Кто Написал Картину Грачи Прилетели

История одного шедевра: «Грачи прилетели» Саврасова

Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины. Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина является царская грамота о даровании Богдану Сабинину (зятю Сусанина) половины деревни за подвиг покойного тестя. Работа над полотном началась в Костромской губернии в деревне Молвитино (в современности Сусанино).

Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. Береза всегда имеет свой рисунок.

Вот в правой части картины уже появилась проталина со стоящей в ней холодной водой. Грачи прилетели назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского)50878889. Несмотря на то, что полотно А. Саврасова было показано в окружении других пейзажей, оно сразу же привлекло всеобщее внимание. Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем.

Обычный весенний немного сероватый день. Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах.

«Грачи прилетели» 
картина Саврасова

«Грачи прилетели» картина Саврасова

Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. Интересно, что церковь сохранилась до сих пор. В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». Картина произвела большое впечатление, как на обычных зрителей, так и на самих художников. Такова краткая история написания картины «Грачей».

Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу». «нагорным» трактом, шедшим по правому берегу Волги. Тогда же и пробил час Воскресенского храма, закрытого летом 1938 года. Вскоре картина «Грачи прилетели» (конец 1871 года) была впервые представлена публике в первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок.

Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»93. Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Краевед Николай Зонтиков считал эту версию более правдоподобной— в том смысле, что Саврасов вряд ли отправился бы в такое отдалённое место один, без знакомых, — но при этом отмечал, что вряд ли целью этой поездки был осмотр сусанинских мест, которые находились не в Молвитине, а в районе села Домнино, деревни Деревеньки и Исуповского болота43.

Можно сказать, что именно картина «Грачи прилетели» Саврасова сделала его знаменитым. Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов44, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу»4546. Необходимо основательно к этому подготовиться. Через год же грянул пресловутый «великий перелом».

Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных. Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень8. Необходимо отремонтировать переданный под музей особняк, необходимо завершить реставрацию в Воскресенском храме (и прежде всего ликвидировать ту невообразимую картину в холодном четверике с его ужасной ямой), необходимо полностью возродить храм — в нём вновь должны появиться иконостасы, образа, колокола на колокольне и т. д. Он был приобретён галереей в 1984 году7677.

Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны. Это скорее эскиз по памяти».

Белоцерковский писал: Чтобы показать нищету крестьян, художник решил рядом с колокольней и церковью поставить убогую избёнку. «Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный»2021, а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова»22. А. Соломонов, биограф художника, еще при жизни А. Саврасова, утверждал, что картина была исполнена в один день: Начав картину рано утром, художник кончил ее к вечеру. Внутреннему содержанию картины при внешней простоте соответствуют точно взвешенная композиция и виртуозная живописи избегающая внешних эффектов.

Похоронен он был на Ваганьковском кладбище. В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны.

Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года8485. Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи».

Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер95. Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65. Квартиру предлагал я ему нанять – а он свое: «Никаких. » – рассердится и уйдет. Но знакомые отмечали, что он часто бывает печальным и угрюмым: вероятно, он думал о своей странной творческой судьбе. Окольничий М. М. Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких. » Видел я Саврасова еще раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, абсолютно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней».

А ведь весной иногда сыплет мелкий снег. Молвитино»36. Во-вторых, художник существенно завысил колокольню по отношению к храму (или наоборот, несколько понизил храм по отношению к колокольне), отчего храм и кажется на картине сравнительно небольшим. Морозовой, долгожданного наследника стольник С. В. В середине или во второй половине XVIII века — точное время неизвестно — храм был капитально перестроен в соответствии с тогдашней архитектурной модой в стиле «барокко».

Грачи прилетели, 
Алексей Кондратьевич 
Саврасов, 1871

Грачи прилетели, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871

В-третьих, Саврасов переставил колокольню и храм местами. В XVII в. принадлежало боярскому роду Салтыковых. «Совсем старик спился Жаль беднягу, – писал Владимир Гиляровский.

Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Многие любители живописи, которых поразила тонкая динамичность картины «Грачи прилетели», едут туда только для того чтобы сравнить церковь на полотне и материальный прототип. К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения.

Описание картины 
«Грачи прилетели»

Описание картины «Грачи прилетели»

Но это, конечно, было только начало. Развивались также суконно-валяльный промысел изготовление шапок, коневодство, сыроделие. Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго. Сколько было таких сел в России.

Саврасов считается основоположником лирического пейзажа в русской живописи, характерным образцом которого является и картина «Грачи прилетели». Придел же «святой мученицы Ефимии (точнее — Евфимии) прехвальной», память которой отмечается 11 июля (по старому стилю), также связан с приходом к власти новой династии — 11 июля 1613 года, в день своего рождения, в Успенском соборе Московского кремля Михаил Романов был венчан на царство и, таким образом, окончательно стал русским царём. Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236. Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд»59.

Поездки оставляли глубокий след в его душе. Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели». Опохмелю его иногда позадержу у себя дня на два, приодену – напишет что-нибудь.

Версия Е. Кончина логична и весьма вероятна, однако у ней есть и существенный изъян: Молвитино не имеет никакого отношения к Ивану Сусанину и его подвигу (в Сусанино село Молвитино было переименовано в 1939 году как центр района, на территории которого был совершён подвиг Иваном Сусаниным). Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине. Береза всегда имеет свой рисунок. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. и эта его несомненная заслуга в области русского художества никогда не будет забыта.

Теперь — об остальных храмах Молвитина, которые, конечно, были построены Салтыковыми. На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег.

В картине воплотилось два начала – жизнь и смерть. Однако, как мы видим, нет и не может быть никаких сомнений: на картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» изображена церковь Воскресения Христова в селе Молвитине (ныне — посёлке Сусанине). «Грачи прилетели» показывает в полной красе прелесть России, не нагромождая в себе торжественность, как это было у Шишкина или романтическое приукрашивание оттенков, как делал это Куинджи.

Для многих художник остался автором только одной картины. Однако, это лишь поначалу. Мы много говорим, намечаем хорошие планы, но практических мер к их реализации не принимаем» К 1988 году восстановление Воскресенского храма в целом было завершено и в его бывшую трапезную (тёплый храм) перевели из прежнего помещения районный музей, в основном посвящённый подвигу Ивана Сусанина. Это скорее эскиз по памяти». Впервые село Молвитино упомянуто в XVI в. как центр местной железнорудной промышленности.

Картина «Грачи прилетели» 
Алексея Саврасова, 
описание

Картина «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, описание

По такому этюду не сделаешь картину. В конце 1871 года картина «Грачи прилетели» впервые предстала перед публикой на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. С именем знаменитого крестьянина было связано известное село Домнино, находящееся от Молвитина в семи верстах и если бы Саврасов приехал в эту часть Буйского уезда (в то время и Молвитино и Домнино относились к этому уезду), чтобы посмотреть сусанинские места, то он, несомненно, поехал бы в Домнино, деревню Деревеньки, на легендарное Исуповское болото. Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака»49. Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа».

Доработка картины происходила в Москве, в мастерской художника. То ощущение весны, которым он жил последние дни, вдыхая пьянящий мартовский воздух, здесь – у околицы обычного русского села – приобрело особую силу и очарование. Конечно, до осуществления этого решения предстоит очень неблизкий путь. На них с шумом и гамом опускается стая грачей. А все творчество Саврасова видится нам выдающимся. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Сто великих картин мира.

В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника48. То ощущение весны, которым он жил последние дни, вдыхая пьянящий мартовский воздух, здесь — у околицы обычного русского села — приобрело особую силу и очарование.

Саврасов Алексей 
Кондратьевич «Грачи 
прилетели»

Саврасов Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели»

«Грачи прилетели», это маленькое полотно, становится возможностью художника открыть миру всю нежность и любовь к рано умершей дочери. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). «Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Церковь была построена в конце XVIII века.

Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть»48. А потом все-таки сбежит. Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера.

Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой и с воздухом и с деревьями, «а душа есть только в «Грачах». Потемневшие от времени избы, крестовые дворы, деревья с мокрыми стволами, свисающие с крыш длинные сосульки. Все в этой картине пронизано единым ритмом, напоено легким дыханием весны. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе.

Грачи прилетели 
 (картина Саврасова, 
1871)

Грачи прилетели (картина Саврасова, 1871)

Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал: «Пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» есть лучший и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов и барон Клодт и И. И. Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. Весной 1871 года художник совершил поездку в Среднее Поволжье, главным результатом которой и явилось создание картины «Грачи прилетели». Центральная группа берёз является основой композиции.

Это было родное село легендарного исторического персонажа – Ивана Сусанина. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. Уникальность и душевность полотна оценили и современники художника.

Алексей Саврасов на картине «Грачи прилетели» изобразил окраину обычной русской деревни. (Шишкин). Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. Какая простота. В нижней части этюда была подпись: «А. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны.

Описание картины 
Алексея Саврасова 
«Грачи прилетели»

Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»

А. Соломонов, биограф художника, еще при жизни А. Саврасова, утверждал, что картина была исполнена в один день: "Начав картину рано утром, художник кончил ее к вечеру. Несмотря на то, что полотно А. Саврасова было показано в окружении других пейзажей, оно сразу же привлекло всеобщее внимание. Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух.

Каждый, кто видел, например, церковь изображённую в «Московском дворике» В. Д. Поленова, легко узнает её — несмотря на полностью изменившееся окружение храма — в стоящей доныне в Москве церкви Спаса на Песках. в качестве проводника в село Домнино, где скрывался царь Михаил Фёдорович. На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка. Романова большую роль при его дворе.

Эффект бескрайнего 
пространства

Эффект бескрайнего пространства

Сейчас в церкви – музей И. Сусанина. Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68. Именно передвижники сделали русскую природу основной темой своих пейзажей. Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда.

Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого. Саврасов входил в Товарищество передвижных художественных выставок. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. В частности, «суровой критике» была подвергнута и антирелигиозная работа райкома. При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием». Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73. Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году.

Как отметил один из выступавших: «докладчик (т. е. Именно — Жизни, а не просто «естественного окружения» человека. О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало. На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем»2526 и «Разлив Волги под Ярославлем»13.

В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. 156. Однозначно ответить нельзя.

Новая веха в изобразительном 
искусстве, создание 
картины «Проселок»

Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»

Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12. Всё это, плюс то, что храм на картине показан с возвышенной точки зрения (с какой её обычно мало кто видит), а также то, что с шатра колокольни ныне удалена тёмная жестяная обивка, затрудняет «опознание» молвитинского храма на знаменитой картине. Но в феврале 1871 года умирает его дочь (третья по числу умерших детей в семье Алексея Кондратьевича). Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым1516. Картина «Грачи прилетели» – самая лучшая в его работах, но отнюдь не единственная. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Но всегда милый, ласковый, стесняющийся.

Это было единственное произведение на выставке, в котором Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал. Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению. По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны».

В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова. Кроме того, что изображено имеет значение то, как это сделано. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой и с воздухом и с деревьями, «а душа есть только в «Грачах». Через несколько дней новорождённая девочка умерла.

Не изобразил ли Алексей Кондратьевич в лице маленького грачика собственную тоскующую душу. Полотно не только поразило современников живописца, но и пронесло его славу сквозь года. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ1650). Стр.

На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. Также на них заметны птичьи гнезда. Никто другой не смог бы написать их столь великолепно. Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников».

В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи»71. Тяжело заболевает жена. Картина «Грачи прилетели» (холст, масло, 62х48, 5 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва) А. К. Саврасова, была написана в 1871 году. За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа62, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля8, через которые протекает река59— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина63.

У Г. М. Шестова было трое детей: сыновья Иван, Сидор и дочь Мария. Именно тоска и потеря словно отразились в картине Саврасова. В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы»969798.

Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74. Церковь была построена в конце XVIII века. Но гениальная картина не сделала ее создателя счастливым. (. ) Сопоставив величавую колокольню с жалкой крестьянской избушкой, Саврасов обратил внимание зрителей на нищенское положение большинства русского народа. ж – Троицкая церковь на кладбище Молвитина не простояла и тридцати лет.

В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве316. После смерти М. М. Салтыкова Молвитино перешло во владения к его сыну, Петру Михайловичу Салтыкову. Саврасов стал, пожалуй, первым русским художником, который сумел в самом простом, будничном мотиве, в повседневной жизни русской природы показать поэзию и красоту. Реквизиции, мобилизации и прочие атрибуты «военного коммунизма» не миновали и Молвитина.

В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова»53. По этому поводу высказывались разные версии. 14-15 мая 1938 года в Молвитине проходило отчётно-выборное партийное собрание, на котором, как писал в те дни «Колхозный клич», «работу райкома подвергли суровой критике».

Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности59. По такому этюду не сделаешь картину.

«Грачи прилетели» 
: описание картины

«Грачи прилетели» : описание картины

Колокольня с кокошниками у основания остроконечного шатра, белый храм с пятью небольшими куполами. И все же при появлении «Грачей» перед современниками неожиданно раскрывалось что-то новое, уже совсем по-иному говорящее о знакомом явлении. Картина «Грачи прилетели» и то на какое-то время забылась.

Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Есть околица села Костромской губернии, холодный сырой март на дворе, когда еще стоит зима, но в воздухе, облачном небе с чистыми голубыми просветами уже повеяло предчувствием весны, почерневший снег с проталинами, березки – и то не «девицы-красавицы», а искривленные, но упрямо и жадно тянущиеся ввысь, старые заборы, такие же домишки и церковка с колокольней, равнина, мерно уходящая вдаль, к синеющей на горизонте полоске леса. Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. С удивительным совершенством отзывается здесь художник на неуловимые смены состояний атмосферы, воссоздавая на холсте «не слепок, не бездушный лик», а ощущение жизни как единого трепетного целого. Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы94.

Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими54. В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством»2728, а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще»2930. Отчётливо видно жестяное покрытие шатра колокольни (жесть с шатра сняли только в 80-е годы во время реставрационных работ). Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность.

Саврасов «Грачи 
прилетели»: описание 
картины

Саврасов «Грачи прилетели»: описание картины

Картина написана с чувством и с любовью и вы наверняка это понимаете, читая описание. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Вот так жил и творил Саврасов. Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд.

Береза всегда имеет свой рисунок. Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова – это настоящий шедевр на все времена. Салтыков умер в 1608 году (он был похоронен в родовой усыпальнице Салтыковых в подклете Богоявленского монастыря в Костроме).

Саврасов «Грачи 
прилетели» : описание 
картины

Саврасов «Грачи прилетели» : описание картины

«Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Первый из них, как мы помним, был посвящён святым мученикам Хрисанфу и Дарье, чья память отмечается 19 марта (по старому стилю), — именно в этот день избранный царём Михаил Романов уехал из Ипатьевского монастыря в Москву (Хрисанфу и Дарье была посвящена сооружённая в середине XIX века и сохранившаяся доныне монументальная надвратная церковь в этом монастыре). В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился. Береза всегда имеет свой рисунок. Выразительно и тоскливо полотно «Грачи прилетели», описание картины этой целое приключение, осознание чего-то большого, великого. «Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве.

На склоне лет старый боярин пережил страшную трагедию — 15 мая 1682 года во время известного стрелецкого бунта в Москве был убит его сын Фёдор Петрович Салтыков (стрельцы убили его по ошибке, приняв за брата царицы — матери Петра I — Ивана Кирилловича Нарышкина). По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок». В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели»17. Здесь была показана особая глубина цвета, «хрупкость» деталей, озаренных неповторимыми полутенями.

Это было сделано художником для того, чтобы лучше показать равнинные дали, которые играют в картине важную смысловую и образную роль. «Грачи прилетели» – полотно, которое открывает нам душу художника. Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже31655. Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели». Продолжим осматривать картину. Согласно легенде, И. Сусанин был нанят отрядом поляков зимой 1612- 1613 гг. Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок.

Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы – той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки. В духе времени это было почти судилище (похоже, что районное руководство предполагали сменить и заодно показать внутрипартийную демократию). В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе. Именно два чувства сложились в «духе» картины – ее ауре: это печаль и радость нового весеннего пробуждения. А известность картины началась немного позже, когда она была выставлена в Петербурге на выставке Товарищества передвижников. И первые вестники весны – грачи, деловито хлопочущие над своими гнездами.

Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине.

Картина Грачи прилетели Саврасова

Жил в нищете и одиночестве Саврасов. Описывая её сюжет, Левитан писал: «Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, поле, тающий снег и на первом плане несколько берёзок, на которых уселись прилетевшие грачи, — и только. в – Например, шатровый Богоявленский храм в селе Красном Костромского уезда был построен в 1592 году Годуновыми (конкретная причина возведения храма в Красном неизвестна, но примечательно то, что первый каменный сельский храм края был построен фамилией уже почти пришедшей к власти в государстве) церковь Рождества Христова в с. Городище (ныне — в границах г. Костромы) была построена в период между 1649 и 1663 гг. РЖ-627)90. Будучи родственником матери первого царя из династии Романовых, К. И. Михалков после воцарения М. Ф. Романова занял при царском дворе видное место — он стал постельничим, т. е. и М. М. Салтыковых: вместе с М. Ф. Романовым наверх, к вершинам власти в государстве, пошли и они (в феврале 1613 года на земском соборе в Москве братья Салтыковы активно действовали в пользу кандидатуры Михаила Романова и сразу после его прихода к власти старший, Борис Михайлович, был назначен на один из высших придворных постов — он стал главой приказа Большого Дворца или дворецким, а младший, Михаил Михайлович, стал кравчим).

Ужаснее картину представить трудно. Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром. Именно жестяная обивка создаёт тот самый тёмный колорит шатра колокольни на картине (сейчас, когда жесть снята и заново побеленный шатёр стал одного цвета со всей колокольней, это также препятствует «опознанию» в ней саврасовской колокольни). Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии). Кисти Алексей Кондратьевича принадлежат многие прекрасные полотна.

Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан. Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова1516. Посёлок Сусанино (бывшее Молвитино) расположен на реке Шача, в 62 км к северо-востоку от Костромы, на трассе Кострома – Буй. Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви»27. В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв.

Статичные пейзажи Куинджи и Шишкина сразу потеряли статус новаторских. К. Саврасов умер в возрасте 67 лет 26 сентября (8 октября) 1897 года в Москве в больнице для бедных на Хитровке. Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67. Первый биограф художника А. Солмонов, видимо, со слов самого Саврасова писал в 1894 году об охватившем мастера в ту весну творческом экстазе. От первого варианта оно отличается чуть более насыщенным цветом.

Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели». В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве31656. Затем в 1882 году его уволили с работы. По свидетельствам старожилов Молвитина, на начало XX века в закомарах храма настенной живописи не было — или её к тому времени забелили при одном из ремонтов или же её не было совсем — и она «домыслена» Саврасовым по чисто художественным соображениям. Осенью 1857 года женился Саврасов на Софье Герц.

Однако кое-какие события, предшествовавшие закрытию храма, нам известны. Сколько было таких сел в России. В следующем — 1872 году, Саврасову поступил заказ на создание копии картины.

Картина Саврасова 
Грачи прилетели

Картина Саврасова Грачи прилетели

Кто знает, а быть может маленький скворец является самим Саврасовым. Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. Линия забора проходит на втором плане по всей ширине картины, подчёркивая протяжённость пейзажа в горизонтальном направлении59. Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа»613. Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины»46.

Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося. Петр Третьяков сразу же приобрел полотно, а через год Саврасову поступил заказ на повторение работы. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. Что касается самого храма, то на картине показана только его северная часть — да и то полузакрытая берёзами — однако хорошо видны пятиглавие (с характерной деталью — «перетяжками» на маковицах глав), четырёхскатная крыша и закомары.

Грачи прилетели 
описание картины

Грачи прилетели описание картины

Как они красивы». Но все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах»» Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж 18 – начала 20 века. На переднем плане полотна – снег.

Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73. 27192)386.

На среднем плане мы видим серое пятно. В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете.

Ранней весной 1871 года художник начинает рисовать этюды для новой картины. Известный советский поэт Давид Самойлов написал в 1960-х замечательное стихотворение. Темный, золотистый купол церкви в полотне «Грачи прилетели» описанию картины добавляет надежду, словно сам Бог присутствует в пейзаже.

Заказать репродукцию 
картины Грачи прилетели

Заказать репродукцию картины Грачи прилетели

Мало кто знает, что написана она была в селе Молвитино Костромской губернии, переименованном в 1939 г. в Сусанино, поскольку в нескольких километрах от него, в деревне Деревеньки (уже не существует) родился знаменитый герой Отечества крестьянин Иван Осипович Сусанин. Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный».

В результате «Грачи прилетели» Саврасова положили начало новому жанру в русской живописи – лирическому пейзажу. Художник создает новые эскизы и этюды полотна и довершает картину в Москве. Саврасова в Молвитино. пораженный с утра ярким впечатлением весны, вчера словно еще не наступившей, а сегодня уже спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу». Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине.

  • ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ Алексей Саврасов
  • Музеи ЕвропыРассказы о шедеврах живописи
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Рядом расположены достопримечательности
  • Творчество, заказы известных людей
  • Работа и страсть к путешествиям

Этюды к этой картине были написаны в селе Молвитино Костромской губернии (в настоящее время посёлок Сусанино Костромской области). Свое творение Алексей Кондратьевич дорабатывал уже в Москве. Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы»8.

Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы — той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки». одним из наиболее приближённых к царю лиц. По мутному пепельному небу плывут облака. Какие ощущения появляются, когда смотришь на них. Но Саврасов смог с удивительной любовью и трепетом рассказать о весне, когда природа оправляется от зимних холодов. Писал «Грачи прилетели» Саврасов в марте, в начале весны, что легко чувствуется по проталинам, ясному небу, отсутствию льда на реке и, собственно, по птицам, вернувшимся с зимовки.

Картина была написана с величественного здания Воскресенской церкви. В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина39. Здесь и были сделаны подготовительные этюды и эскизы. При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести»60.

  • Алкоголизм и увольнение с работы
  • Словари и энциклопедии на Академике

Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие. Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. Была разрезана алая лента — право на это «получили лучшие механизаторы района» В конце концов, очень нелёгкое в нынешних условиях, но бесспорно разумное и справедливое решение о переводе музейной экспозиции из Воскресенской церкви в один из старых особняков райцентра с последующей передачей храма верующим было принято. Салтыков).

ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ 
Алексей Саврасов

В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше. Родился Алексей Саврасов 12 мая 1830 года. Стройная, с глухим восьмигранным столпом, ажурным ярусом «звонов», с тремя рядами слуховых проёмов, украшенных строенными кокошниками, молвитинская колокольня и по своему композиционному замыслу и по декору весьма близка к колокольне известного храмового ансамбля в Ярославле, в Коровниках, по праву считающейся одной из прекраснейших русских колоколен такого типа (к тому же, коровницкая колокольня была построена в те же 1680-е годы, видимо, всего на несколько лет раньше молвитинской).

Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи. При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать»69. Автор этой статьи Б. В. «Грачи прилетели» – картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях. С. 319.

Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75. Написал несколько пейзажей в Швейцарии. В поисках новых принципов пейзажа он много работал в окрестностях Москвы: в Сокольниках, Фили, Кунцево, Мазилово, Строгино, Братцево выезжал в серные губернии России, в Поволжье. Картины Саврасова выставлялись также на всемирных выставках – венской 1873 года и парижской 1878 года и на Всероссийской выставке в Москве в 1882 году. А. Такую возможность даёт нам посвящение храмовых приделов. Также в посёлке сохранились постройки второй половины XIX в. Один из самых известных русских пейзажей – картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене32.

Всем с детства знакома эта удивительная, тонкая и трогательная картина художника-передвижника А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами. 30958)33878, поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака. Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги35.

Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился. Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон. – Оденешь его – опять пропьет все. Перед вами авторское повторение 1879 года. В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года52, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей22. Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова.

Оба брата были лишены почти всех своих вотчин и сосланы из Москвы: Борис Михайлович в вологодское село Ильинское, а Михаил Михайлович в свою «галицкую вотчину» — в село Коткишево одноимённой волости Галичского уезда (ныне это территория Нейского района). Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его Грачей. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. Прилёт грачей предвещает скорую весну и конец холодов. Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины.

После первой выставки с Товариществом передвижных выставок, картина едет в Санкт-Петербург. Как выглядела эта кладбищенская церковь, нам неизвестно изображений её, судя по всему, не сохранилось, в документах же о ней сказано только, что она «зданием каменная с такою же колокольнею» Колокольню Воскресенского храма Саврасов изобразил практически «один к одному», какой она была в марте 1871 года. Вскоре Алексей женился на хорошей девушке.

Здесь что-то смешанное: и покой и тревога одновременно. Документов о закрытии Воскресенской церкви мне найти не удалось, молвитинская районная газета «Колхозный клич» о таком событии как закрытие главного храма районного центра не сообщила ничего: времена, когда о закрытии очередной церкви рапортовали как об очередной победе на фронте социалистического строительства, остались позади (церкви по-прежнему закрывали, но сообщать об этом в газетах уже считали лишним). Имеет философский смысл картина «Грачи прилетели». В 1613 г. разорено поляками. Судя по опубликованным изложениям выступлений на собрании, руководству Молвитинского райкома ВКП (б) и лично I-му секретарю И. М. Белкову действительно досталось. На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью.

И все же при появлении «Грачей» перед современниками неожиданно раскрывалось что-то новое, уже совсем по-иному говорящее о знакомом явлении. Лишь к 1873 году полотно перестает «путешествовать» с одной выставки на другую. Трудно описать какой успех имела в свое время эта картина. Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера.

На них с шумом и граем опускается стая грачей. Это скорее эскиз по памяти. В 1866 году на кладбище «тщанием крестьянина села Молвитина Алексея Григорьевича Галочкина» была выстроена небольшая каменная Троицкая церковь. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены.

Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Картина выгодно отличалась от других полотен художников – современников Саврасова.

Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта. Те же туристы, которые будут приезжать сюда, должны видеть не только посвящённый Ивану Сусанину музей, но и действующий — как при Саврасове — храм изображённый на его знаменитых «Грачах» (тем более, что в память о великом художнике, верующем человеке, трагически окончившем свою жизнь, в храме могли бы служиться панихиды). Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу. Лужи растаявшего снега открыли землю, отразили силуэты деревьев, на потемневший снег упали тени от молодых березок, озарилось розовато-золотистым светом плотное облако, а на обозримых далях обнажились проталины.

Звуковых эффектов автор достигает невероятных – вы уже слышите, как галдят беспокойные вестники весны, как журчит вода и падает с крыш изб капель, то есть, ощущаете эту прелесть весеннего настроения. Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью»69. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Не избежал этого и Воскресенский храм — в середине 30-х годов с его колокольни (вспомним — с колокольни изображённой А. К. Саврасовым) были частью сброшены, частью сняты все колокола. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе.

Между тем в этом пейзаже нет поражающих воображение величественных панорам, ярких красок южных краев, ничего такого, к чему приучены были тогда ценители «изящной природы» и «романтических ландшафтов». Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы – той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки».

Своей трехмерностью, глубиной притягательна эта картина. Картина полна жизни, эмоций и впечатлений. «Грачи прилетели» стала символом всего творчества художника. Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение»6. Это было настоящей трагедией для него. Главный престол храма был посвящён, конечно, небесному покровителю Константина Ивановича Михалкова, а престол придела (во имя великомученицы Екатерины) — небесной покровительницы его тётки, Екатерины Андреевны Салтыковой.

пораженный с утра ярким впечатлением весны, вчера словно еще не наступившей, а сегодня уже спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу». боярином Г. И. Ту любовь, то чувство, душевность, которые художник вложил в картину, ощущал любой, кто видел ее.

Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели». Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Приделы Никольского храма были посвящены святым, приходящимся на эти исторические для династии Романовых дни, конечно, не случайно — эти дни были особыми для Б. М. «Грачи» стали открытием в живописи. С. Молвитино.

Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23. Это скорее эскиз по памяти. Картина «Грачи прилетели» была представлена в 1871 году на самой первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Да, действительно, больше всего одним полотном знаменит Саврасов. «Грачи» стали новаторством в живописи, при этом несколько статичные пейзажи Шишкина и Куинджи терялись на фоне работы Саврасова. Саврасовъ. «Грачи прилетели» – назвал свою картину Алексей Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе.

Однако в своём первоначальном виде он простоял недолго. Правда, советский художник Игорь Грабарь утверждал, что этот маленький пейзаж был написан А. Саврасовым позже, уже в Москве. С. 282.

По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах»2021. Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Морозовым, судя по всему, в честь рождения от своей второй жены, знаменитой боярыни Ф. П. Такое сходство позволяет нам, как уже писалось, уверенно предположить, что Воскресенская церковь в Молвитине строилась артелью ярославских мастеров. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине.

Решение этого вопроса слишком важно и здесь не должно быть места неясностям. Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23. Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы. По такому этюду не сделаешь картину. Саврасов быстро становится знаменитым. Отец был небогатым торговцем-галантерейщиком. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь.

Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». Как будто по-прежнему идет жизнь вокруг и среди этой жизни – на пустыре, огороженном забором, – совершается великое чудо тихого пробуждения природы от зимнего сна.

Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. Может маленький грач разыскивает в талой земле корм, а может у него просто поломано крыло. По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу.

О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало.

Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение»613. Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно.

Некоторые художники зарабатывают на хлеб тем, что раз в год пишут серию полотен весеннего цикла. Сделано это было группой татар, жителей Татарской слободы в Костроме (последние издавна специализировались на работах, связанных с колоколами, только до революции они поднимали их на колокольни, после же Великого Октября — сбрасывали). А Бенуа даже охарактеризовал самого мастера на основе этой картины: «Очевидно, в Саврасове, в этом скорее пустоватом, банальном художнике, ничем в прочих своих вещах не отличавшемся от разных Каменевых, Ясновских и Каменевых – от всего порядочного, но далеко не передового в искусстве, – жила настоящая душа живописца и настоящий могучий художественный темперамент, священный дар внимать таинственным голосам природы, до него никем еще из русских живописцев не расслышанным» Бенуа А. «История русской живописи в 19 веке».

Именно надломленность художника позволяет картине Саврасова «Грачи прилетели» получить неповторимую прелесть печали и тоски. Таким образом, А. К. Саврасов из композиционных соображений в картине: 1) изобразил колокольню слева, а не справа от храма, 2) несколько повысил колокольню по отношению к храму (или, наоборот, понизил храм по отношению к колокольне), 3) сблизил колокольню и храм. Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области37), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели»789.

Б. В. Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна. Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли.

I–й секретарь Белков — Н. З. ) ничего не сказал как райком партии развернул в районе антирелигиозную работу, а надо сказать, что она проводилась неудовлетворительно. По такому этюду не сделаешь картину. Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ)17, а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев.

По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11. Закрытие основной части церквей в Молвитинском районе пришлось на конец 30–х годов. «Грачи прилетели» — картина, написанная человеком сильной впечатлительности, острой наблюдательности и вместе с тем художником огромного мастерства. Это скорее эскиз по памяти". В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Иначе обстоит дело с Воскресенской церковью изображённой в «Грачах» Саврасовым.

Через этот простой вид неприметного русского села художник воспевает русскую весну – простую и этим прекрасную. На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны27. За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек8.