Кто Нарисовал Картину Христос В Пустыне

Христос в пустыне (картина Крамского)

Почти каждый крупный художник того времени рано или поздно касался этой темы. «Бывало, вечером уйдёшь гулять и долго по полям бродишь, до ужаса дойдёшь и вот видишь эту фигуру На утре, усталый измученный исстрадавшийся, сидит он один между камнями, печальными, холодными камнями руки судорожно и крепко, крепко сжаты, ноги поранены и голова опущена Крепко задумался, давно молчит, так давно, что губы как будто запеклись, глаза не замечают предметов Ничего он не чувствует, что холодно немножко, не чувствует, что весь он уже как будто окоченел от продолжительного и неподвижного сиденья. Здесь он подвергся многократным искушениям сатаны. По возвращении в Россию Крамской продолжает искать. Это какой-то нигилист. И к чему тогда пустыня. Большинство зрителей признавали, что «Христос в пустыне» – это новое, небывалое доселе явление в русской живописи.

Итогом этих размышлений явилась у художника потребность рассказать другим то, что я думаю. Начиная с А. Иванова, пожалуй, не было ни одного крупного художника второй половины XIX века, которого так или иначе не увлекал бы образ Христа, трактовка которого приобретала не созерцательное, а острое историко-философское звучание. Кроме того, в образе Христа воплотился психологический облик современного Крамскому человека, в котором эпоха ломки породила множество «проклятых вопросов» и к разрешению их он шел путем мучительнейших поисков, сомнений и колебаний. Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге31. «Пять лет неотступно Он стоял передо мной, я должен был написать Его, чтобы отделаться».

История одного шедевра: 
«Христос в пустыне» 
Крамского

История одного шедевра: «Христос в пустыне» Крамского

Чтоже доэффекта, который «Христос впустыне» произвел напочтенную публику, тообэтом очень хорошо написал Крамской: «Картина моя расколола зрителей наогромное число разноречивых мнений. Произведение «Христос в пустыне» произвело на публику неизгладимое впечатление. Например, Христос Николая Ге в работе «Что есть истина» гораздо больше напоминает нам бродягу-пророка, такого булгаковского Иешуа, чем евангельского Спасителя, Сына Божия.

Так и получилось. автора) у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин 10:17 – 18). Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание. Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне»28 (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ инв. – Я не знаю Но сколько раз плакал я перед этой фигурой. Как могу прекратить губительную бурю. В картине их символизирует чудовище, расположенное в правом нижнем углу полотна. Через перевоз рек поджидал Он путников, спрашивал – не ты ли несёшь для Меня.

Разве только злободневная идея разночинной демократии побудила И. Крамского, молодого, глубоко верующего художника, выбрать эту трудную религиозно-философскую тему. Он отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа — это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения»63. Третьяков стал первым, кому художник назвал свою цену — 6000 рублей. Вот почему «Христос в пустыне» до сих пор вызывает столько вопросов, сомнений, предположений: зрителю разных эпох кажется, что Христос Крамского, уставший изнеможденный Путник, со слипшимися губами, в рваном хитоне, слишком уж очеловечен, слишком уж мучителен его выбор, слишком тяжело его раздумье. Неужели это та самая книга.

Описание картины 
«Христос в пустыне»

Описание картины «Христос в пустыне»

Там он учится блестяще и получает в процессе учебы несколько серебряных медалей, а за программную картину «Моисей источающий воду из скалы» – малую золотую медаль. По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» — «центральное полотно во всей Третьяковской галерее»62. Но как рассказать. Ключик к разгадке тайны полотна Крамского подарил Гончаров: «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой».

Чем, каким способом я могу быть понят. Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино»11. На первом же варианте будущего полотна Христос изображен стоящим. В письме он напишет приятелю, как заболел своей картиной. Искушение Христа (1933).

Христос в пустыне, 
картина Крамского: 
история создания,

Христос в пустыне, картина Крамского: история создания, описание и фото

Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатления от картины Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель. И в то же самое время – признание другу: «Во время работы над Ним много я думал, молился и страдал Как я боялся, что потащат моего «Христа» на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцами в Него и критику свою разводить». Претворяя эту идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата»49.

Одной из главных мыслей художников (они даже создали собственный журнал «Росток») было желание вывести искусство из вторичного положения, сделать его актуальным и востребованным. Через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата». В одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе»11. В ноябре 1869 года, чтобы «видеть все, что сделано в этом роде» (т. Как все это ново и глубоко интересно и поучительно. «Я знаю, большой нужно иметь риск, чтобы браться за такие задачи.

Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации. Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням. Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир – небо и землю – воедино».

Описание картины 
Ивана Крамского 
«Христос в пустыне»

Описание картины Ивана Крамского «Христос в пустыне»

Нужен Христос действующий, совершающий великие дела, произносящий великие слова. ». Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу». Советский искусствовед Г. Вагнер посвятил картине И. Крамского «Христос в пустыне» большое исследование. Особенно напряженно художник работал летом 1872 года. Крамской лично посетил эту выставку, выехав в Париж в октябре 1878 года.

Следующей «книгой» должна была стать еще одна большая композиция Крамского на евангельскую тему. Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря»17. Он отчаянно спорил с ним о вере. Другой опыт работы Крамского над евангельским сюжетом был еще менее удачным.

Претворяя идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата»49. Однажды кто-то дерзнул назвать их работы «изобразительным богохульством». Вовсе не интерес к Библии, как к Священному Писанию, двигал прерафаэлитами. В одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе».

Начав работу над картиной Христос в пустыне, по началу художник решил писать картину в вертикальном формате, но быстро поняв, что пустыня лучше будет смотреться в горизонтальном положении, с широким охватом панорамы на фоне, которой в испытании своей судьбы в искушении отражен Иисус Христос. А тем временем, по словам самого художника, это была первая вещь, которую он «работал серьезно», «слезами и потом». Например, писатель И. Гончаров отмечал, что «вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась — не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти — и, наконец, в добытом и готовом одолении». Великий русский художник, один из ярчайших портретистов своего времени, Крамской создавал такие удивительные по глубине психологизма и живописного мастерства вещи, как портреты Льва Толстого известный «Мина Моисеев» или «Некрасов в период «Последних песен». Христа не кончил».

Его картина висела последней. Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее — борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого»64. Крамской иногда договаривался до того, что начинал доказывать «атеизм» Христа. В Христе Крамского отразилось присущее русской народнической интеллигенции стремление «очиститься от наследных грехов» (Чернышевский), преодолеть в себе все эгоистическое и посвятить себя высокому идеалу служения общенародному делу. И тогда приступил к нему дьявол и трижды искушал его: голодом, верой и гордыней. Среди них было и полотно «Христос в пустыне», которое экспонировалось под названием «Спаситель в пустыне»1.

Христос в пустыне, 
1872, Крамской

Христос в пустыне, 1872, Крамской

Таким увидел на картине Христа этот писатель. Среди них было и полотно «Христос в пустыне», которое экспонировалось под названием «Спаситель в пустыне». Но, как это часто бывает, в этих спорах было мало толку. Картина «Христос в пустыне» занимает абсолютно особое место в творческой биографии Ивана Крамского. В зале было немыслимое количество народу. Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких»48.

Крамской был ошарашен: про его словам, нельзя было найти и трех людей, которые бы сошлись в понимании смысла полотна: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений». Крамской лично посетил эту выставку, выехав в Париж в октябре 1878 года46. Потому Волхов не было около Него, но лишь по звёздам знали о Нём. У Николая Рериха есть поразительная по своему откровению картина «Христос в пустыне». Это какой-то нигилист.

Спокоен, невозмутим и ясен его Лик. Ибо вместо покорения малых духов природы, Он мечом духа своего разрубал все препятствия. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил его. Разве можно это написать.

По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил. Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей1819 при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке»17. Ж-998)29.

"Христос в пустыне" 
– удивительная история 
картины

"Христос в пустыне" – удивительная история картины

«Никто не отнимает ее (жизнь. увидел фигуру, сидящую в глубоком раздумье. Учение Его устремляло людей к возможности духа. Он отказывается. Чем, каким способом я могу быть понят.

Сам Крамской говорил, что в его картине изображен момент переходный (имея в виду переход от сомнений и колебаний к твердой решимости «не сделать того, куда влекут его животные наклонности»). Именно тогда готовились к «хождению в народ» молодые революционеры-разночинцы. Конечно, все это я читал, даже учил когда-то.

Лев Толстой также очень хорошо принял картину, сказав, что это «лучший Христос», которого он знает. Там нет пустыни, наоборот, огромная толпа народу, воины, смеющиеся над Христом, но Христос на этом полотне не менее одинок, чем в той серой пустыне, которая была написана Крамским в 1872 году. Эти последние формулируют свои симпатии и антипатии, крепко осевшие на дно человеческого сердца под впечатлениями жизни и опыта. Но никто не говорит ничего важного. Что же до эффекта, который «Христос в пустыне» произвел на почтенную публику, то об этом очень хорошо написал Крамской: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений. По правде сказать, нет трех человек, согласных между собой.

Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. Это были люди, которых объединяло понимание художника, как высокодуховного, нравственно и интеллектуально развитого критика общественных явлений, как «служителя истине путем красоты», но не красоты внешней, не красоты действительности, а «красоты искусства, которая состоит во внутренней гармонии формы и содержания». Другие зрители спрашивали Крамского: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. » Художник потом говорил весьма загадочно: «На эти вопросы я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали». Раньше он говорил: «Я хочу, чтобы мой Христос стал зеркалом, увидев себя в котором, человек забил бы тревогу». Критика выражала свои мысли еще менее стройно и последовательно, чем художник.

Но, как это часто бывает, в этих спорах было мало толку. 3. 1. 41/40) и др. А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа.

Но теперь. Творец выбирает горизонтальный формат, а не вертикальный. Картина была принята очень неоднозначно. А люди говорили, спорили, строили догадки, но никто не говорил «ничего важного», что могло бы помочь мастеру понять, что же он все-таки сделал.

Иван Николаевич Крамской родился в 1837 году в небогатой мещанской семье. Они отправляют сына в пустынную область Южной Иудеи для обучения в общине Евсеев. Англия.

ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ 
Иван Крамской

ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ Иван Крамской

Одна из гор этой пустыни до сих пор носит название Сорокадневной. Учение Будды, Зороастра и старые сказания Вед Узнавал Он на скрещениях путей. Другой чертой идеологии «братства» явилось внимание к историческому жанру и религиозному сюжету. Прерафаэлиты предпочли второе. В своих холодных глубинах оживают каменные души и взирают на Христа с немой надеждой.

Что ж после этого. В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни». Искусству живописи оставалось либо отойти в сторону, либо конкурировать. Ибо должен был земными ногами пройти и человеческими словами спросить.

Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать». А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа. Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне» (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2 см, ГТГ инв.

Описание картины: 
«Христос в пустыне»

Описание картины: «Христос в пустыне»

Об этом можно судить уже по тому, что в 1863 году, на последнем курсе Академии, которую он оканчивал в числе лучших студентов, двадцатишестилетний Крамской возглавил неслыханное в истории академии событие, которое получило название «бунт четырнадцати».

По свойству натуры, язык иероглифа для меня доступнее всего. Художник Илья Репин вспоминал, что Савицкий рассказывал ему о том, «что, страдая в то время удушьем, он часто не мог спать по ночам иногда до рассвета и бывал невольным свидетелем того, как Крамской, едва забрезжит утро, в одном белье пробирается тихонько в туфлях к своему Христу и, забыв обо всём, работает до самого вечера, просто до упаду иногда»33. И вот я однажды. Свое полотно И. Крамской обдумывает целое десятилетие.

Великие Учителя человечества в серии Знамена Востока – это так же уединенные образы. Ноникто неговорит ничего важного.

Христос в пустыне, 
или Крамской на 
распутье –

Христос в пустыне или Крамской на распутье –

Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей1920 при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке»18. Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее — борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого»64. А вокруг нигде и ничего не шевельнётся, только у горизонта чёрные облака плывут от востока И он всё думает, думает, страшно становится Странное дело, я видел эту думающую, тоскующую, плачущую фигуру, видел как живую Однажды, следя за нею, я вдруг почти наткнулся на неё Кто это был. Я не знаю. Неужели это та самая книга.

«Так начнём описание Его жизни, чтобы неизвращённое слово было записано на земле. Он отчаянно спорил с ним о вере. Нет. Искусствовед отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа — это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения»63.

В картине нет места ясным и радостным тонам, как нет места наивной светлой вере. Она должна была стать «гвоздем» экспозиции и действительно произвела небывалое впечатление. «Искусство, не стремящееся к истине, вредно, бесполезно и является пустой забавой», – говорил Крамской. Здесь не было серьезных духовных исканий, скорее они отдавали предпочтение эстетике, ведь руководствовались же они принципом «красота ради красоты».

Это позволило представить панораму бескрайней пустыни. В конечном счете, эти идеи коснулись не только живописи. И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа. 4:2).

Искусствовед отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа – это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения». Второй вариант картины был написан за год. Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать». В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни»9. Но как рассказать. Как все это ново и глубоко интересно и поучительно.

Философское начало в картине выходит на первый план благодаря композиционному решению: очевидно сходство позы Христа на полотне Крамского (1837-1887) с позой Ф. М. Достоевского – «властителя дум» на известном портрете В. Г. Перова. Суть идей прерафаэлитов можно заключить в трех словах: историзим, натурализм и символизм.

Большинство Его учеников жили вместе в уединенной местности. Незадолго до этого он ездил в Крым, где, в частности, побывал в Бахчисарае и Чуфут-Кале, чтобы пережить чувство испытываемое человеком на пустынных горных возвышенностях18. На картине изображён Христос, сидящий на сером камне, расположенном на возвышенности в такой же серой каменистой пустыне. О чем думает его Христос.

1848 год. Но посмотрим хотя бы на эти эскизы. Целую неделю я оставался под впечатлением этого вечера – он меня совсем перевернул». Иван Николаевич стоял в углу последнего зала Академии, в котором висело его только что оконченное полотно «Христос в пустыне».

Христос в пустыне, 
Иван Николаевич 
Крамской

Христос в пустыне, Иван Николаевич Крамской

Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба».

По свидетельству художника Ильи Репина, в период работы над образом Христа Крамской «штудировал все мало-мальски подходящие лица, которые встречал в натуре, особенно одного молодого охотника-помещика, которого он написал потом с ружьём и в охотничьем костюме»26 — по всей видимости, Репин имел в виду картину «Охотник на тяге» (1871, другие варианты названия — «На тяге» и «В ожидании зверя»), которая экспонировалась на 1-й Передвижной выставке, открывшейся в Петербурге в конце 1871 года (в настоящее время это полотно хранится в Национальном художественном музее Белоруссии)2327. Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание. Game Board Breakdown / Подробное описание игрового поляАнализ и описание рабочего места PR-менеджера «Mr. Doors». Анализ рынка и описание наиболее важных факторовБиблиографическое описание источников информацииВыбор и описание силовой схемыВыбор механизмов и описание технологического процесса. Глава 2. Картину «Христос в пустыне» художник написал в 1872 году.

Едва ли. Впрочем, критика им была и не страшна. Он ходит по картинным галереям и художественным салонам, знакомится со старым и новым искусством, а вернувшись на родину, совершает поездку в Крым – в районы Бахчисарая и Чуфуй-Кале, которые своей природой напоминали палестинские пустыни.

Христос у Крамского показан высоконравственным, но всё же вполне земным человеком — с ортодоксально-церковной точки зрения такой подход мог быть воспринят как святотатство. В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням9. В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни»8. Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне»28 (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ инв.

По свойству натуры, язык иероглифа для меня доступнее всего. Исследования краеведов показали, что усадьба, принадлежавшая Марии Николаевне Снарской (урождённой Вансович), находилась на берегу Ильжинского (ныне Ильжовского) озера, в сельце Среднее Ильжо (ныне в составе деревни Ильжо)32. «Не тем люди живут. Композиция полотна очень проста.

Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна – «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия». Претворяя идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, – «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата». Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. В зале было немыслимое количество народу. В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне».

Библейские сюжеты 
в русской живописи

Библейские сюжеты в русской живописи

В его одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе»10. В каком-то смысле критики были правы. Так в 1872 году мастер создал своего Христа – тихого, спокойного, величавого, отрешенного.

Второй вариант картины художник писал самозабвенно три месяца. Картина изображает Спасителя, сидящим на камне. – Не прекращая разговаривать с критиком, Гаршин горячо жал руку Крамского.

Он изображен спиной к розовеющему горизонту, он может только угадывать восход. В 1870 году на имя министра внутренних дел Тимашева была подана просьба об утверждении Устава Товарищества (объединения московских и петербургских художников для устройства во всех городах передвижные выставок). Целый ряд толкователей картины (о чем упоминает, например, советский искусствовед Вагнер) выдвигал версию о том, что Христос Крамского делает выбор между «добром и злом». Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается.

Стасову, однако, не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний – этого никто не объяснит». И другой путь: путь воцарения его, как земного Царя, о котором так мечтали иудеи. И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. Я, вероятно, принадлежу к последним.

Влияние «Христа» 
Крамского на живопись

Влияние «Христа» Крамского на живопись

Десятью годами ранее, в 1839 году, была изобретена фотография. «Христос в пустыне» была размещена в зале последней и должна была стать гвоздем выставки. И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа.

Цветовое решение картины определено Крамским в холодных цветовых оттенках раннего утра. Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням10. Они захватили моду, декоративно-прикладное искусство (витражи, ткани) дизайн интерьеров, литературу, поэзию и книжную графику.

Таким образом, обе творческие попытки талантливого живописца потерпели фиаско. «Итак, это не Христос, – говорил художник. – То есть я не знаю, кто это. Чтобы найти «своего» Христа, в ноябре 1869 года Крамской уезжает в Германию, затем перебирается в Вену, Антверпен, Париж. В письме он напишет приятелю, как заболел своей картиной. У нас не возникает сомнений в том, что изображенный человек сидит так уже очень давно. Образ Христа выстраивался с годами, приобретая каждый раз что-то новое.

Записки переводчика 
с Андреем Десницким

Записки переводчика с Андреем Десницким

Постепенно у картины собралось много народу: люди спорили, восхищались, насмехались. По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября28. На самом деле пейзаж прописан довольно плохо: камни однотонны и одинаковы.

Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске. Художник Илья Репин вспоминал, что Савицкий рассказывал ему о том, «что, страдая в то время удушьем, он часто не мог спать по ночам иногда до рассвета и бывал невольным свидетелем того, как Крамской, едва забрезжит утро, в одном белье пробирается тихонько в туфлях к своему Христу и, забыв обо всём, работает до самого вечера, просто до упаду иногда». Таким образом, Крамской и его 13 товарищей ради своих принципов отказались от блестящего окончания академии и всех последующих благ, которые оно сулило. Из воспоминаний Ильи Репина (он был учеником и другом Крамского до самой смерти Ивана Николаевича): «Я вошел в небольшую комнату и начал смотреть по стенам.

Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. В Лондоне – центре мировой экономики, столице британской империи – возникает «Братство прерафаэлитов». – Это я взял заказ писать образ Христа. Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких».

Прерафаэлиты и «изобразительное 
богохульство»

Прерафаэлиты и «изобразительное богохульство»

Но, по-видимому, художник сразу же отказался от этого варианта. За спиной Христа едва розовеет от восходящего солнца горизонт. художник воспроизвел только нимб над головой Спасителя, то в картине «Христос в пустыне» он создал поток света, который льется от Христа в мир. Продолжая обсуждение образа Христа, Гончаров писал: «Вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась — не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей — в борьбе сил духа и плоти — и, наконец, в добытом и готовом одолении. Но никто не говорит ничего важного. И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. Непонятно, как такую картину позволили выставить.

На вопросы, которые задавали зрители художнику: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование38. Родители Его были бедны, но происходили из благородного рода. Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в своей статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатление, произведённое на него картиной Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель. Картина «Христос в пустыне» занимает абсолютно особое место в творческой биографии Ивана Крамского.

Кратко о жизни и 
смерти талантливого 
человека

Кратко о жизни и смерти талантливого человека

Мастерская плотника» Форд Мэдокс Браун – «Ииисус омывающий ноги Петру». В творческой биографии Ивана Николаевича Крамского (1837 – 1887) картина «Христос в пустыне» занимает особое место. На нем печать глубокой думы.

Крамской пробыл под Лугой три месяца, с конца июня до конца сентября 1872 года, продолжая свою работу над картиной «Христос в пустыне»32. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. Своё высшее Посвящение Иисус получил в Гималаях. В этом смысле, передвижники не были актуальными художниками. Иван Николаевич стоял в углу последнего зала Академии, в котором висело его только что оконченное полотно «Христос в пустыне».

Скверная штука жизнь. ». Чем, каким способом я могу быть понят. Но непонятно вот что: а был ли сам выбор и что же все-таки хотел сказать Крамской. Найдя не только единомышленников, но и спонсоров в лице владельцев промышленных предприятий Англии, «братство», пользуясь благами цивилизации (печатными машинами на паровых двигателях), стало последовательно распространять идеи нового стиля. Он исцелял болезни и совершал другие замечательные действия.

И потащат его на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцем в него и критику свою разводить»3034 Работе над образом Христа было отдано много сил: по словам Крамского, «вот уже пять лет неотступно он стоял передо мною я должен был написать его, чтобы отделаться»30. Спаситель же, в свою очередь изображался, естественно, с соблюдениями всех канонов (в русской иконописи), безоговорочным Победителем, которому не стоило никаких усилий ниспровергнуть искусителя. Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации. Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер.

Посмертная выставка замечательного художника

Даже в работах христологического цикла, столь многолюдных в канонической иконографии, Рерих пишет Иисуса одиноким Сошествие во ад (1933), Христос в пустыне (1933), Чаша Христа (1924), Исса и голова великанова (1932). Не вынесет тьма розового света вселенской любви, она обречена. Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. Подобно свету, рождающемуся во тьме и холоде, в душе человека появляется воля, способная преодолеть мрак и хаос окружающего мира. Под влиянием ряда впечатлений у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» — «центральное полотно во всей Третьяковской галерее»62.

Почему. Известно, что для этой картины ему позировал конкретный человек — крестьянин Строганов из слободы Выползово Переславского уезда Владимирской губернии2223.

Христос в пустыне, 
картина Крамского 
 (фото полотна)

Христос в пустыне, картина Крамского (фото полотна)

Возможно, так получилось потому, что Крамскому пришлось больше работать не с натуры, а по фотографиям, которые ему присылал по его просьбе из Крыма младший друг, «гениальный мальчик», не доживший до 24 лет, пейзажист Федор Васильев. Он и не претендует на универсальность обретенного им в живописи идеала. Это произведение мастер создавал на протяжении десяти лет. Главный герой старинных китайских картин, как правило, уединенный вольный муж. Послужить Его Учению решили мы тогда». Христа не кончил»32. Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия».

Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. Через год после открытия Второй выставки Крамской ответит на вопрос Гаршину. Крамской получил несколько предложений продать картину. Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. Описание учебного контроллераГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

Она должна была стать «гвоздем» экспозиции и действительно произвела небывалое впечатление. В начале 1873 года Крамской, узнав, что Совет Академии художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне», пишет письмо в Совет об отказе от звания, оставаясь верным юношеской идее независимости от Академии. Ж-998)29. И в то же время он писал странные (для мастера его уровня. ) полотна, отдающие салонностью и приторностью, например, «Лунная ночь» или «Неизвестная», которая в советское время выставлялась как образец и идеал женской красоты. И к чему тогдапустыня.

Я был глубоко потрясен и внутренне давал себе обещание начать совсем новую жизнь. Лицо и взгляд наполнено напряжёнными мыслями, он будто отрешён от реального мира. А на вопросы зрителей: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой.

Исследования краеведов показали, что усадьба, принадлежавшая Марии Николаевне Снарской (урождённой Вансович), находилась на берегу Ильжинского (ныне Ильжовского) озера, в сельце Среднее Ильжо (ныне в составе деревни Ильжо). То же самое и в других полотнах: «Явление Христа народу» Иванова, «Тайная вечеря» и «В Гефсиманском саду» Ге. Он вынужден был пойти по стопам отца и несколько лет служил канцеляристом-переписчиком в городской думе. Как быть убедительным, чтобы донести свою мысль. Новаторством было вписать исторические образы в современный контекст, максимально приблизить их к настоящему времени.

Но как рассказать. Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении. Он точно постарел на десять лет, но все же я догадывался, что это такого рода характер, который имея силу все сокрушить, одаренный талантами покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности. Увидя чистые глаза, Он спрашивал – что знаете о Боге.

Другие картины Ивана 
Николаевича Крамского

Другие картины Ивана Николаевича Крамского

Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба». Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «Христос в пустыне» «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг». Непонятно, как такую картину позволили выставить.

Вот таким образом неудивительно, что многие искусствоведы считают Крамского неглубоким художником и далеко не самым хорошим живописцем, так и не сумевшим раскрыть свой талант, растратившим его на полусалонные портреты, в которых порой явно читается почерк бывшего ретушера фотографии. Крамской иногда договаривался до того, что начинал доказывать «атеизм» Христа. И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. Шла вторая выставка передвижников. Кто это был.

Эстетика картины находится в границах эпохи. Я был глубоко потрясен и внутренне давал себе обещание начать совсем новую жизнь. Аведь «Христос впустыне»— это моя первая вещь, над которой яработал серьёзно, писал слезами икровью она глубоко выстрадана мною она— итог многолетних исканий». Нужен Христос действующий, совершающий великие дела, произносящий великие слова. ».

Словари и энциклопедии 
на Академике

Словари и энциклопедии на Академике

Возможно, материальные трудности и необходимость в дальнейшем содержать свою семью и заставили Ивана Крамского, всегда мечтавшего о монументальных исторических полотнах, взяться за портрет. По всей вероятности, это была галлюцинация я в действительности, надо думать, не видел его. ». Вот что писал Иван Гончаров о «Христе в пустыне» : «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой». Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. Скверная штука жизнь. ».

Ж-5724)495051. Картина Крамского «Христос в пустыне» наполнена глубоким смыслом и размышлениями о жизни Христа. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается.

Полотно многие хотели приобрести, но досталась оно в конечном итоге П. Третьякову за шесть тысяч рублей (коллекционер даже не торговался с художником и сразу купил его за названную им сумму). В этом произведении нет действия, но зримо ощущается жизнь духа, работа мысли. Начал философствовать. Вы видите, что это из прописей даже, но это ничего. Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении.

«Да что Вы такое говорите, Владимир Васильевич. А над скалами и над обликом Великой Жертвы горит одиноко Звезда, предвестница утра. Монументальная фигура Иисуса вырисовывается на фоне предрассветного неба. Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг». Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске20.

После «бунта» Крамской становится инициатором создания Артели художников, а позже, после распада Артели, – одним из создателей Товарищества передвижных художественный выставок. Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатления от картины Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель. – Не прекращая разговаривать с критиком, Гаршин горячо жал руку Крамского. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Их искусство не было эстетикой, оно было новой русской философией.

П. М. Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу»4. В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа22. И к чему тогда пустыня. Вы говорите, публика требует Христа-икону, а Ге дает Христа – живого человека. Нет.

В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа21.

Христос в пустыне, 
или Крамской на 
распутье

Христос в пустыне или Крамской на распутье

По правде сказать, нет трёх человек, согласных между собой. Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря». Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу»4.

Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование. Созданный Крамским образ не божественен и не сверхестествен. Художник отбрасывает любые лишние детали и оставляет только два действующих «персонажа» : Христа, сидящего на камне и бескрайнюю пустыню вокруг Него.

Ж-998). Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. По всей видимости, все сорок дней Спаситель совсем ничего не ел и «напоследок взалкал» (Мф. «Дьявол как раз и хотел отклонить Господа от второго пути, попытавшись прельстить его по-человечески, легкостью пути первого, сулившего не страдания, а только славу» (архиепископ Аверкий). Очень важна одна мысль художника, которая говорит о том, что картина «Христос в пустыне» стала вместилищем его идей, жизненного опыта, его философской мысли.

Это полотно осталось на стадии проработанного подмалевка. Шла вторая выставка передвижников. Крамской пробыл под Лугой три месяца, с конца июня до конца сентября 1872 года, продолжая свою работу над картиной «Христос в пустыне». Он не замечает смены дня ночью и нового наступления дня.

В своих письмах художники указывали адрес следующим образом: «по Варшавской железной дороге, станция Серебрянка, усадьба госпожи Снарской» в одном из писем Фёдору Васильеву Крамской обмолвился, что Серебрянка находилась в девяти верстах от усадьбы. Поправде сказать, нет трёх человек, согласных между собой. Советский искусствовед Г. Вагнер посвятил картине И. Крамского «Христос в пустыне» большое исследование.

В начале 1873 года Крамской узнает, что Совет Академии Художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне». А все-таки не отходит». Ж-5724)495051. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373501 см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил его.

стремлении к содержательности и к искренности, но отнюдь не в своем неудачном Христе, Крамской является истинным, хотя и не смелым и не особенно глубоким продолжателем Иванова». Описание программы «Калькулятор для обработки арифметических операций с бесконечной точностью»Глава 7. Тяжело ей, сын ее в заблуждении, гибнет».

Это какой-то нигилист. «Я знаю, большой нужно иметь риск, чтобы браться за такие задачи. Разве можно это написать.

А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, которую я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий». Будучи за границей, Крамской изучал шедевры с изображением Христа. За картины «Христос в пустыне», «Портрет писателя Л. Н. Толстого» и другие ему была присуждена золотая медаль выставки (по другим данным, он получил медаль III степени). Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге31.

Иисус сидит на камне и ждет восход солнца. Именно тогда готовились к «хождению в народ» молодые революционеры-разночинцы.

И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. Архиепископ Аверкий (Таушев) в своем толковании на Четвероевангелие говорит о смысле этого искушения следующее: «В отношении к Божеству Иисуса Христа, это искушение явилось борьбой духа зла с Сыном Божьим, пришедшим спасти человека, за сохранение своей власти над людьми с помощью призраков счастья. В ноябре 1869 года, чтобы «видеть все, что сделано в этом роде», художник уезжает в Германию, затем перебирается в Вену, Антверпен, Париж. Его картина висела последней.

Эта композиция имеет два названия: «Хохот» или «Радуйся, Царю Иудейску» и иллюстрирует арест Христа и издевательства над ним воинов. «Христа в пустыне» Крамской обдумывает целое десятилетие. Вместе с лицом Христа они представляют собой смысловой и эмоциональный центр композиции, притягивающий к себе внимание зрителя. На нём должно было быть изображено поругание Христа после суда Понтия Пилата и последовавшего за ним бичевания. Разве можно это написать.

Христос, каким увидел 
его Иван Крамской

Христос, каким увидел его Иван Крамской

Александр Бенуа (1870-1960) известный русский художник и искусствовед-теоретик, создатель общества художников «Мир искусства», работавший несколько позже Крамского, назвал его Христа неудачным, а самого художника не очень смелым продолжателем Александра Иванова: «В. Имея земной облик, Христос воплощает идею невидимого мира, являя вместе с тем образ Божий. Это есть выражение моих личных мнений». – Это я взял заказ писать образ Христа. Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам.

Амбиции молодых людей вполне можно понять. Что ж после этого. Критик Владимир Стасов писал в очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году художник создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению»53.

Напишите отзыв о 
статье Христос в 
пустыне (картина

Напишите отзыв о статье Христос в пустыне (картина Крамского)

Он не замечает ничего вокруг Себя. И «я понял, – писал И. Крамской, – что это – такого рода характер, который имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности». Ж-5724). Три года после этого Он провёл странствуя и открыто проповедуя. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске21. По правде сказать, нет трех человек, согласных между собой.

Он открыл духовные богатства людям, направляя их сознание к Наивысшему. Непонятно, как такую картину позволили выставить. Стасову, однако, не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний — этого никто не объяснит»54. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске. Но как рассказать.

4:13). Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостоянии миру и самому себе. Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать». Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации. Вот в этом и проявилось огромное мастерство Крамского.

Отрывок, характеризующий 
Христос в пустыне 
 (картина Крамского)

Отрывок, характеризующий Христос в пустыне (картина Крамского)

Из воспоминаний Ильи Репина (он был учеником и другом Крамского до самой смерти Ивана Николаевича): «Я вошел в небольшую комнату и начал смотреть по стенам. Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия». Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали»1213. Раньше он говорил: «Я хочу, чтобы мой Христос стал зеркалом, увидев себя в котором, человек забил бы тревогу».

При этом, однако, Стасову не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний — этого никто не объяснит»54. Но вот занимается заря еще одного дня. Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее – борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого». В этом случае «правда лица» зависит не от эстетического канона, а от подлинности веры художника. Но потом мне вдруг стала ясно и живо представляться эта глубокая драма на земле, эта действительная жизнь для других.

  1. Как художник Крамской артель создал
  2. Ощущения художника при написании полотна
  3. Суть и итог многолетних раздумий и исканий

А фигуру, сидящую на камне, автор чуть отодвинул вглубь, так что она разместилась равномерно на этом фоне. А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, которую я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий». Чем, каким способом я могу быть понят. Когда Ему говорили о знаках звёзд, Он хотел знать решение, но азбука Его не привлекала. Всем известно, чем закончился выбор Христа из этих двух путей.

Свое полотно И. Крамской обдумывает целое десятилетие. Целую неделю я оставался под впечатлением этого вечера – он меня совсем перевернул». Свое полотно художник обдумывает целое десятилетие.

Как художник Крамской 
артель создал

Через год после открытия Второй выставки Крамской ответит на вопрос Гаршину. Но теперь. И «я понял, – писал И. Крамской, – что это – такого рода характер, который имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности». И где-то вдали небо начинает светлеть. Когда глядишь на Христа, на его ссутулившуюся фигуру, на спутавшиеся пряди волос, на его невидящие глаза, чувствуешь такое самоуглубление, такую погруженность в решение огромной важности вопроса, при которой «глаз, будучи открытым, не передает уже никаких световых впечатлений мозгу» (Крамской). Христа совсем не вижу. Пустыня играет очень важную роль в композиции полотна.

«Христос в пустыне» считается одним из наиболее значительных произведений Ивана Крамского. Мы знали многое, Он же мог всё. В картине Лахуль (1931) крохотная фигурка горца, казалось бы, должна была раствориться среди -громадной панорамы.

Картина «Христос в пустыне» появилась на Второй выставке передвижников и сразу же вызвала бурные споры. И потащат его на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцем в него и критику свою разводить» Работе над образом Христа было отдано много сил: по словам Крамского, «вот уже пять лет неотступно он стоял передо мною я должен был написать его, чтобы отделаться». Бесплодная, усеянная россыпями камней, она постепенно озаряется светом утренней зари.

Разве только злободневная идея разночинной демократии побудила И. Крамского, молодого, глубоко верующего художника, выбрать эту трудную религиозно-философскую тему. Критик Владимир Стасов писал в очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году художник создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению». По крещении Иисус возведен был Духом в пустыню (Мф. Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев – в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет». Например, писатель И. Гончаров отмечал, что «вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась – не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти – и, наконец, в добытом и готовом одолении».

Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. Окружающий, видимый мир стало возможным фиксировать с точностью документальной. И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье.

4:1), находящуюся между Иерихоном и Мертвым морем. Не раз обращались прерафаэлиты к образу Христа: Уильям Холман Хант пишет «Светоч мира», «Родители находят юного Иисуса в храме», «Тень смерти» Джон Эверетт Миллес создает «Христос в родительском доме. По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября. Постепенно друзья стали замечать, что и без того худое лицо Крамского ещё больше осунулось, побледнело, в глазах появился лихорадочный нездоровый блеск.

Как могу открыть небо людям. Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », – он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали». – Я не знаю Но сколько раз плакал я перед этой фигурой. Третьяков сразу же приехал и приобрел ее не торгуясь. Тем не менее, художник продолжал работу над картиной – делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге. Именно тогда готовились к хождению в народ молодые революционеры-разночинцы.

По мнению многих именно эта картина занимает важное место в его творчестве. Написал ли Христа, Господа, в сорок первое утро, уже после его поста и искушения, приготовившегося к своему общественному служению, после предвечно сделанного выбора или же написал Христа как Человека, мучительно выбирающего (. ) между добром и злом, земными благами и крестным путем. И тут же превозносили. Здесь сконцентрирована зона наибольшего «напряжения» в момент приятия Спасителем уготованной ему судьбы. Тяжело ей, сын ее в заблуждении, гибнет». И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье.

Звание профессора Крамскому не было присуждено. Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря»18. Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира – но добывшее себе силу на подвиг». По идее, хотя «выбор» и был сделан предвечно: Сын Божий воплотился в человека для того, чтобы принести людям Свое новое Учение, чтобы пострадать за людей и воскреснуть, чтобы вывести их из ада и указать путь к спасению, у Христа все же, по его человеческой природе, была свобода выбора, этот дар, которым обладает каждый человек. Но какими бы ни были метания Крамского, практически все искусствоведы и исследователи его творчества сходятся на том, что вершиной его мастерства, венцом духовных поисков и переживаний стало полотно «Христос в пустыне», написанное в 1872 году. За картины «Христос в пустыне», «Портрет писателя Л. Н. Толстого» и другие ему была присуждена золотая медаль выставки47 (по другим данным, он получил медаль III степени46).

По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября28. Согласно Евангелиям, Христос, в уединении в пустыне, был встречен силами тьмы. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501 см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил.

А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий». «Да что Вы такое говорите, Владимир Васильевич. Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба». За Ним расстилается бескрайняя пустыня.

По свидетельству художника Ильи Репина, в период работы над образом Христа Крамской «штудировал все мало-мальски подходящие лица, которые встречал в натуре, особенно одного молодого охотника-помещика, которого он написал потом с ружьём и в охотничьем костюме» – по всей видимости, Репин имел в виду картину «Охотник на тяге» (1871, другие варианты названия – «На тяге» и «В ожидании зверя»), которая экспонировалась на 1-й Передвижной выставке, открывшейся в Петербурге в конце 1871 года (в настоящее время это полотно хранится в Национальном художественном музее Белоруссии). Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино»12. Что сделать, чтобы быть понятным. Критик Владимир Стасов писал в своём очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году он создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению»53.

Но никто не говорит ничего важного. Что ж после этого. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро – заря только зачинается. Второй вариант картины художник писал самозабвенно три месяца.

Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет»30. Если в произведениях «Искушение Христа» (1933, ГМВ, КП 5583II), «Сошествие во ад» (1933, ГМВ, КП 5564II), «Исса и голова Великанова» (1932, Музей Николая Рериха (Нью-Йорк), «Исса» (1939, кат. День новый непреложно настаёт. На нём должно было быть изображено поругание Христа после суда Понтия Пилата и последовавшего за ним бичевания. В своих письмах художники указывали адрес следующим образом: «по Варшавской железной дороге, станция Серебрянка, усадьба госпожи Снарской» в одном из писем Фёдору Васильеву Крамской обмолвился, что Серебрянка находилась в девяти верстах от усадьбы. Тридцать лет ходил Он, повторяя чтоб отдать тем, кто не примет. Четырнадцать выпускников, претендовавших на большую золотую медаль, дававшую право на пенсионерскую поездку для продолжения обучения живописи в Европе, во главе с Крамским отказались писать выпускные картины на предложенную им тему «Пир в Валгалле», далекую от волновавших творческую молодежь вопросов. Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке». Картина «Христос в пустыне» появилась на Второй выставке передвижников и сразу же вызвала бурные споры.

– Примеч. Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали»1314. Утро возрождения наступило, но солнце еще не встало. Например, писатель И. Гончаров отмечал, что «вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась — не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти — и, наконец, в добытом и готовом одолении».

Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, этот негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование38. Картина «Христос в пустыне» появилась на Второй выставке передвижников и сразу же вызвала бурные споры. И я был уверен, так как я его видел, что, что бы он ни решил, он не может упасть. По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» – «центральное полотно во всей Третьяковской галерее». Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет»30.

Откуда же такая творческая противоречивость. Всеволод Гаршин, писатель, друг живописца, хорошо принявший картину, спрашивал только у Крамского, который день изобразил художник: самое начало, первый день сорокадневного поста или же рассвет сорок первого утра, когда уже «дьявол отошел от Него до времени» (Лк.

В то время в России было немало людей, готовых принести себя в жертву во имя добра, правды и справедливости. Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких»48. Конечно, все это я читал, даже учил когда-то. Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста.