Картина Матисса Музыка
Всегда стремившийся к лаконичности решения, Матисс, работая над панно «Музыка», отказался от первоначального варианта с более подвижными фигурами изображением собаки, лежащей на холме и растущих в траве цветов и частично переписал картину, придав ей нынешний, обобщающий смысл. 191020 декабря 1910 года картины Анри Матисса «Танец» и «Музыка» прибыли в Москву и были повешены на лестнице дома С. И. Щукина. В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью».
Юноши Матисса отдаются музыке с самозабвением творческого акта, так что тему картины и всего ансамбля можно сформулировать как взаимоотношения человека с жизнью посредством искусства. 1928картина Анри Матисса «Музыка» в результате закрытия ГМНЗИ поступает в коллекцию Государственного Эрмитажа. «музыка» (фр. La Musique)— картина французского художника Анри Матисса, написанная им в 1910 году по заказу коллекционера живописи С. И. Щукина.
Музыка (картина Матисса) — Википедия
Свой медовый месяц молодожены провели в Лондоне, где Матисс увлекся творчеством великого мастера цвета Тернера. У Анри и Амели один за другим родились два сына. До Матисса многие художники не раз обращались к теме хоровода. Два пола антагонистичны и ищут соединения.
Стайны подружились с художником. Он явно сделан по первой версии «Танца» и вслед за ней. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане.
Он прожил еще 13 лет. Существуют лишь предположения искусствоведов. Сергею Щукину понадобилось много смелости, чтобы привезти и повесить в своем доме «каннибалистические» ню. Композиция II" представляла изображение купающихся девушек.
Описание картины «Музыка» Анри Матисса
Русский уже сейчас заплатил за картину «Игра в шары». Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Фона в привычном понимании в этой работе нет. Дата создания: 1914 Во время визита в Марокко Матисс заметил, что местные жители после употребления некоторых одурманивающих наркотических средств проводят время в молчаливом созерцании золотых рыбок. Яркое солнце, сладкие финики, пестрые ткани и расписная керамика — эта настоящая восточная сказка навсегда пленила сердце художника, оказав огромное влияние на его творчество. А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). Между крайней слева фигурой и танцующей справа от нее есть разрыв: женщина на первом плане пытается снова замкнуть круг, взяться за протянутую руку, а партнер, вытягивая руку, поворачивается и замедляет движение, вовлекая её на задний план. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке.
Две фигуры у правого края были изображены в сложных поворотах с головами, поставленными почти в профиль. Позы фигур верхнего ряда (двух женщин посередине и той, что справа) стали гораздо динамичнее, причем главное значение имело изменение позы женщины вверху слева: движение ее делается столь неистовым и экзотическим, что под её ногой прогибается земля. Если присмотреться к картине, в нескольких местах проступают контуры записанных деталей. Как график, работая пером, карандашом, углём, в технике офорта, линогравюры и литографии, Матисс оперировал главным образом линией, тонкой иногда прерывистой иногда долгой и круглящейся, прорезающей чистый белый или чёрный фон (серия Темы и вариации, уголь, перо, 1941 и др. ). Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи.
Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. У Матисса они уже готовы. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Танец-хоровод оказался довольно избитым мотивом у непосредственных предшественников Матисса – символистов (среди них в первую очередь стоит назвать Анри Мартена с его картиной «Serenite», перешедшей в Люксембургский музей и показывавшейся на Всемирной выставке 1900 в Париже, а также других живописцев Салона Розы и Креста), художников стиля модерн и все тех, кто стоял между ними. Тема панно «Музыка» была близка и Щукину, при обсуждении заказа писавшему, что у него дома часто исполняют классические произведения, а в зимнее время регулярно даются концерты.
Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Например, огромный натюрморт, над которым Матисс уже вовсю работает и который получится изумительным. Холст, масло. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет.
Она дала ему возможность соединить рисунок и цвет в единое целое. Заказы поступали со всех уголков света и вскоре ему понадобилась помощь. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться».
То, что работа над щукинским «Танцем» шла стремительно и сразу на холсте, находит косвенное подтверждение в том, что сохранился лишь один подготовительный этюд к нему (ранее- собр. Я очень Вам благодарен и надеюсь вскоре получить эскиз второго панно. Там начался его отход от техники дивизио-низма.
В связи с этим Щукин отказался от них, но уже вскоре, по прибытии в Москву изменил своё решение. В 30-40-х гг. Лаконизм и четкость выражения и демонстративную обнаженность приемов (что станет в дальнейшем характерным в искусстве XX в. ) можно видеть и в двух знаменитых панно Матисса – «Танец» и «Музыка».
Я был очень рад Вашему ответу: примите окончательный заказ на панно Танец" за 15000 фр. Каждая из фигур (в особенности персонажи справа) подверглись кардинальной переписке. В интервью 1909 года он пояснил, что, по его замыслу, человеку, входящему в дом с улицы, нужно «сообщить чувство облегчения», вот таким образом для первого этажа художник выбрал сюжет с танцем. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. Так продолжалось до 1945 года, пока Франция не признала джаз самостоятельным искусством. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Так появились на свет две самых известных работы Матисса — «Танец» (La Danse) и «Музыка» (La Musique).
Эмоциональное воздействие живописи Матисса достигается прежде всего изысканной нарядностью чистой цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, полной композиционной и декоративной соподчинённостью всех компонентов картины, нередко превращающей её в своего рода арабеск (Красные рыбы, 1911, ГМИИ). В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка. Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году.
Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. Анри Матисс Танец и Музыка (1910)Находятся в ЭрмитажеЗаказ на эти два больших панно высотой 2, 6 метра был получен Матиссом в 1908 году от российского коллекционера и промышленника Сергея Ивановича Щукина для украшения парадной лестницы в московском особняке на Знаменке. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. В одном из программных и лучших своих произведений – «Красной комнате», где связаны воедино основные объекты изображения, привлекавшие художника – натюрморт интерьер, человек, – мы находим воплощение принципов, типичных для Матисса. Важное значение в работах Матисса имеют также линии, являющиеся границами цвета и составляющие «арабески», то есть часть орнаментального узора, звено ритмического построения картины.
«Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Вот таким образом она столь же статична, сколь динамичен «Танец». Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны.
Напишите отзыв о статье Музыка (картина Матисса)
Стоит отметить, что тема танца поднималась в искусстве не единожды. Знакомство Матисса и Пикассо произошло в салоне Стайн на Рю де Флёр в Париже. В срочной телеграмме, отправленной Матиссу, он сообщил, что окончательно согласен приобрести работы, а затем подтвердил свои намерения письмом «Сударь, — писал коллекционер, — в дороге (два дня и две ночи) я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости.
Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Эта дружба в его судьбе значила многое. В 1905-07 лидер фовизма. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться»4.
Выше: что вы искали. Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Среди его находок отметим искусно подобранные контрастные оттенки пурпурного и зеленого цвета. Матисс получил от него крупные заказы.
Отрывок, характеризующий Музыка (картина Матисса)
Скандал, вызванный появлением дерзких полотен на Осеннем сезоне, был только на руку «дикарям». Зачем. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Композицию «Танца» художник позаимствовал у своей ранней работы «Радость жизни» (1905-1906, Фонд Барнса, Мерион, США), на дальнем плане которой можно обнаружить группу танцующих.
Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Таким образом, Матисс сумел усилить выразительность палитры за счёт яркости всего лишь трёх цветов— «небесной лазури, розовой свежести тел и зелени холма»6. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства.
В срочной телеграмме, отправленной Матиссу, он сообщил, что окончательно согласен приобрести работы, а затем подтвердил свои намерения письмом «Сударь, — писал коллекционер, — в дороге (два дня и две ночи) я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. Общее направление переработки определялось не только стремлением к большему лаконизму, но и желанием добиться предельной полярности по отношению к «Танцу». Все остальное здесь придумал сам Матисс. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Жана Матисса). Точно так же как в некоторых произведениях, предшествовавших «щукинскому» ансамблю, художник переносит действие в первобытную эпоху, создавая определенную образную структуру, которая зиждется на перво-символах.
В свою очередь в «Радости жизни» отразилась, по-видимому, впечатления Матисса от большой картины А. Дерена «Композиция (Золотой век)» с танцующими обнаженными женщинами в центре. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. В начале 1909, когда Матисс работал над первой версией Танца" (Музей современного искусства, Нью-Йорк), Сергей Щукин, несомненно, видевший его, заказал для лестницы своего особняка в Москве другое панно такого же размера, в сравнении с прежним ставшее зна-чительноболеединамичным. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Наивно было бы объяснить «Танец», как это иногда делалось, впечатлениями художника от фарандолы в Мулен де ла Галлет или от сарданы в Коллиуре: Матиссу такие танцы нравились и они могли создавать нужный для работы тонус, но, вероятно, тем их значение и ограничивалось.
В окончательном варианте индивидуальные черты снивелированы, многое упростилось. Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). Контакт не совсем достигнут и зрителю остается только самому мысленно закрыть разрыв. Пикассо был молод, с трудом говорил по-французски и жаждал славы. «Музыка» стала воплощением мужского начала, тогда как в «Танце» торжествовало женское. В настоящее время существует в двух версиях.
Помимо него имеется еще два рисунка этой композиции — карандашный (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и углем (Музей Гренобля). Я полностью Вам доверяю и уверен, что Музыка" будет столь же успешна, как и Танец"». Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Разумеется, это иллюзия.
Музыка (картина Матисса) Информацию О
Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. Он доверил Матиссу оформить свой дом в том стиле, какой художник считает нужным и правильным. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном).
Таким образом, Матисс сумел усилить выразительность палитры за счёт яркости всего лишь трёх цветов— «небесной лазури, розовой свежести тел и зелени холма». Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. Навеянный восприятием народных танцев мотив хоровода (он бытовал в искусстве Франции еще в эпоху Ренессанса в изображениях на лиможских эмалях) у Матисса выражает ритм и экспрессию XX века.
«Танец»: почему картина Анри Матисса доводила публику до белого каления
Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Весь ансамбль (по задумке художника он состоял из трех работ) и каждое панно в отдельности должны были бы развивать мотив «Радости жизни». В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков.
Визит Матисса был недолгим — всего пару недель. Теперь Матисс наконец-то мог вздохнуть полной грудью, ведь ему было на что жить. 1901 год можно назвать годом становления художника. Ясно, что в момент заказа панно Матисс и Щукин обсуждали все три сюжета. Последняя работа Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) Капеллы чёток в Вансе близ Ниццы (1948-53).
Отношения между патроном и художником были очень доверительными, полными взаимопонимания. Подзаголовок картины – «Десерт. На том же зеленом холме, что и женщины «Танца», у Анри Матисса обитают (а может быть, восходят туда ради священного ритуала) обнаженные юноши «Музыки». Художник был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. Вместе – в великом диалектическом противостоянии – они говорят неизмеримо больше. Полная женщина в правой верхней части композиции исчезла, уступив место юноше-певцу.
- Картины Матисса их названия и описание
- Словари и энциклопедии на Академике
- Сравним Матисса с самим Матиссом
- Анри Матисс: из биографии (1869-1954)
- Творческая лаборатория живописца
Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Одни посетители, к их числу можно отнести и молодое поколение художников, таких как Казимир Малевич, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Владимир Татлин, были потрясены и увлечены увиденным. Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса.
Щукин предоставил Матиссу возможность самовыражения. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». А. Матисс «Музыка» (1910). В конечном счете «Музыка» сделалась настолько же статичной, насколько динамичным запечатлелся «Танец».
- Какие произведения Матисса находятся в России
- Картина Очертания Нотр-Дам ночью Анри Матисса 1902 года
- Картина Роскошь, спокойствие и наслаждение Анри Матисса 1904-1905 года
- Картина Маргаритка Анри Матисса 1906 года
- Картина Обнаженная в лесу Анри Матисса 1906 года
- Картина Молодой моряк Анри Матисса 1906 года
У них не менее великанский рост и тот же цвет кожи. В зале музея они помещены друг против друга, так как задуманы и воспринимаются как парные. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Яркое жизнеутверждающее творчество Матисса занимает важное место в гуманистической культуре XX в. В музеях Москвы и Ленинграда – одно из лучших в мире собраний его произведений. Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования.
Характерно, что в картине, где, казалось бы, все преображено по воле художника, быть может, наиболее странные (с позиций соответствия натуре) белые деревья – мотив, реально увиденный художником по пути в мастерскую, когда он обнаружил сад неожиданно белым от ночного мороза. Нефф указывает на картон Гойи для шпалеры «Жмурки» (1791). Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Другие же, как говорит куратор выставки Анн Балдассари, «приходили посмеяться над Щукиным».
Он беспрерывно говорит о цвете и захотел получить ее повторение, от чего Матисс, однако, отказывается. Первоначально он написал картину в зеленых тонах, затем переписал в сине-голубых и лишь позже пришел к наиболее выразительному варианту, создав «гармонию в красном». Но теперь Матисс не мог поступить подобным образом: «Музыка» должна была дополнять «Танец» и одновременно противостоять ему. В произведениях 20-х гг. В 40-х гг. Серию работ должны была дополнить третья картина Купание или медитация, но она так и осталась в набросках. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену.
- Картина Голубая обнаженная Анри Матисса 1907 года
- Картина Танец Анри Матисса 1910 года
- Картина Музыка Анри Матисса 1910 года
- Картина Купальщицы у реки Анри Матисса 1909 года
Были устранены отдельные детали: цветы, растущие на склоне холма, собака в ногах скрипача. От эскиза 1907 года в «Музыке» осталась лишь одна фигура – это фигура скрипача в левой части полотна, но здесь еще присутствовало движение, хотя и уже была статичная фигура слушающего. Эта картина датируется разными исследователями от 1903 до 1905 годом, но она, во всяком случае, предшествовала «Радости жизни».
Матисс прислал эскизы с несколькими вариантами работы. Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1892) у А. В. Бугро и Школе изящных искусств (с 1893) у Г. Моро.
- Картина Марокканцы Анри Матисса 1915 года
- Анри Эмиль Бенуа Матисс, французский художник
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
В своем собрании Щукин видел и просветительскую роль. Матисс сочетал поиски свободной декоративности с аналитически чётким построением композиции (фреска в Институте Барнеса Танец, 1931-33, Мерион, штат Филадельфия, США) и тонко нюансированным цветовым строем. использовал лаконичный гибкий рисунок, чётко ритмизованную композицию, контрастное сочетание цветов, то ярких и локальных (панно Танец и Музыка – оба 1910, ГЭ), то богатых оттенками основного тона (Мастерская художника, 1911, ГМИИ).
Несмотря на известность, что Матисс приобрел, «прогремев» на Осеннем салоне 1905 года, его финансовое положение оставалось стесненным. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Фон в «Музыке», предельно упрощённый художником играет второстепенную роль. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк.
Она же стала сиделкой для его супруги во время ее болезни. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Над композицией «Музыки» Матисс работал упорно, уже в процессе меняя положение фигур. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет.
В той первой «Музыке», от которой в эрмитажном панно осталась только фигура скрипача, еще сосуществовали покой слушания и движение танца. Уже сокращая общее количество фигур в хороводе с 6 (столько их было в «Радости жизни») до 5, Матисс придавал сцене символическое звучание, закономерно повторив потом такое же количество фигур в «Музыке» (о которой речь пойдет позднее). Картина была заказана в 1909 за 15000 франков. Её можно найти у Кранаха в картине «Золотой век» и у других мастеров XVI столетия. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Композиционно картина восходит к Радости жизни" (1905-1906, Фонд Барнса, Мерион, где на дальнем плане кружится хоровод.
Жил Матисс в это время трудно. Первым пунктом назначения стал Алжир.
В общей сложности к «Танцу» и «Музыке» Анри Матисс шел пять лет. Со второй половины 1900-х гг. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902). Холст, масло. Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. Замысел Танца", как и тесно связанной с ним Музыки" (ГЭ), кристаллизовался в течение целого пятилетия. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе.
«Прародительницей» «Музыки», так же как и «Танца», послужила «Радость жизни» (1905 – 1906, Фонд Барнса, Филадельфия), а кроме того, одноименная ранняя картина (1907, Музей современного искусства, Нью-Йорк), которую хорошо знал Щукин: она находилась в парижской квартире Лео и Гертруды Стайн, где бывал московский коллекционер. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». В планы Матисса входило и написание третьего полотна, «Купание» (или «Медитация»), на котором были бы изображены отдыхающие, однако дом Щукина был двухэтажным и его заказ предполагал создание только двух композиций, вследствие чего «Купание» сохранилось лишь в набросках автора. Холм в «Музыке» при всех переделках композиции долгое время оставался покрытым цветами и двугорбым, так что флейтист помещался в небольшой ложбине, в которой сидел, как в седле. Матисс своим смелым решением отбросить лишнее принес своей картине небывалую славу. Ковёр на этой картине – реальный.
Анри Матиссу (Henri Matisse) удалось приобрести известность и немного поправить финансовое положение, что дало ему возможность продолжить занятия живописью. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». – "Танец" написан мной всего тремя красками. Матисс Анри Эмиль Бенуа (Matisse) (31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция — 3 ноября 1954, Ницца, Франция), французский художник, график и скульптор, лидер течения фовистов. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Матисс сознательно выписал их силуэты упругими, гибкими линиями, чтобы придать полотну музыкальный ритм. О какой-либо трактовке этой картины сам художник не упоминал.
С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Гармония в красном» – не менее точен, чем ее основное название.
Панно Музыка" должно указывать в какой-то мере на характер дома. Художник сделал несколько эскизов. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Взятые по отдельности «Танец» и «Музыка» не выявляют до конца замысел художника.
Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Спустя несколько лет группа распалась, но Матиссу, творчество которого к тому времени уже достигло своей зрелости, удалось обрести собственный стиль. В ней он преподавал в 1908-1911 гг. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну.
Первый — это набросок Танца". На втором этаже, полагал он, был более сообразен сюжет с музицирующими и слушающими. Именно в этой технике выполнены иллюстрации к книге «Джаз» (Le Jazz), которую Матисс не только оформил, но и написал. 260 х 389 см.
(рельеф Обнажённая женская фигура со спины, бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). Эта связь строится не только на аналогии (пять красных фигур на фоне зеленого и синего пейзажа, плоскостность композиции, обобщенность), но и на контрасте (динамика и статика, связь и разобщенность фигур, противоположное соотношение синего и зеленого цветов). Фигуры разъединены с не меньшей непреложностью, чем соединены они в «Танце».
И он отправился путешествовать. Так исчезла женщина в правой верхней части композиции, уступив место юноше-певцу. Речь шла о двух акварельных эскизах: «Композиция I» – набросок «Танца» (ГМИИ) помимо него имеются еще два рисунка – карандашный (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и углем (Музей Гренобля) и «Композиция II» (ГМИИ) – набросок картины, которая первоначально должна была представить совсем отличный от «Музыки» пандан к «Танцу» (эта идея позднее была реализована в «Девушках у реки» (Художественный институт, Чикаго). В 1907 году Матисс выполнил деревянный рельеф «Танец» (музей Матисса, Ницца) с тремя экстатически пляшущими нимфами. Речьидетодвухак-варельных эскизах Композиция I" и Композиция II" (ГМИИ). Но такова уже логика и сила убедительности искусства Матисса. Окончательное состояние «Музыки» выражает чудесную оцепенелость персонажей, захваченных магией звуков.
Всере-дине марта он написал Матиссу о получении его писем с эскизами больших картин". Так появились парные панно «Танец» и «Музыка». Им присущи изящество и гибкость линейного ритма, колористическое многообразие, мягкость письма (серия Одалиски).
Однако Щукину подобный сюжет не подходил. Такой, какой был у Матисса в его доме. Так же было и в «прародительнице» щукинского ансамбля – в «Радости жизни».
Другое название этой работы – «Десерт». Еще в середине марта 1909 года С. И. Щукин известил Матисса о получении его писем «с эскизами больших картин». Он знакомился с художниками разных стран.
По его замыслу, человек, входящий в дом с улицы, должен был проникнуться «чувством облегчения», вот таким образом для первого этажа Матисс выбрал сюжет с танцем. Анри Матисс. «Танец» написан с помощью всего лишь трех цветов – красного, зеленого и синего. И хотя эта работа прекрасна, Матисс ею недоволен и не думает ее отдавать». Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера.
Все люди на картине находятся в неподвижности. Он осознанно лишал героев индивидуальности, наделяя их почти идентичными чертами лица и телосложением, чтобы изображённое воспринималось зрителем как единое целое. Для второго этажа художник придумал сюжет с музицирующими и слушающими. жизненные непосредственные мотивы получают утончённо-художественную интерпретацию.
Тема панно «Музыка» была близка и Щукину, при обсуждении заказа писавшему, что у него дома часто исполняют классические произведения, а в зимнее время регулярно даются концерты2. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме.
В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Сначала Анри начал копировать цветные открытки, это его так увлекло, что он решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур, где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1892 г. он приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. На выставке мусульманского искусства в Мюнхене в 1903 г. Матисс впервые познакомился с этим видом живописи, которая произвела на него сильное впечатление и дала направление дальнейшего развития его таланта. За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец.
Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. Вместо него он хотел панно, символизирующее власть музыки. Фон в «Музыке», предельно упрощённый художником играет второстепенную роль7. Работа над произведением велась очень быстро.
У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Незадолго до отправки в Россию оба панно были выставлены на парижском «Осеннем салоне» 1910 года, вызвав грандиозный скандал эпатирующей обнажённостью персонажей и неожиданностью трактовки образов. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Испытал влияние импрессионизма и неоимпрессионизма, П. Гогена искусства арабского Востока.
Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. В качестве одного из возможных источников, с которыми Матисс мог быть знаком, Дж. вы можете запросить все в системе с коробкой. В частности, его палитра сильно светлеет, появляется своеобразная техника импрессионистского мазка. Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. В этом рисунке художник наметил ключ перемен по сравнению с первым вариантом. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. В моем доме много музицируют., .
Матисс часто прибегал к технике аппликации из цветной бумаги (серия Джаз, 1944-47). Щукинский особняк имеет лишь два этажа и московский коллекционер, заказав «Танец», о котором уже имел представление, оказался перед проблемой выбора второго панно. Исчезают стул и обои.
То, что положение сидящих персонажей было иным, можно почувствовать и сейчас, спустя столетие после создания панно. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х гг., но особенно часто в 20-30-х гг. Углы комнаты даёт другим цветом. Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина.
Нам никогда не узнать, что исполняют два музыканта, скрипач, флейтист и три певца. Работа над панно, его переработка, как это видно по фотографиям двух первых состояний «Музыки», велась таким образом, чтобы исключить всякое движение и совершенно изолировать друг от друга фигуры. Тогда он придумал особую технику декупажа (papier decoup) — составление ярких сюжетов из обрезков предварительно выкрашенной гуашью бумаги. Так и случилось. Русский прямо обезумел от вашей картины. В 1898 году художник женился на Амели Перейр.
Незадолго до отправки в Россию оба панно были выставлены на парижском «Осеннем салоне» 1910 года, вызвав грандиозный скандал эпатирующей обнажённостью персонажей и неожиданностью трактовки образов3. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. По всей вероятности, ещё в Париже, при встрече с Щукиным в марте, Матисс подарил ему акварельный эскиз «Танца», названный художником «Композиция 1» (ГМИИ).
.