Граждане Кале

Граждане Кале – скульптура французского скульптора Огюста Родена, посвящённая одному из эпизодов Столетней войны. Особое место в его творчестве занимает скульптурная группа «Граждане Кале». Граждане Кале— бронзовая скульптура французского скульптора Огюста Родена, посвящённая одному из эпизодов Столетней войны. «граждане Кале» получают-таки право гражданства.

О «Гражданах Кале» много писали. Граждане Кале — бронзовая скульптура французского скульптора Огюста Родена, посвящённая одному из эпизодов Столетней войны. «граждане Кале» — одно из самых значительных его творений.

Граждане Кале— герои одного из эпизодов Столетней войны, увековеченные в бронзе Роденом на центральной площади города Кале. Продолжаю свой рассказ о работах Огюста Родена, представленных на выставке в Петропавловской крепости. "Граждане города Кале"В 1884 году власти французского города Кале заказали Родену памятник в честь подвига своих именитых граждан, которые пожертвовали собой ради спасения города. А вот что написал о работе Родена над «Гражданами Кале» Рильке: «В его мозгу всплывали жесты, жесты отказа от всего сущего, жесты прощания, жесты отрешения, жесты, жесты и жесты.

На эти вопросы ответил Огюст Роден (1840-1917), создав скульптурную группу «Граждане Кале» — и тем самым совершил революцию в монументальной скульптуре. Граждане Кале— скульптура французского скульптора Огюста Родена, посвящённая одному из эпизодов Столетней войны. Оттого так открыты и ясны взоры добровольцев, выступающих в поход, так уверен их шаг, так приподнято-размерен ритм этого шествия, так оцепенело статичны, внутренне скованны фигуры граждан города Кале идущих в стан врага. В том же 1884 году, когда эта очаровательная женщина позировала Родену (поговаривали, что сеансы были слишком продолжительными), он приступил к работе над новым проектом — «Граждане Кале».

На эти вопросы ответил Огюст Роден (1840-1917), создав скульптурную группу «Граждане Кале» – и тем самым совершил революцию в монументальной скульптуре.

В 1884 году его семья вернулась в родную деревню Отавицу (Далмация) Мештрович рос в крестьянской семье, где народные традиции были особенно крепки. После ряда доделок она в 1895 г. была установлена в Кале. Им не нравилось также, что скульптор изобразил одежду «со слишком тяжелыми складками из грубой ткани, тогда как, согласно истории, на них была легкая одежда».

Юноша и сам пробует резать по дереву и высекать из камня. Возгласы и стенания пронеслись в толпе, скорбно замечает Фруассар. Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу— полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли. Картины Давида были для него живой художественной реальностью, сегодняшним днем искусства, хотя «Марсельеза» создавалась в тупору, когда, по словам Маркса, давно уже «исчезли допотопные гиганты и с ними вся воскресшая из мертвых римская старина». С трудом несет он ключ — символ капитуляции, как тяжелый груз. Гюстав Жеффруа так и назвал его: «прохожий».

Можно было предвидеть, что и это предложение отклонят. Я послал одну из фигур на выставку в Брюссель, где она имела большой успех. В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений. В «Гражданах Кале» сказалось новое понимание одного из главных средств скульптурной выразительности — жеста. Так возник памятник всем шестерым.

  • Описание работы «Граждане Кале»
  • Описание скульптуры Франсуа Огюста Родена «Граждане Кале»
  • Скульптура Родена Граждане Кале
  • Скульптура Граждане города Кале
  • Скульптура Родена «Жители Кале»

В ходе переговоров о сдаче крепости англичане выдвинули ультиматум: город не будет разрушен и жителей пощадят, если шесть самых именитых граждан Кале, босые, с обнаженными головами, с петлями на шеях, не передадут им ключи от города. «Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя». Не только «Граждане Кале» — монумент, предназначенный для городской площади, — но и многие чисто станковые работы Родена рассчитаны на открытое небо, на воздух, пронизанный солнечными лучами или наполненный ровным светом дня.

Большие кисти рук крепко сжимают тяжелый ключ — вещественный знак переживаемой трагедии и в этот простой и, казалось бы, пассивный жест вложено наибольшее напряжение, подчеркнутое спокойной неподвижностью фигуры. Выше: что вы искали. Авторские копии можно увидеть также в Лондоне и Париже.

  1. Три ключевых скульптуры Родена: «Мыслитель», «Граждане Кале» и «Поцелуй»
  2. Напишите отзыв о статье Граждане Кале
  3. Отрывок, характеризующий Граждане Кале
  4. Еще из раздела Культура и искусство
  5. Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике

В поисках этих путей Роден должен был противостоять как скульптурному «академизму», так и модернистскому разложению стиля. Тогда как сцены «Тайной вечери», «Снятия с креста», «Положения во гроб» объединяют персонажей вокруг одной центральной фигуры — Христа, в композиции Родена центральной фигуры нет. Он набрасывал эскизы карандашом в один прием или торопливо писал акварельными красками.

Моральная сила любви к родному городу, общинная солидарность делают из них героев. Королева была более милосердной, чем ее супруг и уговорила Эдуарда отменить казнь. Автора «Граждан Кале» объединяют с готикой главным образом отклонения от классики, от классических пропорций, классической пластики форм и жестов.

Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице — сдержанное возмущение и решимость. Сейчас здесь Музей Родена. И хотя он высоко оценивал своего предшественника, «могучего Рюда», как назвал он автора «Марсельезы», пластический язык последнего был для Родена давно умершей латынью. Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием.

С трудом несет он ключ— символ капитуляции, как тяжелый груз. Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара. И Роден предложил другое место для памятника. В искусстве скульптуры обнаженное тело является одним из важнейших выразителей внутреннего мира личности. Он формировал их. Скульпторы обычно воздерживались от участия в подобных мероприятиях.

  1. Хед Мартин Джонсон, «Голубая бабочка»
  2. Винсент Ван Гог, «Цветущие ветки миндаля»
  3. 20 фотографий для новогоднего настроения
  4. Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох

1346 г. Бушует столетняя война – предки англичан и французов времени на войн не жалели. С трудом несет он ключ — символ капитуляции, как тяжелый груз. Постепенно возник целый мир, хаотичный, чувственный и ужасающий. Количество фигур возрастало, причем он их переделывал или уничтожал без устали. В этот предсмертный час они находят силы и нужные слова для убеждения и ободрения. Затем их повесят.

Англичане просили мастера об этом небезосновательно. Сколько их было потом – не сосчитать, но гораздо больше, чем в Третьяковку. Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью.

Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. «Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. Это делается быстро, но это не искусство.

  1. Новогодние елки в сказочном лесу: красивые фото
  2. Август Маке – ещё один немецкий экспрессионист, убитый на войне
  3. Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  4. Зимние пейзажи выдающихся художников
  5. Вася Ложкин – самый известный художник Рунета

Так, Эли Фор прямо говорит о «досадном стремлении Родена уходить за пределы пластики, гнаться за символами». Бюст Виктора Гюго Родену пришлось выполнять в довольно сложных условиях. В начале Столетней войны англичане весьма успешно продвигались вглубь Франции. Мэр Кале, взявший на себя всю ответственность, начал беспокоиться. То, что впервые появилось в «Бронзовом веке» в виде легкой пульсации, трепета, пробегающего по обнаженному телу юноши, мы обнаруживаем снова с большей полнотой и силой в «Бальзаке».

Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным». Гюго, находившийся тогда в зените славы, отказывался позировать. Движение правой руки, согнутой в локте, резко выделяет эту фигуру. Они были предназначены для скульпторов, выполнявших заказы исключительных размеров.

  • 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  • Японская мудрость гласит: «Измена всегда верностью прикрывается»
  • 29 января в Киеве отметили День памяти Героев Крут
  • Лучшие фильмы производства студии Довженко

Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского. Сегодня мы будем знакомиться с работами другого великого мастера пластики, чье имя ассоциируется, прежде всего, со скульптурой «Мыслитель».

Все шесть фигур, представляющие людей разных поколений — от мальчика до седовласого старца, — лишь разные пластические выражения единого собирательного существа — революционного народа, поднявшегося на защиту отечества. Его творчество очень интересовало Родена. ных зданий эти последние представляют собой не более чем обрамление площади, в котором не выделено никакой доминирующей части, никакой господствующей формы.

Он сосредоточил все свое внимание на моменте ухода. В его памяти возникли жесты – жесты отказа, прощания, отречения. Жесты за жестами. Таково, в частности, широко распространенное мнение о Родене как импрессионисте, больше того — зачинателе и главе какого-то особого «импрессионизма в скульптуре». Отец будущего скульптора был искусным каменщиком и резчиком и этому ремеслу научил сына. Основанием для такой характеристики служили некоторые формальные особенности многих работ Родена — неясность очертаний, приблизительность и внешняя «незавершенность» тех или других форм, «воздушность» моделировки, создающая нюансные переходы от одной фактуры к другой или же от пластически обработанного материала к нетронутой массе камня.

  1. Брошь Глаз времени работы Сальвадора Дали
  2. Я люблю Высоцкого: фильмы с участием Владимира Семеновича, в которых он исполнил свои песни
  3. Владимир Высоцкий и Марина Влади: 12 лет их любовь преодолевала расстояния
  4. Базовые женские аксессуары: Пусеты

Соотечественники решают помочь ему получить образование. Памятник не предполагал изображения душевных переживаний запечатленного. Казалось, он был в бреду. И если государство не собирается ее приобрести, то, возможно, согласится принять ее в дар.

Мы ничего не знаем о натурщиках Родена. Нет, у Родена был абсолютно новый подход к композиционному решению. Трагическое в «Гражданах Кале» выходит далеко за сюжетные рамки рассказа о подвиге французских патриотов XIV века.

Но вот третья пара (братья Виссан), олицетворяющая более действенный героизм. Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара. Только итальянец Медардо Россо71 хотел перенести в скульптуру искания импрессионистов.

  1. Близлежащие достопримечательности

Ему никак не удавалось отказаться от одних и объединить отдельные элементы других. В ожидании лучших времен Роден поместил «Граждан Кале» в арендованную им бывшую конюшню на улице Сен-Жак и они находились там в течение семи лет. Членам муниципалитета хотелось бы видеть их изящно одетыми, в гордой позе – как и полагается памятнику.

«Марсельеза» Рюда была одним из последних произведений монументального искусства, наполненным отзвуками Великой революции XVIII века. Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу — полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли. Заказ на «Врата ада» привел скульптора в необычайное возбуждение. Во-вторых, он отказался от традиционного для монументальной скульптуры постамента и даже хотел, чтобы памятник был установлен прямо на земле.

Описание работы 
«Граждане Кале»

Но это была всего лишь мимолетная идея. Он покидает город и идет вниз, в лагерь. Он был сыном простого служащего, учился сперва в церковной школе, затем – в средней.

Однако оно соответствовало сути произведения. Гюго снискал беспрецедентную славу, как официальную, так и народную. Многого оставляет желать с точки зрения элегантности и силуэт. В отличие от героев «Марсельезы» фигуры Родена разобщены между собой —между ними нет никаких внешних материальных связей: ни общего цоколя, ни общего фона-стены, ни непосредственной пластической близости.

Он также выступил в поддержку проекта Родена. Это был сюжет, в котором можно было показать то, что так волновало художника — человека в высшем проявлении его сущности. Вместе с тем в энергичной трактовке формы видна взволнованность скульптора. Как пишет А. Ромм: «Тема Родена — самопожертвование, добровольное мученичество. Всё, что он зарабатывал, уходило на аренду мастерских, оплату труда литейщиков и практикантов (он нанимал лучших), на покупку материалов (он всегда выбирал очень крупные блоки мрамора). Как пишет А. Ромм: «Тема Родена— самопожертвование, добровольное мученичество. Иван Мештрович родился в 1883 году в г. Врполе, Герцеговина.

Работы мастера являются «пограничными» между классицизмом (в данное понятие мы включаем различные направления этого стиля) и модерном. Он уже был известным художником, признанным не только во Франции.

В натуральную величину их решения.

Развивая тему материнства, почти одновременно с этой монументальной работой Мештрович создает «Портрет матери» (1909). Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей. Героизм получает здесь истолкование, незнакомое монументальному искусству прошлого. В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений.

Казалось, скульптор буквально захлебнулся ими. Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью. История, которую он узнал, поразила его. В конце XIX века буржуазия неохотно вспоминала о великих героях своего революционного прошлого — Маратах, Дантонах, Робеспьерах. Однако его идеи не понравились заказчику.

К счастью, занятия с Лекоком в Малой школе научили его работать по памяти. О поступке достойнейших граждан Кале вспомнили в середине 19 века. Шестеро граждан этого не сделали». И Роден создал расплывчатый жест человека, который «проходит через жизнь».

В ближайшую субботу и состоялся мой первый ознакомительный визит. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить «Портрет матери» со статуей «Мать». Согласно «Википедии», «после одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил ключевую французскую крепость Кале.

Это помогло ему уловить живую мимику Гюго, что было бы невозможно при позировании. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. Можно усмотреть влияние готической скульптуры в тех же «Гражданах Кале» —есть пластическая близость между удлиненными пропорциями, резкими чертами, угловатыми движениями роденовских фигур и вырезанными в камне скульптурными изображениями на порталах и в нишах соборов Амьена, Шартра, Реймса. Оба преодолели страх смерти, примирились со своей участью. Они должны сами искать заказчика.

Эта картина должна быть выставлена в Лувре. Скульптор был возмущен разрушением прекрасного образца архитектуры XVIII века. Но мы уделим внимание другим работам мастера. Он ощущал в себе силы, вот таким образом был уверен в своем предназначении. Варианты множились, вскоре их число достигло дюжины.

Над фигурой «человека с поднятой рукой» скульптор работал, по-видимому, особенно много. Под «символами» здесь разумеется «внепластическая», то есть сюжетная, основа многих работ скульптора — как раз то, что импрессионизм обычно старался исключить из самой сферы художественного. И начал её английский король Эдуар III Плантагенет, тридцати четырех лет от роду, женатый.

Таким был Шарль Деспио, 65 почти каждый день в течение пятнадцати лет, до самой смерти исправлявший своего «Аполлона», причем вносимые изменения были неуловимы для постороннего глаза. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В скульптуре Родена было утрачено многое от цельности и возвышенной красоты классицизма, но и приобреталось многое из того, чем не располагал и не мог располагать классицизм. «Автор мог бы нарушить монотонность и сухость внешних линий, меняя размеры своих персонажей», — заявили члены комитета. Герои «Марсельезы» — добровольцы 1792 года, выступающие в поход, объединены не столько общностью судьбы, сколько единством воли, единством переживаний и чувств.

К этой скульптуре я ещё вернусь в конце поста. Но Роден, захваченный масштабностью предложенной темы, отверг подобное предложение: «Как я могу пойти на компромисс. Именно это придает группе движение. Группа Родена изображала событие в его исторической конкретности.

Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского. В отличие от двух соседних фигур — человека с бородой и того, кто охватил руками голову, — этот горожанин изображен неподвижным, как бы застывшим, перед тем как сделать решительный шаг. (Клода Моне предупредили, что ее собирается приобрести американский коллекционер. Еще в течение нескольких лет семья Родена будет испытывать материальные затруднения. В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным. Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре.

На его письмах будет указан адрес: Университетская улица, дом 183. Знакомясь с шедеврами, он учился у мастеров прошлого. Отсутствует и какой-либо общий архитектурный фон монумента, вроде того пилона, перед которым выступают в поход добровольцы рюдовской «Марсельезы». Как все композиции роденовской работы и эта была замкнута в себе – особый мир, целое, преисполненное жизнью, которая кружит, не перехлестывая через край. Мальчик хотел заниматься живописью, но препятствием стала бедность. Именно здесь он будет чаще всего принимать своих почитателей. Он уже был известным художником, признанным не только во Франции.

Его первые наброски карандашом общего вида «Врат ада» были явно навеяны отдельными фрагментами дверей, созданных Лоренцо Гиберти52 для баптистерия53 во Флоренции. А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели. Внутренний мир людей феодального средневековья наделен чертами роденовской современности, противоречиями и сомнениями, свойственными скорее, человеку конца XIX столетия. Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей. Его примеру последовали и другие.

Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице— сдержанное возмущение и решимость. Раздосадованный длинной осадой Эдуар III выставил жесткие условия горожанам. И в том и в другом случае скульптура кажется живой, она словно сама излучает свет. В 1889 году Клод Моне выступил с инициативой организовать подписку с целью подарить государству «Олимпию» Мане.

Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции. И не случайно в пору культа «камерности», нарочитой, подчас искусственной интимности, приглушенных полутонов и полуголосов, в пору, когда даже самые большие художники болели «боязнью пространства», страхом перед гулом улицы, перед толпами зрителей, перед аудиторией масс, Роден требовал для своих скульптур места в городе, под открытым небом, добивался (и добился. ) установки своего «Мыслителя» на парижской площади перед Пантеоном. Этот «фон» обволакивает каждую фигуру, заставляя зрителя пристально вглядываться не столько в группу как целое, сколько в каждое изваяние в отдельности. Его «Боснией верхом на коне» (1898) обратил на себя внимание местных жителей.

Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания. В его глазах читался вызов и непокорность. Среди обладателей индивидуального жилья с дворцовым (классицистическим) стилем, а также со стилем «модерн», есть и те, кому ближе по духу пластические формы, несущие в себе мотив борьбы и трагизма. Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре. Скульпторам гораздо труднее продавать свои работы, чем художникам.

Жюри не хватило двух голосов, чтобы отклонить проект. Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу — полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли. Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале. Денежный кризис.

Они замкнуты в себе, отъединены от более слабых, повернулись к ним спиной. Фоном для «Граждан Кале» служит только воздух, только свободное пространство, читаемое в просветах между фигурами, в прорывах, образуемых движениями рук, поворотами голов, одеяниями. В то же время нельзя не заметить, что готическая скульптура, быть может, как никакая другая, связана со зданием, архитектурой, она всегда составляет пластическую часть портала или венчающих деталей собора или каких-то иных архитектурных элементов она исходит от архитектуры и входит в нее.

И он принял все сто и сделал из них шесть. Как пишет А. Ромм: «Тема Родена — самопожертвование, добровольное мученичество. Он стремился в первую очередь уловить свет.

С каждой новой точки выступают новые соотношения фигур, разнообразные просветы между ними. Случай более чем пятисотлетней давности как раз соответствовал настроениям того времени. Пустая болтовня в кафе не привлекала его.

Сейчас здесь Музей Родена. Проект замер почти на сорок лет.

Речь пойдет об Огюсте Родене (1840 – 1917). Возгласы и стенания пронеслись в толпе. А сейчас чуть-чуть истории. Один поднял руку, подобно оратору. Для Родена эти условности были уже безнадежной архаикой. Он изваял их нагими, каждого порознь, во всей откровенности зябнущих тел. Тогда, в 1346 году английский король Эдуард III осадил французскую крепость Кале и по прошествии времени предложил городу, уже измученному голодом, в обмен на снятие осады, выдать ему на казнь шесть самых знатных горожан. В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным.

В этот предсмертный час они находят силы и нужные слова для убеждения и ободрения. В это же время он вдохновенно создавал небольшие произведения, отличающиеся исключительной чувственностью: «Вечная весна», «Дафнис и Хлоя», «Помона», «Психея» и, наконец, знаменитый «Поцелуй». Они были слишком разными и по рельефу и по пропорциям.

Скажем несколько слов о том, что стоит за этим произведением. Именно это придает группе движение. Они обращаются к отставшим и ослабевшим. А потом Роден уже не видел образов.

вы можете запросить все в системе с коробкой. Чтобы понять — почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года. Это стало причиной его окончательного разрыва с Роденом. В портретном жанре скульптор ставит иные задачи.

В июле 1885 года скульптор отправляет свой второй и окончательный вариант (в треть величины) в Кале. Роден явно испытывал потребность в том, чтобы быть перегруженным работой. Роден был убежден, что создатель поэтического цикла «Легенды веков», гений поэзии должен быть предстать обнаженным. Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице — сдержанное возмущение и решимость.

Прошло уже более года с тех пор, как Роден приступил к работе. Эта картина была встречена в Салоне 1888 года насмешками и порицанием.

«Бронзовый век», «Мыслитель» — произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми.

Оба преодолели страх смерти, примирились со своей участью. Он оправдывался: «Это для того, чтобы поставить свое имя. Помог Родену писатель Роже Маркс.

Но ведь это просто-напросто академия навязывает мне здесь свои догмы. «Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена. Англичане просили мастера об этом небезосновательно.

Трактуя именно так «Граждан Кале», Роден сосредоточил внимание на анализе психологически характерного в каждом из шести действующих лиц и прежде всего — на складе их мысли, на реакции их сознания в момент решающего испытания. Попытки французов прорвать блокаду провалились. Шел 1845 год. Импрессионисты пытались, по словам Дюранти, воспроизвести освещение пленэра «путем разложения солнечного света на составные части и воссоздания его посредством общей гармонии цветов спектра, которые они щедро использовали в своих полотнах». 70 Роден стремился создать на поверхности скульптуры мельчайшие рельефы, улавливающие вибрацию света.

Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора. Он работал без устали, не позволяя себе ни минуты передышки. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Однако для Родена тут было вдоволь материала.

В этом случае английский монарх обещал помиловать остальных горожан, но этих шестерых ожидала жестокая казнь. Осада продолжалась почти год. Его альбомы, ученические тетради, отдельные листы бумаги заполнялись рисунками сцен ада.

Дело, однако, затянулось: защитники Кале оборонялись упорно и долго. Многого оставляет желать с точки зрения элегантности и силуэт. Никто не смог бы увековечить его образ лучше, чем Роден.

Этих шестерых казнят, но больше жертв не будет. Но нет же. Он называет имена четырех (как звали еще двоих, он запамятовал) и о каждом из них говорит несколько слов. Они высказываются и сейчас, когда автор «Граждан Кале» давно стал одним из классиков новейшей скульптуры. Этот жест — наиболее сложный по смыслу и экспрессии: «отсылка» к небу носит характер философского итога всего эпизода итога, возвращающего драматический конфликт к его подлинной первопричине, коренящейся в самом человеке и в человеческих отношениях.

Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания. Но ведь это просто-напросто академия навязывает мне здесь свои догмы. Разгромные статьи против Родена напечатали и некоторые столичные газеты.

Пушкина был первым, который я посетил в студенческие годы. Места для случайностей не осталось. Появление на площади старого приморского города шести бронзовых фигур изображавших людей давнего прошлого и напоминавших о чести и мужестве, о патриотизме и любви к человеку, знаменовало важную ступень в развитии новейшего искусства.

Первой привлекает внимание фигура Эсташа де Сен-Пьера в центре скульптурной группы. Чтобы понять – почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года. Однако это строение было предназначено к сносу, который вскоре и произошел. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. «Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя». Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей. Известно, что король Эдуард сохранил им жизнь, как уверяет Фруассар, вняв просьбам своей супруги.

Как в музыкальной симфонии, сплетены здесь две различные темы со сложными психологическими вариациями. Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции. Таким Жана дЭра, бургомистр города Кале, создал Огюст Роден. Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора. В противном случае – ну, вы понимаете. Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах. Но нет же.

История, которую он узнал, поразила его. Огюст часто ходил в Лувр. Вот таким образом он сосредоточился на рисунке, делая бесконечные копии с шедевров, набивая руку. Однако его идеи не понравились заказчику.

Герой сошел с классических котурнов и ступил на землю. Обращение к небу бессмысленно — начало и конец драмы находятся на земле. Немецкий поэт Райнер Мария Рильке, опубликовавший небольшую книгу — этюд о Родене, называет в числе дальних предшественников Родена средневекового скульптора Клауса Слютера, родом из Нидерландов, создавшего среди прочих своих работ замечательные фигуры пророков так называемого «Моисеева фонтана» во дворе монастыря в Дижоне, портретные статуи герцога Филиппа Смелого и других исторических лиц на портале церкви того же монастыря. Но затем он понял, что ошибался.

На самом деле Роден приходил сюда лишь для тайных свиданий. Романтик Рюд пользовался скульптурным арсеналом классицизма. Движение правой руки, согнутой в локте, резко выделяет эту фигуру.

Подобное встречается и у художников. Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным». В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением.

А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели. Все, кто видел монумент испытывали потрясение На выставке 1889 года «Граждане Кале» произвели сенсацию. «Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми.

Даже противники Родена выразили ему свое восхищение. Свет ложится бесчисленными бликами на выпуклости и грани поверхности. Музей изобразительного искусства им. Тут все было ясно и определенно.

С исканиями новой монументальности в творчестве Родена неразрывно связано утверждение программности, сюжетности скульптурного произведения, вопреки тому тяготению к бессюжетному, «чисто зрительному» образу, которое столь отчетливо проявилось в художественных течениях конца века. Он не решался более показывать себя обнаженным — слишком грубы и непластичны были его формы, слишком угловат и резок жест. Городские власти заплатили скульптору лишь небольшой аванс.

В конце концов проект был принят. Ведь именно эта сторона творчества Родена вызывала (и продолжает вызывать) со стороны ряда его критиков упреки в «литературности» и «символизме». Этот жест — наиболее сложный по смыслу и экспрессии: «отсылка» к небу носит характер философского итога всего эпизода итога, возвращающего драматический конфликт к его подлинной первопричине, коренящейся в самом человеке и в человеческих отношениях.

Работа была закончена в 1889 г. и была восторженно встречена публикой. Разгромные статьи против Родена напечатали и некоторые столичные газеты. Однако Огюст обладал поразительным упорством и терпением. Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале.

Он собирал их. Его политическая ангажированность вкупе с литературным гением привели к тому, что его стали рассматривать как полубога. Эти грубоватые, но очень выразительные изваяния, лишенные внешней «приглаженности», с резко характерными очертаниями голов и лиц, с угловатыми жестами, действительно находятся в каком-то очень далеком родстве с гражданами Кале, вышедшими на городскую площадь.

Об этом же говорит рот, полуоткрытый в горестном изгибе и взгляд вниз, как будто спорящий с жестом руки. Жертвуя своими жизнями, люди Родена остаются и в эти минуты высокого морального подъема «наедине с собой». Надеюсь, что Вы предоставите мне достаточно времени». Но эти слабые духом, напоминающие «Тени» из «Адских врат», — лишь психологический фон, выделяющий мотив героики. Но подобные определения сами по себе говорят очень мало, а в иных случаях могут создать неверное представление о творчестве художника и его месте в истории искусства. Некоторые критики и публика, поначалу крайне удивленная, были покорены.

Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры. Такой скульптурой (вернее, скульптурной группой) является творение Родена «Граждане Кале». В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. Мы уже упоминали, что он трудился одновременно над своим неисчерпаемым творением — порталом «Врата ада» и над памятником «Граждане Кале».

Неудивительно, что фруассаровский рассказ о «шестерых из Кале» стал популярным, «хрестоматийным» сюжетом во Франции. Но вот третья пара (братья Виссан), олицетворяющая более действенный героизм.

«Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена. Это героическая пара. Эти приемы противоположны тому, что делал Роден.

В отличие от статуи глаза в портрете изображены открытыми, взгляд суровый, умудренный опытом. Показаны и морщинки, свидетельствующие о печати времени. Вот почему творения Родена выглядят так эффектно на пленэре. Сюда относятся свободная группировка фигур, пластика сильных, лишенных плавности жестов, резкая и крупная моделировка, преобладание больших плоскостей и объемов, полный отказ от фронтальности, самое же главное — сосредоточение внимания на внутреннем, душевном мире человека, на его переживании, на его мысли как определяющих предпосылках пластического образа.

Роден лишил эту тему ее обязательного в прошлом «классического» скульптурного выражения и это был не просто переход от одного пластического стиля к другому, а следствие нового понимания самой основы скульптуры — образа героического человека. Как в музыкальной симфонии, сплетены здесь две различные темы со сложными психологическими вариациями. Он оборачивается к самому себе. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела.

Это требование было исполнено. Англичане начали осаду, которая длилась почти год. Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием. Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. Затем начались проблемы с муниципалитетом Кале, бюджет которого оказался в плачевном состоянии.

Скульптор, восхищавшийся Гюго, недавно закончил его бюст. Эти истолкования и суждения противоречивы. Сейчас я переживаю денежный кризис, что не позволяет мне внести больше». Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры.

Эта группа не имеет своего фронтального фасада, она требует многих точек обозрения. Ныне он зовется ГМИИ. Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью.

И где же памятник. Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. Выше человеческого роста. Многие скульпторы заменяют фотографией сеансы работы с натурщиками. Они обращаются к отставшим и ослабевшим.

Но попытка взять ключевую крепость Кале провалилась – город оказал упорное сопротивление. В «Поцелуе» физическая любовь передана с такой нежностью и порывистостью, что могла бы и сегодня служить прекрасной иллюстрацией для любого сочинения о сексуальности, освятив его авторитетом большого искусства. Героями подвига были представители городской буржуазии. Сперва кажется, будто Роден всего-навсего объединил их.

По обычаям войны тех лет. Но при этом каждый остается «обыкновенным человеком», охваченным присущими человеку сомнениями, страданиями, горькими раздумьями. Он покидает город и идет вниз, в лагерь. Родена предпочли Жюлю Далу, признанному «певцу республики». Шесть героев, шесть личностей, каждый со своим характером и то, что объединяет их всех – долг, самопожертвование, сознание скорой гибели. В июле 1885 года скульптор отправляет свой второй и окончательный вариант (в треть величины) в Кале.

Им созданы в родной стране такие шедевры реалистического ваяния, как «Моя мать», «Косовская девушка», «Вдова с ребенком», «Кральевич Марко», памятник Неизвестному солдату на горе Авале близ Белграда. Один поднял руку, подобно оратору. Героями подвига были представители городской буржуазии. В «Гражданах Кале» люди примерно одного поколения, спаянные общим приговором судьбы, живут абсолютно обособленной душевной жизнью, каждый по-своему переживая свою участь. Роден смело ввел в монументальную скульптуру начала психологического анализа, показав, что они могут действовать не только в станковом, «камерном» портрете, но и в многофигурной группе, предназначенной для городской площади. Это героическая пара.

Моне счел недопустимым, чтобы «Олимпия» была увезена за океан. В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений. Полное представление о произведении можно получить, только обойдя его кругом. Они замкнуты в себе, отъединены от более слабых, повернулись к ним спиной.

Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах. Однако итальянец, чтобы передать свои впечатления искал особый угол зрения (это можно заметить, глядя на фотографии его скульптур, напоминающих картины). В нем можно чётче, чем в женском, выразить идею силы, показать человека, берущего на себя тяготы ответственности за жизнь и смерть, за всё, что происходит в мире. Группа «Граждане Кале», предназначенная для определенной площади определенного города, по существу, безразлична к своему архитектурному окружению, к ансамблю. Герой (как правило, один) должен был возвышаться над зрителями и вызывать чувство гордости и восхищения.

Неудивительно, что рассказ о «шестерых из Кале» стал популярным, «хрестоматийным» сюжетом во Франции. Он стал собирать на участке уцелевшие куски декоративных элементов с фасада дома. Надо сказать, что помимо знаменитого «Мыслителя» Роден создал множество скульптур, среди которых «Человек со сломанным носом», «Юность», «Мать и дитя», «Венера и Амур», «Бронзовый век», «Три тени», «Материнская нежность», «Иоанн Креститель» и многие другие.