Картина Ад Данте Боттичелли С Увеличением
История одного шедевра: «Карта Ада» Боттичелли
Приблизительно так можно охарактеризовать историю создания этого рисунка. – «Чистилище» XIII, 25–32 XIV, 130–139. Она называется комедией по абсолютно иной причине.
Принцип подобного построения позволил бы концентрированно охарактеризовать пластическую выразительность ситуаций – действенную взаимосвязь фигур. В это время он не работал за деньги и, таким образом, обеднел еще больше. Геоцентрическая космогония, присутствующая в поэме, соответствует учению Аристотеля-Птолемея о семи небесных сферах (Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна) и восьмой сфере «неподвижных звезд». Интересно, что эта карта, созданная живописцем, стала весьма популярной в двадцатом веке. Художник откликается на пространственные импульсы, заключенные в «Комедии».
Да, Сандро Боттичелли. Шикарная вещь. Мол, в его «карте» указан способ «реализовать» некую модифицированную версию преисподней здесь и сейчас. В связи с этим художник преисполнился глубокомыслия и стал увлекаться чтением Данте.
Так выглядит Ад. Трагедии считались высокой литературой и их писали на «официальном» итальянском, а комедии относили к низкой литературе и писали на разговорном языке, адресуя к простому населению. Недавно читаю книгу Ирвинга Стоуна «Муки и радости».
Он акцентирует повествовательно-изобразительное содержание. Ниже поговорим о талантливом художнике из Флоренции Сандро Боттичелли и его не менее известных иллюстрациях к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Однако были у него и мрачные картины на религиозную тематику. «Ад» Боттичелли иллюстрировал вместе с другими частями этого произведения – «Раем» и «Чистилищем». И однако же, язык этих гравюр представляет собой язык обновленного, популярного прочтения «Комедии». Можно допустить, что художник смотрел на Дантовы картины сквозь призму этих понятий. Однако именно этот цветной рисунок на пергаменте известен более других, так как представляет собой своеобразную «адову карту».
«Бездна Ада», Сандро Боттичелли — описание картины
Наконец, средневековый прием непрерывного иллюстрирования вносит в трактовку «Комедии» в гравюрах эффект последовательного развития событий. Для этого существуют узкоспециализированные интернет-ресурсы. В связи с этим художник преисполнился глубокомыслия и стал увлекаться чтением Данте. Боттичелли изобразил Ад ввиде воронки. Концепция о Боттичелли – «великом импровизаторе пером» – наметилась в труде Г. Хорна.
– Как можно догадаться по названию, – продолжал Лэнгдон, – «Божественная комедия» была написана на разговорном итальянском, то есть на языке простого народа. Если сопоставить с миниатюрами Гульельмо Джиральди гравюры ранних тиражных выпусков «Комедии»: издания 1481 г. (Флоренция) 1487 г. (Брешия) 1491 г., май, ноябрь, 1493 г., 1497 г. (Венеция), то эти начальные опыты гравировального искусства кажутся безусловно архаичными в своей технической неловкости использовании циклического построения и надписей. Все это вздор. В течение пяти с лишним лет гравер Раймон Жаке с ассистентом вручную вырезали до 3, 5 тыс.
Правда, с другой стороны, художник обычно не использует и чисто религиозных символов «Рая». Изображения приобретают ясную обозримость (стремление к которой заметно уже в рисунках к «Чистилищу» – начиная с Ч IV)–содержание сосредоточено в лаконичной композиции. – На этом фрагменте адский перевозчик Харон бьет веслом отставших пассажиров. Различие образного строя иллюстраций и «Божественной Комедии» объясняется несовпадением творческих черт поэта и его интерпретатора.
Путь поэтов, то сложный, то прямой, непрерывно тянется от рисунка к рисунку. Это безумный день исполненный мистической, аммиачной радости. При этом в понятие «античность» входил широкий спектр культурных явлений, включающий не только собственно античные памятники, но раннехристианское и романское искусство, византийские традиции.
В это время он не работал за деньги и, таким образом, обеднел еще больше. Каковы же конкретные формы этой графической интерпретации каждой из кантик.
«Божественная Комедия», проиллюстрированная художниками Возрождения – это произведение, зазвучавшее на языке ренессансных понятий. Интересно, что эта карта, созданная живописцем, стала весьма популярной в двадцатом веке. Это – язык обостренно индивидуального перевода «Комедии».
Трудно не поддаться очарованию концепции японского исследователя. Довольно отчетливо показаны фигуры «Комедии». Приблизительно так можно охарактеризовать историю создания этого рисунка. Но они опоздали на 100 лет. » – эти слова Сальвадора Дали в «Дневнике одного гения» датированы маем 1956 года. Данте нарисован с двумя лицами, чтобы показать, что он обернулся назад, приняв души нарушителей обета за их отражения (Р III).
«Ад» Боттичелли – картина-иллюстрация к «Божественной Комедии»
Этому способствует новая организация книжного пространства. Только когда художник был удовлетворен эскизом, онобводил контуры чернилами.
Перевод слова на язык изобразительности приобретает характер индивидуальный и углубленный в рисунках к «Комедии», выполненных Сандро Боттичелли между 1492–1498 гг. Но прежде всего со словом сближается экспрессивная суть иллюстраций, где за отражением зримого плана «Комедии» как бы всплывают поэтические интонации ее строк. Среди специально отобранных рисунков можно будет увидеть иллюстративные описания грешников, с которыми средневековый «путешественник» Данте и древнеримский поэт Вергилий встречались глазами в сферах Чистилища и Ада — образы ростовщиков, представителей продажного духовенства, колдунов и прорицателей. Как бы лучащиеся в легкой вибрации, они отражают звучание света.
Как и в других современных им иллюстрациях к «Комедии», аллегорическое содержание здесь не является больше преобладающим изобразительное же – утверждает себя как язык, с помощью которого раскрывается смысл. Бывает ли такое на самом деле. Работы, созданные художником в начале 1950-х годов по заказу итальянского правительства для издания «Божественной комедии» к 700-летию Данте, были восприняты в Италии крайне негативно. Символом, который создало нечеловеческое воображение другого флорентинца Данте Алигьери.
Боттичелли принадлежал к числу сочувствовавших Савонароле. Им соответствует иная, чем в ранних миниатюрах, композиционная конфигурация. Весьма подробно описывая и растолковывая значение кругов дантовского ада, автор Инферно для пущей наглядности вплетает в свой сюжет живописную картину с названием «Карта ада». Одно из них называется «Данте» и посвящено гению, так наглядно изобразившему преисподнюю, что это вдохновило Микеланджело на создание «Страшного суда». Чуткая вибрация линий создает впечатление мерцающих огней.
Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте Алигьери
всемогущая экспрессивность линий есть главная сила боттичеллевских комментариев к «Божественной Комедии». С наибольшей последовательностью подобные суждения будут проведены А. Вентури и Ю. Ясиро. Некоторые из гравюр демонстрируют непрерывность и дословность иллюстраций, где порой пейзаж и окружение могут не меняться, а только лишь позы и местоположение Данте и Вергилия. Линия выступает в разнообразных функциях: в декоративной изобразительной линия – язык, на который переведено содержание «Комедии» наконец, она отражает в рисунках мир чувств художника, эту подчас едва уловимую гамму переживаний. Боттичелли трактует с живой, забавной фантазией грозных дьяволов преисподней.
В эстетически бедных образах содержание объясняется для людей невысоких знаний. И что вы думаете, кто является создателем этой действительно «адской» картины. Помимо акварельных рисунков, сюрреалист создал ряд гравюр на дереве.
досок, которые были уничтожены после печати тиража. Избранные художником средства иллюстрирования – емки. Приблизительно в конце пятнадцатого столетия, если быть точнее, то в 1490 году. Он различим в экспрессивности мимики и движений. Несколько страниц стекстом или цифрами пусты, что говорит отом, что Боттичелли незавершил работу. Они изображены в открытом пространстве, над которым вращаются концентрические гирлянды огней (P XXIII – XXVI).
Дантов ад на картине Боттичелли и современные преломления
И уж особенно такими индивидуальностями славны времена Боттичелли. Чтобы передать Дантовы видения, художник использовал «бесконечные возможности» «рисования быстрого движения»: «он переводил в быстро движущиеся линии, выражающие быстро сменяющиеся чувства», «драматические ситуации» «Комедии». Уступы и пропасти напоминают нагромождение прозрачных кристаллов. Он создал своего рода топографию Ада.
Они вызывают в воображении сопоставления, ассоциации, вплетенные в эти картины. Помогали Боттичелли в его работе Лоренцо ди Пьер Франческо Медичи и Николаус Мангона. – Как вы, безусловно, знаете, в первую очередь Данте прославил его монументальный литературный шедевр – «Божественная комедия», где с натуралистической яркостью повествуется о том, как автор сошел в ад, проследовал через чистилище и поднялся в рай, на свидание с самим Богом. То есть в нарисованном с отчетливостью видели то, что описано в поэме и, возможно, мастерство иллюстратора в передаче зрительной достоверности ее образов воспринималось при этом несколько преувеличенно, в духе такого суждения о миниатюре, как, например: «Вы побежали бы от злого льва в сосновый лес и дрожали перед косматым кабаном на нарисованных горах» Видение и чтение сближалось здесь в том аспекте, что зримый образ снова обращал внимание к поэтическому слову, которое в свою очередь дополняло изображение. В отличие от них, язык, на который переводит картины Данте этот художник, – индивидуален.
Ее полное название Бездна ада. И вдруг – не побоюсь сравнения: как гром среди ясного неба. Спасибо за внимание.
9 кругов ада по Данте (в картинках)
Во-вторых, вместе с эстетическим наслаждением и оценкой созерцание изображений предполагало мысленную связь их с фигурами, ситуациями, местами, представленными Данте. Эта ледяная бездна носит название Коцит. Как всегда, сам мэтр лучше всего объяснит свое искусство. Можно сказать, что в Урбинском кодексе эсхатологические видения Данте были интерпретированы как своего рода «вымысел поэтического воображения».
«Весь мир, от коммунистов до христиан, ополчился против моих иллюстраций к Данте. Быстрый бег линий выявляет формы, движение, пространство, организует композицию. Вводя различные положения персонажей (например, обращенность жеста, поворот фигуры), мастер подразумевает их связь со зрительной удаленностью объектов в пространстве.
Вчисле последних ивмёрзший влед Люцифер, который терзает втрёх своих пастях предателей величества земного инебесного (Иуду, Марка Юния Брута иКассия— предателей Иисуса иЦезаря соответственно). Данте, Вергилий, персонажи греко-римского мира несут на себе отпечаток эллинского достоинства и своеобразная значительность видна в фигурках грешников. Проект прервался, но желание воплотить его в реальность уже не оставляло Дали. Но западные католики отстраняются от зла и относятся к аду серьёзно.
Девять кругов ада в деталях: итальянские дизайнеры создали интерактивную карту ада по произведению Данте
И где-то на просторах интернета я нахожу эту самую Карту ада Что ж, сказать – разочарована. Включая и нынешнее. Но затем, начиная с пятого рисунка, художник дает лишь суммарное представление о песни.
Последнее положение проявляется в одухотворении небесных сфер и отождествлении различных планет со степенями христианских добродетелей (Венера – любвеобильные, Солнце – мудрецы, Марс – воители за веру). Алессандро очень прославился своими работами и был приглашен Папой в Рим. В земном аду нельзя не грешить, чтобы быть успешным (а среди протестантов земной успех попросту становится мерилом божественного избрания), но можно всё же стремиться к добродетели – и это противоречие решается концепцией католического Чистилища (в православной культуре, не принявшей буржуазных идеалов, никакого Чистилища нет). Но это и вообще своего рода хрестоматия об эпохе Возрождения, о Флоренции – родине целой плеяды блестящих мастеров, о выдающихся представителях династии Медичи. Алессандро очень прославился своими работами и был приглашен Папой в Рим.
Например, картина «Весна» 1478 г. повествует о трагической любви Джулиано Медичи и Симонетты Виспуччи, образы которых ассоциируются с изображениями Меркурия и нимфы, похищаемой Зефиром (смертью). Даже связанные со средневековым символизмом надписи под пламенями душ, где сама неровность почерка отражает чувство художника, – даже эта деталь выступает в рисунках знаком личного, поэтической персонификацией (Р XXIV–XXVI). – Дантов «Ад» – или, по-итальянски, «Инферно» – так насыщен символами и многоплановыми образами, что я часто посвящаю ему курс продолжительностью в целый семестр. Введение в рисунки мотива круга естественно объяснить дантовской космографией. Со смелой фантазией трактует он сцены стремительного ритма.
Пламени душ возникают из трепещущих орнаментальных завитков. Разговору Данте и Беатриче о причинах различных свойств небесных сфер придана некоторая наглядность благодаря схематическому изображению небесных кругов (Р II). Сравнение графических композиций Боттичелли с теми, где раскраска (очевидно, сделанная другой рукой) упростила контуры, показывает, насколько зрительная впечатляемость иллюстраций обязана именно линии – бесконечно подвижной, чутко отвечающей внутреннему строю образов. Как и в гравюрах типографских изданий, новаторство в иллюстрациях Боттичелли сочетается с использованием средневековой традиции интерпретирования текста. Вместе с тем, средневековый принцип духовной иерархии не только предполагает дополнение античного космоса девятым небом с «неподвижным двигателем» и Эмпиреем, но также принцип объединения макро- и микрокосмоса. А если и существовало такое реальное полотно, то автором его никак не мог быть Боттичелли.
Идея загробного путешествия является данью средневековой книжной традиции, которая получила широкое распространение как в Западной Европе, так и в восточно-христианском мире («Плавание Брана сына Фебала», «Видение Макария Египетского», «Хождение отца Агапия в Рай» и др. ). В книге японского автора Ясиро развиваются следующие идеи. Они передают эпизоды «Комедии» в их зримо-живописной привлекательности. Но при этом традиционные элементы настолько видоизменены художником, что позволили широко отобразить зрительно-пространственные мотивы «Комедии». Он отмечает малейший поворот ситуации, дифференцируя подчас в своей динамичной трактовке действия, связанные Единством места и почти одновременные (две головы на одном теле, две фигуры персонажа в едином эпизоде – см. : А VIII, XXI, XXXII Ч X, XIII, XIX).
Список картин Сандро Боттичелли
Движение его пера стремительно легко, гибко и экспрессивно. Вероятно также, не без влияния драматических событий во Флоренции для художника приобретают остро индивидуальный смысл строки «Чистилища» – XII, 88– 99, откуда фантазия его извлекает мотив обнимающихся ангела и Данте – предвестие темы любви и добра, торжествующих над злом.
Если вы мне не верите, прочтите Третью песнь дантовского «Ада», а потом пойдите в Сикстинскую капеллу – там, прямо над алтарем, вы увидите вот этот знакомый образ. Пластическая масштабность фигур «Ада» также в целом чужда иллюстрациям, обнаруживающим в иных мотивах чувство пластического (кентавры – А XII, XIII гиганты – А XXXI). Как говорится у автора, чем глубже ад, тем уже круг, тем страшней сотворенный грех. Иллюстрирование «Комедии» Федериго заказал одному из самых видных феррарских миниатюристов того времени – Гульельмо Джиральди, с помощниками. Ученый утверждал, что боттичеллевские «мысленные образы замышлялись на языке линии», столь естественно передававшей их внешние проявления.
Традиционные элементы полностью подчиняются авторскому замыслу. Пространство указано в своей трехмерности, – сцены развернуты в глубину или из глубины. В первых листах еще используются элементы рассказа. В нем заключена не только крайне драматическая, выразительная направленность, но и противоположная ей – декоративная, смягчающая, поскольку картины Данте запечатлены «в виде прелестных арабесок». Художник воспроизводит образы «Комедии» с ощущением их внутренней выразительности. Изобразительный компонент, соединенный с тончайшей экспрессией, здесь существен.
Боттичелли, картина которого фигурирует в данной книге в качестве своеобразного шифра, делается с легкой руки автора, пророком. – Ч XIII, XIV).
Иллюстратор проходит и мимо сцен, где отразились чувства политического гнева или нравственной неприязни Данте (см. : Данте и Бокко дельи Абати Данте обращается к папе Николаю III – А XXXIII, XIX). И текст находит в рисунках свою параллель.
Идея загробного путешествия является данью средневековой книжной традиции, которая получила широкое распространение как в Западной Европе, так и в восточно-христианском мире («Плавание Брана сына Фебала», «Видение Макария Египетского», «Хождение отца Агапия в Рай» и др. ). Разворот кодекса открывал в равнозначном соотношении страницу текста песни – страницу с соответствующей иллюстрацией. Отталкиваясь от циклического типа изображения (возможно, от варианта его в кватрочентистских кассони), Боттичелли своеобразно передает ведущий мотив действия, следуя шаг за шагом за Данте и Вергилием в их странствии.
Орнаментально-тектоническая рама замыкает их в качестве более удаленных изображений. Он упирается в центр земли, где заточен Люцифер. Опять сверяюсь с Википедией: да, художник в самом деле в своё время создал серию иллюстраций к «Божественной комедии». И если путь, как и в «Комедии», «измеряется» движением поэтов, отвечая средневековому принципу развития пространства через посредство движения, то одновременно это путь, который как бы содержит однородную внутреннюю меру, обусловленную ренессансным понятием целостности. Притом, признавая определённое подобие прижизненного буржуазного бытия аду на земле (буржуазные идеологи и формулируют суть капитализма как войну всех против всех, упорядоченную чудовищем-левиафаном национального государства), они говорят, как из этого мира попасть в посмертный рай.
Прозвище она имела Симонетта Прекрасная по причине несравненной внешней красоты. Художник, например, не выделяет из толпы осужденных гордого флорентийца Фаринату дельи Уберти, трагического Уголино или Ясона, который у Данте такой «большой» и полон «величества былого» (А X, XXXIII, XVIII). По мнению А. Вентури, «Боттичелли – самый утонченный поэт линии»: «острая выразительность, . Он создал своего рода топографию Ада.
Отечественные либералы-западники по большей части являются людьми светскими, потому образ рая у них необычайным образом сплёлся с буржуазными идеалами якобы живительной войны всех против всех, помноженными на либеральный отказ от чудовищного государства-левиафана (ведь он порождает издержки в процессе вменённого ему упорядочения процесса взаимного пожирания). Изображения райского сада и Весны, облаченной в орнаментированный хитон, напоминают готические вердюрные мотивы, восходящие к французским гобеленам «миль флёр», в то время как другие персонажи пронизаны атмосферой античной пластики. Весной 1960 года перед открытием парижской выставки, на которой был представлен цикл иллюстраций к «Божественной комедии», он выводит в «Дневнике одного гения» : «Когда меня спрашивают, почему я в таких нарочито светлых тонах изобразил ад, отвечаю, что романтизм совершил низость, убедив весь свет, будто ад черен, как угольные копи Гюстава Доре и там ничего не видать. Не станем отвлекаться и рассказывать о том, где можно отыскать бу запчасти vw.
Божественная комедия в живописи
Наличие в них множества действенных и эмоциональных положений показывает, что повествовательная линия «Комедии» прочитана с известной долей занимательной фабульности. А вот то, что это оч-ч-чень личный блог с оч-чень личным мнением – это да, подтверждаю. В библиотеке Федериго, одной из крупнейших по тому времени, царил подлинный культ книги. Рисунки, лишенные внешнего действия, не абстрагированы от сюжета песен, который может угадываться в них как скрытая подоснова.
Графические листы к «Божественной комедии», показываемые в Музее Фаберже начиная с 1 апреля, датированы 1958 – 1963 годами и это не просто одна из самых больших работ Сальвадора Дали в жанре «книга художника». Новый оттенок графической интерпретации Боттичелли очевиден также при сопоставлении с более ранними рисунками к «Комедии». Эта ледяная бездна носит название Коцит.
Однако отношение к античному наследию у Боттичелли иное, нежели чем у художников начала XV века: Боттичелли не столько подражает античному искусству, сколько создает на его основе особую «светскую мифологию» (Арган Дж. ), позволяющую говорить о современности на языке античной аллегории. Опять же из художественной литературы, а именно из романа Дэна Брауна «Инферно» черпаю разнообразные сведения о «Божественной комедии» Данте. При этом главный акцент в претворении смысла «Комедии» переносится на изобразительность. Подобные установки порождают принятие фактического ада на земле как образа жизни (и видно, что ад помещается в метро или многоквартирном доме). Нет, ни в коем случае, скорее – удивлена. Восхождение связывается в «Рае» со все большим расширением внутреннего видения, постижением новых, бесконечных небесных пространств. Ведь Данте в своей книге описал не только грехи и ужасные мучения, на которые осуждены те, кто их совершал. Вот таким образом преисподняя его представляет собой своеобразную воронку, поставленную на кончик.
Ибо в иллюстрациях легче увидеть не собственно реальность Ада «Комедии», но образ страстей души. Большинствоже — это эскизы.
Он сделал несколько рисунков иллюстрирующих великое произведение последнего – «Божественную Комедию». Похоже на идеализированную сказку, но имя Симонетты Прекрасной осталось в истории, хотя прожила она всего 23 года Так или иначе, считается, что Сандро Ботичелли тайно любил её всю свою жизнь изображал молодую женщину по памяти на своих картинах уже после её смерти, никогда не женился и не имел детей и наконец, завещал похоронить себя рядом с Симонеттой Вот такая трогательная и романтическая история, которая только усиливает нежные и утонченные мотивы в творчестве живописца. Изображены среди эфирного простора (Р XXVII), в окружении ангельского воинства (Р XXVIII, XXIX). Видений, открывающихся на вершине пути, мастер не передал. И надписи идентифицируют здесь действующих лиц, а не отвлеченные понятия. Геоцентрическая космогония, присутствующая в поэме, соответствует учению Аристотеля-Птолемея о семи небесных сферах (Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна) и восьмой сфере «неподвижных звезд». Из нее вытекают потоки, попадающие в пятый круг – болота Стигии, где наказываются гневные люди. Таковы ангел, шагающий через Стикс («Ад» IX) прорыв в глубину, создаваемый фигурой скачущего кентавра («Ад» XIII) полет демонов («Ад» XXI, XXII).
Его заинтересовал самый ужасный сюжет в христианской теологии – Ад. Со зрительной иллюзией движения переходят они из одного листа в другой так, как будто это единая композиция. В неоплатонической символике Земной Рай сливался с садами Венеры.
8 произведений искусства, которые воспели Ад
Татьяна, не стану вступать в дискуссию по поводу определения формата статьи. Ан нет. Смысл «Комедии» сплетается с неоплатоновской темой Рая: представлением о высшем мире проявления сверхчувственной красоты, где душа, свободная от телесного плена, поднимается через созерцание ступеней божественной эманации к изначальному и конечному Единству. Такое понятие о целом представлено в начале кодекса в виде подробного стереометрического макета Ада (выполнен неизвестным миниатюристом). Наконец, тема круга может быть связана с символизацией души.
Он может передать даже атмосферу невидимого присутствия (см. Ближе к Данте Боттичелли подходит в иллюстрировании «Чистилища», чьи образы более открыты его внутреннему миру. Алессандро Боттичелли – один из величайших художников Италии. Сохранились невсе страницы.
– Лэнгдон подошел к краю сцены и окинул публику взглядом. Вот таким образом Боттичелли сначала работал серебряной иглой, выдавливая рисунок. Так что в данных интерпретациях и их восприятии читателем того времени повествовательное содержание «Комедии» определенно связывается с изобразительным и притом на повествовательное содержание начинают накладывать собственные понятия о сюжетной занимательности. Впечатление светового потока («Рай» XXX, 61–69) воссоздается здесь с чудесной простотой: две тонкие линии, проведенные в даль островатый декоративный узор цветов порхающие среди них путти. Последнее положение проявляется в одухотворении небесных сфер и отождествлении различных планет со степенями христианских добродетелей (Венера – любвеобильные, Солнце – мудрецы, Марс – воители за веру).
В прозрачных, порывистых рисунках заключено своеобразное соответствие поэзии этой кантики. Напряженная экспрессия рисунков наводит на мысль, что поэзия «Чистилища» преломлена здесь сквозь неоплатоническую идею о тяготении души из оков земных страстей к сверхчувственной красоте. Втовремя бумага была дорогой ихудожник немог просто взять ивыбросить лист снеудавшимся наброском. Выразительность его несравненно многообразна и открыта к передаче своеобразно воспринятых образов «Комедии» в их бесчисленной последовательности.
Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте
В своей острой, тончайшей чувствительности он передает образы изобильной фантазии. Волны подземных потоков разбегаются в легком колыхании. Последнее основывалось на связи представлений о любви с темой времен года, жизни и смерти. Вот таким образом Боттичелли сначала работал серебряной иглой, выдавливая рисунок.
Боттичелли отказывается здесь от традиционной передачи повествовательной линии «Комедии» – метода из которого он исходил в истолковании предшествующих кантик. При этом для графического стиля иллюстраций характерна дуалистичность. В самом деле, рисунки явственно обращены к содержанию «Комедии», но вместе с тем переводят его в совсем иной образный строй, – в сравнении с Дантовой пластичностью и драматизмом графические образы мастера подвижны и легки.
Иллюстрации к «Божественной комедии»
Только когда художник был удовлетворен эскизом, он обводил контуры чернилами. Круги Ада, описанные флорентийским визионером, сужаются.
Так выглядит Ад. Рисунки мастера соприкасаются с текстом «Комедии» подчас настолько тесно, что, хотя было бы произвольным говорить о сознательной передаче им метафор и сравнений, картины Данте воссозданы в них в образной полнозначности. И Дантов «тенистый и живой» лес («Чистилище» XXVIII, 2) претворен художником в прозрачную, несколько меланхолическую гармонию образов «Весны», но еще более хрупкую и ускользающую.
– Да, – сказал Лэнгдон, – это тот самый Микеланджело, которого все вы знаете по Сикстинской капелле и «Давиду». Большинство же – это эскизы. Самые страшные преступники, по мнению Данте – это предатели. Может быть именно вот таким образом, в отличие от иллюстраций к другим великим книгам, серию к «Божественной комедии» показывают целиком, не пропустив ни одного звена. Его идиллический мир наполняется у Боттичелли перекрестными ассоциациями. Личностный характер подхода Боттичелли к иллюстрированию «Комедии» достигает наивысшей степени на этом заключительном этапе работы. «Мы стремимся к величайшей вершине Олимпа и живем в самой глубокой пропасти, – говорит Фичино, – тут нас держит множество препятствий, здесь нас соблазняют обольщения лугов».
Сюрреалистический «поход» Боттичелли через Рай и Ад
По нынешним понятиям, в «Божественной комедии» нет ничего комического. И все же соотношение между графическими и смысловыми элементами иллюстраций представляется несколько иным, чем это трактует Ясиро. Последний – из выполненных – лист иллюстрирует полет над Эмпиреем (Р XXX). Вместе с тем, средневековый принцип духовной иерархии не только предполагает дополнение античного космоса девятым небом с «неподвижным двигателем» и Эмпиреем, но также принцип объединения макро- и микро-космоса. А изображая кентавров, он реализует преимущественно ассоциацию с эллинистическими образами, заключенную в строках Данте («Ад» XII, 55–57). Вот откуда эти пестрые разводы, напоминающие крылья бабочки». Я было заподозрила, что это авторский вымысел, сугубо литературный персонаж.
Серия создавалась в период между 1951–1959 годами. Литературно-философские значения переведены художником с исключительной тонкостью на язык линии, где изобразительные, экспрессивные компоненты составляют замечательный синтез со смысловыми и словесное содержание претворено в зрительное. Мотив, очевидно, обусловлен также иконографическими типами, варьируемыми в ранних иллюстрациях к «Комедии» и соответствует ренессансному, в частности неоплатоническому, образу мироздания. Обе они прекрасны, обе чрезвычайно известны.
Главная же сила воздействия рисунков – во внушаемости образов «Рая», чьи формы «дематериализуются» в светомузыку. Однако миниатюры кодекса развивают иной аспект нового изобразительного языка. Наконец, мрачный пейзаж Ада претворен мастером в изысканный линейный узор.