Любительница Абсента Пикассо Эрмитаж

1948картина Пабло Пикассо «Любительница абсента» в результате ликвидации ГМНЗИ поступает в коллекцию Государственного Эрмитажа. Да и для самого Пикассо эрмитажная «Любительница абсента» вовсе не оригинальна.

История одного шедевра: «Любительница абсента» Пикассо

Героиня, не захотевшая искать своего места в обществе, буквально «зажата» узким пространством, «стиснута» между стенами и столиком. «Любительница абсента», хранящаяся в Эрмитаже, написана позже, осенью 1901 г. Картина имеет и другое название – «Аперитив». Непомерно длинные пальцы обхватили сжавшееся в предчувствии беды тело.

Коническое основание бокала — шея. Отвергая обычные формы, художник открыл одну из его стенок, чтобы абсент мог литься подобно фонтану в бассейн, а сам бокалвылепил в форме сильно деформированной человеческой головы: открывающаяся стенка — глаз с тяжелым нависшим веком, который повторяется на противоположной закрытой стороне «лица», крупный нос и огромная верхняя губа, хорошо подчеркивающая движение абсента к бассейну нижней губы. Место действия на картине Пабло Пикассо «Любительница абсента» обрисовано с исключительным лаконизмом. Какое-то тесное кафе на Монмартре.

Однако эта композиция не вполне удовлетворила художника. Верх головы открыт и снабжен своеобразной «шляпой» в виде серебряной перфорированной ложки с бронзовым кусочком сахара. Особое внимание может привлечь положение рук женщины. Там нет места подражанию, там изобретают. Образ трагичен и одновременно чрезвычайно напряжён.

В ее лице читается жесткость и упрямство. Непосредственной предшественницей «Любительницы абсента» послужила картина тогдашней звезды барселонского авангарда Рамона Касаса «Мадлен», привезенная им из Парижа (1892, музей Монтсеррат). Весной 1914 годаПикассо сделал восковую скульптуру бокала абсента. Для картины «Любительница абсента» Пабло Пикассо нуждался в холсте, которого у него тогда, по бедности, не было. На губах женщины мелькает саркастическая усмешка. Используя мотив Тулуз-Лотрека и Дега, Пикассо достигает в отличие от своих предшественников особой символической обобщенности и «знаковости» образа. В своих грезах героиня чувствует себя комфортно.

Любительница абсента, 
Пабло Пикассо, 1901

Любительница абсента, Пабло Пикассо, 1901

73 x 54 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Во французском искусстве начала XX в. интерес к «порочным» персонажам был велик, у Пикассо много предшественников, особенно надо отметить влияние Тулуз-Лотрека. Единственное украшение скудного интерьера – округлое зеркало в черной резной раме. Весной 1914 года Пикассо сделал восковую скульптуру бокала абсента. Вторая рука, которая на картине непропорционально большая, обхватывает плечо. Этой крепкой полынной настойке, «зеленой фее», приписывались особые качества: якобы приохотившиеся к ней люди страдают не от простого алкоголизма, а от особой «возвышенной» его формы и погружаются в мир галлюцинаций и фантазий. Так что тематически Пикассо пока движется в рамках «мейнстрима» эпохи.

Кафе бедное: она сидит не на стуле (иначе была бы видна спинка), а на табурете. Простая, но изобретательная технология позволила добиться очень редкого живописного эффекта – особой матовости холста и сохранения его «зерна». Холст, масло. Отвергая обычные формы, художник открыл одну из его стенок, чтобы абсент мог литься подобно фонтану в бассейн, а самбокалвылепил в форме сильно деформированной человеческой головы: открывающаяся стенка — глаз с тяжелым нависшим веком, который повторяется на противоположной закрытой стороне «лица», крупный нос и огромная верхняя губа, хорошо подчеркивающая движение абсента к бассейну нижней губы. Одна более поздняя работа — «Гармония в красном» (1908 г., зал 347) — была написана для столовой Щукина. В центре вашего внимания в зале 347 окажутся две картины, заказанные С. Щукиным для своей лестницы, — «Музыка» и «Танец». Женщина загнанна в угол буквально и метафорически.

Любительница абсента 
картина Пикассо

Любительница абсента картина Пикассо

Он говорил: «Мастерская должна быть лабораторией. Жест правой руки, обхватывающей плечо, Пикассо, по всей вероятности, позаимствовал у своего испанского современника Сантьяго Русиньоля, который воспроизвел подобный жест в «Морфинистке» (1894, музей Кау Феррат, Ситхес), показывая страдания женщины, сходяшей с ума. Их создание отмечает поворотный момент в карьере Матисса. Физиономически она не походит на двух прежних «любительниц». Многие значительные творения Матисса были выполнены по заказу С. Щукина.

Сама она словно галлюцинация, нечеткая и изменчивая. Новая композиция, несомненно, была связана с «Кафе в Арле» Поля Гогена, находившемся тогда в галерее Амбруаза Воллара. Полотно лишено всего избыточного, лишнего.

Описание картины 
«Любительница абсента»

Описание картины «Любительница абсента»

Щукин испугался такой реакции и отменил заказ, однако потом передумал. Верх головы открыт и снабжен своеобразной «шляпой» в виде серебряной перфорированной ложки с бронзовым кусочком сахара. Единственное ее забвение в абсенте — «зеленой фее», дарящей забытье. Он взял свою прежнюю работу, относившуюся к 1900 году и, по-видимому изображавшую канкан (аналогией может служить – «Французский канкан», Пикассо, частное собрание) и замазал ее так, что случайно осталась только головка рыжеволосой танцовщицы. Коническое основание бокала — шея. Залог нескорого возвращения в реальность – полупустой бокал Напитка фей.

Источником нынешнего ее наименования стала запись в архиве Канвейлера, где полотно обозначено как «Женщина с бокалом абсента» (La femme au verre dabssinthe). Собрать столько работ ни удалось, пожалуй, больше ни одному частному коллекционеру. В позе любительницы абсента, в выражении лица – тяжелая отверженность в совершенно замкнутом объеме ее тела, рождающемся благодаря выразительной деформации правой руки, – сжатость пружины. Живопись — это игра ума». Картина до сих пор находится на этой исторической основе.

5 великих полотен, 
посвященных абсенту

5 великих полотен, посвященных абсенту

Таким образом рюмка абсента на переднем фоне становится ключом к пониманию сюжета. За спиной Любительницы стена, крашенная в два грязноватых цвета. Пабло Пикассо подчеркнул эту особенность размытым окружением. В кафе «Четыре кота», где собирались молодые испанские авангардисты, часто обсуждались очень популярные во французском искусстве сюжеты, в частности, присутствие женщин в кафе («Интерьер кафе Четыре кота», Пабло Пикассо, 1899, частное собрание).

Картина необыкновенна по жестикуляции. Она задумчива и закрыта. Над этим Пикассо просит поразмышлять самих зрителей. Одна рука «Любительницы абсента» поддерживает подбородок – эта деталь перенесена из предыдущей пастели, а другая судорожно обхватывает плечо, так что вся фигура кажется сжавшейся в комок. Пабло Пикассо Любительница абсента (1901).

"Любительница абсента" Пикассо поселилась на улице Чехова

Столешница мраморная – это практично. Ее лицо сосредоточенно, ее взгляд как будто что-то изучает внутри себя. Сколоченный из легких планок, «непрофессионально» сделанный подрамник снова пошел в дело. Во взгляде отсутствует мысль, размышление, разум. Он познакомился с Пикассо еще в 1905 или 1906 г., но принял его творчество не сразу.

В глазах читается чрезвычайная сосредоточенность на своих мыслях, на губах мелькает горькая саркастичная усмешка. Однако в образах, созданных молодым художником, есть обостренный драматизм. Лицо женщины серьёзное и где-то даже строгое.