Композиция Утро Стрелецкой Казни
Сочинение по картине Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни»
С него начались первые эскизы к картине. Это большой холст (379 х 218 сантиметров), выполненный маслом. Учитель. Физическое уничтожение началась почти сразу. Да так это ясно, что даже остановишься и ждешь: а вдруг и в самом деле выйдут».
Центральное место здесь занимает Петр I, лицо которого обращено к рыжебородому стрельцу. Еще дальше – самый драматический эпизод картины. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Взгляд его обращен в сторону царя. Они прибыли в Москву с челобитной в марте 1698 года. Присмотр за содержавшейся в Новодевичьем монастыре Софьей был усилен.
Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста.
Царь с видимым удовольствием присутствовал при этих истязаниях. Как нож, с которым готов броситься на врага, сжимает он свечу с взметнувшимся языком пламени. Не менее эмоционально показаны и другие персонажи картины. Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве.
Соловьев. Для каждого преступника – телега, при каждой телеге – солдат. Вскоре пришёл к Сурикову Павел Третьяков, коллекционер и знаток живописи и отругал художника за поправку: «Что вы, картину испортить хотите. ». Я на них смотрел и не быки меня поражали, а то, что у них копыта стерты – значит, люди здесь ходили. Царь инициировал и возглавил повторное следствие. На площади, на фоне храма Василия Блаженного, стрельцы готовились к казни.
История одного шедевра: «Утро стрелецкой казни» Сурикова
Он даже нарисовал эскизы. Неумолимый ход событий превратил их в главных действующих лиц исторической драмы. Этим приемом усилено впечатление его монументальности. Что соединяет эти две неравные части композиции. Желая усмирить стрельцов, Петр удаляет их из Москвы. Каждый из осужденных стрельцов является центром, вокруг которого группируются его близкие.
Казнь сейчас начнется первого осужденного уже повели к виселице. На картине представлено два главных героя. Предпосылкой стал слух об убийстве царевича Ивана (что оказалось неправдой) и стрельцы отправились в Кремль для восстановления справедливости. Однако перед самым отъездом в Москве чуть было вновь не вспыхнул стрелецкий бунт.
Однако муха продолжала сидеть. «Все он мне кровавым казался», -- говорил Суриков.
Источник был выбран удачно. Моя обязанность и долг перед Богом охранять народ и казнить злодеев». Четыре полка стрельцов были отправлены в недавно отбитый у турок Азов.
В картине нет единого центра, она состоит из нескольких «узлов», взаимодействующих друг с другом. Понятно, что народная трагедия: всеобщий накал страстей не дает повода в этом сомневаться. Молодое лицо Петра сурово и замкнуто.
Суриков сам рассказывал о том, с кого он писал рыжего или чернобородого стрельца и некоторых других персонажей. Обманувшись в этом, он сделался врагом царя. У седого стрельца с длинной бородой преображенец вынул из рук свечу и задувает ее. Репин писал ему вскоре после открытия выставки: «Одного не могу я понять до сих пор, как это картина Сурикова «Казнь стрельцов» не воспламенила вас. » А в следующем письме он вновь возвращается к тому же: «Более всего я сердит на вас за пропуск Сурикова.
Строгая кремлевская башня соответствует фигуре царя Петра Первого, тогда как яркие, пестрые главы церкви символизируют чаяния православного русского народа, выразителем идей которого и выступали казнимые стрельцы. Нервы всё выдерживали.
«Утро стрелецкой казни» как предчувствие
Единственное исключение – сам лидер «Народной воли» Андрей Желябов, выходец из семьи зажиточных крепостных крестьян, занимавшихся торговлей. Пятерым из них царь лично отрубил голову. В начале апреля их удалось выбить из Москвы, но они вернулись в свои полки и подняли бунт. За ним в молчаливой скорби заломила руки и склонила голову его жена.
Давайте мы с вами проследим еще раз этот «путь свечи – путь смерти» как главный психологический и композиционный ход картины, как средство воплощения замысла. Что изображено здесь. Каждый из осужденных их жены, дети написаны с тщательно выписанной натуры.
Картина Утро стрелецкой казни: характеристика и фото
Но трагизм предчувствия казни держит нас в постоянном напряжении. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Не было ни одной площади в Москве, где не стояли бы эшафоты и виселицы с повешенными стрельцами.
Торгошино было под горой. И сила какая бывала у людей: сто плетей выдерживали, не крикнув. Осетры да стерляди в сажень. И ужаса никакого не было. По которым текут и распределяются человеческие толпы. Хотя даже на лицах некоторых иностранных послов видно сострадание.
С 1895 г. был. Казни продолжались до начала 1700 года, страна была потрясена террором. По понятиям того времени, это была пора абсолютнолетия.
«Утро стрелецкой казни» картина Сурикова
Его ноги в колодках, руки связаны у локтей, но зритель сразу видит, что он не покорен. Или я маленьким был, что они такими громадными казались А Бузимово было к северу. Это был кладбищенский могильщик. При всем индивидуальном различии образов в основу картины легли портретные изображения. В них он на физическом уровне чувствовал запах крови.
Но сила других уже сломлена. Как помогает эмоциональному впечатлению от произведения его колорит. Посмотрев на полотно, он сказал: «Что это у Вас ни одного казнённого нет. Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва). Дело в том, что накануне умер царь Федор Алексеевич (27 апреля 1682 года) и началась борьба за наследование престола.
Картина Утро стрелецкой казни и ее исторические события
Говорят, что поначалу художник хотел изобразить на холсте и нескольких повешенных. Он полон сознания своей правоты. За неисполнение приказа царь грозил им смертной казнью. Каждый образ – яркий, выразительный тип и индивидуальный характер.
Стоящий на телеге стрелец, которого уже торопит солдат, резко отвернулся от Петра и в низком поклоне склонился перед народом, прощаясь и у него прося прощения. Помню – их привезут, так в дверях прямо, как солдаты, стоят. Мы на палачей, как на героев, смотрели. Столь же эмоционально и выразительно показаны и другие персонажи. Дальше, почти в самом центре картины, седой старик в белой рубахе, величаво-спокойный, мужественно ожидая смерти, находит в себе силы, чтобы утешать своих плачущих детей. Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. И Сурикова и его картиной «Утро стрелецкой казни» познакомить с понятием живописи как жанра искусства, воспроизводящего реальные эпизоды жизни прошлых лет, переломные события в жизни общества раскрыть роль сюжета в жанровом произведении объяснить, что выбор сюжета зависит от круга творческих задач, поставленных перед собой художником и от оценки изображаемых им сцен и персонажей показать роль композиции в исторической картине воспитывать патриотические чувства. Начались массовые казни.
Сочинение по картине Сурикова Утро стрелецкой казни
Ответ с приглашением в столицу пришел довольно скоро. – Страна была неведомая. Солдат, уводящий стрельца к виселице, обхватил его рукой и поддерживает почти по-братски.
У меня с тех пор прямо культ предков остался. Не понимаю — это страшно меня взорвало». Глаза глубоко сидящие меня поразили.
Суриков стремился найти в картинных лицах устойчивые издавна сложившиеся народные типажи. Репин выискал натуру для Сурикова. Для него вся эта толпа – заклятые враги.
В образах стрельцов, созданных Суриковым, зритель познает могучие силы народа, проявляющие себя в трагической обстановке. Тогда же похватали и привели в застенок немало простых людей, которые говорили между собой: «Наш государь таков, что ежели с утра крови человеческой не напьеца, то ему хлеб не есца». Только они не словами говорят. Софью постригли в монахини.
Конспект «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова
А вот у Пушкина не верю: очень у него красиво, точно сказка. На фоне белой рубахи в живой руке она еще более жутко напоминает о смерти, о казни. Во-первых, это число «7». КонецXVIIв. В душе царя разгоралась ярость.
Этот образ много лет волновал Сурикова, пока не соединился с темой стрелецкой казни. Насилу его уговорил. Так что Суриков вполне достоверно изобразил место казни. Картина «Утро стрелецкой казни» выдержана в темном колорите, что еще больше подчеркивает трагизм и мрачность момента. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом.
Сурикову начали сниться сны, причем, по его воспоминаниям, чувствовался запах крови. сделал и первый эскиз «Боярыни МорозоваБоярыня Морозова. Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. Когда я их задумал, у меня все лица так и возникли.
Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Геройство было в размахе Вот теперь скажут – воспитание. иначе говоря, процитированное выше описание Корба в сочетании с впечатлением от свечи на фоне белой рубашки замкнуло в сознании художника звенья «цепи», дало ключевой образ картины: живые, но уже мёртвые. Когда мэтр ушёл, Суриков мелом изобразил на виселице одного из казнённых. Неукротимая ярость и гнев пылают в лице рыжебородого, он как будто забыл о близкой смерти и хоть сейчас снова готов броситься в схватку. Он назвал картины такого рода хоровыми.
Женщина окаменела в своем состоянии. Воспользовавшись отсутствием брата, она заявила, что Петра подменили.
Критика картины Сурикова Утро стрелецкой казни
Стрельцы – старое допетровское войско, которое Петр заменил регулярной армией. а между ними, в пёстрой толпе женщин и детишек, сноровисто мелькают, как бесы на фресках «Страшного суда», преображенцы. Проснувшись, он решал изображать не казнь, а те минуты, которые ей предшествовали.
В 1876-1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее). Тяжело опустилась на землю старуха. Они не проходили на Красной площади, как это изображает картина Сурикова «Утро стрелецкой казни». Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь. Массовые казни были жестокими. Вот что меня поражает. Свечи горят не ярко на фоне дня.
Бояре выгнали их из Москвы лишь с помощью Семеновского полка. Палачей дети любили. В начале 1697 года Петр I решил ехать вместе с русским «великим посольством» за границу под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова.
Утро стрелецкой казни, Василий Иванович Суриков
Картина выполнена в темных, даже тяжелых красках. Последние казни над стрельцами совершались в феврале 1699.
В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. А позже добавил в коллекцию еще две работы мастера на историческую тематику – «Боярыня Морозова» и «Меншиков в Березове». За спиной рыжебородого стрельца -- «злого, непокорного», в котором «пышет пламя бунта» (слова Н. М. Щекотова), -- стоит сокрушенная скорбью мать, оплакивающая обреченного на казнь сына. И он не покорился приговору Петра.
Василий Суриков, «Утро стрелецкой казни»
На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. Народ заполняет площадь. Народной массе противостоит маленькая группа вельмож возле Петра и шеренга преображенцев. (Свечи — символ молитвы.
Повешенных целых пять месяцев не снимали. Но что толкнуло их к этому бунту. На ее призыв откликнулись 175 военных из четырех полков. Теперь, через 16 лет, наступил час расплаты, утро его мести.
Рассказ по картине «Утро стрелецкой казни»
Это Утро стрелецкой казни Василия Сурикова». Он смотрит в сторону Петра I озлобленным взглядом. Горе уничтожило их мысли, раздавило волю.
Им командовал боярин Шеин и генералы Гордон и князь Кольцо-Мосальский. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. И это сопоставление земли, черной и вязкой и металла, твердого, чистого и сверкающего, невольно связывается с характером героев: их высокие душевные качества, проявившиеся в ходе исторических событий, сверкают, как чистый металл. Значительно искусство Сурикова-портретиста. Архитектурный фон картины неразрывно связан с ее содержанием. На морщинистом лице горе наложило свой отпечаток.
«Утро стрелецкой казни» описание картины
Здесь некоторые подробности приобретают особую значительность. Картина переносит зрителей в древнюю Москву 17 столетия, на Красную площадь. Не было там священника, чтобы преподать духовную помощь, как будто бы осуждённые не были достойны этого религиозного обряда, однако ж каждый из них держал в руках восковую свечу, чтобы не умирать без освящения и креста». И он не покорился приговору Петра. Но трагизм предчувствия казни держит нас в постоянном напряжении. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры.
Тонко прочувствованы пропорции кремлевских башен. Сначала Шеин отправил к стрельцам Гордона, который потребовал, чтобы стрельцы прекратили бунт, немедленно ушли в назначенные им места и выдали сто сорок человек из тех, которые ходили перед тем в Москву. Тогда, по летописям, было повешено пятьдесят шесть человек.
Корб писал, что все бойницы стен Кремля и Белого города были увешаны трупами казнённых. Тяжело опустилась на землю старуха. Суриков стремился к реалистической естественности и гармонии колорита.
Группы, состоящие из стрельцов и их семей, занимают первый план картины. Ещё одна женщина от страха перед неизбежностью закрыла лицо руками. Руки висят как плети Фигуры стрельцов возвышаются над толпой, как утесы. А самое главное – он сместил акцент с самой казни на последние минуты перед казнью. Последние минуты перед неотвратимой казнью.
История создания картины «Утро стрелецкой казни» начинается с того момента, когда проездом в Петербург (в 1869 году) В. Суриков на один день остановился в Москве. Но Петр гневался на патриарха за то, что тот противился иноземному брадобрития.
Стрельцы силой отбили своих товарищей и стали бунтовать. После комплиментов даже Маковской (это достойно галантного кавалера) вдруг пройти молчанием такого слона. Картина «Утро стрелецкой казни» кисти Василия Сурикова ставит неподготовленного зрителя в тупик. Учился в петербургской Академии художеств.
Они прошли через ужасы пыток. Однако Суриков не показал самой казни, так как он не стремился шокировать зрителя, а хотел рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. Тогда царевна Софья, которая боролась с Петром за власть, возглавила Стрелецкий бунт.
Яркий пятном, притягивающим взгляды зрителей, выступает стрелец с рыжими волосами. обнаружил и в том, что, сближая планы, он сумел «наполнить» Красную площадь лишь несколькими десятками людей, создавая вместе с тем впечатление огромной толпы. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. Не у всех первая казнь сломила мятежный дух. По «розыску» Шейна 136 стрельцов были повешены, 140 биты кнутом и около 2 тысяч приговорены к высылке в разные города. Я в Риме в соборе Петра в Петров день был. Действие в картине «Утро стрелецкой казни» совершается на Красной площади, на фоне кремлевских башен и собора Василия Блаженного.
«Утро стрелецкой казни» Василий Суриков
И он не покорился приговору Петра. Именно события эпохи автора «окна в Европу» поразили художника, а потом и зрителей.
Началась борьба между двумя семьями. Они перед толпой по эшафоту похаживали, плечи расправляли.
Особенно выделятся не сдавшийся духом царю Петру рыжий стрелец. Одеты они все в белые рубахи, в руках держат свечи, как символ их догорающей жизни. Вражда к Петру происходила, по их словам, оттого, что он начал посылать людей за море.
Штука ли. Художник начал работу над ним в 1878 году. Такова историческая подоснова картины. Но мне кажется, что в этой вещи есть еще некоторые значения, которые делают ее уникальной.
Подобно шуму вод многих», -- говорил впоследствии Суриков. То вдруг покажется, что это не кусты растут около стены, а стоят какие-то люди в старинном русском одеянии или почудится, что вот-вот из-за башни выйдут женщины в парчовых душегрейках и с киками на головах. В августе Петру донесли, что на него готовится покушение. С неменьшей силой написаны художником стрелецкая жена из груди которой рвется вопль отчаяния или сидящая на земле у телеги, «выплакавшая очи» старуха – великий по простоте и сдержанности образ материнской скорби. Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. Здесь он впервые увидел Красную площадь, Кремль, древние соборы.
Описание картины Сурикова Утро стрелецкой казни
Это большой холст (379 х 218 сантиметров), выполненный маслом. Учился в петербургской Академии художеств. Оказав важную услугу Петру в деле Шакловитого, Циклер ожидал для себя возвышения.
Признания добывались пытками. Он тут же приобрел ее. Стрелец, закованный в колодки, готов хоть сию минуту вцепиться в горло Петра и уничтожить его со всеми его преобразованиями. Я ему говорю: «Поедем ко мне — попозируй».
Описание настроения картины Утро стрелецкой казни
Именно столько стрельцов изображено на полотне (одного из них уже увели казнить – осталась лишь его горящая свеча – как символ его вечной души). Стрелецкое войско было уничтожено. Причём, как писал князь Куракин, эти советы были весьма дельными: «Правление царевны Софьи Алексеевны началось со всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольствию народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было». Стрельцов привезли на казнь в телегах. 23 февраля 1697, когда царь, готовясь к отъезду, веселился на прощании у своего любимца иноземца Лефорта, к нему пришли с доносом пятисотенный стрелец Ларион Елизарьев (который в 1689 году предупредил Петра о замыслах Шакловитого против него) и десятник Силин. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. Взгляд злой, с ненавистью.
Он, как позировал, спрашивал: «Что, мне голову рубить будут, что ли. » А меня чувство деликатности останавливало говорить тем, с кого я писал, что я казнь пишу». Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. Учащиеся. А памятники все сами видели: и царей в одеждах и царевен – живые свидетели. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца.
Под Новодевичьим монастырем повесили 195 человек прямо перед кельями царевны Софьи. Однажды, прогуливаясь по Москве, Суриков вышел на Красную площадь. Цвет у Сурикова становится носителем характеристики чувства. Правительство направило против двух тысяч восставших четыре полка и дворянскую конницу. Примечательно, что критики считают его символом обезглавленной Руси. Обращался он с ним вольно, часто отступал даже от фактической стороны. Он ведёт свою жертву мимо неподвижно сидящего на белом коне царя.
Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. Писец, становясь на приносимую солдатами скамейку, в разных местах читал составленный против мятежников приговор, чтобы стоявшая кругом толпа тем лучше узнала громаду их преступления и правоту налагаемой за него казни.
На рождестве христославцы приходили. 1883Холст, масло, 169 x 204Государственная Третьяковская галерея». И медведей полно. Через некоторое время, на смену им, послали другие шесть полков. Об этом подробно рассказывает историк С. М. Он впервые увидел Кремль с его соборами и Красную площадь.
Стрельцы, вместо того чтобы идти в Великие Луки, куда их направили из Азова, пошли в Москву. Интересно и месторасположение двух центральных сюжетов. Обвиненные притянули к делу двух стрелецких пятидесятников. Они сталкивают стрельцов с телег, оттаскивают от них рыдающих баб и детей. Суриков вспоминал, что когда картина была близка к завершению, в мастерскую зашёл Илья Репин. Ужас грядущей казни помутил сознание седого стрельца: его взгляд безумен, ои не видит припавших к нему детей не сознавая разжал он руку из которой солдат вырывает у него свечу. Чтобы самодержца было видно, художник изобразил его верхом на коне.
«Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова
В начале апреля их удалось выбить из Москвы, но они вернулись в свои полки и подняли бунт. Для всех остальных Суриков находил натурщиков. Еще до Петра выяснилась слабость стрельцов в военном деле и их стали заменять полками «иноземного строя» и переводить на несение внутренней службы. Солдаты Петра выбили их из столицы.
Молодого стрельца офицер ведет к виселице. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке. С 1895 г. был.
Утро стрелецкой казни Информацию О
В Лувре вон быки ассирийские. Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей. В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода. Сестра Петра Великого, Софья Алексеевна, заточенная в Новодевичьем монастыре, не покидала надежд воссесть на царском троне России.
Для картины «Утро стрелецкой казни» Суриков использовал богатую палитру. Тогда в Москве казнено было 177 человек. Учился в петербургской Академии художеств. Как стало далекое прошлое убедительным на картине. Возвратившись, царь Петр приказал допрашивать их под страшными пытками.
Учился в петербургской Академии художеств. Проснешься и обрадуешься. Но в этой картине очень хорошо заметна роль народа. Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. Яркий пятном, притягивающим взгляды зрителей, выступает стрелец с рыжими волосами.
в России – сложное, противоречивое время. Вот таким образом Суриков отказался от идеи шокировать зрителя. Каждый из них держал в руке зажженную свечу. Он сократил расстояние между объектами на Красной площади. Ночной сумрак медленно рассеивается, нехотя уступая место пасмурному, холодному утру.
Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы. Четыре месяца с лишним трупы казненных оставались в Москве, наполняя воздух зловонием. Художник еле-еле уговорил его позировать. Всех их присудили к смертной казни. Это первое большое полотно Василия Сурикова, которое он выставил на суд зрителей. Несколько бояр из клана Нарышкиных были прямо в церкви изрублены на куски (в числе погибших были Долгоруков, Матвеев, Ромодановский, Языков, то есть родственники и отцы будущих сподвижников Петра Великого).
Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. Чтобы самодержца было видно, художник изобразил его верхом на коне. Суриков гениально показал все состояния людей в смертный час.
Напишите отзыв о статье Утро стрелецкой казни
Вы бы вот здесь, на виселице, на правом плане, повесили бы». Они сидят, так как ноги у них закованы в колодки.
Важное значение имеет и архитектурный фон картины. Но при этом все они вошли в самую картину бесконечно далекими от того характера, -- обыденного, житейского, -- какой они имели в портретных этюдах. Картина «Утро стрелецкой казни» понравилась коллекционеру Третьякову. Восстание продолжалось несколько дней.
Несмотря на то, что участь его решена, он закован и находится в полной власти своих пленителей, он не сдался и не смирился со своей участью. Собор продолжает и венчает собой это людское скопище, но центральный шатер храма Покрова словно не вместился в пространство: он «срезан» верхним краем картины и символизирует образ Руси, обезглавленной Петром I. Сурикова часто упрекали за сочувствие к стрельцам в Утре стрелецкой казни. Левой рукой он сжимает конские поводья – так же властно и гневно, как стрелец свою свечу. Истекают последние минуты их жизни.
Именно столько стрельцов изображено на полотне (одного из них уже увели казнить – осталась лишь его горящая свеча – как символ его вечной души). Они прибыли в Москву с челобитной в марте 1698 года. Он полон сознания своей правоты. Тяжело упала голова на грудь, бессильно опустились руки кряжистого стрельца, которого солдаты поволокли к виселице брошен на землю ненужный кафтан и колпак чуть тлеет фитилек выпавшей из рук свечи свеча потухла – жизнь оборвалась.
И преступники так относились: сделал – значит, расплачиваться надо. Ведущими стилями в искусстве передвижников были импрессионизм и реализм. Учился в петербургской Академии художеств. не показал самой казни. Стены я допрашивал, а не книги. Так, в действительности на Красной площади не казнили через повешение (как это изображено на картине В. Сурикова), на Красной площади стрельцам рубили головы и было это уже в феврале 1699 года.
Тогда было повешено и обезглавлено около двух тысяч стрельцов. Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении. Иконы льняным маслом натирали, а ризы серебряные мелом.
Кровью кругом пахнет. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Он, расправив плечи, сидит справа на коне и возвышается над всеми. Этот приём помог ему добиться эффекта большой толпы.
Отрывок, характеризующий Утро стрелецкой казни
Говорят, что поначалу художник хотел изобразить на холсте и нескольких повешенных. Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы. Бояре выслали навстречу стрельцам войско из 3700 человек с 25 пушками. В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ). Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск). Но и они желаемых свидетельств не дали.
Московским стрельцам стало в это время тяжко. Он едва переступает заплетающими ногами голова упала на грудь. Тяжело опустилась на землю старуха.
Кремлевская же башня, стоящая на отлете посредине стены, – одинокой верховой фигуре Петра. Вот место из дневника Корба, которое произвело сильное впечатление на художника. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора.
«Зачем пришел сюда с иконою. Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. И что хотел сказать художник своей картиной. Двигателем становится народ. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь.
- Композиции семи исторических картин
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Словари и энциклопедии на Академике
- Несколько слов о биографии художника
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- «Клятва Горациев» Жака Луи Давида
- «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа
Это чувство сильнее, чем лицезрение кровавых сцен. Брат до сих пор поминовение обо всех умерших подаёт. События тех лет были столь драматичны, что молодому художнику снились кровавые сны. Москва ошеломила Сурикова. Это замечание Суриков благодарно принял и поправил холст.
Над этим волнующимся морем фигуры самих стрельцов возвышаются, как непоколебимые утесы. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В результате получился образ человека с несгибаемой волей. Его убили на глазах напуганного до смерти Петра, которого бояре заставили наблюдать за казнями родственников. Их соединяет условная диагональ, символизируя антагонизм. Во всей архитектурной обстановке есть непреложная историческая достоверность.
«Стены я допрашивал, а не книги», -- говорил Суриков. Описывая утро стрелецкой казни, Суриков берет за основу официальную версию. За застывшим Петром, шеренгой солдат, шеренгой виселиц – шеренга зубцов кремлевской стены.
Братья же, Иван и Пётр, остались полноправными соправителями. Это символизирует высоко взметнувшееся пламя свечи, которую тот сжимает в ладони. Петр, в свою очередь, окруженный боярами и иностранцами, уверен в своих силах. Однако это послужило Василию Сурикову лишь канвой для воплощения задуманного им замысла. В июне бунт был подавлен, а самые злостные зачинщики повешены.
Корб вполне заслужил репутацию внимательного и вдумчивого наблюдателя. Громада Василия Блаженного, Лобное место, башни и стены Кремля замыкают пространство. На это царь, стоявший от него всего на шаг расстояния, ответил: «Умри, несчастный. 1 группа. Перед нами характерное, волевое, но спокойное лицо, поражающее лишь сходством с профилем, бегло зачерченным в первом композиционном наброске «Утра стрелецкой казни», то есть еще до встречи Сурикова с могильщиком Кузьмой.
- «Расстрел повстанцев» ФрансискоГойи
- «Возрасты жизни» Каспара Давида Фридриха
- «Похороны вОрнане» ГюставаКурбе
- «Бар в Фоли-Бержер» ЭдуардаМане
- Рядом расположены достопримечательности
Дальнему левому – молодой стрелец, сидящий спиной. Также видно семь глав собора Василия Блаженного. Она впервые с потрясающей силой художественной правды обнажила противоречия Петровской эпохи, напомнила о страданиях народа, о чем до Сурикова никто из художников русской исторической живописи даже не задумывался. Там, после переговоров о мире, с ними быстро расправилось четыре полка. В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной.
Архитектурный фон полотна также несет в себе скрытый смысл. Учился в петербургской Академии художеств. мирно, буднично прощается с близкими седовласый воин (на переднем плане картины). Случайность: на ловца и зверь бежит.
Петр, вернувшись в Москву, остался недоволен «розыском», распорядился пересмотреть все дело и лично повел следствие. В композиции «Утра стрелецкой казни» есть скрытые соответствия с архитектурой Василия Блаженного. Выяснилась организаторская роль Софьи. Он даже плохо спал по ночам, вскрикивал во сне, мучаясь видениями казни. Его мать происходила из этого рода. Подлинно новаторский характер картины сказался и в самой композиции. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина.
Он стоит на пороге смерти, но сила жизни неукротимо горит в нем и в эти последние минуты. Сама Софья объявила, что не посылала никаких писем в стрелецкие полки. Напугавшись, он в скрылся в Троице-Сергиевом монастыре, куда направилось и его потешное войско, представляющее к тому времени значительную силу. Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия.
Общее число казненных превысило 1200 человек. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. Вот-вот прольется кровь и на этой крови будет стоять здание создаваемой Петром империи. Начались они в сентябре 1698 года и продолжались до начала 1700 года. Таким образом, всего несколько десятков персонажей создают ощущение огромной толпы, символизирующей русский народ.
Понятно, что народная трагедия: всеобщий накал страстей не дает повода в этом сомневаться. Картина показывает муку раскаяния на лице Грозного и кротость умирающего царевича, со слезами на глазах прощающего обезумевшего от горя отца. В год окончания «Стрельцов» Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи. В прощёное воскресенье мы приходили у матери прощенье на коленах просить. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается.
Очень важна архитектурная конструкция полотна. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. Слева от девочки, прямо на земле, сидит старая женщина в темно – коричневом платье. Он ненавидел стрельцов с того самого дня, когда во время прошлого бунта весной 168 года стал свидетелем их кровавого буйства. Рядом с ней- другая, но лица ее не видно.
В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Воспользовавшись отсутствием брата, она заявила, что Петра подменили. Мастерски используя контраст, художник усиливает значение происходящего события. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества.
Оппозиция петровским реформам была потоплена в стрелецкой крови. Народ волнуется, «подобно шуму вод многих», — как любил говорить художник. Было там ещё за двадцать вёрст Свищово. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке.
Именно в этом году был сделан карандашный набросок, на котором рукою самого В. Сурикова сделана надпись: «Первый набросок «Стрельцов» в 1878 году». И цветовая раскраска вместе с композицией я ведь живу от самого холста из него все возникает, – говорил Суриков. Об этом и повествует картина Василия Сурикова. Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж Вид памятника Петру I в Петербурге, 1870, Русский музей, Петербург).
Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. В них Суриков видел выражение народности. Тяжелый темный колорит картины усиливает впечатление трагизма происходящего. Один стрелец выделяется из толпы.
Картину скрепляет дуэль взглядов Петра и рыжебородого стрельца. Иногда он отступал от буквы исторического источника, если это нужно было для выражения его замысла. Его воля повернет Россию на новый путь, который откроет ей широкие горизонты. На первом карандашном эскизе (1878) эта свеча горит в руках рыжего стрельца, являющегося узлом всей композиции.
И как бы отвечая ему, Петр посылает толпе стрельцов взгляд, полный ярости и непримиримой вражды. Она была вынуждена скрываться в Преображенском. Он навсегда раздавит эту замшелую, упорствующую в своей косности Русь.
Всю Красную площадь занимает толпа скорбящего народа. вы можете запросить все в системе с коробкой. Он сократил расстояние между объектами на Красной площади. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь.
Помимо душераздирающего зрелища, картина интересна и своими композиционными решениями. По именам их знали: какой Мишка, какой Сашка. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. Мы видим, как Василий Суриков на картине «Утро стрелецкой казни» написал шестерых еще живых персонажей. Схваченный Циклер под пыткой показал на окольничьего Соковнина, старообрядца, брата боярыни Морозовой и княгини Урусовой (которых раскольники считали мученицами).
В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Однако художник отодвинул царя в глубину картины. У стен храма совершается движение истории. На самом деле массовые репрессии начались, когда Петр Первый вернулся в Россию (25 августа 1698 г. ).
Железо колесных ободьев сквозь налипшую на них грязь сверкает, как серебро. Он родился в Красноярске, в казачьей семье. Известие о бегстве царя из Преображенского все понимали как начало междоусобицы, грозившей большим кровопролитием. Старший царь Иван тоже был женат.
Растекается вширь, вглубь и даже вверх, забравшись на Лобное место. К этому времени, к августу 1698 года, в Россию срочно вернулся Петр Алексеевич.
Солдаты душевно близки стрельцам, они представители простого русского народа. Как это случилось. Собралась несметная толпа народа. Учитель. Так что же хочет поведать зрителю картина «Утро стрелецкой казни», которая находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве.
С 1895 г. был. Задумчиво смотрит на казнь иностранец в черном кафтане (предположительно, австрийский посол Христофер Гвириент де Валль). Казнь еще не началась.
Попытаемся разобраться в этом. Тогда, по летописям, было повешено пятьдесят шесть человек.
За его спиной, возможно, стоял и Корб. Это показывает, какого рода показания выбивались на следствии. Вторая партия – Нарышкины, родственники второй царской жены Натальи Нарышкиной, матери юного царевича Петра.
Двум малым, притаившимся между большими, – черный стрелец и обнимающая его сзади женщина. А позже добавил в коллекцию еще две работы мастера на историческую тематику – Боярыня Морозова и Меншиков в Березове. В июне бунт был подавлен, а «самые злостные зачинщики» повешены. Близость смерти не погасила в нем пламени бунта и его взгляд, полный ненависти, бьет через всю картину, скрещиваясь со взглядом Петра, образующего правый фокус картины. Он даже нарисовал эскизы. Известие о бунте стрельцов настигло царя в июле 1698 года, когда он был за границей. От седьмого, уже повешенного, у его матери в руках осталась только свеча.
Спокойно величав боярин в длинной шубе с собольей опушкой. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Какие рыбы были.
Белые рубахи и серый фон, этот гризайль смягчают яркие одежды жителей тех времен. Хотя руки его связаны, а ноги забиты в кандалы, видно, что его дух не сломлен.
Лица у стрельцов печальные. В его подробном и неторопливом повествовании чутко уловлена атмосфера эпохи. – сказал Петр Адриану.
Из Красноярска целый день лошадьми ехать. Художник прибег к интересному приему в построении композиции. Учитель дополняет. Это символизирует высоко взметнувшееся пламя свечи, которую тот сжимает в ладони. Эти герои легко читаются, так как являются двумя противоположными центрами.
Там и сям мелькают синие мундиры преображенцев. А ведь это укрепляло. Он рассержен и полон уверенности в правоте своего решения.
Картина Утро стрелецкой казни понравилась коллекционеру Третьякову. Картина Сурикова здесь – яркое исключение. Рубахи у них красные, порты широкие. То есть акт правосудия, свершившийся 22 или 28 июня 1698 года. Репрессии продолжались вплоть до весны 1699 года.
Эти последние минуты крайне ценны для художника. «Я все народ себе представлял, как он волнуется. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. В Свищове у меня родственники были.
Царь уверен в себе и спокоен. А за Свищовым пятьсот вёрст лесу до самой китайской границы. И что хотел сказать художник своей картиной.
В ходе короткого следствия были повешены 56 «заводчиков» бунта, ещё две сотни – биты кнутом и сосланы. Петр Первый ведет «дуэль взглядом» с одним из стрельцов, который не сломался под гнетом репрессий. Чернобородый стрелец в накинутом на плечи красном кафтане мрачно исподлобья озирается вокруг.
Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. Что изображено здесь. Ведь в Красноярске никто до железной дороги не знал, что там за горами. Позже он говорил: «Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь».
И по характеру ведь такой, как стрелец. Петр I уехал за границу. Он полон сознания своей правоты. То есть акт правосудия, свершившийся 22 или 28 июня 1698 года.
На законченной картине свечей. По Москве начались казни. В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Царь Петр неумолим и грозен, сурово и гневно смотрит он на стрельцов. С 1895 г. был.
Пушкину и другим просто отрубили головы. Это чувство сильнее, чем лицезрение кровавых сцен. Он тут же приобрел ее.
Сестра Петра Великого, Софья Алексеевна, заточенная в Новодевичьем монастыре, не покидала надежд воссесть на царском троне России. Кузьмой звали. Сконфуженный Суриков затёр силуэт на виселице. Он не миловал никого, не взирал ни на пол, ни на возраст. Описывая утро стрелецкой казни, Суриков берет за основу официальную версию. Стрелец в красном колпаке с лютой злобой устремил свой взор на Петра, сидящего на коне. В картине Утро стрелецкой казни художник заложил определенный код, понятный не каждому.
Важное значение имеет и архитектурный фон картины. Виселицы – психологический и композиционный узел картины там Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи.
Мятежники закрепились под Новым Иерусалимом. «Потешные» – всегда были приверженцами царя, а стрельцы считали себя войсками Софьи.
Вдали стоят любопытные и равнодушные зрители. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Снова и снова сильный контраст безнадежной думы и непосредственного чувства. Даже пламенный борец за национальное русское искусство, критик В. В. Стасов, обычно с большой чуткостью отмечавший все оригинальное и талантливое в современном искусстве, на этот раз предпочел воздержаться от отзыва об «Утре стрелецкой- казни». Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь. В его отсутствие управление бояр и привело дело к новому стрелецкому бунту.
Толпа-народ и стрельцы занимают основную часть пространства. Это он мог бы сказать Петру: «Посторонись, государь. Также на картине можно увидеть – и узнать – царя Петра Первого. Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» признана одним из лучших произведений этого замечательного русского художника. Суриков вспоминал: «Казнь стрельцов так пошла: раз свечу зажжённую днём на белой рубахе увидал, с рефлексами».
«Про конфликт общества и государства, народа и империи говорить можно очень много. Во-первых, это число 7. Первого приговоренного солдаты уже поволокли к виселице. Но вместе с тем они как бы олицетворяют новую Россию, пришедшую на смену допетровской Руси. Но ни в одном из них нет и тени раскаяния или колебания. Потом Жукова сказала, что возвела оговор напрасно. Это первое большое полотно Василия Сурикова, которое он выставил на суд зрителей.
Интересно, то что «Утро стрелецкой казни» стала первой исторической картиной Сурикова и была мгновенно куплена Третьяковым. Его предыстория такова.
В их лицах нет ни злобы, ни ожесточения, но скорее скрытое сочувствие стрельцам. В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. Кончил картину, которую писал несколько лет. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом.
Подобный творческий метод у Сурикова мы наблюдаем и далее, вплоть до «Степана Разина». А что за горой – никто не знал. Он очень подробно изучал исторические источники. Суриков на своей картине «Утро стрелецкой казни» решил изображать время, которое ей предшествовало, психологический настрой всех персонажей.
– Убирайся, поставь икону на место и не мешайся не в свои дела. От них добыли признание, что они собирались посадить Софью на царство. Хотя руки его связаны, а ноги забиты в кандалы, видно, что его дух не сломлен.
Так, в действительности на Красной площади не казнили через повешение (как это изображено на картине В. Сурикова), на Красной площади стрельцам рубили головы и было это уже в феврале 1699 года. Напротив, в руке рыжего стрельца свеча зажата судорожно и гневно. – В Бузимове мне вольно было жить, – вспоминал Суриков. Он говорит: «Не хочу». Не следует понимать этих слов буквально: «самым важным» были для Сурикова не декоративные детали. Эти стены сделались любимым местом моих прогулок именно в сумерки.
Важно, что фигура царя расположена на втором плане. Это была царевна Софья. Руки стрельца связаны, ноги забиты в колодки, но не покорился он. Выше: что вы искали. Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895 Переход Суворова через Альпы, 1899 Степан Разин, 1903-1907 все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад.
Попытаемся разобраться в этом. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. «XIX век создал историческую живопись, какой мы ее знаем. На полотне художник в темных тонах написал седое туманное утро после ночного дождя.
Правительство направило против двух тысяч восставших четыре полка и дворянскую конницу. – Эшафот недалеко от училища был. Начались аресты разбежавшихся стрельцов.
Он полон сознания своей правоты. Но основным зерном из которого расцвела вся композиция, было впечатление чисто живописное, запавшее в душу гораздо раньше: свеча, горящая при дневном свете на фоне белой рубахи с рефлексами. Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. Суриков вспоминает что смертную казнь видел два раза. За ним в молчаливой скорби заломила руки и склонила голову жена его. Наконец, группа царевен и иностранцев приходится под правой ближней башней.
Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет. Двух служанок своих сестер он приказал живыми закопать в землю. Троим из них, висевшим под самыми окнами, всунули в руки бумагу в виде челобитных. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке. Софья отправила патриарха Иоакимав Троицу, чтобы склонить Петра к примирению, но в Москву патриарх не возвратился, оставшись с царём.
Низко опустив голову, она сжимает в кулаке свечку, великое горе сокрушает ее. Художник черпал вдохновение не только в действительности. Рядом с ней, сжав ручонку в кулак, охваченная страхом, кричит маленькая девочка. Символичны все архитектурные постройки. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке. Большому левому куполу с завитой главой – рыжий стрелец (и пламя его свечи повторяет завитки луковиц).
Главное значение в композиции картины имеет архитектура. Действительно, в них отсутствует один герой – в них отсутствует один двигатель. Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы. Так, силуэт склоненного в прощальном поклоне стрельца напоминает как отмечал советский искусствовед А. М. Кузнецов, древнерусскую икону из «чина». В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени.
Художник прибег к интересному приему в построении композиции. Белые рубахи и серый фон, этот гризайль смягчают яркие одежды жителей тех времен. Мучительной казни был предан и родной дядя Петра – Иван Кириллович Нарышкин, брат Натальи. На колени стал над его гробницей и думал: Вот он здесь лежит – исторические кости весь мир об нем думает, а он здесь – тронуть можно. Таким образом, всего несколько десятков персонажей создают ощущение огромной толпы, символизирующей русский народ. У меня в картине крови не изображено и казнь еще не начиналась. Однако столь выразительное и яркое повествование И. Г.
Корба послужило Василию Сурикову лишь канвой для воплощения задуманного им замысла. Восставших взяли в плен. P. s. С лютой злобой, с неистовой ненавистью он смотрит на Петра и его приверженцев.
Хранится в собрании Государственной Третьяковской галереи. Стрельцы воротились в Великие Луки. Тяжело опустилась на землю старуха. Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории.
Замечательно изображен собор Василия Блаженного, купола которого срезаны верхним краем картины. Его ноги в колодках, руки связаны у локтей, но зритель сразу видит, что он не покорен. Идея полотна «Утро стрелецкой казни» возникла из свечи, которая горела днем и казалась трагичной и одинокой. Но что толкнуло их к этому бунту. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук.
Весна 1881 года была запоздалой. Это я должен здесь лечь». трагического впечатления. Окошки там ещё слюдяные, песни, что в городе не услышишь. Теперь их выслали в отдаленные города на тяжелую службу и скудное содержание. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции.
С трудом уговорив его позировать, Суриков восхищался хищным лицом «злого, непокоренного» Кузьмы. Народ стал главным действующим лицом. С 1895 г. был. Это воистину монументальные характеры по своей несокрушимой цельности.
А самое главное – он сместил акцент с самой казни на последние минуты перед казнью. Но одна из служанок в доме, увидев их, упала в обморок. Также на картине можно увидеть – и узнать – царя Петра Первого. Там на кобыле наказывали плетьми.
На ее призыв откликнулись 175 военных из четырех полков. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом.
Архитектурный фон полотна также несет в себе скрытый смысл. Для картины Утро стрелецкой казни Суриков использовал богатую палитру. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь. Погасшая свеча – это погасшая жизнь. О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М. А. Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916). помещает и точку схода.
С 1895 г. был. Не отвлеченные греческие и римские герои, действующие в идеальной обстановке, руководимые идеальными мотивами. Скорее восторг.
В эти дни «верный Алексашка» особо «отличился»: боевым оружием – шпагой, он добивал казнимых и потом хвастался, что срубил двадцать голов. Злой, непокорный тип. Ее снова пытали и она опять обвинила полуполковника. Также видно семь глав собора Василия Блаженного. Солдаты, вытянувшиеся в четкую линию, стоят подобно стене Кремля.
Художник картины «Утро стрелецкой казни» отошел от исторических фактов, но передал ужас смерти и противостояния двух миров. Высланное боярами войско встретилось со стрельцами 17 июня у Воскресенского монастыря. В 1698 произошёл новый стрелецкий бунт. Вот таким образом Суриков отказался от идеи шокировать зрителя. При взгляде на картину кажется, что ее наполняет неисчислимая толпа.
Пытки и казни перемежались грандиозными попойками и загулами, что придавало особую, зловещую мрачность всему происходящему, напоминало о страшных временах опричнины Ивана Грозного. Ради забавы он на бумаге в канцелярии изобразил муху. В чем же заключались ее интересы. Он находится в центре полотна. Но одна из служанок в доме, увидев их, упала в обморок.
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (также известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына») — картина русского художника Ильи Репина, написанная в 1883—1885 годы. Боялся я ночей. Он уж занес было ногу в сани, да товарищи стали смеяться. Похоже, что справа от него с обнаженной шпагой «заботливо» обнимает стрельца фаворит государя Меншиков. Увидев ее, губернатор попытался смахнуть насекомое.
Важно, что фигура царя расположена на втором плане. И масленичные гулянья и христославцы. Автор использовал темные цвета на полотне, - печальное и страшное действие на картине от этого становится еще более ужасающим. Но ведь Петр I – это единственный персонаж, которого художник писал с портрета. Картина создана на основе глубокого понимания историко-бытовой обстановки и трогательной любви художника ко всем деталям. Другой солдат тянется к свече того, кто, став на телеге, кланяется народу.
На картине изображён Христос, сидящий на сером камне, расположенном на возвышенности в такой же серой каменистой пустыне. И тогда они решили всё «переиграть», то есть царя Петра убить, а на престол вернуть Софью Алексеевну, которая уж точно не пожалеет для своих верных слуг денег и хлебных должностей. Прощание с женой и сыном сломило его. Оно не может оставить равнодушными и нас: « сотня осуждённых в небольших московских телегах (которые москвитяне называют извозчичьими) ждали смертной казни. Второй мыслью, которая его натолкнула на написание картины «Утро стрелецкой казни», была свеча. Горюющие жены и матери написаны с красноярских знакомых и родственников. И он не покорился приговору Петра.
При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884). В картине «Утро стрелецкой казни» художник заложил определенный код, понятный не каждому. Боярин Шакловитый был убит, а царевна Софья – заключена в Новодевичий монастырь. Рыжебородый стрелец писан с одного могильщика на московском кладбище.