Мунк Эдвард Больной Ребенок

Купить картину или постер "Больной ребенок II ", художника Эдварда Мунка вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.

Эдвард Мунк «Больной ребенок (Больная девочка)»

Теперь Мунк избегает встреч с Туллой. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Картину «Больной ребенок» он писал шесть раз, «Девушек на мосту» – семь, «Зрелость» – четыре, «Поцелуй» – одиннадцать раз, «Вампира» – десятки. Его картины не оставляют людей безразличными. В 1885 году Мунк уже не мог избавиться от похмелья без утренней дозы алкоголя и у него был роман с замужней женщиной. Символизм с его романтикой и тайной, декоративная текучесть модерна, колористические всплески фовизма и, наконец, захлебывающийся эмоциями, «вопящий» надрыв экспрессионизма проходят через творчество Мунка ищущего адекватный язык своим видениям и образам.

Кажется, Ли прикоснулся в этих словах к самой сути личности Мунка. Там Тулла останавливается в Каннах, а Мунк живет в Ницце. Ему было двадцать четыре года, ей – на девять лет больше. Девушка была влюблена в художника, настаивала на свадьбе и даже угрожала самоубийством.

119, 5 118, 5 см. Постепенно Мунк стал верить, что околдован. В 1890 году он пишет знаменитую картину «Ночь в Сен-Клу»: только синие тона и в этой синеве угадывается силуэт мужчины у окна.

Он заново обдумает ее просьбу следовать за ним. Этого никто не узнает. Кажется, Ли прикоснулся в этих словах к самой сути личности Мунка. Как раз и навсегда спастись от приворотного зелья Туллы.

Картина Больной 
ребенок – Мунк Эдвард

Картина Больной ребенок – Мунк Эдвард

Тайный мысленный диалог с матерью. Он пытается объяснить свои чувства: это счастье «касалось его лишь как взгляд через приоткрытую дверь – через дверь, которая оставляла его в темной келье и отделяла от большой веселой гостиной, полной жизни и света». Волосы причесаны плохо или наспех. Весь отчет за момент до смерти его старшей сестры Джохэйнн Софи (1862–1877) от туберкулеза в 15.

Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Разве можно вкладывать себя и в одно и в другое сразу. Я думаю: когда они будут вместе их легче поймут. Из-за этого многие работы – например, «Расставание» (1894) – плохо сохранились и нуждаются в реставрации. Человек явно интеллектуального склада имеет тонкий и неординарный ум аналитика, его мышление системно, структурно и концептуально. Эдвард Мунк «Больная девочка» (1886). В творчестве художника тоже начинает отражаться изначальное одиночество. Мунк всегда требует одного и того же. В многочисленной толпе у подножия креста можно увидеть его же изображенного в профиль и полного тревоги и тоски, а также некоторых его друзей – Крога с бородой, Пшибышевского, двойника мужчины из «Ревности».

В Сен-Клу художник снимал этаж над кафе с видом на Сену. Постепенно Мунк приходит к своему фирменному «экспрессионистскому» стилю: выразительность линий, упрощённость форм, символизм сюжетов. Бутылка положена на туалетный столик или шкафчик налево. На Осенней выставке 1886 года в числе четырех своих работ он представил «Больную девочку». Кстати, созданные художником графические версии работ (Мунк много работал в технике офорта, гравюры на дереве, черной и цветной литографии) часто цельнее и глубже живописных прототипов.

  1. Описание работы «Больной ребёнок »
  2. Экзистенциальный ужас Эдварда Мунка
  3. Эдвард Мунк времен пост-«Крика»
  4. Как смотреть картины Эдварда Мунка
  5. 10 лучших кроватей в истории искусства

Но Мунк связал себя с наиболее радикальным искусством. Речь будет идти о любви и смерти». Стилизация возникает лишь для того, чтобы подчеркнуть то, что Ли назвал «языком сердца, который, словно пламя, освещает темноту мастерской». В итоге – новый отъезд, точнее, побег: Мунк уезжает из Франции в Милан, не предупредив об этом Туллу.

Никогда краски в его картинах не текли так буйно простыни (еще один навязчивый мотив у Мунка) и здесь похожи на взволнованное море, а линии фона напоминают водоросли в этом бездонном океане вот-вот утонет убитый мужчина. Может быть, дело в том, что его мать умерла, когда он был еще очень мал. Но Туллу ничто не останавливает.

  • Эдвард Мунк – норвежский художник
  • Как заключенные сбежали изСобибора
  • 5 причин посетить фестиваль «Форма»
  • На фестивале дизайнеры из Голландии устроят граффити-перформанс
  • Чего нельзя делать Британской королевской семье
  • ЭДВАРД МУНК: СТРЕМЛЕНИЕ К СВЕТУ

Эта женщина не имеет ни точного, ни приблизительного сходства с Туллой. Но он очень часто видел ее и позже. В этот момент Тулла открыла глаза и будто бы воскресла, отчего Мунк пришел в ужас.

Но эти письма не находят в душе Мунка никакого отклика. «Ницца, – пишет он, – город счастья, здоровья и красоты». Она начиналась бы картиной «Летняя ночь», на которой молодая женщина гуляла бы в сосновом лесу возле пляжа, а кончалась бы «Отчаянием»– так вначале назывался «Крик». На всех известных фотографиях Мунка заметна эта его тревога.

  1. Другие номера издания «Личности»

Эдвард Мунк «Крик» (1893). На «Автопортрете между часами и кроватью» он изображает себя словно заблудившимся между часами, которые невозмутимо отсчитывают время и портретом обнаженной женщины во весь рост. Фигура мужчины, напротив, размещена в самом углу и, по сравнению с фигурой женщины, едва намечена: он сидит ссутулившись, подперев голову рукой и отвернув лицо от наблюдателя. На переднем плане – обнаженная женщина с длинными распущенными волосами она молча смотрит на зрителя и ее взгляд выражает свирепую силу. В вероятности женщина – тетя Софи Карен. Отец Эдварда Мунка — Кристиан Мунк был врачом.

По другой версии, такая «обработка» полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей матовой потертой поверхности, напоминавшей фреску или пастель. 29-летняя Карен Бьёльстад была хорошей хозяйкой и добра к детям. «Со всех сторон луга и поля, похожие на волны – на горизонте маленькие холмы – среди плодовых деревьев стоят симпатичные дома, окрашенные в белый цвет – внутри двора ярко-красные служебные постройки – все тихо и спокойно – как в воскресенье», – простодушно записывает он. Они по-прежнему не понимают друг друга.

120, 5 141 см. Ингер спросила, — не думают ли они, что она лжет. В своем дневнике Мунк описывает их прогулки вдвоем. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Вскоре после этого семья переехала с фермы в Летене в столицу Норвегии, Христианию (современный Осло). Море тоже получает щедрые дары солнца.

Всякому известно, что у Паульсена много денег. Его утомляет веселое и шумное общество его друзей – норвежцев, живущих в Париже. Тогда художник лег в психиатрическую клинику, где провел много месяцев. Она как будто предвещает основные темы XX в. (модернизма): одиночество, отчаяние, отчуждение, смерть. Снова начинаются их странные переговоры за закрытыми дверями.

Описание работы 
«Больной ребёнок 
»

В 1909 году он начинает работу над другой большой картиной в том же стиле, которую назвал «Солнце». Красочная гамма и стиль его работ отмечены, словно шрамами, следами грубости и жестокости. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Известно, что он редко встречается с женщинами. Он стратег, видящий и прогнозирующий далекое будущее, намного опережающий свое время. Кто из двоих покинул другого.

В двадцать семь лет он становится другом норвежского писателя Ханса Егера, который в своем романе «Богема Христиании» изображает его кем-то вроде флоберовского персонажа – художником, отображающим в картинах тоску современной жизни, отсутствие в ней сочности и плотности и мучительную тревогу, которую она несет с собой. В его дневнике представление о женщине-колдунье, насылающей порчу, выражено еще ясней. Может быть, самоубийство было только спектаклем.

Но Мунк перенес жестокий розыгрыш крайне болезненно. Мунк.

Может быть, этим обещанием Мунк выигрывал время. «Я отказываюсь участвовать в этой бешеной погоне за жизнью», – пишет он. На картине «Ингер на пляже» (1889) изображен берег моря возле маленького курортного городка Осгордстранд и этот пейзаж Мунк наполнил меланхолией и глубокой грустью.

«Ты, может быть, этому не веришь, но у меня есть инстинкты, – признается она Мунку. Она – и девушка в белом и старая женщина в траурном платье. Он не мог понять, как это отец, будучи доктором, не сумел ее спасти. Помимо руки и лица, всё остальное кажется незаконченным.

Из-за этого затенено ее лицо и зритель может только видеть вершину ее головы. Мунк желал сделать «Крик» частью серии из шести картин и поместить его на последнее место. Мунк явным образом становится на сторону смерти. Будучи натурой мечтательной, он любил читать и выдумывать сказки. А если так, зачем тратить деньги на стипендию для «эксцентричного человека, который пытается убедить нас, что природа и люди не такие, какими мы привыкли их видеть». Через два дня художник был у постели Туллы.

Мунк больше не любит Туллу, но не находит в себе сил расстаться с ней. Эдвард Мунк «Пепел» (1894). Небо рассечено кровавыми ранами и кажется, что все движется, все изменяется под влиянием неистовой силы крика.

Между ними происходят сильнейшие ссоры. Картон, масло, темпера, пастель. Его живопись может лишь быть передатчицей его мыслей. Слева и справа изображена Тулла. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого.

Оно – своего рода триптих, где художник изображает трех женщин в трех возрастах. Что он хотел сделать. Одно из его основных убеждений – что секс мешает мужчине наилучшим образом раскрыть его возможности. Впервые он обеспечил себе относительный уют и безопасность от нужды.

Может быть, его поступок казался ему чем-то вроде воскресения. В сущности им с Туллой больше нечего сказать друг другу – словно все закончилось. Стилизация возникает лишь для того, чтобы подчеркнуть то, что Ли назвал «языком сердца, который, словно пламя, освещает темноту мастерской». Вскоре Тулла – вероятно, чтобы залечить рану, нанесенную ее самолюбию, – влюбилась в молодого художника Арне Кавли.

В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Похоже, Мунк Туллу. Одну из первых приобрел его почитатель и собрат по искусству Эрик Вереншелль. То есть, когда он на короткое время позволил себе любить, любовь раскрыла перед ним его недостатки и теперь он уверен, что навсегда останется в своей «темной келье». Даже пейзаж не свободен от них. М., 2007.

Но художник не уступает. Акцент на verticals дает работам туманное чувство и добавляет к их эмоциональной власти, эффект искусствовед Мишель Фако, описанный как то, чтобы предоставлять зрителю со «сценой испытанной вблизи, но туманно, как будто рассматриваемый через слезы или завесу памяти». Он станет вести такую жизнь, какая подходит Тулле.

Во всех покрашенных версиях Софи лежит в кровати, очевидно страдая от боли, подпертой большой белой подушкой, смотря на зловещий занавес, вероятно, предназначенный как символ смерти. После обучения в Королевской школе Искусства и Дизайна в Христиании (сейчас Осло), в этом же городе в 1883 году работы Мунка впервые выставлялись на выставке Индустрии и Искусства. Мунк желал сделать «Крик» частью серии из шести картин и поместить его на последнее место. Он дополняет свою большую композицию «Любовь» еще восемью картинами.

В своем дневнике он задает вопрос: «Не поняла ли эта другая воля, что иного выхода нет, что если эта женщина будет такой же – как прежде – то это будет смерть – для меня – что я больше не смогу сопротивляться. » Ему пришлось перенести операцию. Резкие и пестрые краски его жестокого экспрессионизма снова стали более насыщенными. Тулла возвращается в Берлин. Коллекция, включавшая в себя несколько тысяч живописных полотен, рисунков, гравюр и рукописей, составила основу для собрания будущего Музея Мунка, открывшегося в 1963 году52.

Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Мунку понадобились отдых, лекарства и советы психиатров: связь с Туллой расшатала психику и превратила его в «развалину». «Твоя очень грустная Тулла» – так называет она себя Мунку в одном из них.

Национальная галерея (Осло, Норвегия)Человеческая фигура (мужчина. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Шесть покрашенных работ были выполнены больше 40 лет используя много различных моделей. Некоторые исследователи У. Бишофф. По воспоминаниям художника, в злополучную ночь его отец, который при всех бедах обращался к Богу, «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь дочери. Подобно Гогену с его большими «романтическими» фресками Мунк изображает три возраста жизни в виде трех женщин.

Он хочет, чтобы его картины были «лоскутами души»: так пишет Пшибышевский, создатель этой книги. Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна (Осло, Норвегия)В главном герое картины, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, можно видеть и самого Эдварда и его недавно умершего отца и его друга, датского поэта Эмануэля Гольдштейна. Во время поездок в 1885-м в Антверпен и Париж он изучал полотна Лувра и посетил ежегодный «Салон», где познакомился с работами импрессионистов. Ночью Мунк пришел к Тулле и обнял ее. Теперь все, что граничит с сексуальностью, вызывает у него отвращение.

Как раз с этим периодом жизни связаны события, которые привели Мунка в психиатрическую лечебницу. В это время Климт тоже создает картины с «литературными» образами женщин и персонажей, которые тревожат своей странностью. И в этом рассказе чувствуется сходство с прогулкой, которую он уже изобразил на холсте – на картине «Одинокие», в 1895 году. (Хроники одиночества Вильгельма Хаммерсхёйя. )Полотно молодого художника, хоть и было выставлено на выставке наряду с картинами более опытных живописцев, получило разгромные отзывы критиков.

Впрочем, он и сам часто изображал себя жертвой на своих автопортретах. Скорее то, что хотел видеть. К какой «недоступной звезде», как говорил Малларме, оно направлено. Но, по словам самого Мунка их встреча была более спокойной, чем утверждали слухи.

Значит, для него единственное место раскрытия сексуальности – холст. Был судовым врачом. По словам художника, это открытие сделало его «жалкой развалиной».

Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Длинные кудри Туллы – это волосы Медузы и ее сестер-горгон или женщин-вампиров. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке9. Отдавая дань моде на изображение больных на фоне высоких подушек («век подушки»), Эдвард в своей работе нарушил почти все каноны живописи. У него началась паранойя в достаточно тяжелой форме.

Однако он не презирает женщин. Это свое произведение Мунк повторяет с упорством одержимого. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа.

Крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы. Предполагается также, что ярко-алый цвет неба был вызван извержением вулкана Кракатау в 1883 г. Мощный взрыв (его сила многократно превышала силу атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму) привёл к выбросу в атмосферу огромного количества вулканического пепла из-за которого в течение последующих нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты. Искусствовед Роберт Розенблюм предположил, что странное бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 г. Мунк создал 4 версии «Крика» используя различные техники, в том числе маслом. И он снова уступает. Обеим дочерям он купил новые муфты из тюленьего меха, а ведь младшая на целых два года моложе Ингер. Он пишет, по-прежнему своим рубленым стилем: «Я чувствовал, окутывают ли меня еще невидимые нити ее волос и так же было, когда она исчезла, отправившись к морю яеще чувствовал боль в том месте, где мое сердце истекало кровью, так как нити невозможно было вырвать». Но сразу же он превращается в обличителя и пишет о том, как много отнимает у него любовная страсть, сколько в ней грубого, как она разрушает его психическое здоровье, как много он потратил на нее энергии и, наконец, как страдает от нее его живопись, единственная, по мнению художника, жертва его «заблуждения».

Вот только собеседник – это сам художник в зеркале. На его фоне изображены мужчина и женщина. Во время своей поездки во Францию Мунк доезжает до Ниццы. А если так, зачем тратить деньги на стипендию для «эксцентричного человека, который пытается убедить нас, что природа и люди не такие, какими мы привыкли их видеть». Он часто упоминал работы в своих журналах и публикациях и это показывает в большой степени в его «Происхождение Бордюра Жизни» (Живой Friesens tilblivelse).

Не имея собственной семьи, она до конца своей жизни посвятила себя племянникам. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Он пытается добраться до сердцевины своей боли и своих вопросов. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».

Четыре версии «Крика» были написаны в промежутке между 1893 и 1910 годами. В том же году он пишет еще одну картину – «Художник и его модель». – Младен Долар в книге Голос и ничего больше. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»22, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»23. Длительная болезнь Софи их особенно сблизила.

С детских лет они убеждены, что листья и трава зеленые, а кожа розового цвета. В это время он пишет восхитительную картину «Девушки на мосту» – сценку, которую увидел в реальности и которой был очарован. В 1893 году он создает свою, несомненно, самую знаменитую работу – картину «Крик», которая стала творческим перевоплощением другой его работы, «Настроения на закате».

Мунк не питает иллюзий на этот счет: он знает, в чем причина ее интереса к его семье. Оно – плод желания, свойственный ему одному признак сексуальных стремлений.

По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Она, гордая и высокомерная, не может отказаться от Мунка. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Рядом с Туллой Мунк верит в великую и единственную любовь.

Она требует от него ответа, угрожает ему в письмах, а он трусливо отвечает: «Моя любимая – тысячу раз спасибо за твои письма – разумеется, я тебя люблю – именно это и есть сумасшествие». Национальная галерея (Осло, Норвегия)На картине изображена 15-летняя рыжеволосая девушка с изможденным от болезни лицом. Но чем больше она ему пишет, тем глубже хоронит их любовь.

Первый перерыв с импрессионизмом был Больным Ребенком — я искал выражение (экспрессионизм)». Они были достаточно непонятными. Первая версия приняла год, чтобы закончить.

Ему нравится эта ласковая природа, которую он так часто изображал на холсте. Мунк хотел сделать что-нибудь ужасное, чтобы прекратить преследование. Он находил радость в рисовании рисовал углем, забравшись на печь.

Он пообещал ей приехать на следующей неделе и вместе с ней возвратиться в Осгордстранд. В двадцать семь лет он становится другом норвежского писателя Ханса Егера, который в своем романе «Богема Христиании» изображает его кем-то вроде флоберовского персонажа – художником, отображающим в картинах тоску современной жизни, отсутствие в ней сочности и плотности и мучительную тревогу, которую она несет с собой. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Не мог понять, что не помогли такие горячие молитвы. Обстановка была не просто бедной, а поистине ужасной. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей.

Персонаж и зритель охвачены одним и тем же изумлением, одной и той же мукой. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. «Мужчина и женщина на пляже», «Красный воздух», картина с лебедем.

В этой картине Мунк поднимается до высокой духовности. Эдвард Мунк очень к ней привязался. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»32 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца33. В мае 2006 года трое обвиняемых в краже были приговорены к тюремным срокам, а в августе полиции удалось обнаружить работы. Писать для этого художника – значит находить доступ к своему второму зрению.

Стакан может быть замечен вправо на неопределенно описанном столе. Он всегда так считал и теперь эта уверенность сдерживает его. Немота и непонимание равнозначны крикам и упрекам: Мунк размышляет о том, манипулирует ли им Тулла, а она не отвечает, укрывшись в своей тайне, как в убежище. Краски ощутимо передают мощь этого звука. В 1895 году Мунк выставляет в Мюнхене картину «Три возраста женщины», которая в то время еще называлась «Тайна». Но Мунк все сильней озлобляется.

Летом Мунк едет с семьёй на съёмную дачу в Осгорстранне, маленьком городе неподалёку от деревни, в которой состоялась его первая встреча с Милли Таулов27 Осгорстранн станет его излюбленным местом и через некоторое время он приобретёт здесь собственный дом. Чем дальше, тем сильней одержимость одиночеством (из которого он, однако, хотел вырваться с помощью освободительницы-живописи) становится для него западней. Он неподвижен, словно окаменел. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». В 1893 году сам Мунк и его талант так высоко ценятся в среде норвежских авангардистов, что одному молодому критику приходит на ум мысль написать книгу о нем и его творчестве.

Эта работа родилась как отклик на страдания старшей сестры художника, Софи, умершей от туберкулеза в 1877 году. Тулла заявляет, что близка к самоубийству. Или он говорил искренне, растерявшись и не зная, как вести себя с Туллой, но теперь все же хотел быть вдали от нее, чтобы наконец обрести такой желанный «покой». – Мне неприятен даже самый слабый шум». «Вокруг меня сомкнулся странный мир – утверждает он.

В его словах всегда слышны желание служить своему призванию и боязнь предать это призвание, отдавшись тому, что он называет «общей жизнью». Она умерла в 1868 году на глазах у Софи и Эдварда. Сначала Центр Помпиду во Франции, затем – Schirn Kunsthalle в Германии, а с 28 июня – лондонская Тейт Модерн.

Больше нет ничего прочного и ничто не находится на своем месте все ускользает в щели между узкими цветными полосами, которыми Мунк расчерчивает холст, создавая ощущение невиданного хаоса и головокружения. Картина-рекордсмен – «Крик» норвежского художника Эдварда Мунка, родившегося 149 лет назад. Его картины передают нам его ужасные муки и страдания. «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этому полотну», – утверждал Мунк.

Эта гипотеза широко распространена среди биографов художника. На большом полотне, названном «Мадонна», он изображает женщину с обнаженной грудью и длинными волосами, которые падают ей на плечи. Итак, жизнь Мунка начинает приобретать форму и систематизироваться.

В психиатрии такой симптом называется амбивалентностью. Сначала по настоянию отца Эдвард поступил в Высшую техническую школу, но уже в 1881 году перешел в Академию искусств в Кристиании (так до 1924 года назывался Осло). Он пытается добраться до сердцевины своей боли и своих вопросов. Национальная галерея (Осло, Норвегия)Сумрачный лесной пейзаж. Но Тулла пишет Ингер Мунк, от нее узнает, где он, едет туда и снова встречается с ним.

64, 5 54 см. Известно, что он редко встречается с женщинами. В верхней части картины изображен город с куполами. Это свое произведение Мунк повторяет с упорством одержимого. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой42.

Семья Мунков вынуждена была в целях экономии часто менять место жительства. На своих автопортретах сороковых годов он выглядит исхудавшим и ослабшим. Он был не в состоянии проанализировать обстоятельства, при которых взял в руки оружие. Он подошел к постели, чтобы успокоить и утешить Туллу.

И все же он гораздо ближе к изначальному существу, чем большинство других артистов». Она пробует все способы приблизиться к нему – соблазнение, угрозы и под конец жалобы: «Почему ты не хочешь понять – ты, который как раз должен осознавать это, – что я очень страдаю оттого, что люблю тебя так, как я это делаю. » Но настойчивость Туллы приводит к обратному результату. Такими своеобразными художественными средствами Мунк создал первую в истории искусства картину, в которой была отражена только идея – и ничего больше. Некоторые критики заметили, что пожилая женщина более обеспокоена, чем ребенок в словах критика Патрисии Донахью, «Это почти, как будто ребенок, зная, что ничто больше не может быть сделано, успокаивает человека, который достиг конца ее выносливости».

Вытащить Мунка из тени обессмертившего его «Крика» – иконы экспрессионизма – и попытались авторы концепции выставки. Его приезд описывали по-разному. Эта смерть сильно на него подействовала. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Фигура мужчины – в самом углу картины.

«Я хочу покоя», – настаивает он в одном из своих писем к Тулле. Все эти боли и муки затопляют пейзаж, текут до берегов моря и вливаются в него. Она и на самом деле не оставляет его в покое, несмотря на все его отказы.

Такой человек жаждет новых открытий, постоянно находится в процессе творчества, он свободен от штампов и существует «вне времени». Я думаю: когда они будут вместе их легче поймут. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)31. Позже стал военным врачом и в конце концов поселился в Осло — в Грюнерлёккене. Его картины не оставляют людей безразличными.

Этот мотив уже давно появляется в творчестве Мунка. Он пытается объяснить Тулле все возможные выгоды ее нового положения: «У тебя будет что-то вроде домашнего очага и ты будешь носить мое имя – это не означает ничего другого – что касается остального, увидим потом». Лишившись ее, он, конечно, чувствовал себя покинутым и, возможно, потом не хотел снова пережить такую же душевную травму. Мунк предпочитает слушать не новости и не музыку, а голоса. С деньгами в доме доктора Мунка было туго.

Мунк предлагает ей стать его женой «во всяком случае, формально». Он бережет свое здоровье, но при этом не отказывается от алкоголя. Пыль лежала повсюду толстым слоем и беспорядок царил невероятный. В руках у девушки снова оказался пистолет, а когда Эдвард попытался отобрать его, она выстрелила и художник лишился пальца на руке.

Речь будет идти о любви и смерти». Холст, масло. В это время Мунк пишет больше, чем когда-либо. Сначала нацисты объявили Мунка «истинно нордическим» художником, но позднее назвали представителем «дегенеративного искусства». Эдвард Мунк умер в 1944 г. в возрасте 80 лет. Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу.

Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Он уверен, что всегда будет одинок. Они едут во Францию, на Лазурный Берег. Особенная продуктивность наблюдалась у него в графике. В 1895 году Мунк выставляет в Мюнхене картину «Три возраста женщины», которая в то время еще называлась «Тайна».

Он сидит ссутулившись, подперев голову рукой и отвернув лицо. Тулла согласилась на эти условия и они, как было решено, переехали в Осгордстранд. Его творчество – не только труд, это еще побег и головокружение. Он изображает себя стариком в скромной комнате – руки опущены, губы обвисли, взгляд дикий. На картине «Ингер на пляже» (1889) изображен берег моря возле маленького курортного городка Осгордстранд и этот пейзаж Мунк наполнил меланхолией и глубокой грустью. Черты лица лишены не только индивидуальных, но и половых признаков и эта унификация усиливает обобщенное впечатление ужаса и ошеломления.

Картины должны были описывать одну общую историю, а серия называлась бы «Любовь». Особенно это чувствуется в картине «Меланхолия». «Я дошла до того, что желаю, чтобы моя жизнь как можно скорей окончилась», – говорит она Мунку. Во Флоренции Мунк обращается с ней грубо и «зло» и отказывается ехать дальше. Художник не заботился об уюте и красоте дома.

Слово сказано. Чем дальше, тем сильней одержимость одиночеством (из которого он, однако, хотел вырваться с помощью освободительницы-живописи) становится для него западней. Желание стабильной жизни, неподвластной случайностям любви и любовным конфликтам. Но в Тулле что-то надломилось.

Над чёрно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Она начиналась бы картиной «Летняя ночь», на которой молодая женщина гуляла бы в сосновом лесу возле пляжа, а кончалась бы «Отчаянием» – так вначале назывался «Крик».

Но в Норвегии стал распространяться слух, что Мунк, возможно, сошел с ума. – Это занимает мой ум. Почти в самом центре картины женщина с распущенными волосами в полурасстёгнутом платье стоит, схватившись за голову. 91 73, 5 см. В 1895 году он пытался разобраться в себе и перед нами попытка самоанализа. С этой дружбы началась история арт-терапии – исцеления искусством (термин впервые использовал Адриан Хилл в 1938 году), которая успешно применяется как один из методов психотерапии по настоящее время. Три находятся теперь в Осло (1885–86, 1925, 1927), другие в Гетеборге (1896), Стокгольм (1907) и Лондон (1907).

Смерть и болезнь не щадили его семью. А там, в сердцевине, – муки перехода от жизни к смерти, ожидание смерти, ее внезапное появление, боль, которая живет в сердцах людей и выплескивается через край. Он хочет, чтобы его картины были «лоскутами души»: так пишет Пшибышевский, создатель этой книги. В ней больше не было надменности и необузданной силы, которые стали пугать Мунка.

Позже он опишет в дневнике это время как один из самых мучительных периодов жизни и добавит, что для него жениться – значит «связать себя с адом на всю оставшуюся жизнь», но что он жалеет о «плотских излишествах». Скорее всего, пепел – это сгоревшее чувство. С этого момента возникает несколько версий дальнейших событий.

И все же он гораздо ближе к изначальному существу, чем большинство других артистов». В нижней части картины – фриз из непристойных сцен: это ад сексуальных отношений. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны30. Выглядит она очень хрупкой и ранимой.

Даже зритель пойман в сеть этой неустойчивости. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему.

Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Две кровати, стол и несколько плохих стульев. В этом скрытом «неоромантическом» состоянии Мунк старается написать интуитивное чувство «своей собственной жизни». Он отдает себя искусству, которое считает мистическим и полностью привязан к тому, что скрывается «за фасадом разума», как говорил психиатр Марсель Режа, тоже восхищавшийся его творчеством. Он, несомненно, самый даровитый и изобретательный из всех. Но в Норвегии стал распространяться слух, что Мунк, возможно, сошел с ума.

Словосочетание «Современный взгляд» в названии выставки – ключевое. Пейзаж, который мог бы стать сказочным, скован страхом и одиночеством. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Им управляет печальная планета Сатурн. Но теперь он не учел, что Тулла по характеру завоевательница.

Вот таким образом он предпочитает жить подальше от них, за пределами французской столицы. Он дополняет свою большую композицию «Любовь» еще восемью картинами. Больной Ребенок (норвежский язык: сарай Зике Det), название, данное шести картинам и многим литографиям, drypoints и гравюрам, законченным норвежским художником Эдвардом Мунком (1863–1944), между 1885 и 1926. Им управляет печальная планета Сатурн. Всего он провёл там более полугода.

– Пер. ), в которой без пафоса рассказывает о смерти своей сестры Софи, которая, так же как его мать, была больна туберкулезом. Старший из сыновей, он после смерти Софи стал вообще старшим ребенком.

«Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Он позже написал, что 1885–86 живописи была такой трудной борьбой, что ее завершение отметило главный «прорыв» в его искусстве. Ты должна понять, что я не могу отказаться от этой судьбы». 3) посвящена сестре Софии. Её широко открытые глаза пусты – это конец любви, конец всему». Наконец, самая известная картина Мунка – «Крик».

В целом всякое творчество автобиографично. Разлука с Туллой становится для него мукой, настоящей пыткой. Они заявили, что его пассия застрелилась и показали ему ее «труп». В это же время, в 1900 году, Мунк начинает писать распятие.

Он создал восемь исследований в drypoints и запечатлевающий после его прорыва в 1892, когда спрос на его работу вырос.

23 января 1944г. Мунк так боялся смерти и вечного проклятия, что просыпался ночью в ужасе, думая, что он уже умер и спрашивал себя: «Я в аду. » Бронхиты и простуды каждую зиму только добавляли страхов в тринадцать лет он начал кашлять кровью. Это горе постоянно возникает в его пронзительных и зловещих произведениях. Такой «непроявленный» человек часто опирается локтем о парапет, а пейзаж вокруг него распадается на слои и вытягивается по прихоти климата на фоне заката или тусклой зари.

Они обмениваются письмами, однако Мунк не уступает. Из чего оно состоит. «Я должен работать, – говорит он Тулле.

Ее тень, ее отражение то и дело проникают к нему и не дают покоя. И снова возникает слово «долг». Когда он написал «Смерть Марата», Шарлотта Корде получилась похожей на Туллу. Но Тулла не признает себя побежденной. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Здоровье Мунка тоже ухудшается.

Одним из видов наказаний было так называемое лошадиное лечение (hestekur): Мунк выставлял неудавшееся, по его мнению, полотно на улицу, где лил дождь, свистел ветер и было холодно. «Автопортрет на зеленом фоне» и «Шаржевый портрет Туллы Ларсен» вначале были одной картиной – «Автопортретом с Туллой Ларсен» теперь он разрезал ее пополам и превратил в диптих. Место и время действия – НьюЙорк, аукционный дом Sothbys, торги «Искусство импрессионистов и модернистов», 2 мая 2012 года. По хитроумному замыслу, вряд ли пришедшему в очень трезвые головы, «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.

И действительно она была потрясена этим несчастным случаем и покинула городок. Однажды друзья художника, чтобы помочь Туле Ларсен, решили разыграть Эдварда. «Их шумная манера радоваться жизни действует мне на нервы– записывает он в своем дневнике. – Мне неприятен даже самый слабый шум». Он думает, что Тулла поймет этот аскетизм. Осенью он едет в Париж.

При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»22 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Все убеждало его, что она умирает из-за любви к нему. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. В творчестве художника тоже начинает отражаться изначальное одиночество. Короткое счастье во Флоренции он, как ни странно, считает ошибкой.

Одна из важнейших картин этого периода – «Больной ребенок» (1886), (илл. «Ницца, – пишет он, – город счастья, здоровья и красоты». В этом скрытом «неоромантическом» состоянии Мунк старается написать интуитивное чувство «своей собственной жизни».

Мунк, законченный шесть картин, назвал Больного Ребенка. Незадолго до этой встречи Мунк купил маленький дом в Осгордстранде. В преддверии 150-летнего юбилея мастера, который будет широко отмечаться на его родине и во всем мире, концептуальная выставка «Эдвард Мунк – современный взгляд» курсирует по музеям Европы. Тулла выглядела свободной, но была ли она эмансипированной в сексуальном отношении. Даже зритель пойман в сеть этой неустойчивости.

Даже пейзаж не свободен от них. В своем дневнике он от имени своего двойника Брандта описал ее так: «Лежала на кровати – совсем белая – неподвижная – умершая от горя из-за него – он больше не мог ее утешить – оживить ее застывшее лицо – и тоска овладела его сердцем». В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях46. Картины должны были описывать одну общую историю, а серия называлась бы «Любовь».

Эдвард Мунк «Ночь в Сен-Клу» (1890). Он купил дом, построил вокруг него забор 4-метровой высоты. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»24, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Смерть и болезнь не щадили его семью. Тулла не позволяла ему заметить ничего из ее страданий и забот.

Шквал негодования критиков вызвало отсутствие перспективы, отказ от проработки деталей и правильного применения светотени, нервная манера, которую назвали «беспорядочными красочными мазками», для большей выразительности в некоторых местах процарапанные шпателем или кухонным ножом. «Поцелуй» был написан в 1895 году и Мунк часто повторял его тему в этюдах и набросках, в офортах и серии литографий. Его утомляет веселое и шумное общество его друзей – норвежцев, живущих в Париже. С детских лет они убеждены, что листья и трава зеленые, а кожа розового цвета. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»7: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада8.

Ее образ вовсе не стерся из его сознания, а стал символом уничтожения и смерти. Тогда картины Мунка все больше были сосредоточены на изображении таких эмоций, как тревога, одиночество и экзистенциональный страх, возможно, самый яркий пример – его самая знаменитая картина «Крик». Эдвард этому не поверил. Картина имеет форму триптиха. В книге десять глав – десять историй известных всему миру любовных пар. С этой целью он специально не настраивал как следует радиоприемник на определенную волну.

Прибрежный пейзаж равнодушен к их драме. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают. ». Религиозный фанатизм главы семейства и тяжелая обстановка в доме усугубили болезнь его дочери Софи, умершей в 15-летнем возрасте от туберкулеза, а также душевное заболевание другой дочери, Лауры.

Он уверен, что всегда будет одинок. Мунк по натуре меланхолик и эта меланхолия ощутимо влияет на его вдохновение. Но тут же добавляет: «Я создан чтобы писать картины и только для этого вот почему я считаю что должен выбрать между любовью и моей работой». Ее звали Лаура Катрине Бьёльстад.

Как эта текучая река жизни (Мунк часто изображает ее гладкими, ускользающими полосами красок) равнодушна к злоключениям людей. Женщина, несомненно, Тулла с ее длинными рыжими, почти оранжевыми волосами. Мунк пишет персонажей без явных характеристик.

Там они спали в разных комнатах. Он писал мутный свет извлекая его из самой глубины своей души, отражал ту душевную боль, которая жила в нем так давно. Лаура Катрина была моложе супруга на двадцать лет. Мунк пытался это объяснить, но сразу же пришел к выводу, что в нем тогда тайно, «неосознанно» вместо него самого действовал его двойник – второе «я».

Сказано сильно и эти полные боли слова свидетельствуют о глубине его депрессии. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин.

Мунк пишет персонажей без явных характеристик. Лора-Катерина, вероятно, заболела туберкулезом еще до замужества и Мунк на всю жизнь запомнил, как она кашляла кровью в платок. Оно – своего рода триптих, где художник изображает трех женщин в трех возрастах.

В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3637. В мире Мунка нет ничего стабильного и спокойного, все терпит катастрофу или крушение.

В работах Софи, как правило, показывают на ее смертном ложе, сопровождаемом темноволосой, горюющей женщиной, которая, как предполагают, была ее тетей Карен исследования часто показывают ей в подрезанном попадании в голову. Вот таким образом он предпочитает жить подальше от них, за пределами французской столицы. Этот город его очаровывает: радостный дух этого города, климат Ниццы, ее ярко окрашенные виллы и прежде всего Средиземное море для Мунка – экзотика, которая его восхищает и почти заставляет забыть о хронической меланхолии. Мунк по натуре меланхолик и эта меланхолия ощутимо влияет на его вдохновение. Эдварду исполнилось тринадцать лет, когда умерла Софи. Из чего оно состоит. Случайно появившиеся подтеки, например следы птичьего помета, становились частью картины – как в «Ножной ванне» (1912 – 1913).

И он предлагает Тулле выйти за него замуж. В 1903году у него завязался роман с виолончелисткой Эвангелиной Маддок, выступавшей под итальянизированным псевдонимом Эва Мудоччи45, но их отношения омрачало всё более болезненное поведение Мунка. Он отдает себя искусству, которое считает мистическим и полностью привязан к тому, что скрывается «за фасадом разума», как говорил психиатр Марсель Режа, тоже восхищавшийся его творчеством. Именно в это время он завершает большую картину «Адам и Ева» – глубокое размышление о жизни и смерти, о грехе и благодати на основе мотива, хорошо известного в классической живописи. Для него искусство – единственное отражение сексуальности. «Танец жизни» выводит Туллу из себя. Но его лицо ярко освещено, а ее лицо искажено демоническими тенями.

На всех известных фотографиях Мунка заметна эта его тревога. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Место действия – спальня, где можно разглядеть кровать с расстеленными простынями. Эти норвежские деревья напоминают тихий Понт-Авен, который любили писать Ван Гог и Гоген, но среди ласки и покоя, в самой их сердцевине – «мы двое рядом, немые».

Теперь он знал, что Тулла больше не вернется. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». В мире Мунка нет ничего стабильного и спокойного, все терпит катастрофу или крушение. И среди них появляется мотив отчаяния, непостижимого ожидания, которое Мунк пытается выявить и прояснить. В центре танцует пара – молодая женщина и обнимающий ее мужчина.

Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. В тоске и отчаянии, не видя другого исхода для их отношений, она приняла два пузырька морфина. Луна завораживала его, ее образ можно встретить на многих картинах: «Лунный свет» (1895), «Танец жизни» (1899) и так далее. Тулла, у которой нервы напряжены до предела, настаивает на свадьбе. – Что я терплю с тех пор, как ты меня «разбудил»» Однако эта связь очень быстро терпит крах.

Холст, масло. Может быть, он считал, что может спастись, пройдя близко от смерти. В том же 1907 году он пишет «Амура и Психею» изобразив их в виде мужчины и женщины, которые смотрят друг на друга. Он пытается уловить эти чувства изнутри, как провидец. «Мужчина и женщина на пляже», «Красный воздух», картина с лебедем.

Наоборот, они возбуждают страсти – вызывают ненависть и омерзение в среде буржуазии и восхищение авангардистов. Мунк много путешествует, подолгу живя в центрах искусства того времени – Париже и Берлине. Эти перемены тона мешают художнику понять, в каком она состоянии. На большом полотне, названном «Мадонна», он изображает женщину с обнаженной грудью и длинными волосами, которые падают ей на плечи. Последнее обстоятельство отнюдь не ускорило течение четырехлетнего романа. Я задержался, опёрся на балюстраду моста смертельно усталый.

В его дневнике представление о женщине-колдунье, насылающей порчу, выражено еще ясней. Несмотря на поездки в Италию, Францию и Париж их общий путь обрывается. Туллу нельзя было забыть так быстро. События, положившие конец связи с Туллой, тоже дали пищу его неврозам и тревогам.

Проучившись год, Мунк сказал отцу, что хочет стать художником. Фактически эта женщина всегда была близко к нему. Мунк пьянствует и больше не контролирует себя.

В то короткое время, которое Тулла провела в Осгордстранде, она была безразлична ко всему. Разве можно вкладывать себя и в одно и в другое сразу.

«Пуля застряла в среднем пальце левой руки», значит, попала в жизненно важное для художника место: сможет ли Мунк снова писать картины. В 1885 году Мунк, перед этим короткое время живший в Париже, начинает свой настоящий творческий путь крупным произведением – картиной «Больной ребенок» (иначе «Больная девочка». На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой и молодой Тулой Ларсен. В дни его молодости Норвегия была «медвежьим углом» художественной жизни Европы и многие скандинавские художники отправлялись сначала в Копенгаген, а затем в Германию и Францию, где бурлил котел новых идей и интеллектуальной мысли. В 1890 году он пишет знаменитую картину «Ночь в Сен-Клу»: только синие тона и в этой синеве угадывается силуэт мужчины у окна. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен.

Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Это горе постоянно возникает в его пронзительных и зловещих произведениях. Поза расслабленнее (а для чего люди курят. ), но и во взгляде и в цветовой палитре куда больше напряжения, тревожности.

Мунк стал еще сильнее разрушать себя спиртным и это кончилось тем, что его организм пострадал от пьянства. Иногда он испытывает к Тулле каплю сострадания из-за мук, которые она, видимо, терпит. Мунк уже сделал выбор между любовью и живописью, но у него не хватает сил взять разрыв на себя и сказать о своем решении Тулле. Он снова пишет Тулле и объявляет, что больше не хочет жениться. Поначалу их отношения были очень тёплыми, но со временем страстность и навязчивость Туллы стали утомлять и отпугивать Мунка.

В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании14. А порой чувствует себя виноватым в том, что не может осуществить ее мечту о жизни вдвоем. Одна из самых повторяемых тем в творчестве Мунка – он сам. За ее спиной стоит художник. Как эта текучая река жизни (Мунк часто изображает ее гладкими, ускользающими полосами красок) равнодушна к злоключениям людей. Часто он изображает себя на своих картинах.

Но летом 1902 года ход событий ускоряется. Семья, в которой было пятеро детей (Эдвард был вторым ребёнком), часто переезжала, но большую часть детских лет Эдвард провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). В возрасте 5 лет потерял мать, а через 10 лет и старшую сестру. Талант к рисованию обнаружился у него в раннем возрасте. Так, «Больное дитя» называли пародией на искусство и упрекали юного Эдварда в том, что тот осмелился представить незаконченную, по мнению экспертов, картину. В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода – «Ночь в Сен-Клу». Отец Эдварда, Кристиан Мунк, был врачом, вначале судовым, а затем – военным. У Мунка идеализированное и пуританское представление о любви. Во время своей поездки во Францию Мунк доезжает до Ниццы.

В своем дневнике он написал: «Я чувствую, пожирает меня изнутри – вплоть до моих самых тонких нервов – и в придачу к этому еще табак. Холст, масло. Атмосфера в доме была тяжелая. Надменность, которой он отличался во времена Туллы исчезла.

Он пишет ей жестокие слова: «Я сказал бы, что твоя жажда неутолима как будто я каждый раз должен отдавать тебе часть моих малых сил». Волосы причесаны плохо или наспех. Он написал большую картину «Купающиеся мужчины», где изобразил нескольких своих друзей, которых перед этим сфотографировал голыми, выходящими из воды. Он пишет, по-прежнему своим рубленым стилем: «Я чувствовал, окутывают ли меня еще невидимые нити ее волос и так же было, когда она исчезла, отправившись к морю я еще чувствовал боль в том месте, где мое сердце истекало кровью, так как нити невозможно было вырвать».

Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Именно на нем Мунк решает свои конфликты и успокаивает свои тревоги.

Он, несомненно, самый даровитый и изобретательный из всех. Создана картина в Берлине. Семейные несчастья впоследствии послужили для художника своего рода источником вдохновения: «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без руля». Картина «Белая ночь», которую он написал в 1901 году изображает то короткое время, когда норвежская природа замерла под снегом, постоянно ощущается далекая опасность исходящая от моря и дом, тесно сжатый оградой и огромными деревьями, словно находится под угрозой.

Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Относительно же обстоятельств создания «Крика» существует несколько версий: близ Экеберга располагалась крупнейшая скотобойня Осло, а недалеко от неё находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка Лаура. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. В это время Климт тоже создает картины с «литературными» образами женщин и персонажей, которые тревожат своей странностью.

Ему нужен был ровный и громкий гул голосов. Еще более странные отношения складывались у Эдварда с женщинами. Его поза выражает подавленность или отчаяние.

Находясь в таком непрочном и сложном положении, Тулла заболевает. Он даже пытается их обольщать и иногда добивается успеха, но всегда хочет бежать от них, так как никогда не уверен, сможет ли вернуть себе свободу. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. Его творчество – не только труд, это еще побег и головокружение. Боязнь поражения. Ее свет стекает в море, которое его поглощает.

«Мне так тебя не хватает», – записывает он в дневнике. Между друзьями произошла ссора. Ранение и вся эта история основательно поколебали его и без того неустойчивую психику. В молодости он много путешествовал.

Безразлично, что они говорили и на каком языке. Тематически картина перекликается с изображениями больных детей, встречающимися у многих художников того периода — в частности, у покровительствовавшего молодому Эдварду Кристиана Крога («Больная девочка») и у Ханса Хейердала («Умирающее дитя»). На небе – розовая луна (или, возможно, солнце). На заднем пане танцуют другие пары. Впрочем, знаменитый «Крик» в нынешней экспозиции отсутствует.

Он использует этот довод в переписке с Туллой: «Ты слишком цельная, чтобы удовлетвориться частичной любовью». Своей ласковой прелестью она очаровывает публику. Писать для этого художника – значит находить доступ к своему второму зрению. Но письмо с этим известием пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны.

После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Однако он не презирает женщин. Поскольку Эдвард был очень болезненным ребенком и тяжелые приступы бронхита порой переходили в кровохарканье, то регулярно ходить в школу он не мог. «Я пишу не то, что вижу, а то, что видел», – утверждал Мунк.

Они долго лежали неподвижно, как две статуи надгробного памятника. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Но и такая крепость не спасала от чьего-то, как ему казалось, «парализующего влияния» (психиатры называют это «бредом воздействия»). В 1885 году Мунк, перед этим короткое время живший в Париже, начинает свой настоящий творческий путь крупным произведением – картиной «Больной ребенок» (иначе «Больная девочка». – Пер. ), в которой без пафоса рассказывает о смерти своей сестры Софи, которая, так же как его мать, была больна туберкулезом. Она даже угрожает покончить с собой, если он не придет повидаться с ней в Берлине.

Как можно связать ее, «женщину неосмотрительную – земную – типичную мать на земле» с ним, «последним обломком семьи, обреченной угаснуть». Мунк часто переезжает из Норвегиии во Францию и обратно. Лица обоих напряжены, они стоят очень прямо и не могут приблизиться друг к другу и обняться, как пара на другой его работе – знаменитом «Поцелуе». Часто он изображает себя на своих картинах.

Как и многие художники эпохи символизма, Мунк любил изображать ночь. Он знал, что больше ничто не будет по-прежнему. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин – «Больной девочки», а также менее известной, «Весны» и – косвенно – целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».

Коллекция, включавшая в себя несколько тысяч живописных полотен, рисунков, гравюр и рукописей, составила основу для собрания Музея Мунка, открывшегося в 1963 г. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). В защиту Мунк сказал, что «Я не рисую то, что я вижу, но что я видел». «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»24 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику25. Она устраивает вечеринки, на которых спиртное течет рекой, собирает у себя художников и свободомыслящих людей, держится как «холостячка».

У него якобы не хватит сил на подготовку своей выставки, если он еще будет заниматься этой свадьбой. Они были достаточно непонятными. И потому совесть не позволяет ему больше оставаться в рабстве у страсти и инстинктов. Как теперь жить. Она предназначалась для «Аулы» – большого зала его университета и в ней художник примирился с могучими космическими силами. Видимо, оно не так важно.

Мунк по-прежнему одержим «тайной двоих». Влюбленной Тулле горько читать такое предложение, но она соглашается и отвечает: «Я считаю, ты знаешь, что лучше для нас обоих». Он пытается уловить эти чувства изнутри, как провидец. Через год оставил колледж и решил стать художником – к неудовольствию отца.

Все эти боли и муки затопляют пейзаж, текут до берегов моря и вливаются в него. Что нужно предпочесть: мечту о счастье или так называемое счастье. » То есть он укрепляется в своем представлении о жизни и оно становится все ближе к моральному и физическому аскетизму.

Мунк чувствует себя осажденным, околдованным. Мы не только не можем услышать крик, но и человечек, странное кричащее существо инопланетянин, не может услышать нас у него или нее нет ушей, он, она или оно не может никого достигнуть при помощи крика, так же как он, она или оно не может быть достигнут (а/о). Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Она покрыта тяжелым темным одеялом.

Когда 1885–86 оригинальных версий были сначала показаны в приложении Осени 1886 года в Христиании, это было осмеяно зрителями и потянуло «истинный шторм протеста и негодования» от критиков, встревоженных его использованием импрессионистских методов, его кажущимся отказом от линии и фактом, что живопись, казалось, была не закончена. В картине «Танец жизни», над которой он работает в это время, символически отразились эти главные темы его глубинных мыслей. Картина «Этюд головы», с которой он дебютировал на Выставке промышленных товаров и произведений искусства осенью 1883 года, не привлекла большого внимания публики.

«Больная девочка» – ранняя картина Эдварда Мунка и одна из первых, представленных художником на Осенней художественной выставке 1886 года. Постепенно он начинает считать Туллу Евой-искусительницей и ненавидеть ее. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.

«Это абсолютный мировой рекорд среди произведений искусства, проданных на публичных торгах», звенящим от гордости голосом провозгласил аукционист Тобиас Мейер, опустив молоток на цифре 119, 9 миллиона долларов. К какой «недоступной звезде», как говорил Малларме, оно направлено. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. Предполагают, что Тулла, «обезумевшая от отчаяния», увидела в руках у Мунка револьвер и бросилась на художника, чтобы вырвать у него оружие.

Затем он спустился по лестнице в столовую. В сорок четыре года он женился на дочери мелкого торговца из Фредрикстада, которая была на двадцать лет моложе его. Увлекшись фотографией (в 1902 году художник приобрел небольшой фотоаппарат Kodak Bulls Eye), он бесконечно снимает одну и ту же модель – Эдварда Мунка: в саду, на кровати в лечебнице, где он лечился от нервного срыва, у дома, в мастерской, в галерее, в окружении своих работ.

Такой «непроявленный» человек часто опирается локтем о парапет, а пейзаж вокруг него распадается на слои и вытягивается по прихоти климата на фоне заката или тусклой зари.