Кукла Добужинский
Мстислав добужинский картина кукла содержание
Занимался также офортом и литографией, пробовал свои силы и в живописи маслом. Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. После «Ночного принца» в области иллюстрации Добужинский долгие годы, вплоть до 1917 года, не создавал ничего подобного не только в смысле удачности, но и в отношении значительности задания. Характерно для вкусов того времени, что в конце 1906 г. журнал «Золотое Руно» объявил конкурс для поэтов, прозаиков и художников на тему «Дьявол». Все равно где: на родине в Вильно, на месте ли постоянного его пребывания — в Ленинграде, в других ли русских городах (Витебск, Псков, Москва) или во время его многочисленных путешествий по чужим странам. Но особенно характерны две виньетки, окаймляющие все повествование.
Тут художник, видимо, не совладал с соблазном показать жизнь тогдашней Москвы. Обычные «кривизна» линий и эскизность очертаний утратили некоторую прежнюю нарочитость. Главные свои силы за это время художник отдает декорационной живописи. Эскизы декораций к «Месяцу в деревне» могли бы быть с большим успехом помещены среди текста пьесы, понимание которой они бы существенно дополнили. Остальные четыре рисунка воспроизводят основные моменты истории Лизы и Эраста. Во всей манере рисунка какая-то особая чистота, свежесть, простота, быть может, несколько деланая, но вполне соответствующая «духу» жеманного сентиментализма. у Добужинского начинают вырабатываться новые приемы. Но как не простить это отступление от текста, тем более, что оно вполне в духе повести.
Художник: Добужинский Мстислав ВалериановичДеревянные куклы
Порой концовка воспроизводит какую-либо случайную, но характерную деталь. Кажется, что здесь ко всякой мелочи можно подыскать у Гоголя соответствующую цитату. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909). Эпизоду с подаренной табакеркой — сама табакерка, очаровательной формы и с силуэтом на крышке (как сказано у Кузмина: охотник целится в утку, а из воды вылезает купальщица) из которой выпадают ожерелье и футлярчик с банковыми билетами. Обычно в заключительном рисунке повторяется тот образ, которым выразительно завершается какой-либо отрывок или все повествование (в «Тупейном художнике», в «Западне» и во втором акте «Скупого рыцаря»).
Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит по возрасту к младшим членам группы художников «Мир Искусства». Это как-то сразу делает его более близким духу современности и отличает от других ленинградских «ретроспективных мечтателей».
Иллюстрации же рисует редко. Плоскость листа строго блюдется. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Но вот нарастает конфликт: король увидел свою дочь, целующую свинопаса. В своих работах для театра он в сущности так же — это заметил уже цитированный нами Н. Н. Врангель — «иллюстрирует» замыслы писателя.
Мстислав добужинский картина "кукла" содержание
А Добужинский, видимо, в своих иллюстрациях стремился не дополнить конкретными зрительными образами то, что дано у Пушкина, а интерпретировать все, что есть в повести, сохраняя то же соотношение отдельных элементов (психологического и описательного) и закрепляя в шести рисунках все самые существенные моменты повествования. Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. На первой (начальной) изображена при лучах солнца перед Симоновым монастырем хижина из трубы которой весело подымается дым. Мы видим типичные арки желтого Гостиного двора, купцов с картузами, зазывающих покупателей, огромную лужу, спящего алебардщика, чешущуюся о столб свинью, рожицу, нарисованную мелом на этом столбе и т. д. и т. д. и переносимся, действительно, в «Город николаевскик времен». Дело еще в том, что эти рисунки и силуэты выполнены в старой «классической» графической манере. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой.
Конечно, здесь немало привлекательной казалась задача воссоздания внешнего быта начала XIX в. Но Добужинский, обдуманно и любовно воспроизводя ряд характерных мелочей (типичная карета, верстовой столб, дамская шляпка корзинкой, овальные портреты на стенах и т. п. ), не выдвигает их на первый план, как то бывало у иных чрезмерно увлеченных стариной ретроспективистов и не затемняет ими существенного. Но вот художник берется за работу над «Белыми ночами» Достоевского. Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна.
Под ней — сердце между белых крыльев. Овсей Дриз стал известен в большой советской литературе прежде всего как детский поэт. Ведь это своего рода поэма, повествующая о временном запустении северной столицы, о том новом быте, который зарождался в годы революции. Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. Первой книжкой иллюстрированной Добужинским, была сказка Алексея Ремизова Морщинка».
Удачны контрасты белого, черного, серого (дан штриховкой). Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Линия здесь законченная, четкая, определенная, очерчивающая контуры целиком. Характерно, что очень много внимания уделено пейзажу, как это и у самого Карамзина. Несмотря на подписи, столь старательно выведенные, мы в изображениях отдельных сцен преимущественно любуемся рядом деталей, в обилии нагроможденных помимо указаний текста (например обстановка комнаты Лизы) или красотой силуэта. Работы, как правило, выполнены в стилесимволизмаилимодерна.
мстислав добужинский картина кукла содержание
И этот мотив использован в очаровательном рисунке, замыкающем первую главу. Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. На обложке — сплошной узор из шлемов, стрел, гербов и скрещенных под черепами мечей.
Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Наивно-элегический тон выдержан здесь до конца с исключительной последовательностью. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург.
Значителен лишь второй, дающий образ безумца-скупца среди его сокровищ. Скупой рыцарь» усердно украшен. Конечно, в тексте нет ни слова, да и не могло быть, о каких-либо деталях жанра. Однажды художник просто договорил то, на что лишь намекнул писатель. Различны и системы иллюстрирования. Особенно изысканны тончайшие белые силуэты на черном фоне, рисующие даже целые пейзажи.
С тех пор прошло более двадцати лет напряженного и все время совершенствующегося труда. И ни о чем не позабудет: и про котелок и про то, как фрейлина торговалась о цене на него и про трещотку. Он отказывается от внешней завершенности рисунка, делающей его похожим на чертеж и тяготеет к более свободной и прихотливой узорчатости, к линии прерывистой извивающейся, к легким, почти воздушным очертаниям, к капризной игре контрастами пятен. Но драматическое напряжение пушкинской трагедии, ее монументальные и в то же время такие человечные образы остались невоплощенными, несмотря на всю «содержательность» иллюстраций. А. Сидоров метко определил его как «одного из лучших читателей среди художников Петербурга».
Вопрос: мстислав добужинский картина кукла содержание
Но и сказка Андерсена далеко не вполне для детей. Пожалуй, содержательнее всего маленькие концовки.
Вот и все самое характерное из известного нам об его первоначальном развитии. Не все в графике к «Белым ночам» одинаково удачно.
Впрочем, в самом характере своих восприятие и способе их передачи он остается верным «мир-искусником». Замечательны сами приемы графики. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики.
мстислав добужинский картина "кукла" содержание
В этой новой манере сделаны весьма примечательные иллюстрации 1917 г. к «Свинопасу» Андерсена. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Рисунки раскрашены, вернее, слегка подкрашены. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике.
Добужинский по характеру своего творчества обещал стать прекрасным «детским художником». За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Долгое время его домом былПетербург. Картина «Кукла» 1905 года, была написана автором, когда он создавал цикл работ о Петербурге, он сравнивал старый город с новым, пытался описать, какой дух царил в жизни города. На шмуцтитуле и заглавном листе надписи и их орнаментации вычерчены «под готику».
Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Удивительно подходит «чувствительной» повести Карамзина быть изданной в виде небольшого томика в плотной зеленой обертке с наклейкой, на которой наивно-узорчатыми буквами выведено заглавие. Кое-какие из них разбросаны по разным изданиям, кое-что осталось не опубликованным (рисунки 1913 г. к стихотворениям Лермонтова). Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай.
- Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла»
- Художник Мстислав Добужинский (1875 — 1957)
- Добужинский Мстислав Валерьянович
- Сочинение-описание картины Добужинского «Кукла»
Первый рисунок играет роль фронтисписа. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Его стихи буквально лучатся добротой и шуткой. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Внизу — песочные часы и черные крылья.
Здесь использован старый прием, уже знакомый нам по «Калиостро», — воспроизведения каких-нибудь деталей повествования. Но было бы несправедливо не упомянуть об этом альбоме. На второй — та же хижина, уже разрушенная, под облачным небом. И потому так много мы можем ждать от него в области чисто литературной иллюстрации.
- Сочинение по картине: Добужинский — «Кукла»
- Добужинский Мстислав Валерианович
- Картины художника Мстислава Валериановича Добужинского
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Сочинения по картинам 5-9 класс
На обложке принцесса и свинопас, между ними — волшебный котелок. Неподдельной жутью веет от этого листа, от одного сопоставления серых и темных пятен. Но это не вся правда о его творчестве. загадочных приключений «Ночного принца». Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Наибольшее внимание уделено станционному смотрителю.
Таким его знали на русском и на других языках. В этом рисуночке — вся поэма Лермонтова. Еще в 1909 г. Александр Бенуа не в хулу, а лишь свидетельствуя наличное направление творческих сил, отметил, что «в нем гораздо больше «рассказчика», нежели «художника формы». Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость. Так всегда. На переднем плане — огромные причудливые синие вазы с подарками.
- Багетные работы (рама, подрамник)
- Сочинения по картинам известных художников
- Западноевропейская и антикварная живопись
- Декоративно-прикладное искусство
Но уже примерно с 1916-1917 гг. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Быть может, это не совсем уместно там, где на передний план сильно выдвинуты какие-либо предметы (решетки канала, фигуры), от которых видна лишь верхняя часть. И прежде всего это хочется сделать по отношению к М. В. Добужинскому.
Кое-что было сделано для «Детского альманаха». Необходимо отметить еще значение концовок. Но лишь восемь лет спустя после своей первой большой удачи в области иллюстрации («Ночной принц»), во всеоружии накопленного опыта в деле интерпретации чужих замыслов (декорации к пьесам драматургов разных времен и народов) и много поработав для искусства книги, он принялся за акварели к «Свинопасу». Налево во всю страницу изображен принц, грустящий на могиле отца, направо над текстом — в овале — стареющая принцесса с паяцем.
Читатель любовно всматривается во все «мелочи», что так просто и четко изображены внутри небольших квадратов, являющихся фоном для буквы, вместе с тем внимательней воспринимает самый текст книги. Точно так же и некоторые эскизы к постановке «Николая Ставрогина» воспринимаются определенно как иллюстрации к «Бесам». Большие рисунки даны в характерном архитектурном обрамлении. В этих рисунках есть что-то жуткое, но нет опять-таки действия, драматического напряжения. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна.
Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Сказка иллюстрирована вся, в буквальном смысле — от начала до конца. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Господствует линия, строго вычерченная, замкнутая.
Что же касается «Казначейши», выпущенной Кружком любителей изящных изданий в 1914 г. (подготовлена в 1913 г. ), то и здесь Добужинский преимущественно декоратор этой прекрасно «сделанной» книги. Небольшой альбомчик в украшенной нехитрым узором папке.
Впрочем Добужинский, оставаясь верен себе, конечно, не только «декорирует». Иллюстрировать эту длинную повесть, в 26 главах, о многочисленных приключениях великого мага XVIII в. таким же образом, как небольшие рассказы Ремизова или Ауслендера, было бы очень сложно и затруднительно.
На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Всюду — на концовках, виньетках и больших рисунках — мы видим громады многоэтажных домов, тихие ночные улицы, сонные каналы. Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки.
Конечно, не всегда в своей основной теме «Город» Добужинский повествует. Несколько особняком среди работ для «Жупела» стоит «1905-1906 гг. ». Имеются еще два рисунка в тексте из которых второй играет роль концовки и, повторяя тему предпоследней строфы (гусар уносит казначейшу среди предутренней тишины провинциального города), выразительно завершает текст. Иногда книга орнаментируется рисунками, воспроизводящими лишь характерные детали («Жизнь Калиостро»).
Долгое время его домом был Петербург.
Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям. И опять-таки городу посвящен альбом литографий «Петербург в 1921 г. ». Уже неоднократно говорилось о том, что Добужинский прежде всего — изобразитель города. Но не только как обстоятельный «рассказчик» Добужинский близок маленьким читателям, его роднит с ними простота восприятия, острая наблюдательность соединенная с изобретательностью, редкая памятливость на мелочи и трогательная любовь к вещам, словно к живым существам.
Были иллюстрированы и кой-какие из басен Крылова (для хрестоматий «Живое слово» и «Цветничок») и при этом с большой обдуманностью и тщательностью. Перед нами мелькают маски, плети и цепи, пистолеты и червонцы, а то и целые сценки. Правда, у Пушкина сказано, что Лиза училась грамоте по буквам, рисуемым на бумаге.
И таким он действительно был на языке оригинала. Можно только протестовать против того, что в изображении встречи у Красных ворот слишком много места занимают бытовые сцены. Перед нами действительно «книжка с картинками», честь создания которой в равной мере принадлежит и художнику и писателю. Типичные приемы графики, обнаруживающие немецкие влияния.
Иллюстрации здесь просто украшают самую книгу. Работы, как правило, выполнены в стилесимволизмаилимодерна. Лишь квартиру Дуни художник показал во всей прелести «ампира», но и здесь он следовал тексту, указывающему на особо пышную обстановку. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Какой-то немецкой кажется вся книжка.
Местами кое-где введены небольшие пятна черного. И потому так много прелести и подлинной детскости в его изображениях приключений двух озорников — куклы Нолли и паяца Пшика (к рассказу Саши Черного в сборнике «Жар-Птица», 1911 г). Многого в рисунке, предназначенного для столь миниатюрного издания, не воспроизведешь. Но в других случаях достигнуты необычайные эффекты, например в изображении светлеющего неба (утро четвертой ночи) или водной глади (вторая ночь — Екатерининский канал у церкви Николы Мокрого).
Добужинский вне конкурса дал своего «Дьявола», помещенного в 1 «Золотого Руна» за 1907 г. Это — идеальная сюжетная символико-аллегорическая композиция. Только два рисунка вдвинуты в текст (заглавная виньетка и концовка), три остальных помещены на отдельных страницах. Перелистываем страницу, — перед нами слева большое изображение тронного зала. Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям.
Систематически это сделано в графике 1918 г. к «Жизни графа Калиостро» М. Кузмина. Прежде всего любование бытом 20-х годов XIX в., когда и развертывается описанное событие. Самое удачное в «Тупейном художнике» — это заглавные буквы.
Остановимся хотя бы на рисунке «Крестьянин и Смерть» 1908 г. Невольно при этом вспоминается силуэт Нарбута исполненный три года спустя к той же басне и повторяющий ту же композицию, но повернутую наоборот и с некоторыми изменениями (смерть иначе держит косу и левую руку песочные часы с крыльями нетопыря помещены отдельно внизу). Ведь и в повести его душевная драма — главная тема. Таким образом, огромное значение приобретают «характерные детали», столь выразительные не нагромождением их, а удачным сопоставлением. Он ничего не изображает, а просто поверх пяти букв «конец» надписывает характерным размашистым почерком те слова, что навсегда остаются в памяти читателя: «помните и любите вашу Настеньку». Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина. Он, конечно, умеет любоваться выразительностью линий, общей конструкцией, деталями здания, расположить его силуэт на плоскости листа, дать интересный ракурс.
Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Как и всякая интерпретация, она принадлежит к наиболее «смертным» видам художественного творчества.
Словно перед нами какая-то «конденсированная» иллюстрация к сочинениям этого писателя, прекрасно выполняющая свое назначение быть школьным пособием. Добужинский как будто хотел это передать и в самой манере графики (только можно ли здесь говорить о книжной графике. ) : линией капризной, гротескной, кривой формами шаржированными, упрощенными раскраской простодушно-яркой и вместе с тем нежной. Его принцесса — совсем немецкая мещаночка, поет «Augustin» и очень интересуется, что у соседей на ужин.
При этом в иллюстрациях отражены все характерные черты рассказа Ауслендера. Это как бы иллюстрация к лирическому вступлению ко всей повести. Внимательный «читатель» и опытный «рассказчик», он умеет остановиться на самых существенных моментах повествования, наиболее ярких образах, выразительных «мелочах», столь любовно им подмечаемых. И так много о снисходительном любовании «ретроспективного мечтателя» прошлым говорит обложка, на которой две гирлянды вокруг надписи сплетаются в форме сердца. Пожалуй, эта ирония неуместна в книге для детей. И так очаровательна буква «А», сложенная из прутиков, в руках Алексея. Контрастов черного и белого нет.
Принцесса изображена жеманной отцветающей девушкой. Автор часто пытался уловить и отобразить дух эпохи. Картина «Кукла», кроет в себе глубокий смысл, старая кукла на подоконнике давно покинутого деревянного дома, символизирует воспоминания о прошлом, о детстве, о значимых событиях в жизни человека. В работах Добужинского начала ХХ века прослеживается некоторая ностальгия и даже депрессия, художник искренне скучает по старому городу. Что здесь иллюстрировать. К форме силуэта Добужинский обращается снова год спустя, в 1919 г., работая над «Барышней-крестьянкой». Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай.
Иногда в виньетках даются лишь вольные парафразы на мотивы текста («Месяц в деревне»). К тому же ему не всегда дается хорошо изобразить человеческую фигуру, особенно в движении. Она напоминает о далеких годах прошедшего детства, когда маленькому Мстиславу приходилось разрывать свое детское сердечко и сыновнюю любовь между разошедшимися родителями.
Впрочем, художник не ограничивается одними «эмблемами» иногда он не может удержаться от того, чтобы не показать нам того или другого героя, а то и изобразить целую сцену. (Кстати и в приемах раскраски обнаруживаются скорее искания новой акварельной техники, чем забота о возможно лучшем воспроизведении рисунка при помощи печатного станка. ) Все герои сказочные, но трактованы иронически, подчас карикатурно. Фигуры героя и героини сравнительно мало заметны. Несмотря на все неудачи, он продолжал над собой работать и совершенствовался. Художник часто испытывал творческие муки, но все ровно продолжал творить.
Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Долгое время его домом былПетербург. Четыре больших рисунка воспроизводят основные моменты этого «рассказа на могиле», повествующего о трагической судьбе крепостной актрисы и ее возлюбленного. Более близок художнику был «Станционный смотритель» Пушкина, к которому еще раньше, в 1905-1906 годах, были выполнены им шесть рисунков сепией, подправленных пером. Широко использованы сопоставления черного и белого линии утратили прежнюю сухость, стали свободнее, гибче и выразительнее. Иллюстрациями же только к ненаписанной поэме, воспевающей некий коллектив промышленного города, мнятся рисунки «Будни» и «Праздник» 1906 г. И совсем как рассказы-гротески нами «прочитываются» «Гримасы города», появившиеся на страницах «Сатирикона» в 1908-1911 гг. После заключительной фразы пушкинской «Барышни-крестьянки»: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» — нарисовано, как оба отца благословляют Лизу и Алексея.
Именно в них всегда особенно проявлялись вся зоркость и изобретательность Добужинского. Раскрываем книжку и сразу воочию видим все то, о чем повествуется в первых же строках.