Описание Картины Святое Семейство Рембрандт

Картина Рембрандта Святое семейство: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Все твердое стало неощутимым, ускользающим осталось лишь дрожание и вибрирование. Этот жест вылеплен Рембрандтом из реального ощущения. Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника.

Один из них, расправив крылья, витает над колыбелью. Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника. Сегодня его не заботят религиозные догмы, не будущая судьба великого мученика. То же и у Марка-Антония Раймонди, сделавшего в 1524 году целый сборник гравюр с Джулио Романо: «Юпитер и Семела», «Марс и Венера, захваченные в сеть Вулканом».

В их характерах заметны чуть пассивные исполненные безотрадной печали черты. Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым. Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка.

В Рембрандте признают многообещающий талант, сравнивают с первым художником того времени – Рубенсом, делают много выгодных заказов. Так завершается круг пейзажного творчества Рембрандта, охватывающий около двух десятилетий в среднем периоде его деятельности. На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей. За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока.

Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Особенно трогательны сцены, когда члены семьи собираются перед постелью умирающего главы рода, а он дает свое последнее наставление. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста.

Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Вот вам диалог неба и земли. Остановимся перед ним, посмотрим на него издали изучим в течение долгого времени.

Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь. Гравюра Рембрандта "Фауст" (ширина шестнадцать, высота двадцать один сантиметр), стала чем-то абсолютно новым в мировой графике. Барокко. На протяжении 1640-х гг.

Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон.

Борода подстрижена характерно, залихватски.

Все пространство напоено теплым и сухим, но чистым и прозрачным воздухом водная гладь и обильная листва, равно как дорога и хижины, радуют глаз дыханием вечной жизни. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Бедра застенчивого натурщика обернуты защитной белой повязкой. Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света. Эта своеобразная зыбкость форм еще более усиливается в офорте "Давид на молитве", 1652-ой год (высота офорта четырнадцать, ширина десять сантиметров).

Для того чтобы воплотить в своем творчестве лучшие, сильнейшие стороны жизни целого народа, Рембрандт должен был переплавить в свои личные переживания не только самые глубокие и значительные явления этой жизни. Это словно дружеский знак, рука, протянутая художнику, умершему более десяти лет назад – Хендрику Аверкампу, специализировавшемуся на голландских сценках на льду изображавшему брейгелевские толпы, которые развлекались катанием на коньках, санях игрой в кольф (то есть гольф) на льду. Особенно любил Рембрандт теплый свет огня. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность.

Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Лицо его не выражает никакого чувства, никаких ощущений – ни наслаждения, ни вызова. Коренным образом изменилась живописная фактура Рембрандта.

Можно проследить бег кисти. В то время Рембрандту было все интересно. Это портреты стариков – Яна Лютмы и Томаса Харинга.

Она убьет своих детей, ради будущего счастья которых, по словам Язона, он вступил в новый брак. Природа этого света таинственна и непонятна. Здесь нет активного сюжета, все полотно пропитано спокойствием и умиротворением.

Открывает эту группу произведений Рембрандта "Видение Даниила", Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров). Из-под повязки видны его гениталии. При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину. Отринув ошеломляющие откровения своих «Страстей Христовых», Рембрандт понемногу выходит на менее зрелищный уровень, обращается к интимным картинам.

«Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Фрагмент картины, сохранившийся в Стокгольме, поражает суровым реализмом и неожиданными вспышками светлых красок на фоне окружающей тьмы7.

Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме. На лбу – несколько напряженных поперечных складок.

Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Внизу слева нам виден во весь рост – со спины – представитель местной власти, толстяк в богатой и светлой длинной одежде, украшенной сбоку вертикальным рядом металлических застежек, в мягкой обуви и широком, богатом темном берете. Он просил за них сто гульденов. Мать наклонилась к нему, чтобы проверить все ли в порядке и не мешает ли младенцу свет, падающий от камина.

Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака. Первое, что бросается в глаза в этом офорте, так это чрезвычайная деловитость и серьезность, как в образе художника, так и в окружающей его обстановке.

Известно, что эротическая гравюра всегда нуждалась в узаконении через мораль или эрудицию. Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью. То же сверкает в уголках глаз. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634).

В живописи Рембрандта наступает период покоя. Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы. В противоположность этим многочисленным группам, все пространство между фигурой Христа и правым краем офорта затенено и на черном фоне мы видим множество больных, увечных, калек и страждущих, бедняков и нищих.

Искусствоведы подчеркивают, что «Святое семейство» существенно отличается от картин, написанных ранее. Она сама стала зимой. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Удивительна ее судьба.

Уступая им место, все остальные, особенно ближние, сжимаются, становясь более компактными. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7.

Тонкие пальцы этой руки, выглядывающие из-за незастегнутого пальто на груди, свесились вниз со светской небрежностью. Легкими, воздушными прикосновениями написана просвечивающая, словно усыпанная золотыми блестками косынка на плечах матери.

В нем впервые виден сам свет: солнце, которое мы в прежних офортах чувствовали у себя за спиной или угадывали где-то над головой или сбоку, постепенно передвинулось. Длина офортного листа "Дорога вдоль канала" двадцать один, высота восемь сантиметров. Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью.

Оно доносит до нас человеческие эмоции. Я обвиняю. » (2008)12.

Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Несколькими неровными горизонтальными линиями намечены лежащие на толстом фолианте листки бумаги, на которые он опустил тяжелую левую руку. Остальная часть храма вся заполнена множеством знатных лиц выше их расположился хор – десятка два видных нам по пояс певчих, славящих юную брачную чету. Мост через канал пуст.

Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества. Сплетая пальцы, они как бы изображают молитвенный жест этого существа, на месте головы которого сияет магический диск. В этом обилии пространственного свечения, сливающего отдельные предметы в одну слепящую глаза поверхность, мы различаем справа уходящую вдаль дорогу, а слева – горизонтальный залив канала, что позволяет Рембрандту объединить в одну две разновидности пространственной композиции.

И в этом офорте Рембрандт достиг высочайшего художественного мастерства: пространство и погруженные в него фигуры разработаны с исключительной тщательностью, каждый персонаж наделен только ему одному присущей характерностью, нет ничего приблизительного. Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека. В этот неподвижный час, предваряющий ночь, даже дерево не дрожит.

Самым выразительным из рембрандтовских пейзажных офортов является, несомненно, "Ландшафт поместья взвешивателя золота", 1651-ый год (длина тридцать три, высота двенадцать сантиметров). Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль. Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу). Этому способствуют тяжелые события в его личной жизни, смерть Саскии.

У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны. Этот момент идеально отражает диалог земного и небесного. Сильный солнечный свет, падая на неровности первого плана, заставляет сверкать их, если они обращены к солнцу или мерцать полутенями, если они освещены скользящими лучами и он же вызывает сочные, черные тени в сторону противоположную солнцу – налево. С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос.

Третий источник освещает Иосифа, работающего с топором. Еще ни разу это не было показано Рембрандтом так прекрасно. Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Кепи сидит несколько набекрень.

В следующем, 1646 году он написал второе «Святое семейство» на холсте, меньшем по размеру в ширину. Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. Такова сила света снаружи.

Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины. Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо. Стоит только представить себе, что протягиваешь кому-либо руки для сердечной встречи, как сейчас же почувствуешь, что обе руки простираются вперед подобным же образом. Жизнерадостная обстановка, на полу валяется игрушка – волчок и кнутик к нему.

Старики сидят часами перед гаснущим камельком, согревая озябшие конечности. И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы.

Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8.

При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски.

Самаритянин становится символом, говорящим о бесконечном милосердии.

Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы. Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров.

Рембрандт не желает больше казаться ни "аристократом духа", ни тем более светским щеголем. Конечно, все это иллюзия – рама, карниз, кольца, занавесь и задача живописи – сделать явной эту истину, стать наравне со священным словом исправляющим все заблуждения. Плотник Иосиф за работой, Мария и Дитя, кот у камина. В те же годы, когда им написана живописная серия "Святых семейств" (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов "Христос исцеляющий больных" (1642-1646-ой годы).

Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини.

Действие происходит ночью в темной спальне. Пот, подобно крови, стекает с него на землю. Он сидит на скамейке за столом перед расположенным за его головой квадратным окном, несколько сдвинутым также вправо от главной вертикали изображения.

Картина написана густыми, жирными мазками, поверхность которых абсолютно различна в зависимости от структуры того предмета, который они воплощают. Творец словно изображал на холсте не просто лицо, а душу, внутренний мирСтиль в котором писал свои творения Рембрандт – это классицизм. Родители прощаются с сыновьями, отправляя их в путешествие. Нидерланды (Голландия).

Рама и красная занавесь, защищающая полотно от света, являются частью композиции. Художник прибегает к диагональной композиции. Не лишена такой точности и гравюра Гольция «Юпитер, насилующий нимфу Ио», но, чтобы позволить себе выгравировать соитие, нужно было сослаться на Золотой век. В двух случаях это были крупные и престижные заказы.

Картина «Святое семейство» становится ознаменованием начала нового, более умиротворенного цикла в творчестве великого мастера. Человеческие фигуры здесь вполне подчинены тому, что происходит во Вселенной. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Однако пусть свершится не то, что я хочу, но то, что ты хочешь".

Солнце низко висит перед наступлением ночи. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).

Рембрандт любил античность, но никогда не изучал археологии и потому свадебный обряд, описанный Еврипидом, он представил как религиозное торжество, напоминающее обряды католической церкви. Хорошо известные формулы почти не принимают в этом участия, не видно никаких технических приемов и все-таки переданы все – и смутные и определенные черты действительности.

Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6.

С тоской и печалью сказал он им: "Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти. Любовь привела его сюда. В то же время образ де Йонге исполнен горького одиночества и безотрадного разочарования.

Младенец стал старше. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. В мастерской он захотел потренироваться в изображении обнаженной натуры. Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой.

Нежное лицо Марии почти целиком показано на полном свету, покой ребенка как бы оберегает легкая тень, падающая на его личико, которое дано в окружении теплых тонов соломенной колыбели и зеленоватых оттенков полога ниже пояса ребенок покрыт ярким красным плащом. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8.

Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине. Скоро гроза пойдет и здесь.

Рембрандт написал это в один прием, его картина подействовала, как мороз. Поток людей кажется бесконечным. Наклон столбиков слева от дороги кажется меняющимся, если путник заспешит по дороге. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.

А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона. Все сцены решены как трагические ночные видения, где один лишь свет выражает смысл происходящего. В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца.

К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом. Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в "Листе в сто гульденов") веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения.

В центре площади находится памятник Рембрандту. «Святое семейство» — доказательство того, что божий дар может снизойти на любую семью. И от этого так постоянен в его офортах художественный мотив сосредоточенности: в своей замкнутости, духовной обособленности, человек как бы находит себе защиту от несущего ему страдания хаоса жизни. На нем дымится жертва. Огромную роль в решении образной задачи Рембрандта в этом офорте играет свет. Подобное ощущение человека как слабой некрасивой плоти и напряженно сосредоточенной в себе души воплощено в листе "Христос в Гефсиманском саду", 1653-ий год (длина двенадцать, высота девять сантиметров).

Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Действительно, на протяжении всей жизни художник черпал вдохновение от окружающих людей, не исключено, что на полотне убаюкивает младенца женщина, срисованная со служанки.

Картинная галерея.

Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Он старается умерить силу ударов своего топора. Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается.

Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им. Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути.

Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. Его прежние подмастерья, позаимствовав и развив какую-либо одну черту раннего Рембрандта, становятся более удачливыми и востребованными художниками, чем их учитель. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей.

Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса "Медея" побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года "Свадьба Язона и Креузы" (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте.

Но для художника важно в первую очередь показать значительность изображаемого им человека. Так, он дважды пишет «Святое семейство». Всех сковал холод.

Издавна он носит название "Лист в сто гульденов". Обе сцены выражают одинаковое любопытство. Итак, перед нами – Голландия. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный.

В своей коллекции эстампов Рембрандт собрал целый ряд эротических гравюр Рафаэля, Россо, Аннибале Карраччи и Джулио Бонасоне, Хендрика Гольция, Дюрера и его учеников. "Проповедь Христа" – одна из вершин Рембрандта-психолога. Никогда еще искусство Рембрандта не служило так всецело единому душевному действию. В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено.

Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра. Вся болящая и страждущая часть человечества, казалось бы, движется из глубины справа, пытаясь испытать на себе всемогущую, добрую силу чуда, возвращающего жизнь и здоровье.

Теперь в его работах наблюдается меньше церковности и пышности. Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров. расхождения художника с буржуазным обществом нарастают.

Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие. Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета. Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет. Его образ полон глубокой внутренней значительности.

Лицо каждого героя его полотен словно живое. Живописная техника Рембрандта, наносящею краску широкими густыми мазками, затем завершающего их лессировками, придает сцене дополнительную глубину и серьезность. И из этой тьмы в правом нижнем углу словно возникла скорбная гордая и властная женщина в богатой одежде. Спасенная советскими солдатами от гибели в мае 1945-го года, "Сикстинская мадонна" была вывезена в Москву, а в 1956-ом году возвращена в Дрезден.

А в богатстве своего чувства, в неповторимости своей психической настроенности ищет он нечто, этому хаосу противостоящее. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Критики обращают огромное внимание на светотени. Она отомстит Язону, безжалостно разбившему ее жизнь.

В мастерской на Блумграхт, как уже говорилось, регулярно проходили сеансы, на которых позировали обнаженные натурщики – мужчины и женщины. Неясный свет, с трудом пробивающийся справа сверху и снизу слева, сливает зябнущих людей в одно существо, окутывает их теплой лучистой оболочкой надежды, защищающей их от враждебной неизвестности, холода и страха перед преследователями. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки.

Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Взгляд уходит в глубину и, хотя почва до самого переднего (нижнего) края офорта находится в поле зрения глаз, первый план остается еще незаметным. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8.

Там, далеко-далеко, на склонах пологих зеленых холмов, под ясным южным небом виднеются излюбленные Рембрандтом невиданные, похожие на мавританские, дворцы из светлого камня, с гордыми башнями, зубчатыми стенами и зияющими арочными проемами. У него внимательный и веселый вид. Все другие мастера – флорентийцы, венецианцы, фламандцы – находятся как бы посередине. Мы чувствуем, что высокая фигура Христа слегка дрожит и излучая таинственный свет, бесшумно тает в вечернем воздухе.

Снизу лицо окаймлено большим белым воротником. – таится много плутовства, жизнерадостности и свежести. Законом общества признавалась борьба всех против всех. Все возможно тебе избавь же меня от этой чаши.

Еще более дивным произведением являются "Ученики в Эммаусе" (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров). Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. Яхве, он же Иегова, он же Саваоф в виде почтенного старца лет восьмидесяти в восточной одежде с расписным поясом, с окладисто падающей белой бородой, сидит к нам лицом в каких-нибудь трех-четырех шагах от нас слева за ковриком, на котором Авраам услужливо разложил блюда с лепешками. Стол завален книгами и листами бумаги ближе всего, перед пюпитром, лежит полураскрытая записная книжка ученого доктора, а между нами и столом справа установлен старинный глобус.

Святое семейство переходит в лесной чаще водный поток. Она страстно любит Язона, она мать двух его детей. На лице – улыбка. Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес. Действие картины "Добрый самаритянин" (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку.

Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Так Рембрандт пользуется горизонтальными планами, сменой освещенных и затененных полосок, все более сужающихся по мере приближения к горизонту и призванных изображать примерно равные по ширине полосы предметной плоскости. Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием.

Эрудицию, касающуюся мифологии, разумеется. Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта. Но задумчивый герой офорта, погруженный в темноту, безразличен к полыхающему за ним и слева от него свету, к шумной игре за порогом и веселому разговору пирующих аристократов.

Однако такой замысел был уже в значительной степени чужд его заказчикам. Эта маленькая процессия движется какими-то неровными толчками. Побудьте здесь и бодрствуйте со мною". Это вовсе не светлый квадратик, окаймленный тысячами штрихов на светлом листе так, что края его лучатся и фосфоресцируют с удивительным искусством. Мария одета в простую красную кофту и синюю юбку на плечах у нее просвечивающая легкая белая косынка. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Картина маленькая.

Контуры фигур не обрисованы, затушеваны множеством тональных пятен. А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св.

Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер. Тем более что моральные гарантии предоставлялись антипапистской пропагандой. От его неслышного дыхания вздымаются вверх легкие газовые занавески слева от окна, но все остальные предметы и даже бумаги справа и штора слева, остаются в полной неподвижности. Отсутствует повествование в "Поклонении пастухов", 1652-ой год (длина двадцать три, высота одиннадцать сантиметров). Рембрандт показывает польдер – осушенные и возделанные участки, прорезанные каналами и защищенные дамбами.

Стоит только сравнить свет этого фонаря изображенного Рембрандтом, с белыми полосами чистой бумаги, окаймляющими изображение, как станет невозможным рассматривать то и другое как нечто однокрасочное. Кассель.

На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Его учителями в отношении работы со светом были утрехтские караваджисты8, но ещё в большей степени он ориентировался на произведения Адама Эльсхаймера— немца, работавшего в Италии8. Причудлив верхний край окна – он весь кажется съеденным ярким освещением с той стороны – штриховка стены, ослабевая, прекращается без всякого намека на обрамляющий контур.

Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Именно к этому времени и относится офорт "Рембрандт, рисующий у окна" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров), 1648-ой год, один из самых значительных автопортретов художника, самый замечательный его гравированный автопортрет. Но внешне он совершенно спокоен. Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в "Пейзаже с башней" (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см.

Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Зато все требования заказчиков были выполнены. Заказы сыплются к нему один за другим не менее полусотни портретов датируются именно первыми годами пребывания Рембрандта в Амстердаме8.

На нем написано лишь равнодушие. Именно свет объединяет семью в единую, нерушимую ячейку. Часто их изображали с младенцем Иоанном Крестителем. Первый взгляд падает на соломенную колыбельку, в которой спит маленький Иисус. Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости.

Эта Семья – неколебимая постройка. Это тень ее плеч и головы. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады.

Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Историки связывают такой переход с событиями личной жизни автора холста.

Таким образом, обе руки находятся в покое все остальное, кроме головы, бегло намечено. Взгляд скользит поверх него. Вместе с тем, свет под кистью и резцом приобретает особенно трепетный, зыбкий, скользящий характер, словно растворяющий и развеществляющий предметные формы. В этом лице – удивительная мягкость и нежность.

Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины. Смотришь на этих "достойных" пожилых людей и сразу замечаешь самого освещенного человека (в трехчетвертном повороте) с выбритой макушкой тонзурой. Рассматриваемые вблизи, они складываются в целостный оптический образ искрящийся и переливающийся благодаря неровным слоям краски, подобно драгоценным каменьям. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. И если в "Поклонении" трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном "Принесении во храм", 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу.

Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника.

Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Холст, масло. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8.

В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса. Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха.

Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года "Авраам и три спутника" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Рот, в свою очередь, говорит об энергии и задоре.

Совокупление изображено с необходимой точностью. И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство.

Но относительное обилие персонажей нисколько не мешает восприятию главного содержания этой легендарной сцены у Рембрандта – это прекрасное изображение освещенного солнцем готовящегося к питию Бога в светлых одеждах и его ангелов и аппетитного угощения. Так значительность и несравненная драматическая глубина события объединяют людей, тесно сближают их общностью чувств. Тщательность проработки как отдельных героев, так и толпы в целом далека от сухости: как в обрисовке действия обилие подробностей не заслоняет главного, так и в самом перспективном светотеневом решении отдельные мотивы, бесчисленные нюансы штриха, формы и освещенности подчинены общему замыслу и господствующему в гравюре мощному контрасту темного и светлого.

Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). В проеме, как и за окном, царит жаркий солнечный полдень. В некоторых картинах, написанных им вскоре после его банкротства, прежние прозрачные и теплые тона сменяются более тусклыми.

Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Бог создал море, а голландцы – берега. Он любит изображать бродяг, людей, задавленных нуждой и страданиями. Наконец, очаг на первом плане, в нижнем правом углу разложенные прямо на дощатом полу и пылающие дрова – составляют четвертый источник света, теплыми отблесками освещающий пол. В небольшом офорте (длина одиннадцать, высота девять сантиметров), рембрандтовский свет вызывает из глухого мрака загадочные фигуры движущихся слева направо трех путников.

Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. 175, 5 x 210, 5 см. Название офорт получил случайно, по абсолютно второстепенным соображениям. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке. В первые амстердамские годы видное место в творчестве Рембрандта занимает жанр автопортрета изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах, он намечает новые пути развития своего искусства. Основной коричневый тон картины отдает лиловым и красным, мягким, светлеющим кверху туманом, окутывая превосходно написанных лошадей и человеческие фигуры.

Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. В теплом уюте семейной сцены сильнее выражены оттенок грусти и тяжелых предчувствий. Несколько сдвинутый от оси изображения влево, на черном фоне, на третьем плане, стоит лицом к нам Христос, в длинном до полу одеянии, босой, с ярким ореолом вокруг обнаженной головы, образующим как бы светящуюся арку вокруг верхней половины его фигуры. Сказание о докторе Фаусте, жаждущем знаний и проникающем в сверхъестественные тайны с помощью нечистой силы, это сказание было не только в материковой Европе, но даже в Англии любимым сюжетом литературных переработок.

Рембрандт отметил, что юноша скучает, сцепив руки под животом. Наполовину отдернутый полог перед этим семейством отсылает нас к более тонкой мысли. Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания.

Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста».