Моне Клод Лилии
Нааукционе «Сотбис» вЛондоне была продана культовая картина французского импрессиониста Клода Моне «Водяные лилии» («Кувшинки»), датированная 1906 годом. Как известно, Клод Моне создал целую серию пейзажей сводяными лилиями. Клод Моне обожал писать кувшинки и лилии, но только одна картина заставляла вздрагивать всех ее владельцев.
Картина "Водяные лилии", Клод Моне – описание
Его водные пейзажи – пейзажи без горизонта. Клод Моне и водяные лилии». От Бернувиля до Живерни было около тридцати километров, но шофер наверняка преодолел это расстояние «с ветерком»: Клемансо любил быструю езду и обычно подгонял своих водителей, летя по ухабистым сельским дорогам со скоростью больше ста километров в час.
Сам Моне называл их пейзажами-отражениями. Клод Моне и водяные лилии Кинг Росс небезосновательно привлекла твое внимание. Он перенес гуда ателье, расширил и углубил пруд. «Пруд с водяными лилиями» – одна из четырех масштабных работ (размер 12 метра), которые Моне выполнил как эскизы (при этом вполне доработанные и завершенные) к своему проекту «Декорации». Вскоре Моне со своим многочисленным семейством обосновался в одном из самых просторных домов деревни – на старой ферме известной под названием «Прессуар» («Яблочный пресс»).
Атрибутику картин поменяли местами. Тем не менее практически все свои пейзажи, действительно начатые на побережье или в полях, Моне завершал именно в мастерской, где никакой натуры не было, но работа шла до седьмого пота. Обычно в редакции «Жиль Блас» все были прекрасно осведомлены о том, куда направился и чем занят Клемансо, который за свой грозный нрав удостоился прозвища Тигр. Причём 2/3 холста отдавал изображению воды.
Октав Мирбо вспоминал, что одна картина могла потребовать «шестидесяти сеансов». Через год заезжий журналист застал художника у пруда с двенадцатью холстами, которые он чередовал в зависимости от освещения. Сына это не смущало: он в результате приобрел тридцать холстов. Забыв про пруд с лилиями, он принялся изображать корзины с яйцами.
Они так и не заняли предназначавшееся для них место: Ошеде погряз в судебных тяжбах, связанных с банкротством (а его жена вскоре сбежала с Моне). И как вишенка на торте-цветные иллюстрации в конце книги. — Проводником увлекательного кинопутешествия стала французская актриса Элиза Ласовски («Порок на экспорт», «Игра престолов», «Версаль»). Предположение, что живописные работы разлетятся по всему свету, довольно быстро сбылось.
Никаких чар, никакого безумия, когда видишь ускользающую и мерцающую красоту.
Моне сам считался признанным мастером подобных пейзажей: Эдуард Мане как-то назвал его «Рафаэлем вод». Оно должно быть обязательно овальным и иметь определенную высоту и освещенность. Подобная информация чрезвычайно интересна для искусствоведов. В 1890 году, через несколько дней после своего пятидесятилетия, он выкупил у Сенжо «Прессуар», а через пару лет присоединил к ферме соседний участок.
Истории картин великих художников: «Водяные лилии» Моне – поджигательницы
Коснулось это увлечение и Моне, он стал изображать воду. Приветствуем тебя, неведомый ценитель литературы. Последующие семь лет он арендовал это имение у Луи-Жозефа Сенжо – тот занимался коммерцией в Гваделупе.
«японщины». Вторым городом, который любил посещать Моне, была Венеция. Вершиной этих подводных исканий стало полотно, на котором его падчерицы Бланш и Сюзанна проплывают в лодке «над текучей прозрачностью удивительного мира подводной флоры с его лентами водорослей, тусклых и диких, колеблющихся и переплетающихся под гнетом течения», как поэтично описал эту сцену Мирбо.
Благодаря современным техническим средствам впервые на большом экране во всех подробностях предстанут такие полотна, как «Водяные лилии», «Впечатление. Шла война и многие недоумевали о целесообразности подобных средств.
Он и сам не чужд был творческих амбиций: писал повести и рассказы (иллюстрации к одному из сборников выполнил Анри де Тулуз-Лотрек). Прежде всего эти «муки творчества» объяснялись стремлением создать нечто абсолютно новое и оригинальное, по-настоящему революционное. Grande Dcoration художник видел неделимой.
У Моне также был опыт создания живописных ансамблей для домашних интерьеров. Полотно опять уцелело. Он был еще и знатоком в области изящного и собрал огромную коллекцию японских художественных и прикладных произведений – мечей, статуэток, шкатулок для благовоний, чаш для чайных церемоний, гравюр Утамаро и Хиросигэ, – которую бережно хранил в своей небольшой квартире на набережной Сены, напротив Эйфелевой башни. И учились у старых мастеров.
С популярностью настала и безбедная жизнь. Частенько он отключал спидометр, чтобы не пугать пассажиров. Чарующее безумие. Искусственная красивость.
«Водяные лилии» Клода Моне: интересные факты
Книга содержит все ссылки на внешние источники, будь то упоминание чьих-либо мемуаров или газетный заголовок (всего ссылок в библиографии больше 1000). Через пару недель после выхода Клемансо в отставку, летом 1909 года, в «Жиль Блас» появилось восторженное стихотворение, описывающее, как он, «юнца проворного ловчей», трудится в собственном саду. Руанский собор в полдень – яркий, а Руанский собор вечером – тёмный. Если ты читаешь этот текст, то книга Чарующее безумие.
«Говорят, он ищет только покоя итоги выборов его не волнуют, он будет отсыпаться по утрам в сельской тишине». Внезапно там начался пожар, который, правда, удалось быстро потушить вином. В течение многих десятилетий Моне оставался художником для среднего коллекционера. Морские пейзажиимпрессионисты не учились в Академии, но в Лувр они ходили.
«Меня тревожит все, что невозможно передать, – жаловался он Жеффруа в 1890 году, когда писал виды Эпта, – как вода и водоросли, волнами колышущиеся в глубине». К тому времени о мучительных борениях художника было уже широко известно.
Сам он излагал свою задачу, как всегда, лаконично: «Главное здесь – зеркальная поверхность воды, которая постоянно меняется, отражая небо». Его интересовали главным образом нижние этажи и, конечно их отражение в воде. Переговоры шли долго и трудно. «Говорят, он ищет только покоя итоги выборов его не волнуют, он будет отсыпаться по утрам в сельской тишине».
Клод Моне, водяные лилии и музей Оранжери в Париже
Затем не менее долгие переговоры с правительством Франции-поиск места для новой серии полотен, неудовлетворенность Моне своей работой (как известно, в порывах ярости и недовольства собой Моне мог сжечь или порезать неугодные работы, в книге приводится цифра в 500 уничтоженных им работ). Клемансо терпеливо позировал для портретов Эдуарду Мане и вспоминал «чудесные часы», проведенные в разговорах со скандальным художником. – В мастерской к холстам не притрагиваюсь».
Есть подробный список упоминавшихся в книге людей-он также приведен в конце книги (здесь упомянуты как родные люди Моне, так и коллекционеры, скупавшие его полотна). Но это видимо, граничит с коммерческими соображениями. Обычно куда больше живописцев интересовали разнообразные «сопутствующие» эффекты: мерцание лунного света на ряби реки, тяжелые волны, бьющиеся о берег. Трансатлантические перемещения продолжились и в 1909 году. Такую истинную, неутилитарную реальность описывал Моне. Обычно в редакции «Жиль Блас» все были прекрасно осведомлены о том, куда направился и чем занят Клемансо, который за свой грозный нрав удостоился прозвища Тигр.
Даже мост, единственная искусственная субстанция в этой картине имеет свой «характер», становится частью этого чарующего уголка природы, не отделяется и не выделяется из общего настроения и красок. В жизни не встречала настолько интересного человека. Всех пристыдил Борис Раушенбах (физик, он занимался проблемами связи физики искусства и психологии). Еще одно полотно отправилось к Катерине Толл, вдове видного адвоката из Колорадо. Луи Жилле увидел пейзажи воды Моне 1909 года с видами прудов по-иному. И ярко освещённый фасад мастер мог видеть только вечером, когда солнце садится.
Жан-Пьер Ошеде позже заявил, что Моне не создавал «абстракций». На некоторые холсты ложилось по пятнадцать красочных слоев. Он напомнил, что фасад собора выходит на запад и всегда ярко освещён именно вечером.
После смерти Алис в 1912 году он вновь приехал в Венецию. "Чарующее безумие". Через год выставлять по-прежнему было нечего и Моне с пафосом отказался от предполагаемого вернисажа «раз и навсегда».
Пусть некоторые критики списывали Моне со счетов и называли его искусство устаревшим – зато Жилле тезисом о «чистой абстракции» выдвинул его в 1909 году в авангард современного искусства. Новость, что Моне пользуется снимками, вызвала своего рода скандал, когда в 1905 году об этом узнали из неосторожных, хотя, может быть и намеренных высказываний лондонских знакомых художника, в том числе Сарджента. Действительно, заявил он, «чистая абстракция в искусстве вряд ли увела бы дальше».
Одна из них находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке, вторая была продана за 12 млн. Он и прежде уже пробовал передавать происходящие под водой едва уловимые метаморфозы. В ранние годы он познал нищету и насмешки критиков. В Нью-Йорке Луизин Хейвемайер, вдова «сахарного магната» иодного из первых американских покупателей Моне, украсила изысканно оформленные Луисом Комфортом Тиффани комнаты своего особняка на Восточной Шестьдесят шестой улице холстами художника. В северо-западной части имения Моне возвел двухэтажную постройку – один из гостей назвал ее «сельским павильоном» – и там, на верхнем этаже, обустроил еще одну мастерскую, освещавшуюся через высокий остекленный потолок.
Одна часть сада была регулярной, выполненной во французской классической традиции, другая — английская — развивалась свободно. И главное, Моне заказал из Японии семена нимфей (кувшинок) и украсил ими водную гладь пруда. Не нужно быть для этого ни безумным, не зачарованным ни художнику, ни зрителю.
"Водяные лилии" Клода Моне продали на аукционе "Сотбис"
На это Моне мог возразить, что его искусство – не абстракция в сравнении с природой, а скорее попытка как можно точнее ее отобразить – да, почти одержимость визуальной достоверностью, передающей эфемерное начало. Вся прибрежная жизнь стала отражаться в воде. Экспертный комментарий доверен историку и писателю Россу Кингу, автору бестселлера «Чарующее безумие. Мы ловили каждое его слово».
На всех картинах венецианской серии мы видим ослепительный день, позднее утро и никогда — ночь или вечер. Позже страдал от ревматических болей – «это мне расплата за пребывание под дождем и снегом» – и катаракты, которая отчасти могла быть «расплатой» за то, что художник подолгу наблюдал на ярком солнце за отражениями и бликами на воде. Берта Палмер, супруга чикагского миллионера, купила однажды двадцать пять работ Моне в течение одного года. На выставке приводится очень важная информация о дальнейшей судьбе работ художника.
Вскоре полотно приобрел владелец кабаре на Монмартре. Эта реплика наверняка задела Моне и его почитателей, тем более что владелец «Голуа» Габриель Тома заказал Морису Дени оформление столовой в своем особняке из розового кирпича в Медоне, носившем название «Капуцины» это были пасторальные сцены, навеянные видами сада заказчика. К 1904 году небо остается только в отражениях на водной глади, которую ограничивает лишь противоположный берег в верхней части полотна. Автор материала в «Голуа» отмечал, что работы показали публике лишь после того, как художник долго «сомневался, переживал и скромничал», а другой критик, Арсен Александр, сообщал читателям, что Моне стал жертвой переутомления и «неврастении».
Розовые водяные лилии — Клод Моне
Художник вскоре перекрасил ставни в зеленый цвет, который в деревне почти сразу стали называть «зелень Моне». В начале 1889 года один обозреватель поделился опасением, как бы «нахрапистость янки» не привела к тому, что лучшие произведения Моне отправятся в США, – и беспокоился он не случайно: через два года предпринимательница Берта Палмер после удачного «шопинга» увезет домой в Чикаго двадцать пять полотен художника. И все же газеты поторопились списывать Моне со счетов. Герои книги Росса Кинга это не только Клод Моне, но и его верные друзья и близкие люди. До 1986 года эти 2 собора назывались наоборот.
По его мнению, эти композиции стали новаторскими благодаря своей абстрактности. Настоящая реальность ускользает, меняется ежесекундно. Французские газеты информировали читателей, что прославленный мастер удалился на покой. Через месяц и у него случился пожар, но картину успели спасти.
Восходящее солнце», «Завтрак на траве», «Пруд с лилиями», «Руанский собор в солнце», «Мост Чаринг-Кросс». Холм этот был изрыт белесыми прожилками каменоломен, где добывали песчаник, а между ними росли виноградники и производилось местное вино. Эта четвертая. Пруд, подернутый легкой рябью и освещенный солнцем, оживленный переливающимися либелиями, с лягушками, которые плюхаются в воду, когда приближаются к ним, заросший травой и водорослями, окруженный бурно разросшимися ирисами, камышом и плакучими ивами и покрытый большими колониями белых кувшинок, переливающихся на солнце, как жемчуг, стал главенствующей темой картин Моне в последние тридцать лет его жизни.
описание картины Моне Водяные лилии
В 1890 году Уитмор начал так рьяно собирать произведения художника, что его отец ворчал: «Скоро у нас будет столько Моне, что и смотреть не захочется». Моне хотел подарить коллекцию Франции и заключил договор с правительством, согласно которому художник передает в дар картины (начиналось все с 12 работ, но в конечном итоге было передано 22 работы), а правительство стоит для этих целей отдельное здание для экспозиции, которое будет полностью удовлетворять требования Моне. Несколько десятилетий Моне терпел всевозможные трудности и лишения. Но и в малом фрагменте присутствует весь пейзаж – деревья, небо и облака.
А в полдень западная сторона ещё в тени, вот таким образом он так и написан. Например, у Рембранта. Многих повергло в изумление известие о том, что у Моне, этого крепкого и бодрого «вернонского крестьянина» исполина в деревянных сабо, нервное расстройство. Аналогичная история еще раньше случилась с картиной импрессиониста Клода Моне, который по случаю окончания работы над пейзажем с водяными лилиями организовал фуршет в своей мастерской.
В 1909 году выставка «Нимфеи. Он напомнил слова самого Моне – художник пишет не то, что знает, а то, что видит. В 1901 году его пьесу «Покров счастья» (Le Voile de Bonheur) поставил в Париже Театр де ла Ренессанс. Небо появлялось теперь всего лишь как отражение в воде и никогда в верхней части картины. С XVII века в моду вошла «китайщина», как тогда именовали китайский стиль, а позже – «японщина». Уитмор был разборчивым коллекционером: ему также принадлежало полотно Уистлера «Симфония в белом 1, девушка в белом», висевшее у него на площадке лестницы.
Впрочем, описывая свое бедственное положение, Моне часто преувеличивал. Нервы, расстроенные работой, обретут здесь свой покой, следуя примеру стоячей воды.
Большое влияние на их искусство оказало увлечение Востоком. Любопытно, что Моне не стремился изобразить здание полностью.