Описание Картины Лето Джузеппе

Описание картины Джузеппе Арчимбольдо «Лето»Спасибо за просмотр. Смотрите Описание картины Джузеппе Арчимбольдо «Лето» в хорошем качестве, обсуждайте и делитесь с друзьями.

«Лето», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины

С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Мы смотрим и получаем впечатление не от носа или глаз, а от всего лица). Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». В 1570 году его оправляют в Прагу, ко двору наследника Максимилиана II Рудольфу.

Он создавал для них яркую, нарядную сценографию. Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку.

Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. Личной концепцией художника, руководствуясь которой он создал свой образ мира, был вкус к «натуральной тайне». Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста.

Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Джузеппе, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. Данный стиль поощрялся императорами-заказчиками и даже служил предметом для подражания. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ – «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Дата рождения художника неизвестна. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов).

Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде. Помимо цветочных и предметных натюрмортов, получили развитие натюрморты в стиле «суета сует» (vanitas), требующие от зрителя знания библейских и религиозных сюжетов, а также натюрморты-обманки. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. В полотне «Лето» торжествуют яркие краски, здесь царствуют груши, золотистые колосья пшеницы.

Описание картины 
джузеппе арчимбольдо 
«лето»

Описание картины джузеппе арчимбольдо «лето»

Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца».

Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. На воинственное начало указывают и пушки. Данный стиль поощрялся императорами-заказчиками и даже служил предметом для подражания. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18.

Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников – Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»). Его кора подобна коже, ветви – волосам. Эти произведения настолько необычны, что вполне объясним вспыхнувший к ним интерес. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»).

Сидящий образ лета 
— Джузеппе Арчимбольдо

Сидящий образ лета — Джузеппе Арчимбольдо

Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. Однако история натюрморта ведет свое начало от античности. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5.

Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». В его композициях зритель встречал много новых, лишь входивших в обиход изображений малоизвестных ранее животных (например, тюленя, спрута и др. ) все они выписаны тщательно и безошибочно, как на иллюстрациях ко всякого рода «Описаниям» и «Театрам», распространявшимся тогда по всей образованной Европе вместе с картами далеких городов и стран. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году.

У каждого времени года свои признаки. "Времена года" и "Стихии" (вода, воздух, огонь, земля) сопоставлялись философами того времени с процессами, происходящими в организме самого человека. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. На воинственное начало указывают и пушки.

Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо. Зритель, смотря на это полотно, сначала видит кипу книг, разложенных причудливым образом.

С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. Портрет Рудольфа-Вертумна в образе загадочного бога садов, природы и изменчивости бога перемен как бы объединяет и продолжает обе эти серии (1591). Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник.

Описание картины 
Джузеппе Арчимбольдо 
«Лето»

Описание картины Джузеппе Арчимбольдо «Лето»

Вообще художнику очень повезло с покровителями. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Плоды здесь сочетаются с пушками, что напоминает о венгерских войнах Габсбургов. Император Рудольф II в 1580 году пожаловал Арчимбольдо дворянство.

Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. У того же Мориджиа упоминается, что прапрадед Джузеппе — Гвидо Антонио Арчимбольдо — овдовев, стал в 1489 году архиепископом Милана, унаследовав сан от покойного брата Джованни. Времена года чередуются в неизменном порядке, символизируя как постоянство природы, так и вечность правления дома Габсбургов. Образ «Воды» Арчимбольдо составил из рыб, ракообразных, осьминогов и жемчужин, «Повара» – из кухонной утвари, а «Лето» (1573) представил в виде созревших плодов. Его отец был художником, дядя – архиепископом, умным и образованным человеком.

Эти трансформации стали источником вдохновения и предметом подражания для Сальвадора Дали. Далее кафедра переходила к прочим представителям рода, в частности, в 1550—1555 годах миланским архиепископом был Джананьело Арчимбольдо — потомок внучатого племянника Гвидо23. Несмотря на то, что очень немногие произведения Арчимбольдо доступны на арт-рынке их аукционная стоимость находится в диапазоне 5—10 миллионов долларов. Б. Гейгер рассматривал творчество художника как инверсию, когда в красоте видится уродство или наоборот, поскольку безобразие превышает собой красоту. Весна показывает нам его в самые юные годы, с лицом, полным свежих цветов Лето — как молодого человека, отсюда фрукты, которые созрели Осень (утраченная картина) изображает уже зрелого мужчину, а Зима представляет старца с редкой растрепанной бородой, со сморщенной и увядшей кожей.

Овощные картины 
Джузеппе Арчимбольдо 
и скульптуры Филипа

Овощные картины Джузеппе Арчимбольдо и скульптуры Филипа Хааса

Личной концепцией художника, руководствуясь которой он создал свой образ мира, был вкус к «натуральной тайне». Душой творчества Арчимбольдо была идея метаморфозы, в ней он видел один из возможных путей познания Вселенной идея, жившая в подсознании всех художников- маньеристов, стремившихся в своих усложненных, многозначительных образах совместить многие явления. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14. Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать».

Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Что это такое. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма.

Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. Эти рисунки поразили воображение юного художника и остались в памяти. В сочетании с гармоничными, природными тонами и полутонами портреты будят воображение. Он родился в Милане.

Невероятные картины 
Джузеппе Арчимбольдо

Невероятные картины Джузеппе Арчимбольдо

Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51.

Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов – огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. победитель – одна из аллегорий на императора, – украшен орденом Золотого Руна (родового знака принадлежности к австрийскому дому).

Существует версия, что росписи в церкви св. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. В литературе XVII – XVIII веков он не упоминался вовсе. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22.

Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей именуемых «арчимбольдесками». Гармония, с которой плоды и животные сочетаются в изображении человеческих голов, символизирует гармонию империи под благим правлением Габсбургов. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному».

Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо.

Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. В сочетании с гармоничными, природными тонами и полутонами портреты будят воображение.

Арчимбольдо Джузеппе, картины которого вызывали интерес у королевских особ, долгое время (около 25 лет) был придворным художником Габсбургов. Имеются еще три картины-перевертыша, цикл «Четыре элемента», «Сезоны» и сохранившиеся в самом большом количестве во всем наследии Арчимбольдо Джузеппе картины «Времена года», причем все сезоны нарисованы в нескольких вариантах. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико.

Описание картины 
Джузеппе Арчимбольдо 
«Флора»

Описание картины Джузеппе Арчимбольдо «Флора»

Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора.

Впечатление причудливой гротесковой игры рождали растительные узоры, стилизованные плоды, орнаментальные мотивы в самых неожиданных сочетаниях. Первую серию фантастических портретов-коллажей художник выполнил для Максимилиана II в 1563 г., это были «Времена года». По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. Второй вариант был написан уже при Рудольфе. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие.

Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения.

Описание картины 
Джузеппе Арчимбольдо 
«Огонь»

Описание картины Джузеппе Арчимбольдо «Огонь»

Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц.

Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо и его жизнь. В течение многих десятилетий Джузеппебыл хорошо известен и любим элитой общества. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50. Он был известен как автор картин в стиле «каприччо» – причудливых импровизаций, которые пользовались большим успехом.

На картину Джузеппе 
Арчимбольдо Лето

На картину Джузеппе Арчимбольдо Лето

Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены.

Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Полотно входит в цикл «Профессии».

Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей.

Леонарт Фукс — немецкий учёный, ботаник, создавший в 1542 году знаменитый ботанический трактат, где описание растений и их классификация стали образцовыми для ботанической науки. КЛЮЧЕВАЯ ТЕМА НАТЮРМОРТ: В XVII веке в Голландии и Фландрии возник новый самостоятельный жанр живописи – натюрморт (nature morte – «мертвая природа»), – представляющий собой изображение неодушевленных предметов. Некоторые историки искусства считают произведение портретом самого Максимилиана II. Рисунок в Лувре — «Повар» — составлен из кухонных элементов.

Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. могут быть истолкованы как символ высшего единства, вечности. Несколько позже (1566) появились «Элементы».

Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Он родился в Милане. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Но, постепенно Вы понимаете, что это человек, который просто растворился в своей работе. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13.

На картину художника 
Джузеппе Арчимбольдо 
Лето

На картину художника Джузеппе Арчимбольдо Лето

«Сложносочиненная» эмблемно-герметическая конструкция, спрятанная в живых, реальных предметах, необычайно адекватна складывающемуся в Праге вкусу с его любовью к маске и курьезу, выдумке и неожиданности, а также высочайшей техничности исполнения. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie – театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников – Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»). «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее. Только позже она была перевернута, чтобы вызывать смех.

Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Публиковались и другие работы. Добившись известности и авторитета, в 1562 году был приглашён ко двору императора Священной Римской империи Максимилиана II в Вену, а далее служил его преемнику Рудольфу II в Праге. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Его кора подобна коже, ветви – волосам. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную.

Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. Попытки интерпретации начинаются с осмысления культурного фона и философии художника, однако единого мнения на этот счёт не выработано. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году.

Маньеризму присуща претенциозность. Эти трансформации стали источником вдохновения и предметом подражания для Сальвадора Дали. Дата рождения художника неизвестна. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31.

Сочинение-описание картины Джузеппе Арчимбольдо «Библиотекарь»

Зима. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха. Данный стиль поощрялся императорами-заказчиками и даже служил предметом для подражания. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31.

Обе эти серии (составляюшие по Аристотелю «Универсум») символизируют связь микрокосма с макрокосмом, т. е. Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. Монарх бесконечно благоволит ему и даже жалует дворянский титул, с правом иметь собственный герб.

Комические картины 
Джузеппе Арчимбольдо

Комические картины Джузеппе Арчимбольдо

Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Мы смотрим и получаем впечатление не от носа или глаз, а от всего лица). Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25.

Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. Ключ к реконструкции мировоззрения Арчимбольдо виделся им в символике придворных торжеств, режиссируемых художником и в его аллегорических сериях.

Если смотреть в определенном положении на другую картину – можно увидеть натюрморт, состоящий из репы, редиски, лука, осота, грибов, каштанов и различных орехов, но стоит развернуть его на 180 градусов, как он превращается в аллегорический портрет человека, глаза которого «состоят» соответственно из грецкого и лесного ореха. Публиковались и другие работы20. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха.

Император Рудольф II в 1580 году пожаловал Арчимбольдо дворянство. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди.

С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году). Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году.

Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563 год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий — «Огонь» и «Вода», 1566 год, в Венском Музее истории искусств. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Предметы изображенные «малыми голландцами» на натюрмортах, часто представляли собой аллегорию, а картины имели символический смысл. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года».

К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. Первую серию фантастических портретов-коллажей художник выполнил для Максимилиана II в 1563 г., это были «Времена года».

Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Несмотря на очевидную фантастичность эти коллажи словно имеют свой характер — глядя на название картины понимаешь насколько точен и характерен образ. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28.

Картины художника при жизни вызывали споры. Так американский художник и кинорежиссерФилип Хаас (Philip Haas)в 2012 году создалхудожественную инсталляцию«Времена года», ставшая скульптурной переработкой цикла картин итальянского художника. Каждая из четырех скульптур, размером 4, 5 х 4 х 3 метра, состоит из разнообразных природных форм – цветы, плющ, мох, грибы, овощи, фрукты, деревья, кора, ветви, листья – вместе образующих портреты людей. Инсталляция «The Four Seasons» олицетворяла собой Зиму, Весну, Лето и Осень. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. За «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна» художник был пожалован почётным титулом пфальцграфа. Вода.

В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо.

Причудливые иллюзии 
в картинах 16-го 
века художника Джузеппе

Причудливые иллюзии в картинах 16-го века художника Джузеппе Арчимбольдо

Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать". Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20.

Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50.

В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. Даже оторопь берет. В полотне «Осень» тема среднего возраста, где осенние плоды освещены заходящим солнцем. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах.

Уже в 1563 году из под его кисти миру начинают являться знаменитые аллегории времён года. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. Портрет библиотекаря состоит только из вещей имеющихся в читальном зале. Сначала картина висела так, чтобы можно было видеть прежде всего натюрморт. «Сложносочиненная» эмблемно-герметическая конструкция, спрятанная в живых, реальных предметах, необычайно адекватна складывающемуся в Праге вкусу с его любовью к маске и курьезу, выдумке и неожиданности, а также высочайшей техничности исполнения. Несколько позже (1566) появились «Элементы».

Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. но, как видно, на разворотах «Ornithologiae» встречаются и фантастические птицы и легенды о поведении, в частности, пеликана, который будто бы кормит своих птенцов собственной плотью. Там есть еще эмблема Габсбургов — огниво. Юноша мог видеть там наброски удивительных чудовищ, карикатуры, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица.

Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. В сохранившихся рисунках и эскизах (обычно голубой акварелью в той же технике, как известно исполнен и ряд отличных портретных набросков) варьируется тема растительного и животного мира используемая с бесконечным разнообразием и неизменным декоративным эффектом. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи (Бернардино Луини), у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман.

Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Всё славит обильный урожай. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов).

Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II. В его композициях зритель встречал много новых, лишь входивших в обиход изображений малоизвестных ранее животных (например, тюленя, спрута и др. ) все они выписаны тщательно и безошибочно, как на иллюстрациях ко всякого рода «Описаниям» и «Театрам», распространявшимся тогда по всей образованной Европе вместе с картами далеких городов и стран. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора.

УхудожникаБьяджо Арчимбольдо в1526 годув городе Милане (Италия) родился сын – Джузеппе Арчимбольдо, который праславился своими аллегорическими картинами и стал основателемманьеризма. По легенде, знаменитый древнегреческий художник Зевксис столь реалистично нарисовал гроздь винограда, что птицы пытались его склевать. Обе эти серии (составляюшие по Аристотелю «Универсум») символизируют связь микрокосма с макрокосмом, т. е. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). В полотне «Весна» раскрывается тема рассвета, юности.

Марс жарко сверкает, голова его охвачена сиянием, все цветовое решение картины – огонь и золото. Портрет Рудольфа-Вертумна в образе загадочного бога садов, природы и изменчивости "бога перемен" как бы объединяет и продолжает обе эти серии (1591). Об этой связи прекрасно написал известный врач Парацельс (1493-1541): "Дерево – тоже тело. Например, «Огонь», он же Марс, т. е. Фигура пожилого и усталого человека возникает из древесного пня (символ прочности и стабильности), проросшего узловатыми ветвями, переплетение которых создает форму императорской короны. Тема картины «Зима» выражена в образе старика, кутающегося в сплетённую из соломы накидку.

Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. За «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна» художник был пожалован почётным титулом пфальцграфа. Например, «Огонь», он же Марс, т. е. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году.

Другие картины Джузеппе 
Арчимбольдо

Другие картины Джузеппе Арчимбольдо

Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. А каково качество исполнения — настолько мастерски выписаны эти портреты натюрморты, в духе лучших мастеров эпохи Возрождения. Попытки интерпретации начинаются с осмысления культурного фона и философии художника, однако единого мнения на этот счёт не выработано. Он создавал для них яркую, нарядную сценографию. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51.

Фамилия Арчимбольдо – южногерманского происхождения. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Вариантов «Времен года» было несколько.

Краски нежные, как на утренней заре под первыми лучами солнца. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Это было продолжение позднего Средневековья – искусство, воплощающее идеи.

Необычайные картины 
Арчимбольдо

Необычайные картины Арчимбольдо