Картина П А Федотова Прогулка
Прогулка (Автопортрет с отцом и сестрой)
с предметного описания акцент переносится на субъективную оценку события. Федотов родился на окраине Москвы 22 июня (4 июля) 1815 года в. вместе с отцом и сестрой («Прогулка», 1837, Третьяковская галерея). Если в первом варианте восторженное любование подробностями внушает иллюзию, будто художник видит сцену глазами лукавых «продавцов» и «покупателя» купеческого добра, то во втором варианте нам предлагается воспринимать окружающее глазами невесты – глазами человека, оказавшегося жертвой драматической коллизии. Здесь – переполох, вызванный вестью о прибытии майора. Но применительно к Федотову это дело безнадежное: картины «Сватовство. Круговерть, карусель, калейдоскоп жизни, столкновение быстропроходящих пустых интересов, мелких конфликтов, представляющих собою рябь на поверхности жизни, – «суета сует и ловля ветра», который просвистывает, не затрагивая жизненной глубины. Другой авторитет, к которому здесь апеллирует Федотов, – это Брюллов.
Выигравшие со своими тяжелыми головами, затекшими поясницами и ноющими суставами оказались в одном мире, а проигравший с охватившим его чувством полной безысходности – в другом, по ту сторону невидимой преграды, вставшей между ними. Эту весть приносит сваха, переступающая порог залы. Но эволюция столь стремительная – явление уникальное. Это нанизывание эпизодов в обычно развернутом, как сценическая панорама, поле действия имеет тенденцию к бесконечному расширению, так что каждая сепия, будь то Кончина Фидельки, Офицерская передняя или Первое утро обманутого молодого (все – 1844), стремится к бесконечному разрастанию. Имея в виду постоянное скитальчество в чуждом многолюдстве, какого требовало от него ремесло и мастерство бытописателя, Федотов называл себя «одиноким зевакою». Откровенно эстетское любование повторами выгнутых линий (абрис стула, край скатерти, дека гитары и изгиб протянутой руки, силуэт склоненных фигур хозяина и денщика) выдает желание сделать видимое приятным, благозвучным. Вот таким образом, кстати, бессмысленная смесь «французского с нижегородским», фраза ничейного наречия, «Часов однообразный бой – / Томительная ночи повесть.
Описание работы «Прогулка (Автопортрет с отцом и сестрой)»
Отсюда ведет свое происхождение вариант «с зеленой комнатой» (ГТГ). Он находится, так сказать, в орбите дыхания, будучи согрет человеческим теплом. Вещи здесь представляют не свое бытовое назначение, а образ «красивой жизни», это назначение дискредитирует: на стул нельзя присесть – на нем демонстрируются афиши модных ресторанов кусочки резаной бумаги на ковре рядом с корзиной показывают именно то, что такая корзина в виде узкогорлого сосуда не приспособлена для того, для чего она, собственно, поставлена. Многие из ранних рисунков Федотова можно назвать «пластическими этюдами».
Именно таков жанр Венецианова. Чинам в беде – грозит солдатство. Павел Федотов.
Флуга (1848. ). Политика конфиденциальности Описание Википедии Отказ от. В написанной ранее картине Офицер и денщик (1850) – тот же состав «действующих лиц» похожая обстановка – топчан, стол, свеча, гитара та же «колористическая интрига» – интерьер в рефлексах красной скатерти, освещаемой свечой. Федотов отказывается от карикатурного решения, как более простого. В противовес этому можно напомнить довольно известное высказывание Матисса: «Художниками становятся не перед натурой, а перед прекрасной картиной».
По репродукции картины п а федотова прогулка (1837) определите, кто на ней изображен, во что одет
Его называли «русским Хогартом» и «Гоголем в красках». И в этой антитезе заключен основополагающий для формирования федотовской изобразительной стилистики момент. «Европа-Россия-Европа» это такая прогулка по 30 музейным галереям мира. Вот Солнце захотело прохладиться немного – захотело воды хлебнуть.
Важность этих картин в истории развития русской живописи уже осознана. Но у художника, сделавшего своим профессиональным занятием пересыпание этого «сора», кажется неожиданной такая сентенция, присутствующая в его записных книжках: «Наблюдать, углубляться, подмечать законы высшей премудрости есть наслаждение для души». Завязалась дискуссия, поскольку многие были против такой теории, считая, что подобные нравственные сентенции способен высказать любой, тогда как сила искусства – в поучении через «зрелище изящного». начинающего художника особенно примечательны акварель «Прогулка» (своего. Одаренный разными талантами, он сочинял стихи, поэмы и басни, писал романсы, пел играл на флейте и гитаре.
Картина федотова прогулка описание
В картине Не в пору гость это выражается в том, что комизм происшествия, в отличие от прежних произведений, сведен к анекдоту, «свернут в точку», уясняется с первого взгляда. Сиделец полез на полку что-то достать. Автор: Кузнецов Эраст, ИЛЛЮСТРАЦИИ – Павел Федотов, Жанр.
Картины Федотова – не только произведение искусства, но и прекрасный. В 1837 году в «Живописном обозрении» была опубликована гравюра Хогарта «Бедный поэт», возможно, повлиявшая в дальнейшем на сюжет сепии «Бедный художник, женившийся без приданого в расчете на свой талант» (1844, ГТГ). Василий Владимирович Пукирев. Федотов выстроил мизансцену на манер ситуации «зритель перед парадным портретом».
На марке изображена репродукция картины «На прогулке» (1837, Государственная Третьяковская Галерея, Москва). Но само слово имеет назывную или описательно-изобразительную часть.
На плоту дожидались Лермантова (он идет в караул). или немного погодя. Перемена, равносильная перемещению в другое измерение имеет катастрофический характер.
Фигуры, обозначающие ситуацию, «затеряны» на периферии изображения. В 1847 году исполнил картину «Разборчивая невеста» и рисунки для. Между тем фантасмагория, состоящая в том, что персонажи «Игроков» выглядят как вылезшие из картинных рам и несколько утратившие человеческий облик ночные призраки, усиливается общей атмосферой музейного зала: тени, отбрасываемые посетителями выставки на стены, до жути напоминают силуэты, написанные и нарисованные Федотовым (художник рисовал персонажей «Игроков» с манекенов). Наконец, я должен взять карету, так как на ваньке меня и к подъезду не пустят».
Во всех случаях событие, которому посвящено изображение, мыслится как некоторое сотрясение, посылающее «ударную волну» во все стороны и раздвигающее пределы пространства. Еще один парадокс – зыбкая призрачность картины, возникающей «в неверном свете» свечи, сочетается с отчетливой выверенностью композиционной геометрики. Ее пропорции задают формат и ритмический строй картины, пропорции составляющих интерьер вещей (вертикально вытянутый формат портрета, прислоненного к стене, пропорции стула, комода, свечи, пирамиды подушек). И как будто после этого напутствия он взялся за сочинение живописных произведений. Политика конфиденциальности Описание Википедии Отказ от.
Федотов Павел. В 1837 году «оклад» Федотова составлял 350 рублей серебром (около 1250 рублей ассигнациями). В его повестях рассказчик то отождествляется с героями (например, начало Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем или Невского проспекта), то маска сбрасывается и мы слышим под занавес голос автора: «Скучно на этом свете, господа. » или «Не верьте Невскому проспекту». То есть, не верьте обманчивой видимости, блестящей оболочке жизни.
1918 г. 169, 6 x 163, 4 см. Такая метаморфоза в отношении к жизненным коллизиям и зрелищам давно известна. Где же у Федотова эта высшая премудрость.
Федотовский портретный мир – это мир «идеальный», где царит домашняя атмосфера дружеской симпатии и участливого внимания. Так, акварель Передняя частного пристава накануне большого праздника (1837) – собрание этюдов на тему, как люди держат и несут ношу, когда она является одновременно и физическим грузом и моральным неудобством, которое тоже надо как-то «вынести», поскольку в данном случае сия ноша – еще и подношение, взятка.
Его фигура в дверной раме здесь – это то же самое, что его фигура в раме зеркала там, за порогом. Это мир сугубо «интерьерных» чувств, где идеализируется дружеское внимание и участие, тот умиротворяющий покой, который заключают дом, уют, тепло привычных, обжитых вещей. в Москве в отпуске, Федотов исполнил акварель Прогулка, где изобразил. По мнению психиатра Александра Шувалова, проанализировавшего клинический случай болезни Федотова уже в 1990-х годах, увеличительное стекло в данном случае «могло являться символом как повышенного внимания со стороны окружающих (идеи отношения, бред значения), так и признаком идей самоуничижения и самоумаления». Автор: Кузнецов Эраст, ИЛЛЮСТРАЦИИ – Павел Федотов, Жанр. Обитатели этого идеального царства в буквальном смысле образы, то есть образа иконки или же домашние божки, пенаты, то, чему поклоняются.
Описание картины Павла Федотова «Прогулка»
Ниже, на полотнище знамени, цитата из сочиненной некогда Федотовым для полка песни «То ли дело егеря», а над ней надпись «Радъ стараться» и далее неразборчиво «усрать (. ). ». Этот пафос, это воспарение, где в его искусстве мы можем это обнаружить и понять.
Горькая мысль из уст его сладка кажется, сладкая ж – восхитительна. Картина П. А. Федотова Сватовство майора и пьесы А. Н. Островского. Все трое изображены в полный рост на неспешной прогулке на одной из улочек в Москве. Отсутствуют замедляющие внимание ритмические членения, образованные в первом варианте предметами исчезнувшими при повторении.
- Федотов Павел АндреевичАкварели и рисунки
Апофеозом этой метафорической поэтики стала картина Игроки (1851-1852). С точки зрения этой логики бытовая равнина изображению которой посвящена жанровая живопись имеет две отдельные территории или области. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.
«Прогулка» была написана в Москве, когда Федотов получил отпуск, впервые за три года службы. Федотова», а также знаменитую в будущем «Прогулку», где. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). Уютный уголок, самовар, чай, сахарница, витая булочка на столе – скудный, но все же десерт, добродушная улыбка на лице хозяина (кстати, физиономический нюанс, только в этом произведении промелькнувший у Федотова). Однако федотовские портреты полностью, по всем статьям противостоят федотовскому жанру.
Он не просто прикручинился и «головушку повесил» – это грустная задумчивость человека искавшего «наслаждение для души» в том, чтобы «подмечать законы высшей премудрости» и постигшего один из них, завещанный Экклезиастом : «Во многой мудрости много печали и тот, кто множит познания, множит скорбь». Разборчивая невеста Подробнее. Уже в первой акварели нравственно-критического рода – «Передняя частного пристава накануне большого праздника» (1837, ГТГ) Федотов обращается к сюжету, обыгранному не только в «Ревизоре» Гоголя, но и в целом ряде других литературных сочинений эпохи. Наконец идентичная тема – досужее времяпрепровождение в игре с домашним зверем (только здесь не собака, а стоящий на задних лапках котенок). Но в данном случае Федотов использует тему «жизнь напоказ» не столько в интересах «критики нравов», сколько «в интересах живописи»: ведь все показное, что характеризует нравы героя картины – ковер, кресло, безделушки на столе, вся обстановка этой комнаты обладает эстетическими достоинствами.
Его стихия – одиночество и молчание. Эта ситуация сформулирована в названии картины, где русское «еще» обрамлено французским «анкор», означающим то же самое «еще». Василий Владимирович Пукирев. У Федотова почти всегда присутствует конфликт, действие. Возможно, продлись жизнь автора «Сватовства майора», он оказался бы в ряду «великих печальников» земли русской, привносивших в отечественную культуру свое личное переживание судеб людей и глубокое осмысление характера народа в драматизме его бытия. Они уводят от сиюминутного.
Женская тема, тема брака были ему не безразличны. Портреты Федотова не только отрешены от устойчивых форм портретной репрезентации имевших целью прославить модель, показывая ее, как говорили в XVIII веке, «в наиприятнейшем свете», подчеркивая красоту или богатство или высокий сословный ранг. Павел Федотов, произведение, Игроки, творчества, характер, акварель. Самый распространенный порок, царящий в обществе, – ложь, принимающая разные формы: то вполне безобидные, как в случае с девицей, давшей слово двум молодым людям, оказавшимся друзьями («Неосторожная невеста», 1849-1851, ГРМ), то постыдные, как в сепии «Первое утро обманутого молодого» (1844, ГТГ), то устрашающие, как в позднем рисунке «Домашний вор (муж-вор)» (1851, ГТГ). Во-первых, потому, что портретные персонажи Федотова воплощают именно норму – ту, что некогда, ссылаясь на Шатобриана, сформулировал Пушкин: «Если бы я еще верил в счастье, я искал бы его в единообразии житейских привычек». Вся дальнейшая его творческая судьба связана с Петербургом.
В сущности, когда мы произносим, не особенно задумываясь, простенькую фразу «сценка из жизни», мы приобщаемся именно к этой метафоре, мы выражаем именно те аспекты отношения человека к действительности, которые свойственны художественному дистанцированию от жизни. Федотов многократно изображал себя в образах персонажей своих произведений. Они отсчитывают пустое, утекающее время. Федотов создает не сатирические листы, а забавные картинки, удовольствие от которых предполагается в бесконечном нанизывании мелких казусов и деталей: лист из увража с памятником Байрону, который вынимает из папки мальчишка в качестве образца для надгробного монумента почившей Фидельке (Следствие кончины Фиделъки) мальчишка, который забавляется привязыванием бумажного банта к хвосту собачки (Кончина Фидельки) крендельщик приписывает на дверном косяке очередную строку в длинном столбце, документирующем долг клиента Офицерская передняя) и т. п. Сюжеты листов опять-таки образуют связную серию, а именно – последовательность предельно высоких, священных «сущностей существования»: смерть, любовь, брак, слава.
Вещи и их цветовые качества перестают называть и обсказывать внешние обстоятельства действия, а превращаются в своего рода инструменты, на которых исполняется внутренняя «музыка души» или то, что принято называть настроением, состоянием. Эта небольшая акварель была написана художником в Москве во время одного из отпусков. Видя себя продолжателем традиции нравоописательного и сатирического жанра в лице У. Хогарта, Д. Уилки, французских рисовальщиков П. Гаварни, Ж. Гранвиля, Федотов решительно обращается к произведениям «нравственно-критического рода».
«Его реализм никогда не впадал в житейскую посредственность и облагораживался чистотой нравственных намерений, которые равносильны вкусу и истинно фламандским исполнением. » 2 – это замечание издателя Ф. И. Как писал И. С. Пробуждение таланта Павла Федотова пришлось на годы службы в лейб-гвардии Финляндском полку (1834-1844). В данном случае такой искусственной инсценировкой является «театр вещей» в интерьере комнаты. «После долгого труда ему удалось слить светло-лиловый фон с ярко-розовым цветом постели и тусклым мерцанием сальной свечи, при ярком дневном свете», – пишет Лебедев. Один из наиболее живучих социальных пороков – мздоимство, воровство.
Это – главный пункт, который отличает портреты Федотова от его жанровых композиций. Павел Андреевич Федотов (22 июня 1815, Москва 14 ноября 1852. Это двуликое, каверзное единство призрачного и действительного – одно из воплощений известной метафоры «жизнь есть сон». Иначе говоря, свеча – это не просто предмет среди предметов, это метафора. Это именно театр, граничащий с клоунадой.
Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Призрачному миру иллюзий, в котором живет аристократ, противопоставлена красота мира предметного. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации.
В стихотворении «Со вчерашнего дня ее нет для меня», рассуждая о том, что же пленило молодую девушку в нем, Федотов пишет, что «тема жизни» его «Из любви спрядена, Добротой заткана И трудом скреплена». Как человек ежится и приплясывает от холода и т. п. Его опыты в области батальной живописи – это акварели изображающие сцены военного быта (Бивуак лейб-гвардии Павловского полка и Бивуак лейб-гвардии Гренадерского полка, обе – 1842-1843). Под впечатлением семейной драмы – вдовства сестры, оставшейся почти без средств существования, он задумывает картину «Вдовушка». несмотря на долгую жизнь в Петербурге, Федотов осознавал свою «неуглаженность» светом. Важность этих картин в истории развития русской живописи уже осознана. сейчас, что ли. Жданович в траурном платье (1847) – это траур по смерти брата.
Перед нами воистину «театр абсурда»: нам настоятельно предлагается обратить особенное внимание на то, что на сцене жизни нет ничего, достойного внимания. Федотов-комедиограф, которому вроде бы полагается возвышаться над своими героями, видит себя «поставленным с ними на одну доску»: он играет в том же спектакле и, как театральный актер, может в житейском театре оказаться «в роли» любого персонажа своих картин. Федотов сделал черты лица чуть одутловатыми, лицо будто опухло от слез.
В первом варианте Сватовства Федотов словно маскируется под эту «высшую человеческую философию»: событие предстает в парадном обличье и художник, спрятанный за водевильной маской, расточает восторги по поводу праздничного блеска сцены. Прогулка. П. Федотов. Русский художник П. А.
Это подчеркнуто тем, как неправдоподобным образом «зависают» щипцы на ребре стола, как если бы был схвачен момент, когда крышка стола только что вдруг с грохотом опустилась. Нагромождённость композиции, разъяснение её посредством разных мелочей постепенно сменялись простотой и естественностью. «Вдовушек» на выставке три из четырех, созданных Федотовым (четвертая, самая лаконичная из Государственного Русского музея не приехала). В самом деле, это никакая не прогулка, а семейный. Ванновского (1849), давнему знакомому Федотова по Кадетскому корпусу и сослуживцу по Финляндскому полку – 27 лет.
В одном из лучших портретов, портрете П. С. Разборчивая невеста Подробнее. Почтовая марка СССР из выпуска «Русская живопись XIX в. П. А. Можно мыслить перестановку эпизодов их сокращение или добавление. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце.
Так же, как прежде в сепиях, Федотов изобразил пространство, открытое дверями с той и с другой стороны, так что мы видим, как весть о прибытии майора, как сквозняк, пересекает порог двери справа и, подхваченная всунувшейся в левую дверь приживалкой, отправляется дальше гулять по внутренним покоям купеческого дома. П. А. Пространство теснее обступает фигуру.
Его движение иллюзорно. Федотова», а также знаменитую в будущем «Прогулку», где. В классической ясности и гармонии пропорций, пластических линий и цветовых соотношений, в тонко прочувствованном равновесии бытового и образного, мимолетного и вечного – обаяние одного из шедевров федотовской живописи, портрета Наденьки Жданович за фортепьяно (1849, ГРМ). Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. Но главным образом изображены разные варианты скучливого безделья, когда нечем занять себя, кроме позирования художнику для его «праздных» упражнений. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях.
Для живописца, для его глаза эта «показуха» составляет увлекательный колористический ансамбль и позволяет ему продемонстрировать свое мастерство и любовь к предметной прелести уже безотносительно к той насмешке, которую может вызвать сама ситуация картины. Но не образцы искусства – будь то Хогарт или любимые «малые голландцы» – побуждали к творчеству, а сама повседневная суета и житейские страсти. На полу – хвосты от селедок, опрокинутые бутыли говорят о том, что в них не осталось ни капли, сломан стул, разорваны струны гитары и даже кошка на кресле словно стремится внести свою лепту в этот хаос, раздирая когтями обивку. Между тем основной массив наследия художника – не живопись, а графика. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье.
В результате картина получилась многоцветной и внешне перечислительной. Затененная часть интерьера оказывается, таким образом, зажатой «с фронта и с тыла» между двумя пустынными пространственными фрагментами и превращается в закуток, клетушку, нору – приют вековечной скуки.
В такой интерпретации военные бивуаки превращаются в разновидность темы «мастерская художника», где офицеры служат моделями для пластических этюдов. Ограничивая поле зрения, свеча интимизирует ощущение пространственной среды. Экзотический фразеологизм, нелепица заволакивает, словно дымовая завеса, пустое, однообразно повторяющееся, вращающееся на месте, уныло прозаическое «еще, еще, еще» – понукания обезумевшего от скуки обитателя избы, заставляющего несчастного пуделя бесконечно прыгать через протянутый чубук.
знает, какие из его сцен домашней жизни были увидены во время прогулок). Эта двуединая сущность федотовского изобразительного «сказа», наиболее полно проявившаяся в Сватовстве майора, метко определена в отзыве одного из его друзей: «Твоя сила, – заметил он, – не в поучении нравов или, если хочешь, в поучении, но только через зрелище изящного». Тогда как его художественные размышления мыслились как то, что «прилагается» к этой главной его страсти и привязанности. Последний показал её своему августейшему брату, результатом чего было высочайшее повеление: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб.
Прогулка. Толстая полубарыня пользуется этою минутою и вправляет что-то себе в огромный ридикюль. Творческие усилия Федотова были посвящены эстетическому освоению именно этого «хозяйства», открытого фламандскими и голландскими художниками XVII века. Первая его картина Свежий кавалер (1846) в сюжетном отношении – живописная версия сепии Утро чиновника, получившего накануне первый крестик (1844). Она содержится в знаменитой формуле и метафоре, принадлежащей к разряду «вечных метафор», – «весь мир театр».
При том скудном обеспечении, которое приносила Федотову его художественная деятельность, он запретил себе мечтать о семейных радостях. Хозяин же решительно утратил то, что позволяет отнестись к нему сколько-нибудь приязненно. Умение поместиться на подобной точке зрения есть высшая человеческая философия». Я завидую этой способности». Олицетворяющие эти «пороки» ситуации лежат на поверхности, да к тому же слишком расхоже известны, чтобы находить интерес в «открывании глаз» на такого рода элементарные вещи.
Известны случаи, когда начало и развязка творчества находятся в разительной противоположности (например, Гойя, а в русском искусстве – Валентин Серов или Александр Иванов). 1837. Рядом с ней картина «Анкор, еще анкор. » кажется созданной специально в подтверждение афоризма почитаемого Федотовым Брюллова, что «искусство начинается там, где начинается чуть-чуть» и во исполнение той истины, что в искусстве содержание творится формой, а не наоборот. «Вдовушка» – первая живописная работа, где Федотов целенаправленно уходит от прежде присущей его живописным полотнам остроумной описательности, от изображения события в сторону того, что принято называть настроением, состоянием.
То есть, он накрыт скатертью для того, чтобы быть накрытым для некоторого акта именуемого обед, чай и т. п. (например, в картине Офицер и денщик стол именно накрыт к чаю). Описание картины Павла Федотова «Прогулка». Но знаменательно, что имя Федотова светится золотыми буквами все же в Москве.
Главное, что присутствует в этом портрете и что в той или иной степени разлито во всех портретах Федотова, – это равнодушие моделей к внешним проявлениям чувств, к тому, как они выглядят «со стороны». Эту- то «накладку» и пытается закрыть хозяин от входящего гостя. Никак нельзя сказать, что Федотов старит лица. Этот шаг совершается в картине Вдовушка. Так, в рисунке Продажа страусового пера (1849-1851) девушка, рассматривая, держит в поднятой руке перо, контур которого совпадает с изгибом ее плеча, отчего само перо с первого взгляда неразличимо: вся сценка уподобляется изящно сыгранному пантомимическому этюду с воображаемым предметом.
Людская вздорность и мелочность – синонимы никудышности и внутренней пустоты, заставляющие человека «делать из мухи слона», подобно героине сепий «Кончина Фидельки» и «Следствие кончины Фидельки» (1844, обе – ГТГ). Авторское название картины Федотова – «Не в пору гость».
В силу этого она обладает способностью делать картину зримой реальности призрачной. Абсолютно то же провозглашает словосочетание анкор, еще анкор. Здесь впервые у Федотова появилось то, что в литературном произведении именуется «лирический герой», другое «я» художника исчезла дистанция между художником и изображаемым миром и, соответственно, полностью изменилась живописная стилистика. Популярная в то время брюлловская радужная цветопись откровенно отличает это новое произведение Федотова от монохромной живописи Свежего кавалера. У Хогарта речь о бессильном даровании, унижающем себя своим графоманством. Описание картины художника авангардиста Марка Шагала «Прогулка» Холст, масло.
В конце 1844 года Федотов, получив небольшой пенсион, вышел в отставку, чтобы целиком посвятить себя художественной деятельности. Если это «изобразительная словесность», то на долю изображения теперь остается выражение: такая изобразительность начинает изображать то, что в слове существует помимо его изобразительно-предметного значения, а именно – голос, музыку интонацию. Сюжет носит явно сочиненный характер. В этом отношении начало начал федотовского жанризма в сепиях первой половины 1840-х годов можно определить как «изобразительную словесность». Федотов вовсе не стремится уверить в том, что это «списано с натуры». / в ней, горемычной, год от года / сильней все требует законный долг природа.
Описание картин. Помощником Федотову в решении этой проблемы оказывается слово. Некогда, применительно к жанровой живописи XVII века, Пушкиным была брошена фраза «фламандской школы пестрый сор».
Детали, в сепии рассыпанные вширь, здесь сгруппированы в небольшом пространстве. Для обеспечения художественного процесса (натурщики, краски, холсты и т. п. ) пенсион оказался мизерным – известно, например, что после успеха Сватовства майора и получения звания академика Федотову пришлось обратиться в совет Академии с просьбой об увеличении пенсиона (эта просьба была удовлетворена). Прогулка. Рядом в стеклянных витринах в том же зале Инженерного корпуса экспонируются предметы «из полковой жизни» времен Федотова, позаимствованные из Государственного исторического музея и Музея Пушкина: тесаки, сабли, чубуки, ружья игральные карты.
Смерть – это скандал по поводу околевшей собачки любовь – это прельщение бедной девушки подарками прохожих ухажеров брак – это нищета и скандальные сцены в доме художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант и – в пару к предыдущему – Первое утро обманутого молодого (1844-1846), обнаружившего, что богатство и «красота» невесты были поддельны и взяты напрокат наконец, слава – это мелкое тщеславие получившего накануне первый крестик чиновника, в неопрятном виде красующегося в неопрятном интерьере перед своей неопрятной беременной кухаркой и сожительницей. В целом сценка срежиссирована и исполнена как бытовая юмореска. В качестве напоминания о главных живописных работах Федотова приведем цитату из воспоминаний Андрея Ивановича Сомова историка искусства, главного хранителя Эрмитажа (и отца знаменитого художника Константина Сомова), который, еще будучи студентом Санкт-Петербургского университета, в 1849 году посетил выставку в Академии художеств, на которой демонстрировались три первые живописные работы Федотова (за одну из них, «Сватовство майора», художник получил звание академика): «Публика бродила по выставке, довольно равнодушно останавливаясь лишь на минуту перед тем или другим произведением, пока не добиралась до предпоследней из зал, выходящих на третью линию Васильевского острова. Островского, начало творчества которого приходится на те же сороковые-пятидесятые годы. Биография русского художника Федотова Павла Андреевич известные картины, описание картин.
Федотовский жанр посвящен тому, что называется «жизненными обстоятельствами». Эти метафоры суть: «весь мир театр» и «жизнь есть сон». Например, портрет А. П. Вне атрибутов аллегорической поэтики Федотовым создана аллегория на тему «суета сует» – бессобытийная пьеса со всеобъемлющей, всемирной темой. Павел Федотов.
/ Язык для всех равно чужой / И внятный каждому, как совесть. » (Тютчев) – эта бессмыслица все же имеет смысл и он в том, что в пространствах русской, равно как и французской скуки «часов однообразный бой» раздается и время утекает одинаково. Так, в «Последствиях пирушки» («утро чиновника, получившего накануне первый крестик», 1846, ГТГ) зритель усмотрит вред от нерасчетливой жизни, от дурных сообщников, а «Сватовство майора» (1848, ГТГ) вызовет мысль об унизительном положении праздного человека ищущего поправки обстоятельств посредством нелепого брака. Очертаниями балок интерьер превращен в сценическую коробку, портал «сцены» параллелен фронту картинной плоскости.
Действительно, портреты написаны так, как если бы они создавались исключительно «для себя», наподобие фотографий для домашнего альбома. В чем и скрыт ключ изящного и благородного». «Объяснение картины Сватовство. Точность перспективных ракурсов (в позе привставшего с кресла хозяина и встрепенувшегося, повернутого в глубину пуделя), характеристика разнообразных фактурных качеств воспроизводимых вещей (сквозистого, ворсистого, мягкого, твердого, блестящего, матового и т. д. ) – мастерство решения этих задач сопоставимо с лучшими образцами мировой живописи. Описание картины, скачать.
Известный художник девятнадцатого века, родоначальник критического реализма, Павел Андреевич Федотов увлекался рисованием. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». В тексте к гравюре говорилось: «Сделайся землекопом, поденщиком и прежде всего спаси свое несчастное семейство от нищеты, а потом, спокойно отдыхая за черствым обедом, развивай свои поэтические помыслы» 8. И тогда мы должны будем увидеть, что федотовский художественный мир пребывает под знаком двух «онтологических метафор», которые испокон веков характеризуют эту высшую премудрость.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Это, в сущности, основная тема федотовских произведений. А это именно такого рода состояния, в которых забывается течение времени.
Молитесь только, чтобы попасть вам на честного продавца толкучего рынка» 14. Целое выстраивается как дискретное множество, серия таких «номеров», парад аттракционов. В варианте «с лиловыми обоями» (ГТГ) полностью иную сюжетную коллизию – отрешенное от всего внешнего, состояние погруженности во внутреннюю невидимую, неосязаемую «жизнь души» – Федотов пытался удержать в пределах прежней стилистики, предусматривающей описательный принцип изложения события в зримо осязаемых подробностях.
ассигнациями в месяц». Диагональными линиями потолочной балки вверху слева и скамейки внизу справа резко проявлены очертания «перспективной воронки», втягивающей взгляд в глубину к центру, где (единожды в федотовских интерьерах) помещено окно.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Ни одна вещь не оставлена в нормальном состоянии. с предметного описания акцент переносится на субъективную оценку события. Рассматривая таким образом портреты Федотова, мы с удивлением должны будем отметить, что в них отсутствует специфическая нота, свойственная молодости. В прекрасном портрете О. Демонкаль (1850-1852) модели не больше двенадцати лет, чему почти невозможно поверить. Вариант «с лиловыми обоями» ближе всего к ранним картинам Федотова с точки зрения описательных подробностей. В картине «Свежий кавалер» он открещивался не только от своего героя, но и немного от себя самого – насмешкой, брезгливым отчуждением.
Портретного происхождения внимательность к индивидуальноособенному у Федотова захватывала не только лицо, жест, но и повадку, осанку, «ужимку», манеру держаться. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Это своего рода колыхающаяся пустота. В этом ряду выделяется такое странное по замыслу произведение, как портрет Е. Г. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Эта небольшая акварель была написана художником в Москве во время одного из отпусков.
Отныне он должен был зарабатывать лишь своим искусством. Движение выявляется как порывистое, даже смятенное. В качестве примера подобной стилизации чужой точки зрения можно вспомнить Гоголя. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта.
Отслужив верой и правдой десять лет, Федотов выходит в отставку. Нам дано подсмотреть, что происходит «без свидетелей» – там, в прихожей и здесь, в гостиной. Каким образом и какие произведения мог видеть Крылов, мы не знаем. В картине «Анкор, еще анкор. » (1851-1852) временные границы растворяются мотивом действия – прыжками туда-сюда, словно маятник, мечущейся собаки.
Кухарке Федотов отдал известную долю своей симпатии. Государственный Русский музей. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Не хвастайтесь умением выбрать жену – нет, такого умения не существует. Изображено, стало быть, мгновение прощания с прежней жизнью. И в этой ситуации художник не обязан был следовать общепринятым канонам портретизма.
Так что картина оказалась как бы иллюстрацией к этому стихотворению. Но возникает впечатление, что этих людей коснулось некое раннее знание, которое лишило их наивной отзывчивости и открытости «всем впечатленьям бытия», то есть той крылатой одушевленности, которая является отличительным свойством молодости. П. А. И теперь, по прошествии сорока лет, я смотрю на эти рисунки с крайне тяжелым чувством. И это самое страшное свидетельство торжествующей бездуховности. Павел Андреевич Федотов (22 июня 1815, Москва 14 ноября 1852.
Прошла неделя и вы плачетесь своею покупкою. В этом произведении заострено едва ли не главное противоречие федотовской живописи. кажется, дома забыл кошелек» (Квартальный и извозчик), «Ах, папочка. Не вещи, а «душа вещей», не то, как они блестят, отсвечивают, а то, как они светятся внутренним светом в сумрачной мгле. По благородству сочинения, блеску исполнительского мастерства Завтрак превосходит все прежние живописные произведения Федотова – ни одно из них не являло столь изысканного цветового ансамбля, такого фактурного многообразия, столь повышенной чувствительности к сложным и редким колористическим гармониям (сочетание синего с зеленым, например).
Но безумная ночь миновала, катастрофа свершилась. Комизм положения здесь – того же рода, что на театральном жаргоне выражается понятием «накладка»: на художественно-обдуманное накладывается нечто «из другой оперы» или из действительной жизни так, что предумышленное и непредумышленное образуют своевольное парадоксальное единство. Если в карикатуре «Бельведерский торс» (1841, ГТГ) высмеивается пристрастие академистов к спиртному, а в рисунке «Пятница – опасный день» (1830-е, ГРМ) – соблазны для молодого офицера, то в акварели «Господа. В соотношении «фигура – окружение» перевешивает окружение. В варианте из Ивановского музея акцентируется прежде всего «слезная печаль» : черты лица вдовушки чуть одутловаты, лицо словно опухло от слез, а более тяжеловесная фигура утратила «преграциозность». Акцент переносится с предметной повествовательности на интонационный рисунок пластической фразы, на «поведение карандаша», копирующего и попутно комментирующего поведение персонажей.
Федотов рисовал, даже находясь в лечебнице для душевнобольных (правда, случалось это в редкие моменты просветлений – большую часть времени он находился в смирительной рубашке из-за буйного характера помешательства, а лечили его при этом ударами кнута) и даже учил рисовать других пациентов. Завтрак аристократа. И в картине Разборчивая невеста (1847) Федотов использует название и создает своего рода иллюстрацию к одноименной басне Крылова.
Раздел выставки «Сцены из обыденной жизни» – это в основном карандашные рисунки, сочиненные на основе житейских наблюдений, – Федотов рисовал беспрестанно, с остротой, юмором, а иногда и ехидством фиксируя человеческие «повадки» в таких «типических обстоятельствах», которые не утрачивают актуальности до сей поры (как, например, в рисунке «Взяточник»). При всех несовершенствах социальной жизни «зло» для Федотова – не абстрактная губительная «среда», а свойство, присущее самому человеку, он его носитель. Неповторимая красноречивость этой картины – не красноречивость действительного эпизода, как бы списанного с натуры (как в Разборчивой невесте), а красноречие самого художника, приобретшего стиль, мастерство рассказа, умение перевоплощаться в своих героев. Но если бы мы спросили себя, в чем же заключается чистота и целомудрие таланта, который отказывается от страстишек, чтобы возбудить в других удовольствие, то обнаружили бы, что они заключаются в стиле исполнения, в красоте рисунка и т. п., а вовсе не в коллекционировании «сюжетов из жизни». Биография русского художника Федотова Павла Андреевич известные картины, описание картин.
По тому же принципу построено живописное зрелище на полотне. Брат навсегда твой Павел» 23. Реальное становится воплощением иллюзорного. Но все это – значимые отсутствия. «Кому дано возбуждать в другом удовольствие талантами, то за пищу самолюбию можно и повоздержаться в иных лакомствах, это расстраивает талант и портит его чистоту (и благородство) (чем приятен он людям), целомудренность. Фото репродукции картины П. Федотова «Прогулка».
Но это значит, что они адресуются куда-то за пределы настоящего времени – в вечность. после смерти Федотова: оно упоминается Андреевым при описании. В 1847 году исполнил картину «Разборчивая невеста» и рисунки для. Однако состояние это скорее обозначено, нежели выражено. Или, например, в рисунке Молодой человек с бутербродом (1849) контур бутербродного ломтика в поднятой руке точно врисован в абрис жилетного воротничка так, что вообще не воспринимается в качестве отдельного предмета.
В качестве «художественных углублений» Федотова занимали как раз эти пластические модификации. Затем следует, все так же в стихах, описание комнатной.
Роль «первотолчка», вызывающего ее к жизни играет сюжетная коллизия, образуемая подменой возвышенного – ничтожным, серьезного – пустым. «Я учусь жизнью», – говорил Федотов. В движении невесты нет прежнего оттенка манерности. В самом деле, это никакая не прогулка, а семейный. Раздел выставки, названный просто «Сепии», в наибольшей степени отражает ее главную тему «театра жизни».
Только обозревая все в целом, только созерцая и пытаясь вывести интегральную формулу его творческого интеллекта. В давней акварели изображающей Федотова и его товарищей по Финляндскому полку за карточным столом (1840-1842), драматургия карточной игры не составляет изобразительной задачи – создать групповой портрет. этой цели уединенные прогулки в отдаленные местности столицы или же. Художник последовательно отказывается от несколько обыденной конкретности типажа ради идеального «лика».
Одной из важных составляющих портретного искусства является реакция художника на возрастные особенности модели. Но кроме того, это застенчивость людей (и художника, наделяющего этим свойством свои модели) не то, что скрытных, но считающих неприличным навязываться кому бы то ни было со своими «чувствами». Если так, то можно ли высвободить в изображении эти выразительные возможности. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу.
начинающего художника особенно примечательны акварель «Прогулка» (своего. Скорее всего, оно написано не им. Этими рифмами делается ощутимой роль композиционных интервалов. Но тогда и в «изобразительной речи» тоже должен быть уровень собственно изобразительный и уровень выразительный. Это, следовательно, те люди, которые составляют «отраду сердца», которые наполняют память «одинокого зеваки», странника, путника во всех его странствиях.
Далее – обещанная игра-угадайка. «Европа-Россия-Европа» это такая прогулка по 30 музейным галереям мира. А это значит, что отдельный «номер», то есть эпизод, деталь получают самостоятельную ценность. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1852, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма.
Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Никогда еще он не был и никогда больше не будет так беспощадно язвителен, как здесь. Этой причудливо проявляющейся в разных воплощениях игрой линий художник осмеял вычурное узорочье и пестроту купеческого дома, а заодно и героев действия. Островского «Бедная невеста», «тайна возводить в перл создания даже самую пошлость не всякому дается» 1.
Вообще говоря, эта фраза, если придавать ей значение творческого кредо или принципа, – высказывание типичного дилетанта, а Федотов первоначально выступал именно как дилетантствующий талант. Почти во всех федотовских портретах присутствует интерьерная обстановка, причем, как правило, в этих фрагментах угадываются «дальние покои» дома – не гостиная или зала, не парадные апартаменты, а сугубо домашняя интимная среда обитания, где люди живут «сами по себе», занятые повседневными заботами. Предельный лаконизм рисуночной техники, нарушение привычной логики построения пространства по законам прямой перспективы, фрагментарность фигур в этюдах к картине «Игроки» (1852, Киевский национальный музей русского искусства), даже синий цвет бумаги создают потрясающий психологический эффект, внушая почти ирреальное чувство тревоги и опасности. Другое свойство свечи – делать зрительно осязаемым окружающий сумрак. Но и обратно – ее сторожит, на нее смотрит (сквозь оконце), ее осеняет большой мир: гнездо ничтожного скучливого безделья включено в более крупную «масштабную сетку» и оно превращается в олицетворение Скуки. Картины создаются как бы для себя.
отца – «Портрет А. И. До этого художник неоднократно решает эту тему на разный лад – одна из его графических работ сопровождалась надписью: «Эх, русская барыня, напоказ живешь. » Быть может, герой «Завтрака аристократа» пробивает себе в жизни дорогу более нечестными путями, чем действующие лица предшествующих ранних произведений, например, «Свежего кавалера». Составляется подробный перечень бытовых казусов, куда включены не только человеческие фигуры и диалоги, но и масса побочных эпизодов, «рассказываемых» вещами и обстановкой. Странным образом эта небольшая картина может напомнить обстановочный парадный портрет, тем более что сама героиня здесь, по выражению одного из современных Федотову критиков, «преграциозная и прехорошенькая», даже кукольно-хорошенькая, в стиле портретов Карла Брюллова, которым Федотов восхищался.
знает, какие из его сцен домашней жизни были увидены во время прогулок). Федотов». В 1847 году П. А. Федотов пишет картину Разборчивая невеста. Но рядом на другую часть того же листа легла надкушенная краюха черного хлеба, приняв тем самым тот же характер достопримечательности, выставляемой напоказ, что и остальные «красивые вещи». Логика же эта такова. Именно такова общая тема, она же изобразительная стилистика картины Игроки.
И сама эта неясность (при относительно большом количестве портретов, созданных художником) указывает на то, что, по-видимому, это были памятники дружеского расположения и участия в большей степени, чем произведения, писавшиеся на заказ ради заработка. В варианте «с зеленой комнатой» изменяется и пространство – оно обступает фигуру более тесно, а черты лица героини приобретают сходство с ангельским ликом. Но применительно к Федотову это дело безнадежное: картины «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Анкор, еще анкор» многие знают наизусть со школьной скамьи. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Бумага, акварель.
Время одновременно идет и стоит, поскольку не сулит никакого изменения реальности. То же самое добродушие в сочинительстве смешных казусов – тень за спиной хозяина напоминает козла, а так как он с гитарой, то получается нечто вроде намека на распространенное уподобление пения козлиному блеянию (снова автоирония: офицер здесь наделен автопортретными чертами, а Федотов, по воспоминаниям друзей, обладал приятным баритоном и прилично пел под гитару). Прянишникову) он подчеркивает, отстаивая достоинство художника перед богачом: «Между нами вот разница – что не я узнал о вас, а вы про меня» 20.
Или, например, рисунок, где Федотов изобразил себя в окружении друзей, один из которых предлагает ему сыграть в карты, другой – рюмочку, а третий стягивает с него шинель, удерживая художника, собирающегося сбежать (Пятница – опасный день). Например, в акварели 1838 года Встреча в лагере Финляндского полка великим князем Михаилом Павловичем с почти маниакальной, невероятной портретной зоркостью показаны (при относительно небольшом формате изображения) каждое лицо, каждый поворот фигуры, манера каждого персонажа нести погоны или вскидывать голову. Однако репродукция, будучи композиционным центром сумрачной пещеры, притягивает к себе зрительское внимание, при этом посетители обсуждают, главным образом, то, кто именно из игроков остался в выигрыше и почему на стене висят пустые рамы от картин (сами картины проиграны и холсты вырезаны из рам, чтобы достаться новому владельцу. ). В самом деле, «чуть- чуть» модифицированы композиционные пропорции – и при полном тождестве сюжета полностью трансформировалась тема. Взгляд, уходящий в себя, склонен сверху вниз, но никуда конкретно, «Как души смотрят с высоты / На ими брошенное тело. » (Тютчев). Авторское название картины Федотова – «Не в пору гость».
Не поддается однозначному толкованию и полотно «Анкор, еще анкор. » (1851-1852, ГТГ). В противоположность раздробленности, мозаичности, наблюдаемой в сепиях, Федотов добивается исключительной певучести, «протяжности» композиционного ритма, который заявлен и в его рацее. Среди этого лихорадочного месива – рисунок с императором Николаем I, разглядывающим в лупу самого Федотова как экспонат какой-нибудь энтомологической коллекции (двумя годами раньше художник задумал картину «Николай I среди институток» и даже выполнил ее эскиз). Федотов Павел.
Не пропустите этот лист с набросками, с прямоугольным вырезом в середине, – он висит справа при входе в «пещеру» с «Игроками» и многими посетителями остается незамеченным. Пламя свечи такое, какое бывает, когда она только-только зажжена: оно не столько освещает, сколько активизирует ощущение обволакивающего сумрака – этот с изумительной живописной тонкостью переданный парадоксальный эффект можно было бы прокомментировать пушкинской строкой «свеча темно горит». Это посмертный портрет, этюдом для которого послужил выполненный Федотовым рисунок Флуга на смертном одре. Автопортрет с отцом и сестрой Русский. 20-я линия Васильевского острова», картина «Анкор, еще анкор», рисунки на синей бумаге для картины «Игроки», а в центре большая (увеличенная раза в три), подсвеченная и помещенная в подобие камина репродукция самих «Игроков» – оригинал хранится в Киевском музее русского искусства и по вполне понятным в нынешней ситуации причинам в Москве его показать не смогли.
Творческий путь Федотова нельзя назвать прямым.