Картина Кившенко Военный Совет В Филях
Описание картины Алексея Даниловича Кившенко «Военный совет в Филях (1812)»
26 августа (7 сентября) 1812 года состоялось одно из самых кровопролитных сражений XIX века. На картине изображены такие личности, как Кайсаров, Уваров, Кутузов, Толь и другие. Начались прения.
После недавнего сражения известное как Бородинское, русская армия понесла большие потери. Бенигсен не считал еще игру проигранною. Законченные эскизы должны были утверждать царь и великие князья.
Соседство с прочно сидящим Кутузовым выявляет еще большую напыщенность позы Беннигсена. Никто не мог предсказать, как это решение будет воспринято при дворе. Ни одно столетие не проходило мирно для России. Рядом с ним сидел Уваров и негромким голосом (как и все говорили) что-то, быстро делая жесты, сообщал Барклаю.
Военный совет в Филях был описан Львом Толстым
Его мнение совпадало с мнением большинства: Москву необходимо оставить. Твердое, красивое и доброе лицо Коновницына светилось нежной и хитрой улыбкой. Ряды солдат существенно поредели и это вынудило полководцев принять важное решение.
Он говорил: «Оставив Москву, мы сохраним армию, потеряв армию, мы потеряем Москву и Россию». Кившенко словно переводит эту оценку на язык изобразительного искусства. Сын крепостного, принадлежащего графу Д. В. Шереметьеву, с 9 лет был отправлен на обучение в Петербург, в рисовальную школу Общества Поощрения Художников (класс И. Н. Крамского), в 1867 продолжил овладение мастерством в Императорской Академии Художеств (ИАХ). В «Журнале военных действий», который велся в кутузовском штабе во время войны 1812 года, о военном совете приводятся следующие сведения: «Фельдмаршал, представя Военному совету положение армии, спросил мнения каждого из членов на следующие вопросы: ожидать ли неприятеля в позиции и дать ему сражение или сдать оному столицу без сражения. ».
Через его плечо перекинута лента ордена Андрея Первозванного, полученная им за битву при Пресиш-Элау (ныне город Багратионовск, Калининградской области). Второй уже день он мучился лихорадкой и в это самое время его знобило и ломало. В просторной, лучшей избе мужика Андрея Савостьянова в два часа собрался совет. Сюжет отражает собрание полководцев, происходившее в начале девятнадцатого века.
В них отсутствуют нарочитые эффекты, типичность образов, удачные пейзажные мотивы. Отец его, Данила Васильевич, был человеком незаурядным. Каждое несло в себе угрозу тяжелой войны. В 1891 – участник археологической экспедиции (рук. Полотно стало дипломной работой Алексея Даниловича Кившенко. Акварельные эскизы будущих больших батальных картин на темы «Взятие штурмом укрепленных Горгохотанских высот 1 января 1878 года», «Штурм крепости Ардаган 5 мая 1877 года» «Штурм крепости Ардаган» сразу были выделены современниками.
Голосования тоже не было. Карл Толь, генерал-квартирмейстер армии, стоит прямо за спиной Кутузова с блокнотом в руках. Несмотря на мучившую его несколько дней сильную лихорадку, Барклай-де-Толли проинспектировал верхом поле боя и пришёл к выводу, что позиция губительна для русской армии. В то же время очевидно, что Кутузов принял решение, взяв на себя огромную ответственность за судьбу страны.
Прервав разгоревшийся спор, фельдмаршал сказал, «что с потерянием Москвы не потеряна еще Россия и что первою обязанностию поставляет он сберечь армию, сближаясь к тем войскам, которые идут к ней на подкрепление и самым уступлением Москвы приготовить неизбежную гибель неприятелю».
Военный совет в Филях в 1812 году
Опираясь на мнение меньшинства присутствующих, Кутузов принял решение, не давая сражения на неудачной позиции, оставить Москву (ибо, по его словам, повторявшим Барклая-де-Толли, «с потерянием Москвы не потеряна ещё Россия»), чтобы сохранить армию для продолжения войны, а заодно сблизиться с подходящими резервами. Как впоследствии вспоминали участники совета, от этого решения все были в ужасе. Вокруг мужицкого елового стола, на котором лежали карты, планы, карандаши, бумаги, собралось так много народа, что денщики принесли еще лавку и поставили у стола. Природа щедро одарила его различными талантами. Сюжет картины отражает важное событие в русской истории начала ХIХ века – совещание военачальников, созванное Михаилом Илларионовичем Кутузовым 1 (13) сентября 1812 г. Великий русский полководец, учитывая тяжелые потери в Бородинском сражении, на военном совете в деревне Фили поддержал высказанное Барклаем де Толли предложение оставить Москву без боя ради сохранения армии.
Рядом с ним сидел Уваров и негромким голосом (как и все говорили) что-то, быстро делая жесты, сообщал Барклаю. Вся тяжесть ответственности за принятие решения ложилась на плечи М. Кутузова. Позицию выбирал генерал Леонтий Беннигсен.
Венигсеном, высказывавшихся за битву под Москвой. Он считал, что главная задача – это сохранить армию.
Описание картины «Военный совет в Филях в 1812 году»
Художник писал картину под впечатлением романа Льва Толстого Война и мир, вот таким образом на ней изображена маленькая девочка, глазами которой было рассказано в великом романе об этом историческом событии. Окончательное и нелегкое решение принял Кутузов. А его работа «Художественные новости» на Академиечской выставке 1886 года названа «лучшей батальной картиной». За 20 дней пребывания в укрепленном Тарутинском лагере в 84 километрах к югу от Москвы российская армия пополнилась людьми, вооружением и снаряжением, в тыл неприятеля были направлены войсковые партизанские отряды и «летучие корпуса». Так было и в начале XIX века.
Бейрут, Бальбек, Дамаск, Заиорданье, Иерихон, Иерусалим Все это время Кившенко писал акварели, заказанные ему Обществом и собирал материал к «Палестине» изданной Алексеем Сувориным. Профессор Академии художеств Алексей Данилович Кившенко (1851-1895) не принадлежит к числу выдающихся живописцев своего времени. Художник прочёл об этом событии в романе Льва Толстого «Война и мир», что вдохновило его создать полотно и запечатлеть этот исторический момент. Многие были готовы продолжить сражение на следующий день Но общая ситуация складывалась так, что М. И. Кутузов не был уверен в успехе в случае возобновления генерального сражения ввиду того, что наличествующие под его командованием войска понесли серьезные потери, нуждались в отдыхе и частично в реорганизации – нужно было заменить многих погибших и выбывших по ранению командиров, а из рескрипта Александра I от 24 августа (5 сентября) ему было известно, что в самое ближайшее время рассчитывать на получение столь нужных в тот момент пополнений нельзя.
Совет в Филях не позволил прийти к общему мнению. Ей казалось, что дело было только в личной борьбе между «дедушкой» и «длиннополым», как она называла Бенигсена. Именно вот таким образом искусствоведы отнесли Алексея Даниловича Кившенко к новой школе «баталистов-эпиков». Чтобы пойти на это, нужно было немалое мужество. На лавку эту сели пришедшие: Ермолов, Кайсаров и Толь.
Он прекрасно рисовал и самоучкой выучился играть на рояле. Все три разрозненные армии всеми силами спешили соединиться. Его инициатором стал Михаил Илларионович Кутузов. Алексей Данилович Кившенко был неутомимым путешественником.
Преподавал в ИАХ, в училище барона Штиглица. Современники считали, что рисунки и иллюстрации художника для «Нивы», «Палестины», «Посредника» «стоят в ряду с произведениями первоклассных иллюстраторов». Около Смоленска в начале августа 1-я и 2-я армии успешно выполнили этот маневр. Раевский с выражением нетерпения, привычным жестом наперед курчавя свои черные волосы на висках, поглядывал то на Кутузова, то на входную дверь.
Художник: Кившенко Алексей ДаниловичВоенный совет в Филях
Вот таким образом, помимо Кившенко, к работе привлекли известнейших баталистов. Твердое, красивое и доброе лицо Коновницына светилось нежной и хитрой улыбкой. Сдача столицы врагу – такого еще не было в истории Российского государства. Никто не мог предсказать, как это решение будет воспринято при дворе.
По замыслу Кутузова армия двинулась по Рязанской дороге, а затем скрытно перешла на Калужскую дорогу, совершив Тарутинский марш-маневр. Он сумел показать отношение каждого к происходящему. В 1892 году художник получает очередной заказ. Между Михаилом Илларионовичем и генералами, в частности, Венигсеном, происходит спор.
Мнение Кутузова было однозначным: необходимо оставление Москвы французским войскам. Главным противником сражения был Барклай-де-Толли. Автор этого произведения А. Д. Кившенко не был участником известных событий, но мастерское описание, данное Л. Н. Толстым в романе «Война и мир», послужило для него поводом использовать сюжет из военных событий 1812 года для своей дипломной работы.
Беннигсен, Дохтуров, Ермолов, Коновницын, Уваров предлагали сразиться с неприятелем. Опираясь на мнение меньшинства присутствующих, Кутузов принял решение, не давая сражения на неудачной позиции, оставить Москву (ибо, по его словам, повторявшим Барклая-де-Толли, «с потерей Москвы не потеряна ещё Россия»), чтобы сохранить армию для продолжения войны, а заодно сблизиться с подходящими резервами. Следуя утвержденному плану, русские войска начали организованное отступление. На лавку эту сели пришедшие: Ермолов, Кайсаров, Толь. На картине изображены (слева направо): П. С. Кайсаров, М. И. Кутузов, П. П. Коновницын, Н. Н. Раевский, А. И. Остерман-Толстой, Л. Л. Беннигсен, М. Б. Барклай-де-Толли, Ф. П. Уваров, К. Ф. Толь, Д. С. Дохтуров, А. П. Ермолов.
Кутузов приказал оставить столицу и отступать к Тарутино. Генералы по-разному реагируют на слова Кутузова. Н. Кондаков) в Палестину и Сирию.
Военный совет в Филях был описан Львом Толстым в романе «Война и мир»
Речь идёт о том, чтобы сдать Москву без боя и тем самым, сохранить оставшуюся армию. Таким образом войска Наполеона рано или поздно будут разгромлены, так как подобная стратегия была единственным выходом в сложившейся ситуации. Мужики, бабы и дети мужицкой большой семьи теснились в черной избе через сени. Многофигурность требовала особенно цельного решения. Работал ветеринаром, а затем его назначили управляющим шереметевского Серебряно-Прудского конного завода. Который также был на совете.
На картине он сидит прямо под иконой. Без этой картины лет 70 не обходится ни один учебник по истории СССР (потом – России), десятки раз картину воспроизводили в виде открыток, причем славе этой картине почти не помешала революция: как только в 1930-х годах понятие патриотизма (пусть даже «советского) было восстановлено в своих правах, картина Кившенко оказалась весьма востребованной и советской пропагандой. Был способен к наукам. Был награжден золотой и несколькими серебряными медалями.
Картина разошлась в тысячах репродукций
На другой день, 2 сентября 1812 г., русские войска, пройдя город, оставили первопрестольную, отступив по Рязанской дороге, а в дальнейшем, совершив Тарутинский марш-маневр, оторвались от противника. Купивший «Охоту на зайца» и «Охоту на лисицу», великий князь Владимир Александрович предложил художнику выполнить пять батальных полотен на сюжеты последней русско-турецкой войны для военной галереи Зимнего дворца. – Я, господа, – сказал Кутузов, – не могу одобрить плана графа. Композиция картины естественна, продуманна. Результат поездки — картина «Третий день боя на Шипкинском перевале 11 августа 1877 года». Сам французский император в своих мемуарах охарактеризовал результат Бородинского сражения так: «Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».
Ежегодно организуются военно-исторические лагеря «Бородино», где собираются молодые люди со всей страны готовятся специальные выставки, программы, организуются выступления реконструкторских клубов. К тому же, Кутузов не мог знать заранее, как отнесется к его решению император. Он делает этюды в Карсе, Ардагане, Ардануче и Горгохотане, на Аладжинской позиции. Он встретил взгляд Малаши и глазами делал ей знаки, которые заставляли девочку улыбаться.
1880-1884 работал в Дюссельдорфе, Мюнхене и Париже, создав ряд интересных картин. Кившенко не скрывал, что написал картину под влиянием романа Л. Н. Толстого «Война и мир», в котором дано описание этого знаменитого военного совета 1 сентября 1812 года в подмосковной деревне Фили, в крестьянской избе Андрея Фролова. Второй уже день он мучился лихорадкой и в это самое время его знобило и ломало. Приглашаем принять участие. Напротив, образ Л. Л. Беннигсена раскрыт писателем через его поступки: «Беннигсен, выбрав позицию, горячо выставляя свой русский патриотизм (которого не мог, не морщась, выслушивать Кутузов), настаивал на защите Москвы». В свете этих донесений перед Кутузовым встал вопрос о необходимости продолжения отступления и сдачи Москвы (либо дачи боя прямо на улицах города). Все одиннадцать человек изображены на картине.
В ней, писали критики, «пропасть движения, массы расположены превосходно, военная драма развивается ярко». Ермолов, Дохтуров и Раевский согласились с мнением Бенигсена. Особую роль в этом играет просветительская деятельность Российского военно-исторического общества, которое постоянно возвращается к этим событиям в своих делах.
Но сберегши армию, еще не уничтожаются надежды Отечества». 1884 г. – поездка в Закавказский край для сбора материала к картине о турецкой войне (1877-1878), заказанной императором Александром III. Он встретил взгляд Малаши и глазами делал ей знаки, которые заставляли девочку улыбаться.