Граждане Кале Википедия
«Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя». Один поднял руку, подобно оратору.
Они должны сами искать заказчика. Когда Россо хотел выставиться в Парижском салоне, а члены жюри попытались не допустить его, Роден заявил, что покинет пост председателя жюри. В искусстве скульптуры обнаженное тело является одним из важнейших выразителей внутреннего мира личности. После окончания средней школы Роден трижды пытался поступить в Высшую художественную школу Парижа и трижды его не принимали. Как в музыкальной симфонии, сплетены здесь две различные темы со сложными психологическими вариациями.
Речь идет о монументе «Граждане города Кале», созданном знаменитым французским скульптором Огюстом Роденом и посвященном вовсе не фанфарным военным победам, — он прославляет человеческое мужество другого рода. В конце 1890-х гг. Он собирал их.
- Описание работы «Граждане Кале»
- Скульптура Родена «Жители Кале»
- Скульптура Родена Граждане Кале
- Скульптура Граждане города Кале
- Три ключевых скульптуры Родена: «Мыслитель», «Граждане Кале» и «Поцелуй»
- Словари и энциклопедии на Академике
Под «символами» здесь разумеется «внепластическая», то есть сюжетная, основа многих работ скульптора — как раз то, что импрессионизм обычно старался исключить из самой сферы художественного. Но мы уделим внимание другим работам мастера. Казалось, скульптор буквально захлебнулся ими. А теперь, в 1884 году, по инициативе энергичного мэра Деваврена, было решено объявить широкую национальную подписку на пожертвования, чтобы реализовать заветное желание мэра. Один поднял руку, подобно оратору. Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. Мальчик хотел заниматься живописью, но препятствием стала бедность.
После победы при Креси (1346) английский король Эдуард III не мог взять Кале в течение целого года. А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели. Он оправдывался: «Это для того, чтобы поставить свое имя. Но вот третья пара (братья Виссан), олицетворяющая более действенный героизм. в творчестве Родена усиливаются тенденции литературной символики.
- Напишите отзыв о статье Граждане Кале
- Отрывок, характеризующий Граждане Кале
- Беларусь – Украина – Россия: уроки истории
- Благодйна органзаця «Фонд сприяння нцативам газети «День»
- Х Мжнародний фотоконкурс газети «День»
Прошло уже более года с тех пор, как Роден приступил к работе. Он формировал их. Главный алтарь построен в 1628 году из каррарского мрамора, привезенного из Генуи. С трудом несет он ключ— символ капитуляции, как тяжелый груз. Родена предпочли Жюлю Далу, признанному «певцу республики».
Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным». Этот «фон» обволакивает каждую фигуру, заставляя зрителя пристально вглядываться не столько в группу как целое, сколько в каждое изваяние в отдельности. Но ведь это просто-напросто академия навязывает мне здесь свои догмы.
Он покидает город и идет вниз, в лагерь. Он изваял их нагими, каждого порознь, во всей откровенности зябнущих тел. И Роден предложил другое место для памятника.
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- Хед Мартин Джонсон, «Голубая бабочка»
- Винсент Ван Гог, «Цветущие ветки миндаля»
- 20 фотографий для новогоднего настроения
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
- Новогодние елки в сказочном лесу: красивые фото
- Август Маке – ещё один немецкий экспрессионист, убитый на войне
Сегодня мы будем знакомиться с работами другого великого мастера пластики, чье имя ассоциируется, прежде всего, со скульптурой «Мыслитель». Заказ на «Врата ада» привел скульптора в необычайное возбуждение. Они высказываются и сейчас, когда автор «Граждан Кале» давно стал одним из классиков новейшей скульптуры.
В 1889 году Клод Моне выступил с инициативой организовать подписку с целью подарить государству «Олимпию» Мане. Можно усмотреть влияние готической скульптуры в тех же «Гражданах Кале» —есть пластическая близость между удлиненными пропорциями, резкими чертами, угловатыми движениями роденовских фигур и вырезанными в камне скульптурными изображениями на порталах и в нишах соборов Амьена, Шартра, Реймса. Сейчас здесь Музей Родена.
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
- Владимир Высоцкий и Марина Влади: 12 лет их любовь преодолевала расстояния
Казалось, он был в бреду. Мальчик рано обнаружил художественные пристрастия и родители поощряли его интерес к искусству. Скульптор был возмущен разрушением прекрасного образца архитектуры XVIII века. Англичане просили мастера об этом небезосновательно. Такой скульптурой (вернее, скульптурной группой) является творение Родена «Граждане Кале». В поисках этих путей Роден должен был противостоять как скульптурному «академизму», так и модернистскому разложению стиля.
Они обращаются к отставшим и ослабевшим. Это делается быстро, но это не искусство. Но попытка взять ключевую крепость Кале провалилась – город оказал упорное сопротивление. Знакомясь с шедеврами, он учился у мастеров прошлого. Гюстав Жеффруа так и назвал его: «прохожий». Скульпторы обычно воздерживались от участия в подобных мероприятиях.
В настоящее время он составляет более 10 миллионов человек в год. Но вот третья пара (братья Виссан), олицетворяющая более действенный героизм. Картины Давида были для него живой художественной реальностью, сегодняшним днем искусства, хотя «Марсельеза» создавалась в тупору, когда, по словам Маркса, давно уже «исчезли допотопные гиганты и с ними вся воскресшая из мертвых римская старина». Тут все было ясно и определенно.
Движение правой руки, согнутой в локте, резко выделяет эту фигуру. Каждый ощущал, что их стало здесь меньше. Всё, что он зарабатывал, уходило на аренду мастерских, оплату труда литейщиков и практикантов (он нанимал лучших), на покупку материалов (он всегда выбирал очень крупные блоки мрамора). Показаны и морщинки, свидетельствующие о печати времени. В «Гражданах Кале» сказалось новое понимание одного из главных средств скульптурной выразительности — жеста.
- Я люблю Высоцкого: фильмы с участием Владимира Семеновича, в которых он исполнил свои песни
- Базовые женские аксессуары: Пусеты
- «Говорить о будущем – смешить мышей под столом» – японские пословицы и поговорки
- Александр Лукашенко: 33 самых искромётных высказывания белорусского диктатора
Все, кто видел монумент испытывали потрясение На выставке 1889 года «Граждане Кале» произвели сенсацию. «Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена. Памятник не предполагал изображения душевных переживаний запечатленного. Обращение к небу бессмысленно — начало и конец драмы находятся на земле.
С трудом несет он ключ — символ капитуляции, как тяжелый груз. Они были слишком разными и по рельефу и по пропорциям. Они замкнуты в себе, отъединены от более слабых, повернулись к ним спиной.
- Кейт Мосс: андрогинный стиль как ступенька на пути к Олимпу
- «Глупец хвалит сам себя»: башкирские пословицы и поговорки
- Еще из раздела Культура и искусство
- Введите защитный код для скачивания файла и нажмите Скачать файл
- Реферат по предмету Культура и искусство
Герой (как правило, один) должен был возвышаться над зрителями и вызывать чувство гордости и восхищения. В июле 1885 года скульптор отправляет свой второй и окончательный вариант (в треть величины) в Кале. Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале. Его творчество очень интересовало Родена. На его письмах будет указан адрес: Университетская улица, дом 183. Вот почему творения Родена выглядят так эффектно на пленэре. Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием.
Так возник памятник всем шестерым. Однако его идеи не понравились заказчику. В этот предсмертный час они находят силы и нужные слова для убеждения и ободрения. Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале.
Англичане начали осаду, которая длилась почти год. Мы ничего не знаем о натурщиках Родена. Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью. Количество фигур возрастало, причем он их переделывал или уничтожал без устали.
Роден же изобразил почти всех персонажей полуобнаженными, с опущенными головами, к тому же размер фигур не превышал двух метров. Неудивительно, что фруассаровский рассказ о «шестерых из Кале» стал популярным, «хрестоматийным» сюжетом во Франции. Этот прерывистый силуэт и столь же прерывистый ритм усиливают впечатление противоречивой сложности происходящего. Фоном для «Граждан Кале» служит только воздух, только свободное пространство, читаемое в просветах между фигурами, в прорывах, образуемых движениями рук, поворотами голов, одеяниями. Я послал одну из фигур на выставку в Брюссель, где она имела большой успех.
Гюго, находившийся тогда в зените славы, отказывался позировать. Сперва кажется, будто Роден всего-навсего объединил их. Жюри не хватило двух голосов, чтобы отклонить проект. Соборная башня была построена позднее— в конце XIV— начале XV века.
В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений. Так, Эли Фор прямо говорит о «досадном стремлении Родена уходить за пределы пластики, гнаться за символами». Скульпторам гораздо труднее продавать свои работы, чем художникам.
Его «Боснией верхом на коне» (1898) обратил на себя внимание местных жителей. Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу— полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли. Моне счел недопустимым, чтобы «Олимпия» была увезена за океан. Эта группа не имеет своего фронтального фасада, она требует многих точек обозрения.
Именно это придает группе движение. Они показывают человека в его развитии – от первых шагов взрослости, когда в нём ещё только пробуждаются силы, к размышлениям зрелой личности, в полной мере осознающей противоречивость бытия.
Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу — полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли. Пустая болтовня в кафе не привлекала его. Осужденные на смерть сняли с себя одежду и обувь, оставшись в длинных сорочках каждый повязал на шею веревку (символ рабства и позора), а потом все они двинулись через уже открытые ворота во вражеский лагерь, к временной резиденции Эдуарда III. Они замкнуты в себе, отъединены от более слабых, повернулись к ним спиной.
Как пишет А. Ромм: «Тема Родена — самопожертвование, добровольное мученичество. Поиски специфических приемов в обработке материала приобретают характер «артистически» недоговоренного намека. В 1596 году, 24 апреля после осады (англ. ) взят испанскими войсками. В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным. Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре.
Это героическая пара. Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания. А однажды он обнаружил на Итальянском бульваре, дом 68 — особняк XVIII века с крыльцом, колоннадами и павильонами, неприметный с улицы из-за окружающего его заброшенного сада.
Иван Мештрович родился в 1883 году в г. Врполе, Герцеговина. Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции.
Даже противники Родена выразили ему свое восхищение. Надеюсь, что Вы предоставите мне достаточно времени». И в том и в другом случае скульптура кажется живой, она словно сама излучает свет. «Автор мог бы нарушить монотонность и сухость внешних линий, меняя размеры своих персонажей», — заявили члены комитета. Роден предложил свой проект и он принципиально отличался от всего, что было раньше в монументальной скульптуре. Они обращаются к отставшим и ослабевшим. В натуральную величину их решения.
Речь пойдет об Огюсте Родене (1840 – 1917). Среди обладателей индивидуального жилья с дворцовым (классицистическим) стилем, а также со стилем «модерн», есть и те, кому ближе по духу пластические формы, несущие в себе мотив борьбы и трагизма. Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах. Это стало причиной его окончательного разрыва с Роденом. Он ощущал в себе силы, вот таким образом был уверен в своем предназначении. Этот первый был Эсташ де Сен-Пьер.
Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей. Однако оно соответствовало сути произведения. Только итальянец Медардо Россо71 хотел перенести в скульптуру искания импрессионистов. Он называет имена четырех (как звали еще двоих, он запамятовал) и о каждом из них говорит несколько слов. Герои «Марсельезы» — добровольцы 1792 года, выступающие в поход, объединены не столько общностью судьбы, сколько единством воли, единством переживаний и чувств. Но при этом каждый остается «обыкновенным человеком», охваченным присущими человеку сомнениями, страданиями, горькими раздумьями. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела.
Можно было предвидеть, что и это предложение отклонят. Соотечественники решают помочь ему получить образование. На площади снова запала страшная тишина, хотя люди не расходились.
Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. Но это была всего лишь мимолетная идея. Героями подвига были представители городской буржуазии. Ему никак не удавалось отказаться от одних и объединить отдельные элементы других.
«Марсельеза» Рюда была одним из последних произведений монументального искусства, наполненным отзвуками Великой революции XVIII века. На постамент «Граждане Кале» были водружены только после смерти скульптора, в 1924 году. Чтобы понять – почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. Однако итальянец, чтобы передать свои впечатления искал особый угол зрения (это можно заметить, глядя на фотографии его скульптур, напоминающих картины).
Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара. На самом деле Роден приходил сюда лишь для тайных свиданий. Сторожевая башня (Tour du Guet) была построена в 1229 году по приказу Филиппа I, графа Булонского, как часть системы оборонительных укреплений Кале.
Роден же настоял на отказе от постамента, дабы фигуры находились на одном уровне со зрителями (хотя они выполнены несколько больше человеческого роста). Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. Королева была более милосердной, чем ее супруг и уговорила Эдуарда отменить казнь. В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений. Варианты множились, вскоре их число достигло дюжины.
Его примиренность, отрешенность от жизни оттеняют душевную борьбу человека с ключом, сквозящую через искусственное спокойствие. В отличие от двух соседних фигур — человека с бородой и того, кто охватил руками голову, — этот горожанин изображен неподвижным, как бы застывшим, перед тем как сделать решительный шаг. Автора «Граждан Кале» объединяют с готикой главным образом отклонения от классики, от классических пропорций, классической пластики форм и жестов. Еще в течение нескольких лет семья Родена будет испытывать материальные затруднения.
Оба преодолели страх смерти, примирились со своей участью. Роден лишил эту тему ее обязательного в прошлом «классического» скульптурного выражения и это был не просто переход от одного пластического стиля к другому, а следствие нового понимания самой основы скульптуры — образа героического человека. Огюст часто ходил в Лувр. Группа «Граждане Кале», предназначенная для определенной площади определенного города, по существу, безразлична к своему архитектурному окружению, к ансамблю. Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер.
Роден явно испытывал потребность в том, чтобы быть перегруженным работой. Имеет высоту 35-39 метров (по разным данным). Немецкий поэт Райнер Мария Рильке, опубликовавший небольшую книгу — этюд о Родене, называет в числе дальних предшественников Родена средневекового скульптора Клауса Слютера, родом из Нидерландов, создавшего среди прочих своих работ замечательные фигуры пророков так называемого «Моисеева фонтана» во дворе монастыря в Дижоне, портретные статуи герцога Филиппа Смелого и других исторических лиц на портале церкви того же монастыря.
Новизна пластических приемов Родена порождала разнообразные истолкования его творчества в связи с общим направлением европейского искусства конца XIX века. Многого оставляет желать с точки зрения элегантности и силуэт. вы можете запросить все в системе с коробкой.
Работа была заказана Огюсту Родену, тогда еще мало известному в мире скульптору. Они остались в одних нательных рубахах, повязали шеи узлами вервия и с ключами от города и крепости направились в лагерь противника. Он уже был известным художником, признанным не только во Франции. Этих шестерых казнят, но больше жертв не будет. 14 июля Франция отмечает национальный праздник — День падения Бастилии (1789), крепости-тюрьмы, которая когда-то символизировала для французов абсолютизм королевской власти.
Над фигурой «человека с поднятой рукой» скульптор работал, по-видимому, особенно много. Но затем он понял, что ошибался. Он оборачивается к самому себе.
Попытки французов прорвать блокаду провалились. Затем Роден отошел от нее и стал создавать свою композицию, в ином ритме, взволнованную, полную движения. И где же памятник.
Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным». Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью. (Клода Моне предупредили, что ее собирается приобрести американский коллекционер.
Группа Родена изображала событие в его исторической конкретности. Постепенно возник целый мир, хаотичный, чувственный и ужасающий. Помог Родену писатель Роже Маркс. Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах.
Как пишет А. Ромм: «Тема Родена— самопожертвование, добровольное мученичество. Именно здесь он будет чаще всего принимать своих почитателей. Англичане просили мастера об этом небезосновательно.
Никто не смог бы увековечить его образ лучше, чем Роден. В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением. Вот таким образом он сосредоточился на рисунке, делая бесконечные копии с шедевров, набивая руку. В конце XIX века, как и в настоящее время, основными заказчиками скульпторов являются государство и общественные организации.
Его примеру последовали и другие. В его памяти возникли жесты – жесты отказа, прощания, отречения. Жесты за жестами.
Скульптор, восхищавшийся Гюго, недавно закончил его бюст. Мы уже упоминали, что он трудился одновременно над своим неисчерпаемым творением — порталом «Врата ада» и над памятником «Граждане Кале». С другой стороны, благодаря открытию туннеля, пассажиропоток через Кале резко возрос. Большие кисти рук крепко сжимают тяжелый ключ — вещественный знак переживаемой трагедии и в этот простой и, казалось бы, пассивный жест вложено наибольшее напряжение, подчеркнутое спокойной неподвижностью фигуры. Однако Огюст обладал поразительным упорством и терпением.
В этот предсмертный час они находят силы и нужные слова для убеждения и ободрения. Это был сюжет, в котором можно было показать то, что так волновало художника – человека в высшем проявлении его сущности. Сейчас я переживаю денежный кризис, что не позволяет мне внести больше». Возгласы и стенания пронеслись в толпе, скорбно замечает Фруассар. Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры. Для Родена эти условности были уже безнадежной архаикой.
Эти грубоватые, но очень выразительные изваяния, лишенные внешней «приглаженности», с резко характерными очертаниями голов и лиц, с угловатыми жестами, действительно находятся в каком-то очень далеком родстве с гражданами Кале, вышедшими на городскую площадь. А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели. И хотя он высоко оценивал своего предшественника, «могучего Рюда», как назвал он автора «Марсельезы», пластический язык последнего был для Родена давно умершей латынью. На этом человеке такая же широкая и длинная рубаха, как и на всех остальных, такое же вервие вокруг шеи, но он носит эту одежду пленника как священническую сутану, а позорная петля как будто составляет часть одеяния священнослужителя.
Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора. В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным. Шел 1845 год. Моральная сила любви к родному городу, общинная солидарность делают из них героев. С каждой новой точки выступают новые соотношения фигур, разнообразные просветы между ними. Эта картина должна быть выставлена в Лувре.
В начале Столетней войны англичане весьма успешно продвигались вглубь Франции. Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице— сдержанное возмущение и решимость. Как в музыкальной симфонии, сплетены здесь две различные темы со сложными психологическими вариациями. Отсутствует и какой-либо общий архитектурный фон монумента, вроде того пилона, перед которым выступают в поход добровольцы рюдовской «Марсельезы».
Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора. Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре. Он был сыном простого служащего, учился сперва в церковной школе, затем – в средней.
Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского. И если государство не собирается ее приобрести, то, возможно, согласится принять ее в дар. И Роден создал расплывчатый жест человека, который «проходит через жизнь». Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа.
Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Роден смело ввел в монументальную скульптуру начала психологического анализа, показав, что они могут действовать не только в станковом, «камерном» портрете, но и в многофигурной группе, предназначенной для городской площади. История, которую он узнал, поразила его. И не случайно в пору культа «камерности», нарочитой, подчас искусственной интимности, приглушенных полутонов и полуголосов, в пору, когда даже самые большие художники болели «боязнью пространства», страхом перед гулом улицы, перед толпами зрителей, перед аудиторией масс, Роден требовал для своих скульптур места в городе, под открытым небом, добивался (и добился. ) установки своего «Мыслителя» на парижской площади перед Пантеоном.
Кале является крупнейшим транспортным узлом на севере Франции. Оба преодолели страх смерти, примирились со своей участью. Здание мэрии с примыкающей к ней башней-беффруа расположено на Площади Неизвестного солдата (Place du Soldat Inconnu). «Граждане Кале» являются для Великобритании символом мужества и милосердия. Свет ложится бесчисленными бликами на выпуклости и грани поверхности. Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского.
Отец будущего скульптора был искусным каменщиком и резчиком и этому ремеслу научил сына. В июле 1885 года скульптор отправляет свой второй и окончательный вариант (в треть величины) в Кале. Разгромные статьи против Родена напечатали и некоторые столичные газеты. Этот жест — наиболее сложный по смыслу и экспрессии: «отсылка» к небу носит характер философского итога всего эпизода итога, возвращающего драматический конфликт к его подлинной первопричине, коренящейся в самом человеке и в человеческих отношениях.
Таково, в частности, широко распространенное мнение о Родене как импрессионисте, больше того — зачинателе и главе какого-то особого «импрессионизма в скульптуре». Согласно «Википедии», «после одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил ключевую французскую крепость Кале. Трактуя именно так «Граждан Кале», Роден сосредоточил внимание на анализе психологически характерного в каждом из шести действующих лиц и прежде всего — на складе их мысли, на реакции их сознания в момент решающего испытания. «Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением.
Романтик Рюд пользовался скульптурным арсеналом классицизма. Он также выступил в поддержку проекта Родена. Осенью 1346 года войска английского короля Эдуарда III взяли в осаду портовый город Кале на севере Франции (пролив Па-де-Кале). В это же время он вдохновенно создавал небольшие произведения, отличающиеся исключительной чувственностью: «Вечная весна», «Дафнис и Хлоя», «Помона», «Психея» и, наконец, знаменитый «Поцелуй».
«Бронзовый век», «Мыслитель» — произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. Однако его идеи не понравились заказчику. Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием. Тогда как сцены «Тайной вечери», «Снятия с креста», «Положения во гроб» объединяют персонажей вокруг одной центральной фигуры — Христа, в композиции Родена центральной фигуры нет.
Шесть героев, шесть личностей, каждый со своим характером и то, что объединяет их всех – долг, самопожертвование, сознание скорой гибели. Многие скульпторы заменяют фотографией сеансы работы с натурщиками. Его первые наброски карандашом общего вида «Врат ада» были явно навеяны отдельными фрагментами дверей, созданных Лоренцо Гиберти52 для баптистерия53 во Флоренции. Нет, у Родена был абсолютно новый подход к композиционному решению.
Гюго снискал беспрецедентную славу, как официальную, так и народную. Показать момент прощания – с людьми, с городом, с жизнью – со всеми нюансами чувств, в движении фигур, единым ансамблем, было очень интересной задачей. Описанные события происходили незадолго до героической эпопеи Жанны дАрк и были связаны с ходом той же войны французского народа против вторгшихся во Францию иноземных войск.
В этом и был художественный замысел мастера: он хотел максимально приблизить фигуры к зрителю, создать ощущение близости и реальности происходящего. Основанием для такой характеристики служили некоторые формальные особенности многих работ Родена — неясность очертаний, приблизительность и внешняя «незавершенность» тех или других форм, «воздушность» моделировки, создающая нюансные переходы от одной фактуры к другой или же от пластически обработанного материала к нетронутой массе камня. Бюст Виктора Гюго Родену пришлось выполнять в довольно сложных условиях.
Сейчас здесь Музей Родена. Осада продолжалась почти год. Чтобы понять — почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года. Эти приемы противоположны тому, что делал Роден. Юноша и сам пробует резать по дереву и высекать из камня. В 1884 году его семья вернулась в родную деревню Отавицу (Далмация) Мештрович рос в крестьянской семье, где народные традиции были особенно крепки.
Следом за ним — братья Жан и Пьер де Виссан, потом еще двое (хронист не называет их имен). Проект замер почти на сорок лет.
Места для случайностей не осталось. Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции.
С исканиями новой монументальности в творчестве Родена неразрывно связано утверждение программности, сюжетности скульптурного произведения, вопреки тому тяготению к бессюжетному, «чисто зрительному» образу, которое столь отчетливо проявилось в художественных течениях конца века. Он стал собирать на участке уцелевшие куски декоративных элементов с фасада дома. В ожидании лучших времен Роден поместил «Граждан Кале» в арендованную им бывшую конюшню на улице Сен-Жак и они находились там в течение семи лет. Окончательно Кале за Францией закрепил Като-Камбрезийский мир. Он уже был известным художником, признанным не только во Франции.
«Граждане Кале» стали знаменитыми сразу после установки скульптуры (1895). Вместе с тем в энергичной трактовке формы видна взволнованность скульптора. Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей. Некоторые критики и публика, поначалу крайне удивленная, были покорены.
Многого оставляет желать с точки зрения элегантности и силуэт. Выше человеческого роста.
Подобное встречается и у художников. Им созданы в родной стране такие шедевры реалистического ваяния, как «Моя мать», «Косовская девушка», «Вдова с ребенком», «Кральевич Марко», памятник Неизвестному солдату на горе Авале близ Белграда. Однако это строение было предназначено к сносу, который вскоре и произошел.
Он отказался от высокопарных жестов, от всякой напыщенной риторики, чтобы выразить душевное состояние людей, добровольно идущих на смерть. Однако для Родена тут было вдоволь материала. Выше: что вы искали. Не только «Граждане Кале» — монумент, предназначенный для городской площади, — но и многие чисто станковые работы Родена рассчитаны на открытое небо, на воздух, пронизанный солнечными лучами или наполненный ровным светом дня. В «Поцелуе» физическая любовь передана с такой нежностью и порывистостью, что могла бы и сегодня служить прекрасной иллюстрацией для любого сочинения о сексуальности, освятив его авторитетом большого искусства.
Случай более чем пятисотлетней давности как раз соответствовал настроениям того времени. К счастью, занятия с Лекоком в Малой школе научили его работать по памяти.
Среди них выделяется портретный бюст Виктора Гюго (1897, Москва, ГМИИ), передающий черты могучего творческого гения, духовную силу писателя. Была организована подписка по сбору средств на создание памятника и мэр Кале обратился к прославленному мастеру своего времени — Огюсту Родену. Эта картина была встречена в Салоне 1888 года насмешками и порицанием. Он стремился в первую очередь уловить свет. Наконец стало ясно, что французам не продержаться: в городе закончились все запасы пищи – жители съели даже крыс.
Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры. Скажем несколько слов о том, что стоит за этим произведением. Таким был Шарль Деспио, 65 почти каждый день в течение пятнадцати лет, до самой смерти исправлявший своего «Аполлона», причем вносимые изменения были неуловимы для постороннего глаза.
А потом Роден уже не видел образов. Кафедральный собор Богоматери (Notre-Dame de Calais), построенный в XIII веке, также является одним из самых впечатляющих городских строений. В «Гражданах Кале» люди примерно одного поколения, спаянные общим приговором судьбы, живут абсолютно обособленной душевной жизнью, каждый по-своему переживая свою участь. Это помогло ему уловить живую мимику Гюго, что было бы невозможно при позировании. Героизм получает здесь истолкование, незнакомое монументальному искусству прошлого. Шестеро граждан этого не сделали». То, что впервые появилось в «Бронзовом веке» в виде легкой пульсации, трепета, пробегающего по обнаженному телу юноши, мы обнаруживаем снова с большей полнотой и силой в «Бальзаке».
Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания. Мэр Кале, взявший на себя всю ответственность, начал беспокоиться. «Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми.
Он набрасывал эскизы карандашом в один прием или торопливо писал акварельными красками.
О ней писали газеты, монографии, чтобы посмотреть на нее, люди ехали (и едут до сих пор) в Кале не только со всей Франции, но и со всего мира: каждый хочет постоять в той толпе на торговой площади, через которую идут герои. В портретном жанре скульптор ставит иные задачи. Ведь именно эта сторона творчества Родена вызывала (и продолжает вызывать) со стороны ряда его критиков упреки в «литературности» и «символизме».
Надо сказать, что помимо знаменитого «Мыслителя» Роден создал множество скульптур, среди которых «Человек со сломанным носом», «Юность», «Мать и дитя», «Венера и Амур», «Бронзовый век», «Три тени», «Материнская нежность», «Иоанн Креститель» и многие другие. Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара. В отличие от героев «Марсельезы» фигуры Родена разобщены между собой —между ними нет никаких внешних материальных связей: ни общего цоколя, ни общего фона-стены, ни непосредственной пластической близости.
Он работал без устали, не позволяя себе ни минуты передышки. Готовность к самопожертвованию читается на его решительном изможденном лице, в погруженном в себя, отрешенном взгляде. Это была последняя территория Англии в континентальной Европе.
В конце концов проект был принят. «Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена. Возвращён Франции по Вервенскому миру.
Но нет же. Им не нравилось также, что скульптор изобразил одежду «со слишком тяжелыми складками из грубой ткани, тогда как, согласно истории, на них была легкая одежда».
Это героическая пара. Устремление к героизации образа ощутимо в памятнике Бальзаку (1893—1897, отлив установлен в Париже), в портретах. Средневековые «Великие французские хроники» Фруассара лаконично повествуют, что город Кале в течение многих месяцев мужественно выдерживал осаду британцев, не имея никакой помощи извне.
Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить «Портрет матери» со статуей «Мать». Эти истолкования и суждения противоречивы. Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице — сдержанное возмущение и решимость.
Работы мастера являются «пограничными» между классицизмом (в данное понятие мы включаем различные направления этого стиля) и модерном. И он принял все сто и сделал из них шесть. Указывалось также на личную близость Родена к основоположникам и лидерам живописного импрессионизма, в частности к Клоду Моне. Импрессионисты пытались, по словам Дюранти, воспроизвести освещение пленэра «путем разложения солнечного света на составные части и воссоздания его посредством общей гармонии цветов спектра, которые они щедро использовали в своих полотнах». 70 Роден стремился создать на поверхности скульптуры мельчайшие рельефы, улавливающие вибрацию света.
Полное представление о произведении можно получить, только обойдя его кругом. Его альбомы, ученические тетради, отдельные листы бумаги заполнялись рисунками сцен ада. «Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя». Герой сошел с классических котурнов и ступил на землю. Развивая тему материнства, почти одновременно с этой монументальной работой Мештрович создает «Портрет матери» (1909). Денежный кризис. Первой привлекает внимание фигура Эсташа де Сен-Пьера в центре скульптурной группы.
Роден был убежден, что создатель поэтического цикла «Легенды веков», гений поэзии должен быть предстать обнаженным. Это требование было исполнено. История, которую он узнал, поразила его. Они были предназначены для скульпторов, выполнявших заказы исключительных размеров. Городские власти заплатили скульптору лишь небольшой аванс.
Он сосредоточил все свое внимание на моменте ухода.