Гладильщицы Эдгар Дега
Известные картины Эдгара Дега: «Голубые танцовщицы», «Танцевальный класс», «Ванная», «Гладильщицы», «Оркестр оперы», «Наездники перед стартом». Картина Эдгара Дега Гладильщица: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина Эдгара Дега Гладильщица: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. С 1870-х по 1880-е Эдгар Дега создаёт свои самые лучшие полотна: В мастерской модистки, Гладильщицы, Обнаженные женщины за туалетом и другие.
Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение.
В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Картина «Танцовщицы у балетного станка» демонстрирует зрителю сценку, как будто подсмотренную случайно через дверь танцевального класса.
- Картина Гладильщица Эдгара Дега
- Описание картины Эдгара Дега «Прачки гладят»
- 7 лучших картин художника Эдгара Дега
- Как видел импрессионизм автор известных Танцовщиц Эдгар Дега
- 10 самых известных картин Эдгара Дега
Он проповедовал, что следует «наблюдать не рисуя, а рисовать не наблюдая». Однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции. Отец поддерживал его интерес к творчеству. Когда однажды он увидел свою картину, вставленную в обычную позолоченную литую раму, то в ярости сам приобрел её. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Пастель может давать и очень насыщенный и очень слабый тон, однако у неё есть большой недостаток: слой пастели, нанесенный на поверхность, чрезвычайно недолговечен и при малейшем касании может разрушиться. Энгр, похожий на Зевса с копной седых волос и такой же бородой, произвёл на Дега огромное впечатление. Как лишнее доказательство того, что он уверен в своем таланте и спокоен за свою позицию, Дега замыкается в узком кругу близких друзей.
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Основой процветания города была торговля хлопком. Это и было одной из причин, по которой так много душевных сил и внимания Дега отдано танцовщицам балета. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Между 1874 и 1886 годами состоялось восемь выставок импрессионистов и Дега принял участие в семи из них, пропустив только предпоследнюю, в 1882 году. Художник дает зрителю возможность заглянуть украдкой в зал для репетиций.
- Сочинение-описание картины Эдгара Дега «Гладильщицы»
- Эдгар Дега: подглядывания в замочную скважину
- Новатор импрессионизма: Эдгар Дега
- Описание картины Эдгара Дега «Гладильщицы»
К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Небольшого роста, худощавый, одетый элегантно, но без всякого налета «богемности», Дега участвует в спорах, прямой до резкости, язвительный, сыплет остроумными парадоксами, его «словечки» разносятся по всему Парижу, при этом не терпит никакой шумихи вокруг своего имени, не дает интервью и «расправляется с репортерами, как терьер с крысами». Поддержанный приятелем-скульптором Бартоломе, он создал большое количество восковых и глиняных фигур танцовщиков и лошадей. 1886, Париж, Музей Орсэ). Цикл работ художник посвятил и обитательницам публичных домов.
Художники по новому подошли к изображению мира. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная».
- Источники и рекомендуемая литература
- Сочинения по картинам 5-9 класс
- Фотография как источник вдохновения Дега
- Обнажённая натура в творчестве Дега
На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения». Используя их экспрессивный потенциал для изображения современного ему мира оперы и кафешантанов, Дега убедился, что хрупкость этих материалов как нельзя лучше подходит для передачи мимолётных радостей исполнительского искусства. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету.
Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». Всё, что я делаю – это результат размышлений.
Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» на Салоне 1865 года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине».
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Колорит большого холста выдержан в строгих черно-белых и голубых тонах. Как сказал как-то художник на присвоенный титул живописца танцовщиц: «Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение». Следует, однако, заметить, что Дега отвергал сам термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
- 20 фотографий для новогоднего настроения
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
- Новогодние елки в сказочном лесу: красивые фото
- Август Маке – ещё один немецкий экспрессионист, убитый на войне
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности.
В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница.
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
- Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
- 20 интересных высказываний о жизни от сетевых мудрецов
- Народная мудрость африканского народа ашанти
- Модный ориентир: красивые носки
Эдгар Дега говорил: Нет искусства менее непосредственного, чем мое. Крахмальное белье на столе прачечной и тряпки, висящие на веревке, для него не второстепенные аксессуары, свидетели и показатели труда (которые русский художник написал бы, словно отмахиваясь и отписываясь от них, небрежными мазками и грязноватыми оттенками), — для Дега они не менее существенные элементы единого целого, единой гармонии, нежели моральный элемент картины, то есть самые прачки. Остальные выполнены пастелью.
Хюттингер). А поскольку собственных денег, полученных в наследство, для покрытия долгов не хватает, Дега приходится продать дом и собранную отцом коллекцию работ старых мастеров. Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». Последние находятся в резко противоположных, хотя и дополняющих одно другое движениях (вверх и вниз).
- Черный юмор: самые смешные шутки интернета
- Страсть к передаче движения – главная особенность творчества Эдгара Дега
- Особенности творчества Эдгара Дега
День был дождливый, а они сумели его использовать с толком – для такого благородного дела, как приобщение к искусству, да к таким произведениям, каких человечество не видело последние полсотни лет, а россияне (и эсэнгэшцы), большинство, может и не увидят больше (если картины – это военные трофеи – будут возвращены). Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. Если не считать сельской «Кузницы» братьев Ленен идиллических paysanneries XVIII века, прачек и кухарок Шардена, первым живописцем труда явился Жан-Франсуа Милле.
Эдгар получил прекрасное образование в лицее Людовика Великого. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). С 1854 года берёт уроки у известного на то время художника Луи Ламота. В фигурах Курбе есть нечто статическое, тяжеловесное, черноземное у Милле и Домье эта тяжеловесность опоэтизирована плавностью ритмических линий — у Дега же на первом плане динамика труда, его профессиональная правда. 2.
Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. В «Голубых танцовщицах» он вовсе отрезал полголовы у одной из девушек. Лепить маленькие восковые скульптуры Дега начал в конце 1860-х годов и, по мере того как ухудшалось его зрение, художник все больше внимания уделял именно этому жанру.
Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Он жил один. С молодых лет Эдгару привили интерес к лидеру европейского академизма Ж. Д. И поистине, прачкам и гладильщицам Дега место рядом с шарденовой «Прачкой», украшающей Эрмитаж. И здесь — второе влечение Дега: острота типов, жестов и мимики. В немногочисленных кружках, объединявших художников, Дега обладал безусловно высокой репутацией благодаря своим манерам, тонкой культуре, учтивости, своеобразному, сочетавшемуся с резкостью, обаянию, – все это вызывало к нему известное уважение. Произведение 1862 года «Наездники перед стартом» (Музей дОрсе, Париж) очень точно и искренне передает волнующие эмоции, которые испытывают люди и напряжение лошадей перед стартом.
Он выставляется лишь в немногих избранных публичных местах, что вызывает интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа. Слишком много шума вокруг. Он считал, что на воздухе рассеивается внимание, отдавал предпочтение среде студии. В левой части картины изображена лейка (при помощи которой поливают пол в танцевальной зале – чтобы не скользил), между ней и балериной, стоящей справа можно уловить забавную аналогию.
Основой процветания города была торговля хлопком. Однако Руарт отказался, поскольку побоялся, что в процессе переделки Дега испортит работу. Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Как лишнее доказательство того, что он уверен в своем таланте и спокоен за свою позицию, Дега замыкается в узком кругу близких друзей. Это, как уже было указано, может быть даже одна и та же балерина.
Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Он посещал вечерние занятия по рисунку с натуры, которые вёл Моро. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». 92 х 68 см.
Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
И форма картины у него квадратная, всё получается, как кадр. Один из способов найти покупателей виделся Дега в том, чтобы участвовать в выставках импрессионистов. Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. В их картинах чувствовался ветер, влажная после дождя, нагретая солнцем земля.
В 1873году художник вернулся в Париж. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Цикл работ художник посвятил и обитательницам публичных домов. среди прачечных и гладилен — ведь надо быть «современным». К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника.
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Обратимся к картине Дега — двум гладильщицам на золотисто-розовом фоне, над белоснежным бельем — и при взгляде на эту белизну, всю сотканную из отливов перламутра, нам захочется воскликнуть, как некогда Декан перед картинами Шардена: «Ах эти белые краски Шардена — их невозможно найти. » Но вместе с этой изысканной живописной нежностью мы воспринимаем и всю бытовую характерность сцены, явленную действительно с какой-то почти «жаргонной» выразительностью: одна из женщин с привычной ловкой напряженностью вся уперлась в утюг, склоняясь над столом, другая, в матросской блузе, в противоположность ей, в минуте роздыха здорово зевая, она расправляется и потягивается кверху, сжимая горлышко бутылки. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Но с пейзажами у него не сложилось.
Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Ведь, казалось, это то, что он искал для себя. После выставки в Париже этих художников стали называть импрессионистами, от французского слова «impression»- что значит «впечатление». Он был практичным, но замкнутым в узком кругу близких друзей.
В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Чем вызвано было это особенное влечение художника к прачечному ремеслу. А может и не очень благополучны, но хотелось отвлечься. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов.
Музей Орсе (Париж)В 1861 г. Дега познакомился с Эдуардом Мане, дружба с ним продолжалась до конца жизни Мане. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника.
Пастель находится на грани между рисунком и живописью, тем самым позволяя художнику стать «колористом с линией», как говорил сам Дега. Его произведения ничего не воспевают. Мощь и глубина композиции обнаруживают стремление художника следовать образцам итальянского Ренессанса и традициям мастеров старшего поколения, прежде всего Энгру, который когда-то также создал в Италии ряд выдающихся портретов.
Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега с кругу импрессионистов. К концу 80-х годов Дега реализовал свое желание стать знаменитым и неизвестным. Вполне можно допустить, что выражено подсознательно. Он постоянный участник выставок импрессионистов, начиная с первой, в 1874 году.
К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». В фигурах Курбе есть нечто статическое, тяжеловесное, черноземное у Милле и Домье эта тяжеловесность опоэтизирована плавностью ритмических линий — у Дега же на первом плане динамика труда, его профессиональная правда. «Прачка», написанная Домье исполнена какого-то высокого пафоса женской силы на фоне домов она встает, подобно монументальной бронзовой статуе. Зрители же, пришедшие в Эрмитаж, чувствовали себя довольно комфортно.
Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Как и многие его современники, он испытал влияние японской графики с её необычными ракурсами, к которым в дальнейшем прибегал и сам. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения.
Дега никогда не имел никаких учеников, но многие художники, например, Поль Гоген, Жорж Сера, Анри Ту-луз-Лотрек, признавали его влияние на свое искусство. Но, на первый план у Дега всё равно выходит цвет. Он начинал чувствовать приближение старости и очень опасался того, что ему придется прекратить работу из-за прогрессирующей потери зрения. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Как Леонардо изучавший руки Моны Лизы, следит Дега профессиональную ловкость этих девушек, сосредоточенную в конечностях рук, — осторожные и ловкие касания их пальцев к тому художественному произведению, каким является парижская шляпка.
К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Дега стремился к максимальной реалистичности или натуралистичности своих произведений.
Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Бедно одетая женщина сидит в кафе, перед ней стоит стакан, наполненный абсентом. При этом работам Эдгара неизменно присущи острая наблюдательность и глубокий психологизм, а более поздние его шедевры особенно выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения и некоей стесненностью пространства. По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу.
Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Наибольшее влияние на его развитие оказала встреча с французским живописцем Гюставом Моро. Лишь после его смерти многие из них были отлиты в бронзе. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий.
Академизм мало прельщал Дега с самого начала. В работе надо оставлять какое-то место случаю, чтобы могли возникнуть некие чары, возбуждающие художника, завладевающие его палитрой и направляющие его руку. Эдгар Дега считал весь мир своеобразной стихией, которой присущий динамизм, а испрессионисты черпали вдохновение из него. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Такое мировоззрение противоречит импрессионистскому кредо. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Художник участвует в семи из них, картины его отлично продаются и финансовый кризис остаётся позади. Зато «Гладильщицы» (1882) — произведение завершенное и внутренне и внешне, самая тема которого настолько завладела художником, что он возвращался к ней неоднократно (первая из его «Гладильщиц» нарисована была, кажется, еще в 1869 году).
Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856 – 1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
Позируя Дега, актриса точно передала образ простой женщины. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса.
Как говорилось выше, формат его картины продуман – это точный квадрат 68 X 68. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Но в том, к а к он подошел к этому быту, проглянула сложная душа современного горожанина. (deliberation) – писал мастер. Вот оно и выражено. Его восхищение было исключительно духовным.
Такой срез был просто возмутителен, так не делалось. Чего-то им не хватало. Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе).
У Дега были зелёные, оранжевые, жёлтые танцовщицы, но эти – лучшие. Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году.
Они стремились разглядеть и показать удивительное богатство цвета в природе. Если не хватает полотна, то его нужно надставить. Живописцу очень повезло. Затем было знакомство с другими художниками-импрессионистами. Там очень нехорошая обстановка.
Сцены в кафе Дега трактовал с глубоким психологическим пониманием. Дега — истинный сын XIX века, одним из главных художественных открытий которого было стремление запечатлеть мир в движении, в развитии (заметим, что это эпоха расцвета психологического романа). Картины темные по колориту, суховаты по форме.
Он достигает этого неожиданной асимметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Во всяком случае, люди готовы были переживать удовольствие от красоты. Но отец мечтал о карьере юриста для сына. Холст, масло. Желание рисовать начало проявляться у Дега уже в детстве. Она вышла замуж за итальянского барона Дженнаро Беллели. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте».
Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. В это время она продолжала носить траур по своему отцу – его портрет висит позади Лауры.
Ибо повсюду проникает магический луч солнца или огня, превращая белье в перламутр играя светом и тенью (как в интерьерах Домье и Дега), повсюду — где хочет — веет дух божий, дух красоты. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Дега вырос из традиционной живописи, которая так мало значила для других импрессионистов. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861 – 1862), «Дочь Иеффая» (1859 – 1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). В 1873 году Дега ждёт новый удар: умирает его отец, оставив после себя огромные долги.
Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Небольшого роста, худощавый, одетый элегантно, но без всякого налета «богемности», Дега участвует в спорах, прямой до резкости, язвительный, сыплет остроумными парадоксами, его «словечки» разносятся по всему Парижу, при этом не терпит никакой шумихи вокруг своего имени, не дает интервью и «расправляется с репортерами, как терьер с крысами». Дега говорил: «Я думаю, что тот человек, который хочет заниматься искусством серьезно и завоевать в нем для себя хотя бы невысокое место или сохранить индивидуальность, должен стремиться к уединению.
Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. Маленькая Джованна смотрит на художника и зрителя, сложив ручки на белом фартуке. В самом деле, ванна, которую мы часто видим на его многочисленных поздних картинах моющихся женщин, была смело поставлена им посередине мастерской.
В связи с этим и самая композиция «Модисток» отлична от построения «Гладильщиц». Музей Орсе (Париж)«В течение всей своей жизни, – писал Поль Валери, – Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Речь идет о картине «Семья Белели» (1860—1862, Париж, Музей Орсэ). 1884 г. Бумага, пастель. Дега был неутомим в работе, его страстная требовательность к себе не имела границ. Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр.
И хоть копирование удавалось ему столь же блестяще, он не использовал в произведениях чужие приемы и даже в пору ученичества пытался действовать согласно собственным взглядам на живопись. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. В сущности и Курбе, этот отец реализма и «коммунар», черпал свои трудовые образы в пределах провинции: его «Дробильщики камня» работают на фоне первобытных скал и столь же приземисты и тяжеловесны, как вся околичность. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Эта суета искажает добросовестное суждение и горячит разум». Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). В это время она продолжала носить траур по своему отцу – его портрет висит позади Лауры. Дега заинтересовался ими с конца 70-х годов таковы его «Прачки, несущие белье», «Гладильщицы» (несколько реплик), «Модистки» и др. Разумеется и в отношении трудовых мотивов Дега имел предшественников. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега.
Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха. С молодых лет Эдгару привили интерес к лидеру европейского академизма Ж. Д. Крахмальное белье на столе прачечной и тряпки, висящие на веревке, для него не второстепенные аксессуары, свидетели и показатели труда (которые русский художник написал бы, словно отмахиваясь и отписываясь от них, небрежными мазками и грязноватыми оттенками), — для Дега они не менее существенные элементы единого целого, единой гармонии, нежели моральный элемент картины, то есть самые прачки. Он боготворил Энгра. Теперь ему приходилось повторять изгибы женского тела в воске, чтобы вновь остро ощутить движение, пластичность и грацию, более недоступные взгляду. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Небольшой отдушиной были восковые фигуры.
Все здесь полно осмысленного движения. Каждое его произведение – результат наблюдений и упорной работы. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами.
«Семейство Беллели». И, также как Энгр, Дега считал, что главное – это рисунок. Она стерла границы между реальностью и удачной выдумкой. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Действительно изображая наготу современной городской женщины, Дега показывает ее погруженной в самые тривиальные занятия: мытье ног, умывание, стрижка ногтей и т. д. Его причесывающиеся, умывающиеся, одевающиеся не позируют, не принимают грациозных поз, они естественны, как только может быть естественна занятая туалетом женщина наедине с собой. Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому.
Размашистые удары кисти словно внутренне вторят здесь профессиональной размашистости прачек и гладильщиц — тому «здорово», которое чувствуется в жестах приналягшей на утюг и зевающей женщины. Совсем по-иному написаны «Модистки» (1882)5. Дега «без устали искал новую технику». Художник занимался также фотографией, гравюрой и скульптурой. Э. Дега «Абсент» (1876).
Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял.
Художественная галерея Коркоран. Небольшой отдушиной были восковые фигуры. Получив академическое образование, художник отрицал (denied) возможность передачи различных впечатлений в картине. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание.
Как ему это удаётся. Так как произведения Дега часто экспонировались вместе с картинами импрессионистов, ярлык импрессиониста критики «приклеили» и ему. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Как сказал как-то художник на присвоенный титул живописца танцовщиц: «Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение».
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. «Голубые танцовщицы». Для Дега нет ничего вульгарного, как нет и ничего второстепенного в мире. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр.
Здесь он сделал множество предварительных набросков, но окончательный вариант написал уже после возвращения в Париж в 1859 году. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Начиная с 90-х годов произведения Дега несут на себе отпечаток стареющего человека, чье тело, душа, моральный дух подверглись в последние двадцать семь лет жизни тяжким испытаниям.
Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. В этот период Дега создает такие свои работы, как «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Но несмотря на увлечение импрессионизмом, он все же формирует свой собственный стиль.
Последние находятся в резко противоположных, хотя и дополняющих одно другое движениях (вверх и вниз). После простого темного фона, такого, как в раннем Автопортрете (1855), последовали более сложные решения.
Предприняв неудачную попытку стать юристом, Эдгар полностью отдаётся живописи. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание).
Разве для художника существует правда вне красоты. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Картины темные по колориту, суховаты по форме.
А многочисленные скульптуры Дега лепил из воска — тоже не самый долговечный материал. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Кроме того, точность его изображений была абсолютно нетипичной для импрессионизма. Сближало его с импрессионистами то, что он всё-таки умел уловить движение. Голубые танцовщицы – одна из многих работ мастера, но именно она оказалась шедевром.
В поисках идеальной гармонии, он порой терял связь с действительностью. Не исключение и эта картина. Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор. Темой балета художник увлекся в 1870-е годы.
При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. С 1854 года берёт уроки у известного на то время художника Луи Ламота. Вот именно эту современную городскую ноту и углубил Дега.
Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Мастера не редко упрекали за «вульгарность» его образов и тем. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.
В 1873 году Дега ждёт новый удар: умирает его отец, оставив после себя огромные долги. В этом подходе я вижу два элемента. В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзнейшим ударом. Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр. Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. В «скаковой» серии Дега человек выступает перед нами не как герой и субъект движения, но скорее как придаток к лошади, зависящий от малейшего ее толчка.
Таковы наиболее элементарные, граничащие с животностью ритмы у Дега. Не нуждаясь остро в деньгах, Дега мог себе позволить не продавать свои работы и трудиться над ними снова и снова, стремясь к совершенству. Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор. Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др. Дега не только по-новому использовал технику пастели, но и создавал с её помощью картины, превосходящие по размеру произведения других художников, выполненные пастелью.
Почему.
Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Современная жизнь — вот главная тема художника, сближающая Дега с импрессионистами. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели.
Дега в театре интересно всё. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории.
Его произведения ничего не воспевают. А. С. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885.
Он слишком боялся. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни.
Голубые танцовщицы. Создание серий разноцветных танцовщиц – это то, что он видит в театре. Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц. Музей Орсе (Париж)На этой картине Дега изобразил реальных людей: художника Марселена Дебутена и актрису, звезду кабаре Эллен Андре, за столиком в кафе «Новые Афины». В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков.
В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.
То, как Дега следовал этому научному реализму, можно проиллюстрировать его отношением к демонстрации произведений искусства. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента).
Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). Гонкуры, роман которых «Manette Salomon» явился первой защитой и апологией трудящейся женщины, дают на этот счет интересный ответ на одной из страниц своего дневника, касаясь мимоходом произведений Дега.
Это не значит, что он изображал огнедышащие заводы, как Менцель самый уклад французской жизни, по преимуществу изящно-ремесленный, не располагал его к подобным «капиталистическим» зрелищам и наблюдения Дега ограничились бытом домашнего и кустарного труда. Дега вырос из традиционной живописи, которая так мало значила для других импрессионистов. Совсем иначе подошел к своим «прачкам» Дега — его заинтересовал самый процесс приложения этой женской силы. Музей искусств Филадельфии, США. Но его живопись славит труд крестьянский, эпический, связанный с землей и природой.
В этом особенность французской художественной школы — продвигаясь вперед, не отбрасывать завоевания предшествующих поколений, отсюда «классичность» как важное свойство национальной эстетики. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Дега писал своему другу: «Один хлопок.
В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр.
Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. В первой из перечисленных картин движения человеческих фигур на полотне лишены изысканной грации, они резки и угловаты, действие разворачивается на фоне обычного повседневного пейзажа. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. В своих литографиях он как раз и изображал случайные, выхваченные из общего плана театральные сценки, лица он превращал в гротесковые маски, напоминающие театральные маски Калло. То есть, далеко не всё.
Сами его образы были исполнены динамизма, воплощали убыстрившиеся ритмы современной художнику эпохи. Мне нравится эта суровость». В последние годы главным материалом для рисования у Дега стала пастель (чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением). 27 сентября 1917 года, ушел из жизни великий художник Эдгар Дега.
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Лаура говорила: «Жизнь с Дженнаро сведет меня в могилу». Есть такая абстракция как пульс окружающей жизни. Это выглядит так, как будто предпринимателям нужны инвесторы для того, чтобы потом была возможность зарабатывать свои собственные средства.
Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Он слишком боялся. В 1861году Дега знакомится с Эдуардом Мане, дружба с которым продолжалась до конца жизни последнего.
Некоторые выставки он помогал организовывать. Он писал свои самые известные и признанные полотна пастелью.
«Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», – так сам художник оценивает собственное творчество.
Потогонная система – это плохо. И его можно было изображать как ЧТО-ТО, словами невыразимое. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). Но все же в тот момент Дега удалось создать нечто, предвосхищавшее его дальнейшие открытия в живописи. Это не значит, что он изображал огнедышащие заводы, как Менцель самый уклад французской жизни, по преимуществу изящно-ремесленный, не располагал его к подобным «капиталистическим» зрелищам и наблюдения Дега ограничились бытом домашнего и кустарного труда.
Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Когда вы вкладываете абсолютно ясное значение, людям становится скучно» (Эдгар Дега). Прекрасно написано лицо женщины, погруженной в грустные раздумья. Общим у Дега и этих художников было стремление к визуальной правде. И это уже шло от фотографии. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега.
Желая сохранить семейную репутацию, Дега заплатил часть долга из своих денег, доставшихся ему в наследство, однако этого оказалось недостаточно. «Прачка», написанная Домье исполнена какого-то высокого пафоса женской силы на фоне домов она встает, подобно монументальной бронзовой статуе. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. В отличие от других импрессионистов, Дега получил законченное образование в Академии. В 20 лет он поступает учеником в мастерскую известного в своё время художника Ламота.
В следующем году все восковые скульптуры Дега были куплены американским коллекционером Полем Меллоном, который, подарив небольшую часть работ Лувру, до сих пор остается владельцем большинства из них. – Имеет. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. С одной стороны. Но.
«Семейство Беллели». Отношения между супругами были более чем натянутыми. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. «Беру кусок жизни грубой и бедной и творю из него сладостную легенду».
Ибо повсюду проникает магический луч солнца или огня, превращая белье в перламутр играя светом и тенью (как в интерьерах Домье и Дега), повсюду — где хочет — веет дух божий, дух красоты. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. В «скаковой» серии Дега человек выступает перед нами не как герой и субъект движения, но скорее как придаток к лошади, зависящий от малейшего ее толчка. Мастер встречался с ним, когда ещё был мальчишкой. В сущности и Курбе, этот отец реализма и «коммунар», черпал свои трудовые образы в пределах провинции: его «Дробильщики камня» работают на фоне первобытных скал и столь же приземисты и тяжеловесны, как вся околичность. Он рисует танцовщиц с разных ракурсов – то близко, то далеко. Любил историю и латынь, но больше всего – рисование. Дега мало интересовал пейзаж, занимавший центральное место в творчестве импрессионистов и он не стремился запечатлеть на полотне ускользающую игру света и тени, так завораживавшую Моне.
Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917 года в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, по праву считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом. Дега можно отнести к импрессионизму только благодаря трепещущей, светящейся игре красок.
Но Дега прибегает к такому приему вполне осознанно. Он хотел, чтобы его сын стал юристом. Он также был известен как способный мимический актёр. В этом особенность французской художественной школы — продвигаясь вперед, не отбрасывать завоевания предшествующих поколений, отсюда «классичность» как важное свойство национальной эстетики.
Зато «Гладильщицы» (1882) — произведение завершенное и внутренне и внешне, самая тема которого настолько завладела художником, что он возвращался к ней неоднократно (первая из его «Гладильщиц» нарисована была, кажется, еще в 1869 году). Он выставляется лишь в немногих избранных публичных местах. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Он был старшим из пятерых детей.
Он жил один. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. » (deliberation) — писал мастер. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Э. Дега «Мытьё» (1886). И вот таким образом многие гениальные картины художника в прямом смысле слова хранятся в музеях. Плечи женщины опущены, взгляд потухший.
И здесь — второе влечение Дега: острота типов, жестов и мимики. Обратимся к картине Дега — двум гладильщицам на золотисто-розовом фоне, над белоснежным бельем — и при взгляде на эту белизну, всю сотканную из отливов перламутра, нам захочется воскликнуть, как некогда Декан перед картинами Шардена: «Ах эти белые краски Шардена — их невозможно найти. » Но вместе с этой изысканной живописной нежностью мы воспринимаем и всю бытовую характерность сцены, явленную действительно с какой-то почти «жаргонной» выразительностью: одна из женщин с привычной ловкой напряженностью вся уперлась в утюг, склоняясь над столом, другая, в матросской блузе, в противоположность ей, в минуте роздыха здорово зевая, она расправляется и потягивается кверху, сжимая горлышко бутылки. А Дега лишь наблюдает за ними и запечатлевает один единственный кадр из их жизней. В ранних портретах Дега еще совсем мало от сложных техник и художественных приемов, по которым его узнают во всем мире. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная».
Но в результате возникали образы, казавшиеся олицетворением мгновенного и случайного. После Франко-прусской войны, в которой Дега принимал участие, художник стал терять зрение. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Перед ней на столе стоит явно не первый бокал с абсентом (алкогольный напиток.
Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Их связывали лишь дети, Джулия и Джованна. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками.
С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Автопортрет (1854-1855).
Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Остальные выполнены пастелью. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц.
Так, например, в картине Абсент он изобразил трогательную сцену. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Портрет семьи Белелли, родственников со стороны отца, оконченный уже в Париже в 1860 году, неуловимо выдавался и ряда его работ, быть может, в силу своей непосредственности. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка.
С этого момента он уже окончательно прекратил работу. Все это как будто «подсмотрено в замочную скважину», говорил художник. Пастель может давать и очень насыщенный и очень слабый тон, однако у неё есть большой недостаток: слой пастели, нанесенный на поверхность, чрезвычайно недолговечен и при малейшем касании может разрушиться. «Прачки» — по-видимому, лишь этюд и в этом оправдание их «плакатного» характера.
Уже в начале своего долгого творческого пути Дега был художником, у которого, как шутили, только отобрав картину, можно было прекратить работу над ней. Они избегают друг друга. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи.
Э. Дега «Урок танцев» (1873-1875). Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков.
Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. День был дождливый, а они сумели его использовать с толком – для такого благородного дела, как приобщение к искусству, да к таким произведениям, каких человечество не видело последние полсотни лет, а россияне (и эсэнгэшцы), большинство, может и не увидят больше (если картины – это военные трофеи – будут возвращены). То, как Дега следовал этому научному реализму, можно проиллюстрировать его отношением к демонстрации произведений на выставках импрессионистов.
Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году. Важнейший компонент абсента – экстракт горькой полыни).
Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». «Всё, что я делаю — это результат размышлений. По всеобщему убеждению, Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица была удивительным творением, действительно современным, реалистичным эссе в скульптуре, как выразился критик Чарльз Эфрусси. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр.
Несмотря на ее отсутствующий взгляд, ощущается, что именно она главенствует здесь. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Оно – в бурности фактуры всего полотна в Гладильщицах.
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). С помощью группового портрета Дега смог рассказать об их семейной драме. Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий.
Э. Дега «Перед стартом» (1862-1880). Он легко и точно улавливал жесты, позы, характерные движения, а затем передавал их на своих полотнах с необыкновенной правдивостью. Дега всегда тщательно продумывал композицию своих картин, делал множество набросков и этюдов. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Воск, слегка подкрашенный имел естественный цвет кожи.
В этом их сила и слабость. Надо думать, что картины создаются ради увеличения дохода, а также, что живописцам требуется чужие ум и идеи для того, чтобы сейчас хоть что-нибудь «сотворить». Основой его творчества являлась портретная живопись, но много внимания Дега уделял также историческим полотнам.
Там очень нехорошая обстановка. Я только что назвал Дега «летописцем» и спешу сделать оговорку — самая манера, какой написаны «Гладильщицы», широкая, размашистая, пылкая, зыбкая, столь небывалая для поклонника Энгровой гладкости, показывает, с какой увлеченностью художник передавал захватившую его тему. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах.
Перед её спутником стоит бокал с мазаграном – популярным средством от похмелья. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). Художник подчеркивает различие характеров, душевных переживаний. Хорошим способом найти покупателей было участие в групповых выставках импрессионистов. Я только что назвал Дега «летописцем» и спешу сделать оговорку — самая манера, какой написаны «Гладильщицы», широкая, размашистая, пылкая, зыбкая, столь небывалая для поклонника Энгровой гладкости, показывает, с какой увлеченностью художник передавал захватившую его тему.
Зрители же, пришедшие в Эрмитаж, чувствовали себя довольно комфортно. Эстетство ли это. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Разве для художника существует правда вне красоты. Не было искусства, менее непосредственного, чем мое, – писал Дега.
Он получил классическое художественное образование: школа изящных искусств, ученичество у известного в то время художника Луи Ламота, одержимость старыми мастерами, которых Эдгар копирует в Лувре и в итальянских музеях. В то время как Ренуар и Моне наслаждались теплом семейного очага, Дега жил все более одиноко в своей холостяцкой квартире, захламлённой хаотическим нагромождением роскошных и пыльных холстов, вещей и редких ковров. Движения «Модисток» квалифицированнее, ступенью выше — в них царит настороженное согласие, почти параллелизм.
Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861 – 1862), «Дочь Иеффая» (1859 – 1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе. Дега больше интересовался современной жизнью во всех ее проявлениях, нежели надуманными сюжетами выставленных в Салоне картин.
И посмотреть на них можно только раз в несколько лет — на специальных выставках. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков.
Музей Орсе (Париж)Способности к рисованию проявились у Дега уже в детстве. Здесь же он и познакомился со своим, в дальнейшем, другом Мане. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Может ли быть тема более «вульгарная». В последние годы он обратился к скульптуре, так как рисовать уже не мог.
Музей Хилл-Стенд (Фармингтон, Коннектикут, США)После заключительной выставки импрессионистов в 1886 г. художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Дега был очень скрытным человеком, сведений о личной жизни художника почти не было. К концу 80-х годов Дега реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». А может и не очень благополучны, но хотелось отвлечься. Она возвышается словно массивная темная пирамида. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Картины темные по колориту, суховаты по форме.
Мне нравится эта суровость». Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Он много времени проводил в Лувре, копируя там работы старых мастеров, а с 1856 по 1859 год совершил поездку по Италии, где у него было множество родственников.
Он усилился при переходе от капитализма к империализму. После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. А Дега именно так всё и оставляет. К этому времени Дега исполнилось 50 лет.
Сполна обеспеченный средствами, мальчик мог позволить себе совершенствовать мастерство художника, без необходимости искать прибыль от продажи полотен. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. После возвращения в Париж в апреле 1873 года Дега вновь погрузился в работу, однако судьба нанесла ему новый удар: умер его отец, оставивший после себя огромные долги. Э. Дега. Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений.
Эдгар был способным мальчиком и успешно закончил школу. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке.