Художник Шаляпин В Шубе
Одним из самых известных портретов великого певца Федора Ивановича Шаляпина является работа художника Бориса Кустодиева, на которой артист изображен в шикарной шубе на фоне традиционной русской ярмарки. Федор Шаляпин в роскошной бобровой шубе зимой 1921-го пришел к художнику Борису Кустодиеву. Такая шикарная шуба согрела не только великого певца, сохранив его великолепный голос, но и растопило душу художника, который решил запечатлеть в ней Фёдора Ивановича Шаляпина, зная заведомо, что портрет будет хорош, востребован и станет украшением выставок и галерей. Вот тогда и возникла идея у художника написать портрет великого певца в шубе, которую Шаляпину презентовали за один из концертов вместо гонорара.
Портрет Шаляпина (картина Кустодиева)
Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2.
Первоначальное название картины — «Новый город». Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги».
Портреты Фёдора Ивановича Шаляпина в русской живописи
А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» – высота главного персонажа над остальным миром. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении.
Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Не только его великолепный голос восхищал публику. Пошел в магазин. Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251.
Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14. Чем нарушил этикет. С ее помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве".
Лев Толстой после прослушивания в исполнении Шаляпина народной песни Ноченька высказал свои впечатления: Он поёт слишком громко. Серов, Л. О. Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город.
Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами». Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая служила Кустодиеву мастерской. Он ссорился с хором, с дирижером, с рабочими сцены, требуя от всех максимальной отдачи.
Этот портрет великого певца был написан дважды. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Шаляпина, силуэт которого четко вырисовывается на фоне зимнего пейзажа – яркого, лубочного, условно изображающего ярмарку. Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят. Знаменитого артиста рисовали часто (В. А.
Помог Федор Иванович Шаляпин, не словами, а тональностью своих воспоминаний. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) – российский художник, портретист, театральный художник, декоратор. Трудно было заставить позировать мопса у ног певца, пришлось привлечь на помощь кошку. Есть много интересных моментов при написании этого портрета.
Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Предложили мне выбрать. Его Портрет художника И. Я. Дворищина. На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. Не мог выбрать похуже — выбрал получше».
Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416. На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой.
Шаляпин и Кустодиев — два гения иодин портрет
Интересна история создания этой картины. Через два года Кустодиев и создал этот «зимний» портрет. Все нарядно, празднично, ярко и даже деревья в снежных кружевах. В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Во время работы над картиной художник и певец вспоминали Волгу, на которой оба родились, свое детство, говорили об искусстве.
Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. Певецизображен на фоне типичной для кустодиевских картин ярмарочной, разгульной жизни. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14. Его «Портрет художника И. Я.
ПОРТРЕТ ФЕДОРА ШАЛЯПИНА Борис Кустодиев
Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58. Так, Александр Головин писал Шаляпина в ролях, а Валентин Серов, Леонид Пастернак, Илья Репин и Константин Коровин — в жизни. Должно быть, решение пришло в голову, когда он побывал в Лавре. Что именно не так, я не могла сформулировать. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920.
Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. – а под ней находится «парадно-выходной» костюм, так контрастирующий с пестрым народом. Но в театре приняли условия русского баса.
Художник преклонялся перед Шаляпиным, был его другом, высоко ценил его творчество. Сам певец величественно возвышается над всем этим великолепием в роскошной шубе, во фраке и при галстуке бабочке. И он рисовал, рисовал много.
в душе он досадовал на себя. Случилось это в 1921 году, когда Фёдор Иванович Шаляпин занимался постановкой в Мариинском театре оперы А. Серова "Вражья сила". Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов.
В то время — послереволюционное, неустроенное, голодное — готовилась к постановке опера Серова «Вражья сила». Фон картины становится ярче по нарастающей: отливает розовато-голубыми отблесками снег, желтеют шатры из досок, золотятся солнечными лучами холмы снега, краснеют и синеют вдалеке воздушные шарики, вспыхивают разным цветами «мигали» 20-х годов. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать.
Кустодиев рисует ярмарочное гуляние более чем подробно – он заполняет людьми все полотно. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65.
Портрет Шаляпина, 1922, Кустодиев – описание картины
Коровин, И. Е. Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук. Правда, люди тут не носят маски, они живые и гуляют с размахом на заснеженной площади, окруженной березами в нарядах из инея. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Возможно. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324. Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м.
И появляется ощущение, что это произведения совершенно счастливого человека, онсоздавал портрет-идеал на фоне картины-идеала. Непостижимо, как это смогла понять Иола, не знавшая тогда русского языка, но согласие на брак было получено. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Этим, конечно, Шаляпин не мог не раздражать людей.
Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. Снег летел ошалело, слепил глаза.
Федор Шаляпин ходил в краденой шубе6
Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Огромное внимание Шаляпин уделял сценическому образу своих героев: он перевоплощался в них на сцене. Досталась она ему вместо гонорара за один из концертов в Мариинском театре. Пастернак, К. А.
Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен.
Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Извозчика не было и Шаляпин чертыхался. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Самой историей дышат могучие стены и башни Лавры, ее соборы и церкви.
Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. Мчатся тройки, жарятся блины, веселиться молодежь, разрываются гармошки и баяны, а над всей этой красочной толпой возвышается фигура Ф. Шаляпина. Также он пробовал себя и в скульптуре.
Обладая твердым штрихом, работал в технике литографии и гравюры на линолеуме. Борис Кустодиев любил Шаляпина с юных лет. Если надо, репетировать следует целый день.
Федор Шаляпин: робкий великан, ставивший втупик королей
По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти. Кустодиев, увидев артиста, непременно захотел написать его именно в этой шубе.
Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27. Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого-то, теперь уже не помню какого, «Дома» и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу. Сохранились его работы Автопортрет, десятки портретов, рисунков, карикатур. Он пробовал себя и в скульптуре (скульптурный автопортрет).
Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена.
Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749. С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361. Шаляпин шел. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24. Исполнил циклы иллюстраций к классическим произведениям и к творениям его современников (произведениям Лескова: «Штопальщик», 1922 «Леди Макбет Мценского уезда», 1923).
Колоритная шуба Шаляпина имеет сомнительную историю. Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. А написал эту картину художник Б. Кустодиев. Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям.
Сообщество «Волшебная сила искусства»
Так с ним рассчитались "натурой" за один из данных певцом концертов. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Позже в автобиографической книге «Маска и душа» Федор Иванович напишет: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве». И вот не какой-то веселый, русский, но неузнаваемый город видим мы на портрете.
Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию.
Коллекция ответов на популярные вопросы
Способ объяснения ей в любви Федор Иванович придумал весьма остроумный. И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. Родители волновались: как бы не покинул этот свет некрещеным. Шикарная бобровая шуба досталась Шаляпину по случаю. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77. Певец рассказывал: «Шуба-то хороша, да возможно — краденая. Он выработал свою манеру изображения мира, куда путь ему стал закрыт, — лубочно праздничную, яркую, пеструю идущую от народной картинки.
Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм. Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Кустодиева. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры.
И в дополнение к созданному образу— модная в те годы трость. Он всю жизнь с того момента зорко следил за креслами на сцене. на Введенскую.
Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина. На гастролях в Лондоне с труппой Сергея Дягилева Шаляпин исполнял партию Бориса Годунова в одноименной опере.
Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Произведения отличались неповторимым ярким, праздничным стилем. К нему-то и отправился Фёдор Иванович в своей меховой обновке, которую трудно было не заметить. Федор Шаляпин внес неоценимый вклад в развитие оперного искусства. Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже.
его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. На пальце— перстень. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей. Таким образом индивидуальность позирующего раскрывается через окружающий ее мир. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов.
Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское. Огромный холст наклоняли при помощи специальных приспособлений так, чтобы больной художник, сидя в кресле, мог его писать.
Басков в краденой шубе Шаляпина
Здесь состоялось его первое вокальное выступление. Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — тщетно. В этом довольно парадном портрете Кустодиев со свойственной себе долей лукавства отметил некоторую самовлюблённость Шаляпина, его стремление щегольнуть дорогими нарядами, создав поистине хрестоматийный образ артиста, этакого вальяжного русского барина или зажиточного купца23350474948. Художник долгое время жил думами о выполненной работе и в 1922 году создал для себя копию картины, авторское повторение портрета в уменьшенном формате514234.
Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. У входа на ярмарку— столб, на котором афиша с именем Шаляпина, возвещающая о таком большом событии для провинции— приезде великого певца и свидетельствующая о том, что его здесь ценят, любят и ждут. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23.
- Описание картины «Портрет Шаляпина»
- КАРТИНА ИЗВЕСТНОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВА ПОРТРЕТ ШАЛЯПИНА
- Краткое описание Портрет Шаляпина
Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. На руках у Марины обезьянка. Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). На ногах знаменитого певца— явно концертные туфли. Как и каждое кустодиевское полотно, «Портрет Шаляпина» невозможен без ярмарки.
Роскошная шуба из бобра распахнута – истинно русский жест. Недаром Федор Шаляпин говорил:. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26. Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу.
Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов — за широту, размах и «русский дух». Давно ли они думали, что зимой у нас по улицам медведи бродят. На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии. Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу).
Идут проводы зимы, возможно, Масленица, веселье, яркие краски. Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам. Пройти в ложу короля можно было только через зал, что Шаляпин и сделал прямо в гриме и костюме только что сходившего с ума царя Бориса. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка.
Изящная трость и французский бульдог у его ног усиливают это впечатление. После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор. Декорации к новой постановке были заказаны другу Шаляпина Борису Кустодиеву.
Конечно, проучил он их хорошо, но. За широкой спиной Шаляпина развернулась картина народного празднества, гуляний, торговли и веселья, в общем встречи и празднования весны— масленица в самом разгаре с разноцветными балаганами, цирком, каруселью, лихими катаниями на разукрашенных санях и русских тройках прямо на ярмарочной площади с лотками и прилавками, которые уже тогда начали уходить в прошлое. Никто и не оспаривает, что кровь его матушки от Сурикова и Кончаловского. Который, правда, тогда еще не пел по-итальянски.
Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию. Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «настоящий Кустодиев— это русская ярмарка, пестрядина, глазастые ситцы, варварская драка красок, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями».
Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Вершиной творчества художника Кустодиева является Портрет Федора Шаляпина. Академик живописи. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость.
Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Точнее, дебют этот не состоялся.
Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. У Кустодиева был приятный тенор, он любил русские народные песни, особенно «Вниз по матушке по Волге». А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И.
Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749. Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей». Сам же Воинов немало сделал для пропаганды выставки, а в особенности представленного на ней творчества Кустодиева. Однако этот город и знаком ему – по своим типичным чертам, по облику и быту русской жизни, которая была так близка Ф. Шаляпину. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской.
Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. После недолгого диалога вопрос с портретом был решён. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16.
Здесь духовный центр России. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34. Недаром Федор Шаляпин говорил, «. Экий я мерзавец — буржуй. Что же получилось: автопортрет или, может быть, портрет России.
В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59. Торопился и церковный писарь, который допустил ошибку в спешке, написав в церковной книге «младенец Федор Шляпкин» исказив фамилию Шаляпина. Не было в Мариинском театре человека, который серьезнее бы относился к своей работе.
Сохранились многие его работы, в том числе и Автопортрет. А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» — место обитания и веселья русского народа. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Шаляпин был замечательным рисовальщиком и пробовал себя в живописи.
Ему казалось, что весь город знает о его позоре. Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника. На ногах модные ботинки на пуговках — серая замша и черный лак. И писать его приходилось по частям, не видя целого. Шаляпин обут в не предназначенные для зимней прогулки ботинки из серой замши и чёрного лака на пуговках— по последней моде, да явно не по погоде.