Грабарь Игорь Википедия
игорь грабарь игорь грабарь письма 1891 1917
Первый выпуск «Истории» вышел в 1908 году, всего же до 1915 года было выпущено восемь томов. Столь же важен его вклад в развитие национального искусства советского времени. С начала 1890-х гг. Он рисовал педагогов и работников лицея, знакомых и одноклассников. Он продолжил заниматься живописью и работать над «Историей русского искусства». Частная коллекция превратилась в музей европейского типа. Мещерин Николай Васильевич (1864—1916) – русский художник-импрессионист.
Главнейшие работы — в Третьяковской галерее ("Луч солнца", 1901, "Мартовский снег", 1904, "Февральская лазурь", 1904, "Неприбранный стол", 1907, "Рябинка", 1915), в Национальной галерее в Риме ("Утренний чай", 1904) и в ленинградском Русском музее ("Яблоки и цветы", 1904, "Груши", 1915). Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять.
Иногда Грабарь включал портрет в натюрморт, пейзаж или интерьер («Утренний чай», 1904, Национальная галерея современного искусства, Рим «За самоваром», 1905, ГТГ). Начиная работу, он тут же вставал на место публики. В конечном итоге реформы Грабаря получили поддержку: в заявлении видных деятелей искусства, опубликованном в 1916 году говорилось, что « обновление галереи вполне послужило раскрытию того поступательного движения в русском искусстве, какое провидел и утвердил в жизни своей галереи её основатель» И. Е. Репин указывал, что была произведена «огромная и сложная работа на славу галереи П. М. Третьякова». Он был там «живущим стипендиатом», а окружали его мальчики из состоятельных семей, которые не упускали возможности подшутить над бедностью Грабаря.
Примечательно, что в начале войны нацисты проводили конфискацию произведений завоёванных ими территорий в рамках проекта «Линц» и немалая часть была конфискована с территории СССР. Преобразования поддержали деятели искусства: художник Илья Репин говорил, что «была проделана огромная и сложная работа на славу галереи Павла Третьякова». Монументальный труд «История русского искусства» стал важным этапом в отечественном искусствоведении. Народный художник СССР (1956). Взглянув на небо мы увидим тучи которые только, только начинают затягивать небо.
В столице он стал одним из главных критиков в художественном журнале «Мир искусства». Грабарь сыграл большую роль в распространении в России научных принципов искусствознания (окончательно сложившихся уже в советское время) и организации комплексного метода изучения истории искусства, при котором она рассматривается в тесной связи с общим развитием национальной культуры и общественной мысли. "Мир искусства", знакомили с текущими событиями в новейшем европейском искусстве, а его живопись этих лет вносила молодую западную струю в тенденции ретроспективизма, господствовавшие среди художников "Мира искусства".
Активно работал как художественный критик (в журналах «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон» и др. ). В этом отношении и сейчас "История русского искусства" не потеряла ценности. А ведь он тогда был молодым художником, только начинавшим свой творческий путь. К составлению "Истории русского искусства" был привлечен Грабарем ряд значительнейших сил, выдвинувших новые проблемы во всех областях изучения русского искусства. Капитальное значение имеют двухтомная книга Грабаря о Репине (1937 Сталинская премия 1941) и мемуарная «автомонография» Моя жизнь (1937). Жизнь в лицее оказалась непростой.
В 1901-1908 годах писал мажорные поэтичные пейзажи («Февральская лазурь», 1904, ГТГ) и натюрморты («Голубая скатерть», 1907, ГРМ) используя приёмы импрессионизма и пуантилизма в них заметно влияние немецкого югендстиля. По веткам деревьев можно заметить присутствие ветра. И. Э. Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др.
Грабарь слышит музыку весны и чувствует легкую грусть расставания с любимой порой. было выпущено 5 значительно позднее, в советское время, вышло 5 тт. Учился в петербургской Академии художеств (1894–1896), в частности у И. Е. Репина, а также в студии А. Ашбе в Мюнхене (с 1896) организовав вместе с Ашбе школу, преподавал там в 1898–1901. Отец переселился в Россию в 1876 году под конспиративным именем Храбров (эта фамилия надолго, вплоть до окончания университета, оставалась в жизни Игоря Грабаря и ею он подписывал некоторые свои ранние работы, например иллюстрации к повестям Гоголя изданным в 1890-е годы).
Г. является одним из редакторов отдела изобразительных искусств Б. С. Э. Здесь он увидел «серебристые тюбики» с красками и испытал огромное волнение. В 1909-14 годах по проекту Грабаря был построен комплекс так называемой Захарьинской больницы в Химках, близ Москвы.
Прайсы на игорь грабарь игорь грабарь письма 1891 1917
Уже в первый период своей деятельности в данной области (с 1909 как редактор "Истории русского искусства" и с 1913 — как "попечитель", т. е. директор Третьяковской галереи) Грабарь обнаружил свои огромные способности организатора и исследователя. В 1903 году художник переехал из Петербурга в Москву. Как художник начинал с рисунков для журналов «Шут» и «Стрекоза» (1890-1891) иллюстрировал повести Н. В. Гоголя («Сорочинская ярмарка» изд.
Погоду нельзя назвать тёплой. В советский период Грабарь активно занимался живописью, охотно обращаясь к пейзажу и портретам «старинных русских людей» (Н. В. Клюев, 1932, Третьяковская галерея). С 1944 года работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся изъятием, что чаще было формой спасения от неизбежного уничтоженияисточник не указан 2904 дня, картин из усадеб и икон из монастырей.
Основоположник научной реставрации памятников искусства в 1918 году организовал в Москве Центральные реставрационные мастерские (ныне Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени Грабаря до 1931 года директор, в 1944-60 научный руководитель). В ранних пейзажах («Крыша со снегом», 1889, ГТГ) и портретах («Няня с ребёнком», 1892, там же) уже определился натурный метод Грабаря, круг тем и мотивов его творчества. «Эта «История искусства» есть в сущности почти уже история русской культуры. Лето» А. Г. Венецианова, «Пейзаж с животными» С. Ф. Щедрина9. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». 1871) — художник историк искусства, музейный деятель.
Участник творческих объединений "Мир искусства", "Союз русских художников". Грабарь с самого ее начала принял ближайшее участие в организации первых музейных органов Советской власти, а затем играл руководящую роль в центральном музейном управлении (Музейный отдел Наркомпроса). Мать художника, Ольга Грабарь, также занималась русской просветительской деятельностью в Галиции. К мюнхенскому периоду творчества относятся такие его работы, как «Дама с собакой» (1899) и «Дама у пианино» (1899).
Осень только началась, до зимы ещё далеко. В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В. И. Сурикова (1937 – 1943), Всероссийской Академии художеств (1943 – 1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944). Сурикова.
- Грабарь Игорь Эммануилович: биография, картины художника с названиями интересные факты
- Грабарь Игорь Эммануилович (1871 – 1960)
- Биография Грабаря Игоря Эммануиловича
- Грабарь Игорь Эммануилович – художник, творчество
- Пермская галерея стала участником выставки в Музее русского импрессионизма (Москва)
- Игорь Эммануилович Грабарь 1871 1960 3
- Сочинение по картине Ясный осенний вечер Грабаря 5 класс описание
- Художник Игорь Грабарь – Всемирная картинная галерея10:06
Свое свободное от учебы время, подросток проводит в знаменитой Третьяковке. руководитель). Грабарь выступает с художественно-критическими статьями (с 1899 в журнале Мир искусства). Уже через пять лет его семья эмигрирует в Россию. Многие часы посвящает рисованию с натуры.
После этого события художник несколько месяцев не мог работать. Ученик И. Е. Репина, П. П. Чистякова. 1 – 13, 1953 – 1969).
- Русский художник Грабарь Игорь Эммануилович
- «Сладостный, чудесный запах свежей краски»
- «Фантастическая красота»: зимние пейзажи и натюрморты
- Архитектор искусствовед и руководитель Третьяковской галереи
- «Наш пострел везде поспел» или Обучение Грабаря
На сегодняшний день сохранилось немногим более 40 работ художника. Он достиг предельной цветовой насыщенности, нанося густые мазки плотным слоем. Род.
Высшей точкой этого движения была деятельность журнала "Старые годы". Полотно Осень. В начале 1913 года московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи— он оставался на этой должности вплоть до 1925 года в письме матери он писал, что согласился на попечительство потому, что мечтал изучать « не на расстоянии, не через стекла, а вблизи, вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей» художников8. В начале 1913г.
Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». Он собирал архивные материалы по всей стране и практически не занимался живописью. Начиная с 1910 года, Грабарь Игорь Эммануилович отходит от живописи. В начале 1943 года Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и ее союзников. «Мне казалось, что я не выдержу, огромный восторг наполнил мою грудь, когда почувствовал неповторимый запах».
- Грабарь-художник и Грабарь-искусствовед в дореволюционной России
- Игорь Грабарь – певец снега и инея
- Игорь Грабарь в послереволюционной России и СССР
- Словари и энциклопедии на Академике
в 1895 и др. ), в 1905-06 годах принимал участие в издании сатирических журналов «Адская почта» и «Жупел». От реки веет прохладой и свежестью. Действительный член Академии художеств (1913), Академии художеств СССР (1947), лауреат Государственной премии СССР (1941) с 1943 г. академик АН СССР. Он ушел с головой в живопись и рисование: «У меня было четыре возможности работать с натуры в стенах лицея: писать из окон, писать портреты окружающих, ставить себе натюрморты и сочинять сцены из жизни и быта лицея, списывая детали с натуры». Свои силы Г. пробовал и в области архитектуры, построив под Москвой больничный городок (Захарьинский санаторий, 1909—1913). Основные ранние пейзажи И. Грабаря созданы в 1903- 1908 годы.
Листья этих деревьев уже полностью пожелтели. Он оставался на этой должности вплоть до 1925г. в Россию переехали его жена с сыновьями. Жил в Петербурге (с 1889) и Москве (с 1903). Дальнейшее художественное образование Г. получил за границей, в мюнхенской школе Ашбе (1896—1900). Впервые настоящего художника мальчик встретил в лице учителя рисования И. Шевченко. Писал и официальные полотна (В. И. Ленин у прямого провода, 1933 Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина, 1938 обе картины в музее в Горках Ленинских).
- Грабарь Игорь Эммануилович: картины с названиями
- О знаменитости:русский художник историк искусства, музейный деятель
- Искусствоведческая работа Править
- Краткое описание творчества Игоря Грабаря
- СтраницыДругоеСообществоИгорь Грабарь
В письме к жене Валентине он говорил: «И вот теперь я организовал работы по расчистке всех циклов фресок и икон Рублева, а одновременно по расчистке стен владимирских храмов и главным образом знаменитых чудотворных икон Боголюбской Богоматери, Максимовской и Владимирской И должен сказать, результаты превзошли самые смелые надежды: мы уже сейчас знаем вещи, о которых недавно и не снилось Всю историю древнерусской живописи приходится переделывать». Он входит в узкий круг людей, занимающихся искусством иллюстрирует издание Нива. С 1906 совместно с издателем И. Н. Кнебелем осуществил серию монографий о крупнейших мастерах нового русского искусства, написал для этой серии книги об И. И. Левитане (1913, в соавторстве с С. Глаголем) и В. А. Серове (1914). Активно работал как художественный критик (в журналах «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон» и др. ).
Природа пробуждалась от долгой спячки и праздновала новый этап своей жизни. Его отец Эммануил Иванович Грабарь был юристом и депутатом местного парламента, но затем долгие годы вынужден был скрываться за участие в так называемых «антимадьярских» выступлениях. Действительно, заслуги его перед русским и советским искусством очень значительны. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники».
- Указывать местоположение в твитах
Грабарь большое внимание уделял пополнению коллекции, приобретая как произведения старых мастеров, так и картины современных живописцев с выставок «Союза русских художников», «Голубой розы», «Мира искусства». Стены в залах галереи до прихода Грабаря были от пола до потолка загружены картинами, без какой-либо логики — «крошечные этюдики рядом с огромными холстами». Все лето занимался живописью» Он создавал летние и зимние пейзажи, обращался к излюбленной зимней теме в работах «Иней» (1952), «Зимний пейзаж» (1954).
Этот карпатский район входил в состав Австро-Венгерской империи. При его участии вышла большая часть новой Истории русского искусства (тт. Художник восхищается чудесной порой и заставляет сделать это зрителя.
В поздние годы художник был директором музея-усадьбы «Абрамцево», руководил Институтом имени В. И. Сотрудники музея провели перепланировку части залов, убрали щиты и перегородки.
Вскоре после рождения сына, отец с семьёй был вынужден бежать из Венгрии в Италию, где устроился в качестве домашнего преподавателя детей миллионера П. П. Демидова, а спустя около трёх лет переехал с ними в Париж. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт и принимал эшелоны с произведениями искусства. В среде Мира искусства Грабарь реализовал себя как автор первой многотомной истории русского искусства (1910-1915) и монографии о Валентине Серове (1914).
С 1920-х годов в живописи Грабаря на смену импрессионистической этюдности приходит стремление к реалистической картине: пейзажи («На озере», 1926, ГРМ) историко-революционные полотна («В. Под руководством Грабаря была проведена реставрация и расчистка многих живописных полотен, среди которых «Портрет Павла I» С. С. Щукина, «Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Ф. Я. Алексеева, «На жатве. Он вспоминал: «Незабываемы впечатления, вынесенные мною от ретроспективного отдела выставки, в котором впервые столь полно были представлены такие гиганты французского искусства, как Милле, Курбе, Мане. Грабарь много писал об искусстве в журналах – в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др.
С 1920 — проф. Весной 1900 года Игорь Грабарь побывал на Всемирной выставке в Париже. С 1906 совместно с издателем И. Н. Кнебелем осуществил серию монографий о крупнейших мастерах нового русского искусства, написал для этой серии книги об И. И. Левитане (1913, в соавторстве с С. Глаголем) и В. А. Серове (1914). 16 мая 1960 г., в Москве.
В 1896 году он уехал в Европу и в Мюнхене поступил в частную школу-студию Антона Ашбе. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». В советский период Грабарь активно занимался живописью, охотно обращаясь к пейзажу и портретам «старинных русских людей» (Н. В. Клюев, 1932, Третьяковская галерея). Эта реформа стояла в непосредственной связи с другим, более ранним начинанием Грабаря, создавшим ему широкую популярность, — с его опытом публикации коллективной и общедоступной "Истории русского искусства" (1909—1914). 25 марта 1871 г., в Будапеште, ум.
В 1913 году Игорь Грабарь возглавил Третьяковскую галерею. В своих письмах он говорил, что согласился на эту должность, чтобы изучать искусство художников не через стекло, «а вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей». Пожалуй, самым известным шедевром гениального автора является Февральская лазурь. А именно такая природа играла для него насыщенными красками. И. Ленин у прямого провода», 1927-33, Музей современной истории России, Москва), портреты в репинской традиции, преимущественно деятелей науки и культуры (академики Н. Д. Зелинский, 1932, ГТГ, С. А. Чаплыгин, 1935, Музей-усадьба «Абрамцево» В. И. Вернадский, 1935, РАН «С. В 1913-25 возглавлял Третьяковскую галерею, где в 1914-15 перестроил экспозицию на научных началах и издал каталог (1917). Вёл курс реставрации в 1-м МГУ (1920-27 профессор с 1921), преподавал в МХИ (1937-42 директор), ИЖСА (1943-46 директор).
Летом он пробует заняться пейзажной живописью. С конца 1890-х годов Грабарь выступал с художественно-критическими статьями в журналах «Мир искусства», «Старые годы» и др. Почти вся многочисленная родня Грабаря, прежде всего его дед по матери Адольф Иванович Добрянский, была причастна к европейскому славянофильскому движению, вовлечена в борьбу против «мадьяризации» славян Австро-Венгрии. В советское время опубликовал монографию о И. Е. Репине (1937, Государственная премия СССР, 1941) и множество статей о творчестве русских художников (Феофана Грека, Андрея Рублёва, В. И. Баженова, И. П. Зарудного), по вопросам реставрации и охраны памятников искусства и др. Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918—1925 годов").
Лицеист был принят в качестве «живущего стипендиата», это автоматически накладывало на него клеймо бедности и вызывало презрение у богатых одноклассников. Писал и официальные полотна (В. И. Ленин у прямого провода, 1933 Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина, 1938 обе картины в музее в Горках Ленинских). Грабарь много писал об искусстве в журналах— в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Картины Г. имеются в центральных музеях СССР и в ряде провинциальных (Казань, Нижний Новгород, Ярославль, Вологда, Вятка, Пермь и др. ), равно как в некоторых музеях и собраниях Европы и Америки.
1 МГУ, с 1928 — заслуженный деятель искусства.
Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же был редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». Его заграничные корреспонденции, появлявшиеся в журн. В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В. И. Сурикова (1937–1943), Всероссийской Академии художеств (1943–1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944).
В это время солнце греет очень слабо. "Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Написанная им автомонография Моя жизнь бесценна содержащимис.
Один из представителей раннего пуантилизма. (р.
Инициатор издания новой «Истории русского искусства» (т. С детства занимаясь живописью, он по окончании Петербургского ун-та (1893) поступил в Академию художеств (мастерская Репина), которую окончил в 1896. Он с увлечением принялся за проект. В 1913—25 гг. Капитальное значение имеют двухтомная книга Грабаря о Репине (1937 Сталинская премия 1941) и мемуарная «автомонография» Моя жизнь (1937).
музеев и реорганизации их в научно оправданные просветительные учреждения. ГРАБАРЬ, ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ (1871–1960), русский художник историк искусства, музейный деятель. В течение 1879—1880гг. Родился в Будапеште 25 марта 1871 в семье Э. И. Грабаря, видного общественного деятеля, который в 1876 вынужден был переселиться в Россию из-за преследований, которым подвергался, выступая против антиславянской политики австро-венгерских властей. Рябины и березы (1906 г. ) создавалось под впечатлением произведений импрессионистов.
После завершения проекта он хотел вновь заняться архитектурой, но пришлось выбирать между зодчеством и наукой: на тот момент он вел обширную работу над многотомной «Историей русского искусства». Награждён 2 орденами Ленина (1945 и 1946). Фрагмент изображающий голые ветви на фоне неба, как и изображение снега в картине «Мартовский снег», – почти готовые абстрактные картины, но в то же время в них много живого ощущения реальности мира, желания «потрогать» даже то, что потрогать нельзя. В 1901 года Грабарь вернулся на родину.
Выходные дни он проводил в Третьяковской галерее и на московских выставках. новой "Истории русского искусства", 1953—69), серии монографий "Русские города — рассадники искусства" (осуществлен 1 выпуск), монографий о выдающихся фигурах в современном русском искусстве написал книги о И. И. Левитане, В. А. Серове, позднее — монографию о Рублеве ("Андрей Рублев. Засмотревшийся на красавицу-березу, автор восхитился открывшемуся ему виду. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». Молодой человек постоянно рисует с натуры, делает зарисовки и портреты окружающих. И этот восторг передается публике, которая не проходит равнодушно мимо картины.
В нем были драматические эпизоды, в том числе суд над дедом и матерью, Ольгой Грабарь, которую едва не приговорили к смертной казни за «государственную измену», эмиграция его отца, Эммануила Ивановича Грабаря, юриста, депутата Будапештского парламента, вынужденного скрываться за «антимадьярскую» деятельность. На ранних полотнах Грабаря Игоря Эммануиловича, биография и творчество которого волнуют его поклонников, можно заметить густую сетку из плотных мазков разных цветов. Будущий гений родился в Будапеште, в 1871 году. Был членом объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».
Грабарь писал: «Ведь потому-то я и вынужден был прекратить выпуск «Истории», что все негативы — до 20 000 штук — снятые под моим руководством, а в значительной степени и мною лично, были уничтожены. Он оставался на этой должности вплоть до 1925 года. В 1876 году Э. Грабарь переехал в Российскую империю и поселился в Егорьевске Рязанской губернии, где, сдав экзамен на право преподавания французского и немецкого языков, стал работать в местной гимназии под фамилией Храбров6. С деятельностью Грабаря – реставратора и учёного – связано открытие и исследование многих произведений древнерусского искусства 11-14 вв.
директор Центральных реставрационных мастерских, в годы Великой Отечественной войны — член Государственной Комиссии по учету разрушений и ущерба, нанесенных немецко-фашистскими захватчиками, глава Комиссии по учету и охране памятников искусства при Комитете по делам искусств СССР после войны директор Московского художественного института им. Здесь даже не конкретное изображение золотой осени, а впечатление автора от увиденного. Благодаря Грабарю сохранили и отреставрировали многие произведения иконописи.
(иконы, монументальные росписи) и заложены основы его научной истории. Война прервала публикацию однако вышедшие в свет тома (архитектура, скульптура, древнерусская живопись) получили капитальное значение как обилием фактического материала, так и его формально-художественной разработкой. в 1894 «Шинель» изд. Грабарь осуществил вызвавшую бурную дискуссию в прессе и даже на заседаниях Государственной думы (10 сентября 1913 года) реэкспозицию музея: были перепланированы некоторые залы, убраны перегородки, щиты в основу был положен историко-хронологический и монографический принципы экспозиции. Основатель и директор (1944-60) Института истории искусств Академии Наук СССР (ныне Институт искусствознания РАН). Крещён православным священником сербского происхождения, восприемником был Константин Кустодиев, дядя художника Бориса Кустодиева.
1–13, 1953–1969). Когда мальчику исполнилось пять лет, его отец переехал в Россию. В первой трети XX века историки и реставраторы вели большую работу по раскрытию образцов древнерусского и византийского искусства — росписей и икон, уцелевших в старинных монастырях и церквях. Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Он безмерно увлечен архитектурой и музейной деятельностью.
московская городская дума избирает Грабаря попечителем Третьяковской галереи. В автомонографии Грабарь вспоминал о том, как он писал «Февральскую лазурь», восхитившись красотой берез, освещенных ярким зимним солнцем: «я прорыл в глубоком снегу, свыше метра толщиной, траншею, в которой я и поместился с мольбертом и большим холстом для того, чтобы получить впечатление низкого горизонта и небесного зенита». Поддерживал традиции импрессионизма и постимпрессионизма, писал пейзажи ("Сентябрьский снег", 1903 "Февральская лазурь", 1904 "Мартовский снег", 1904 "Хризантемы", 1905 "Неприбранный стол", 1907), портреты (портрет Н. А. Клюева, 1932 и др. ), "официальные" полотна ("В. Это время стало одним из самых трудных периодов в жизни Грабаря.
При его участии вышла большая часть новой Истории русского искусства (тт. Сам он говорил: "Как не мог я жить без искусства, так не мог дня прожить без труда". В. И. Сурикова, 1937—43 директор Института истории искусств АН СССР). Талант мастера проявился не только в живописи и графике, но и в архитектуре.