Кустодиев Борис Картины
Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин. Особенности творчества художника Бориса Кустодиева: любил жанр портрета-картины, когда характер героя раскрывается через окружающий его пейзаж интерьер или даже служащую фоном жанровую сцену не жалел для бытовых сцен декоративности и зрелищности с большой симпатией писал жизнь провинции. В 1901 году Репин пишет огромное полотно «Торжественное заседание Государственного совета» и к написанию картины привлекает своего лучшего ученика Кустодиева – Борис Михайлович написал 27 портретов для этого полотна. Понятие «кустодиевская женщина» появилось благодаря Борису Михайловичу — на своих картинах он изображал женщин с пышными формами, величавых, статных.
Известные картины Бориса Кустодиева: «Масленица», «Купчиха за чаем», «Русская Венера», «Вербный торг у Спасских ворот», «Портрет Фёдора Шаляпина». Вспомним самые известные картины Бориса Кустодиева. На счету Бориса Кустодиева – 3 картины с названием Масленица. В 1902 году Борис Михайлович Кустодиев написал картину «Базар в деревне» (она не сохранилась), за которую получил золотую медаль Академии с правом годичной «пенсионерской» поездки за границу и некоторое время спустя отправился с семьей во Францию.
Примерно за год до своей смерти Борис Кустодиев закончил работать над своей сокровенной картиной «Русская Венера» — художник сильно болел, мог работать всего несколько часов в день и потому писал картину целый год.
Лучшие картины русского художника Бориса Кустодиева
После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ). Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. Он жил в состоянии радостного возбуждения. Будто впервые. Увидеть эту прекрасную картину можно в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Он жить не сможет». Восторженно встретив революцию 1917 года, он вскоре разуверился в большевиках. В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой.
Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна».
К концу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей. Несмотря на это, художник продолжал с увлечением работать. Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет – все придает полотну мажорное звучание". Вот кого рисовать-то. В 1916 году наступил полный паралич ног.
Борис Кустодиев во многих своих лучших полотнах сумел показать такую иллюзию. Здесь он без устали впитывает в себя европейскую культуру и много рисует сам. Кустодиев Борис Михайлович – русский художник, который родился в Астрахани в 1878 году. Все заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны. Какова шуба на нем.
Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Но остался на родине и продолжал исступленно работать. Кустодиев тоскует по провинции, ему отчаянно недостает ее безыскусности, сочных красок, «реки с зелеными берегами и крыльями парусов».
Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки. А шуба. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась).
Борис Кустодиев: картины с названиями, описание работ, фото
Кустодиев твердо решает стать художником. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Это было время первых побед и больших надежд: у художника родился сын, ему выплатили гонорар в 3, 5 тысячи за работу над «Торжественным заседанием Государственного совета», все границы были перед ним открыты.
Это собирательный образ России. Что касается Кустодиева, власти закрыли глаза на его «оппозиционные шалости» : слишком уж очевиден и ценен был его талант. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. Когда старый приятель – Иван Билибин – предложил художнику войти в редколлегию сатирического журнала «Жупел», тот согласился с энтузиазмом. Увидеть эту картину можно в петербургском Государственном Русском музее.
Художник Кустодиев – биография и описание картин
Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность. А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках. Жена Кустодиева Юлия (сам художник был под наркозом) решила: «Руки оставьте, руки. К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы.
" Спустя десятилетия эти впечатления материализуются на картинах Кустодиева.
Художник – без рук. Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти. Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле». В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым.
Билибина (1914), Е. Е. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. К этому времени у них уже родился сын.
В начале 1900-х Кустодиев несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию, после чего выступает с работами новыми по своей концепции – сериями полотен на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души «Балаганы», «Масленицы», «Ярмарки», «Деревенские праздники» и «Гулянье на Волге». Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Его болезнь, впервые заявившая о себе еще в 1907-м, прогрессирует.
Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Зашел с мороза прямо в шубе. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал».
По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Темой своего первого рисунка «Вступление» он выбрал подавление восстания на Красной Пресне.
Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории.
Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Лансере (1915), И. Э. Он писал: «Мои картины я никогда не пишу с натуры, это все плод моего воображения, фантазии. – Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую в своей косности купеческую Россию. Репин назвал Кустодиева "богатырем русской живописи".
Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Посетив в возрасте девяти лет выставку передвижников мальчик остается потрясен картинами настоящих живописцев. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Кустодиев редко высказывал свои политические воззрения.
Кустодиев: самые яркие картины написал в инвалидном кресле
Кустодиев занимается в мастерской Репина, много пишет с натуры, стремясь овладеть мастерством передачи яркого многообразия мира. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. И Репину отводилась роль эдакого «прожектора перестройки». «Адскую почту» постигла участь «Жупела» : тираж был конфискован, а журнал закрыт.
В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе.
Борис Кустодиев – биография, фото, картины, личная жизнь художника
Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой». А может быть именно вот таким образом и стоило. После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои. Художник позволяет нам очень подробно рассмотреть Шаляпина.
Пасха, церковь и вера в творчестве Бориса Кустодиева занимает основное место. Комнат пять, все они располагались анфиладой. Мать арендовала небольшой флигель в доме богатого купца.
Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Это всевозможные решета с фруктами и овощами ("Купчиха"), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки ("Купчиха за чаем"), ожерелья, кольца и шелк ("Купчиха с зеркалом"). Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему.
Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Кустодиев, так же как и Иванов использует прием фрагментарности, в результате чего изображение приобретает вид кадра, момента, выхваченного из прошлого. Отца своего он почти совсем не помнил. В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись.
Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Это соединение двух перспектив в одной картине уже фантастично, как фантастична гигантская тень на заснеженной церковкой кровле. Древние понятия о небожителях тут резко меняются. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920).
Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Я. Билибин, 1901). Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»).
И вместе с тем здесь все органично, художнически закончено. Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Полотно «Масленица» показывает зрителям отличный праздник дореволюционной России. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906).
Художник Борис Кустодиев: картины и творчество
Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Портреты отличаются свободой и оригинальностью композиции, мастерством живописи.
По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). Но бодрость не покидала его. Некоторое время спустя наставником Бориса стал знаменитый мастер кисти Илья Репин, высоко оценивший дарование молодого художника и пригласивший его принять участие в совместном написании группового портрета «Торжественное заседание Государственного Совета». "Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события.
Рериха (1913), М. В. Ему очень нравилось наблюдать за любыми изменениями в природе и переносить это на лист бумаги.
Борис Кустодиев: самые популярные картины (топ 12)
Вместе с семьей отправляется в Париж. И. Е. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни. Что это за город.
Популярность художника растет, о нем все чаще пишут в прессе. Большинство жанровых картин показывают церковные праздники, народные гуляния. Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. Добужинского (1913), И. Я.
Лечение не помогло и Борис Михайлович вернулся на родину. В 1909 году у Бориса Михайловича была обнаружена серьезная опухоль спинного мозга. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж.
Борис Кустодиев – картины с названиями и описанием по алфавиту
Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников. Нестеров.
Искусство требует всей жизни. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Угадывается даже некоторое сходство образа на этой иконе со строгим и торжественным лицом председателя чаепития. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. В то же время Кустодиев создает ряд портретов.
Написанные яркими красками разноцветные балаганы, торговые палатки, карусели, нарядные тройки, катания с гор создают радостное, мажорное настроение. Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок, – считает И. Лапина. Репин привлекает молодое дарование к соавторству в работе «Заседание Государственного Совета». Но интересовала Кустодиева только живопись. Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт.
Краткая информация о художнике и его картинах
В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков.
За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. На самом деле тем, кто знаком с личностью Бориса Михайловича, это совсем неудивительно. Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня.
Наиболее известные картины Бориса Кустодиева
За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку. Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика. Сегодня пошел было погулять на острова, подальше за окраины и раскаялся: фабрики, трубы, черные заборы, трактиры и все покрыто снегом, все мертво, деревья какой-то черной стеной стоят, скучные, голые: просто одурь взяла». А вот что пишет Н. А. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны.
Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. Мы жили на третьем этаже. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Чертовски трудно. Художник сомневался недолго: речь шла о славе русского оружия, к тому же тот, кто пишет государя и членов царской семьи, всегда востребован именитыми заказчиками. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников.
Просто московский трактир, где купцы дуют чай. Неудивительно, что от Парижа он пришел в восторг. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург).
Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. Купчиха спокойна и самодовольна, отчего складывается впечатление, что она и вправду хозяйка мира. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Под его началом Борис Кустодиев быстро растет – в первую очередь, как портретист.
- Кустодиев Борис Михайлович (1878 – 1927)
- Кустодиев Борис МихайловичКартины и биография
- Картины — Кустодиев, Борис Михайлович
- Смотреть галерею Смотреть галерею Кустодиева Бориса Михайловича
- Кустодиев Борис Михайлович (Россия, 1878-1927)
- Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927)
- «Вот уж кто чудит, так это Кустодиев»
- Астраханское детство Бориса Кустодиева
С другой – бой быков («Как все это странно и дико: убийства с кровью – ужасно и безжалостно. ») и Музей современного искусства («Что-то ужасное по своему безобразию и бездарности. »). Во время одного из таких «побегов» – в поместье Высоково в Костромской губернии – он знакомится со своей будущей женой Юлией Прошинской. Журнал вскоре закрыли, Билибин был арестован. В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей.
Эти его работы похожи на красочные сны о старой России. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Друзья приходили к нему отдохнуть и укрепить себя, свой дух. Из Франции мастер едет в Испанию, которая вызывает у него двойственные чувства. Это были живые типы Островского. В 1903 году Кустодиев отправился в Европу.
Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин.
Только щеки да нос краснеют». Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей.
В письме матери он пишет: «Скоро Великий пост, весна, а Питер как будто не думает о ней. Но и среди них выделяется портрет Грабаря.
- Картины Бориса Михайловича Кустодиева
- Банкет для экипажа Эдварда Йорка
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Весь организм его, кроме мозга, сердца и рук, был поражен
Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. Он с гордостью телеграфирует в Астрахань, что «начал зарабатывать искусством» – эскиз «В мастерской художника», выставленный в помещении Общества поощрения художеств, принес ему целых 16 рублей. «Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). Узкий круг их интересов определен той обстановкой, в которой они живут.
Грабаря (1916). В 1896 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Незадолго до поступления Кустодиева, Александр III задумал реформу художественного образования, которою сформулировал просто: «Выгнать всех, передвижников позвать. ». Каждый большой мастер кисти оставляет после себя свой уникальный мир, застывший в красках его произведений.
Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж.
- Книги, графика, плакат, календари, декорации
- Настоящий мастер – художник Борис Михайлович Кустодие
- Картина Кустодиева«Большевик»: трактовка и описание
- Сайт о жизни и творчестве художника
Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва). Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. И все же жизнь в Петербурге его тяготит. После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции.
Затащил мужика с базара — и писал при народе. Саутин: "Кустодиев – художник разностороннего таланта. И. Шаляпин». Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи.
Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. Всякую возможность он использует, чтобы вырваться из гранитных объятий Санкт-Петербурга. Мне кажется, что в этом он был похож на А. П.
Высота комнат необычайная. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе».
Картина «Русская Венера», созданная 1926-го, поразила искусствоведов. Болезнь прогрессировала. Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь. Однако, за «Жупелом» последовал журнал «Адская почта», в котором Борис Михайлович Кустодиев отличился шаржами на графа Игнатьева, обер-прокурора Синода Победоносцева и многих других героев репинской картины «Торжественное заседание Государственного совета». Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми.
Домашние рады его успехам, впрочем, Екатерина Прохоровна предостерегает сына, чтобы тот «не слишком восхищался натурщицами». Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара. Яркие краски, церкви, веселые песни, смех, конные сани, прогулки по зимним околицам воплощали прощание с зимними месяцами, подготовку к пасхальному посту, встречу весенней капели. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился.
Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны. Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир. Превосходный рисунок и острая характеристика делают его лучшим в серии. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Уже в эти время проявляется виртуозный талант Кустодиева.
Это одна из первых больших работ Кустодиева после пережитых операций на позвоночнике.