Исаак Левитан У Омута
Исаак Ильич Левитан» Лучшие картины, пейзажи» У омута, 1892
Картина «У омута» зародилась летом 1891 года, которое Левитан проводил вместе с Кувшинниковой в местечке Затишье, Тверской губернии. Никакой картинности, никакого сочинительства, никаких броских приемов. Гиблое место притягивает и отпугивает одновременно.
В целом отзывов было значительно меньше, чем по поводу «Тихой обители», экспонировавшейся годом раньше (на 19-й Передвижной выставке) и общий тон комментариев был сдержаннее, причём среди них встречались и вовсе неодобрительные3031. На первый взгляд он кажется широким и надежным, но эта надежность весьма обманчива. Основным средством объединения цветов является, как всегда, тональность, гармония цветов по степени их светлости. В самом центре картины мы видим мостик, сложенный из бревен. И на переднем плане сразу на глаза нам попадает небольшой мостик из бревен.
У картины "У омута" Левитана есть долгое литературное и фольклорное эхо. Зато как пронзительны, осязаемо щемящи его молчаливые, статичные, внешне спокойные мотивы.
Описание картины Исаака Левитана «У омута»
Произведение входит в мрачную трилогию (вместе с картинами Над вечным покоем и Владимирка), созданную в начале 1890-х гг. На полотне У омута художник стремился воссоздать обобщающий образ природы, который сформировался у него через народные сказки и легенды. История картины Левитана У омута. XX век. В зеркальной глади воды отражается лес. Недалеко от Затишья, в селе Берново, у речки Тьмы было расположено имение баронессы Вульф. Автор постоянно вынужден был терпеть неприятности из-за своего еврейского происхождения. Исаак Левитан работал над более масштабной картиной этой трилогии «над вечным покоем».
По свидетельству краеведа Николая Соловьёва, Левитан писал эти этюды у реки Липни (по-видимому имеется в виду Большая Липня), в окрестностях села Аббакумово (ныне в пределах города Костерёво)19. Заводь. Конюшего секли.
Не слышим стонов конюшего, последнего крика Наташи. О большом и увлеченном труде над «вкусной работой» свидетельствует то, что для нее сделаны кроме первичного этюда и второго этюда-эскиза маслом два рисунка: один – карандашом и другой – акварелью. Уже позже она прочитала, что эта картина — часть «мрачной трилогии» Левитана. Художник очень часто бродил по болотистым местам в поисках новых образов. Весенняя лазурь и синие сугробы.
Печаль. На ней виден весь пейзаж наступившего утра как в зеркале. Одиночество. Он никак не мог заставить их улыбатьсяя.
Ближе к мосту они все сгущаются и сгущаются и, кажется, что вода падает куда-то под мост. Этюд он писал тут же, для работы над полотном ему отвели большой зал в старинном доме. Тусклый свет лежал на холстах, краски хмурились.
Только высверки водной пучины напоминают о жуткой истории. Большой холст купил Третьяков. Левитан в письме Чехову сообщал, как они совместно читали чеховские «Пестрые рассказы» и «В сумерках». Красавица и шалунья.
Картина Исаака Левитана У омута
Бродил по шатким бревнам. Мы не видим действующих лиц легенды. Основываясь на этих подробностях, Прытков пришёл к выводу, что, как и более раннее полотно Левитана «Тихая обитель», картину «У омута» можно рассматривать как «синтетический пейзаж», содержащий в себе комбинацию впечатлений художника от разных мест20.
Художник как бы дает понять, насколько сущность природы изначально могущественна. Такие знакомые, полные глубокой правды картины.
Описание картины Левитана «У омута»
Оказывается, здесь бывал Пушкин, когда гостил в имении Малинники. В картине отражается радостное восприятие мира. Художник-пейзажист Александр Киселёв в письме к живописцу Григорию Ярцеву сообщал, что «Левитан просто чудо как силён в новой картине Омут»29.
Он еще не совсем освещен, вот таким образом от него исходит некий мистический смысл. Тут же располагается мрачная деревянная дорога, которая обрывается у омута. Тишина спускается на землю. Ночевал маленький еврейский мальчик где придется. Стоит только попасть в этот омут – и он поглотит вас навсегда. С детства страстно любил рисовать и в 12 лет поступил в Училище живописи и ваяния. Левитану показали легендарный мельничный омут, художник загорелся писать его. В прозрачном воздухе звонко звучат голубой цвет бездонного неба, синие тени на снегу.
С помощью него автор показал две разные картины. Летний жаркий полдень и моросящий осенний дождь. Она экспонировалась на 20-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), проходившей в 1892—1893 годах в Санкт-Петербурге и Москве2 (открытие выставки состоялось в Санкт-Петербурге в феврале 1892 года14). Павел Третьяков приобрел новую картину Левитана для своей коллекции. И этот мягкий, солнечный свет, разлитый в картине, вызывает ощущение наступления весны. Сумеречное освещение и нависшая над «гиблым местом» тишина вызывают чувство тревоги и неуютности, ощущение «драматической неразрешённости» и даже чувство опасности, появляющееся вместе с желанием броситься в это «грозящее гибелью пространство»23. Левитан долго не мог писать светло и прозрачно. Художник бродил в его окрестностях и однажды увидел ветхую плотину.
Исаак Левитан – У омута (История одного шедевра)
На заднем плане изображен густой, зеленый лес. Кажется, что нет ничего проще, чем перебежать по круглым бревнам на другой берег речки, в лесную чащу, манящую свежестью и ароматами свежих трав. Но первое впечатление обманчиво. Все словно замерло, согретое солнечным теплом. Часто перейти через такую переправу просто невозможно – и вас ждет холодный омут. Какой-то холуй донес об их любви барину. Изображение заброшенной мельничной плотины проникнуто сумрачной поэзией, вызывает ассоциации с «гиблым» местом, каким считается омут в народных сказках и легендах. Кажется, что кто-то только что прошел по этим доскам и скрылся за кустами.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. На холсте – типичный пейзаж средней русской полосы. Блестяще закончив Училище, тем не менее он не получил по окончании заслуженной медали. В пору увлечения открытиями импрессионистов полотно знатоки считали черноватым. Ныне, по истечении времени, этот недостаток не так уже бросается в глаза. Сдержанность палитры.
У старика-мельника – любимая дочь Наташа. На выставке были представлены и другие работы Левитана — «Октябрь» (1891, ныне в Самарском областном художественном музее), а также «Осень» и «Лето» (местонахождение неизвестно). Настала осень. Душевная угрюмость держала его за руки во время работы. Насквозь пронизанный техникой и грохотом. А с правой стороны река очень спокойная, еще не проснувшаяся.
Представленная на 20-й Передвижной выставке, картина сразу же привлекла к себе внимание. Жили в бедности. Слева мы видим рябь волн на реке. Мечтать. Великий поэт записал рассказ о трагедии, случившейся у заброшенной мельницы.
Ее можно слушать часами. Наталья уже ждала младенца. По словам Алексея Фёдорова-Давыдова, «всё тревожно и напряжённо в этом пейзаже: и темнеющая зелень деревьев и кустов и жёлтая в свете заката вода, по-разному, но равно драматичная и в стоячем зеркале справа и в тревожной ряби слева»24.
У последнего, по свидетельствам современников, Левитан вообще был в любимчиках. Лес, рощи, сады. Вглядывался в тяжелые блики заводи. Кувшинникова, подруга Левитана, позже вспоминала:. Несомненно, эти изменения обусловлены стремлением усилить тревожность и мрачность пейзажа.
Сочинение по картине Левитана У омута
Вместе с ним была его спутница, художница Софья Кувшинникова. В его холстах необъятная Волга и родники. Поначалу он был сильно угрюм и подавлен постоянной непогодой и местной природой. Оказывается, здесь бывал Пушкин, когда гостил в имении Малинники. Радость. В итоге конюшего секли и полуживого отправили в солдаты. Тем не менее, «главной и наиболее значительной» из экспонированных Левитаном на этой выставке произведений была картина «У омута»15.
Перед нами предстает широкая панорама волжского пейзажа. Мотив ему показался. Сама баронесса поведала легенду об этом страшном месте. Великий поэт записал рассказ о трагедии, случившейся у заброшенной мельницы. Полуживого отправили в солдаты. Наташа утопилась. Они безлюдны. В 1893-94 гг.
Возможно, эта некая дамба, которая сдерживает потоки воды. Картина Левитана «У омута» является первой среди трилогии драматических картин первой половины 1890-х годов. А пейзаж был написан недалеко от Затишья в Тверской области. Эмоциональная выразительность картины в значительной мере создается ее колоритом. Учителями его были Саврасов и Поленов. Алексей Фёдоров-Давыдов не согласился с этим заключением, полагая, что эти этюды, сделанные в другом месте, были использованы Левитаном только для доработки изображения воды, что «не меняло характера образа пейзажа, который есть не что иное, как в определённом смысле истолкованная художником, но всё же натура»21. Об этой начатой картине, очевидно и идет речь в письме Левитана Чехову, когда он объясняет свою задержку в Затишье тем, что «затеяны вкусные работы».
Картина У омута Исаака Левитана
Наташа утопилась Говорят, что эта драматическая легенда дала поэту ткань для «Русалки». Картину «У омута» Исаак Левитан написал в 1892 году. Юноша сразу же был замечен учителями как очень талантливый ученик. Картина «У омута» была задумана и начата в 1891 году, когда он жил в деревне Затишье в Тверской губернии, которая ныне находится на территории Старицкого района Тверской области. Кусты в форме шара стоят так близко к переправе, что кажется, вот-вот сойдут вниз к реке. Все эти чувства выражены в трепетном лике пейзажа.
Важна ваша песня, в которой вы поете лесную или садовую тропинку. Выбор неоднозначен и велик.
Омут – сквозной образ русской культуры. Несмотря на протесты художественной общественности, он проводил время в Тверской губернии, где и написал «у омута». Левитан родился в 1860 году, в семье мелкого железнодорожного служащего. От воды отражается солнце, но от этого она не становится теплее.
В этом балагурстве не случайно сочетание персонажа из чеховской «Жалобной книги» (Иванов седьмой) с намеком на вагнеровский сказочно-мистический цикл. К нему подошла хозяйка имения и спросила: А знаете, какое интересное место вы пишете. Смех. А у деда баронессы Вульф – конюший.
Обстоятельства создания картины «У омута»
Живописцу рассказали легенду об этом страшном месте сама баронесса. Сейчас вы можете увидеть ее в Государственной Третьяковской галерее. «Получалось что-то совсем необычайное и Левитан был в восторге». Недаром и одно из своих писем Чехову он шутливо подписывает: «Твой Левитан VII Нибелунгов». Именно тишина возвращает человеку человеческое. Она притягивает в свои дебри и заставляет забыть обо всем.
Что же мы видим справа. «Здесь иногда, – вспоминала впоследствии Кувшинникова, – эти вечера окрашивались даже особым каким-то мистическим тоном». Его холсты – строки одной чудесной поэмы – Россия. Задаешься вопросом, а нужно ли идти через это хмурое место. Все способствовало созданию шедевра. Когда-то там было имение Берново, принадлежавшее баронессе Вульф. Полно настороженности все состояние этого вечереющего, погружающегося в сумерки пейзажа.
Картина Исаака Левитана «У омута» в деталях
Через темную неширокую, на первый взгляд спокойную реку (воды которой уже размыли платину) перекинуты скользкие бревна и старые доски. Он полюбил дочь мельника. Отражение деревьев.
Тоскливая пора года. Заставляет размышлять. Его «настроение» – это предчувствие какой-то беды, смутное ощущение чего-то мрачного, наложившего свой отпечаток на природу. Левитан.
Настроение картины «У омута» сопряжено с далеко не безоблачной, полной тягот и горестей жизни Левитана в эти годы. В начале 1892 года картина была закончена. В этом реальном пейзаже налицо своя поэтическая сказочность. Н. Баллас вечерами на террасе распускала волосы и кричала по-совиному, как ведунья. Горе.
Интересные факты о картине Левитана «У омута»
Увидев, что он рисует, хозяйка имения, баронесса Вульф, рассказала ему предание, которое ранее вдохновило Пушкина на написание драмы «Русалка». Вполне вероятно, что ночью был дождь и природа так сверкает чистотой при лучах солнца. А еще оно вдохновило Пушкина к его Русалке. Но Левитан был недоволен картиной. Состояние, переданное картиной, рождает ощущение неуверенности и страха. Кувшинникова хорошо играла на рояле, а родственница Панафидиных Н. Баллас пела. Кто ходил по таким мостикам, знает, что бревна от влаги становятся скользкими.
У старика-мельника — любимая дочь Наташа, красавица и шалунья. Перед самым лесом небольшая полянка, которая начинается шарообразными кустами. Протокольная правда, – говорил Левитан, – никому не нужна. Когда Иван Иванович про это узнал, он разгневался и повелел отдать своего слугу в рекруты. Мимо них проходит вытоптанная тропинка. Сама судьба свела их. И что самое ценное – выражать эти чувства в лирически наполненных полотнах.
Молодые люди полюбили друг друга и Наташа ждала ребёнка. Все, все цвета Родины вместила клавиатура палитры мастера.
- Лучшие картины пейзажиста Исаака Левитана
- Словари и энциклопедии на Академике
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Это предание стало толчком к написанию знаменитой пушкинской "Русалки". Когда слух об этой тайной любви дошёл до барина, конюх был высечен до полусмерти и затем отдан в солдаты, а его любимая с горя утопилась10. Как-то Левитана заинтересовал пейзаж у омута и он принялся его писать. Левитан рисует именно три бревна, как символ христианства. Луга, степи, лужайки.
На небе виднеются светлые пушистые тучки, которые покрывают темные, даже дождевые. Описания этого предания у разных авторов несколько отличаются друг от друга. Над всей этой мистической красотой замерло хмурое и строгое небо.
В московской и петербургской прессе появился ряд публикаций, где обсуждалась эта картина. Крестьяне называют его гиблым местом и обходят стороной. Наталья уже ждала младенца, но кто-то донес об их любви барину. Суровый.
Зная, что после этого ничто не спасёт её от барских домогательств, девушка утопилась в омуте8. Именно это и вынудило его покинуть Москву по предписанию за 24 часа. Небольшая речка, через которую перекинут бревенчатый мостик, выглядит тихой и безопасной.
Но уже теплые лучи весеннего солнца начинают согревать землю. Вы можете не сразу заметить, но с разных сторон моста картина кардинально отличается. Пушкин бывал в Бернове. Щемяще-грустная нота отчетливо звучит во всех этих произведениях. Это мир русалок и леших, это мир неземных озарений и страшного отчаяния.
Сама судьба свела их. Поблизости располагалось Берново имение Вульфов, друзей Пушкина. Одна из самых выразительных и красивых картин Левитана. У омута. Он написан недалеко от Затишья. Когда-то там было имение Берново, принадлежавшее баронессе Вульф. Век рукотворных звезд-спутников, мерцающих на ночном небосводе.
А у деда баронессы Вульф — конюший.