Картина Пластова Весна 1954
Описание картины Аркадия Пластова «Весна»
С тех пор он стал постоянным участником крупных художественных выставок. Брызжущее избыточным оптимизмом монументальное полотно, где среди фантастического обилия кренделей и фруктов тщательно выписаны счастливые колхозники. Взаимодействие света и воздуха в пространстве картины даёт эффект сиюминутности. Но такие мастера, как Пластов поднимают этот стиль до таких высот, какие и не снились многим современным «постмодернистам». Научная сотрудница Третьяковской галереи Э. А. Полищук настаивала (не называя имени), что и этот персонаж имел конкретный прототип — пятнадцатилетнюю девочку из Прислонихи, которая с малых лет неоднократно позировала Пластову. Убитый подросток. Художнику удалось в полной мере запечатлеть типичный летний день в средней полосе России.
А. А. Каждый мазок, каждую чёрточку на полотне А. Пластов многократно проверял в работе с натуры. Среди графических работ: иллюстрации к рассказам А. П. Чехова (акварель, карандаш, тушь, белила, 1920-27, Литературный музей, Москва), к поэме Н. А. Некрасова Мороз, красный нос (издание 1949), к рассказу Л. Н. Толстого Холстомер (акварель, гуашь, 1952-54, ГТГ). А теперь внимательно посмотрим на картину А. А. Пластова «Летом». Источник освещения зрителю неизвестен. Картина «Весна» была завершена в 1954 году. Красивость не есть правда, правду прекраснее любых фантазий. Развернувшиеся события отодвинули учебные заботы.
Холст под названием «Весна» был написан известным художником Аркадием Пластовым в конце 1954 года, как раз-таки в периоды той самой «хрущевской оттепели». В годы Великой отечественной войны художник создал картину Немец пролетел (1942 год), потрясшую современников почти парадоксальным взглядом художника на сущность войны смерть мальчика посреди тихой красоты мирной природы. В руках девочка держит веточку, усыпанную красными ягодами. Случилось так, что эти «портретики» увидел преподаватель философии, психологии логики и французского языка Вишняков, который решил взять талантливого подростка под свою опеку и начал заниматься с Аркадием теорией живописи. Пластов, Аркадий Александрович (1893-1972)-советский художник, «певец советского крестьянства». Родился в 1893 году в Ульяновской области, с. Прислониха. С автопортретов 1930-х годов на нас смотрит человек, оседлавший судьбу, а поздний Автопортрет при закатном солнце (1969 – 1971) демонстрирует убежденность автора в своей причастности к сонму великих. Словно специально для художника, художнику на радость.
по картине Аркадия Пластова Весна
Знал о Пластове, как об одном из самых самобытных мастеров цвета. Аркадий Пластов даже размышлял над сменой названия, так как боялся, что картине будет закрыта дорога к зрителю7, но остановился на его дополнении, которое также в настоящее время не используется: «Весна. Инвентарный номер картины в собрании галереи — ЖС-76318.
Но хочется верить, что «короли, снова сидящие над миром и делающие его», действительно что-то почувствовали. В середине войны Пластов написал Трактористок (1943 – 1944): две крепкие девушки собираются искупаться в жаркий день под присмотром пожилого механизатора. После обучения Аркадий Пластов решил не оставаться в Москве и вернулся в родное село, где и прожил до конца своей жизни (умер в 1972 году). Тело молодой женщины просто изливает свет чистоты. Ведь и эта Россия должна была исчезнуть в горниле социалистического строительства.
С юности мечтал стать живописцем. Тема обнажённого женского тела долгое время была слабо представлена в советской живописи. Пример – знаменитая картина А. Пластова Сенокос, написанная в победном 1945 году. Рядом с девочкой лежит небольшая собака-дворняжка.
Подобно всем без исключения многим русские художникам-реалистам, А. А. В 20-х – начале 30-х гг. Яркость и эмоциональность замысла отличают работы Пластова в области иллюстрации («Мороз, Красный нос» Н. А. Некрасова, 1948 «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, 1948—1949 произведения Л. Н. Толстого, 1953 рассказ А. П. Чехова, 1954 и др. ), пейзажа, сельскохозяйственного плаката. Свет у Пластова — не сюжетный элемент, как в картинах с изображением Данаи (под видом золотого дождя к своей возлюбленной проник Зевс), а композиционный приём. Мать и дочь ходили за грибами в лес, по дороге домой они остановились отдохнуть. Сюжет в картине — средство выражения мысли, а не самоцель. Ее глаза опущены вниз, тонкие брови немного подняты вверх. Нищета крестьянского быта в картине (баня топится по-чёрному, нет электричества, минимум удобств) имела второстепенное значение для автора, но её изображение в 1950-е годы было также воспринято неодобрительно6.
Пластов Аркадий Александрович картины
Параллельно учился живописи. Молодая женщина на картине становится олицетворением русской весны19. Название заставили изменить: «Фашист пролетел». Как писал Андрей Платонов в рассказе «Фро» : «в мире все было слишком отчетливо видно, ослепительно и призрачно – от этого он казался несуществующим». Мария Николаевна Шарымова, мать девочки, была племянницей няни Пластовых Екатерины Васильевны Шарымовой, часто бывала в семье художника, позировала ему иногда многие часы подряд (в том числе для картин «Гуртовщица Маня Шарымова» и «Мама»15). Взор ее добрый и спокойный.
Все это подробно представлено на выставке, куда, помимо работ из Русского музея, привезено все лучшее из Третьяковской галереи, Ульяновского областного художественного музея (там самое большое собрание работ Пластова после столичных), других региональных музеев. После экспрессивности и неистовости картин, характерных для 1930-х годов, насыщенных «страстью и яростью», вслед за драматичными «Сенокосом» и «Жатвой», созданными в 40-е годы, Пластов перешёл к созданию картин, проникнутых гармонией человека с миром. Галина Шубина уточняла, что нагота в советском искусстве трактовалась как «форма одежды спортсменов и трудящихся», но в картине Пластова она оправдывается только намёком на особый статус героини, которая аллегорически представляет раннюю весну28. В «Весне» же: «образно-смысловая линия строится на тонких эмоциональных направлениях, связующих действие в единое целое, которое невозможно расчленить или прервать. Собака, хотя и отдыхает, внимательно смотрит вправо: охраняет хозяек. Старая деревня», в негодовании он сорвал с неё надпись «Старая деревня», оставив только «Весна»20.
Для обучения художественному ремеслу в 1912 году уехал из родного села в Москву. Художник запечатлен незатейливый сюжет, обычный для любого русского села. Архангельский. Лицо героини дышит оживлением, движения её тела и рук гармоничны22. В свое время работы Пластова попали в самые разные музеи, в том числе и в столицы СНГ.
В 1943 году картина Пластова «Фашист пролетел» по указанию Сталина экспонировалась на Тегеранской конференции. В 30-е годы А. А. Невозможно остановить и победить естественное течение жизни. Вы так упорно заставляли меня, его (Сталина), туда поместить, теперь пусть остаётся навсегда.
Он жил в мире и любовался его красотой. И мы не смогли привезти картину оттуда. Как она туда попала, никто не знает. Весна будто вспоминает об осени». И корзина и ведро наполнены доверху — видно, что поход матери и дочери был удачным. Картина наполнена чрезмерной гармонией, которую хочется вдыхать раз за разом. Пластов Аркадий Александрович (1893-1972), советский художник.
работал главным образом над политическими плакатами и книжными иллюстрациями. А вокруг – красота осенней природы. Во время посещения галереи Аркадий Пластов увидел табличку «Весна. То есть его никто не видит.
Краткое описание картины Пластова Летом
Они были его моделями, героями его «крестьянской саги», начатой буквально с чистого листа, после того как страшный пожар 1931 года в его доме в Прислонихе уничтожил все произведения художника. Девочка, которую одевает женщина, «сжала губы и вздернула носик от удовольствия»16. Это и лилово-голубые колокольчики и лесные красавицы ромашки, немного поникшие от жары и отцветающая пастушья сумка.
Вот мы тут на выставке показываем маленький «Родник», а большой вариант находится в музее Еревана. Её очарование — в молодости, простоте, целомудрии, здоровье8. Это настроение и определило содержание новой моей картины «Сенокос» Я, когда писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся – смерть кончилась, началась жизнь. Сталина в 1953 году, в период «развенчания» его культа личности (ХХ съезд компартии), Аркадия Александровича Пластова попросили убрать портрет вождя Сталина с картины колхозный «Праздник урожая», которую приобрёл в своё собрание Государственный русский музей (ГРМ).
В 1941 году началась мобилизация в Красную Армию и в родное село Прислониха, с фронтов Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. ) вернутся лишь человек 20. Одна из задач жанра ню — поиск идеала телесной и духовной красоты. Он выделяет на полотне обнажённую фигуру женщины. В работах Пластова отражены испытания советского народа в годы Великой Отечественной войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945, обе картины удостоены в 1946 Сталинской премии), праздник выборов в Верховный Совет («Едут на выборы», 1947), послевоенный трудовой подъем («Колхозный ток», 1949, «Ужин трактористов», 1951), быт русской деревни («Родник», 1952, «Летом», 1954). Но еще сорок лет неустанного труда – и число его произведений приблизилось к 10 000.
Буквальный «текст» картины (обнажённая девушка одевает после бани девочку) перекрывается «подтекстом» (красота юности, её энергия, жизнеутверждающий пафос). Пластов был хорошо знаком с семьёй своей юной натурщицы. В реализации этой задачи Пластов следовал антиакадемической традиции (она представлена такими картинами, как «Олимпия» Эдуарда Мане и «Ида Рубинштейн» Валентина Серова) — общепринятому идеалу он противопоставлял собственное представление о нём.
Один – с рюмкой, другой, соблюдая этикет, неуверенно держит вилку левой рукой. «Нельзя все время жить в Москве, там правды не увидишь», – заметил как-то Пластов, отвечая на предложение зажить наконец столичным художником, сообразно своим регалиям академика и лауреата, удостоенного отдельной цветной вкладки в Большой советской энциклопедии. Главная заслуга Аркадия Пластова – летопись жизни страны: в его работах отражены испытания советского народа в годы Великой Отечественной войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945), праздник выборов в Верховный Совет («Едут на выборы», 1947), послевоенный трудовой подъем («Колхозный ток», 1949, «Ужин трактористов», 1951), быт русской деревни («Родник», 1952, «Летом», 1954). В правом нижнем углу художник изобразил сидящую девочку лет пяти-семи. думаешь, что надо об этом поведать людям. После окончания художественного училища поступил на скульптурное отделение в МУЖВЗ.
Лауреат Ленинской (1966) и Сталинской премии первой степени (1946). В Партизанах интереснее лес с пестрой осенней листвой, чем скачущие всадники.
Официальное признание к художнику пришло с Колхозным праздником, созданным в 1937 году к выставке «Индустрия социализма». Цвет падающего снега меняется от тусклого к яркому по мере приближения к телу женщины, которое Яркова воспринимает как аллегорию весны. Не надо писать красиво, надо писать правду и она будет прекраснее любых фантазий. Чем не советская версия классического сюжета с новым названием – Сусанны и старец. Некоторое время занимался в мастерской И. И.
«Почвенник», не припадавший каждую минуту к стопам власти. Пластов знал, что главное для художника – увидеть эту красоту и максимально искренне передать её на холсте. Цветовые решения художника основаны на контрастах. Действительный член АХ СССР (1947). Три года проучившись в сельской школе, в 1903 году Пластов поступил в Симбирское духовное училище. Маленькой натурщицей стала Нина Шарымова.
Ранние его опыты в этом жанре — картины «Суббота» и «Трактористки». Одних портретов – несколько сотен. Великая Октябрьская социалистическая революция застала Пластова па третьем курсе.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Длинные волосы выбиваются из-под яркого платка. Невозможно остановить и победить естественное течение жизни.
Ощущение тепла создаёт идущий из бани пар, а холода — покрытая снегом земля. Но тогда в русской деревне было не до политкорректности. Пластов удачно подходит на роль главного русского живописца ХХ века. Это действие напоминало ритуал10. Сама же ездила только к двоим – Пластову и Шолохову.
Описание картины Аркадия Пластова «Весна» (В бане)
Похоже на жизнь. Кандидат искусствоведения И. И. Филиппова в своей диссертации, посвящённой позднему периоду творчества художника, отмечает, что в отличие от других работ Пластова, где персонажи существуют независимо друг от друга, находятся во власти собственных раздумий, в картине «Весна» драматургия строится на взаимодействии героев — матери и ребёнка. Пластов – природный реалист. Отшельник, предпочитавший городской суете жизнь в глуши.
За это художник подарил ей отрез нарядного шёлка на платье. Вот таким образом хохломская ложка в руке едока в Жатве (1945 – 1946) слишком красива для прозаической паузы в ежедневной борьбе за кусок хлеба. Возможно, это легенда. Одна из первых его работ, показанных публично («Колхозная конюшня»), вдруг обнаружилась в Англии в частном собрании.
0 Пластов Аркадий Александрович картины
Здесь он обучался в мастерской И. И. Машкова, а также Императорском Строгановском Центральном художественно-промышленном училище. Художник позже запечатлел её на картине «Молодые», где она с мужем идёт по сельской улице1. Вот нежно-лирический Первый снег (1946), по настроению на десятилетие опередивший хрущевскую оттепель. Пластов – чародей. Главная героиня картины была прозвана «Северной Венерой», как олицетворение самой России. Может быть, она хочет обобрать их и пересыпать в кружку, а может, просто съесть.
Яркость и эмоциональность замысла отличают работы Аркадия Пластова в области иллюстрации («Мороз, Красный нос» Н. А. Некрасова, 1948 «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, 1948—1949 произведения Л. Н. Толстого, 1953 рассказ А. П. Чехова, 1954 и др. ), пейзажа, сельскохозяйственного плаката. Обнажённое тело («розово-перламутровых тонов») молодой женщины с русыми рыжеватыми волосами сопоставляется художником с потемневшими от времени серыми бревенчатыми стенами, почерневшей от сажи дверью бани и с тёплым тоном золотой соломы на полу предбанника. Очень интересный и искренний человек открывается. Ее торжество в сиянии солнечных лучей, буйстве трав и цветов, шири русского пейзажа, простой и вечной радости труда на родной земле – Сенокос (1945). Его полотна 50-х и 60-х годов представляли собой, по словам художественного критика, «сокровенный, страстный шёпот души художника»12.
Коровина. Именно мотив бани делает эту попытку жизненно оправданной. И нерушимость этих законов, нерушимость основ народной жизни – классически сдержанная и прекрасная Жатва (1945).
На картинах изображающих эту сцену, свет иногда представлен в виде дождя из монет. Не случайно в названиях многих из них есть нечто обобщающее. Вот откуда эти смелые яркие краски — от иконописной школы. В 1931 году пожар уничтожил дом и все имущество художника, в том числе все этюды и эскизы, то подтолкнуло Пластова сосредоточиться только на живописи, чтобы восполнить утраченные произведения. И впоследствии в лучших своих работах Пластов удержал достигнутый уровень: Родник (1952), Юность (1953-54), Весна (1954), Лето (1959-60), Ужин трактористов (1951). Известно, что художнику в работе над полотном помогал сын, Николай Аркадьевич1.
Жизнеутверждающие картины Пластова Аркадия Александровича
Она про путь художника. По мнению филолога и искусствоведа Татьяны Пластовой, в картине «Весна» художнику удалось воплотить идеал телесной и духовной красоты, который живёт в сердце каждого человека и, как правило, не находит воплощения в реальной жизни. Война как народная трагедия, как посягательство на естественные и священные законы бытия – Фашист пролетел (1942). Но на картине нельзя увидеть, что в кувшине.
Художник-реалист Пластов выбирает сюжет, где нагота естественна: он изображает молодую женщину в открытом предбаннике «курной» деревенской бани, топящейся «по-черному». Выставку в Русском музее, приуроченную к 120-летию Аркадия Пластова (1893 – 1972), назвали просто и емко – пастернаковскими словами «почва и судьба».
Описание картины Лето (1959-1960) Пластова: материалы для сочинения
Большое значение имеет и контраст между опушкой леса, практически черной, так что нельзя различить отдельные деревья и залитой солнцем поляной. Учился в СХПУ (1912-14) и на скульптурном отделении МУЖВЗ (1914-17) у С. М. Болнухина. Пробыл там младший Пластов недолго: бросил все, едва почуяв запах свежесваренной олифы. В состав экспозиции вошло более 50 живописных произведений из собраний Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Ульяновского областного художественного музея и коллекции наследников художника.
В этом мире нет теней, ведь солнце застыло в зените. «Первый снег» изображает приход зимы. Деревенские мужики звали его Аркашей, он не обижался.
Проучившись же в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1914 – 1917), он добровольно сослал себя на малую родину, где и провел всю жизнь, бывая в столице лишь наездами. В начале 50-х годов Пластов достиг творческой зрелости. Какие-то работы, считавшиеся утраченными, вдруг стали обнаруживаться. Нам видны нижние части стволов двух березок и несколько веточек с зелеными листочками.
Маленькие ноги босы. Так же широко известна получившая широкий резонанс в обществе картина «Весна». Картина «Весна», с этой точки зрения, стала одной из первых попыток решить эту художественную проблему. Надо будет найти и прочитать.
Графика его, в частности портрет сына Николая, любимой модели Пластова, выдает уверенную тренированную руку. Архипова, Ф. А Малявина, К. А. Проучившись в нём с 1912 по 1914 годы, Пластов поступил в МУЖВЗ на скульптурное отделение. Пластов был убеждённым реалистом. Народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1947).
Художник говорил:,, Я люблю эту жизнь. По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, существует «перекличка настроений» между картинами Аркадия Пластова «Первый снег» (1946, Тверская областная картинная галерея, холст, масло, 146 113см инвентарный номер — ж-130429) и «Весна»: «в потоке ярких солнечных весенних дней мелькнёт один такой вот — тихий, освещённый блёклым ровным светом, полный осенней задумчивости. Федоровский.
После смерти И. В. Пластов выбрал такой сюжет, где нагота представляется зрителю естественной: молодая женщина в открытом предбаннике «курной» деревенской бани, топящейся «по чёрному», одевает девочку. Критики требовали переименования картины, утверждая, что в современной советской деревне нет курных изб, закопчённых стен и выстланного соломой пола.
Сборник сочинений по репродукциям картин из учебников русского языка для 5—9 классов
Еще один контраст являют собой синяя одежда женщины и красный платок ее дочери. И все-таки звенит, зудит какая-то тревожная нотка в этой пасторали. Вспомним, что «революционное развитие» странным образом не затрагивало в искусстве время суток: когда смотришь фильмы той поры, кажется, что в Стране Советов нет ни ночи, ни дня, а бесконечно длится солнечный полдень. он смог вернуться к профессиональной художественной работе. Помню в 80-90-х было принято насмехаться над стилем «соцреализма».
Девочка одета в светлую одежду, на голове у нее повязан ярко-красный платок. Он просто жил и любовался красотой окружающего его мира. Ему не хватало там, на чужбине, аромата прислонихинских лугов и полей. С выставками картина объехала многие страны мира.
- Картина художника Аркадия Пластова «Весна»
- Аркадий Александрович Пластов (1893 – 1972)
- Пластов Аркадий Александрович (1893-1972)
- «Тончайшая отзывчивость сердца к малым людям»
- АРКАДИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПЛАСТОВ (1893-1972)
- Аркадий Пластов как он есть: почвенник и фанат Ван Гога, отшельник в миру и икона соцреализма
- Картины художника Аркадия Александровича Пластова
Именно это и не дает отвести взор наблюдателя от завораживающего зрелища. Одна из самых знаменитых и трагических картин Пластова написана в 1942 году и называлась «Немец пролетел». Отмечалось, что полотно якобы «жизненно не оправдано» и вызвано желанием автора передать чисто живописный эффект обнажённого тела на тёмном фоне. Пока ее бабушка отдыхает, она занялась перебиранием ягод.
Её размер — 210 123см. Для выставки «Индустрия социализма» он тоже написал картину под названием «Колхозный праздник» (1937), в котором «красочно передал новый быт социалистической деревни». Государственная Третьяковская галерея приобрела полотно в 1960-е годы1.
- Аркадий Александрович Пластов, советский художник
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
После Октябрьской революции в 1917 году Пластов уехал домой в деревню. И как итог всего этого, такое отнюдь не скованное решение автора было названо далеко не современным взглядом на искусство тех времен, что очень сильно огорчало Аркадия Пластова. Благодаря Вашему рассказу узнал и полюбил его еще больше. Фу, черт, скажешь себе, сколько жизни. Причем нам сказали в музее, что хранится оно намотанным на валу.
«Весна» была представлена на некоторых первых выставках под другими названиями — «Старая деревня», «В старой деревне», «Весна в старой деревне», «В бане», «Весна. Так же широко известна получившая широкий резонанс в обществе картина «Весна». Советский министр культуры Екатерина Фурцева могла вызвать к себе любого писателя или художника.
Старая деревня»1. В картине «Весна» запечатлён день, когда зима уже уходит. Не надо писать красиво, надо писать правду и она будет прекраснее любых фантазий. Ее длинные и густые волосы можно сравнить с величественными волнами океана.
Рядом еле заметный в густой траве пенечек. Они были созданы во время войны (1942—1943). Его отец и дед были деревенскими иконописцами. Очень интересно было прочитать выдержки из книги А. Пластова. Аллегорический характер придаёт картине русская природа25.
Где же здесь правда. Произведения: Фашист пролетел (1942, ГТГ), Сенокос и Жатва (оба – 1945, ГТГ, Государственная премия СССР, 1946) цикл картин Люди колхозной деревни (1951-65, Ленинская премия, 1966 в том числе Ужин трактористов, 1951, Иркутский областной художественный музей, Витя-подпасок, 1951, ГРМ, Весна, 1954 и Мама, 1964, – оба в ГТГ). Да и отход этюдов был громадный. Уникальная по нынешним временам история. Тогда же появились эскизы к Весне (1954) – самой знаменитой картине Пластова, ставшей чуть ли не эротическим хитом, растиражированным журналом «Огонек».
В бане», однако в настоящее время они не используются1917. Изменилась стилистика его работ— он отошёл от социально обозначенного сюжета. Нельзя прекратить и остановить естественное течение жизни.
Пластов – природный реалист. На переднем плане в траве стоит большой глиняный кувшин, что вполне оправданно: в жару очень хочется пить и мать с девочкой предусмотрительно взяли с собой питье. Научный сотрудник Третьяковской галереи Евгения Яркова отмечает, что скромность быта героев картины «перебивается» потоком золотого света. Война как народная трагедия, как посягательство на естественные и священные законы бытия – Фашист пролетел (1942). Он был сыном деревенского книгочея и внуком местного иконописца. Это надо уметь видеть, замечать.
Одна из первых значительных работ «Купание коней» была им дополнена для выставки «20 лет РККА». Тут надо не спорить, надо писать – и так, чтобы было похоже. Только во второй половине 1920-х гг. По мнению искусствоведа, эта деталь соотносит «Весну» с мифом о Данае, который является классическим для жанра «ню». И нерушимость этих законов, нерушимость основ народной жизни – классически сдержанная и прекрасная Жатва (1945). В этот период художник выработал метод подробного и тщательного этюдирования всех частей и деталей картин, благодаря чему его эскизы быстро обрастали множеством рабочих этюдов, рисунков, набросков, в той или иной мере связанных с замыслами будущих полотен.
Главная героиня картины была прозвана «Северной Венерой». Картина неоднократно демонстрировалась в начале XXI века на выставках. На заднем плане – залитая полуденным солнцем полянка, за которой начинается лес.
Она была построена в 1944 году (покрыта тёсом, но предбанник был оставлен открытым2). По-своему столь же уникальная серия, как и Русь уходящая П. Д. Корина.
5 января Аркадий Александрович писал супруге из Москвы: «4 дня назад сделал акварелью эскиз той картины, для которой уже целый год собираюсь делать с тебя этюды, — это нагая женщина одевает в предбаннике ребёнка, летом это будет сделать необходимо»2. Во-первых, мы видим резкий контраст между освещенными и тенистыми участками. Что это – социалистический реализм, «правдивое исторически-конкретное изображение действительности в ее революционном развитии». Замысел картины «Весна» относится к 1944 году, а начало работы художника над ней— к январю 1945-го (большую часть войны Пластов прожил в родной Прислонихе1). Ключ же к Почве и судьбе – автопортреты Пластова.
Не следует понимать слова художника буквально, под «правдой» видя лишь его «почвенничество», почти наверняка вынужденное. На выставке в Русском музее были представлены черно-белые фотопортреты погибших односельчан Аркадия Пластова, это лица людей, поражающие зрителей силой своего характера: Иван Модонов, Андрей Трифонович Рябов, Михаил Сергеевич Янов, Фёдор Сергеевич Тоньшин, Иван Сергеевич Тоньшин, Петруха Гришин, Степан Платонович Щеглов, Степан Изосимов (Былинин), Сторож Сергей Варламов, Пётр Григорьевич Черняев, Иван Гундоров, охотик Яков Гундоров, Василий Яшогин, старик Герасим Терёхин, кузнец Василий Лотин и другие портреты односельчан. В целом можно сказать, что краски яркие, насыщенные.
Художнику без малого сорок лет, а он оказался практически в положении начинающего. Опустевший кувшин, кроме того, может пригодиться и для сбора ягод. В 1931 г. у Пластова сгорел дом, погибло почти все созданное к этому времени. Вверху картины, над колхозным застольем и транспарантом «Жить веселее», возвышался портрет вождя Иосифа Виссарионовича Сталина. Начинающий художник вернулся в родную Прислониху.
Огромное, семиметровое полотно «Ярмарка» хранится в Кишиневе. На коленях у девочки стоит небольшая кружка. Завершить работу над картиной автору удалось только в 1954 году11. Холодноватость, некоторая отстранённость, трогательный образ ребёнка, простота и естественность сюжета ставят это произведение на недоступный для чувственного восприятия пьедестал чистого восторга и целомудренной любви, а авторское название «Весна» (а не «В старой бане», например) подчёркивает её метафоричность31. Ее торжество в сиянии солнечных лучей, буйстве трав и цветов, шири русского пейзажа, простой и вечной радости труда на родной земле – Сенокос (1945). На картине изображена собственная баня художника, расположенная около речки Урень. Он жил в мире и любовался его красотой.
В частности, она вошла в экспозицию выставки в Мраморном дворце Русского музея, приуроченной к саммиту «Большой семёрки» в 2006 году3. Напротив, создается ощущение, что девушка покрыта длинными белоснежными одеяниями. Она выполнена в технике масляной живописи на холсте11. Жил и работал на родине, в селе Прислониха (ныне Ульяновской области).
Иконописец и одновременно поклонник Ван Гога, державший на столе его Письма. В основном это портреты односельчан. Пластов сказал: «Нет. Народный художник СССР (1962). А когда из года в год видишь ее.