Картина Алексея Кондратьевича Саврасова Грачи Прилетели
Одна из лучших работ художника Алексея Кондратьевича Саврасова – картина «Грачи прилетели» написана в 1871 году. «грачи прилетели» – картина знаменитого художника Алексея Кондратьевича Саврасова.
Грачи прилетели, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871
Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73. Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан. Церковь же в живописи России всегда символизировала свет и добро. По словам искусствоведа, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны». Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны.
К. Саврасов умер в возрасте 67 лет 26 сентября (8 октября) 1897 года в Москве в больнице для бедных на Хитровке. В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины. В этом кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало. Передний план картины написан так, что березы, снег и галдящие грачи изображены против света. Замысел картины Грачи прилетели (1871), прочно связавшем творчество художника с весенней темой и сюжетом, близким народной жизни, зародился еще в Ярославле.
Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели»
Художник тяжело переживал потерю ребёнка— об этом свидетельствует ряд изображений могилы дочери, выполненных на ярославском кладбище33. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236. Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна. По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу.
Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли. По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу. Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа»613.
27192)386. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах»2021. По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв.
Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова1516. Одна из наиболее значимых и ключевых картин в живописи России – известное полотно художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. Писатель в одном из своих рассказов писал, что, будучи на костромском базаре, Саврасов встретил крестьянина, который принял его за богомаза и спросил, не в Молвитино ли он собирается. Здесь что-то смешанное: и покой и тревога одновременно.
Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»
Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова – это настоящий шедевр на все времена. Белоцерковский писал: Чтобы показать нищету крестьян, художник решил рядом с колокольней и церковью поставить убогую избёнку. (. ) Сопоставив величавую колокольню с жалкой крестьянской избушкой, Саврасов обратил внимание зрителей на нищенское положение большинства русского народа.
Это было родное село легендарного исторического персонажа – Ивана Сусанина. «Совсем старик спился Жаль беднягу, – писал Владимир Гиляровский. Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое.
Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели»17. На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем»2526 и «Разлив Волги под Ярославлем»13. О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало. Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью»69.
А ведь весной иногда сыплет мелкий снег. Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд. Морозовой, долгожданного наследника стольник С. В. Похоронен он был на Ваганьковском кладбище.
Возле лужи мы видим одинокий голый куст. Исследователи творчества Саврасова не имеют однозначного ответа на вопрос о том, почему из Костромы художник направился именно в Молвитино, расположенное более чем в 50 верстах к северу от губернского центра. За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа62, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля8, через которые протекает река59— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина63. Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41. Береза всегда имеет свой рисунок.
Какая простота. Он был приобретён галереей в 1984 году7677. Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23. Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73. «Грачи прилетели» — картина, написанная человеком сильной впечатлительности, острой наблюдательности и вместе с тем художником огромного мастерства. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь.
Здесь и были сделаны подготовительные этюды и эскизы. Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67. В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года52, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей22. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы — той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки». Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа.
Саврасов Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели»
Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. За ними виднеется черное поле, серый горизонт. В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68.
Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. Затем в 1882 году его уволили с работы. Молвитино»36. В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился.
От первого варианта оно отличается чуть более насыщенным цветом. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). Это скорее эскиз по памяти. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа».
Единственная яркая деталь здесь – это красивая колокольня и низенькое строение под сияющим куполом одного из столичных храмов. Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу. Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели».
По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11. Сломанные березовые ветки, следы животных и птиц видны под деревьями. В отличие от пейзажей других живописцев, которые были по большей части статичны и представляли самые яркие и самые живописные виды, картина Саврасова, на которой представлен весенний пасмурный день, с лужами, тающим снегом и грачами, стала настоящим открытием.
в – Например, шатровый Богоявленский храм в селе Красном Костромского уезда был построен в 1592 году Годуновыми (конкретная причина возведения храма в Красном неизвестна, но примечательно то, что первый каменный сельский храм края был построен фамилией уже почти пришедшей к власти в государстве) церковь Рождества Христова в с. Городище (ныне — в границах г. Костромы) была построена в период между 1649 и 1663 гг. Также на них заметны птичьи гнезда. боярином Г. И.
л – К великому сожалению, в процессе реставрации храма был совершён, по сути дела, акт вандализма. В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. Опохмелю его иногда позадержу у себя дня на два, приодену – напишет что-нибудь. Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению.
«Грачи прилетели» картина Саврасова
Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»93. Он тусклый и потому не дает блики на свету.
Перед вами авторское повторение 1879 года. Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы»8. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося. За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек8. Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго.
30958)33878, поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака. На среднем плане мы видим серое пятно. Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер95. В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74. «Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве.
В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника48. Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. Саврасов входил в Товарищество передвижных художественных выставок. Обычный весенний немного сероватый день. Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень8. Земля возле стволов берез кое-где уже оттаяла от снега, виднеются следы животных и людей.
История одного шедевра: «Грачи прилетели» Саврасова
Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого. Справа на картине видна огромная лужа, образованная из растаявшего снега. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Молвитино»36. Все еще низкое серое небо покрыто облаками.
На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны27. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли.
Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами. Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ1650). В нижней части этюда была подпись: «А. При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием». Продолжим осматривать картину. Какие ощущения появляются, когда смотришь на них. Как они красивы».
Описание картины «Грачи прилетели»
Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины»46. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Береза всегда имеет свой рисунок.
Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги35. По этому поводу высказывались разные версии. Саврасова в Молвитино. Необходимо основательно к этому подготовиться. Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие.
Алексей Саврасов на картине «Грачи прилетели» изобразил окраину обычной русской деревни. Саврасовъ.
Грачи прилетели, Алексей Саврасов – обзор картины
– Оденешь его – опять пропьет все. На переднем плане полотна – снег. В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака»49. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены.
По такому этюду не сделаешь картину. Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его Грачей. Около них расположена старенькая, но работающая церковь.
Таким же образом художник представил деревья – они имеют тусклый, мрачный и одинокий вид. Центральная группа берёз является основой композиции.
Алексей Кондратьевич Саврасов, «Грачи прилетели»
Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу. Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым1516. Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников».
Автор этой статьи Б. В. Один из самых известных русских пейзажей – картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73. На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка. Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу».
Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви»27. Это было настоящей трагедией для него. Кроме того, что изображено имеет значение то, как это сделано. Возле церквушки расположена такая же постаревшая часовня. Художник сумел изобразить не просто статичный пейзаж, а охватить неуловимые явления природы, создав поразительное ощущение жизни.
По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». Салтыков). Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины. Мальцева отмечала схожесть композиций этюда и основной картины, хотя и с некоторыми существенными отличиями.
Как бы ожившим воспринимается в картине и небо с чистой голубизной над колокольней и непрерывно меняющими свою форму, плотность и оттенки облаками, чуть розовато-золотистыми вверху. Однозначно ответить нельзя. Именно передвижники сделали русскую природу основной темой своих пейзажей. Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно. Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких. » Видел я Саврасова еще раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, абсолютно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней».
Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ)17, а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве316.
Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Ужаснее картину представить трудно. Вдалеке раскинулось черное поле. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой и с воздухом и с деревьями, «а душа есть только в «Грачах». Морозовым, судя по всему, в честь рождения от своей второй жены, знаменитой боярыни Ф. П.
В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине.
Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон. Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны. "Грачи прилетели" назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Несколько голых берез – кривых и изломанных. В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи»71.
Он был приобретён галереей в 1984 году7677. На самом же деле эта обыденность мнимая.
Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился.
«Грачи прилетели» – картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях. По этому поводу высказывались разные версии. Изображая грачей, автор пользовался черными, темными цветами. ж – Троицкая церковь на кладбище Молвитина не простояла и тридцати лет. Однако, это лишь поначалу.
Вот так жил и творил Саврасов. Передний план картины открывает мне грачей, сидящих на оголенных деревьях. Оно расположено на конце высокой горы, выдающейся в долину в виде мыса, между двумя реками, которые под Молвитиным соединяются между собой»38. Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65. По предположению художника и искусствоведа Игоря Грабаря, высказанному в период подготовки к выставке, этот этюд мог быть написан Саврасовым позже, по памяти: «По такому этюду не сделаешь картины.
Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области37), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели»789. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров. Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром.
Картина «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, описание
На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова. Произведение художника не показывает весну прямо, оно как бы намекает о ней: мы чувствуем начало этой поры года буквально в момент первого взгляда на полотно. Под березами мы видим подтаявший, грязноватый снег. По словам искусствоведа, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11.
Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели». «Грачи прилетели» – полотно, которое открывает нам душу художника. В следующем — 1872 году, Саврасову поступил заказ на создание копии картины.
В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы»969798. В нижней части этюда была подпись: «А. Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели». Искусствовед также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью.
Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года8485. Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236. Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии).
Работа стала популярной и ее все хотели приобрести. О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало. Прилёт грачей предвещает скорую весну и конец холодов. Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского)50878889. Энергия единит все – птиц, талый снег, дымок из труб на избах их невидимых обитателей, купола церкви. «Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе.
По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок».
Рассматривание картины Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели»
Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41. Саврасовъ. Это является доказательством того, насколько это полотно опередило время и насколько ему удалось подняться над другими пейзажами, показанными на 1-й передвижной выставке70. К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения.
Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине. Небо, покрытое облаками, больше серое, чем голубое. Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже31655.
Искусствовед писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели». В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством»2728, а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще»2930. Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75. По такому этюду не сделаешь картину.
Б. В. Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы. Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). Картина «Грачи прилетели» была представлена в 1871 году на самой первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок.
Грачи прилетели (картина Саврасова, 1871)
Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова»53.
Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света. В 1963 году полотно участвовало в выставке произведений Саврасова в Государственном Русском музее в Ленинграде, а в 1971 году— в реконструкции 1-й передвижной выставки, проходившей в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Саврасов «Грачи прилетели»: описание картины
Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности59. Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов44, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу»4546. Церковь была построена в конце XVIII века.
«Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный»2021, а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова»22. Скромный деревенский вид превзошел классику и на сегодняшний день эта картина бешено популярна. На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка.
Саврасов считается основоположником лирического пейзажа в русской живописи, характерным образцом которого является и картина «Грачи прилетели». И все же при появлении «Грачей» перед современниками неожиданно раскрывалось что-то новое, уже совсем по-иному говорящее о знакомом явлении. Сколько было таких сел в России. Но эта заурядность кажущаяся. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. И все-таки именно ранней весной 1871 года под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы, под кистью Саврасова рядом с исполненными душевной боли этюдами появляются подготовительные работы к картине Грачи прилетели.
Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»
Прилет же грачей – это некий символ наступающей весны. При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести»60. В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». Поездки оставляли глубокий след в его душе. В результате «Грачи прилетели» Саврасова положили начало новому жанру в русской живописи – лирическому пейзажу. По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны».
Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный». Вместе с этим полотном в русскую живопись входил сюжет издавна знакомый жителям русских сел и деревень, напоминавший им о близком приходе весны. Картина написана с чувством и с любовью и вы наверняка это понимаете, читая описание.
Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене32. Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. Писал «Грачи прилетели» Саврасов в марте, в начале весны, что легко чувствуется по проталинам, ясному небу, отсутствию льда на реке и, собственно, по птицам, вернувшимся с зимовки. Это скорее эскиз по памяти». Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе.
«Грачи прилетели» : описание картины
С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. Это скорее эскиз по памяти. Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73. Вот в правой части картины уже появилась проталина со стоящей в ней холодной водой.
РЖ-627)90. Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы94.
Гений одной картины: трагическая судьба родноначальника русского пейзажа
Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Уникальность и душевность полотна оценили и современники художника. Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд»59.
Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. Это были деревенские мотивы. Никто другой не смог бы написать их столь великолепно. О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало.
- ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ Алексей Саврасов
- Эффект бескрайнего пространства
- Творчество, заказы известных людей
- Работа и страсть к путешествиям
- Алкоголизм и увольнение с работы
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74. В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. На переднем плане – рыхлый грязный снег.
На них с шумом и гамом опускается стая грачей. Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели».
- Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)
- Сочинение на тему: «Начало лета»
- Сочинение на тему: «На берегу реки»
- Сочинение на тему: «Летний лес»
- Этюды, эскизы, повторения и варианты
Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67. Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных. Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны.
Купил ее в свою коллекцию Третьяков. Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон. Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников». Искусствовед писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием». Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи».
Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75. Картина полна жизни, эмоций и впечатлений.
Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65. Квартиру предлагал я ему нанять – а он свое: «Никаких. » – рассердится и уйдет. Через несколько дней новорождённая девочка умерла. Вскоре Алексей женился на хорошей девушке.
Как будто по-прежнему идет жизнь вокруг и среди этой жизни — на пустыре, огороженном забором, — совершается великое чудо тихого пробуждения природы от зимнего сна. В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». Но всегда милый, ласковый, стесняющийся. Обилие темных, тусклых красок в картине как бы подчеркивает обыденность пейзажа. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал.
Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть»48. По мутному пепельному небу плывут облака.
В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина39. В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв. Также мы видим оголенные искривленные и поломанные березы. Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок. На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев.
Картина произвела большое впечатление, как на обычных зрителей, так и на самих художников. Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими54. В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе. В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве31656.
А потом все-таки сбежит. Это скорее эскиз по памяти". Несмотря на то, что полотно А. Саврасова было показано в окружении других пейзажей, оно сразу же привлекло всеобщее внимание.
Давайте же и мы по картине Саврасова Грачи прилетели, сделаем описание полотна. Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68. Весной 1871 года художник совершил поездку в Среднее Поволжье, главным результатом которой и явилось создание картины «Грачи прилетели». Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение»613. Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение»6.
На первый взгляд, все здесь просто, знакомо каждому. Точные даты этого путешествия неизвестны и их определение затруднено ещё одним обстоятельством— отсутствием детальной информации о поездке Саврасова в Москву, которая состоялась в марте того же года. При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать»69.
Это были не итальянские виды, не руины Рима, не заграничные пейзажи, которые ценились любителями живописи. В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше. Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12.