Картина Питера Брейгеля Старшего Вавилонская Башня
Картина Питера Брейгеля-Старшего «Вавилонская башня» не единственная в своем роде. Вавилонская башня, картина Питера Брейгеля Старшего, стала одним из самых ярких и запоминающихся образов за всю историю изобразительных искусств.
История одного шедевра: «Вавилонская башня» Брейгеля-старшего
Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении с окружающим пейзажем – городом, гаванью, холмами – представляется какой-то кощунственно огромной. В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Однако после 1500 года ситуа ция изменилась. При этом, преувеличивая его достоинства, Брейгель мог видеть Колизей своими глазами. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера.
К середине XVI в. назревал конфликт между Испанией и Нидерландами. Равнина, море, постройки вокруг башни напоминают больше его родные Нидерланды.
Картина Вавилонская башня Питера Брейгеля
По его мнению, слова (Бытие XI : 8) Священного писания в условиях, когда именно в Библии черпали подтверждение правоты своего дела борцы за свободу Нидерландов, попали на благодатную почву. По мнению Р. -М. В искусстве этого живописца существует большое количество шедевров мирового значения, но вот «Вавилонская башня» пользуется особым почётом. Людей уже не объединяла одна церковь: католики, протестанты, лютеране и анабаптисты жили вперемешку. Рядом раскинулся город, а на строительстве работает большое количество людей.
Напротив, другие в гигантской Башне видят утопические черты некоего идеального города. Люди находят смысл в искании единства исторического процесса, нужно преодоление той «разнообразной жизни», которая не могла быть приведена к единой истине и морали, единая история, цельный процесс. Строители тратят много сил на поддержание здания-гиганта, но его разрушает время. Эта стена своим чистым «фасадом» закрывает от жителей города безнадежно плачевное положение дел на другом конце Башни. Но нет гармонии и в самой башне.
4. Внимание полностью концентрируется на архитектуре. Картина Питера Брейгеля Старшего в полной мере охватывает грандиозность задумки человека. Первая часть – это город и чистая освещенная часть башни.
Выше, на третьем этаже изображен тяжелогрузный кран – гигант, сочетающий в. Во время итальянского путешествия Брейгель некоторое время работал у Джулио Кловио в Риме. Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении с окружающим пейзажем – городом, гаванью, холмами – представляется какой-то кощунственно огромной. Вторая половина – это недостроенная часть, граничащая с портом.
Есть и другое объяснение. Так существовала ли в действительности Вавилонская башня. Этот вопрос остается без ответа, равно как и вопрос о том, какая из двух следующих картин была написана раньше – малая (60х74см), хранящаяся в Роттердамском музее Бойманса ван Беннингена или большая (114х155см), самая знаменитая из Картинной галереи Художественно-исторического музея в Вене. «Вавилонская башня» – одна из самых знаменитых картин великого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (1525-1569). Пропорции Башен, пейзажа и людей несоразмеримы между собой. Ведите познание от химии и истории к человеку. Подобным же образом в композиции картины «Пляска под виселецей» художник использует воображаемую диагональ для раскрытия программной мысли13. Есть лишь единственный намек в картине Питера Брейгеля на восточное происхождение царя.
По сути, город был той самой разноязыкой Вавилонской башней. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Она имела мистический смысл и ритуальное значение – по ней люди поднимались к небесам. На картине можно увидеть каменщиков, которые вытесывают ровные блоки для строительства, грузчиков, которые возводят эти самые блоки на носилках.
Картина Вавилонская башня: описание
Картина очень реалистична и повествовательна. Художник дал ключ к подобной расшифровке сюжета (Венская картина), 39перенеся место действия из долины Сеннаарской на побережье Северного моря и нарядив в испанский костюм главного строителя Вавилона Нимрода, который, по Библии, «начал быть силен на земле» (Бытие X : 10). Чувство суеты, незащищенности и тревоги охватило несчастных жителей Нидерландов. Реальность происходящего подчёркивают люди, работающие на строительстве. Несмотря на то, что верхние этажи уже касаются неба и, кажется, можно уже остановить строительство, но работы вовсе не собираются завершать. Судя по картине, такой «забор» не менее 3 – 5 метров высоту, может и больше.
Эта находка выгодно отличает его работу от других. У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Сюжет причти о Вавилонской башне повествует о том, что люди вознамерились достичь небес и сравниться с Богом.
Чуть левее – более мощный. Однако после 1500 г. ситуация резко изменилась. Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий и среди них – зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. 2. К королевским регалиям относится и скипетр в правой руке.
Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. В качестве фона художник явно изобразил свою родную Голландию. 3. Например, Антверпен (который изображен на полотне Брейгеля) был наводнен иностранцами. Однако после 1500 года ситуация изменилась.
Характерно, что в картине, написанной на тот же сюжет ранее («Малая Вавилонская башня» Роттердам), башня абсолютно подавляла человеческое начало. Картина Вавилонская башня запечатлела строителей до того момента, когда разгневанный Всевышний Творец своей волей остановил воплощение их проекта в жизнь. Так образовалось «поликультурное» общество, где особенно ощущалась потребность в общении, прежде всего на религиозной почве. Как тут не вспомнить библейский сюжет. В основе этой работы лежит библейское иносказание о человеческой гордыне. В Европе подданный обычно опускался перед сюзереном лишь на одно колено.
Рядом раскинулся город, а на строительстве работает большое количество людей. Брейгель показывает нам в недостроенной верхней части внутреннее устройство Башни. Ритмично по спирали закручивающаяся рампа слегка отклоняется от линии горизонта.
Картина очень реалистична и повествовательна. А на заоблачной вершине царит полный хаос. Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь «масштабный проект», повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства. Возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания.
Та часть Башни, которая обращена к городу, кажется, построена лучше всего. лет назад.
Однако эта башня вполне соразмерна пейзажу. Вокруг Вавилонской башни расположен целый город с многочисленными домами (одно- и двухэтажными), реками, мостами и огромными полями, площадями. Известно, что в 1553 году Брейгель побывал в Риме.
Питер Брейгель Старший "Вавилонская башня": описание картины
Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду – дань происхождению притчи. Башня построена уже так высоко, что достигает облаков. Художник создал несколько картин на этот сюжет. Вспомним библейское сказание. Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного».
Вот уж где действительно было смешение языков: в первой половине XVI века, при Карле V, в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов. Это совпадение не может быть случайным. Здесь Брейгель попытался показать немного другую сторону неудачи строительства. До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников. В центре картины – все тот же ступенчатый конус со множеством входов.
Как и на малой картине, слева от башни раскинулся город, справа – порт. Полотно было написано в 1563 году (дерево, масло). Вторая выполнена в меньшем размере и потому названа Малой. Именно её у искусствоведов принято считать первым из двух авторских вариантов этой работы. Но есть ли такая единая истина – и единая история.
Питер Брейгель Старший " Вавилонская башня" 1563
иностранцев, к которым относились с подозрением. По их мнению, несколько хижин, размещенных на пандусе идущем по спирали к вершине Башни, отвечают требованию крупномасштабного строительства того времени, когда каждая гильдия или строительная бригада обзаводилась собственной «времянкой» на строительной площадке. Ту, что представлена здесь, называют Большой Вавилонской башней.
Самая ранняя из них не сохранилась. В настоящее время находится в Музее истории искусств в Вене. Но была ли миниатюра создана именно в этот период по заказу Кловио. До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников. Друг художника, географ Абрахам Ортелиус, сказал о Брейгеле: «он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать». Но они расположены в той же самой местности, что описана в Ветхом завете.
«Вавилонская башня» картина Питера Брейгеля Старшего
С первого взгляда оценить масштаб города – невозможно. По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». Этот богатырского вида человек идущий во главе отряда вооруженных длинными копьями испанских солдат, одет в королевскую мантию из голубой с золотом парчи, поверх нее накинута горностаевая пелерина, на голове блестит золотая корона, ноги обуты в высокие сапоги с клювовидными носами. По мнению Марины Аграновской искусствоведа из немецкого города Эммендинген, «похоже, что на картине Брейгеля строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд. » Также интересно, что у Брейгеля разрушает постройку не Бог, а время и ошибки самих строителей: ярусы положены неровно, нижние этажи или недостроены или уже рушатся, а само здание кренится. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж.
Именно этот деятель считался архитектором и руководителем строительства Вавилонской башни. Хубон с обшитыми золотым позументом полами и подпоясанный широким поясом, вместе с нагрудником – «сокращенным» вариантом рыцарских доспехов, также указывает зрителю, что он видит перед собой полководца. себе все достоинства первого и второго: он имеет стрелу и приводится в движение силою ног.
Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию. цию своей Башни, больше ориентировался на Римский Колизей. Обычно именно водными путями, пишут Р. -М. Возможно, художник написал ее еще на родине и привез в Рим как образец своего мастерства. Различное членение дугообразных арок и окон вносит разнообразие в архитектуру Башни. В картине «Вавилонская башня» Питера Брейгеля легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. После отречения Карла V, сторонника умеренной эксплуатации Нидерландов, эти провинции достались в наследство Филиппу II, который узкой «испанской политикой» восстановил против себя Нидерланды6.
Подтверждением этому является видимый левый, чисто оштукатуренный и покрашенный край Башни. Оно в бесчисленных фигурках строителей, в движении повозок, в пейзаже (особенно в изображении расстилающегося по сторонам от башни моря крыш – небольших, стоящих порознь и вместе с тем тесно друг около друга, отливающих нежными тонами). «Трудолюбивые муравьи» вступают в гонку со временем, возводя новые и новые уровни, в то время как нижние этажи уже начинают подвергаться разрушению.
Но нет гармонии и в самой башне. И Ясперс создает нежданную дефиницию: «мыслящий человек сам находился в развитии, которое и есть история» – эта искомая цельность тоже миф, смысл в процессе, так происходит и неизбежное «преодоление истории», она не принадлежит к совершенному – к безусловным вещам. Картина «Вавилонская башня» отображает бурлящую жизнь тех времен.
Здесь, в плодородной долине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э. существовало мощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»). В ее композиции отсутствует на переднем плане группа во главе с царем Нимродом. Однако в 1556 году Карл отрекся и это огромное государство, не выдержав собственной поликультурности и полиэтничности, начало распадаться на отдельные земли (Испания и Нидерланды достались сыну Карла V Филиппу II Габсбургу).
Описание картины «Вавилонская башня»
Равнина, море, постройки вокруг башни напоминают больше его родные Нидерланды. То там, то здесь появляются новые заплатки и свежие кирпичные вставки. Тем самым Брейгель показывает, считает Кирилл Чупрак, «не грандиозное, масштабно развернутое строительство, а тщетные попытки людей завершить превысившую определенный лимит размера постройку», уподобляя работу архитекторов работе политиков. Второй вариант почти вдвое меньше первого. Башня делит средний и дальний планы картины на две части. Брейгель показывает развитие строительной техники в композиции своей картины по диагонали. Кажется, что художник через архитектурные элементы хочет передать Вавилонское столпотворение. При этом из девяти этажей многие еще не достроены.
Вся скрупулёзная проработка мельчайших деталей строго подчинена общему замыслу. Одна из возможных причин – экономический расцвет Голландии и урбанизация. Обратимся теперь к большой «Вавилонской башне». Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию.
Вавилонская башня, Питер Брейгель Старший, 1563
Принцип их построения идентичен башне с картины Брейгеля. Башня построена уже так высоко, что достигает облаков. К их вершине ведёт такая же спиральная эстакада вдоль внешней стены. Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес.
Представляется интересным, что, судя по некоторым деталям изображенного, Брейгель видит причины неудачи, постигшей столь «масштабный проект», не столько во внезапно возникших сверхъестественным образом языковых барьерах, сколько в ошибках, допущенных в процессе строительства. Да и даже не одна. Натолкнуть его на идею создания подобного рода архитектуры могли и гравюры римских руин антверпенских художников и издателя Иеронима Кока, который выпускал их в своем издательстве «Aux Quatre Vents». С помощью деревянных колотушек и зубил рабочие обрабатывают каменные блоки. У кого-то разбиты огороды, кто-то вспахивает землю, а кто-то занимается детьми.
«Вавилонская башня» Брейгеля Старшего: Скрытые символы и политическая сатира, зашифрованные в библейском сюжете
Оба варианта произведения были написаны масляными красками на деревянной основе. и Р. Хаген, доставляли в Антверпен кирпич и камень. Легенда о башне словно притягивала художника: он посвятил ей три работы. На переднем плане можно наблюдать правителя Вавилона Нимрода со свитой. Это замечают Р. -М. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Обращенная к морю сторона не достроена даже до третьего этажа. В этом городе-«базаре» с крупнейшим морским портом проживало около 1 тыс. Башня окружена большим и массивным каменным ограждением.
Известно лишь, что это была миниатюра на слоновой кости (ценнейшем материале. ), принадлежавшая прославленному римскому миниатюристу Джулио Кловио. На венской и роттердамской картинах Брейгель дает свое монументальное видение архитектуры. Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии. «он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать». 1.
«Вавилонская башня» – знаменитая картина художника Питера Брейгеля. Обилию горизонтальных линий в картине противопоставляются вертикали контрфорсов и вытянутые темные арки. Нам кажется, что Брейгель в своих картинах умело объединяет многие из этих идей. У подножия башни расположился город с оживлённым портом.
О скрытом антииспанском подтексте в работах Брейгеля пишет Ю. А. Тарасов7.