Художник Филонов Фото

Голодная смерть ради искусства: подвиг художника Филонова

Как и в академические годы, Павел Николаевич писал и для себя. Традиция владычества, тоже умирающая». Поэт был очень доволен этими иллюстрациями: «Кланяйтесь Филонову. Павел Филонов родился 8 января 1883 года в Москве в крестьянской семье. Филонов взял девочку и пересадил на сухое место. В период с 1905 по 1907 художник много путешествовал по России, Кавказу, Европе, посетил Иерусалим. В 1910 году Филонов принял участие в выставке «Союза молодёжи», основанного М. Матюшиным, Е. Гуро и В. Матвеем.

Это был его собственный стиль, были и ученики, но у них так не получалось. Картина «Натурщица» бесследно пропала, также не известно местонахождение портрета Карла Маркса и полотна «Две женщины и царь». В «Законе и каноне» Филонов рассматривает два принципиально различных способа построения картины. Он принципиально не брал денег с учеников, не продавал свои картины, его называли «помешанным врагом рабочего класса», а сам он считал себя коммунистом.

Филонов со своими учениками участвует в различных видах художественной деятельности: участвуют в постановке «Ревизора»Гоголя иллюстрируют финский эпос«Калевала». «Нужно идти не от общего к частному, а от частного – к общему», – провозглашает он. Родился в Москве в семье кучера ипрачки.

К этому времени Павел Николаевич, очевидно, «ушел в подполье» и действовал по всем законам конспирации. После третьего отказа ректор Эссен заявил: «Теперь Филонов придёт в Академию только через мой труп». В 1923 году Филонову как председателю Музея живописной культуры поручили написать Устав будущего Института исследования искусства. «Я был на войне 1, 5 года и, к счастью, меня выбрали в комитет и этим спасли меня» – признавался Филонов. Филонов знал законы ремесла ивсегда отделял его отэкспериментального творчества. И в поздней акварели Филонова «Колониальная политика» проступают черты этих увлечений юности. Через некоторое время Филонов возвращается в Петербург, чтобы стать, как он любил говорить, «чернорабочим от искусства». Этот важный момент запомнил и описал соученик Филонова Пётр Бучкин: его натурщики стали «зеленеть», как «позеленел» за годы учебы в Академии он сам.

Ленинградский дом учёных). Помимо рисунка и живописи, преподавал языки (в своё время он самостоятельно освоил английский и французский, владел азами итальянского) и историю искусств. Принцесса Евгения Максимилиановна обладала деловыми качествами. Начало творческого пути Филонова граничит с объединением «Союз молодежи».

Картины Филонова, 
биография художника

Картины Филонова, биография художника

Но главное — из его стен вышло поколение новых художников, сохранивших и переосмысливших идеи первооткрывателей. Это был шаг в практике авангарда, который никто до Филонова не делал. Он продолжал работать ипосле большого перерыва, несколько произведений Филонова были показаны вэкспозиции «Выставка живописи искульптуры ленинградского Горкома художников» (16марта– 16апреля 1941. В 1912-м Филонов сформулировал основополагающие принципы аналитического искусства в небольшой статье «Канон и закон», которая так и не была опубликована.

В конце 1920-х годов Филонов оформил книгу Глебова «Дом здоровья. Он работал для страны, которая долгое время его не признавала. Лицо его, до неузнаваемости изменившееся, было спокойно. В 1921-1925 годах на различных конференциях, посвященных вопросам культурного строительства, Филонов был среди самых заметных и активных участников дискуссий. Но провисев почти год, картины так ине дождались зрителей: дважды готовился каталог, шли закрытые просмотрыи обсуждения, но экспозиция так и не открылась.

издательство «Академия» предложило Филонову проиллюстрировать новый перевод финского народного эпоса «Калевала». Вносить в дневник собственные антирелигиозные высказывания (которые делал всегда публично) он стал только с середины 1932 года, когда одного за другим стали вызывать в ГПУ членов старого и нового коллективов МАИ.

В этот же период художник начинает разработку собственных искусствоведческих теорий («Идеология аналитического искусства» и «Принципы сделанности») и через своего друга Михаила Матюшина издаёт «трансрациональную» поэму «Пропевень о проросли мировой». В 1978 году картина «Переселенцы» была контрабандой отправлена в Австрию и в ноябре была продана на аукционе Sothebys под названием «Бегство в Египет». Его называли «очевидцем незримого» и «певцом городского страдания», он всего себя посвятил искусству. 25 сентября 1934 года, в день рождения Шостаковича, он начал работать над картиной, названной потом «Первая симфония Шостаковича». Потом он перешел к "аналитическому" искусству. Пребывание в 1910–1914 годы в среде новаторски настроенной петербургской творческой молодежи определило интеллектуальные предпочтения и стиль работ Филонова, его обращение к «заумной» поэзии. Предложенные им понятия «глаз видящий» и«глаз знающий» зафиксировали смещение интересов Филонова ивсего нового искусства кобласти психологии творчества инаучного познания, которые впоследствии (1920-х) стали частью его теории «аналитического искусства». Так и получилось, что в столь немилосердном к Филонову отечестве оказалась практически полная коллекция его «сделанных картин».

«По своей тематике 
и социальной установке 
он безоговорочно

«По своей тематике и социальной установке он безоговорочно советский художник»

Как я боялась, что он бросит работу или, продолжая работу, станет ругаться. В руке — хартия с надписью». Манифест стал первой и единственной печатной декларацией аналитического искусства. Он заявлял, что «нужны полчища чернорабочих от искусства, чтобы на этом опыте один-два дали по-настоящему «сделанные» вещи». В конце 1989— начале 1990 гг. После поездки на Восток он написал книгу «По Средней Азии» (1894), проиллюстрировав ее точными и детальными гравюрами, выполнил серию этнографических зарисовок для журнала «Всемирная иллюстрация». Филонов добавил ксимволизму саморефлексию художника.

Номер 20. Самая светлая композиция этого периода – «Головы. В эти же годы художник создал свою социально-художественную утопию о братской, справедливой жизни людей на Земле — цикл «Ввод в мировой расцвет» («ЦВЕТЫ МИРОВОГО РАСЦВЕТА», 1915, ГРМ). Вошедшие в нее два поэтических произведения Филонова — «Песня о Ваньке Ключнике» и «Пропевень про красивую преставленицу» — написаны на фольклорный любовный сюжет «новыми словами», как объяснил Филонов суть «непонятного» языка книги своей будущей жене Е. А. Серебряковой Хлебников высоко оценил поэзию Филонова: «Это лучшее, что написано о войне».

В картинах цикла в неканонической форме пересказаны евангельские сюжеты: о семье плотника, о Богоматери, о Георгии Победоносце, о Христе, напутствующем корабль там есть и свой Ад — пиршество мертвых королей и Рай с идиллией коровниц и цветами мирового расцвета. Однажды он написал «сине-зеленого», в стиле фовистов, натурщика, у которого вдруг «поголубели руки, как ручьи», на глазах изумленных профессоров. Организатор и автор манифеста мастерской живописцев и рисовальщиков Сделанные картины (1914, вторая редакция манифеста – «Декларация мирового расцвета», 1923). Взяв на себя роль преподавателя и идеолога, художник стремился исполнить мессианское предназначение аналитического искусства.

Так возникали «многомерные» и «неохватные» композиции, рождались реальные и воображаемые существа, настоящие миры видимых и невидимых явлений их реакций, эманаций, бытия, генезиса известных и тайных свойств («Декларация мирового расцвета», начало 1920-х гг. ). Конечной целью путешествующих была Палестина. Одна из них, Евгения, впоследствии упомянула этот любопытный эпизод в мемуарах: «Хорошо помню, как мы трудились над какой-то огромной «слезой», что ещё мы делали теперь уже и не помню». Отзывы на постановку вообще и декорации в частности были разгромными. Вдухе революционной прокламации изложил свои взгляды наперспективы развития искусства в«Декларации Мирового расцвета» (газета «Жизнь искусства».

«Я — художник и, 
следовательно, пролетарий»

«Я — художник и, следовательно, пролетарий»

Филонов хотел организовать его исходя из собственного понимания задач искусства: оно должно было сделать Россию центром современной культуры в споре Востока и Запада (заметим, самая радикальная картина русского авангарда — «Черный квадрат» Малевича — еще не была написана) считал, что архитектура имеет первостепенное значение для культурной самоидентификации (ярким примером воплощения русского самосознания Филонов считал собор Василия Блаженного). В разное время в состав коллектива входило до 70 художников. Когда безденежье достигало каких-то уж совсем безнадежных пределов, типа, нужно было лечить жену, он вспоминал свое первое образование – малярно-художественное и брался за любую работу кистью. В разные годы в состав МАИ входило до 70 художников. Однако к Филонову он не пошел.

Автор символико-философских картин, портретов. Например, в ноябре 1935 года он написал на фанере карандашом четыре фигуры конькобежцев и хоккеистов (размер работ был больше размера натуры) для катка в Детском Селе. Филонов стал активным участником выставок Союза молодёжи и выставлялся вплоть до его развала в 1914 г. Художник начинает работать в смешанной технике из-под его кисти выходят первые серьёзные полотна: «Пир королей», «Мужчина и женщина», «Восток и Запад». Он был лишен работы и средств к существованию, страшно бедствовал, но продолжал творить.

Побывал в Палестине (1911), посетил Италию и Францию (1911 – 1912). Кстати, не спрашивая даже фамилий В 1936 г. к нему приходила М. В. Юдина и в течение трех часов мастер «давал ей постановку». В 1912 году он принимал участие в разнообразной деятельности объединения. Перед докладом столкнулся в вестибюле с Кибриком и резко заметил в ответ на приветствие: «Здороваться не будем». На это еврей ему грубо и резко ответил, что это его не касается и тому подобное.

Он верил, что созданное по его методу искусство, — искусство будущего, которое приведет к «Мировому Расцвету», так как основано на гармоничном взаимодействии человека и природы, на научных принципах, обращенных к интеллекту зрителя и развивающего его. Природа плодородных черноземных земель пробудила отклик в душе юноши и в память о закатах в Рамоне появились его первые пейзажи маслом. Велимир Хлебников, поэт-футурист, чьи произведения иллюстрировал Филонов, написал о ней следующие строки: «пир трупов, пир мести. Филонов, берясь за самую рядовую задачу извлекал огромную пользу для себя.

Рисовать Филонов любил с детства. Инициатор создания Государственного института художественной культуры (1923). Десять дней в июне 1935 года Филонов писал для Клуба моряков портрет Сталина — такой же большой, как портреты Тельмана и Ворошилова (размером они были по 6-7 квадратных метров), которые висели в саду. Более того, это отношение Филонова к мастерству рисунка позже вошло как составная часть учения о «точке-единице действия» в его теорию аналитического искусства. На первой выставке «Союза», проходившей с 8 марта по 11 апреля 1910 года, наряду с Матвеем и Львовым впервые экспонировались работы других их однокашников по Академии: Нагубникова, Сагайдачного, Ухановой и Филонова. В лице родственника-ровесника художник обрел для себя идеальный прообраз нового героя-«пролетария», просвещенного, честного и порядочного человека, преданного идее революции, активно участвующего в строительстве нового государства и способного разобраться в творческих вопросах, волновавших Филонова.

Я считаю Бродского за его картину «Коминтерн» лучшим художником из той группы, куда он относится, т. е. группы академического реализма — постпередвижничества»». С этого времени его имя вычеркивается из истории искусства. Короли, вершившие мрачный обряд тризны по самим себе. Тема невинных жертв объединяет эту работу с акварелью того же времени «Кабан» изображающей животное, готовое к закланию.

Картины художника-авангардиста 
Филонова

Картины художника-авангардиста Филонова

Подобная позиция и интерпретация темы тесно связывает Филонова с немецкими мастерами. В 1929 году Русский музей собирался сделать персональную выставку художника. В 1927 году ГИНХУК был расформирован. Позже своим ученикам он говорил: «Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом».

Кроваво-красные тона цвета запекшийся крови и разложения. Он даже надеялся привлечь Малевича в ряды своих соратников, о чем писал Матюшину, которого также звал к себе, причем не в качестве художника, а как «человека нового искусства». Порой он работал, не переставая, в течение 18 часов. Однако вероятнее всего, это произошло иначе.

Написанная накануне Первой мировой войны, она довольно точно предсказывает грядущие трагические события и гибель старого мира. По окончании выставки Филонов подарил государству две своих картины: «Мать» 1916 г. И «Победитель города» 1914-1915 г. В 1922 году Филонов предпринял попытку реорганизовать живописный и скульптурный факультеты в петроградской Академии художеств и прочёл курс лекций по теории аналитического искусства, логическим завершением которого стала «Декларация Мирового расцвета». Она лежала на мокрых, кажется, веревках.

Филонов не продавал своих картин. К жене он ходил «в гости», продолжая самостоятельно вести хозяйство. Он не получал официальной поддержки, отказывался от заказов. «Я знаю, анализирую, вижу интуирую, что в любом объекте не два предиката, форма да цвет, а целый мир видимых и невидимых явлений их эманаций, реакций, включений, генезиса, бытия». «Молодежь» стремилась увидеть не одни лишь известные памятники и шедевры Возрождения, потому они передвигались по Италии пешком не только из-за ограниченности средств.

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

Более того, общественность прониклась глубоким неприятием его творчества. 2). Филонов осуществлял руководство, часто помогал всем отстающим отграфика, ноформально неучаствовал впроекте иего имени нет среди участников выставки вДоме печати всоставе МАИ он неэкспонировался инадругих выставках (1928–1929, 1930). Кроме того, он относился к картинам как к детям – «а детей не продают». «Быть вместе в бедности и в болезни», – эти слова про них.

АвтопортретНесмотря на все особенности характера Павла Никоваевича – резкость, непримиримость, требовательность, переходившую нередко в жестокость, не говоря уже о невписанности Филонова в художественную среду 30-х годов, ученики у него, что называется «не переводились» : приезжали даже из-за границы. Вхудожественное интуитивное знание он стремился привнести элементы научного познания. Филонова исключили из класса, по словам Заболоцкого, «за то, что своими работами развращал товарищей».

О жизни и творчестве 
выдающихся художников

О жизни и творчестве выдающихся художников

Екатерина Александровна, урожденная Тетельман, как многие еврейские девушки, в условиях царской России тяготилась жизнью в черте оседлости, была открыта новым идеям и стремилась к образованию.

По инициативе музея было возбуждено расследование, к делу привлекли ФСБ России. Но родные заметили, что мальчик отлично рисует, это и определило его дальнейшую судьбу. Какое-то нищенское содержание, типа профсоюзного, он не смог получить, поскольку нужно было получать кучу бумаг, а у него, как он сказал, не было для этого времени – он все время фанатически работал. Вторая крупная продажа датируется также 2006 годом. В её лице Филонов обрел друга, советчика, жену и «дочку» – так нежно он называл ее в письмах.

Филонов Павел Николаевич 
художник

Филонов Павел Николаевич художник

Под общим руководством и при непосредственном участии Филонова мастерами было исполнено порядка двадцати картин (из них 10 -четырехметровых) и одна скульптура, представлявшие собой целостный художественный ансамбль, специально спроектированный для декорирования стен и простенков огромного колонного зала бывшего особняка Шуваловых. Увидев нас, он сразу же спросил: «Почему же вы не уехали, почему до сих пор в Ленинграде. » Мы сказали, что уехать не можем, так как у нас на руках картины и рукописи брата. Но он только сказал: «За это время я вырыл бы три могилы».

Картина построена тонким, почти музыкальным, строем цветовой симфонии и гармоничным сочетанием фигуративно-образного и абстрактного начал. Какой же начинающий художник не стремился в питерскую Академию художеств. Работая впечатной рекламе, держал экзамены вАХ (1903, 1906), занимался вчастной студии академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1903–1908), участвовал впоказах ученических летних этюдов.

Обертки заказывали художественно-промышленным мастерским при Обществе поощрения художеств. Кроме того, по выставкам и аукционам по сей день «гуляют» многочисленные фальшивки и подозрительные неизвестные работы. Мировое признание и место в пантеоне классиков-авангардистов XX века Филонов получил после выставки в музее центра Ж. Помпиду в Париже, которая продолжалась с конца 1989 по начало 1990 гг. Питался черным хлебом, картошкой, курил махорку. Оставшись в блокадном Ленинграде, ПавелНиколаевич был обречен и вскоре умер от голода.

Вернувшегося в 1927 году Петра Филонов запечатлел на двойном портрете с Е. А. Серебряковой. Участвовал в выставках «Союза молодежи», путешествовал поЕвропе. Наконец, в 1908 его приняли вольнослушателем в школу при Академии, но пару лет спустя он добровольно её покинул (по другим данным – был исключён). Дом искусств им. К. С. Станиславского). Он считал, что картины нужно «делать» и больше всего ценил хорошо сделанные вещи, чем не сделанные.

Главное правило в системе обучения — дать ученику «установку» на правильное отношение к работе или «постановку на сделанность» (Филонов не любил слово «творчество»). С замком связывали множество преданий. Борьба за реформу художественного образования его серьезно волновала. Филонов ему заметил, что как же он не позаботится о девочке — она может простудиться. Раннее творчество Филонова вписывается в рамки модерна и вполне может быть отнесено к символизму. Впоисках символа «Мирового расцвета»// Символизм вавангарде.

русский авангард 
/ советский художник 
Павел ФИЛОНОВ /

русский авангард / советский художник Павел ФИЛОНОВ / 8 января 1883– 3 декабря 1941

Но только Филонов посмел вынести «домашние» работы на суд профессоров. Богатый опыт подпольной деятельности был у его жены и шурина — Николая Глебова-Путиловского и они охотно делились своими знаниями. Художник пытается зрительно воссоздать параллельный природе мир. Художник родился в Москве в семье мещан. Она считается одной из самых крупных школ русских авангардистов. Они выполнили 22 картины и одну раскрашенную скульптуру и оформили постановку «Ревизора» Гоголя (режиссёром был Игорь Терентьев). В один из дней экспозицию и антирелигиозный призыв филоновцев пришлось комментировать его ученице Юлии Капитановой (об этом пишет Т. Н. Глебова).

Академическая школа рисования и особенно уроки Г. Я. Рисунки».

Портреты относятся к ранним работам. Это последняя из его работ, написанных в духе темного, мистического символизма, первой из которых была картина «Головы». Абстрактные структуры в картине соответствуют ее «беспредметному» сюжету. К 1922г. Началась травля художника, что привело к разгрому МАИ. Похоже, молодой художник получил предложение или предписание от прежних заказчиков, управляющих семьи Ольденбургских, приехать в Гагры и принять участие в «малярных» работах в их южном владении.

П. Н. Филонов родился в мещанской семье, отец был кучером, мать — прачкой. Он решил попробовать писать стихи и в марте 1915 года вышла книга «Пропевень о проросли мировой» в авторском оформлении в издательстве Матюшина. Своему другу, поэту Велимиру Хлебникову, он говорил: «Я воюю не за пространство, а за время. Тираж буклета был уничтожен и вместо него появилось гораздо более дорогое издание с репродукциями картин Филонова и идеологически «правильная» статья, в которой доходчиво разъяснялось, почему такое искусство чуждо молодой Стране Советов.

Художественная структура напоминает мозаику изображения кажутся сложенными из мелких абстрактных деталей. Ввод вмировый расцвет» (1914–1915. Атмосферу литературных вечеров, проходивших в Доме печати, смог передать один из их участников, молодой литератор Дмитроченков: «Мне памятен литературный вечер в Доме печати, в Ленинграде Выступал с чтением поэмы «Хорошо» Владимир Маяковский. Нозамысел художника заглублён, он лежит вне плоскости однозначных толкований. Львов, В. Бубнова, А. Ухано-ва, С. Нагубников, И. Школьник, С. Шлейфер), хотя и выполняли задания, но стремились, как они сами говорили, писать «для себя», в свободной, произвольной манере.

Он представил цикл «Ввод в мировый расцвет», состоявший из 22 работ. Работая рядом с наставником, «маляры» продолжали постигать секреты творчества. Через несколько лет были обнаружены подлинники они были переданы в ГРМ. В 1912 Филонов написал статью «Канон и закон», в которой выступил против кубизма и кубофутуризма — самых новых течений в то время в европейском искусстве.

Павел Филонов один 
из самых загадочных 
русских художников

Павел Филонов один из самых загадочных русских художников

В 1933 году издательство «Academia» выпустило финский эпос «Калевала» с надписью на шмуцтитуле: «Работа по оформлению книги коллектива мастеров аналитического искусства (школа Филонова) Борцовой, Вахрамеева, Глебовой, Закликовской, Зальцман, Ивановой, Лесова, Макарова, Мешкова, Порет, Соболевой, Тагриной, Цыбасова. Мировый расцвет», на обложке репродукция — филоновский «Пир королей»). Работа велась с двух сторон одного холста. Работа велась по ночам, при слабом освещении и была закончена после Пасхи. Но он отказался.

Многие теоретические понятия «аналитического искусства», последовательно разрабатываемые художником, такие как «работа точкой», «единица действия», «действующая сила произведения», приобрели форму, материализовались. С постулатом «художник должен быть голодным» в любые времена соглашались отнюдь не все. Н. Бурлюк вдокладе рефлексирует ипоповоду таких картин Филонова, как «Восток иЗапад» «Запад иВосток» (1912–1913), программных втовремя для общей платформы «Союза молодёжи». Этот эпизод путешествия Филонова не казался тогда столь экстравагантным, каким он воспринимается сейчас. Полемизируя с авангардистами, он неустанно восхвалял реалистов Репина, Айвазовского, Верещагина, Сурикова, Савицкого, называя их картины подлинно «сделанными».

  1. Художник Павел Николаевич Филонов, картины и биография
  2. Семь малоизвестных работ Павла Филонова
  3. Биографии великих и известных людей
  4. Лидер русского авангарда Павел Николаевич Филонов (1883-1941)
  5. Павел Филонов и Екатерина Серебрякова
  6. Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес

Добавить что-то к сумме, о которой мы договорились, я не могла, с собой у меня было только то, что я должна была отдать ему за работу и я сказала ему: «Если бы вы знали, для какого человека вы трудитесь. » И на его вопрос: «А кто он такой. » – рассказала ему о жизни брата, как он трудился для других, учил людей, ничего не получая за свой очень большой труд. Но главное, что дало художнику путешествие, не в этом. Их имена сохранились на афише изданной по случаю открытия Дома и выставки (17 апреля — 17 мая 1927 года). Его отец, Николай Иванов, до 1880 года оставался бесфамильным, фамилия «Филонов» закрепилась за ним по приезду в столицу. Отсюда ты возьмешь много незаменимо нужного. В 1930-е годы Филоновпрактически не выставлялся.

Скорее, это утопия. Впервые было продемонстрировано значительное по размерам полотно «Пир королей». Путешествовал поШексне иВолге (1905) дважды (1907, 1909. ) паломником побывал вИерусалиме, посетил христианские монастыри наАфоне, Синае, Новом Афоне наКавказе. 4 января состоялось открытие третьей выставки «Союза молодежи».

  1. Павел Филонов: самые популярные картины (топ 12)
  2. Павел Филонов – картины с названиями и описанием по алфавиту
  3. Аналитическое искусство Павла Филонова
  4. Рекорды на аукционах, цена картин Филонова
  5. Экспертиза и продажа картин Филонова
  6. «У меня к вам столько нежности, как к доченьке своей»

Икона, писанная «с лицевого подлинника» исполнена «под старину» и в полном соответствии с иконографией великомученицы Екатерины: «Типом египтянка, по имени же гречанка молода, 18 лет, умна, собой очень красива, высокого роста, волосы локонами вся одежда узорчатая: туника до пят, с узкими рукавами и нарукавниками, вторая одежда немного ниже колен, с широкими рукавами, подпоясана по талии, поверх длинная мантия, на голове, как у царской дочери, венец, на руке — дорогой перстень. Автобиографические записки Филонова изобилуют перечислением сюжетов рисунков, выполненных на заказ: северная русская деревня, белый медведь, всевозможные битвы и т. д. Выбор сюжетов иногда диктовался назначением продукции. Для Страны Советов лучшего происхождения, чем у Павла Филонова и придумать нельзя. Творческая жизнь независимого художника началась с поездки в деревню Ваханово в 1910 году. Совместная акция петербургского «Союза молодежи» и московского «Ослиного хвоста» проходила с 4 января по 12 февраля 1912 года в знаковом для авангардных или «левых», течений месте — в доме, принадлежащем Императорской Академии художеств.

Он состоял из пяти отделов, оформившихся осенью 1923 года при Музее художественной культуры (МХК). «Дочка» пережила своего Паньку на несколько месяцев. Это пригодилось при поступлении в Академию художеств — после третьей попытки сдать вступительный экзамен в 1908 году Филонов был принят вольнослушателем с характеристикой: «За исключительное знание анатомии». Тогда как «актом действия» художника Филонов считал каждое прикосновение к холсту в виде точки. Он взял и понёс вал, а я, оказывается, пакет, в котором лежало 379 работ.

Возможно, легенды Рамони объясняют появление мистических мотивов в первых самостоятельных произведениях Филонова, которые он писал, по его выражению, «из головы» (например, работы 1910 года «Головы» и «Герой и его судьба»). Привыкший к одиночеству, Филонов не считал нужным что-то менять в укладе своей жизни. Зимой того же года, по словам самого художника, он написал «первую картину» – «Головы». Активно приняв революцию, художник, тем не менее, не сливается с системой и живет в крайней бедности. Ученики Филонова объединились вокруг него в группу «Мастерааналитического искусства» (МАИ).

  1. Теоретическое наследие Филонова
  2. Школа «Мастеров Аналитического Искусства» (МАИ)
  3. Коллекция Государственного Русского музея

Еще в середине 1918 года его включили в список живописцев, чьи картины комиссия Наркомпроса (в нее входили Малевич, Пуни, Штеренберг и др. ) планировала приобрести для создаваемых музеев нового искусства в первую очередь. Вот как он сам это мотивировал:РабочиеЗа деньги Филонов соглашался к празднику написать портрет кого-либо из вождей (копируя стандартные фото) сделать любую работу «малярного» характера, даже если это был чудовищный физический труд. При полном безденежье в1930–1938 художник получал редкие заказы поискусству. В1918–1923 развивает многомерное символическое понятие-образ «мирового расцвета». Руководитель студии поощрял в начинающих художниках точность и этнографические знания. В сезон 1901-1902 годов в Петербурге открылась выставка «Современное искусство», закрепившая новую интерьерную моду, на которую ориентировались элита и буржуазия. В 1918 году Императорскую Академию художеств упразднили, созданные вместо нее Петроградские свободные художественные мастерские помещались в здании прежней Академии и часто именовались в художественном обиходе тех лет «АХ».

Художник Павел Николаевич 
Филонов, картины 
и биография

Эффект нового искусства достигается активизацией зрительского восприятия. Первая симфония Шостаковича» (1935). Процесс создания картины Филонов называл «сделанностью». Около брата была его жена Екатерина Александровна и её невестка М. Н. Серебрякова. В «Пропевене» практически отсутствует пунктуация, ко многим словам добавлены авторские глагольные частицы в целом, язык поэмы необычен и малопонятен.

В 1966 году небольшим тиражом вышла посвящённая ему монография чешского искусствоведа Яна Кржиша. Мастер показывает биохимию картины, тщательно вырисовывая каждый атом образа. Однажды Филонов написал натурщика так, что были видны вены и мышцы, ощутим ток крови. Гуэ. Свои природные данные он развивал самоконтролем. Примечательно, что совсем иначе проявил себя Мансуров, который сам пришел вскоре после октябрьского переворота в пустой Зимний дворец к Луначарскому и открыто выразил желание «поучаствовать в делах искусства».

«Результаты» этих колоссальных усилий замечали окружавшие его люди: за летние каникулы он превратился из жизнерадостного студента в худого, бледного и рано лысеющего сосредоточенного молчальника. Филонов завещал все свои работы «подарить Советскому государству, сделать их выставку в городах Союза и в европейских центрах и сделать из них отдельный музей аналитического искусства». Именно в бытность Глебова «главным официальным безбожником» Филонов сделал и антирелигиозный эскиз лубка для росписи и другие произведения. В темном и глубоком подземелье, вокруг стола-жертвенника, застыли деспоты – короли смерти. Вроде создания списка жильцов для жилтоварищества. В остальные дни приходили за советами те, кто был в Ленинграде проездом.

Свидетель незримого» состоялась в 2006 году в Санкт-Петербурге. Глебов был в курсе всех культурных событий, писал о проблемах культуры и интеллигенции. Произведение создавалось с расчётом на чтение вслух. Под редакцией П. Н. Филонова».

В это время (20-30-е годы XX в. ) он создаёт многие свои шедевры: «Формула империализма», «Нарвские ворота», «Животные». Все, что он создал, должно было жить только в СССР. При этом Филонов бедствовал жутко. В1901–1903 всоставе бригады под руководством художника Н. Н. Рубцова выполнял декоративные росписи позаказам канцелярии Императорского двора (имение принцев Ольденбургских Рамонь под Воронежем идругие). Одна из крупных школ русского авангарда. Полотно с символическим названием «Две девочки» (1915) известное как «Белая картина», на котором едва угадываются два силуэта, распадающиеся на мелкие единичные структуры, знаменует пластический выход Филонова к пониманию органического единства природы, существующей в видимой, предметной форме, а также проявляющейся через невидимые глазом явления и события.

Привлекало в нем и другое: с трудом справляющийся с рутинными академическими заданиями, он занимался поисками «утерянной красоты» неевропейской, архаичной культуры — и всем старался прививать к ней интерес. Летом 1914 года Филонов жил у сестры в дачном поселке Шувалово (там бывал и Алексей Кручёных) и трудился над картиной «Святое семейство» (или «Крестьянская семья»). Я сижу в окопе и отымаю у прошлого клочок времени». Филонов все чаще пользовался так называемым «новоязом», который у него всегда имел определенную классовую окраску. Филонова временно исключили на втором году обучения, а в 1910 он сам оставил Академию.

Созданный им Устав одобрили. К заказам он привык относиться с большой ответственностью. На деле всё обернулось тем, что постепенно вокруг художника воздвигается стена изоляции и отвержения. Конечным результатом была «Декларация Мирового расцвета»— наиболее важный документ аналитического искусства.

Творчество Филонова объявлялось «непонятным» рабочим массам. И потомки поняли. Всего за три года до рождения сына отец Филонова был бесфамильным крестьянином. Какабадзе, Э. Лассон-Спировой, Е. Псковитиновым и А. Кирилловой.

Вместе с этим у него было и немало противников и открытых врагов. Мать работала прачкой. Матюшин утверждает явное первенство Филонова после того, как увидел вмастерской художника абсолютно новые работы, «сделанные» попринципу органического роста, «Цветы мирового расцвета» (1915. Художника обвиняли в «контрреволюционной» тяге к сложному, непонятному искусству. Он был как будто без сознания, глаза полузакрыты, ни на что не реагировал. Филонов был очень рад выходу книги и в знак благодарности передал Матюшину одну из иллюстраций к ней — акварель «Охотник».

В довоенные годы постепенно складывался образ «аналитической картины». Художник умер в первые дни блокады от голода. Это вовсе не предполагает слепого подражания этим формам – подражать следует её методам. 188, 189, 190.

Работы этого периода несут в себе черты архаики, близки традициям примитивизма – «КРЕСТЬЯНСКАЯ СЕМЬЯ (СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО)» (1914, ГРМ). Восьмой рисунок («Пропагандист», 1924—1925) до сих пор не возвращён. Портрет относится к самым «реалистичным» изображениям в творчестве Филонова – в этой манере были выполнены и другие семейные портреты родственников художника: певицы Глебовой, Азибера с сыном, А. Н.

Слово «мировый» в заглавии следует понимать как «всемирный» или «всеобщий», «пропевень» произошло от глагола «петь» и означает допевание песни до конца. Изредка Филонов получал пенсию как «научный работник 3-го разряда». Сб. статей под ред. В каталоге выставки название есть только у работы под номером 186: «Самсон». Матвей был редактором-издателем журнала «Выставочный вестник», выходившего в Санкт-Петербурге с 1906 по 1908 годы, следил за всем, что делали художники в обеих столицах и привлекал к выставкам талантливых студентов Академии.

Начинались заморозки. Зауспехом книги последовало приглашение участвовать ввыставках: «Выставка портрета» (март 1933. Маяковского «Владимир Маяковский» в Петербурге (1913). Продав одну из своих самых удачных картин «Головы», в 1913 году Филонов отправился в путешествие по Италии и Франции, по которым скитался изучая европейское и античное искусство.

Каждое произведение в цикле становилось самостоятельной «единицей действия» — Филонов уводил зрителя от буквальной трактовки его выражения «точка — единица действия» и задавал другой, философский масштаб понимания его искусства. Но Филонов прочёл ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства. В объяснительной записке ректору, Филонов впервые сформулировал свое понимание искусства. Выпустили каталог, но статью В. Н. Аникиевой, согласованную с Филоновым, заменили текстом С. К. Исакова.

Сбылось то, о чем мечтал художник. Ее воспоминания свидетельствуют об огромной «экспериментальной» работе Филонова над собой: «Но самое скверное — это был ресторан или трактир перед его домом. В начале 1924 года Анатолий был арестован и сослан на Соловки на 10 лет. Филонов назвал свое искусство аналитическим, акцентируя его познавательные задачи. Впервые опубликован: Филонов 2006). Его не устраивала ограниченная строгими рамками манера преподавания, а Академию – он сам.

Однако широкая общественность узнает о Филонове много позже – после масштабной ретроспективы в Государственном Русском музее в 1988 году. Поскольку Филонов ревностно оберегал своё наследие, многие его работы, оказавшиеся где-либо, кроме музеев, привлекали внимание похитителей и контрабандистов. За этим последовало три неудачных попытки поступить в Петербургскую Академию художеств. Хотя каталог ибыл выпущен, новнём была заменена статья В. Н. Аникеевой, согласованная сФилоновым. Навык работать вдумчиво, буквально размышляя над каждой точкой, был только средством в усвоении учеником «идеологии» аналитического искусства (слово «идеология» Филонов явно позаимствовал из революционной терминологии). В 1929 году Русский музей хотелпровести выставку работ П. Филонова.

Иллюстрации Филонова иего собственная поэзия получили высокую оценку Хлебникова. Одна из таких тем — тема современного города. Через соученика поАХ художника В. И. Матвея познакомился сновыми направлениями вискусстве, был вчисле первых ипостоянных членов объединения «Союз молодёжи» (1910–1914). В 1913 Филонов создал эскизы декораций к спектаклю Маяковского «Владимир Маяковский».

К ним относятся принцип «органического» (от частного – к общему) и так называемый антикубизм. Павел Николаевич Филонов родился в 1883году в Москве, в многодетной семье рязанских мещан Николая Иванова, бывшего дворового графа Головина, «бесфамильного» и его законной супруги, Любови Николаевны, бывшей намного его моложе. Состоялось несколько общественных просмотров иобсуждений неоткрытой выставки. Наконец я не выдержала и сказала, что буду ему помогать, но минут через пять он взял лопату от меня и сказал: «Вам не под силу». Семья его была уже эвакуирована и он зашёл узнать, живы ли мы. В результате общения с ним художник увлекся идеалистически-утопическими идеями коммунизма.

В пути он много работал, но привез лишь несколько акварелей и рисунков, датированных им уже временем возвращения — 1913 годом: «Палубные пассажиры и торговка на берегу», «Палубные пассажиры», «Паломники», «Перс» и еще «Персы-грузчики», «Итальянские каменщики», «Французский рабочий». 13) и в рукописи «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности». Филонов писал работников физического труда, простых людей, реалистических не до иллюзий, а до жути: пластические формы фигур охотников и коней не смягчают окостеневшей реальности охотничьей сцены (Кабан, 1912-1913 г. г. ), убожество низкопробного кабачка не умеряется с чувственной привлекательностью девицы легкого поведения (Кабачок, 1924 г) он изображает людей со всеми недостатками, которых не могут скрыть ни яркий костюм, ни развевающееся платье (Юноша и девушка, 1923 г. ). Наобложке манифеста впервые появляются ключевые для мировоззрения художника в1910-е– начале 1920-х словосочетания-символы «мировый расцвет», «сделанные картины». Извинялся за грубость и говорил: «Вы меня простите, я из Кишинева, я насмотрелся ужасов, на меня был занесен топор, я не знаю, как я с дочкой спасся, я не могу видеть русского, мы едем в Иерусалим»». Спасибо за хорошие рисунки», — писал он в письме Кручёных.

Он часто мог существовать «вне общих правил»– жил жизнью аскета, когда кнему пришёл успех писал многодельные «сделанные картины», поражающие зрителей огромным внутренним напряжением, вовремя господства провокационного небрежного стиля кубофутуристов. «Мировый расцвет» и репродукцией Филоновского «Пира королей» на обложке. Филонов оказался без работы, страшно бедствовал, но продолжал рисовать. В семье было пятеро детей. Эскизы для них мог рисовать и Филонов, он также ретушировал и художественные «открытые письма», выпускавшиеся Обществом сестер милосердия Красного Креста им.

«Настанет день, – говорил он, – и Сталин войдёт в эту комнату». Жизнь Филонова приобретала новые оттенки. И он, человек огромного творческого потенциала, сильной воли и развитого интуитивного познания, во всю мощь включился в «работу». На1-й государственной свободной выставке произведений искусства (1919) цикл «Ввод вмировый расцвет» издвадцати двухпроизведений «выглядел Араратом навыставке»– помысли В. Б. Шкловского был самым важным иконцептуальным авангардным проектом.

Но Филонов, следуя своему принципу никому не отказывать в обучении своему аналитическму методу излагал его основы (в его терминах – «давал постановку», т. е. В Париже он пробыл восемь дней, познакомился с Лувром, но, по его словам, «головы не потерял» и вернулся в Россию. Так воспитывали художников в цеховых мастерских, в школах живописцев Возрождения. Мать Павла, Любовь Николаевна, работала прачкой – больше о ней ничего не известно.

Его картины – хотя бы одну – тщетно пытались приобрести сталинский портретист Исаак Бродский и американский художник Баскервиль, Третьяковская галерея и частные коллекционеры. Когда началась война, основной заботой Филонова было сохранение своих работ, хранившихся в мастерской на чердаке. Этот почти мальчишеский порыв Мансурова многое определил не только в его судьбе. Ранний «Автопортрет» (1909 года) изображает только его голову и руку, обхватившую высокий лоб. По словам Малевича, «только самые сильные устояли в борьбе за новое движение». Несмотря на преданность коммунистической партии и искреннюю революционно-пролетарскую позицию Филонова, его маргинальная позиция приходит в резкое противоречие с доктриной социалистического реализма и становится опасной социальной утопией. «Совпали по времени и цели» его идеалистические устремления художника и революционные преобразования нового государства.

Два года спустя художник возглавил собственную группу учеников ИЗО, получившую впоследствии название «Коллектив мастеров аналитического искусства МАИ» («Школа Филонова»). Заказчиков художественных росписей становилось все больше. Дмитриева-Кавказского.

А при удалении от нее мелкие "рисунки" сливаются в одну цельную картину. Мертвецы величаво и важно ели овощи, озарённые подобно лучу месяца бешенством скорби». На этот раз на Sothebys состоялся уход холста «Нищие и беспризорники (Бедные люди)». Свою позицию он изложил в «Декларации Мирового расцвета» – программном документе сторонников аналитического искусства.

Он стал связующим звеном между питерскими художниками и новой властью. Рабочие, занятые «малярным» делом, вновь наблюдали за деятельностью молодой женщины, а ее присутствие, ее образ, возможно, волновал их воображение. Г. Ф. Коваленко. А даже если и писал соцреалистические картины, они не соответствовали ожиданиям.

Он также принимал участие в оформлении книги И. Божерянова «Война русского народа с Наполеоном. Детство провёл вМоскве, рано начал зарабатывать танцами втеатрах Ф. А. Корша иМ. В. Лентовского. И тогда она позволила ему жить так, как он считал необходимым. Он сумел убедить профессоров Академии в искренности своих творческих поисков и их заключение о том, что Филонов «своими работами развращает учеников» было отменено, его восстановили.

Филонов не попал на прощание с ним, однако в дневнике он подробно описал, как ему виделось лицо революционера и заметил, что «он мог быть и рабочим Путиловского завода». В Риме, как пишет Глебова, Филонов по студенческой практике тех лет смело занял 25 лир у русского посланника и доехал до Генуи: «От Генуи (через Ниццу и Гренобль) опять пешком шел 20 дней до Лиона. «На заработанные деньги, — продолжает Глебова, — покинув Лион, он отправился в Париж. Картина имеет интересное происхождение и сложную судьбу. Напроходившей втедни музейной конференции «от группы левых художников» предложил преобразовать МХК в«Институт исследования культуры современного искусства» (резолюция от9июня 1923).

Осенью 1913 совместно сИ. С. Школьником выполнил кфутуристическому спектаклю «Владимир Маяковский» декорации (ковторому акту, утрачены) потрагедии В. В. Маяковского, состоявшемуся втеатре Луна-парка (2и4декабря 1913. 1923. Посткубистический интерес кбиологическим закономерностям развития материи иинтеллектуального осмысления динамики её развития, Филонов вглавных постулатах концепции «аналитического искусства» соединил сновым философским пониманием феномена творчества некак краткого акта, вдохновения, акак интеллектуального ипсихофизиологического длительного процесса, развивающегося вовремени ивовремени изменяющего смыслы.

«Мировый расцвет»). Эта первая печатная декларация аналитического искусства — единственное свидетельство существования общества, где провозглашается реабилитация живописи (в противовес концепции и методу К. Малевича, «живописному анекдоту» В. Татлина) — «сделанных картин и сделанных рисунков». Уже в ранних произведениях он начал разрабатывать принцип аналитического искусства, выполнял работы по принципу «сделанности». В детстве Павел занимался хореографией, причем делал успехи.

Художник представляет эти явления «формою изобретаемою», то есть беспредметно. Петербург). Ленинград бомбили, в том числе — и зажигательными бомбами. Совместно с И. С.

Идея организации общества возникла у Филонова, вероятно, когда он еще ощущал единую основу своего «двойного натурализма» и «заумного реализма» Малевича и не считал своеобразие каждого из этих двух методов поводом для принципиального расхождения. Филонов использовал, очевидно, такую возможность, чтобы заработать денег, а заодно и продлить путешествие. Такой тип автопортрета с двойником за спиной, близок символистским портретам художников круга журнала «Золотое руно», но при всей каллиграфической изящности линий он исполнен большей внутренней монументальностью и погруженностью во внутренний мир.

В Рамони к Филонову и его однокурсникам предъявлялись очень высокие требования. В 1918 вернулся в Петроград, поселился у сестры Екатерины, продолжил занятия живописью. Ленинградский областной дом художника) «Выставка художников-туристов» (май–июнь 1933. Художник представляет эти явления «формою изобретаемою», то есть беспредметно.

После революции художник почти не выставляется. Одна из рецензий дает представление об экспонированных произведениях: «Те же головы и красивые по тонам переливы». Цель свою Филонов видел в том, «чтобы человечество вошло в будущее не таким кретином, каким является ныне». Ранее считали, что это изображение Святого Семейства — Марии, Иосифа и Младенца Христа. Отец и мать умерли и будущему художнику пришлось рано начатьработать.

Одной из причин было то, что он был занят делами издательства «Журавль», в котором вышел «Изборник» Хлебникова с рисунками Филонова (к стихотворениям «Перуну» и «Ночь в Галиции»). ГРМ), «Две девочки», тогда ещё нигде невыставлявшиеся. Работы этих лет демонстрируют тяготение художника к неопримитивизму и экспрессионизму («Святое семейство», 1914).

Принцесса переоборудовала сахарный завод и в 1900 году открыла «паровую кондитерскую фабрику», выписала мастеров-кондитеров из Петербурга и стала производить конфеты и другие сласти. Основоположник «аналитического» метода, способного, по мнению художника, передать характер человеческого мышления. рассказывал и показывал) каждому, кто его просил об этом. Один из критиков подметил, что в филоновских работах «удивительный строгий рисунок», заставляющий вспомнить о Врубеле. Фамилия «Филонов» была закреплена за ними уже после 1880 года.

Среди них были Н. М. Суетин, К. И. Рождественский, Н. И. Костров, Б. В. Эндер и его сестры Ксения и Мария, В. В. Стерлигов и другие. Согласно теории художника, человек обладает двумя формами зрения. Однако на заднем плане картины расположены всадники, одетые в казачью форму. Творческое прозрение Филонова многогранно. Обобщенное понятие «космос» в этой композиции адекватно условной форме изображения.

Вовремя конфликта между членами МАИ (май 1930) произошёл раскол иФилонов вышел сгруппой единомышленников изсостава коллектива. ГРМ). Процесс интеллектуального познания по Филонову происходит естественнее и органичнее для человека, если сочетается с совершенствованием навыков его руки (идея психосоматического развития широко распространилась в XX веке). Особенно часто старые фрески напоминали Матисса». Единый ряд изразноформатных живописных играфических работ, созданных вразное время идоэкспонирования в1919 выставлявшихся ранее самостоятельно, оказался собранным под единым названием, возможно, только перед экспонированием.

Многие студенты Академии, чуткие к веяниям современного искусства (П. (Весь состав см. : И. Пронина. Оказалось, что на многих его картинах основное (большое) изображение состоит не из странных геометрических фигур, а из более мелких простых рисунков, которые можно различить, если близко подойти к картине.

Его «заграничная командировка» продолжалась шесть месяцев». Филонов пытается удержаться, создавая группу«мастеров аналитического искусства» (МАИ). Картина была воспринята современниками как тревожное предчувствие, апокалиптическое предзнаменование.

22 мая в журнале «Жизнь искусства» были напечатаны манифесты К. Малевича, М. Матюшина, П. Мансурова. Филонов там настаивает, что, кроме формы и цвета, есть целый мир невидимых явлений, которые не видит «видящий глаз», но постигает «знающий глаз», с его интуицией и знанием. Учеба в Академии художеств постепенно теряла для Филонова смысл. Прочти при этом автобиографии Бенвенуто Челлини и Репина», — писал он Басканчину. Молодой принц Ольденбургский среди соседей и крестьянского люда слыл чудаком: то заводил биологическую станцию на опытном поле, то проводил в подземелье главного дворца (специально для этого оборудованном) опыты с зеркалами и кристаллами.

Это объясняется еще и тем, что он вращался в кругу Матвея. Эти картины нельзя оценивать по фотографиям. Огромный холст занимал почти всю стену. Косвенно подтверждает предположение об угрозе, нависшей над Глебовым, письмо Филонова, в котором он выражает обеспокоенность судьбой шурина.

Постепенно вокруг художника воздвигается стена изоляции и отвержения. 7 июня того же года в Мраморном дворце Санкт-Петербурга состоялась торжественная церемония по случаю возвращения в ГРМ филоновского рисунка «Головы». Участвовал ввыставках общества (1910, 1911, 1912, 1913–1914), диспутах ииздании сборника «Союз молодёжи» (1912.

На первую в своей жизни выставку Филонов принес пять работ. Дальше (13 июня) в нем приведено постановление второго собрания отмежевавшейся от МАИ группы, на котором с Филонова снималась всякая ответственность за богоборческий выпад старого коллектива МАИ. Критики встретили художника чрезвычайно тепло.

Декорации изготовлялись совместно с И. Школьником, рисовать помогали сёстры Филонова. Школьником оформил постановку трагедии В. В. Неслучайно, ещё дореволюции творчество Филонова дважды становилось предметом внимания его соратников по«Союзу молодёжи» иих специальных исследований. После конфликта в«Союзе молодёжи» (6декабря 1913) подписал коллективное письмо вподдержку Л. И. Жевержеева. Для мастера город — источник зла, убивающий человека физически и духовно, олицетворение мирового зла, уничтожающего все гуманное, доброе в людях («ПИР КОРОЛЕЙ», 1913, ГРМ).

Еще в 1910-е годы восточным искусством были увлечены все члены «Союза молодежи»: они собирали китайские лубки, открывали для себя восточную философию и культуру. В авангардном движении Филонов занимался сближением разных типов познания мира. В 1916 году он был мобилизован и воевал на фронтах Первой мировой. «Пир королей» считается программной и в некотором смысле пророческой работой.

В семье было шестеро детей. В основе филоновских живописных трудов – тщательная прорисовка и пропись «микрочастиц» из «первоначал». Тогда же нас эта близость поражала. Собирали древности и изобретали «заумь». Филонов был известен как фанатичный трудоголик.

Тем не менее, Филонов продолжил вести занятия до самой смерти в 1941 году. Художник Филонов был однозначно на стороне большевиков и даже едва не сделал карьеру революционного деятеля, но игра во власть ему быстро надоела. Он хотел их подарить государству, чтобы «из них был сделан музей аналитического искусства». Подобная позиция представителей новых течений в искусстве определилась в первые послереволюционные месяцы и Малевич выразил ее так: «Рабочая революция помогает революции в искусстве». В нем построение формы начиналось как бы на атомарном уровне.

На стенах зала висели картины учеников Павла Николаевича — «Чубаровцы», «Нищие», «Кулацкая свадьба» Сашина, таких великолепных полотен мне больше не приходилось видеть». Приставка «анти» означает, что в отличие от кубистов Филонов не желает отказываться от природы, но, напротив, стремится к её постижению, анализирует её формы в процессе развития. В «Каталоге выставки картин общества художников «Союз молодежи»» (СПб., 1912) у Филонова три номера: «101, 102, 103 — Эскизы». По возвращении в Петербург Филонов засядет и будет писать «спиной к окну», как сам говорил. Вот таким образом выставка, на которой было представлено более 300 работ, так и не открылась.

О трудном возвращении в музей расскажет директор Русского музея В. А. Гусев. Творческая деятельность художника началась в 1910, когда он впервые показал свои работы на выставке «Союза молодежи», объединявшего в основном художников-авангардистов. Так автор создал новый контекст, новое смысловое поле для каждой из ранее написанных работ, расширил символику их образов. На заднике сцены были рельефно выписаны Павлом Николаевичем крупные лодки, которые плыли когда-то при постановке в Москве «Мистерии Буфф». Он постоянно по ночам дежурил на крыше. Спустя несколько часов еврей подходит к нему и просит на несколько слов.

Оно аллегорично иносказательно и развивает «вечные темы». Официально признана в 1927г. Все заказы оформлялись на Петю, но выполнял их Павел Николаевич. В «автопортрете» есть явное указание на то, что интерес к психологии человека творящего и обращение к сознанию воспринимающего будет отличать все дальнейшее творчество Филонова. По дороге в Иерусалим Филонов писал для паломников и монахов копии икон «по цене от 3 руб».

Такое отношение Филонова к любой работе не перестает поражать. Рисовать Филонов любил с детства.

Не удивительно, что Филонов предпочитал называть себя «мастером», но не «художником». В Рамони было много необычного. Мир есть движение и аналитическое искусство передает формы предметов в состоянии «органического роста». В 15 лет юношу отправили в Петербург учиться в живописно-малярных мастерских. М., 2003).

Окончил художественно-малярные мастерские при ОПХ вПетербурге (1897–1901), одновременно посещал вечерние рисовальные классы ОПХ. В апреле 1910, вскоре после завершения выставки, последовало исключение из Академии. Так, втезисах доклада (1913) Н. Д. Бурлюка была отмечена связь образов художника спроизведениями Гойи, Босха, Эдгара По, обращёнными кподсознанию человека, атакже скультурами народов Индии, Китая иМонголии. Филонов открыл новый для себя образный мир западного средневековья: пластику скульптур готических храмов, живописную мощь итальянских примитивов, утонченное мастерство композиций великих творцов Возрождения.

Впредвоенное время укрепился иподвижнический настрой Филонова. Филонов, очевидно, входил в состав этого объединения: он участвовал в пяти выставках. Сохранилась только одна — образ святой Екатерины.

Именно так будет обучать своих учеников и Филонов — в Доме печати, в мастерской, во время работы над «Калевалой», опыт юности поможет ему позже теоретически обосновать принципы педагогической работы в аналитическом искусстве. Всодружестве схудожниками «Внепартийного общества» (Д. Н. Какабадзе, Е. Н. Псковитинов, А. М. Кириллова, Э. А. Лассон-Спирова) выпустил манифест «Интимная мастерская живописцев ирисовальщиков Сделанные картины» (Изд. Преподаватели Академии не принимали его творческий метод.

Всё, что ему надо было увидеть, он уже увидел. С самых первых уроков он прививал ученикам интерес и уважение к неповторимой природе их личности и приучал внимательно следить за своим внутренним развитием. Неологизм «проросль» образован от слова «прорастать» и означает буквально «прорастание» или «расцвет». В 1914 – 1915 написал поэму «Пропевень о проросли мировой». Затем, за недоносительство на брата, арестовали Петра и выслали на поселение. В 1913-м году Филонов и И. С. Школьник создали декорации к трагедии «Владимир Маяковский», главную роль в которой играл сам поэт (декорации погибли в 1924).

«Да он содрал шкуру с натурщика. », – возмутился преподаватель. Матвей, как тогда было принято в художественной среде, привел в объединение нескольких представителей толковой академической молодежи, а вместе с ними — «чрезвычайно крепкого по форме и своеобразного по своим красочным задачам» студента. 1812 г». Эскиз. Впоездках для заработка часто писал многочисленные натурные виды ипортреты иконы.

Это были «утонченные маленькие, почти ювелирные вещицы с таким вкусом расцвеченные несколько врубелевскими тонами». «Сделанные картины»В 1914 году Павел Филонов объединился с художниками Д. Н. В его мелких рисунках и картине «Самсон» интересны красивая мелодичность, напоминающая видения одурманенного опиокура». Николай Рерих в диптихе «Утро княжей охоты» и «Вечер княжей охоты» (1902) сумел передать особый дух рамонских пейзажей — полотна были приобретены в 1904 году великой княгиней Ольгой Александровной и долгие годы украшали интерьеры имения Ольденбургских.

Стр. К их приезду в имении через дорогу от главного дворца выстроили небольшой дом — «Уютный»9. Павел Николаевич был убежден, что для каждого человека художественное творчество -это необходимый и действенный способ развития его интуиции и интеллекта. Вработах (ярче всего вдвух вариантах «Пира королей») колорит древних восточных изападных цивилизаций словно вплавлен вязык нового искусства. Местом своего рождения Павел Николаевич считал Москву, где он жил до четырнадцати лет.

Символическое название «Ввод в мировый расцвет» воспринималось долгие годы исключительно как своеобразный отклик художника на революцию. Филонов там настаивает, что, кроме формы и цвета, есть целый мир невидимых явлений, которые не видит «видящий глаз», но постигает «знающий глаз», с его интуицией и знанием. В 30-е годы он продолжал полулегально преподавать своим адептам – принципиально бесплатно.

Филоновым он стал, перебравшись в Москву, где служил кучером. Осенью 1910 добровольно покинув АХ и, удалившись впригород Петербурга, создал первые работы вдухе мистического символизма («Герой иего судьба», «Головы»). Учился в живописно-малярных мастерских Общества поощрения художеств (1898), в студии живописи Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1903 – 1908), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Г. Р. Залемана, В. Е. Савинского и Я. Ф. Ционглинского (вольнослушатель, 1908 – 1910). Он настолько не представлял себе жизни без жены, что ушел раньше нее. По возвращении в 1912 году, Филонов был особенно продуктивен и создал многие произведения, ставшие программными для того периода и среди них картину и две акварели «Пир королей».

Жалко, что для таких громадных голов у меня было мало времени». Сложные символические образы не могли появиться у прагматичного маляра-ремесленника. Затем последовал заказ на подновление росписей в Исаакиевском соборе. Он решил тратить не больше 20 рублей в месяц.

Значительная ретроспективная выставка под названием «Павел Филонов. Он был аскетом, мало и бедно питался, отказывался от заграничных выставок. По рекомендации Матвейса Филонов вместе с небольшой группой студентов Академии, зимой 1910 стал членом объединения «Союз молодежи».

Филонов интуитивно создал емкий образ «космоса», не пользуясь языком аллегорий и предметных символов. Многие другие, например Альтман, Кандинский, Пуни, Штеренберг, Карёв, Удальцова, при большевиках «пошли во власть», работая в комиссиях Наркомпроса. Рисовал с натуры архитектуру старых русских городов и часто расплачивался за постой заказными портретами «по рублю за штуку». Вернувшись из Палестины в Одессу, Филонов отправился в Батум. Узнала я о том, что несла пакет, через двадцать пять лет. Предмет искусства — это продукт специфической деятельности, свойственной только человеку.

В 1916 – 1918 на фронте, председатель Военно-революционного исполкома Придунайского края (1917 – 1918). Новым заказчиком — пролетарским государством — Филонов был востребован как художник. Еще в 1930 году он был арестован как «германский шпион».

Полученный заказ издательства «Academia» наоформление финского народного эпоса «Калевала» Филонов передал группе художников, сохранившей засобой название «Школа Филонова». В 1905 совершил поездку на Кавказ, в 1907 – в Константинополь. Он умер в первые дни блокады, завещав все свои картины государству. В ранней молодости она вступила в организацию «Народная воля», увлеклась революционной борьбой — и это изменило ее судьбу.

На правой стороне Татьяна Глебова рисовала сюжет «Тюрьма», а на левой Алиса Порет работала над «Нищими». Вскоре он формирует теоретическую основу своего творчества. После выставки 1927 года, на которой присутствовало много знаменитостей (в частности, поэт Максимилиан Волошин), пресса зубоскалила и называла Филонова психически нездоровым. Власть самодовлеющая и беспомощная, потерявшая свой смысл и свою цель. Среди аналитических работ 1930-х, выполненных не по заказам, выделяется картина с портретами 11 учеников «Ударники аналитического искусства» (1933, ГРМ), работавшими с учителем до конца.

В1931–1933 он вёл общее руководство иллюстрированием книги ивпамять околлективной работе написал картину «Ударники аналитического искусства» сабстрагированными портретами своих учеников (1933). За всё время своего существования группа сделала четыре выставки работ. Их Любовь не была омрачена ничем – ни бытовыми проблемами, ни материальными трудностями. В 1929 должна была состояться выставка Филонова в Русском музее, но она была запрещена.

Создана Филоновым в 1925г. Вовремя фактического раскола «Союза молодёжи» вначале 1914 выступил синициативой создания нового общества, обращался спредложением кМ. В. Матюшину иК. С. Малевичу. Обстоятельства их знакомства передают страницы ее дневника. С 1925 года он возглавляет творческое объединение «Мастера аналитического искусства», получившее известность благодаря коллективной выставке в Доме печати и работе над эпосом «Калевала».

В эмиграции Серебряков познакомился с юной Катей Тетельман, тоже народоволкой и в 1885 г. они поженились. Сестра художника Е. Н. Глебова (Филонова) так вспоминала об этом: «он лежал в куртке, тёплой шапке, на левой руке была белая шерстяная варежка, на правой варежки не было, она была зажата в кулак. Актриса Е. Н. Группа издала манифест под заголовком «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков «Сделанные картины» с пометкой «Изд. Рассказывали, в частности, о чудесном излечении от страшной болезни старой графини Ольденбургской, Евгении Максимилиановны, которой помогал местный колдун: ходили слухи, что он изготовил для нее ночью на болоте зелье (поговаривали даже, что из крови младенцев).

Один из наиболее ядовитых критиков написал следующие строчки: «Общественно-политический гротеск с уклоном в патологическую анатомию — вот наиболее точное определение того, что выставила в Доме печати школа Филонова». В 1932-1933 гг. К1926 под руководством Филонова возник «Коллектив мастеров аналитического искусства. А в течение этих лет я была уверена, что пакет нёс кто-то, а я только шла с ними. Вскоре, 9 июня 1923 года, Филонов выступил на Петроградской губернской музейной конференции с докладом, в котором «от группы «левых» художников предложил преобразовать Музей художественной культуры в «Институт исследования культуры современного искусства»». На переднем плане — фигуры матери с ребенком и пожилого мужчины. Вернулся домой в 2. 30 ночи».

В это же время Филонов формулирует теорию «аналитического искусства», ставшего основой уникального стиля художника. При обсуждениях современного искусства Филонов, в тексте «Канон и закон», тогда уже выразил теоретическую оппозицию французскому кубизму, увидев в нем одну из разновидностей реализма, добавившего к традиционному типу изображения предмета с одной точки еще вид сверху или сзади предмета. Написанный им устав стал уставом открывшегося первого в Европе Института исследования искусства с «действующим» музеем».

Филонов вместе с пасынком Петей выполнил карту Северного полушария под маятником Фуко. ГТГ), «Две девочки» (1915. Соседом П. Н. Филонова по дому был Эспер Александрович Серебряков (18541921 гг. ), бывший морской офицер, народоволец и эмигрант. Рука маляра не поспевала за фантазией Мастера. Зрительское восприятие должно было активизироваться при рассматривании мельчайших структур его произведений «аналитического искусства».

Художник верил, что то, что «рождается», не должно быть продано и что физические нужды необходимо подчинить требованиям искусства. Она прожила еще три года, благодаря своему мужу, поддерживающему ее в каждом шаге. Творческий метод МАИ основывался на теоретических установках Филонова, которые были развиты в манифесте «Сделанные картины» (Петербург, 1914г. ), в «Декларации Мирового Расцвета» («Жизнь искусства», 1923г. Свой метод художник называл «аналитическим».

1940). Филонов резко увеличил интенсивность работы икмоменту ухода нафронт осенью 1916 успел создать самые большие иизвестные живописные портреты («Портрет Ф. Азибера ссыном», «Портрет А. Н. Гуэ», «Портрет певицы Е. Н. Глебовой». Был вольнослушателем вАХ (1908–1910), среди педагогов особенно выделял Я. Ф. Ционглинского. Очевидно, первоначальные обвинения рассеялись и Павел Николаевич в ознаменование справедливости «гэпэушного следствия» решил преподнести Глебову его портрет.

За Филоновым прочно закрепился ярлык «классового врага». Продолжая работать, он очень внимательно слушал меня». Причем денег за эту работу он так и не получил. Именно неприятие Филонова способствовало краже нескольких его работ из Русского музея. Холсты, связанные между собой пластически («Аналитический метод») и тематически («Гибель капитализма»), экспонировались анонимно — как плод коллективной работы. Идеальным виделось ему «сделанное», подлинное произведение, созданное художником в высшей степени мастерски не только с технической стороны, но и «интуитивно», подсознательно, т. е. безлично, анонимно, как древние соборы.

Филонов выразил свое отношение к войне, жизни и смерти еще до ухода на фронт. Это событие произошло за несколько дней до открывшейся 5 мая «Выставки картин петроградских художников всех направлений 1918-1923 годов». Его отец был кучером, а мать — прачкой. Скромные «заработки по искусству» появлялись у него не без помощи Глебова-Путиловского. В 1927 году филоновцы получили от Ленинградского Дома печати серьёзный заказ. Однако занятая Филоновым открытая критическая позиция наобщих собраниях Горкома художников (1934–1935) способствовала его дальнейшей изоляции ион был вынужден даже прервать визиты учеников ксебе домой.

Создатель и руководитель группы «Мастера аналитического искусства» (1925 – 1941). (Текст «Канон изакон» – рукопись, авторизованная запись слов Филонова. Не факт, что у человечества это получилось, но Филонов старался, как мог. Художника обвиняли в создании непонятного, противного человеку искусства. Премьера прошла в декабре в петербургском театре «Луна-парк».

Созданием композиции «Перерождение интеллигента» (1912. ) символически засвидетельствовал окончание творческого усвоения языка аналитического кубизма иидей футуризма. С1921 занимал активную позицию наразличных диспутах повопросам культурного строительства. Оформив работу наимя своего пасынка П. Э. Серебрякова, Филонов вместе сним выполнил карту звёздного неба под маятником Фуко для Музея антирелигиозной пропаганды (находился вИсаакиевском соборе), вреалистической манере писал портреты, в том числе вождей.

Художнику трижды предлагали место профессора в Академии, но он каждый раз отклонял предложение, так как считал преподавание в ней неправильным. Все– ГРМ). Филонова отвергала страна, в которую он хотел перенести центр тяжести современного искусства, поскольку искренне считал, что именно русскому искусству должно принадлежать мировое господство. В том же году, в июле, работы Филонова экспонировались в саду Народного дома в Петрограде, а в октябре -на «Первой русской художественной выставке», проходившей в Берлине, в галерее «Ван Димен». Всякая незаконченность вызывает беспокойство у человека «старой школы».

В следующий раз Филонов отправился уже в морское путешествие — по святым местам, с «паломницким» паспортом и билетом Паломнического общества, находящегося под опекой принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской. Последнюю критики относят к высочайшим образчикам поэзии русского кубофутуризма. Важной чертой личности художника стало харизматичное отношение кискусству, что определило многие его действия ивсоветское время: голодая, он всёже решительно отказывался откаких-либо материальных поблажек идаже отназначенной ему «по старости», анеза «заслуги» пенсии. Родился в Москве. Эти пейзажи никого не оставляли равнодушными.

В 1919 году Филонов принял участие в выставке, проводимой в Зимнем дворце и продемонстрировал цикл «Ввод в мировой расцвет». Встатье Матюшина (1916) охудожниках «новой меры» имя Филонова было названо одним изпервых. Зарабатывал их техническими переводами (он по самоучителю изучил иностранные языки. Параллельно ссозданием общества Филонов проиллюстрировал стихи «Изборника» В. В. Хлебникова (1914), выпустил иллюстрированную книгу «Пропевень опроросли мировой» сфутуристическими поэмами «Песнь оВаньке-ключнике» и«Пропевень про красивую преставленицу» (1915).

Успех цикла на выставке закрепил это наложение, срастание, его метафорических образов-утопий об эпохе «мирового расцвета» с социально-общественной грезой коммунизма о царстве равенства и братстве на земле. Он приехал с фронта в командировку и сделать это надо тотчас же. В автобиографии он писал, что побывал и в Новом Афоне (обычный маршрут не включал посещение этого кавказского монастыря, предусматривалось только поклонение святыням греческого Афона, Синая и Иерусалима). Остальные были безымянными: «187. «Глаз видящий» воспринимает лишь внешнюю форму, а «глаз знающий»- наполняет ее внутренним движением атомов.

Каждый зритель вынужден для себя определять природу творчества: таково было и есть основное условие для понимания нового искусства искусства ХХ века. Рассказ эмигранта», поместив на обложке репродукцию работы 1915 года «Победитель города». Вдали от Петербурга он написал небольшую по размерам картину символического содержания «Головы» и ее появление на второй выставке «Союза молодежи» впервые обратило на Филонова внимание прессы. В 1908–1910 вольнослушателем обучался в Императорской Академии художеств. В 1919 году его назначили председателем Фото-кино комитета, но в июле 1921 года на него был написан донос, от должности его отстранили и направили на работу редактором в Ленинградское областное издательство.

Оппонировал кубистам, утверждая при этом, что никогда не видел картин Пикассо. В формировании профессиональных навыков нельзя недооценивать опыт первой серьезной работы. В 1932 году Филонов последний раз принял участие в выставке в Русском музее. Активная выставочная деятельность укрепила позиции Филонова, который демонстрировал лояльность советской власти: в апреле 1923 года он принес в дар петроградскому пролетариату через Петросовет картину «Формула мировой революции», которая была передана Музею революции. Виктор Шкловский отметил «громадный размах, пафос великого мастера». Члены объединения поэтов «Гилея», вошедшие в «Союз молодежи» «будетляне» (русский аналог слова «футуристы») и художники искали своих путей в новом искусстве, они смело экспериментировали с формой, фактурой и смыслами. Школа Филонова» (1927–1930, формально до1932), очём свидетельствует заказ наоформление зала Дома печати испектакля покомедии Н. В. Гоголя «Ревизор» впостановке И. Г. Терентьева. В этот период Филонов сблизился с поэтами группы «Гилея», в которую входили В. Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых.

1 декабря 1934 года Ленинград всколыхнула весть об убийстве Кирова. Далее пароход брал курс на греческий полуостров Халкидики со святой горой Афон, где православные паломники устремлялись к святыням монастыря Святого Пантелеимона. Эта идея красивая, но вряд ли является реальной. Живописные полотна, экспонировавшиеся Филоновым в марте 1913 года на «Выставке картин внепартийного Общества художников» в Петербурге, отразили произошедшие в нем изменения.

Благодаря обучению там и «исключительно благодаря знанию анатомии» Филонов был зачислен в Академию Художеств вольнослушателем и весной 1908 года начал заниматься там, это продолжалось до1910 г. Но после 2 лет занятий Филонов покинул Академию Художеств из-за принципиальных разногласий с профессорами. Он умел учиться буквально на всем, о чем писал в автобиографии: «Эта работа развивала громадную работоспособность, выдержку и упорство и незаметно подвела к изучению анатомии». Занятия проходили по вторникам и четвергам и затягивались допоздна.

Вокруг Филонова выросла стена непонимания. Он принял участие в первой постреволюционной свободной выставке художников всех направлений в Зимнем дворце, на которой представил 23 картины из цикла «Ввод в мировой расцвет». После успеха в1919 начался короткий период светлых «революционных ожиданий» художника исамых авангардных, светлых поцвету, абстрактных произведений нафилософские темы– ореволюции вРоссии, окосмосе ичеловеке («Космос», «Земля впространстве», «Человек вмире»). С Филоновым произошли удивительные события. Система «Мировый расцвет»». Поэт Хлебников остро воспринял сюжет, назвав его «пиром мертвых королей».

Так, по просьбе своего шурина, фабриканта Армана Францевича Азибера (второго мужа сестры Филонова Екатерины), художник исполнил «поздравительный адрес» от рабочих и служащих управляющему фабрикой Новицкому. Матюшин был занят публикацией книги В. Маркова «Искусство острова Пасхи» и, дождавшись ее выхода в свет, 16 апреля 1914 года вышел из состава общества «Союз молодежи».

В 1912 году начался важный этап в творчестве Павла Николаевича. Один из инициаторов создания Союза молодежи (1910). Филонов опубликовал «Декларацию «Мирового расцвета»» — теоретическую работу об аналитическом искусстве. Формы состоят из «атомов и молекул» и живопись должна это передать. Кроме того, он считал необходимым для художников знание анатомии, композиции и всего того, что обязан знать любой профессиональный художник под «сделанностью» подразумевается техническое мастерство, доведённое до совершенства, возведённое в абсолют.

Некоторые идеи захватывали его настолько, что превращались в настоящую одержимость. 22мая).

Дневник художника начинается с описания именно этого собрания. Обустройство нового, своего дома очень занимало великую княгиню, она распорядилась устроить художественную студию и сама входила во все подробности ремонта. После революции Филонову новой властью была доверена ответственная должность. Отсюда возникает главная тема творчества Филонова — «формула» («Формула петроградского пролетариата», 1920-1921).

Серия состояла из картин «Пир королей» (1912-1913), «Масленица» (1912-1913), «Крестьянская семья» (первоначальное авторское название — «Святое семейство», 1914), «Коровницы» (1914), «Композиция» («Корабли», 1913-1915), «Перерождение человека» (1914-1915), «Трое за столом» (1914-1915), «Германская война» (1914-1915), «Композиция» («Ввод в мировый расцвет», 1914-1915), «Цветы мирового расцвета» (1915), «Две девочки» («Белая картина», 1915), «Композиция» («Лица», 1919), «Охотник» (1913), «Цветы и люди» («Ввод в мировый расцвет», 1913), «За столом» (1914), «Без названия» (1914-1915), «Победитель города» (1914-1915), «Ломовые» (1915), «Без названия» («Георгий Победоносец», 1915), «Рабочие» (1915), «Женщина» (1915) и «Мать» (1916). Конечным результатом была «Декларация Мирового расцвета» — наиболее важный документ аналитического искусства. Некоторые его ученики после рассказывали, что он чуть ли не из Петербурга в Рим «прошел пешком», что действительности не соответствует. В то время у него появилось множество учеников и приверженцев. Еврей девочку пересадил опять на старое место. Продолжал работать пометоду «аналитического искусства» («Первая симфония Шостаковича» «Лики». После смерти матери жил с1897 вПетербурге вдоме старшей сестры А. Н. Филоновой иеё мужа А. А. Гуэ известного инженера, совладельца электротехнических предприятий ипетербургских электростанций.

Отец и мать рано умерли и будущему художнику пришлось рано начать работать. Руководил (с15августа доконца 1923) отделом общей идеологии Гинхука, написал программу института («Идеология аналитического искусства». 1920-1930-е – время расцвета аналитического искусства. В августе 1922 года портрет стал сенсацией на выставке «Общины художников». После Рамони обстоятельства позволили Филонову еще раз «войти в дом Ольденбургских». В апреле-июне 1919 года Филонов принял участие в «Первой государственной свободной выставке произведений искусства» — как член обновленного в 1917 году общества художников «Союз молодежи». В марте 1914 года П. Филонов, А. Кириллова, Д. Н. Какабадзе, Э. Лассон-Спирова (участница выставки «Союза молодёжи») и Е. Псковитинов выпустили манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков Сделанные картины» (пометка: «Изд.

Пароход выходил из Одессы и шел через Константинополь. Филонов иллюстрировал литографированные сборники футуристов.

Но Филонов прочёл ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства. Он свел до полного минимума расход на жизнь. Он выпустил манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков». Они устроили ряд отчетных выставок, осуществили постановку сверхповести Хлебникова «Зангези».