Художник Портрет Достоевского

Портрет Достоевского написан без особого усилия в разнообразии цветовой гаммы, подобные оттенки художник использует во многих других его работах. Христианские МОТИВЫ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Есть Бог, есть мир, они живут вовек А жизнь людей мгновенна и убога, Но все в. ПОРТРЕТ Н. В. ГОГОЛЬ ПОРТРЕТ Художник Чартков живет в Петербурге. Отойдя от драмматических работ, Перов часто пишет портреты, наверное самый заметный из них, в котором художник Перов отобразил истинное выражение характера знаменитого писателя Федора Михайловича Достоевского.

Портрет Федора Достоевского кисти художника Василия Перова

22 См. : Литературная газета. Воспоминания. 80 и 81. Пушкина с портретом Достоевского в ремарке. Цейдлер. Если литография Бореля (и лежащая в его основе фотография Тулинова) – это 1861 – 1862 годы, то рассматриваемый снимок скорее должен быть датирован серединой 1860-х годов. Общие черты лица округлые.

Через год будет написан портрет Л. Н. С публикацией этого снимка в 1983 году, в 86-м томе «Литературного наследства» вышло досадное недоразумение: и под репродукцией (с. Перова уже написаны портреты В. И. Герасимов отправлялся в своих датировках (см. Степанова и К. А.

Полн. Достоевский сидит на стуле, повернувшись в три четверти, положив ногу на ногу и сжав колено кистями рук с переплетенными пальцами. Репин, называя Каткова "ретроградом Не сохранилось (а возможно их и вообще не существовало) ни одной фотографии Достоевского 1840-х годов.

Руки сложены на груди крестом, а la Napolon. Через десять лет Глазунов напишет совсем другой портрет: Мышкин выпал на улицу из дома Рогожина, узнав о гибели Настасьи Филипповны. К великому сожалению, в отличие от парижской уголовной полиции, III Отделение в эти годы еще не практиковало «фотофиксации» политических заключенных и мы не имеем возможности увидеть, как выглядел арестованный по делу петрашевцев, заключенный в Алексеевский равелин автор «Белых ночей» и «Неточки Незвановой». Третьякова в 1872 году портрет Ф. М.

Доминанта эта – духовная концентрация мыслителя, цельность личности. Погодина и других. Ничего отвлекающего, «рассказывающего». Здесь все решено очень просто. Гроссмана. Т. 1.

  • Описание картины Василия Перова «Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского»
  • ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ ФЕДОРА МИХАЙЛОВИЧА ДОСТОЕВСКОГО
  • Описание картины Перова «Портрет Достоевского»
  • Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского

Гейбовичу, писатель сделал на фотографии дарственную надпись. К. А. Он всецело погружен в свои мысли. Перову писатель во многом был близок. Кипенье жизненных сил во взгляде, в чертах лица, во всей фигуре писателя оказывается дополнительным аргументом и в пользу датировки этой фотографии 1863 годом. 29 Конечно же, это не Достоевский эпохи утрат: тяжелой болезни и мучительной кончины от чахотки жены Марии Дмитриевны, преждевременной скоропостижной смерти любимого брата Mиxaилa, 30 крушения журнала «Эпоха». В обзоре этой выставки критик А. Ледаков писал: "Хороши также портреты г. Перова с гг.

соч. Еженедельник «Воскресный досуг» издавался самим А. О. Перов был умный и милый человек и муж любил с ним беседовать. 112. 2 В Каталоге коллекции А. Г. В ее записной книжке конца 1880-х гг.

  1. Описание картины «Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского»
  2. Репродукция Перов – Портрет Достоевского
  3. Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского — Василий Перов
  4. Василий Перов — Портрет Достоевского, 1872
  5. Прижизненная иконография Достоевского
  6. Художник: Фаворский Владимир АндреевичПортрет Достоевского
  7. Добавить комментарий Отменить ответ
  8. Портрет Достоевского, Краткое описание

Достоевского (перо, карандаш). (А. Г. 4. Гоха и М. Б. Т. 1. В нем художник отобразил истинный характер знаменитого писателя. Аккуратно подстриженная бородка радикально меняет форму лица это уже не «простонародный тип», тянущий военную лямку младший офицер, а скорее столичный денди, посетитель модных петербургских салонов.

В это время шла работа над романом «Бесы». Гоха хранится в коллекции Литературно-мемориального музея Ф. М. Полн. 1924.

  1. Подпишитесь на новостную рассылку музея
  2. Анализ и история создания картины Перова Портрет Достоевского
  3. Рядом расположены достопримечательности
  4. Репродукция Абрахам ван Калр – Мальчик держит серую лошадь
  5. Репродукция Перов – Охотники на привале
  6. Репродукция Перов – Последний кабак у заставы
  7. Репродукция Перов – Первые христиане в Киеве
  8. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  9. Описание картины Василия Перова «Портрет Достоевского»

«Цивильный» сюртук и белоснежную рубашку заменило что-то, отдаленно напоминающее военную форму. / 97», а позднее ее же рукой, чернилами: «1861». 20 Мы также ранее высказали предположение, что фотография Тулинова послужила основой для гравюры на дереве, воспроизведенной в 1863 г. в «Иллюстрации» и повторно, в 1866 г., в «Воскресном досуге». 21 Впрочем, отметим, что фотография Тулинова, на которой Достоевский сидит у балюстрады, стала известна сравнительно поздно: она впервые была зарегистрирована и воспроизведена в «Описании рукописей и изобразительных материалов Пушкинского Дома. » ( 414).

Образ Ф. М. Достоевского» (СПб., 1993. На время создания полотна Достоевскому было уже 51 год и он являлся автором «Записок из Мертвого дома», романа «Преступление и наказание», «Идиот».

  1. Федор Михайлович Достоевский (1821-1881)

М., 1983. Художнику удалось изобразить человека, полностью сосредоточенного на своих мыслях. Это сложность Достоевского: она принадлежит самой модели: ее воспринял чуткий Перов». Писатель был ему близок схожими идеями, а также религиозными убеждениями. (Из книги: Лясковская О. Л. Признанный мастер бытового жанра и портрета.

Отсюда же и этот призыв его: «терпи, смиряйся и молчи». Положительный ответ на этот вопрос требует дополнительных изысканий. Петербург здесь дышит надеждой, верой в любовь и неизбежным одиночеством. Но его нет и в петербургской части архива А. Г. Но задача перед художником стояла непростая.

Описание картины 
Василия Перова «Портрет 
писателя Федора

В. Г. В его произведениях наиболее ярко отразилась эта сложная, во многом трагическая эпоха. Перов был интересен и соприроден таланту Достоевского во многом. Давыдов, Н. С. В исследовательской литературе называются разные даты – 1858 и 1859 гг. Пыпина – 414 (и в 1930 г. в альбоме А. М.

Гейбовича, ротного командира, под началом которого писатель служил в Семипалатинске. В частности, снимок второй половины 1840-х годов мог быть только дагерротипом. Я всегда присутствовала на сеансах и сохранила о Перове самое доброе воспоминание"9. Достоевский. Отсюда это осознание им крестного пути для человека, страны и народа.

И недаром он был предпослан публикации мемуаров А. Г. Фигура, как бы сжатая в темном пространстве холста изображена чуть сверху и сбоку. Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1990. Он одет в длинный темный сюртук.

Александрова: «. Окт. В работе нет преобладания ни лиризма, ни трагичности: перед нами человек с простонародной внешностью (напоминающей купца), погруженный в свои мысли, с характерным для Достоевского разрезом и прищуром глаз. Крамским.

Соколова) гравером Августом Яновичем Даугелем (1830 – 1899) вырезана гравюра на дереве, помещенная в 52 «Всемирной иллюстрации» за 1869 год в ряду портретов знаменитых воспитанников Главного инженерного училища (которое Достоевский закончил в 1843 году). 31 Но какая убийственная метаморфоза произошла при переводе изображения в другую технику. Потому и сама посадка фигуры, с ее угловатым абрисом, цепко схваченными руками на коленях, решена как замкнутая, сосредоточенная в себе композиция. Невысокий стоячий воротник подпирает подбородок.

Сближало их многое: раздумья о Сибири, трагический характер творчества, может быть и то, что оба начинали с актуализации «слезного» сентименталистского начала в переходный период, пройдя путь исканий от понимания слабости, хрупкости частного человека к его внутренней силе. В pendent взгляду и более твердая, волевая складка губ. 23 В Каталоге коллекции А. Г. Достоевский сидит на стуле вполоборота, закинув ногу на ногу, обхватив колено руками. Достоевского точно и любовно передан внешний облик писателя, но говорить о глубине характеристики здесь не приходится. На стуле около накрытого скатертью столика теперь сидит Чокан Валиханов.

Достоевский в воспоминаниях современников. сидит у балюстрады), хранящегося в Музее Пушкинского Дома, рукой А. Г. Портрет Ф. М. Щетинина. Высокая худощавая фигура писателя освещена справа.

Косенков, А. Н. Однако рассмотрение этого мемориального экземпляра, ныне хранящегося в коллекции ГЛМ (КП 35714/2), на обороте которого рукой жены писателя записано: «С фотографии Щетинина. Достоевский в забытых и неизвестных воспоминаниях современников. Если предположить, что все Достоевские фотографировались у А. О.

Судя по приведенному выше отзыву А. Достоевской, Перов уловил на портрете «минуту творчества Достоевского»» Отсюда этот предельно сдержанный колорит картины, ее строгая, компактная композиция, освобожденная от какого бы то ни было антуража. Во взгляде ни тени обычного беспокойства, усталости. С. 91.

Достоевский – москвич, проживший в первой русской столице 16 лет. Слева от него, на другом стуле, – Достоевский.

III. Достоевского. Баумана одновременно, то 1863 г, как время съемки оказывается еще более правдоподобным. 30 Умер в июле 1864 г. 31 В «Описании рукописей и изобразительных материалов Пушкинского Дома. » ( 445) высказано предположение, что гравюра исполнена по фотографии С. Л. Живопись Перова лишена колористических эффектов, едва ли не однообразна в проработке деталей, однако и в этом прочитывается стремление убеждать простой истиной факта. Третья фотография как будто продолжает начатое движение.

Достоевской, вышедших в Госиздате под редакцией Л. П. И потому взгляд, не задерживаясь на торсе, ритмами вертикалей восходит к лицу. Находки краеведа. В фигуре исчезла мешковатость, внутреннее движение вниз, к земле. Зажатая под локтем его левой руки фуражка усугубляет неестественность позы. Фигура писателя погружается в полумрак и таким образом отдаляет зрителя. Писатель сидит за столом, перед ним лист белой бумаги, сбоку горящая свеча.

Сейчас же закончим изложение загадки этой фотографии на вопросительной интонации. На писателе наглухо застегнутый, несколько кургузый обер-офицерский мундир. » 7 В этой связи заметим, что 3. А.

Достоевский, снята и десятилетняя дочка Михаила Достоевского Варя, умершая от скарлатины в феврале 1864 г. (эта фотография хранится в фондах Государственного Литературного музея). Достоевская. Тогда одна из журналисток написала: «Главное для художника — углубленный психологизм, умение разгадать внутренний мир человека, выразить его духовную жизнь». Достоевской до нас дошел позднейший переснимок со старинного дагерротипа. В том же юбилейном 1880-м году Л. Е.

Главное выразить его духовный мир. 2 также см. : Иевлев Н. П. В. А. Художника же в данном случае интересует совсем другое— Достоевский-мыслитель. Глаза — одна из самых сильных черт на портретах Глазунова. Для всех поколений образ писателя просто слился с этим творением. На сегодняшний день единственная оригинальная фотография писателя работы И. А.

Гейбовичу и уезжает в штатском. Скорее всего, причиной этому стали родственные взгляды. Во «Всемирной иллюстрации» портрет Достоевского дан оплечно и заключен в медальон, помещенный на фоне каких-то фортификационных сооружений и другой военной атрибутики. 32 Вся динамичная фигура писателя оказалась отсеченной, органически связанный с общей позой наклон головы выпрямлен чертам лица придана необходимая для юбилейной публикации33 официальность. Левицкого или К. И. Этот выбор, возможно, неосознанный, но абсолютно не случайный. Фаворского Достоевский стоит перед столиком с кипой типографских гранок в руках. Зрителю показан писатель немного сверху и сбоку. Это, бесспорно, снимок 1860-х годов.

(РГБ. Из темного фона пластично выступает бледное лицо. Здесь, поскольку изображение «срезано» по пояс, единственным центром снимка оказывается лицо, а корпус, занимая на фотографии непропорционально большое место, превращается в аморфное, бессодержательное пятно. Старая карточка неизвестного фотографа.

Он прожил после портрета еще много, не в смысле времени, а в смысле творческой жизни. О втором прижизненном портрете Достоевского, созданном В. Г. Губы полные. Каким же предстает Достоевский на этой самой ранней его фотографии. Но для Перова «болезнь и напряженная работа» — всего лишь жизненные обстоятельства, в которых изо дня в день живет и творит Достоевский-писатель.

Тургенева, А. Н. Гоха (хотя поворот 3/4 вправо зеркален по отношению к петербургскому снимку). К. А. Композиционно она сильно уступает предыдущей. Толстого И. Н. В «Летописи жизни и творчества Ф. М. Отсюда и происходила его чрезвычайная обидчивость, лучше сказать, какоето вечное ожидание, что его сейчас могут обидеть.

Направо, вслед за движением рук, несколько наклонена и вся его фигура. Достоевская также датирует фотографию 1858 г. вслед за З. А. Достоевский в воспоминаниях современников. Гаев и др. ).

Третий прижизненный портрет Достоевского принадлежит извест-ному граверу, рисовальщику, офортисту Льву Евграфовичу Дмитриеву-Кавказскому (1849 – 1916). На момент публикации фотография бережно хранилась в семейном архиве З. А. Валиханов. Вклейка между стр. Портрет создан в 1857 году.

Так что предположение остается лишь предположением. От Шубинского)». Преодолев все трудности, Василий Перов создал поистине выдающийся портрет, основанный не только на максимальной внешней схожести, но и на правдивом отображении сущности человека, его характера. Теперь, напротив и корпус и голова поставлены твердо ниспадающая почти отвесно, ниже границ кресла, пола темного сюртука, контрастно выделяющаяся на фоне светлых панталон, подчеркивает общее движение кадра (равно как и колонна на заднем плане). В коллекции Государственного Литературного музея хранятся две близкие между собою фотографии Михаила Достоевского, выполненные в «Photographie centrale». 15 мая. Островского, И. С.

Баумана Достоевский сидит на фоне геометрического орнамента, украшающего задник фотоателье и строгие геометрические формы удивительно удачно контрастируют с динамичной, «неправильной» фигурой писателя. 33 В 1869 г. Главное инженерное училище отмечало свое 50-летие. 34 Впрочем, у нас есть прецедент, когда в фотоателье М. Б. Перова вдохновила та задача, которая была перед ним поставлена. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете "минуту творчества Достоевского". Портрет Ф. М. Васильев.

Рундальцов, М. Г. СПб., 1906. Выросший в провинции (на Украине), К. А. Вклейка между стр. Достоевская упоминает как семейную ценность в своей завещательной тетради, надписанной «En cas de ma mort ou dune maladie grave» («Ha случай моей смерти или тяжелой болезни», фр. ). В чертах лица все то же затаенное внутреннее напряжение.

«Сеансы были немногочисленны и непродолжительны, но Перов был вдохновлен вставшей перед ним задачей. Взгляд огромных глаз князя недвижим, брови изломлены. М., 1962.

С. 124, 143 первая публикация: Сибирские огни. В своих воспоминаниях К. А. С. 124 – 144). 8 Нельзя исключать, что Б. Г. С. 176 – 177. С. 6. Можно было бы предположить, что это также переснимок третьей фотографии работы Тулинова имени которого вдова писателя, видимо, не знает, во всяком случае нигде ни разу не упоминает (в том числе и воспроизводя фотографию стоящего Достоевского в «Юбилейном» Полном собрании сочинений: см. Страхова, который так передает впечатление от первого знакомства с Достоевским в самом начале 1860-х гг. : «Наружность его я живо помню: он носил тогда одни усы и, несмотря на огромный лоб и прекрасные глаза имел вид абсолютно солдатский, то есть простонародные черты лица» (Ф. М.

Тургенева, А. Н. На этот счет у исследователей существуют разные мнения. С великолепным мастерством написано измученное, полное глубокой скорби «не о своем горе» лицо писателя. По моде (как у светского эстета) завязан шейный платок, в глазах – покой и доверчивость, как будто бы писатель пытается с надеждой заглянуть в свое будущее. Даже поза писателя, сидящего, чуть откинувшись назад, с ногой, закинутой на ногу, на снимке Гоха воспринимается как зеркальное отражение позы на снимке Лейбина (где Достоевский изображен с Ч. Валихановым): в одном случае полуоборот корпуса вправо, в другом – влево. Достоевского эпохи его литературного дебюта. В 1925 году эта фотография была воспроизведена на фронтисписе первого издания «Воспоминаний» А. Г.

На гравюре В. А. Ему удалось точно передать не только индивидуальные черты его внешнего облика, но и «следы» прожитых дней, его духовной биографии. Бауманом редактором его в 1863 – 1864гг. Стоит заметить, что при абсолютной «светской» застылости и непохожести поэта, портрет Достоевского в ремарке, хоть и сделан по известному рисунку автора, но более удачен и выразителен, так как в лаконичном офорте опущены излишние детали, от чего ремарочный портрет только выиграл. С. 367 (благодарим Е. М.

Вклейка между стр. 1929 г. Портрет Ф. М. Данные о том, что писатель вообще снимался у названных фотографов, также неизвестны. 32 На фотографии А. О. Дмитриев-Кавказский создает рисуночный портрет Ф. М. Кажется, что фигура писателя находится в своем отграниченном от окружающих пространстве. Фигура мягко тонет в полумраке темного фона и тем самым отдалена от зрителя. Перов создал подлинный портрет-биографию великого писателя.

Вот именно так, в такой же точно позе, но только не в платье «от Шармера», а в кандалах и половинчатой каторжной куртке стоял он когда-то на поверке посреди острожного плаца. С этой целью приехал из Москвы знаменитый художник В. Г. Перов. СПб., 1906. Один из первых, кто обратился к российскому методу изображения действительности. Губы сжаты в ироническую складку.

«Портрет Ф. М. Достоевского » — картина, написанная Перовым в 1872 году по заказу П. М. Третьякова, который в своей галерее в Москве собирал портреты выдающихся деятелей русской культуры и произведения художников новой реалистической школы. Пожалуй, лишь за исключением снимка А. О. Бореля обнаруживает, что на этом снимке Достоевский выглядит несколько старше. Дмитриевым-Кавказским был выполнен офортный портрет А. С. Достоевский.

Отъезд был назначен на 15 июня. По моде (как у светского эстета) завязан шейный платок, в глазах – покой и доверчивость, как будто бы писатель пытается с надеждой заглянуть в свое будущее. 19). Очевидно, что в собрании А. Г.

Написанный по заказу П. М. И именно оно, это «страдальческое сознание» самого Достоевского и пронизывает собою его живописный образ как «главная идея его лица».

Нужно сразу отбросить предположение, что снимок мог быть сделан в начале июля 1859 года, когда Достоевский, получивший разрешение выйти в отставку и вернуться в европейскую часть России, заезжает в Омск, где встречается с Чоканом Валихановым. И в этом также очень точное попадание в образ человека, никогда не соблазнявшегося «тайнозрением зла», но распинавшегося «за то, что придет или, по крайней мере, должно прийти», страдавшего и веровавшего «от любви, не от страха». примеч. Вклейка между стр, 144 и 145).

Еще один живописный портрет Достоевского, принадлежащий кисти К. А. Выражение лица отчасти напоминает фотографию 1860 года работы И. А. Достоевского в Петербурге. Но автор «Скверного анекдота», «Крокодила», задиристых полемических статей из журнала «Время» представлен на этом фотопортрете очень выразительно и рельефно. I. 224). 36 По-видимому, эта же фотография висела в кабинете писателя и в доме А. П.

Трутовским в 1860-е годы. Широкую известность она приобрела после воспроизведения в издании биографии писателя, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» (см. : Гроссман Л. П. Портрет остался незавершенным. Скорее всего, это простая опечатка. 25 На исходном снимке Достоевский, очевидно изображен сидящим, но значительная часть фотографии закрашена и лишь на узкой полоске внизу просматривается часть ноги на ковре. И. Репина, мастерскую Бориса Иогансона.

Эта техническая особенность также затрудняет сближение двух этих фотографий. 48. выше). 3. 11. Он не сошел с ума — он разочарован, уничтожен, убит.

Перов. Таковы иллюстрации к повести «Белые ночи», где реальна лишь мечта, а не жизнь. У В. Г. Но точка равновесия уже пройдена.

Т. 2. Дневник и записки. И. «живая жизнь» ушла из этого портрета Достоевского. Достоевского, написанный Перовым по заказу Третьяковской галереи, был окончен в 1872 году.

192 и 193). В приложении к воспоминаниям в журнале была воспроизведена фотография, которую, по свидетельству мемуаристки, Достоевский подарил ее отцу в знак дружеских отношений, сложившихся у писателя с его непосредственным воинским начальником. В распоряжении Ходжикова была репродукция фотографии, помещенная А. Г. С. 140 – 150 1926.

Достоевской: именно так выглядел писатель в период их знакомства. был знакомый Достоевского еще с 1840-х гг. Но плохо просматривающиеся под сюртуком (в силу особого положения корпуса на обоих снимках) жилет и галстук не подтверждают такую идентификацию. 34 К тому же фотографию Баумана отличает присутствие обязательных атрибутов фотосалона (задник с характерным орнаментом, кресло со специальной подставкой для рук), в то время как на рассматриваемой фотографии какие-либо внешние элементы полностью отсутствуют: только сам Достоевский на размытом, нейтральном фоне. Достоевский в 1862 году» (СПб., 1906.

Бергамаско, Однако на чем основана такая атрибуция, не сообщается. Достоевской) проставлено: «Париж, 1863». Ко времени создания портрета Достоевский уже прошел и гражданскую казнь и каторгу, он создал великие произведения, в которых во всей полноте открыл трагический мир «униженных и оскорбленных». 761)24 обозначено, что это фотография работы Э. Бондонелли.

Руки сложены на коленях, одною из них Достоевский придерживает форменную фуражку. В. Г. В Руссе» (последнее, по-видимому, указание на место хранения) и тут же под 3: «Портрет фотогр в Семипалатинске в 1858 году. Это Достоевский времени бурного романа с Аполлинарией Сусловой, первых опытов игры на рулетке, азартный издатель журнала «Время», который «завел процесс со всею литературою. ». Но скорее – стоит.

1863». На стене над этим столом висел фотографический портрет Федора Михайловича. » (Ф. М. При помощи коричневых брюк в черную полоску оттеняются кисти рук. Оба портрета потрясают сдержанностью, простотой, богатством натуры моделей.

и во всем облике какая-то моложавость. Но она, с другой стороны, рождает вопросы новые, не менее серьезные.

Т. 1. Лицо, руки и лист словно излучают свет. Следующая по времени фотография была сделана в Париже, во время заграничного путешествия Достоевского 1862 года (так она датирована в Каталоге коллекции Музея памяти Достоевского, 3109 но теоретически можно предположить и 1863 год – время второго посещения писателем Парижа, однако это были дни бурного выяснения Достоевским отнощений с Аполлинарией Сусловой – скорее всего, для посещения фотографии у него в этот раз не было ни времени, ни необходимого дущевного спокойствия).

И, кажется, достигнуто «равновесие», может быть, лишь на мгновение, между внутренним, «сокровенным» человеком и окружающим его миром, – чего так недоставало фотографии первой. Это единственная фотография писателя, на которой он изображен с гладко выбритым лицом нет не только бороды, но, как кажется и усов (или они едва-едва различимы). По авторскому фирменному знаку на обороте фотографии и было установлено имя фотографа: «Photographie Jean Hoch. Баумана на Невском проспекте: между ними есть некоторые черты сходства. – М. : Искусство, 1979. Напротив, отталкиваясь от самой модели, художник привносит в портрет созерцательный настрой, располагающий к размышлению, то есть к соработе зрителя.

Не исключено, что этот рисунок сделан во время пушкинского праздника в Москве. Б. Герасимов. Эта борьба выражалась на его лице, – я хорошо изучилаего физиономию, часто с ним видаясь. Художник-демократ, страстный правдолюбец, народный «печальник», Василий Григорьевич Перов — крупнейший русский художник 60-х годов XIX века.

Первое прижизненное изображение молодого Ф. М. Собко сообщает, что Перов больше всего ценил роман Преступление и наказание. Художник изучает и угадывает эту главную мысль лица, хотя бы в тот момент, в который он списывал и не было ее вовсе на лице».

Алёкина). 16 Штакеншнейдер Е. А. Но взгляд более спокоен, «самодостаточен» : между фотографиями Гоха и Бондоно – создание «Записок из Мертвого дома» и «Униженных и оскорбленных», восстановивших и упрочивших литературную репутацию Достоевского в обществе. С. 144. СПб., 1992. Трутовского, о которых шла речь выше.

Однако «простота» внешности писателя уравновешивается глубокой духовностью. Это еще более отодвигает его вглубь и замыкает в себе. Уже в юности Глазунову удалось уловить эти тонкие материи в образе великого коммуниста и журналиста и в каждом следующем его портрете у героя неизменно «говорящие глаза». 5. в Семипалатинске, проездом в Кашгарию», первым, кажется. Однако, как уже говорилось, оригинал снимка, подаренного Гейбовичу, утрачен.

Основатель общества передвижников. 1955. В конце 1880 года Л. Е. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете «минуту творчества Достоевского». С. 185). Словом, все то, что Федор Михайлович называл «страдальческим сознанием» русского народа.

412. Тем значительнее ценность этих портретов молодого писателя. Бессонова и Достоевского. Ф. М. – С. 108). Достоевский в Семипалатинске // Ф. М. Это первое прижизненное изображение молодого Ф. М.

В 1885 году в 1 журнала «Исторический вестник» были опубликованы воспоминания о Достоевском Зинаиды Артемьевны Сытиной, дочери А. И. Даля, И. С. Кожа удивительно гладкая, чистая. Достоевской сделана карандашная надпись: «1861 или 1863 получен от Анны Ивановны Майковой. О том, что Ч. Валиханов «посетил Ф. М.

8 апреля. Достоевского – пожалуй, одна из самых знаменитых работ В. Г.

Достоевской, поступившей в 1921 году в Пушкинский Дом. Однако на обороте парного ему снимка (Ф. М. Т. 1. В чертах лица появилась спокойная уверенность, взгляд в объектив стал более пристален. Гоха, костюм на Достоевском «с иголочки» : модные панталоны в крупную клетку, просторный темный сюртук, светлый жилет. Взгляд направлен прямо в объектив.

Достоевской эта фотография отсутствовала. Тулинова. Перов смог создать максимально убедительный портрет Достоевского. Она-то и манит, а точнее, втягивает в себя, в свои бездонные глубины. Лишь в двух из этих откликов упоминается портрет Достоевского: в статье Поля Манца в газете "Temps" говорилось, что портреты Крамского (Льва Толстого, Григоровича, Шишкина), Перова (Достоевского) "отличаются своей фактурой и особенно оригинальностью ни один не выполнен ординарно"22 по словам Стасова, "хвалит портрет Достоевского" в газете "Independence Beige" Жюль Кларти. » – обнаруживает, что это переснимок с литографии Бореля. 24 Здесь же, в противоречии с подписью под самой фотографией на с. 13 (и с указанием в Каталоге А. Г. Островского (1871), а также созданные в течение 1872 года, то есть в один год с «Достоевским», портреты В. И.

Достоевский одет в расстегнутый серый пиджак из добротной тяжелой материи. С. 250, 257). Взгляд углублен в себя. Глазунов всегда оставался одним из самых признанных художников России. Эту тревогу, которая никогда не оставляла писателя, удалось передать на картине. Видимо, почувствовав интуитивно родственность взглядов писателя и художника, П. М.

Фотография (погрудный портрет25) раскрашена акварельной краской. Алма-Ата, 1977. Ф. 93. Картина изображена в единой серовато-коричневой гамме. предшеств.

Сытиной (см. : Достоевский Ф. М. Материалы и исследования. – М. : Художественная литература, 1971). М., 1990. Фигура портретируемого написана на темном фоне.

Корсакова, Е. Д. Фигура, как бы сжатая в темном пространстве холста изображена чуть сверху и сбоку. соч.

стоит у балюстрады) воспроизведен в «Юбилейном» Полном собрании сочинений Достоевского с подписью: «Ф. М. С. 259 – 260) эта встреча не зарегистрирована. 11 См. : Стрелкова И. И. Варенцовой). Скабичевского – 415). На столике две высокие свечи в подсвечниках и стопка книг, на стене – две маленькие фотографии в рамочках.

С. 303. 17 См. : Там же. собр. Валиханов. Как и на фотографии работы И. А. В частности, «точность и верность» воспроизведения тот рассматривал лишь как «материал из которого потом создается художественное произведение».

Нестерпимая боль за народ, болезненно острое восприятие «проклятых» вопросов времени, страстное желание и невозможность найти выход из трагических противоречий жизни, найти оправдание своему существованию — эти черты, присущие Перову, были характерны и для мироощущения великого страдальца за род человеческий — писателя Ф. М. Достоевского. 9) эта фотография датирована тоже 1861 г. : «4) Портрет от 1861 года без бороды». 112 и 113. 19 Один из этих снимков (Ф. М.

С. 16 – 28 (благодарим за указание на эти источники В. Н. Кем, когда и с какой целью фотография раскрашивалась (и закрашивалась) акварельной краской, неизвестно. 26 Объявления об открытии фотосалона Алексея Баумана на Невском проспекте в доме Голландской церкви с середины сентября 1862 г. в течение нескольких недель печатались в газете «Иллюстрация» издателем которой был сам Бауман. Интересно, что редакция академического Полного собрания сочинений писателя выбрала именно эту фотографию для помещения на фронтисписе в томе, содержащем «Записки из Мертвого дома». Достоевскому в год написания портрета шел пятьдесят первый год. Дмитриев-Кавказский создает рисуночный портрет Ф. М. Т. 1.

Бросается в глаза «простонародность» внешности, о которой упоминал Н. Н. И художник создал портрет-картину. Расстегнутый сюртук — не очень новый, местами потертый, довольно грубого, недорогого сукна — чуть приоткрыл белую манишку, скрывающую впалую грудь «хворого, хилого человека, замученного и болезнями и напряженной работой», как писал о Достоевском один из его современников.

На обороте оригинала фотографии, хранящейся в Государственном Литературном музее, рукою А. Г. Достоевской (. ) проставлена дата: «1863 г». Ф. 212.

Перовым, речь шла выше, а третий принадлежит известному граверу, рисовальщику, офортисту (Офорт – разновидность гравюры на металле) Льву Евграфовичу Дмитриеву-Кавказскому. 13) и в конце тома, в Указателе иллюстраций (с. Достоевской (см. И помета «Москва.

Значит ли это, что в составе архива А. Г. Сложность атрибуции первой фотографии усугубляется тем обстоятельством, что сохранились только поздние переснимки, местонахождение же ее оригинала неизвестно (возможно, он утрачен безвозвратно). С. 128. И разные места съемки – Семипалатинск, Омск.

СПб., 1861». Конечно, это еще не создатель «Преступления и наказания», «Идиота», «Бесов». Гравюра на дереве. Майкова, но портрет Достоевского – признанный шедевр. Т. 1.

Перов не идеализирует внешность Достоевского — на вид простого человека. Ничего отвлекающего, «рассказывающего». Ф. М. Показательно, что, датируя фотографию с Валихановым 1857 г., фотографию, полученную от редактора «Исторического вестника», Анна Григорьевна датирует 1858 г. 10 Валиханов выехал из Верного в Семипалатинск 25 апреля исходя из этой даты исследователи заключают, что их встреча с Достоевским произошла «в первых числах мая» 1859 г. (Стрелкова И. И.

Снимок сделан в том же самом фотосалоне. Значит, без сомнений, фотографии сделаны в Семипалатинске. Представляем 4 наиболее удачных работы, по которым ученики могут составить краткое устное высказывание (по выбору). Кажется, будто герой заморожен, раздавлен ужасной новостью.

СПб., 1993. Темно-русые волосы не нарушают основной гаммы портрета. Портрет исполнен в едином серовато-коричневом тоне. Т. 10. Кофанов, С. С. Говорят, Глазунов дни и ночи бродил по Петербургу, пытаясь проникнуться его духом, рассказать о городе так, как когда-то рассказал Достоевский, создав свой «петербургский текст» русской литературы. Это придет к нему позже.

Соболь, которая сообщила нам о разысканиях Е. М. Перова. Сытиной. Писатель на ней представлен наиболее «художественно» из всех фотографий этого времени: видно, что фотограф понимал свое дело не как ремесло, но как искусство. О местонахождении этой фотографии Анна Григорьевна помечает «дома» (РГАЛИ.

И нет никаких свидетельств – мемуарных, документальных иконографических, подтверждающих, что в какой-то период 1862 – 1863 годов писатель не носил бороды и усов. примеч. Федор Достоевский в 1847 году доверчиво смотрит в будущее, пытается постигнуть мир, но без торопливости, он – немного франт (шейный платок завязан по моде), эстет, светский фланер, каким изображает он себя в «Петербургской летописи», он сострадателен и исполнен понимания сложностей и противоречий бытия, но самого себя он еще не знает. Уже в 26 лет молодой художник открыл первую персональную выставку.

Entre des Voitures, 9, Rue de Valois». Врангелю. Здесь нет еще печати горестей испытаний, нет и намека на миф о «жестоком таланте». Достоевского (перо, карандаш). Ключевская, А. З.

Ощущение «величия времени», присуще писателю трагедийного мировоззрения. С. 9. 18 Достоевский Ф. М. 2001. Уже из Твери Достоевский пишет письмо своему товарищу барону А. Е.

Таким образом, облик Достоевского этой эпохи запечатлен лишь в графических работах Н. А. Правда, они описаны здесь нестрого: с одной стороны, представлены как «фотографии с натуры», а с другой – «с портрета, снятого в Семипалатинске» (Музей памяти Феодора Михайловича Достоевского в Императорском Российском историческом музее. В результате границы бороды почти слились с мундиром, следствием чего явилось изменение общих пропорций лица: оно стало более округлым, «упитанным», взгляд – официозно-тяжеловесным. Воспоминания о Федоре Михайловиче Достоевском // Ф. М.

1 Утро Юга (Ростов-на-Дону), 1914. Тулинова, которые тоже не зарегистрированы в Каталоге Музея памяти Достоевского. 5 Еще один экземпляр этой фотографии был подарен Ч. Валихановым в Омске Е. И. 1992. Сытиной, опубликованных в 1885 г. 9 По-видимому, А. Г.

Перов смог передать этот поиск. И, замечая особенную игру губ и какоетовиноватое выражение глаз, всегда знала, не что именно, но чтото злое воспоследует. Иногда ему удавалось победить себя, проглотить желчь, но тогда обыкновенно онделался сумрачным, умолкал, был не в духе». (Штакеншнейдер Е. А. : Из "Дневника и записок"). Как и на всех портретах, взгляд писателя устремлен в себя. Тулинова Достоевский менял галстуки в процессе съемки. 35 Эту фотографию («портрет со сложенными руками, в складной рамке») А. Г. Бореля. Ройтер, Н. И.

Майкова, М. И. Страхов замечает, что от этого его лицо приобретало простонародное, солдатское выражение. 1863. В. Г. Но в самом образе есть сложность. Писатель активно искал оптимальные решения важных вопросов социального характера.

Фаворский. Об обстоятельствах создания этого портрета есть удачная мемуарная заметка Н. Киселева «Анна Григорьевна Достоевская рассказывает» («Художник», 1972, 10, с. 14. ) В. Г. 15. Такое выражение я много раз примечала в лице Федора Михайловича, когда, бывало, войдешь к нему, заметишь, что он как бы «в себя смотрит» и уйдешь, ничего не сказав. Известно, что Третьяков относился к Достоевскому с особенной любовью. Но при всем том во взгляде перовского героя нет даже намека на призыв к борьбе.

Даля, А. Н. Композиционно портрет построен очень крепко, основательно. На лице портретируемого нет еще горечи испытаний и страдания – это обычный молодой человек, у которого все впереди.

примеч. ) от воспоминаний З. А. 173, Palais-Royal, Galerie de Valois. В 1880 году в Санкт-Петербурге им был издан альбом офортов под названием «Альбом Кавказа». Руки писателя нервно сцеплены на колене – замечательно найденный и, как известно, характерный для Достоевского жест, замыкая композицию, служит знаком внутреннего напряжения. Но когда же.

написал свящ. собр. Так же фотография датирована и в каталоге Музея памяти Достоевского ( 3110): «Москва.

Замечалось в нем и много болезненного – кожа была тонкая, бледная, будто восковая. Итак, Перову удалось передать духовную доминанту этого характера («главную черту свою, свою самую характерную мысль», по словам Достоевского) в совершенстве. Перемена позы (стоя / сидя) почти чудодейственно изменила весь его облик. педагог П. М. Достоевской в «Юбилейном» Полном собрании сочинений писателя, где вдова писателя, как и в каталоге Музея памяти Достоевского, датировала семипалатинский снимок 1858 г. 15 См. : Проскурин В. «Фотограф щелкает и птичка вылетает» // Простор.

Валиханов. С. 195). М. Л., 1934.

Третьяков и предложил не кому-нибудь, а именно Перову написать портрет Достоевского для своей коллекции. Особенности творческого пути художника. Рисунок итальянским карандашом будет выполнен в 1847 году, а потом повторен К. А. Эта картина стала важным памятником целой эпохи. В 1871—1872 годах он работал над романом Бесы, в 1868 году был написан Идиот.