Картины Франсиско Гойи
Франсиско Гойя – это великий художник, который оставил яркий след в искусстве, только он мог писать такие разные картины: прекрасный и чувственный романтизм и ужасающий мрачный реализм. Франсиско де Гойя — гениальный испанский живописец Нового времени, мастер жанров портрета и критического реализма, в завершающий этап своего творческого пути создавший целую коллекцию мистических, пугающих картин под названием «Черные Картины». Творческое наследие Франсиско Гойя – произведения, картины – многообразно и многогранно. В группу известных «Черных картин», созданных Франсиско в поздние этапы творчества, входит и изображение собаки, которую легко потерять в художественном пространстве картины. Приближение к закату жизни и одиночество заставили создать Франсиско Гойя «черные картины».
Картины Франсиско Гойя поражают зрителей своим утонченным исполнением и глубоким психологизмом.
Известные картины Франсиско Гойи
Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». «Все мы, все мы в этом мире тленны», писал один известный русский поэт. Полицейские ведут проституток (Бедняжки).
В это время он знакомится с Франсиско Байеу, который впоследствии окажет немалое влияние на жизнь художника. Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»). Она изображает следующий день, когда оставшиеся в живых мятежники были казнены.
Лучшие картины Франсиско Гойя – любовь и боль великой души
Вторая картина пользуется мировой известностью. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. Но именно эта гравюра стала лейтмотивом всей серии. Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. Во Франции того времени кипела революция. Франсиско Байеу был шурином Гойи. Мир полнился рассказами об ужасах «Якобинского террора».
Сегодня на его месте находится станция метро, которая носит имя художника – «Гойя». Гойя сочувствовал военным, объединившимся вокруг Риего и даже сделал миниатюрный портрет его жены. Картины Гойя рисовал для себя.
Целый ряд листов посвящен современным нравам. Творчество Гойи, современника французской революции, национально-освободительной войны Испании с наполеоновской Францией, бурного подъема общественных сил и жестокой реакции, пришлось на один из самых драматических периодов испанской истории. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». Красивая, независимая и хорошо понимающая силу своего обаяния. В этот период Гойя пишет цикл картин в графическом стиле, показывающих все ужасы войны и бедствия, которые она приносит народу (1810-1815 гг. ).
Леокадия уговаривала его эмигрировать, но бегство грозило конфискацией имущества. Трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме («Дом глухого»), стены которого расписал маслом. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя.
Франсиско де Гойя, биография и картины
Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей.
Одна из самых больших коллекций Франсиско Гойи хранилась у герцогини Каэтаны Альба. С этого времени в его творчестве появляются ужасные внутренние демоны человека. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом.
Это очень известные картины живописца. Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. Оно не принадлежит строго к портретному жанру. Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз.
Гойя ФрансискоКартины и биография
В 1808 году Испания была оккупирована французскими войсками. Каждый безумствует по-своему. Несмотря на высочайшую технику собственно рисования, портрет королевской семьи выглядел весьма нелестно — один из современников Гойи, художественный критик, назвал людей изображенных на полотне «семейством булочника, выигравшего в лотерею».
В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Франсиско оправился от болезни, но в 1820 году, когда ему было уже за 70, наступит рецидив. 268 347 см.
Маха обнажённая – тайна картины великого испанского художника Франсиско Гойи
И в представлении художника они побеждали добродетели. Следующая картина – «Третье мая 1808 года в Мадриде». Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений.
Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника. Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. Рассказы о молодости Гойи больше напоминают захватывающие легенды, центральной фигурой которых он был.
«Черная живопись» изДома глухого
Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. В 1793 году Гойю разбил паралич. Например, «Маха одетая» (1800-1803 гг. ).
Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. У Гойи родились чудовища, не отпускавшие его уже до самого конца жизни. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника.
Плафоны в Сарагосе, шпалеры в Мадриде
Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено. Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. И автором его был знаменитый художник и гравёр Франсиско де Гойя Лусиентес. Жить ей осталось недолго.
От искусства Гойи исходит волнующая сила, оно поистине неисчерпаемо и не подвластно холодному анализу. Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. Остальные же спустя 4 дня после выхода в продажу были изъяты по приказу инквизиции, которая посчитала кощунственными эти карикатуры. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах.
Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. Холст, масло. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом.
Великий романтик: биография Франсиско Гойя
Все невзгоды и огорчения, которые ложились на его плечи, находили отражение на холсте. Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. И, конечно же, он был совершенно прав, ведь речь шла об одном из наиболее загадочных и фантасмагорических произведений в истории искусства – «Los Caprichos» («Капричос»). Предположительно, это было отравление свинцом (сатурнизм), но некоторые исследователи склоняются к версии тяжелого инсульта., вот таким образом местные жители называли его жилище «quinta del sordo» – «дом глухого».
Франсиско де Гойя снова начал работать и создавать шедевры, которые впоследствии будут называться «Черные Картины». Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. Так он вызвал ненависть Жозефа.
Соблазнительные линии ее тела скрытые под одеждой, она манит и в то же время исполнена достоинством и девственной чистотой. Художник широко использует контрасты света и тени. Великий художник появился на свет в 1746 году в городе Сарагоса (столица испанского автономного сообщества Арагона). Тем было освещено великое множество.
С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания». Постепенно картины Франсиско Гойя становятся более трагичными и гротескными.
Бессмертные полотна: лучшие картины Франциско Гойя
Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок. Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны». В творческом экстазе он рисовал пальцами, рисовал не на холстах, а прямо на стенах и все чудовища, дремавшие в его голове столько лет, вырвались наружу.
В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. Под ее одеждой скрыт нож. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. Это 14 картин.
Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид.
Франсиско де Гойя: самые популярные картины (топ 12)
Те же названия, которые, по мнению автора, недостаточно чётко выражали сущность изображения, снабжались разъясняющими комментариями.
Краски тревожные – преимущество отдается темным и красно-оранжевым тонам. В 1793 году Гойя стал делать первые наброски к серии, планируя озаглавить её «Сны разума» по названию одного из рисунков. 19 марта 1823 года умер кардинал Луис Бурбон, младший брат короля Карла III, покровительствовавший Гойе семья другого его покровителя и свата, коммерсанта Мартина Мигеля де Гойкоэчеа (сын Гойи Хавьер был женат на дочери Гойкоэчеа Гумерсинде), была скомпрометирована. Каждой из них он давал краткие сатирические и порой даже слишком грубые названия.
Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. Маха одетая, 1798 – 1805 И. С. После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников.
В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес». Не сдерживая бушующих чувств, хранящий тайну Франсиско выплескивал эмоции на холст: помимо официальных портретов, черты Каэтаны отчетливо проскальзывают в лицах ведьм из жутковатых офортов «Капричос» и в лицах обеих «Мах». Трезво и внимательно вглядевшись в окружающий мир, Гойя увидел господствующие в нем ложь, тупость, ханжество, суеверие, которые, негодуя, запечатлел в своих произведениях. В центре он поставил королеву с детьми. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу.
Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию. Художник больше не работал кистями. Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. 1814).
Холст, масло. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. Его портреты отличаются сильным психологизмом и глубоким пониманием человеческой сущности. Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни.
Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»). В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Паломничество к св.
Франсиско де Гойя – картины с названиями и описанием по алфавиту
На картине передана энергия толпы и напряжённость боя, а цветовая палитра подчёркивает жестокость происходящего. При бомбардировке Мадрида во время Гражданской войны в Испании правительство решило эвакуировать фонды Прадо. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. Для него же Гойя создал еще одну, парную картину – «Маха обнаженная» (1799-1800 гг. ).
Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. Но его картина была отвергнута.
Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. Композиция первой картины завязана в один упругий узел. Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. Некоторые из них были написаны на религиозные, другие на мифологические сюжеты, как, например, «Сатурн, пожирающий своего сына». Вся серия была выполнена в крайне мрачной тональности, которая полностью соответствовала болезненному состоянию художника.
Музей Прадо (Мадрид)Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. Эту картину художник писал по заказу фаворита королевы. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году.
Паломничество к св. Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы. Девочка получила фамилию Вейс, хотя многие полагают, что она была дочерью Гойи: во всяком случае, Гойя до конца своих дней относился к ней как к дочери, много занимался с ней живописью и рисунком (Росарио стала художницей, после смерти Гойи она даже была приближена ко двору и давала уроки рисунка королеве Изабелле II).
В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. О ранних годах жизни будущего художника известно не слишком много подробностей. С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин».
Сын Гойи Хавьер в 1823 году был членом революционной милиции. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV. Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая». огромен.
Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу. Вместе с этим застывшая поза, характерный изгиб руки, внимательный взгляд подчеркивают внутренние достоинства портретируемого.
Темы он брал как мифологические, так и религиозные. В феврале 1819 года 72-летний художник купил за 60 тысяч реалов сельский дом и 22 акра земли в пригороде Мадрида, за мостом, ведущим в Сеговию, со стороны луга Сан-Исидро (сегодня это почти центр города) и жил отшельником, никого не принимая. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. Никто себя не знает».
На их лицах написаны и боль и страх, но в то же время и непокорность. Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. Эту простую истину испанский художник постигал очень долго и, постигнув, полностью отдался тому ощущению безысходности, которое рождает в людях предчувствие скорого финала. Трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме («Дом глухого»), стены которого расписал маслом. Франсиско Хосе де Гойя, картины которого заставляют задуматься о давно минувшем времени, – человек, умевший видеть глубже повседневности, несущий через свои произведения человечность, первый услышавший нарастающий шум нового времени, боровшийся против всякой лжи и ищущий основу, на которой должно быть выстроено лучшее будущее собственного народа.
Краткая информация о художнике и его картинах
Франсиско обладал вспыльчивым характером, его настроение часто менялось. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Художник, безупречно владеющий пластической формой, становится неожиданно беспомощным, допускает небрежность в рисунке и композиции. На этой картине изображено множество людей, охваченных общим порывом борьбы. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя.
После этого ни одна из серий Гойи не был выпущена в свет при жизни мастера. Именно этот домик и станет впоследствии известным на весь мир «Домом Глухого». Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба.
Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. На полотне мы видим испанцев, которые готовятся принять смерть. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны.
Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. Но в картине очень много воздуха и света. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры.
В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля. Маха – это значит горожанка, девушка из народа. Интересно, что на картине можно видеть только лица испанцев. Никто не рождается гением.
К «черным картинам» мы еще вернемся. Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств. И тогда Гойя предложил дописать его.
Картины Франсиско Гойя: взгляд на внутренний мир общества
Когда мастеру было 46, он внезапно заболел. Штрихи его иглы острые, царапающие. Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. Но протокол допроса не сохранился. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи.
С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV»). Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». Гойя выполняет крупный королевский заказ – портрет всей монаршей семьи («Семья Карлоса IV»). В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств.
Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. К личным бедствиям добавились еще и другие факторы.
Вот когда в сыне ремесленника проснулся настоящий творец. Как выяснилось 50 лет спустя, там он расписывал стены своего дома: сначала написал несколько обширных пейзажей, а затем, предположительно, весной или летом 1823 года поверх старых фресок отштукатурил стены и написал на них маслом 14 или 15 картин, которые позднее стали называть «черной живописью» (pinturas negras) за их мрачный колорит и сюжеты, напоминающие ночные кошмары. В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. У Гойи не было любимого жанра.
Эти произведения не имели аналогов в тогдашней живописи. Он утверждал, что все обучение Ласан-и-Мартинеса заключалось в копировании картин художника Веласкеса. Никакого разума, никакого детального изображения, зато какая экспрессия. Не один десяток биографов историков искусствоведов и медиков пытались разгадать секрет творчества великого испанского художника Франсиско Гойи (1746 – 1828), автора великолепных портретов, картин, картонов для шпалер, настенных росписей, графических серий «Капричос» и «Бедствия войны».
Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. У Гойи начинается депрессия. Злые искаженные и измученные лица пугают своей откровенностью. Яркое пятно картины – испанец в белой рубашке, воздевший вверх руки. «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» изображает, как испанцы сражаются с французскими войсками.
Особое место среди его произведений начала XIX века занимает изображение молодой женщины, запечатленной дважды — одетой и обнаженной. Состарившийся мастер купил себе дом недалеко от Мадрида на берегу реки Мансанарес. Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. И именно в этот момент Франсиско Гойя создал свои первые работы, написанные не на заказ.
Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы. Холст, масло. Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. 97 х 190 см. И то и другое приглянулось испанскому обществу и Гойя стал знаменит уже при жизни.
Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. Само же название «Caprichos» переводится с испанского приблизительно как каприз, фантазия игра воображения. В них он нанес удар академической школе. Понятно, что семья Франсиско была среднего достатка. Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. Картины с описанием будут представлены ниже.
В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. Это место назвали «Дом Глухого», правда, больше он походил на дом ужасов. С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV»). Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. В 1792 году Гойя серьёзно заболел.
В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Кстати говоря, даже сейчас учёные не могут придти к окончательному выводу относительно того, каким именно недугом страдал художник. В 1774 году Гойа создаёт целую серию работ с зарисовками эпизодов жизни простых людей. Художник просто, жестко, обнаженно и вместе глубоко человечно передает чувство обреченности, граничащий с безумием страх, волевую собранность испепеляющую ненависть к врагу. Все французы изображены к зрителям спиной, они показаны как некая безликая масса.
В этом отношении мне очень повезло: когда я впервые видел поздние картины Гойи, выставленные в Прадо, я был по-настоящему (со всей сверхчувствительностью пятнадцатилетнего подростка) несчастен из-за первой любви, закончившейся неудачей. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого). В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. «Капричос» – не были всего лишь набором графических изображений, объединённых одной темой, они стали настоящей симфонией испанского народного искусства, социально-политических карикатур Французской революции, средневековой демонологии и испанской сатирической традиции «золотого века». Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. Кроме того, чтобы загладить вину перед Карлом IV Гойя передал ему собрание репродукций своих работ, а также 80 тех самых подготовленных для «Капричос» типографских пластин и все непроданные их копии вместе с рукописными листами.
В этой работе видна четкая композиция, краски отличаются своей яркостью, картина выполнена в светлых тонах. Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. Болезнь протекала тяжело, основными симптомами были паралич, глухота и временные ухудшения зрения.
Франсиско Гойя: известные картины
Однако в массе своей это трагические порождения фантазии художника. Гойя стал внимательнее присматриваться к окружающим и внезапно осознал, что существующий традиционный уклад испанского общества грешит эфемерностью, а весь внешний лоск испанского двора (да и не только) скрывает свою уродливую сущность под маской добродетели. Каэтана изящным пальчиком указывает вниз, где написаны слова повернутыми к ней буквами Гойя-Каэтане Альба и жест этот как бы намекает, что сам Гойя для нее тоже что-то вроде этой смешной собачки. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником.
В 1800-1801 гг. Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг. Другие утверждали, что тяжёлая болезнь и полное расстройство психики поспособствовали ему сотворить величайшие шедевры.
Они срывают их с коней, закалывают кинжалами и сами гибнут от рук противника. Он стал больше использовать некоторые приёмы Рембрандта и изображать некую безысходность, даже смертельный ужас. Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал.
В галерее портретов Гойя можно увидеть еще несколько интересных работ. После смерти Гойи так стали называть и его дом, который, к сожалению, не сохранился. Уединившись на вилле, Гойя работал. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции.
Но женщины-махи нас интересуют в большей степени, так как Франсиско Хосе де Гойя картины напишет с представителями аристократии, одетыми в костюмы мах. Его хитростью завлекли во Францию. Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. Портрет понравился и был благосклонно принят. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. Серия завершается образами беспредельного пессимизма.
Самые известные картины Франсиско Гойя
Один из них, писатель и драматург Леандро де Моратин, писал тогда своему корреспонденту Мелону, что в Бордо приехал Гойя, «глухой, старый, неуклюжий и слабый, ни слова не говорящий по-французски, без слуги (а уж он-то нуждается в слуге больше, чем кто бы то ни было) и такой довольный и такой ненасытный в своем стремлении познать мир». «Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений. У этой картины трагическая судьба. Современники Гойи утверждали, что художник был прямолинейным и искренним. Это такие картины, как «То же», «Хоронить и молчать», «Здесь тоже (ничего не поделать)», «Плотоядный стервятник».
Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). 1797). Эта серия – вершина реалистической графики Гойи.
Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. Наполеон, пленив короля, вторгся в Испанию и с чрезвычайной жестокостью подавил народное сопротивление. Вряд ли он мог дать действительно серьезную подготовку своему ученику.
И хотя первоначально серию должна была открывать наиболее знаменитая гравюра из этой серии – «Сон разума рождает чудовищ», всё же высокопоставленные приятели Гойи отговорили его от этого, ведь сборник и так носил слишком провокационный характер. Портрет Мартина Сапатеры (1797). В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени.
С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. Пожилой и страдающий от заболевания художник удалился от королевского двора (а на тот момент он являлся придворным художником Фердинанда VII) и поселился в небольшом загородном домике в окрестностях Мадрида. Гойя развивается медленно, его яркая индивидуальность полностью проявила себя только к сорока годам. Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей.
Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. Осталось последнее мгновение перед залпом. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их.
Кстати, махи часто появлялись на картинах Гойи, например, полотно «Махи на балконе» было написано в 1805-1812 годах. В свои композиции он включал жизнь улицы игры в празднества, драки перед деревенским трактиром, фигуры нищих, разбойников и конечно самые разные женские образы. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок.
Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. Ф. Гойя. Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. Он навсегда остался практически глухим.
В жизни обласканного славой придворного живописца все изменила болезнь. Ей никогда не выбраться. Но другие его чувства значительно обострились. И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру.
Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. Гойя болел тяжелой болезнью, природа которой до конца так и не была выяснена. В портретах Гойи начинает пробиваться тема одиночества, смелый вызов устоявшимся нормам и тайная чувственность (Маха одетая и Маха обнаженная). В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры.
Во всяком случае, сам Франсиско высказывался о своем учителе не слишком лестно. Среди этих картин был автопортрет Байеу. Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. 30 мая разрешение было получено и уже в июне Гойя уехал – правда, не в Пломбьер, а в Бордо, где в тот момент скрывались многие его друзья.
До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса.
Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие. Гениальность — это очень долгий путь и каждый проходит его по-своему. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. Стоит отметить, что заказ на эту серию работ Франсиско получил от самого короля Карла III.
– оригинальные горшки для растений
Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. Потрясает откровенностью характеристик групповой портрет королевской семьи Карла IV и Марии Луизы. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. Это как работать скальпелем по граниту — камню все равно, а инструмент затупится. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы.
Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов. Гойя был напуган. В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. В молодые годы талантливый испанец рисовал иначе, с юношеским максимализмом, вплетая в собственные творения чудесную поэзию рождающегося индивидуального стиля – стиля Франсиско Гойя.
В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. Это его серия офортов «Капричос». Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок. Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. Основными героями этих картин стали «махи» — красивые и легкомысленные девушки из народа и «махо» — молодые люди-кавалеры.
Музей Прадо (Мадрид)На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула. Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным.
В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. В левом углу художник изобразил самого себя, стоящего за мольбертом. Он писал пейзажи и натюрморты. В Сарагосе за молодым художником охотилась инквизиция по причине драки в церковный праздник, которую он устроил. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). Одни полагают, что это было венерическое заболевание, предположительно сифилис. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815).
«Сатурн, пожирающий своего сына»
Всего Гойя выпустил 300 комплектов гравюр из которых продано было лишь 27. Национально-освободительная война длилась 6 лет. Фантастический образ истолковывался по-разному.
Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. Художник поселился там со своей «экономкой», а фактически подругой и спутницей жизни последних лет, Леокадией Соррильей Вейс. На полотне мы видим девушку в белом одеянии, которая лежит на постели. По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон.
Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи. Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. Женщина смотрит в противоположную сторону. «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений», – таким пояснением Гойя сопроводил этот офорт.
В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Там Гойя жил последние годы, периодически продлевая отпуск по болезни. Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь.