Картины Репин Фото С Названиями
Персоны и личности (интересное о известных)
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). В его творческой жизни наступило очень плодотворное время. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Публике картина понравилась. Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники.
Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали». В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Убийство свершилось.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Это сделано мастерски.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Он любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Она сразу же получила признание. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
7 знаменитых картин Ильи Репина
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
Илья Репин олицетворял собой русскую культуру и искусство. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Все заняты.
В декабре прошение было удовлетворено, но уже в апреле 1906 года Репин по просьбе коллег вернулся обратно142. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Так ли это – судить зрителям.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Много учился на написании портретов близких и друзей. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. В течение следующих 10-12 лет Репин написал большинство своих знаменитых картин.
Илья Ефимович Репин – биография и картины
Рядом, схватившись за живот руками, хохочет могучий седоусый запорожец в красном жупане – совсем Тарас Бульба. Америка—Франция—Россия. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. По итогам своей дипломной работы «Воскрешение дочери Иаира» (1871) Репин был награжден большой золотой медалью и получил стипендию для учебы за границей от Академии художеств. Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Позже Репин станет близким другом и будет общаться с некоторыми из них. Его неловкая поза, ожидание, застывшее в глазах, свидетельствующих о неуверенности, даже страхе: узнает ли его семья, примут ли отца, отсутствующего много лет, его дети. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Под влиянием Крамского, наряду с выполнением обязательных академических заданий на мифологические и исторические темы, Репин много писал и на сюжеты из окружающей жизни. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Не доносчик ли.
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Он, к примеру, взялся подготовить к поступлению никому не известного тогда паренька по имени Валентин Серов, рассмотрев его талант. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Репин встречал их по средам.
За окном летний день. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Это лучше всех ваших академических работ. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли. ». В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель.
Картины Репина с названиями история создания, сюжет
О чем эта история. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна
Вторая, законченная в 1883 году, обрела большую популярность. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
Тут больше любви к делу, — пояснил он. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.
Загадочный Репин — 10 интересных фактов
В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Но прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий успех, связанный с появлением на выставке в марте 1873 года картины «Бурлаки на Волге». Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Она ушла из жизни в 1931 году55. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Творчество художника в фотографиях
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы.
Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Известные люди на портретах кисти Репина и на фотографиях (11 фото)
Репин талантливо изобразил томящий зной иссушивший все вокруг, ослепительный блеск солнечных лучей и сверкающую на солнце золотую ризу дьякона, колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха. Репин был очень дружен с Мамонтовым. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Репин никуда не делся.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Рисунок уверенный, лепка твердая.
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Другая популярная работа этого жанра – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891).
Илья Репин: самые популярные картины (топ 12)
Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
В 1877 году он начал «Крестный ход», чуть позже он написал «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.
Илья Репин – картины с названиями и описанием по алфавиту
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Репин дважды подавал прошения об отставке. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. В «Крестном ходе» толпа показана как единый массив. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.
В 1882 году начинается самый значительный, самый плодотворный период его творчества. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Возвращается в Россию летом 1876 года. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Такие как: «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Первый факт.
Краткая информация о художнике и его картинах
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Мы должны изучать мир вокруг нас, стремиться улучшить общество и свои качества. И вот уже перед нами не царь, а отец.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Он идет прямо к матери. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Каждый из его персонажей— от чугуевских мещан до профессоров Академии— имеет свои речевые особенности обладая отличной памятью, художник спустя много лет легко воспроизводил речь волжских рыбаков и запорожских казаков. Л. Н. Толстого».
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Человек – творческая натура и это творчество должно развиваться всесторонне. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. -— И. Г. ), они много смеялись». Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
«Отступничество» в картинах Ильи Репина
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Общение с прежними друзьями было только заочным. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». В середине XX века советские искусствоведы считали эту работу утраченной: так, Илья Зильберштейн писал, что следы картины затерялись в Киеве в начале 1920-х годов128.
«Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Как вспоминал впоследствии художник, вечерами, закончив работу, он нередко отправлялся на встречи с Толстым, стараясь приурочить их ко времени его вечерних прогулок.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли. Живая, трепетная убедительность образа, порой доходящая до натурализма (как в портрете Мусоргского, где великий композитор представлен тяжело больным), достигает особой задушевности в камерных портретах мастера («Графиня Луиза Мерси дАржанто», 1890, Третьяковская галерея) и портретах родных «Осенний букет» (дочь художника Вера), 1892, там же ряд портретов жены Репина Н. И. Нордман-Северовой.
«Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Однако Репин не имеет соперников в изображении толпы, шествия. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Каждый персонаж переживает что-то своё. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Он родился 5 августа 1844 года в городе Чугуев, что на Украине. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Почти со всеми его связывали дружеские отношения.
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Коммунистические лидеры ставили его в одну линию с Толстым, Мусоргским и Римским-Корсаковым.
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Хотя он и критиковал политику Николая Второго, коммунисты ему нравились не больше. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Тем не менее, на родине его картины знали и любили.
— И. Г. ) посидеть мне смирно. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников».
«Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)
— Да это превосходно. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Он был просто счастлив той уникальной возможности, которая ему выпала. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Труд — вот что определяет и украшает человека. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Там он продолжает писать и поступает на обучение в Академию искусств. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Самая популярная в этом специфическом жанре – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. На картине добросовестно показан дух запорожской вольницы, казаков, что, по словам художника, содержали в себе исключительно сильное чувство «свободы, равенства и братства».
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Репин умер в Финляндии, куда переехал после того, как большевики пришли к власти. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Были две разные версии картины. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). М. Бунакову. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Берег Волги.
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Он создает замечательные, острохарактерные типажные композиции («Мужичок из робких»), 1877. Этюд получился превосходный. Чрезвычайно важную часть репинского наследия составляют и его портреты. Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину.
Топограф иконописец, студент Академии художеств
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Тема крестного хода — одна из популярнейших в русской живописи. По возвращении в Россию Репин поселился в Москве. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Все теневые части головы, согласно академической традиции, жидко протерты жженой сиенной, света нанесены густыми кроющими красками. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в «Не ждали») Самое значительное произведение на революционную тематику. Она была закончена только в 1891 году. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.
Пятый факт. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Третьяков»109. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Не случайно здесь нет главных или второстепенных персонажей, ведь равенство и братство, наряду со свободой, столь значимы для пишущих письмо турецкому султану людей. В детстве он обучался как иконописец. Стасов присылает ему все, что он просит.
Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в украинском городке Чугуев. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Вскоре появившаяся картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873) была первой крупной работой, написанной Репиным после окончания обучения. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
Путешествие по России: Самарская область
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Испуганно смотрит на незнакомого мужчину девочка (когда его забрали, она была слишком мала и потому забыла своего отца) изумлением полны глаза жены, сидящей у рояля. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Левее на скамье сидит, по словам Репина, местный кабатчик или фабричный и смотрит в упор на арестанта. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Репин забыл о конкурсе, об Академии.
По одной из версий, причиной путаницы в авторстве является соседство картин Соловьева с двумя подлинниками картин Репина в Сумском художественном музее. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». «Как.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
В шестнадцать лет юноша покинул и мастерскую и родительский дом: ему предложили 25 рублей в месяц за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город11. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
Картины Репина (фото) с названиями
А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Казалось, она спит. — сказал Крамской. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. При просмотре картины зритель обнаруживает обилие социальных типажей и характеров людей в толпе.
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Приусадебная территория изначально была заболоченной, вот таким образом хозяева провели благоустроительные работы, построили пруды и каналы. Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были художники и позолотчики10.
Краткая характеристика творчества
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Это хорошо демонстрируют такие работы, как «Портрет писателя Алексея Писемского» (1880), «Портрет хирурга Н. И. Пирогова» (1881), «Портрет композитора Модеста Мусоргского» (1881), «Портрет поэта Афанасия Афанасьевича Фета» (1882), «Портрет критика В. В. Стасова» (1883) и «Портрет Льва Толстого» (1887), а также многие другие, которые отличаются силой зрительных характеристик и резкостью исполнения. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Прежде чем приступить к тому или иному очерку, Илья Ефимович несколько раз рассказывал его гостям, появлявшимся в Пенатах. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Это художник, который всецело отдавался творчеству итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина.
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Работал весь день, не замечая времени. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. Это вы сами. К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как художник посетил концерт Римского-Корсакова. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
Все Картины Репина С Названиями
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
Вегетарианцем стал и сам Репин. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Но эта картина скорее представляет собой вариации художника на тему современной жизни, нежели традиционную литературную иллюстрацию.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Описание картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге»
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. А свеча становилась ниже и тени менялись. Написан портрет вдохновенно.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Случайно ему удалось у приехавшей купчихи достать шубу с лисьим воротником, боярскую шапку. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
Комната небогатой интеллигентной семьи. Репин считал сам эту картину красивой. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. В 19-летнем возрасте он поступил в Императорскую Академию художеств.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Весь облик Толстого, манера держаться подчеркнуто просты, обыкновенны, будничны и в то же время глубоко содержательны индивидуальны. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Получив гонорар за одну из работ, Илья Репин отправился в Петербург.
Описание картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
К тому же и погода благоприятствовала работе. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. В картинах «Отказ от исповеди» (1879-85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста», 1880-92 тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью.
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте.
Описание картины Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года»
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Репин писал и исторические картины. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Современники видели в картине символическое изображение народа, сбросившего свои цепи. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Описание картины Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии»
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина.
Композицию, созданную на основе драматического эффекта различных социальных статусов и отношений участников процессии, объединяют общие символы веры. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена. На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли. ». В эту минуту в комнату вошел Христос. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Рассеянный свет, падающий на лицо, выявляет бугристую выпуклость этого большого лба, подчеркивает затененность глубоко посаженных глаз, которые от этого становятся суровее, строже.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.