания картины

«Последний день Помпеи»: история создания картины

Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства. Он посещает раскопки. Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами. Великолепный акварелист. В начале 1833 года в письме к Обществу поощрения художников Александр Иванов сообщал: «Брюлло оканчивает картину свою, удивляющую уже Рим, а следовательно и Европу»74. Художник.

Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине. Так произошла гибель Помпеи.

Описание картины 
«Последний день 
Помпеи»

Описание картины «Последний день Помпеи»

Впервые произведение искусства вызвало столь широкие отклики и живой общественный интерес. Редкий случай – общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», – Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. Работали лавки, в храмах курились благовония, а в городском театре готовились к представлению – в этот день должны были состояться очередные бои гладиаторов. 29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава». Жених уносит бесчувственную невесту. и 80х80 см.

Великолепный акварелист. По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции». Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»48119.

Интересные факты 
о картине «Последний 
день Помпеи»

Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»

Конечно, такая работа требовала много времени. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие». Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие. На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока. Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий. Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому.

Женщина стоит на коленях, её окружили дети, пытаясь найти у неё защиты и помощи. К вечеру извержение пошло на убыль, а 26-го к вечеру все стихло. Великолепный акварелист. Картина швейцарской художницы Анжелики Кауфманн как раз показывает этот момент. Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле.

Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей и игрок в паллону Доменико Марини86, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне— в Новгородском музее-заповеднике)144145K 3. По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»81. Группа Плиния с матерью была одной из самых ранних, появившихся в рабочих альбомах художника. Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. слышал рассказы от своего брата Александра Брюллов (Брюлло) Александр Павлович Русский архитектор, график.

Описание картины 
Брюллова «Последний 
день Помпеи»

Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи»

Однако впервые прозрачное стекло было получено только в середине 15-го века. Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». Торжественное событие было подробно описано в письме художника Андрея Иванова (бывшего наставника Брюллова) своему сыну Александру от 8 августа 1836 года.

Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас. Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании. Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города.

Описание картины 
Айвазовского «Гибель 
Помпеи»

Описание картины Айвазовского «Гибель Помпеи»

С другой стороны, характер подготовленности художника, стремление к решению общечеловеческой и отмеченной большим внутренним наполнением темы обусловили то, что едва ли не аналогичное посещению мертвого города впечатление производит на него постановка оперы современного итальянского композитора Д. Паччини «Последний день Помпеи», пользовавшаяся большим успехом у зрителей.

Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова— «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства». Кто бы мог продумать, что эта поездка будет иметь значение не только для самого художника, но и для всей мировой живописи. Казалось, что город скрылся с лица земли. Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты. Результатом становится величественная картина-катастрофа (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее), которая иконографически примыкает к целому ряду родственных по духу произведений мастеров романтизма (Т.

Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания. 15734, также из собрания Остроухова)156157. Он как бы замедлил свои шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину. На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса. Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения».

Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции. Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»48119. Портретист. Россия торжествовала. Рядом мужчина поднял руку и пытается хоть как-то защитить свою семью.

Результаты трудов Александра Брюллова по исследованию помпейских бань были опубликованы в вышедшем в 1829 году в Париже альбоме «Thermes de Pompi»2738. Это еще больше усилило тревогу и замешательство людей.

Описание картины 
Последний день Помпеи

Описание картины Последний день Помпеи

Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), а также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв. Во время восстания декабристов Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Народ неспешно занимался своими делами, обсуждая последние новости.

По словам самого Брюллова, которые цитировал в своих воспоминаниях скульптор Николай Рамазанов, «надо было пережевать 400 лет успехов живописи, дабы создать что-нибудь достойное нынешнего требовательного века». Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти. А где, как ни в Италии этим заниматься. По мнению Верещагиной, «подобным образом решить центр картины не позволил бы себе ни один последовательный классицист»: группа, в которую входят мёртвая мать и живое дитя, «романтически смело, в резком противопоставлении жизни и смерти, раскрывает замысел художника»125. Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи».

В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»71. жил в Италии, но до него, несомненно, доходили известия о политической жизни России. Арядом сними — юноша, умоляющий мать подняться ибежать далее отэтой всепоглощающей стихии. Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы.

Жители Помпеи уже переживали за 15 лет до этого извержение вулкана, но не сделали выводов. В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»36.

Не менее восторженный прием встречает «Последний день Помпеи» и в России. Большинству горожан удалось избежать смерти и покинуть город. 3175)156. Но Брюллов, стараясь придерживаться документальной достоверности событий, внес в свое произведение и скрытый смысл. С утра ни что не предвещало о надвигающейся трагедии. Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом31. Тела погибших жителей города, закованные в окаменевший пепел, напоминают скорбные статуи.

Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». «Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной.

Анализ картины «Последний 
день Помпеи»

Анализ картины «Последний день Помпеи»

Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна. Ракова также отмечала схожесть образов этой группы с античным мотивом гибели Ниобид— детей Ниобы, умерщвлённых древнегреческими богами Аполлоном и Артемидой (возможно, Брюллов видел посвящённую этому сюжету скульптурную композицию в галерее Уффици во Флоренции)139. Великолепный акварелист. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии. В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»142119. Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв.

Портретист. Гоголь в «Арабесках» напечатал статью, трактующую картину Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Великолепный акварелист. Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины— упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»128119. Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых. В 1851 году картина «Последний день Помпеи», хранившаяся до этого времени в Академии художеств, была перемещена в только что построенное здание Нового Эрмитажа, где она находилась в зале русской школы19107.

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ 
 (история одной картины)

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ (история одной картины)

И абсолютно справедливо один из учеников мастера замечает: «Брюллову нужна была только великая идея и большой холст, остальное приложилось само собой». Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»68. Кроме этого, значительное влияние на художника оказала другая ватиканская фреска— «Пожар в Борго», созданная Рафаэлем и его учениками.

Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году. Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи. Мать стремится укрыть детей. Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»6667.

  • Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова
  • Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов
  • «Последний день Помпеи»: классический шедевр русского искусства руки Карла Брюллова
  • История одного шедевра: «Последний день Помпеи» Брюллова
  • Картина «Последний день Помпеи»: описание
  • Последний день Помпеи: хроника событий
  • 7 интересных фактов о «Последнем дне Помпеи» Карла Брюллова
  • Сообщество «Волшебная сила искусства»

В успех перспективного и талантливого художника, западные коллеги по ремеслу верили с трудом. И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные. Причем в 1631-м, в 1794-м и 1944 годах извержение было довольно сильным. В письме к Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата. Отдавая должное своему конкуренту, он писал что новая картина Брюллова «очень красива, особенно для публики».

11733, поступил из собрания И. С. Остроухова). Холм так и назывался – "Городище". Жители в ужасе бежали из города к берегу моря (вероятно, так же пытались поступить и жители погибших городов). Россия торжествовала. По мнению искусствоведа Марины Шумовой, введение в композицию автопортрета Брюллова является «абсолютно романтической деталью», поскольку «художник становится соучастником изображённого события, всё, происходящее в картине, как бы проходит через призму его восприятия и переживания»151. Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств.

  1. На стыке классицизма иромантизма
  2. Где находится «Последний день Помпеи»
  3. Брюллов-театральный постановщик
  4. Самое интересное в виде мозаики

Приходилось все время стряхивать с себя пепел иначе человека моментально засыпало и тем, кто присел отдохнуть, подняться уже не было никакой возможности. Девушка рядом несет светильник. Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным Американский искусствовед Джордж Хёрд Хэмилтон в монографии об искусстве и архитектуре России писал, что успех, который сопутствовал полотну «Последний день Помпеи», можно было объяснить тем, что в нём любой зритель мог найти что-нибудь на свой вкус.

Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом. Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии. Художник. В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «По правую сторону упавшей женщины— жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»128131. По словам Савинова, «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»190. создал красоту столь совершенную, что хотя она и выражает собой страдание и ужас перед гибелью, но доставляет такое же эстетическое наслаждение, как группа Ниобид, «Раненая амазонка» или другие произведения античной пластики, родственные картине Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Художник.

Может быть их растащила собака, в которой под влиянием голода проснулась волчья природа. Великолепный акварелист. Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники108. Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника.

  1. Карл Павлович Брюллов: Последний день Помпеи
  2. Коллекция Государственного Русского музея
  3. Домашнее фото постаревшей Пугачевой с детьми поразило поклонников
  4. Любовь по-корейски: 20 примеров того, как делать романтически фотографии без пошлости

За обильным пеплопадом полностью скрылось солнце и наступила кромешная тьма. Профессор. Украшения, сундуки набитые золотом. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город. Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи. На столах в тавернах еще стояла посуда и лежали деньги, брошенные в спешке последними посетителями.

По рассказу самого автора «Помпеи» изложенному в воспоминаниях его ученика Аполлона Мокрицкого, в один из дней к нему в мастерскую пришёл глава римской школы художников Винченцо Камуччини, который, постояв несколько минут перед картиной, подошёл к Брюллову, прижал его к себе и сказал: «Обними меня, Колосс. »79 Работавший в Риме датский художник и скульптор Бертель Торвальдсен заявил, что «такой картины никто из теперешних художников не только написать, но и скомпоновать не в силах»80. Портретист. Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше. Мать стремится укрыть своих детей.

Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса. Живыми делают их эта трепетность и двойственность освещения. На данный момент, раскопаны только две трети Помпеи. Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год.

Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14. Он делает ряд эскизов: пейзажа, руин, окаменелых фигур. Художник несколько раз посещал оперу Пачини «Последний день Помпеи» и одевал своих натурщиков в костюмы героев этого спектакля. объединило в себе все главные творческие поиски художника: движение и пластику фигур, выразительность лиц «море блеска», по выражению Гоголя, заливает все полотно. Однако позднее и туда проникали серные пары. Вправой части картины навтором плане изображен всадник наконе, который встал надыбы. Гелл и Ганди предположили, что его полное имя— Ариций Скавр (Aricius Scaurus)55, но впоследствии выяснилось, что там был захоронен Умбриций Скавр (Umbricius Scaurus), а усыпальница была воздвигнута его отцом Авлом Скавром (Aulus Scaurus)565758.

  1. 15 книг, в которых можно найти такую любовь, о которой даже страшно мечтать
  2. 12 архивных фотографий, которые в свое время ни за чтобы не попали в газеты
  3. Мэрилин Монро и еще 10 звезд с огромными шрамами
  4. 5 удивительных фактов об иудаизме, которые, вы возможно, не знали

Магдалина Ракова отмечала, что изображение художника близко к датированному 1833 годом автопортрету Брюллова из Русского музея, причём не только за счёт внешнего сходства, но и с точки зрения характера интерпретации образа. Картина принесла Брюллову мировую известность. Прозрачные одежды героев картины падают «струящимися складками», которые дают возможность явственно обрисовать контуры их фигур при этом характер складок одежды свидетельствует о душевном состоянии действующих лиц. «Художник, развившийся в Петербурге, — замечает А. И. Герцен под сильнейшим впечатлением картины, — избрал для кисти своей странный образ дикой, неразумной силы, губящей людей в «Помпее» — это вдохновение Петербурга Внутренняя связь эпизода из древней истории с гнетущим бытием современной николаевской России ощущалась слишком очевидно.

Это называется «КЛАССИЦИЗМ». Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон. После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился.

  • 10 реально абсурдных вещей, которым мы не нашли объяснений
  • Мужчина попытался ограбить девушку, но она оказалась бойцом
  • Вот что получится, если скрестить разные породы собак
  • Женщина с помощью селфи-монопода показала, что это такое — быть мамой
  • Подростки, которым удалось превратиться в прекрасных лебедей
  • Самое странное и необычное, что можно встретить в метро — люди

Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины. По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»134. Несмотря на успех, с которым полотно «Последний день Помпеи» было принято в России, Карл Брюллов не торопился возвращаться на родину.

От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой82 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»83. Упавшая с колесницы молодая женщина с ребёнком— самая центральная группа в окончательной версии полотна86. По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монументальной эпопеи»13. Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла. В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план.

  • 7 отечественных фильмов, которые вы обязаны посмотреть
  • 50 на 50: даже не верится, что это части одной фотографии
  • 7 ошибок, которые вы делаете каждый раз, когда выбираете новую одежду
  • 5 «безобидных» женских привычек из-за которых мужья уходят из семьи

Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания. Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»97. Слухи об извержении тотчас долетели до Рима, все, кто мог, бросились в Неаполь – поглядеть на диковинное зрелище. С картины «Последний день Помпеи» Брюлловым были сделаны два авторских повторения исполненных акварелью85. Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. Половину сознательной творческой жизни Карл Брюллов провел в Европе.

В течение длительного времени Брюллов пытался найти устраивавший его вариант расположения этой группы в композиции. По мнению Верещагиной, своим произведением художник «приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом» в значительной степени этому способствовало стремление Брюллова к исторической верности в изображении архитектуры, одежды, а также национального облика героев картины121. На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты».

О ней пишутся десятки статей, одна восторженней другой. Узнав о том, что в Помпеях было открыто хорошо сохранившееся здание публичных бань (терм), Александр получил от неаполитанского короля позволение делать обмеры и зарисовки любых заинтересовавших его архитектурных сооружений, обнаруженных при раскопках32., видимо, делала ненужными предварительные натурные зарисовки и этюды. Упавших затаптывали идущие следом. В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры.

Вместо подобных конструкций мы видим обыкновенные городские колодцы. Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы». К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. Напервом плане— два сына несут своего старика отца наруках. Неподалеку, в другом доме, события рокового дня прервали поминки.

Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18. По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»72. Кажется, он замедлил шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину.

– архитектора.

  • 10 раз, когда кто-то по-крупному облажался на работе
  • Бортпроводники никогда не пьют кофе и чай в самолете, а все так как
  • ЗАСТЫВШАЯ ТРАГЕДИЯ: О КАРТИНЕ КАРЛА БРЮЛЛОВА ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ
  • Памяти Помпеи: произведения искусства

Вторую копию Брюллов сделал для вице-короля Ломбардо-Венецианского королевства Райнера Иосифа Австрийского— об этом известно из хранящегося в рукописном отделе Русского музея письма художника, в котором он давал поручение о переводе 1350 австрийских лир, описывая их как «вознаграждение, которое Его Высочество герцог Раниери и вице-король Ломбардский Венецианского королевства соблаговолил назначить мне, на акварельный рисунок исполненный мною в его альбоме изображающий мою большую картину Последний день Помпеи»85. Обмеры терм были закончены в 1826 году37. Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развитие человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей— художник попытался изобразить народ. Как и его старшие братья Федор и Александр, первые уроки рисования получил от отца, скульптора-орнаменталиста Павла Брюлло, а в 1809 г. был зачислен в Воспитательное училище при.

Колорит его так ярок, каким никогда почти неявлялся прежде, его краски горят имечутся вглаза. Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ). Но кому именно они молятся. Ж-11015, поступил в 1929 году из музея Остроухова)164165.

Солнце над мертвыми городами – Помпеями, Стабией, Геркуланумом и Октавианумом – показалось лишь 27 августа. Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке.

Но даже и при такой тщательной подготовке и тяжелой работе над шедевром Брюллов то и дело изменял первоначальный замысел в той или иной мере. И над ними— три прекрасных лица, две молодые женщины и художник.

Как и его старшие братья Федор и Александр, первые уроки рисования получил от отца, скульптора-орнаменталиста Павла Брюлло, а в 1809 г. был зачислен в Воспитательное училище при. В Государственном Русском музее (ГРМ) хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка». Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве.

Древнеримская трагедия, 
ставшая триумфом 
Карла Брюллова

К картине ведет длинный ряд эскизов, но нет рисунков и этюдов с натуры. Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай.

Феноменальная зрительная память Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским». Несмотря на шумный успех картины, сам художник вовсе не спешил возвращаться в Петербург. Хотя он так и не увидел сына после долгой разлуки, до него успели дойти слухи об успешной работе Карла над большим полотном.

В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные— юноши»137. Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67. Художник стал собирать необходимые материалы, прежде чем приступить к написанию картины. Люди живут в этих горячих отблесках зарева и холодном свете молний. Его восторженно встретили в Италии, Франции, России. Одежда людей чистая, на ней не видно крови. Художник Фёдор Бруни, работавший в те годы над монументальным полотном «Медный змий», подробно описывал картину «Последний день Помпеи» в письме к скульптору Самуилу Гальбергу от 17 марта 1834 года.

Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе». Оно росло и на высоте растекалось в стороны, напоминая крону средиземноморской сосны – пинии. Особенно постаралсяуже состарившийся кавалер Камуччини, считавшийся в то время первым итальянским живописцем. Художник. Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи»оказался под глубоким впечатлением. 2.

Вспышки молний освещают лишь передний план. Прибывшие туда картины и другие экспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора. Портретист. Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. Только к осени 1833 года работа была завершена75.

Каждая фигура в картине возведена художником в пластически цельный образ. 1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)114. По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач». О Помпеях Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4.

В начале января 1836 года99 (по другим данным, в конце декабря 1835 года100) Брюллов выехал из Одессы в Москву, где провёл несколько месяцев. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова». Первая мысль картины «Последний день Помпеи» относится к 1826 – 1827 годам. По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную». Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия. А мы посмотрим что же отрыли археологи за долгие годы раскопок.

Отзывы критиков ошеломляли. Весь город стекался дивиться ей»9. Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет, выбранный Брюлловым для полотна «Последний день Помпеи», «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи»: художник показал не подвиг одного героя, совершаемый в гордом одиночестве или в окружении восхищённых его действиями зрителей, а стихийное бедствие, одновременно затронувшее многих людей, — тем самым «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ»20.

Критики дружно бранили Брюллова. Они заглушают его своею красотою»175. Портретист. Несмотря на то, что этот народ был показан Брюлловым довольно идеализированно и абстрактно, без какой-либо социальной характеристики, Верещагина писала, что нельзя не оценить значение сделанного автором полотна: «до него в русской исторической живописи слышался голос солиста, Брюллов заставил звучать хор»191. Подобное использование драпировок демонстрирует хорошее знакомство Брюллова с шедеврами античного искусства более того, в ряде первоначальных набросков к «Последнему дню Помпеи» просматривается непосредственное влияние искусства вазописи31. Брюллов написал почти всё не так как полагалось.

Восторженное отношение к Брюллову Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением— «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать». Создавались произведения искусства, связанные с этой темой. Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе91.

Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок. Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника— в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»175176. Его возвращение состоялось в конце 1835 года: 17 декабря он прибыл в Одессу из Константинополя на пароходе «Император Николай». Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна. Среди них— один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв. Но были третьи – зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне.

Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура. В том же письме Сильвестр Щедрин сообщал, что среди прибывших в Неаполь был и Карл Брюллов, но, по его словам, «лишь Брюллов явился ко мне, то, как насмех, стихший вулкан перестал вовсе куриться и он, пробыв дня четыре, возвратился опять в Рим»6061. Каждый большой художник нарушает существующие правила. Критики дружно бранили Брюллова.

24 августа начинался как самый обычный день в жизни Помпеи. Именнокартина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика. Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову. Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года. Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно8814. По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «изображает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»150.

Портретист. По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир» в то же время дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим»86.

Сыновья спасают старика отца, несут его на плечах. Портретист. Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Делакруа84 и другие. Многочисленна группа людей на ступенях гробницы Скавра, среди которых находится и художник, в образе которого Брюллов изобразил самого себя.

Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими. Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года— в частном собрании)166.

Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»69. Пушкин переложил его сюжет в стихи, Н. В. Его там просто нет. Амфитеатры, храмы и театры этого города свидетельствуют о его былом великолепии. За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком.

/ Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают. Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще). Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой. А то, что нельзя было продать, разрушали. Какие муки должна была испытать эта собака, прежде чем околела.

Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока – на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. Как происходила в течение одного дня катастрофа можно увидеть в фильме Би-би-Си или вкратце на такой вот инсталляции: Или посмотреть фильм «Помпеи», где тоже с помощью компьютерной графики воссоздан вид города и масштабный апокалипсисец. И когда наконец люди поняли, что им угрожает, было уже слишком поздно. По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни. Несмотря на то, что других людей на картине художник рисовал с обычных жителей Италии, видимо, Самойлову Брюллову, охваченному определенными чувствами, просто нравилось писать. Это были небольшие по размеру картинки с малофигурными композициями, без психологических портретов. Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова.

«Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. Доминирующий цвет на картине – красный. Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий. Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»183.

Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова— будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме. Но вот всадник, у которого спастись шансов куда больше, чем у других, мчит во весь опор, не желая никому помочь. Мы видели, как море отходит назад земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его.

В «Последнем дне Помпеи» каждая группа имеет свое содержание, вытекающее из общего содержания картины. Художник же, смело подняв глаза, смотрит на небесный огонь: «в роковую минуту он не оставил того, что для него всего дороже, — ящик с кистями и красками»149. Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину. Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи. В 1828 году Карл Брюллов завершил работу над копией фрески Рафаэля «Афинская школа», которая находилась в Ватиканском дворце.

Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников. Великолепный акварелист. Портретист. Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »78 Писатель Николай Рожалин в письме к литературному критику Степану Шевырёву от 25 августа 1833 года сообщал: «У нас в Риме важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии. В Москве Брюллов пробыл до конца мая, после чего в сопровождении Михаила Загоскина отправился в Санкт-Петербург103. Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху.

Пусть и хорошо рассказанная, эта история не смогла бы остаться в сердцах поклонников, не смогла бы стать апогеем эпохи русского классицизма, без других особенностей. Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»47 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины48. Анны 3-й степени. Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. К натуре художник обратился только тогда, когда перенес окончательную композицию на большой холст и когда были разрешены вопросы, связанные с ролью каждого действующего лица и его значением и местом в картине. В письме от 12 (24) сентября 1834 года Демидов сообщал Брюллову: «Достославную сию картину я всеподданнейше поднёс государю императору и удостоился благосклонного принятия. Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы.

В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»143. Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков». Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю. Художник. Задержки, приводившие к отсрочке написания большого полотна, в конце концов привели к недовольству заказчика— князя Анатолия Демидова65.

Какую историю могли, например, поведать останки двух скелетов, на ногах которых еще сохранились рабские цепи. И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались. Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года52: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи». Вот таким образом точное число погибших оценить невозможно. Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали.

Художник. Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника». Портретист. Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили.

Как сообщала газета «Одесский вестник» в номере от 4 января 1836 года, жители города «с нетерпением ожидали увидеть г. Брюллова, которого имя заняло столь блистательное место между европейскими артистами и которого могущественной кисти Россия одолжена дивным созданием Последний день Помпеи». Здесь же, на полуразрушенных улицах в прошлом шумного города, рождается замысел «Последнего дня Помпеи». Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья. Священник— «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»143. Опыт копирования многофигурного произведения оказался очень ценным для построения композиции картины «Последний день Помпеи». Но говоря о «Последнем дне Помпеи» как о произведении, стяжавшем художнику самую громкую славу, чаще всего не анализируют при этом путей, которые привели к возникновению этой картины.

Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»181. Сохранились многие рисунки извержений разных веков. Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут.

Во время раскопок особенно трогают пары, обнявшиеся перед смертью, дети вместе с родителями. Почему. На стенах харчевен сохранились любовные стишки и прекрасные фрески. В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели.

Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4. Летом 1834 года картина «Последний день Помпеи» была отправлена из Франции в Санкт-Петербург14, где Демидов преподнёс её императору Николаю I. В августе 1834 года картина была помещена в Эрмитаже, а в конце сентября того же года полотно было перемещено в отдельный зал Академии художеств для всеобщего обозрения151617. 25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что картина «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе». Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине. Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма.

Старший брат, Александр известен главным образом как талантливый архитектор. Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. Эта часть Помпей была в 1820-е гг. Берег явно продвигался вперед много морских животных застряло в сухом песке.

Извержение он видел издали: «Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви. Неизвестно, когда и каким будет следующее. Брюллов) силится схватить природу исполинскими объятиями". Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16. отказался писать святых «патронов», то есть святых, одноименных членам царствующего дома. Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек.

Из 20 тысяч жителей города во время извержения погибло около 2 тысяч. Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины. Портретист. На картине графиня нарисована в трех образах: женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) – в центре полотна и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.

Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма. Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми24. У него совсем не такая толпа, как на улице. В поисках кладов они вели варварские раскопки.

В канцеляриях лежали восковые таблички, в библиотеках – свитки папируса, в мастерских – инструменты, в банях – стригилы (скребки). Яркое солнце заливало улицы города. Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА».

Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»189. Николай Рамазанов тоже отмечал, что во время работы над «Помпеей» Брюллов «доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской»6364. Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана.

В лицах и фигурах Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Великолепный акварелист. Извержение злосчастного вулкана началось среди белого дня и продолжалось целые сутки. В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль.

Другой альбом с набросками художника для картины находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (ГТГ)155. Портретист. На лица, на тела и одежды людей Брюллов смело «бросал» отблески молнии, сталкивал в резких контрастах свет и тень.

Там же Рамазанов приводил следующее высказывание Брюллова: «Для написания Помпеи мне ещё мало было таланта, мне нужно было пристально вглядеться в великих мастеров»6364. Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины. В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение. Он силён в своей вере, вот таким образом бесстрашен и спокоен перед надвигающейся опасностью. Под ударами заступа открывались картины гибели семей, ужасающие людские драмы. Они навек остались лежать в тех же позах, в каких их настигла смерть.

В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина. Например, разрушения Содома или египетские казни. Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины. Художник. Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад.

Но только личное посещение погибшего города, прогулка по его улицам, подробный осмотр домов, сохранившихся под вулканическим пеплом со всей обстановкой и утварью и виденные художником в Неаполитанском музее поразительно живые негативные отпечатки тел, настигнутых и сожженных потоком лавы, окончательно решили выбор сюжета. Тем не менее, по свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась. Внимательное исследование позволило восстановить разыгравшуюся здесь трагедию. Так, например, еще в 1824 году Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Когда работа над картиной была окончательно завершена, Карл Брюллов стал показывать её в Риме в своей мастерской на Via di San Claudio. История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный».

Художник пробыл в Неаполе и его окрестностях с начала июля до конца августа445, посвятив четыре дня осмотру развалин города Помпеи, которые произвели на него глубокое впечатление45. В то же время Галина Леонтьева полагает, что в образе девушки с кувшином видны черты Юлии Самойловой86. К тому же слова итальянского мастера еще больше подстегнули молодого и амбициозного русского гения в стремлении раз и навсегда покорить Европу и в особенности самодовольных итальянцев. (Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло. Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью. С 1825 по 1828 год он работал над копией «Афинской школы» Рафаэля— этот заказ, который дал художнику важный опыт работы над многофигурной композицией, был предложен ему русским посольством в Риме, обещавшим заплатить за него 10 тысяч рублей41.

ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью.

Вот таким образом подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет. В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод— «Новая фаза в русской литературе»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно.

У него нет также того высокого преобладания небесно-непостижимых и тонких чувств, которыми весь исполнен Рафаэль. Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы. Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия. Молодой художник не подозревал о фатальности поездки. Лишь через 200 лет в 1748 году ученные заинтересовались римскими развалинами.

Накануне извержения вулкана Везувий древний город уже пострадал от сильного землетрясения. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель. Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца историка Плиния Младшего) и памятников древности. Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации. Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья, — и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя.

Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма. Вместе с жителями на 1800 лет были похоронены их ценности. Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь. Кто мог их раскидать.

Великолепный акварелист. Портретист. Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света. Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода.

Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет. Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими.

В монографии о творчестве Брюллова изданной в 1940 году искусствовед Ольга Лясковская предприняла попытку хронологического упорядочивания восьми графических и живописных эскизов, созданных Брюлловым в процессе работы над картиной «Последний день Помпеи». Он тоже уходит, как и все другие из-под града каменьев. Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу. При этом классицистический пласт картины часто трактуется как пережиток, неизбежная дань художника рутинному прошлому.

В ранних вариантах композиции мать, поднявшая руку к небу и её дочери находились на заднем плане и были показаны со спины. Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ», могла быть другая графиня— Юлия Самойлова46. В одной из групп заднего плана художник изобразил самого себя. Оказалось это часть городской стены, но находке не придали значения.

При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени92 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года93). На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей. В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13. В том же письме, отмечая недостаточное психологическое разнообразие действующих лиц полотна Брюллова, Бруни писал: «Я, может быть, немного придирчив, но я люблю видеть в картине глубокие чувства»180. К счастью, они спасаются.

Виной – соблазнительное морское побережье и плодородные земли. За столом был предложен тост за Карла Брюллова, «прославившего в Европе имя русского художника»106. М-7267. Г-176)160. Противопоставление затенённых и освещённых мест вносило в композицию картины определённую динамику124.

В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй. Бесценный мрамор изделия золота, серебра и бронзы забирали на продажу. Работу над картиной «Последний день Помпеи» проводила группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Ирина Корнякова, Александр Минин и Евгений Солдатенков116117. Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»85.

В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»3435. Также здесь трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова, которая часто позировала для художника.

И лишь немногим удалось спастись. Тем самым его фигура потеряла ту главную роль, которую она играла в ранних вариантах композиции127. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). Образ юноши с матерью художник взял у Плиния.

Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным. По словам Эры Кузнецовой, «только в результате напряжённой работы художнику удалось передать то величие и красоту чувств, которые и по сей день пленяют нас»123. В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина— чудо.

За четыре дня город засыпало почти семи метровым слоем камней и пепла. Неподалёку от них стоит христианский священник. «Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова. Города Помпеи не стало всего за два дня — в августе месяце 79 года он был полностью засыпан вулканическим пеплом. Вся опасность становилась ясной лишь постепенно. По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ95.

При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила. Извержение Везувия. Художник.

На обеде, устроенном в его честь Московским художественным классом 28 января 1836 года, певец-баритон Николай Лавров исполнил песню «Там, где парил орёл двуглавый», содержавшую следующее четверостишие: «Принёс ты мирные трофеи / С собой в отеческую сень, — / И был последний день Помпеи / Для русской кисти первый день. »101102 Автором музыки был композитор Алексей Верстовский, а стихи приписывались Евгению Баратынскому (по другой версии, автором слов являлся Степан Шевырёв)102. Иванов писал Брюллову: «Любопытный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. » Другого живописца— Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, — картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»31. Был найден скелет человека поистине геркулесовского сложения он также оказался не в силах защитить жену и четырнадцатилетнюю дочь, которые бежали впереди него: все трое так и остались лежать на дороге. Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл.

К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться. Именно для «совета» со старыми мастерами уже в процессе работы над картиной Брюллов ездил в Венецию и Болонью— в Венеции художник хотел ещё раз повидать творения Тициана и Тинторетто, а в Болонье он на некоторое время задержался, копируя «Святую Цецилию» Рафаэля65. Последние стали очень популярным сувениром из Италии.

уже хорошо расчищена, что позволяло живописцу с максимальной точностью реконструировать на полотне архитектуру. Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю. Вблизи вулкана слышался страшный грохот и происходили непрерывные подземные толчки, ощущавшиеся и в Мизено (примерно в 30 км от Помпеи), где находилась семья Плиния. 1827. Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу.

Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень94. Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна. Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона).

Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4, 5 х 6, 5 метра. Художник. На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты».

Что пережили эти люди – закованные, беспомощные, в те часы, когда кругом все гибло. В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения.

Восприятие именно Помпеи как порочного, погрязшего в грехах города, а его разрушения как Божественной кары могло основываться на некоторых находках, появившихся в результате раскопок — это эротические фрески в древнеримских домах, равно и аналогичные скульптуры, фаллические амулеты, подвески и так далее.