Меншиков В Берёзове Картина

«меншиков в Берёзове»— картина русского художника В. И. Сурикова. «меншиков в Берёзове»— картина русского художника В. И. Сурикова. Меншиков в Берёзове— картина русского художника Василия Сурикова. Я помню с раннего детства картину Сурикова Меншиков в Берёзове. Мне всегда было очень жаль эту маленькую девочку, что прислонилась к отцу. Сколько тоски и безысходности в этих детских глазах.

История одного шедевра: «Меншиков в Березове» Сурикова

Все это вызывает у зрителя ощущение остановившегося времени. Работа В. И. Однако Аввакум попрекал молодую вдову, что она недостаточно «смиряет» свою плоть и писал ей «Глупая, безумная, безобразная выколи глазища те свои челноком, что и Мастридия» (призывая по примеру преподобной Мастридии, чтобы избавиться от любовных соблазнов, выколоть себе глаза). За счет этого он стал называться не только художником, но и живописцем-историком. Называя это произведение своей самой любимой картиной Сурикова, художник М. В.

Но особенно разительны противоречия в главном персонаже картины — в фигуре старика. Именно вот таким образом я подробнее прочитал о главном герое картины – А. Меншикове, который известен как сподвижник Петра Великого. Фактически же наследством своего малолетнего сына распоряжалась боярыня Морозова. Изучение творческой истории картины помогает понять, что составляет ядро ее композиции.

Картина «Меншиков 
в Берёзове», Василий 
Иванович Суриков

Картина «Меншиков в Берёзове», Василий Иванович Суриков — описание

Дворца Меншикова тогда еще не существовало. Они сняли крохотную избушку без печки, с низким потолком и маленькими окошками. Меньшиков в Березове Суриков В. написал в 1883 году. Многие из них вошли в касту чиновников-казнокрадов и дворцовых фаворитов.

Эскиз написан Суриковым с лица жены во время ее длительной тяжелой болезни. Один из них образует крытый малиновым сукном стол, вокруг которого собралась семья. Бывший Санкт-Петербургский генерал-губернатор и герцог Ижорский, генерал-фельдмаршал (за битву под Полтавой), вице-адмирал флота. На антресолях у него писал. Историчность Меншикова в Березове также и в том, что Суриков в свой картине как бы раздвигает рамки изображенной сцены: он показывает всех действующих лиц погруженными в думы о прошлом их мысли и чувства далеко за пределами этих убогих стен темной сибирской избы.

В то время как русская живопись до Сурикова даже в своих глубоко правдивых, реалистических произведениях на темы из народной жизни чуждалась под влиянием академических традиций фольклорных методов, в произведениях Лермонтова, Пушкина, Гоголя, напомним хотя бы «Песню о купце Калашникове», «Бориса Годунова» или «Тараса Бульбу», опыт классической литературы органически сливался с величайшими достижениями народного творчества — былин, песен, сказок. Обреченность видна во всей ее фигуре, в болезненной бледности лица. Учился в петербургской Академии художеств.

В реализме Сурикова (в отличие от более раннего, дорепинского реализма первых передвижников, главным теоретиком которых, да и критиком, являлся Крамской), во взглядах Сурикова на методы изображения человека и построения картины появились новые для живописи XIX столетия черты. Учился в петербургской Академии художеств. После суриковского трудно поверить в любой другой портрет Меншикова. Так, на картине «Меншиков в Березове» изображен один из самых сильных сподвижников Петра I – Александр Меншиков.

Гуляя же по улицам, он всматривался в людей в поисках своих героев. Дата создания: 1883 г. Автор: Суриков И. В. Лицо Меншикова не настолько общеизвестно, чтобы можно было узнать его с одного взгляда (недаром Сурикову пришлось разыскивать его бюст работы К. Растрелли). Название картины — «Меншиков в Березове» — яркой вспышкой озаряет в представлении зрителя все то, что на непосредственный взгляд выглядело как историческая загадка.

Многие исторические картины предназначены служить иллюстрациями к истории. Он выражает дух петровской эпохи и ее славных исторических событий. Выше: что вы искали. Историчны образы людей и прежде всего образ самого Меншикова. Картине этой посвящено немало страниц в монографиях о мастере. Они провели допрос Феодосии и её сестры (чтобы выказать своё презрение к пришедшим они легли в постели и лежа отвечали на вопросы). Я за ним: квартиру запомнить. Картина Василия Сурикова «Меншиков в Березове».

Официальный блог 
Государственной 
Третьяковской галереи

Официальный блог Государственной Третьяковской галереи

Павел Третьяков первым увидел ее «шекспировскую трагичность» и необычайное колористическое совершенство. За образами Суриков буквально гонялся. Работа Сурикова «Меншиков в Березове» в очередной раз демонстрирует нам, насколько талантлив этот художник, показывая зрителям различные исторические моменты.

И Суриков делает меншиковский образ величественным. Ионов А. В. Ему удавалось с точностью отображать различные исторические события.

Сообщество «Волшебная 
сила искусства»

Сообщество «Волшебная сила искусства»

Подобным раскрытием темы художник толкает зрителя на то, чтобы перед его картиной он свершил свой суд не только над Меншиковым, не только над Петром, но и надо всей этой исторической эпохой. Другая, с болезненно бескровным личиком, закуталась в шубку и прижалась к старику. Как подлинный реалист, Суриков не выходит за рамки исторического. В этом отношении этюд Сурикова решительно отличается от аналогичного этюда Репина (Третьяковская галерея), который тот, видимо, сделал в той же избе, не думая в то время ни о чем, кроме своего непосредственного впечатления (Государственная Третьяковская галерея.

С этого момента ослепленный своей гордыней Меншиков делает шаг за шагом ряд непростительных ошибок. Замысел картины «Меншиков в Березове» появился в деревне Перерве под Москвой, куда семья живописца выехала на лето. В рисунке В. И. Сурикова есть одна бросающаяся в глаза неточность.

Суриков написал полотно «Меншиков в Березове» в середине 1883 года. Рисунки и эскизы дают представление лишь о подступах. Типы, характеры их, трагические переживания, сжатость, простота концепции картины, ее ужас, безнадежность и глубокая волнующая трогательность – все, все нас восхищало. Она выражена прежде всего в живописном решении образа младшей дочери.

Меншиков в Березове 
— Василий Суриков

Меншиков в Березове — Василий Суриков

Глубоко задумался и сын Меншикова. Щекотав, указ, соч., стр. Во всех своих работах и в частности в Меншикове, Суриков широко пользовался теми сведениями, которые можно было почерпнуть из исторических источников (известно, что при создании Боярыни Морозовой он опирался на статью о ней. В. Стасов с явным неодобрением относился к возникшей незадолго до Боярыни Морозовой исторической картине Г. Седова Иоанн любуется Василисой Мелентьевой (ГРМ). Вероятно, менее требовательный художник и удовлетворился бы этим. Ссылка не сломила душевных сил Меншикова.

Город Березов заинтересовал автора не случайно, ведь именно туда, в Сибирь, был сослан Меншиков с семьей после смерти царя. Повесть Волошина М. А. Нельзя сказать, чтобы эти черты и особенности были совершенно новыми для русской культуры. Нечто подобное имеется и в художественных произведениях.

Самый пепельно-серый халат Мен-шикова отливает желтыми и розовыми оттенками. Вскоре умирает и Глеб Иванович и совокупное состояние обоих братьев номинально достаётся малолетнему сыну Глеба и Феодосии Морозовых — Ивану Глебовичу. Глубокий трагизм и проницательность насыщают это полотно.

Стояли дождливые дни.

Но особенно разительны противоречия в главном персонаже картины — в фигуре старика. К нему прижалось трое детей. Всю группу как бы обегает мягко закругленный контур. В свете этой разгадки едва ли не каждый образ тянет за собой другие образы и становится проводником сил, лежащих далеко за пределами картины: золотые иконы и парчовые ткани вызывают воспоминания о старозаветном укладе жизни древней Москвы шитые платки (как и узорчатые дуги и телеги в Утре стрелецкой казни) вносят стихию народного творчества и народную жажду красоты медвежья шкура на полу и заткнутое тряпкой окно вызывают представление о сибирской стуже и бедности наконец, драгоценный перстень на судорожно сжатой руке выглядит как случайно уцелевший атрибут безвозвратно утраченной власти.

Описание картины 
«Меншиков в Березове»

Описание картины «Меншиков в Березове»

Но здесь Меншиков потерпел катастрофу. Учился в петербургской Академии художеств.

Феодосия (в иночестве Феодора) Прокопиевна Морозова, в девичестве Соковнина (21 мая 1632 — 2 ноября 1675) — верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница духовного вождя сторонников старой веры протопопа Аввакума. Это «окончательный» портрет Меншикова ибо в нем выразил Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи. Сознание собственного бессилия лишь распаляет его сердце. Решающий момент работы над картиной означал карандашный эскиз (Третьяковская галерея), где намечено было расположение фигур. Суриков дает возможность зрителю издали окинуть Меншикова одним взглядом. Жена Меншикова умерла по пути в ссылку, в Казани.

Сын, устало подпирающий рукой свою голову, погружен в мечты, ушел в себя. В этом отношении Суриков оказался близким великим русским писателям, он абсолютно сознательно построил композицию своей новой картины так, чтобы зритель все время чувствовал тесноту, узость того «мира», в котором вынужден был жить помощник и ученик Петра Александр Данилович Меньшиков. Он сразу представился мне живым во всех деталях, таким, как в картину вписать. Этим расположением подчеркивается одиночество героя в его собственной семье. Меншиков спокойно ответил ссыльному: «В меня бросай,, я мог быть перед тобою виноват, а не они. » Теперь яснее представилось ему и лицо врагов его, ненавидевшей его родовитой знати он острее познал злонравие их происков и преступные замыслы.

Сочиненин по картине 
Сурикова «Меншиков 
в Березове»

Сочиненин по картине Сурикова «Меншиков в Березове»

Надо признать, что и при подобном ее «чтении» картина производит сильное впечатление, приковывает внутренней значительностью своих образов, покоряет силой, с которой из ее красочного месива выступают и лепятся фигуры и предметы во всей их телесности, осязаемости, красочности. Нестеров рассказывает в книге своих воспоминаний:. Вглядываясь в лица голландских моряков, можно прочесть те чувства, которые их одушевляют. Но нельзя считать, что в картинах Сурикова закреплено в красках то, что уже до него было известно историкам.

А началась картина Меншиков в Березове, как всегда, с суриковского озарения. В избушке нищенской. В Утре стрелецкой казни, в Боярыне Морозовой едва ли не каждое пятно уравновешивается другими пятнами той же светосилы, все вместе они составляют спокойный и ясный ковровый узор. Старшая, кутаясь в шубку, прячется от стужи, как от наступающего со всех сторон противника. Что касается картины Сурикова, то в ней преобладают плавные широкодужные контуры.

В Первый раз и не пустил меня совсем. Но это не дает основания считать, будто оно возникло в результате логического хода размышлений. Всесильный временщик был сослан в самую унылую часть Сибири, в далекий Березов, в гиблые места, где бродили по тайге лишь охотники и звероловы, остяки и вогулы, в страну, про которую иностранные путешественники рассказывали много небылиц и легенд. Забывали при этом многие аналогичные примеры в классической живописи.

Композиция картины 
Сурикова Меншиков 
в Березове"

Композиция картины Сурикова Меншиков в Березове"

Чтобы ближе подойти к пониманию картины Сурикова и разобраться в воплощенном в ней живописном мастерстве, необходимо на известное время отвлечься от всего того, что нам известно о Меншикове из уроков истории и взглянуть на картину так, как смотрели на нее современники Сурикова, когда она в 1883 году впервые появилась на XI выставке передвижников. Облокотившись о стол, он машинально снимает застывший на подсвечнике воск оплывшей свечи.

Надо признать, что и при подобном ее чтении картина производит сильное впечатление, приковывает внутренней значительностью своих образов, покоряет силой, с которой из ее красочного месива выступают и лепятся фигуры и предметы во всей их телесности, осязаемости, красочности. Художник много времени проводил изучая источники.

Это сопереживание народной драмы, происходившей в начале петровских реформ, родило в нем потребность посмотреть на эту эпоху с другой стороны, пережить то, чем окончилось петровское время. Младшая дочь (судьба которой сложилась в дальнейшем счастливо) читает книгу ища в ней утешения. Старшую дочь Меншикова — со своей супруги, когда она тяжело и долго болела.

всю его жизнь и тем самым определил его историческое значение. Н. Тихонравова). Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. По воспоминаниям современников «Дома прислуживало ей человек с триста.

Здесь невольно вспоминаются герои исторических хроник Шекспира, которых тот прямо с королевского престола бросает в Тауэр, венчает короной или заковывает в цепи, чтобы в этих испытаниях и превратностях судьбы более выпукло выступила сила их характера. Фигура словно высечена из камня или отлита из бронзы. Властный старик с беспорядочными космами седых волос и небритым подбородком, с гордой осанкой и неотступной думой на челе сидит, чуть откинувшись назад в своем низком кресле в тесной и темной избе. Холст, масло, размер полотна 304 587 см.

Учителем был математики Первой гимназии. Чернобровая белокурая девушка в костюме боярышни внимательно читает книгу. Двадцать тысяч крепостных крестьян возводили земляные бастионы и куртины. Дочь окольничего Прокопия Федоровича Соковнина, Феодосия Морозова входила в число придворных, сопровождающих царицу. В восемьдесят первом году поехал я жить в деревню – в Перерву. В колористическом отношении картина решительно отличается от небольшого эскиза маслом (Третьяковская галерея).

У Сурикова читает только младшая дочка, остальные члены семьи погружены в молчание.

Картина Сурикова 
Меньшиков в Берёзове

Картина Сурикова Меньшиков в Берёзове

вы можете запросить все в системе с коробкой. Вскоре после ареста Феодосии скончался её сын Иван. Застылые позы, ровный, нейтральный, холодный свет, падающий извне, так освещает действующих (а вернее будет сказать – бездействующих) лиц картины, что их фигуры практически не отбрасывают тени. Работа поразительно гармонична.

Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. В картине помимо красного угла избы имеются еще два центра.

Почти упирающаяся в низкий потолок избы, его голова повернута в профиль. Этот человек существовал на самом деле.

Описание картины 
«Меньшиков в Берёзове

Описание картины «Меньшиков в Берёзове

Когда же это было, где. С 1895 г. был. Государственной казной он пользовался как собственной и в тщеславии своем дошел до того, что повелел внести в календарь на 1728 год дни своего рождения и всей семьи в одну роспись с днями императорских особ. Период, наступивший после смерти Петра, обнажил резкое расхождение между государственными деятелями, министрами Петра и народом. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Картина посвящена церковному расколу XVII века.

Картина Седова может служить наглядным пособием к историческому повествованию. XX в. М., 1952, стр.

Композиция картины 
Сурикова «Меншиков 
в Березове»

Композиция картины Сурикова «Меншиков в Березове»

Беседа с немецким писателем Эмилем Людвигом). В своем «Меншикове» Суриков проявляет безошибочное владение мастерством «исторического ракурса».

Указы по государству объявлялись самовластно одним Меншиковым. 356. ).

Другие картины Василия 
Ивановича Сурикова

Другие картины Василия Ивановича Сурикова

С 1895 г. был. С 1895 г. был. Правда, ее тоскующий взгляд направлен вдаль, но все же этот образ перебрасывает мост к зрителю от того, что происходит в картине. Действительно, в роскошных тканях и предметах заметны следы богатства и вместе с тем всюду проглядывает убожество холодной, темной избы.

При этом как бы удачна ни была жизнь сегодня, лучше помнить слова Меншикова: «С простой жизни начал, простой жизнью и закончу». К нему прижалось трое детей. В Меншикове колорит отличается большей драматической напряженностью и разнородностью цветовых оттенков: вспыхивает серебряная парча, теплится свет лампад, блестят золотые оклады, сгустком малинового светится суконная скатерть стола и от этого красного словно сыплются искры—мы видим их в кайме меншиковского халата и его меховых сапог, в каблучках девичьих туфель и в красной закладке книги на аналое.

Описание картины Сурикова Картина Меньшиков в Березове

– спрашивал себя Суриков и вдруг точно молния блеснула в голове: Меншиков. Известно, что картина «Меншиков» возникла вскоре после «Утра стрелецкой казни».

Люди прижались друг к другу и составляют тесную группу и вместе с тем каждый погружен в свои мысли, живет своей «отдельной» жизнью, почти не замечая других. Фигура странника написана под иконой Богоматери «Умиление». Какой клубок сильных человеческих переживаний. Впрочем, от этюда до создания картины Сурикову оставался еще очень большой путь. Если бы Суриков повернул Меншикова лицом к зрителю и его невидящий взгляд был обращен прямо на него, картина выиграла бы в психологической силе воздействия, но фигура Меншикова потеряла бы значительную долю своей внушительности.

Произведение известного живописца насыщено глубоким трагизмом и проницательностью. Что еще надо историческому живописцу. Сжатая в кулак, лежит на колене его левая рука, большая, мозолистая, сильная. К числу таких произведений принадлежит Меншиков Сурикова.

Учился в петербургской Академии художеств. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В свете этой разгадки едва ли не каждый образ «тянет» за собой другие образы и становится проводником сил, лежащих далеко за пределами картины: золотые иконы и парчовые ткани вызывают воспоминания о старозаветном укладе жизни древней Москвы шитые платки (как и узорчатые дуги и телеги в «Утре стрелецкой казни») вносят стихию народного творчества и народную жажду красоты медвежья шкура на полу и заткнутое тряпкой окно вызывают представление о сибирской стуже и бедности наконец, драгоценный перстень на судорожно сжатой руке выглядит как случайно уцелевший атрибут безвозвратно утраченной власти. Меншиков у Сурикова – выходец из народа, счастья баловень безродный.

1887Холст, масло, 304 x 587, 5Государственная Третьяковская галерея». В центре сама Морозова, вскинувшая руку, благословляя старообрядческим двуперстием толпу. «Меншикова» связывает с «Утром стрелецкой казни» прежде всего неотступная мысль художника о роли петровского времени в жизни русского народа. Картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова». И поехал я это раз в Москву за холстами. Среди картин Сурикова Меншиков в Березове принадлежит к числу самых известных. После допроса сестёр заковали в кандалы, но оставили под домашним арестом.

В падении Меншикова Суриков — мыслитель и художник — видел не только личную трагедию выдающегося человека, а нечто более важное. Мастерски передано художником позы, жесты и переживания героев исторического произведения.

Но поддержка ею старообрядчества, судя по письмам Аввакума, была недостаточной: «Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля и то с оговором». Описывая знакомого человека, мы можем перечислить множество его признаков. И жена с детьми.

Композиция картины 
Сурикова Меншиков 
в Березове

Композиция картины Сурикова Меншиков в Березове

Другая, с болезненно бескровным личиком, закуталась в шубку и прижалась к старику. Ритмический ключ картины характеризует всего лишь одну ее сторону.

Каждая картина воздействует прежде всего тем, что в ней можно непосредственно увидеть. В имении ему удалось разыскать бюст Александра Даниловича. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Прячась от стужи, Меншиков со своей семьей сидит на шкуре белого медведя. Это единственная интерьерная картина из всех классических работ живописца.

Словари и энциклопедии 
на Академике

Словари и энциклопедии на Академике

В отставке. Старшая дочь, бывшая «царева невеста», сидящая у ног отца, смертельно больна. Дети вокруг него нерадостны, они лишены блеска в глазах и даже заражены тяжелым настроением отца, на их лицах – горестные или, по меньшей мере, равнодушно-безучастные выражения. Именно вот таким образом я подробнее прочитал о главном герое картины — А. Меншикове, который известен как сподвижник Петра Великого.

Меншикову тесно не помещение, ему тесна сама ситуация, в которой он оказался. С 1895 г. был. Характерно, что народ радовался известию о падении Меншикова. Раскрыв, на первый взгляд, лишь психологическую драму своих персонажей, Суриков создал вместе с тем подлинно историческую картину. О Сурикове говорили, что в картине он воссоздавал «подлинную старину, словно был ее современником, ее очевидцем». В ней нет внешнего драматического действия.

В ночь на 16 ноября 1671 года в дом Морозовой по приказу царя пришёл архимандрит Чудова монастыря Иоаким (впоследствии Патриарх Московский) и думный дьяк Иларион Иванов. Они только что узнали, кто был лоцманом, который привел в Неву их корабль.

Но образ приковывает своей духовной силой и потому, глядя на него, замечаешь в этой с виду мирной и спокойной семейной сцене действие враждебных сил. Чернобровая белокурая девушка в костюме боярышни внимательно читает книгу. 15, М., 1916). ). Борьба Петра с «варварской Русью» в конечном итоге служила интересам помещиков и торгового класса укрепление государства и его новых форм «происходило за счет крепостного крестьянства, с которого драли три шкуры» (Сталин. Черное пятно ее одежды звучит трагической доминантой картины. Глубокие, тяжкие думы написаны на суровом и гневном лице Меншикова. Помимо признаков, вытекающих из замысла картины, в Меншикове есть нечто неповторимое, необъяснимое и в осанке Меншикова и в соотношении фигур и в блеске парчи и в очертании заледенелого окна.

В халате, перстень у него на руке, небритый – совсем Меншиков. Напряженность их звучания усиливает красный тон скатерти, покрывающей стол. Трагизм темы передается сочетанием белых, черных и красных тонов.

«Меншиков в БерезовеМеншиков в Березове. своими глубокими социальными противоречиями. Что касается Сурикова, то Мен-шиков был для него не отвлеченным воплощением идей петровской реформы, не носителем тех варварских способов, которыми эти идеи проводились в жизнь. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. Сурикова «Меншиков в Березове» в очередной раз демонстрирует нам, насколько талантлив этот художник, показывая зрителям различные исторические моменты.

Меншиков в Берёзове 
Информацию О

Меншиков в Берёзове Информацию О

Как подлинный реалист, Суриков не выходит за рамки исторического. Здесь вот все мне и думалось: кто же это так вот в низкой избе сидел.

Большой мастер умеет использовать эти случайности в желательном направлении. Но образ приковывает своей духовной силой и потому, глядя на него, замечаешь в этой с виду мирной и спокойной семейной сцене действие враждебных сил. Перед взором его не маячит ясная цель, которая дает твердость взгляду отца.

Имущество Морозовой было конфисковано в царскую казну, а двое её братьев сосланы. Даже в очертании медвежьей шкуры заметно преобладание плавно закругленных контуров. В картине Сурикова уже давно отмечалась теснота.

За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царем Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода. Сам Петр не только руководил строительством, но и катал тачки с землей. Живое, действенное взаимоотношение элементов — характерная черта картины великого мастера. Но очертания каждого из них так выразительны, словно они ведут между собой беседу.

В таком душевном состоянии и глядит на нас Меншиков с картины Сурикова. Сурикова осуждали за то, что если его Меншиков встанет, то упрется головой в потолок избы. Позволил рисовать. Сложность подлинного художественного произведения запрещает нам пытаться двумя-тремя понятиями или эпитетами ограничить характеристику живописного образа.

Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Другой художник на месте Сурикова предпочел бы эффектный момент, когда Меншикова прямо из его роскошного дворца сажают в возок, который должен доставить его в далекую Сибирь. Участь этого не сломленного испытаниями страдальца составляет драматический узел замысла Сурикова. Эту неточность заметит каждый, кто хоть немного знаком с историей Петербурга.

Раз по Пречистенскому бульвару идет, вижу, Меншиков. В творческом сознании живописца уже возник образ пламенной раскольницы, вокруг нее ширилась и начинала оживать народная толпа и вдруг, как будто совсем нежданно, нахлынул замысел «Меншикова». Приближалась эпоха Бирона, дворцовых переворотов, полного засилья иностранцев.

Описание картины 
Василия Сурикова 
«Меншиков в Березове»

Описание картины Василия Сурикова «Меншиков в Березове»

«Суриков»// Радуга, 1966, 3 Сохраняя портретную основу образа светлейшего, Суриков утяжелил черты его лица, придал ему выражение хмурой сосредоточенности, свойственное человеку, погруженному в тяжкие раздумья. Картины Сурикова не принадлежат к этому роду исторической живописи. В поверженном правителе не утихла жажда государственной деятельности. Живопись XVIII-нач.

Фигуру впавшего в немилость и сосланного Меншикова никак нельзя толковать как аллегорию — это живой и неповторимо индивидуальный образ. Известно, что картина Меншиков возникла вскоре после Утра стрелецкой казни. В избушке тесно было. Меншиков в Березове. О том, как зародился и формировался в сознании художника замысел этого произведения, мы находим любопытный рассказ в записях одного из первых биографов Сурикова: Лето этого (1881) года Суриков с семьей проводил под Москвой в Перерве. Это вовсе не означает, что объективное познание картины невозможно. Лицо Меншикова не настолько общеизвестно, чтобы можно было узнать его с одного взгляда (недаром Сурикову пришлось разыскивать его бюст работы К. Растрелли). 66. ).

А о его жадности и казнокрадстве легенды слагались – он не боялся даже гнева Петра I. Как скажет позже Пушкин: «Счастья баловень безродный, полудержавный властелин». Наоборот, картина Седова допускает изменение формата и добавления и перестановки. Меншиков становится опекуном малолетнего царя и владыкой государства. «Меншиков» из всех суриковских драм — наиболее «шекспировская» по вечным, неизъяснимым судьбам человеческим», — писал художник Михаил Васильевич Нестеров.

Холст, масло. Напряженно сжимаются пальцы его властной руки. Семья собралась у стола в грустном выжидании хорошей погоды.

Видимая сбоку, она кажется особенно большой. И выйти нельзя – дожди.

А во второй раз пустил.