Картина Инфанта
Подчеркнул прелесть инфанты в своей картине Веласкес. Здесь инфанта Маргарита уже на три года старше, чем она изображена в картине Менины. На предпоследней картине просто потрясает то, с какой точностью выписана ткань на платье инфанты, блеск, фактура, не всякая фотография передаст. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью. У нее нет детства, потому что она – инфанта. На этой картине ей всего 5 лет.
Под влиянием картины Веласкеса Франсиско Гойя (Francisco de Goya y Lucientes) создал две своих работы Семья инфанта Луи (La familia del infante Don Luis), 1784 год и Семья Карла IV (La familia de Carlos IV), 1800 год. Картины инфанты Маргариты, которая была дочерью короля Испании Филиппа IV и которая стала потом императрицей Священной Римской Империи, относятся к зрелому периоду творчества мэтра. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью. Да и её саму мы вряд ли разглядели бы в их череде, если бы юная инфанта не осталась на картинах.
Картину Диего Веласкеса «Портрет инфанты Марии Маргариты» можно увидеть в Лувре — известнейшем музее Европы и всего мира.
Самая знаменитая испанская девочка на шести портретах Веласкеса: Печальная судьба инфанты Маргариты Терезы Испанской
В живых осталась только дочь – Мария Антония. Эта невыносимая ситуация очень удручала Маргариту. Все стихотворение представляет собой некую историческую стилизацию с элементом пародийности, «декоративности». Специальным указом запрещалось вывозить за границу работы великого мастера. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует.
Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Малютку нарядили во «взрослое» платье и дали в руки веер (а может, девочка сама захотела веер «как у настоящей дамы». ), ей тяжело долго стоять, она на что-то опирается. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание».
На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. Маргарита родилась в июле 1651 года, долго оставаясь очень маленькой (почти не росла), а в 15 лет стала женой венского принца Леопольда, которому родила шестерых детей и, не дожив до 22 лет, умерла от простуды. Похоже, малышку активно румянили – тем сильнее контраст с белым лицом. За пределами холста или внутри него.
Портрет инфанты Маргариты, дочери Филиппа – Диего Веласкес, 1655
Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. «Менины» вызывают горячие споры, так как у картины нет единого смыслового и зрительного центра. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8. Под впечатлением от картины Нестеров писал К. Г. Держинской: «Был я в соборах, музеях.
Их позы и жесты живые, естественные. Вместо охотничьей собаки, которая часто фигурирует на придворных портретах (намек на верных, покорных подданных), здесь изображена мелкая комнатная собачонка с большими глазами. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха.
Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе. Встретили ее при дворе настороженно, не скрывая неприязни. В 17 лет Диего Веласкес получил звание художника. Лица обеих групп реальны.
Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса Аполлон и Марсий (возможно, копии). Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. Чего нельзя сказать о Маргарите. В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43.
Когда Веласкес писал первый портрет Маргариты, ему было 54 года, а девочке – два. То есть король вступил в инцестуозные отношения. Рубенс часто использовал внешность детей в своих произведениях. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта».
И здесь со своей тоской Маргарита смотрится гармонично. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. В результате получился портрет одновременно и парадный и удивительно живой. Большинство согласны, что это зеркало, но кто и что в нем в отражается. Мы видим, что платье уже более взрослое, пышную форму ему придают нижние юбки, костюм становится все тяжелее.
На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. Разумеется, нет. Учитывая, что при дворе Леопольда, были так называемые «придворные еврейские финансисты», которые осели после изгнания в Берлине, традиционно враждебном Вене, последствия этого поступка были почти катастрофические для страны. В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции. В числе испанских мотивов преобладают элементы одежды и аксессуаров (мантилья, кастаньеты испанский веер), топонимика (Севилья, Гренада, Барселона), флористический мир (весенняя роза, хризантемы, акация, кипарисы), образы выдающихся живописцев (Веласкес, Рибейра, Мурильо, Пикассо), национальные литературные и культурные герои Испании (Дон Кихот, Дон Жуан, Кармен, тореадор, Донна Анна, Командор).
На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. На обороте этого холста – имя всемирно известного Гойи (1746 – 1828). Единственный подтверждённый автопортрет Веласкеса не случайно изображает его во дворце, в окружении монарших особ и придворных10. Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «Персея и Андромеду», требуются комментарии.
Трехлетняя невеста: Веласкес и другие (инфанта Маргарита-Тереза)
И почему в зеркале не отражается сама девочка. Филипп был сломлен и на женитьбу решился исключительно из династических соображений.
Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия.
Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту.
Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике.
Описание картины Диего Веласкеса «Портрет инфанты Марии Маргариты»
Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. Родители инфанты приходились друг другу близкими родственниками – дядей и племянницей. В своем смешении действительности и иллюзии Веласкес идет в «Ткачихах» дальше, чем в «Менинах» и потому здесь вспоминается Кальдерон: Ведь то, что видел я во сне, Так было ясно, несомненно.
Она по-прежнему опирается на стол. Строго говоря» «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14.
Долгое время местонахождение портрета Веласкеса оставалось неизвестным. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами.
Вот таким образом цветовое решение картин Веласкеса отличается чарующим великолепием. Все это важные и необходимые персоны свиты испанского королевского двора, которых очень правдиво изобразил Веласкес. В каком-то городе в дар будущей королеве преподнесли пару чудесных вязаных шелковых чулок (большая редкость в то время). Инфанта Маргарита родилась в 1651 году.
Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). К тому же Филипп был почти на тридцать лет старше юной супруги. Во-первых искусствоведы спорят о том, что изображено почти посередине полотна. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44. Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913).
В 1666 году состоялось бракосочетание Маргариты и Леопольда. Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. Многие искусствоведы считают, что на этом портрете прелесть юной инфанты достигла апогея. Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки.
И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Похоже, малышку активно румянили – тем сильнее контраст с белым лицом. Загадка заключается в другом. Впрочем, не исключено, что применялись и белила: бледность кожи – признак аристократизма.
Диего Веласкес и инфанта Маргарита Тереза
управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Ведь за пределами Испании находятся лишь немногие произведения Веласкеса. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха.
Впрочем, не исключено, что применялись и белила: бледность кожи – признак аристократизма. Первого наследника Маргарита, родив уже в 1667 году, вслед похоронила. Марианна прибыла в Мадрид осенью 1649 года. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. И творчество побеждает. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья).
Испанская инфанта: история жизни в десяти портретах
Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Быть может, то, что вижу, — сон. Попытки оградить его от судьбы при помощи колокольчика и коралловых амулетов (вы видите их надетыми поверх фартука) были тщетными.
В 1939 году замечательный художник Михаил Васильевич Нестеров посетил столицу Украины. В живописной стихии Веласкеса – дыхание жизни, в котором оживают испанские инфанты. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале.
Менины (картина, Веласкес, 1656)
Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия.
Но что он рисует. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. В 1912 году все сокровища Вебера поступили в Берлине на аукцион. Нам нравится ее нежный овал и милая детская припухлость.
Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Испанцы обожали принца и все надежды королевства связывали с ним. Вот таким образом цветовое решение картин Веласкеса отличается чарующим великолепием. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Все, что происходит на картине, происходит только здесь и сейчас и закончится секунду спустя.
Будущую королеву воспитывали по всем правилам дворцового этикета и дали превосходное образование. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском.
Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Она наверняка уже знает, что испанский король или испанская королева никогда не смеются в обществе. Оба полотна попали в Вену благодаря династическому браку принцессы с кузеном, впоследствии императором Леопольдом Первым (1640-1705). На переднем плане карлица и маленький шут, пинающий собаку (что находится в глухой обороне и делает вид, будто не обращает на это внимания) – неизменная свита королевской четы. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1).
Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». В 1916 году в журнале «Аполлон» была напечатана заметка искусствоведа Владимира Воинова, который атрибутировал картину как этюд к большому портрету инфанты 1660 года кисти Веласкеса, который хранится в Прадо. В бывшем музее Ханенко увидел удивительную «Инфанту» Веласкеса, сделавшую бы честь и самому Эрмитажу. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства.
Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению. В 24 года стал придворным живописцем короля Испании. Такой работой является «Портрет инфанты Марии Маргариты», написанной в 1655 году этот портрет занимает особое место в творчестве художника и относится к зрелому периоду его творчества. Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Однако зарубежными искусствоведами его доказательства не показались убедительными и в самый полный на сегодняшний день двухтомник «Веласкес» немецкого издательства «Ташен» 1996 года, опубликовавшем все бесспорные работы мастера, киевская «Инфанта» не вошла.
Образ великого мастера, помимо этого, как бы нечаянно обретает второй смысл. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд), Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Ужасающая скука и постоянная сдержанность позволяла лишь одно развлечение – карликов-шутов, которым разрешалось чуть больше, чем остальным.
«Менины», Диего Веласкес — описание картины
По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. Она в трауре по усопшему отцу, в зеркале отражаются младший брат (пока еще живой), мать и коленопреклоненная няня. Такой работой является «Портрет инфанты Марии Маргариты», написанной в 1655 году этот портрет занимает особое место в творчестве художника и относится к зрелому периоду его творчества.
В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину.
Но если вглядеться в ее лицо, можно увидеть и напряжение и отчаяние и упрямство. Ему 57 лет. И здесь со своей тоской Маргарита смотрится гармонично. Исследователи определили, что он использовал в основном киноварь и органические лаки (для красных красок), жёлтый свинцовый цвет, окисленные глины (для охры), ляпис-лазурь, смальту и лазурит (для голубых), зеленую землю, чёрный уголь, чёрную сажу и, наконец, белый свинец иногда смешанный с кальцитом. Долгое время местонахождение портрета Веласкеса оставалось неизвестным. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам.
К образам этой солнечной страны обращается и Д. Кедрин в стихотворении «Инфанта» (1944), где поэтом воссоздается колоритная картина Испании 16 – 17 веков. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. Это характерно для всех изображений Маргариты кисти Веласкеса.
Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море.
Портрет инфанты Маргариты-Терезы в 3 года
В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Лица обеих групп реальны. Такой вопрос задают научным сотрудникам часто. Загадка заключается в другом. Малютку нарядили во «взрослое» платье и дали в руки веер (а может, девочка сама захотела веер «как у настоящей дамы». ), ей тяжело долго стоять, она на что-то опирается. На это указывает отражение в зеркале.
Диего Веласкес не оставил никаких записей о методах своей работы. По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. Намечалось обручение испанской принцессы с австрийским императором Леопольдом I. По обычаю, принятому у европейских королевских домов, заинтересованные стороны обменивались специальными торжественными портретами. Но по испанскому чопорному этикету женщина не могла показать не только часть ноги, но даже носочек туфельки, вот таким образом испанская свита выбросила чулки со словами «У королевы Испании нет ног». Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны.
Кто изображен на картине Менины
" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Оба полотна попали в Вену благодаря династическому браку принцессы с кузеном, впоследствии императором Леопольдом Первым (1640-1705). Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Большинство согласны, что это зеркало, но кто и что в нем в отражается.
На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. Вот таким образом нас не должна удивлять вольность художника изобразившего рядом с инфантой приближенных придворных, карлицу и шута. Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца.
Портреты инфанты разных художников
Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Учитывая, что при дворе Леопольда, были так называемые «придворные еврейские финансисты», которые с помощью своей общины финансировали все военные действия Леопольд против Турции и Франции, а так же то, что осели эти евреи в Берлине, традиционно враждебном Вене, последствия этого поступка были почти катастрофические для страны. Нам нравится ее нежный овал и милая детская припухлость.
Находится в музее Прадо в Мадриде. Правда, в год написания картины он еще не был посвящен в рыцари – это произошло лишь в 1659 г. и Веласкес, очень гордившийся своим рыцарством, дополнил давно законченную картину, написав на костюме крест. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Одна из них Маргарита – дочь Филиппа Четвёртого (1606-1665) и Марии Анны Австрийской (1635-1696).
По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Когда Веласкес писал первый портрет Маргариты, ему было 54 года, а девочке – два.
Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Она вызвала на состязание Афину. Хотя многочисленные очевидцы уверяли, что это был счастливый брак. Художник сделал две версии этого портрета, одну в 1653 г., другую в период 1653-1654 гг.
Филипп был сломлен и на женитьбу решился исключительно из династических соображений. То есть король вступил в инцестуозные отношения. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Родители и близкие так ее и звали – ангелочком, а король в письмах – «моя радость». Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа.
- Четырнадцать портретов самой известной девочки в Испании
- Диего Веласкес (1599 – 1660) – Прелестная Инфанта
- 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»
- История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
Она, пятилетняя, берет кувшин, не глядя на него, что очень необычно для её возраста. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец.
В 1891 году «Портрет инфанты Маргариты» из собрания дона Себастьяна приобрел некий Колнаги. А почему в мастерской находится инфанта. В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни. Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Ему 57 лет.
В 1666 году состоялось бракосочетание Маргариты и Леопольда. Однако зарубежными искусствоведами его доказательства не показались убедительными и в самый полный на сегодняшний день двухтомник «Веласкес» немецкого издательства «Ташен» 1996 года, опубликовавшем все бесспорные работы мастера, киевская «Инфанта» не вошла. Почти ежегодные беременности полностью подорвали здоровье молодой женщины.
- Инфанта Маргарита в голубом платье – Заметки искусствоеда
- Инфанты Испании: целая жизнь в одном взгляде
- 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса Менины
- Инфанта Мария Анна, королева Венгерская
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Менины ( ) или О фрейлинах от времен Веласкеса до наших дней
- Невообразимый эксперимент Веласкеса
Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44. Она по-прежнему опирается на стол. И творчество побеждает. Марианна прибыла в Мадрид осенью 1649 года. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья.
Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Придворный королевский художник в галерее ее изображений, среди которых — и загадочные «Менины», попытался воплотить в божественной красоте «жемчужного» колорита (впоследствии ставшего отличительной чертой работ Веласкеса) метафору имени «Маргарита» (в переводе с латыни — «маргарита» и есть жемчужина). Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия.
- Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
- Самое интересное в виде мозаики
- Не только пена и валерьянка: как прийти в себя в плохой день
- Письмо самой себе до появления детей
- Роман «Идиот»: исключая другого из нашей любви, мы умираем сами
- Чтобы прожить новый год со смыслом, проясните свои ценности
Филиппу – 42.
Но не это главное в полотне. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Она умерла в 22 года от простуды. (Д.
Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса. Её должны были видеть в разном возрасте. Она датирована примерно 1616—1618 годами. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. Вплоть до 80-х годов всеми советскими искусствоведами она признавалась подлинником, а Владимир Кеменов в своем монументальном труде «Картины Веласкеса» посвятил ей несколько страниц подробнейшего сравнительного анализа, пытаясь навсегда «закрыть тему». И как бы там ни было, благодаря семейному брачному договору мы, спустя века, можем любоваться портретами инфанты, которые писались ежегодно и отправлялись ее жениху, родному брату её матери, будущему императору Леопольду I. Своеобразные «фотоотчёты» свидетельствовали о том как подрастает невеста. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en).
- Хронофаги: люди, которые питаются вашим временем
- Как вернуть мужчин в свою жизнь
- Быть бабушкой — это школа смирения
- Домоводство для нерях: если вы отчаялись навести порядок
Инфанта, напротив, ярко освещена. Солнечный свет заливает весь второй план картины. Диего Веласкес не оставил никаких записей о методах своей работы. Во-первых, на протяжении рассматриваемого отрезка времени образ трансформируется.
Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. Неясное пространство позади него и хорошо освещённый вход, контрастирующий с тёмной атмосферой ателье, затягивают взгляд зрителя в глубину картины11, а зеркало с отражением королевской пары возвращает его обратно, к главному месту действия. Афина выткала изображения двенадцати олимпийских божеств, а по четырем углам ткани представила наказания, которые претерпели смертные, пытавшиеся соперничать с бога-ми. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее.
Она так и не выучила немецкий. Его смерть стала огромным национальным (не побоюсь этого слова) горем. Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. Об отношении Веласкеса к инфанте и о его портретах, я, с вашего позволения писать не буду. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». Не случайно Веласкас наделил на картине движением только карлика, который поставил свою ногу на лежащую собаку.
Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Но смотрит и художник.
Бальмонт, М. Волошин). Она была старшим ребенком от его второго брака короля Испании с эрцгерцогиней Марианной. В «Венере с зеркалом» (ок.
К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме).
Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. «Инфанту» купили киевские коллекционеры Богдан Иванович и Варвара Николовна Ханенко.
В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году. Вокруг нее хлопочут придворные дамы – менины: так называли в Испании прислуживающих инфанте девушек из хороших семей. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы.
Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. В дальнейшем он писал ее портреты каждый год, а то и несколько раз в год. Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. На одном щите с «Инфантой» экспонируется портрет молодой женщины в черной мантилье. Леопольду было двадцать шесть Он был ее дядей по материнской и кузеном по отцовской линии императора Священной Римской Империи Леопольда I. Маргарита называла своего мужа даже в супружестве дядюшка, а он ее Гретль (дядя был австрийцем, видимо, это имя было ему привычнее). Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства.
На Фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино.
Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56.
Она была старшим ребенком от его второго брака короля Испании с эрцгерцогиней Марианной. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.
В каком-то городе в дар будущей королеве преподнесли пару чудесных вязаных шелковых чулок (большая редкость в то время). Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом. Черты внешности монарших особ неразличимы в светящихся овалах на опалесцирующей поверхности зеркала, но они явно обращены к зрителю. На это указывает отражение в зеркале. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля.
Сведений о том, как прожила картина три столетия, немного. Девчушка еще так мала, что одета в платьице без кринолина, но богато отделанное. Она вышла за него замуж к пасхе 1666 года в возрасте четырнадцати лет.
- «За пять лет начальник измотал мне все нервы»
- 10летназад: как я спасала мир, забыв спасти себя
- Полоска: полнит, стройнит, укорачивает, удлиняет
- Как не поправиться во время поста: 6 полезных советов
- Я больше не боюсь прививать ребенка и вот почему
- Усталость и раздражительность: как они связаны с нашим питанием
- Замедление метаболизма после 30: мифы и факты
Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. В живописной стихии Веласкеса – дыхание жизни, в котором оживают испанские инфанты. Когда же появилась в Киеве уникальная картина. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Богдан Иванович Ханенко в 1912 году в Берлине, на аукционе гамбургского собрания Вебера, приобрел это небольшое (80 на 62, 5 см) полотно, о котором было известно, что Вебер купил его в 1892 году у Колнаги, которому оно годом раньше досталось из собрания инфанта дона Себастьяна в По (Франция).
Вместо охотничьей собаки, которая часто фигурирует на придворных портретах (намек на верных, покорных подданных), здесь изображена мелкая комнатная собачонка с большими глазами. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Итак, время действия – 1656 год.
А с другой – сам бросает вызов богам. В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. В 1916 году в журнале «Аполлон» была напечатана заметка искусствоведа Владимира Воинова, который атрибутировал картину как этюд к большому портрету инфанты 1660 года кисти Веласкеса, который хранится в Прадо. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни.
Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Испанцы обожали принца и все надежды королевства связывали с ним. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43.
Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Стройная фигурка маленькой инфанты с распущенными золотыми волосами одета в пышное, странное для ребенка, платье с кринолином. Девочка стоит неподвижно, оцепенело, скованная этим кринолином. Видимо, чувствует девушка себя плохо: ей снова разрешено держатся за опору. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус). Учитывая, что при дворе Леопольда, были так называемые «придворные еврейские финансисты», которые с помощью своей общины финансировали все военные действия Леопольд против Турции и Франции, а так же то, что осели эти евреи в Берлине, традиционно враждебном Вене, последствия этого поступка были почти катастрофические для страны.
Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. Ей было 15 лет. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней.
- Уролог о здоровье мальчиков до 5 лет: что важно знать родителям
- Гормональные контрацептивы: есть ли абортивный эффект
- Как уговорить мужа на романтическое путешествие
- Как научиться радоваться в отпуске – даже если что-то пошло не так
- Лето в Альпах: отпуск, который невозможно испортить
- В Эстонии: море, сосны и пирог с ревенем
- Анна Терехова: «У меня свой путь, не такой, как у мамы»
- «Если читать только Алые паруса, можно закончить плохо»
В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос. Когда Веласкес писал первый портрет Маргариты, ему было 54 года, а девочке – два. Маргарита родилась в июле 1651 года, долго оставаясь очень маленькой (почти не росла), а в 15 лет стала женой венского принца Леопольда, которому родила шестерых детей и, не дожив до 22 лет, умерла от простуды.
В результате получился портрет одновременно и парадный и удивительно живой. По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста.
- «Астрид Линдгрен изменила мою жизнь дважды»
- «У вас идеальный порядок, вы просто не знаете об этом»
- Елена Хорс: «Просто мне нравится быть мамой»
- Одна совершенно счастливая семья из Голливуда
- Павел Карманов: «В музыке я копаю вглубь»
- «Звоните ДиКаприо»: почему стоит посмотреть этот сериал
«Менины» вызывают горячие споры, так как у картины нет единого смыслового и зрительного центра. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия.
Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. Встретили ее при дворе настороженно, не скрывая неприязни. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена. В 17 лет Диего Веласкес получил звание художника. Так, у К. Бальмонта в стихотворении «Аккорды» (1897) связующим звеном, средством передачи собственного «творческого» мироощущения является целая плеяда светил испанского и итальянского искусства.
- Без папы никуда: 60 лучших книг об отцах в детской литературе
- Мэри Поппинс всегда возвращается
- Кротик, грузовик и корова Лизелотта: 6 детских книжек про Новый год
- Как экономить и копить, если раньше не получалось
- Эмпатия эмпатии рознь: почему чужое сочувствие вызывает обиду и злость
- «Не советую закреплять в семье модель, где секса нет»
- Врачи сделали уникальное УЗИ-фото двойни
В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину.
Таким же приёмом не акцентируются черты лица доньи Исабель— свет лишь мягко касается её щеки, оставляя в тени внешность и платье. Видимо, чувствует девушка себя плохо: ей снова разрешено держатся за опору. На эту тему написано уже такое количество статей и постов, что мой явно будет лишним, напомню только, что искусствоведы, ласково называя их «Мастер и Маргарита» часто задаются вопросом, насколько приукрашивал Веласкес, любя свою модель, явные черты вырождения династии на лице этой девочки. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Она умерла в 22 года от простуды.
Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины». И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Но попытаемся собрать те крохи фактов, которые нам известны.
Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Идентичность моделей на венском этюде и на эрмитажном портрете не оставляет сомнений—та же внешность, схожее платье, та же причёска и выбившаяся прядь волос.
- 37 семейных традиций, которые учат ответственности, доброте и эмпатии
- Обнимашки или волшебный пинок: в чем больше маминой любви
- Как оставить ребенка дома одного: без страхов и травм
- ИНФАНТА (Менины Веласкеса и Пикассо)
- Портрет Маргариты-Терезы в 5 лет
На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту.
В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». Веласкес воссоздает атмосферу труда, творящего искусство и вся картина прославляет само искусство. Попытки оградить его от судьбы при помощи колокольчика и коралловых амулетов (вы видите их надетыми поверх фартука) были тщетными.
- Портрет Маргариты-Терезы в 8 лет
- Портрет Маргариты-Терезы в розовом
- Инфанта Маргарита в голубом платье
- 1667: пятнадцать-шестнадцать лет
На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. Он, в свою очередь, продал ценнейшее полотно знаменитому немецкому коллекционеру Веберу. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий.
На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. При этом она еще и обязана позировать. Подобный факт следует рассматривать как яркий пример экфрасиса. Верхняя свободна, более воздушна и легка.
- 1671: девятнадцать-двадцать лет
- «Мы не зрители, мы участники действия»
- Словари и энциклопедии на Академике
Только в 1923 году картину обнаружили в одном из хранилищ Хофбурга. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. Что же так будоражит в этом нежном, перламутровом, будто «плывущем» в нежной дымке, детском личике.
Но по испанскому чопорному этикету женщина не могла показать не только часть ноги, но даже носочек туфельки, вот таким образом испанская свита выбросила чулки со словами «У королевы Испании нет ног». Контраст между темной мастерской и лучезарной нишей напоминает контраст со зрительным залом и театральной сценой и этим как бы утверждается, что «жизнь — это лицедейство». Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы.
На эту тему написано уже такое количество статей и постов, что мой явно будет лишним, напомню только, что искусствоведы, ласково называя их «Мастер и Маргарита» часто задаются вопросом, насколько приукрашивал Веласкес, любя свою модель, явные черты вырождения династии на лице этой девочки. Она в трауре по усопшему отцу, в зеркале отражаются младший брат (пока еще живой), мать и коленопреклоненная няня. Ниша в «Ткачихах» выглядит, как картина в картине (как драма в драме Шекспира).
Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Прожив в браке 12 лет, Марианна наконец-то смогла родить первого живого ребенка. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным.
Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке.