П А Федотов Вдовушка
Описание картины «Вдовушка (с лиловыми обоями)»
Как я уже говорил, крайность первой половины жизни Федотова должна была неминуемо породить новую крайность. Сентенция художника: «Они убивают время, пока оно не добьет их» относится непосредственно к персонажам «Анкора» и «Игроков».
– Главная моя работа на улицах и в чужих домах. В феврале 1850 года в Москве семья Павла Андреевича попала в бедственное финансовое положение художник бросает все дела и едет помочь родным. Лишь пламя свечи освещает предметы теплым мягким светом, создавая небольшую частичку уюта. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1).
Ему кажется неприемлемым какой-либо иной исход, кроме упорного единоборства с судьбой. В 1849 г. на выставке Академии художеств помимо этой картины Федотов представил еще две – «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора». Стыдиться ему было нечего, работа была сделана на совесть.
Но художник сумел справиться с этой задачей. Кажется, что лицо женщины выражает полное безразличие, доведенное до отчаяния. Конечно, чтобы так понять и отразить Хогарта, «Русский Хогарт» вышел куда более смягченным, сантиментальным и однообразным.
Сочинение по картине Федотова Вдовушка
Результатом таких наблюдений стали карандашные наброски: «Васильевский остров зимой», «Рынок», серия рисунков сепией «Нравственно-критические сцены из обыденной жизни». Они не похожи на все предыдущие работы художника. Вещей немного. Перекомпоновал почти все детали.
Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Конечно, художник здесь увлекся, он неосторожно задумался над особенно ему дорогим и заветным, в ущерб общему замыслу «Сватовства». Художник переезжает на Васильевский остров в маленький домик, где живет со своим верным другом Коршуновым и поступает в Академию художеств.
Русский художник и график Павел Андреевич Федотов
Знаю, что вы меня выбраните по приезде ну, да уж делать нечего». В ее позе нет ничего показного. Постель, еле видная в темном углу. Из-за долгов он был вынужден продать родительский дом. Далее эрмитажные влияния не были у Федотова беспорядочны и случайны он не воспринимает равно любовно мастеров, различных между собой и по технике и по духовному укладу, как хотя бы Терборха и Остаде или (как это думал один из биографов Федотова, Дидерихс) Броувера и Доу нет, так как влечения Федотова были вполне искренни и отвечали всему существу его внутреннего строя, то его выбор не грешит противоречиями и ряд полюбившихся ему мастеров вполне последователен. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1852, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Уяснить себе степень и особенности влияния эрмитажного собрания на Федотова – дело, на мой взгляд, отнюдь не маловажное. За годы, прошедшие со дня смерти Федотова, его оценивали и переоценивали не однажды, как мы только что убедились однако это ничуть не подвинуло дела изучения материалов о Федотове.
Странна судьба и путь Федотова он зарисовывал Микельанджело (впрочем, мы догадываемся почему, – в подражание своему кумиру Брюллову, который мнил себя соперником великого флорентийца и потому не раз, вероятно, указывал Федотову на Микельанджело, как на образец) и в то же время учился у Хогарта. Федотов в первые годы своего выступления на художественное поприще попросту не понимал всего значения слов, сказанных ЕМУ Брюлловым вся их непреложность выросла перед ним только впоследствии, одновременно с тем, как углублялся, ширился и делался все недостижимее в глазах Федотова термин – «живописное мастерство». Только несколько вещей остались не поруганы казенным сургучом. Крохотный столик на одной ноге. Решительно обошелся с героиней: переменил лицо, позу, фигуру, даже одел немного иначе. На стуле свеча, но не для света, а для того, чтобы греть на ней сургуч.
Федотов ее и не искал, а тоже «прыгал» Но под этим «прыганием», боязнью бедняка, что «свет» лишит его своих милостей, рос и креп цельный и живой мастер это внутреннее художественное развитие должно было сплести в некую последовательность «прыжки» Федотова и, конечно, не искать этой живой связи значит не искать и не видет самого «Федотова». И вот эта вещь, так как мы знаем дни. Это один из самых поэтичных и обаятельных женских образов в русском искусстве. Считается, что тем самым они чтили память русского художника. Так, он задумывает «Возвращение институтки в родной дом», – тема весьма удачная с передвижнической точки зрения это был бы превосходный пандан к перовскому «Приезду гувернантки» недаром Сомов, рассказывая про свой замысел, воскликнул: «Это ли не сюжет, способный увлечь всякого живописца. » Однако Федотов вскоре же меняет данный сюжет ради иного, почти бессюжетного – «Институтки», но зато в котором он мог всецело отдался своему исключительному пристрастию.
Но когда его сатирические бытовые сценки попались на глаза баснописцу И. С. Первым из них была картина «Вдовушка» (1852 г. ). Федотов потерял советчика, он как бы разом сбился с пути и вот он цепляется за несбыточную надежду (которая лишь подчеркнула силу утраты), начинает верить, что великий наставник продолжает двигать его рукой и из гроба Он похваляется перед друзьями, что Брюллов и теперь продолжает помогать ему разрешать различные живописные задачи и на доводы друзей, что это немыслимо, отвечает: «Вы все, господа любители, готовы улыбаться и считать это дело мечтой воображения и, подчас, воображения расстроенного но мы, художники, можем дойти до такого состояния духа, когда беседа с отжившими для нас более, чем возможна».
Возле него стоит икона, которой женщина наверно молилась за жизнь своего супруга. И Гойю мы вспомним не однажды сумасшедший в заключительной сцене «Жизни кутилы» столь упорно наталкивает нас на мысль о испанском мастере, что хочется спросить: да не перебирал ли Гойя хогартовские гравюры, прежде чем приняться за свои «Capriccios». Переплетение это столь просто, прямо и сильно, что грань между правдой и вымыслом кажется окончательно стертой в указанном смысле особенно характерной представляется серия «Избирательная кампания», где в чудовищной суматохе «пира» одни бешено ликуют, другие швыряют и убивают кирпичами, третьи лечат расколотый череп, вливая в него чернила. Но основным учителем для него, как он считал, была сама жизнь.
Однако «Завтрак аристократа», с его блеском и тщательной выпиской халата, несомненного живописного центра всей композиции, настойчиво заставляющего вспоминать о Терборхе, дает нам еще одно имя, которое только подчеркивает всю логичную последовательность, характерную определенность подбора Федотовым любимых мастеров. не понял подлинного смысла картины, а художние не стал ничего ему объяснять. стр. 5) – все это были крохи, жадно подбираемые Федотовым повсюду и всегда, все это были отдельные черты из которых художник мечтал построить свой заветный труд – «Институтки».
Но, в самом деле, почему бы не могло случиться так, как вообразил Федотов. «Свет сердится, – говорил он, – когда от него отдаляешься, а я не намерен ссориться со светом». Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. Недаром за эту картину художник был удостоен звания академика живописи. И такой забавой заняты длинные вечера офицеров.
Жданович (1849 г. ), а затем – драматических полотен. Ко дню смерти Брюллова Федотов только что успел закончить «Вдовушку», всю проникнутую своеобразно-воплощенной мечтою о Брюллове и начать новый эскиз «Офицер в деревне». Омрачают картину и темные стены, которые добавляют ситуации еще больше трагизма. Во время этого посещения Федотов много говорил о предстоящей выставке и о том, что после нее он поедет в Москву на отдых. Теперь ей самой придется, как то крутиться, чтобы прожить вдвоем с ребенком.
И тогда нам становятся понятными вся автобиографическая подлинность, вся печальная правда нижеследующего описания последних сознательных минут его борьбы с д в о е н и е м жизни. Журнал опубликовал статью московского профессора Леонтьева, который считал живопись Федотова «временной» и «злобной», ей не может быть места в «христианском обществе». Он закупал для нее подарки, сорил деньгами, затем впал в буйный припадок и был отвезен в больницу, где, промучившись несколько месяцев, умер на 38 году жизни». ) Сергей Глаголь). ассигнациями в месяц». В них он отказывается от развитого действия – содержание как бы уходит в подтекст. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения.
Он долго бился над ускользающими из-под рук очертаниями идеала. Впрочем, Федотов более вглядывался в первоначальные истоки, его «Девушка у постели» является отзвуком непрямой и робкой, но тем более, пожалуй, пряной и даже острой, чувственной мечты Доу, которая оказалась родственной интимным мечтаниям Федотова. Стену развернул, чтобы круче уходила в глубину, уводя от глаз житейские подробности. Федотов написал три варианта картины и один незаконченный. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью.
В результате – литографии с картин Федотова были запрещены, не стало заказов на рисунки. Картина «Сватовство майора» принесла автору настоящий триумф. В этом углу можно увидеть кровать с подушками, возле которой стоит корзина с вещами. И опять нетрудно указать источник этой новой техники художника стоит взять иллюстрированные журналы, французские или английские, тогдашнего времени и мы быстро подберем образцы и к данному рисунку и к целой серии Федотова – «Жизнь гениального живописца», выполненной теми же угловатыми, как бы торопливыми штрихами. Этой причины было абсолютно достаточно, чтобы лишить его сна, пока наконец ему не удалось «схватить часы за хвост», то есть за маятник и остановить их. Ради искусства Федотов отказался от военной карьеры, личного счастья и благополучия.
Он никак не мог передать облик и выражение глаз убитой горем молодой женщины. Да уж не та ли это самая «невеста», которой заказал на последние гроши подарок Федотов в последние часы своец сознательной жизни. Мои сюжеты рассыпаны по всему городу и я сам должен их разыскивать». В них во всю ширь развернулся его талант народного бытописателя. Автор показывает себя тонким психологом – раскрывает душевные переживания героини, глубину ее человеческой трагедии. Картина «Вдовушка» отличается высоким мастерством исполнения. Несомненно одно, – это, я думаю, ныне очевидно всякому, – что форме, самой «руке», у Федотова не учился никто из передвижников, а разве чему-либо иному, кроме «руки», кроме ремесла, возможно и нужно учиться в искусстве. Свеча в сумерках интерьера – довольно выразительная деталь и быта и жизни в целом.
Каковы были и откуда шли эти впечатления, – к исследованию этих вопросов в русской художественной науке еще и не приступали скорей их обходили и очень простым приемом, назвав Федотова «с а м о б ы т н ы м». Такой сложный и разбросанный, такой «неожиданный» в своем пути художник, как Федотов, с наибольшей объективностью может быть постигнут лишь через изучение в л и я н и й на него. Сами детали тоже сократил до строго необходимого. Это был совет писать «шире, шире, не вдаваясь в миниатюрность». 6), с радужными, смелыми бликами света на лице, редкой для Федотова силы или, наконец, эту девочку ч лучистыми глазами (см. Это комод красного дерева, а на нем портрет мужа (тут Федотов не удержался, написал себя самого, только в гусарском мундире), образ Спаса, корзинка с яркими мотками ниток для вышивания, шкатулка, папка из которой высовывается нотный листок, толстая книжка с закладкой, может быть Евангелие, да еще на полу прислоненные к комоду пяльцы с неоконченным вышиванием, бережливо обернутые чистой тряпицей.
ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА во всех своих проявлениях
Главное препятствие, надолго задержавшее его работу, было в самой героине. Наш очерк будет такою же рабочей гипотезой, как и прежние биографии, разве лишь более кратким и откровенным, так как мы не утверждаем, что облик художника именно таков, каким построим его мы, но мы утверждаем, что этот сочиненный нами облик был для нас ключом к творчеству мастера. Родился будущий художник в Москве в семье титулярного советника.
Очень важный розыск в этой области сделал Н. И. Романов и я считаю полезным привести его здесь, чтобы наметить хотя бы в главнейших чертах всю вереницу художественных предков Федотова. «Посмотрите, какая смесь лиц, званий, страстей, положений. Далее, Агин трудился ранее Федотова над общими им обоим сюжетами кроме того, они были знакомы (что доказывает, например, федотовская каркатура на Агина), а разглядывая их рисунки, мы находим близость иногда почти тождество. Вскоре Федотов попал в разряд беспокойных. Стул, придвинутый к опечатанной двери. Но вскоре отношение к творчеству Федотова изменилось.
Ей долго не везло. Картина переносит нас в захолустную провинцию, где стоит армейский полк. Федотов стремится забыть о том миниатюрно-тонком, ювелирно-тщательном письме, каким писал он хотя бы «Сватовство майора» и пробует усвоить и использовать все преимущества м а с л а перед акварелью и карандашом. Писал лихорадочно быстро, стремясь осуществить все свои замыслы.
22 июня (4 июля по новому стилю) 1817 год, Москва – 14 ноября 1852 год, Петербург
Так еще и кредиторы пришли получить долг покойного мужчины и описали все имущество. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. Женщина доведена до отчаяния. Незнакомка хоть и помогла, да не до конца.
Судя по ярлыкам на двери, на стуле, на посуде, все вещи, находящиеся в доме описали. На одном и том же листе мы увидим три различных манеры (см. стр. Девушка изображена за игрой на клавесине. Жесткая и прямая по своему реализму повесть англичанина «Жизнь проститутки» под руками русского превратилась в унылую и обычную историю красивой, но бедной швеи. Крохотный столик на одной ноге.
Мы ищем «т в о р ч е с т в а» Федотова, т. е. натуру, уже переработанную духом художника и вот нам кажется, что мы его находим, когда, забыв о сюжете, о ненужных и назойливо-пестрых околичностях, мы всмотримся в одно строение, стройное до фантастичности, головы вдовушки. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Бродил по Смоленскому кладбищу, присматриваясь к молодым женщинам, горюющим на могилах. В августе он приехал в Царское Село к давнему приятелю Лебедеву.
Он замыкается в себе и постепенно теряет веру в людей, а вместе с верой – и рассудок. Тепеь разберем вопрос о роли Федотова в передвижнических судьбах. Даже в это трудное время Федотов не прекращал работы над картинами.
Известные произведения Федотова Павла Андреевича
«Вдовушка»1851 – 1852Холст, масло 63, 2 х 48Государственная Третьяковская галереяМоскваМысль об этой картине зародилась в нем (и, верно, сразу с названием) еще в Москве, когда с бессилием терзался над судьбой сестры Любиньки, мучившейся при жизни мужа, а теперь, после его смерти, повергнутой в пучину новых бедствий — долгов, нищеты, да еще в ожидании готового вот-вот явиться на свет ребенка. Уже тогда употребил он в письме к другу-Дружинину слово «вдовушка» использовав свойство, кажется, одному русскому языку свойственное — придавать ласковый оттенок уменьшительному обороту. Художник создал в этой картине глубоко лирический, трогательный в своей беспомощности, образ молодой женщины – будущей матери, одинокой после смерти мужа офицера. Толчком к ее написанию стала судьба овдовевшей сестры Федотова. Видимо, в жизни не все так однозначно, бывают и такие исключения. Сравним для этого «Неосторожную невесту» Федотова с «Портретом кредитора» Гаварни и обратим внимание, главным образрм, на линию спины и платья девушек в той и другой композиции. Люди – жертвы «пустого времени» – эта тема вырастает у Федотова до образного философского обобщения, где лица заменены масками, фигуры – манекенами обычное физическое движение подменяется динамикой мелкого мазка, вибрирующим светом и возникает страх от ощущения эфемерности происходящего.
Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. Как итог работы поколений, как итог преемственной и высокой культуры, взращенной Академией, как лучшая надежда, возник теплично-беспочвенный, но и сказочно-радужный Брюллов. Они полюбили друг друга, часто переписывались, но от брака Павел Андреевич отказался. Лицо полное скорби и тоски, она потеряла мужа. Лицо «Вдовушки» варианта Румянцевского музея, абсолютно так же, как лицо в первом варианте «невесты», еще очень з е м н о е, житейски обыденное и передвижнически мелкое: слабая с некрасивым изгибом шея вполне соответствует мягкому и неправильному профилю.
- Федотов Павел АндреевичКартины и биография
- Федотов Павел Андреевич (1815 – 1852)
- Павел Андреевич Федотов (1815-1852)
- Федотов Павел Андреевич (Вдовушка)
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Впрочем, вопрос об общей связи творчества художника еще впереди, здесь же мы обратим внимание на то, чему в особенности учился у Гаварни Федотов такое наблюдение нам наверное даст новую черту художественного облика Федотова, так как изучая в чем и как и с к а з и л Гаварни Федотов, мы, тем самым, приблизимся к «неискаженому» Федотову. Так, по поводу одной из «неожиданных» работ Федотова «На базарной площади», 1847 года, названный исследователь говорит, что «ясно чувствуется связь этой акварели с бесконечным потоком шаблонных литографий и рисунков, в которых иностранные художники, приезжавшие в Россию с конца XVII века изображали типичные сцены русской жизни». Женщина одета в длинное черное траурное платье, а ее темные волосы аккуратно собраны в пучок на затылке. И это писалось в 1838 году, т. е. ровно за д е с я т ь лет до «Сватовства майора».
Обратим внимание на карандашные наброски Брюллова, хотя бы на рисунок оленей (Русский музей императора Александра Ш, 5275), – как линия в них нежна и вместе точна изгиб ее строен и плавен. Первый вариант Тут-то и проверяется характер. Стул, придвинутый к опечатанной двери. Родился он 4 июля 1815 года в большой и небогатой семье, его отец был титулярным советником, а мать – домохозяйкой. Указанные мной источники первоначального вдохновения Федотова – только малая часть всей громадной и сложной его «родословной».
На стуле свеча, но не для света, а для того, чтобы греть на ней сургуч. Но вдобавок к нему и как бы робко оспаривая его, возник в картине огонек свечи. Да и давний интерес Федотова к живописи в Петербурге еще больше окреп. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова).
Но робея приступить к нему, он испытывал себя на отдельных деталях: такой «пробой» представляется нам «Вдовушка». То был период, когда Федотов, забыв о путаных измышлениях своих сепий (где он т у ш ь ю подражал резким и черным гравюрам английского мастера), дает ряд тонко прорисованных набросков (подражания с в и н ц о в ы м к а р а н д а ш о м изысканным и четким ударам иглы французского мастера), композиций крайне не сложных из двух-трех фигур, но зато с длинными подписями, прием как раз обратный хогартовскому, но являющийся рабской копией манеры Гаварни. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. как Перов, Пукирев, В. Маковский, Прянишников, Неврев, Саврасов.
Далее, как мы знаем, Федотов сошел с ума. В его картинах критики стали усматривать «злобу и сатирическую насмешку над изображаемыми лицами». Это вполне объяснимо. с язвительной и сладострастной усмешкой колдует над буклями истомленной скукой дамы.
Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Такой серьезный мастер, как Тимм, безвозвратно погибает в бессмысленных копиях с Гаварни. Мысль об этой картине зародилась в нем (и, верно, сразу с названием) еще в Москве, когда с бессилием терзался над судьбой сестры Любиньки, мучившейся при жизни мужа, а теперь, после его смерти, повергнутой в пучину новых бедствий – долгов, нищеты, да еще в ожидании готового вот-вот явиться на свет ребенка. На переднем плане разместилась Вдовушка, облокотившись на комод.
Около двух недель он сидел, размеривал по масштабу, клеил, раскрашивал и резал и наконец плодом его усилий вышла большая белая коробка с прорезанными окнами внутри коробки, открытой сбоку, помещались белые колонны и ряды кроватей. Я говорю про Шмелькова. И вот каждый из исследователей брал из одного, общего им всем, запаса разрозненных и пристрастных соображений и сентенций, оставленных потомству друзьями Федотова, то, что по его мнению наиболее подчеркивало нужный для его теории облик художника и, конечно, так как все они опирались на одинаково недоказанное, то все и оказывались одинаково правы. Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. Какими путями и когда ему удалось бы вооружить компасом не руку, а свой духовный глаз. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
Прежде всего укажем, что, начав с проникнутого насквозь отнюдь еще не эрмитажными, а отечественными влияниями «Сватовства майора», с каждым новым произведением, вплоть до «У постели» и «Вдовушки», художник все ярче и безусловнее проникается эрмитажными веяниями. «Живописное обозрение», журнал конца 30-х годов, срешит прежде всего дать оттиски с этих же художников наконец, забытый или, вернее, неизученный, но достопримечательный старший современник Федотова, Игнатий Щедровский начал свою художественную деятельность копиями с фламандских празднеств Давида Тенирса. На всем болтаются ярлыки с печатями. В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния.
Но недуг шел вперед неудержимыми шагами. Служение музам, после стольких лет «спроваживания их вон», должно было предстать надломленному мозгу художника, как суровое подвижничество. Не скоро дело делается, однако и вторая «Вдовушка» стала наконец перед ним, готовая вполне и выделанная так же тщательно, как первая, однако он и ею остался недоволен.
В 1845 году возникает «Иллюстрация», которая усиленно подражает уже французскому журналу «Charivari» и рисунки или перепевы рисунков Гаварни занимают все номера. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. Федотов отказался наотрез, ссылаясь на то, что слава – дым: «Надо чаще пускать этого дыма не то он разойдется по воздуху» На возможность удачного брака он отвечал словами: «Моей жизни не хватит отдаваться одновременно и искусству и любимой женщине». Так же близко родственными по типу и по замыслу мы найдем «Нимфу» Доу и «У постели» Федотова. Вот деталь художественных поисков Федотова, которая вдруг меняет общепринятую схему его понимания оказывается – этот «странный» художник, только что написав «Майора», стал размышлять о степени подражания природе, стал искать компас не в руке, а в глазу. Отсюда мы вправе назвать Агина ближайшим предшественником Федотова, тем мастером, у которого Федотов научился гораздо большему, чем у своего первого, официально, учителя Зауервейда. когда ее начал Федотов, приобретает важное биографическое значение она кажется сгустком той растерянности, той исключительной тоски, что переживал Федотов (но именно потому, что она написана в болезненно-возбужденном, необычном для сдержанного художника состоянии, ее трудно брать в расчет при оценке общей линии и уровня творчества Федотова).
Он мечтал оставить нам как свое лучшее воплощение «Институток», а оставил «Офицера в деревне», как сгусток и итог судорожной борьбы, где как будто нарочно он смял исковеркал абсолютно все подходы к той певучей и гармоничной линии, которую так любил и так искал всю жизнь. Просил позировать знакомых дам. Тяжелое материальное положение художника усугубилось после смерти отца.
Трудно было отобразить и двойное освещение: от свечи и от окна.
Тем же путем, но необходимости, пойдем и мы, но нам хотелось бы обойтись по возможности без пояснений «услужливых друзей» и ссылаться только на подлинные слова самого художника, а их мы находим почти исключительно в немногих стихотворных опытах Федотова. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова.
Последнее, законченное произведение Федотова со странным названием. В набросках турчанок (к «Бахчисарайскому фонтану») одна линия непрерывным и тонким изгибом начинается с головы и обрывается лишь на пальцах полной женской руки. В период военщины, музы – как мы только что убедились из слов самого художника – были абсолютно и очень круто «спроважены вон». И Федотов задумал истребить тягостный внутренний разлад, «спровадив вон» из своей жизни все, кроме служения искусству.
Прежде всего, он учитель передвижников фактически. он почти ничего не видит, не слышит, едва движется, а страсть его непобедима и привела его сюда ремесленник ставит свой последний шиллинг сосед его хохочет дурацким смехом тоска и горесть на лице третьего четвертый спешит записать заклады два мошенника, один крадет билеты из шляпы слепого, другой лезет к нему в карман за ними фигура в безмолвном изумлении, другая в каком-то сладостном восторге» (Из комментария «живописного обозрения»). Эта картина была последней в творчестве Федотова, но о ней никто не знал, так как картина находилась в частном собрании. Но Федотов минует этот мирный путь.
Вот перед нами «Cockpit», одна из первых, которую выдало, как лучшую свою премию русскому читателю «Живописное обозрение». Историческое объяснение, почему Федотов от Хогарта перешел к Гаварни, очень просто: то же самое, которое нам объяснило переход его от Зауервейда к Хогарту, – м о д а. «Живописное обозрение» 1838 года взяло себе в образец английский журнал «Penny Magazine» и насаждало в России Хогарта как раз в эти годы запала Федотову мысль стать «русским Хогартом».
Сначала В. Стасов не увидел в ней ничего, кроме «расслабленной сентиментальности», а вслед за ним примерно то же самое повторял на свой лад едва ли не каждый из писавших. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Однако, как ни странно история картины имела неожиданное продолжение.
Картина имела большой успех на выставке. «Живописное обозрение», затеянное в 1838 году, сулило, как одну из самых заманчивых частей своей программы, что «злой насмешник Хогарт рассмешит нас карикатурой». Поза купчика и соблазняемой им девушки – это точная копия удачной композиции Фрагонара.
Но ведь то были только «пробы пера», лишь первое выступление, лишь место, которое расчистил себе мастер, чтобы н а ч а т ь творить. Подрезал полотно слегка и снизу, чтобы фигура придвинулась ближе к зрителю. Что это так, доказывают варианты Русского и Румянцевского музеев «Сватовства майора». Первой попыткой утверждения Федотова являются «Воспоминания» А. В. Дружинина, вышедшие из печати в следующий же год после смерти художника. Сам Федотов никогда не признавал за собой литературных способностей, доказательством чему служит приведенный выше отрывок из его послания, названного «К моим читателям, стихов моих строгим разбирателям».
Так, густым и широким мазком намечены здесь свеча, лист бумаги, рука, но сделать тот же опыт над лицом представляется еще слишком ответственным и Федотов обращается здесь к более привычному ему жидкому акварельному письму, чуть-чуть втирая краску в зерна холста. Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. Зато у себя на родине хогарт привлек умы и сердца не только «кинематографическими» приемами композиций он – начало того мастерства, которым блеснули Рейнольдс и Гейнсборо еауонец избранная тема Бирдслея, чорт, завивающий перед зеркалом девушку, является любопытным развитием детали IV сцены «Модного брака», где странный, чертовски странный парикмахер, бледный и острый. На первых порах художник видимо твердо веровал, что ему удастся побороть все преграды. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю.
На картине П. А. Художник желал вырвать с корнем причину мучительного двоения своей жизни, но в нем уже были вытравлены долгим надрывом силы, которые позволили бы ему примирить эти «две жизни», да кроме того не случилось и внешних условий, которые поспособствовали бы такому примирению. Этот рисунок, благодаря исключительной мере, казался, на первый взгляд, почти робким. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. Особенно старался реакционно настроенный «Москвитянин».
Так, например, Федотов в г л я д ы в а л с я и о ч е н ь пристально в М и к е л ь а н д ж е л о. Он зарисовывает отдельные фигуры из «Страшного суда», копирует некоторые статуи, наконец на одном листе мы читаем такую надпись:»Надобно иметь компас в глазу, а не в руке. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. «Счастливый вечер вот у меня есть и любящие глаза. » Через неделю картина была уже закончена. Успех превзошел все ожидания. В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву.
В этих композициях все строится на рассказе, в каждой из них — много действующих лиц, характерных деталей, различных предметов, которые тоже «ведут» рассказ. Изображенный им чванливый чиновник в халате и босиком, в папильотках и с орденом на груди стал едкой сатирой на чиновничье-бюрократические слои общества. И мы понимаем, чем этот «злой насмешник» неотразимо привлекал к себе тогдашнего зрителя.
Не стал переписывать лицо – это значило бы замучивать живопись. И вот еще что: запрокинем несколько назад бледную голову «Вдовушки», прдадим ей больше жизненных, плотских красок и мы получим н е в е с т у в «сватовстве майора» варианта Русского музея.
Попытки сделать Хогарта достоянием широких кругов русского общества начались очень рано так, в 1808 году «Вестник Европы» дал несколько хогартовских гравюр, вместе с комментариями, переведенными с немецкого Жуковским. Это комод красного дерева, а на нем портрет мужа (тут Федотов не удержался, написал себя самого, только в гусарском мундире), образ Спаса, корзинка с яркими мотками ниток для вышивания, шкатулка, папка из которой высовывается нотный листок, толстая книжка с закладкой, может быть Евангелие, да еще на полу прислоненные к комоду пяльцы с неоконченным вышиванием, бережливо обернутые чистой тряпицей. Волею обстоятельств «Вдовушка» почти на полстолетия оказалась последней из известных, не только публике, но и критикам, картин Федотова и долго представлялась последним словом художника. Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. Мы привыкли, когда думаем о Брюллове, тотчас видеть «Помпею», а при имени Федотова вспоминать «Сватовство майора». Здесь впервые явился у него предмет, обладающий своим собственным смыслом, живущий собственной жизнью, воздействующий собственной выразительностью, а не только характеризующий привычки и нравы своих хозяев. На только что упомянутом «Петушином бое» как бы получила свое дальнейшее развитие та причудливая «кутерьма» композиции, которую так любил Тенирс парень с нахлобученной на лоб шапкой, перелезший через забор и правой рукой схвативший за плечо слепого игрока, кажется сошедшим с какой-либо фламандской «пирушки» однако злая гримаса, судорожная ужимка некоторых лиц и поз вдруг, неожиданно заставляют вспоминать Гойю.
Почем знать, может быть, этой «влюбленной невестой» была та самая Оля, от которой художник раньше ревниво оберегал свою «теплоту» и которой потом он задумал отдать эту драгоценную «теплоту» – в минуту отчаяния, потеряв надежду утишить «испепеляющий его жар» искусством. Первым законченным произведением Федотова была картина «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый орден» (1846 г. ). Одной из таких «пирамид» представляется мне обычная схема роли Эрмитажа в творчестве Федотова.
Пусть во «Вдовушке» сохранялся еще все тот же ровный свет, отчетливо и выпукло рисующий то, что находится впереди и постепенно погружающий в тень все, что подальше. Картина долгое время не удавалась художнику. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился. Стало известно, что имя Федотова фигурировало на следствии по делу петрашевцев.
Его привлекали площади, рынки, окраины Петербурга. Дружинин нам повествует, что Федотова всего более прельстили кабацкие сценки Тенирса. Названные три картины были как бы гранью, резко переломившей жизнь художника на две части – сзади тень и тяжелый сумрак годов, когда муза была «спроважена вон», а впереди – возможность солнца.
Впрочем, смею утверждать, данная гипотеза не более шатка, чем все иные известные нам объяснения федотовского творчества. Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Однако искусство Федотова развивалось своим путем. Микельанджело не любил подражать точно природе, если она не представляла совершенства».
Она внутренне сосредоточена и серьезна. На следующий день его не стало. Как известно, Федотов пережил Брюллова лишь на несколько месяцев (Брюллов умер 11 июня 1852 года, а Федотов 14 ноября того же года). Наконец, решительной копией и столь близкой, что повторена вся поза целиком изгиб и грустное склонение головы, беспомощно откинутая правая рука и левая, бережно прикрывающая живот, характерное движение беременной женщины, следует назвать «Вдовушку» Федотова и ее образцом – продавщицу в «Лавке» Ланкре.
Отец, старый суворовский солдат, готовил сына к военной карьере. Самую суть прельстивших его произведений их ж и в о п и с ь, пожалуй, на первых порах еще и не в силах позаимствовать Федотов он берет только прорис, только композицию любимых мастеров и вот в сепии «Бедный художник» мы видим своеобразный перепев «Поцелуя украдкой». Перебрал вещицы на комоде: убрал корзинку с нитками (пестра, отвлекает), книжку не положил, а поставил, чтобы ее корешок добавлял в картину свою маленькую вертикаль. Так, в варианте Русского музея изменена вся обстановка «Сватовства майора» она стала куда скромнее снята с потолка пышная люстра, сведена почти на-нет плафонная роспись, упрощен рисунок паркета зато кот, переднего плана, стал более пышным и написан более смело, зато прибавилась очень хорошая деталь – «фламандски» утрированный профиль лица слуги с выпяченными губами и выпученными глазами у двери слева (в варианте Румянцевского музея спрятанный за головой служанки, приглашающей к столу) и, наконец, что в особенности интересует нас в данном случае, несколько изменен изгиб оголенных плеч и прорись лица «невесты».
Стремясь идти в этом направлении и преодолевая затруднения, возникавшие из-за недостаточного владения техникой, Федотов, благодаря своему острому уму, редкой наблюдательности и упорному трудолюбию достиг блестящих результатов. И когда мы разглядываем и оцениваем рисунки Федотова, то не мешает вспоминать о рисунках Агина к «Дедушке Крылову» (1845 г. ), к «Ветхому Завету» (1846г. ) и наконец к «Мертвым душам» (тех же годов). Нет, чтобы идти и идти прямо, я должен оставаться одиноким зевакой до конца дней моих». Вслед за «Вдовушкой» Федотов создает картины «Анкор, еще анкор. » (1851-1852 гг. ) и «Игроки» (1852 г. ). Однако было ли это «учение» добровольным и отвечающим внутреннему влечению художника.
Портрет мужа, который был офицером, в красивой резной раме, стоит на комоде. Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». в 1816 г. ), он лишь на немного опередил его в смысле академического образования.
То есть эта картина является визитной карточкой художника. Уже тогда употребил он в письме к Дружинину слово «вдовушка» использовав свойство, кажется, одному русскому языку свойственное – придавать ласковый оттенок уменьшительному обороту. Но к чему и кому нужны сейчас мишурные апофеозы.
Правда, что художники «настоящие», т. е. окончившие Академию, чуждались сего н и з к о г о жанра и стремились к «высоким историческим темам, но зато они оставляли абсолютно свободным поле действия для «малых» художников-самоучек, как Федотов или еще слишком робких и молодых, чтобы дерзать на «историю». Изменил колорит. Вернее будет сказать, что особенности интересов тогдашнего общества были таковы, что для «малых» художников (а таким в глазах «настоящих» художников несомненно был Федотов) единственный верный путь к успеху было обращение именно к бытовым сюжетам. Но тогда пусть нам укажут хотя бы у Крамского или у Перова или у Репина – в этих начале, воплощении и заключении «передвижничества» – явственный отзвук федотовских достижений, определенный след того, что федотовское вдохновение было вещим для данных новых дарований.
Вещей немного. Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. В полутемной комнате, опираясь на комод, стоит молодая беременная женщина.
Нас упорно и надоедливо уговаривали ценить Федотова за его и с т о р и ч е с к у ю роль «предтечи». Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии.
Однако в недавно обнародованных рисунках художника (принадлежащих М. К. Азадовскому) мы наталкиваемся на вполне определенные доказательства того, что тяготения мастера вовсе не были столь Узко-определенными. Заметим, кстати, что творчеству Хогарта была абсолютно чужда эта пленительная текучесть линии так, например, в сцене «До», где и Брюллов и Федотов и Гаварни не преминули бы в тысячный раз воспеть зачаровавшую их линию, Хогарт обозначает и бюст и руки и повоорот женской шеи линиями острыми и разорванными (не здесь ли одна из главнейших причин, почему Хогарта Федотов «игнорировал». Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить.
Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. Ей скоро рожать, а о светлом будущем можно забыть. Федотов не разломал подрамник, не изрезал в куски холст и не бросил его в печку. Наши исследователи очень определенно указывают тех европейских мастеров, которыми более всего увлекался художник: это «маленькие фламандцы и голландцы».
И опять, как невеста в «Сватовстве майора», два варианта «Вдовушки» дают нам твердое представление о самом пути и внутреннем смысле этого произведения. Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. По натуре человек веселый, балагур и острослов, он постепенно превращается в мрачного, раздраженного, молчаливого. Новым знакомствам и самым радостным, теплым беседам нет конца.
Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Он любил смешиваться с толпой, прислушиваться к говору изучать характерные черты и обычаи крестьян, торговцев, ремесленников. Все прошедшее и будущее должно было только угадываться в намеках. Переделал и портрет мужа, написав вместо себя другого человека. Анкор, еще анкор.
Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. Желающим мы даем тот же ключ вот весь смысл предлагаемой «биографии». Нам твердили, что именно здесь – вечная заслуга Федотова перед родным искусством. Причкм следует отметить, что тип квартального определенно навеян агинскими иллюстрациями к «Мертвым душам» это наводит нас на мысль, что Федотов заимствовал свой новый стиль не только непосредственно у гаварни, через тогдашние французские и русские журналы, но и косвенно, через отображения Гаварни в рисунках хотя бы Агина, так же Тимма. Все правильно поняли замысел художника, шутили по этому поводу.
Художник его отбросил, но чем мог бы он его заменить. Портрет и образ оставил как было. Мы ограничим справку разбором трудов наиболее существенных, т. е. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Укажем прежде всего, что увлечение Хогартом отнюдь не является выбором личного вкуса Федотова, но было продиктовано м о д о й еще в большей степени, чем указание на Тенирса, как на своего эрмитажного любимца. Она потеряла мужа, от которого совсем скоро должна родить ребенка.
Прямо на полу находится посуда из серебра, собранная в одно место. Ачин забывает весь добытый ранее опыт и мечтает придать своей игле «шик» парижского виртуоза. Вот Эта-то первоначальная бессознательность и помогла художнику с такой чудной быстротой, такой наивной радостью создать своих «Свежего кавалера», «Разборчивую невесту», «Сватовство майора». Но мы обязаны будем лишить Федотова этого имени, если есть другой, действительный предтеча, а такой е с т ь. Пусть наконец-то «колонновожатым передвижником» будет назван по справедливости тот, чьи рисунки были драгоценной ячейкой из которой родилось все богатство и разнообразие московской живописной школы (а ведь если исключить одного Крамского, мы не очень ошибемся, отождествив передвижников с москвичами). Но вглядываясь в иные наброски Шмелькова, мы найдем порой явственные намеки на то, что у него кое-чему научились, а иногда весьма и весьма важному и Новосильцев и В. Васнецов и наконец – Репин Чрезвычайно много давая другим, Шмельков много и воспринимал он учился и у Щедровского и со Шварцем он находится в какой-то, вероятно, взаимной очень определенной связи, наконец не исключена возможность влияния на него Федотова (Шмельков родился в 1819 году, а умер в 1890-м), но тогда это влияние мы найдем как раз в тех работах, которые резко отличаются от других некоторой засушенностью, несвободой и бедностью прекрасно-гармоничной, но несколько отвлеченной л и н и и Федотова он не полюбил (См.
Что-то уж слишком это лицо отвлеченно и прекрасно как-то «по-невзаправдашнему», слишком ослепительным и фантастическим пятном горит оно в зеленом сумраке фона И зачем в такой драматической вещи шутка, – в портрете умершего мужа-гусара мы узнаем Федотова. Федотов впервые открыл глаза обществу на новую область искусства Федотов прямой и единственный предтеча «передвижничества», – нужно забыть эти две, нами издавна затверженные небылицы и так же, как основательно их нам внушали.
Наоборот, с каждым новым поколением оторванность Федотова от потомков подчеркивалась. Изобретательность Федотова сравнительно с Хогартом очень скудна он подмечает, но не бичует, он жалеет, но не злится Сквозь намеренную коверканность и темноту рисунка – подражание «гравюре» Хогарта – вдруг мы улавливаем звук прелестного «Поцелуя украдкой» вдруг мы видим, что художник задумался совсем не над своей главной темой, заимствованной у Хогарта и в «Смерти Фидельки» дарит нас превосходным автопортретом или что он слишком любовно, вразрез с небрежной схематичностью остальной композиции, выписывает складки женского платья, точно поверх надоевшего Хогарта ему внезапно вспомнились великолепные складки в эрмитажном «Письме» Терборха. да ведь здесь все намеки, тут заложено, как драгоценная руда, все то, что потом выбиралось верными учениками, очищалось, начинало гореть своеобразным блеском и м а с т е р с т в о м. (Говоря о передвижниках, должно употреблять слово «мастерство», так как «передвижничество» есть вполне определенная ш к о л а имеющая своего замечательного родоначальника и ряд видных Я не буду говорить о таких, как Пукирев или Перов, они являются такими же к р о в н ы м и сыновьями Шмелькова, как Ван-Дейк Рубенса или Тыранов Венецианова.
На свои литературные опыты он смотрел как на «безделушки» и потому никогда не гнался за чистотой отделки писал он обыкновенно по просьбе приятелей и знакомых, для альбома какой-нибудь знакомой дамы или же в минуты отдыха вероятно, существует немало федотовских стихов, которые никогда не были и не будут известны публике. Известны многие его незаконченные эскизы «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника», «Казарменная жизнь», «Французские мародеры в русской деревне 1812 г». Этот счастливый майор, конечно. Такое неверное определение своих впечатлений бывает сплошь и рядом.
способствовавших построению исторической схемы или ее видоизменявших. Надо отметить, что Федотов, копируя, очень свободно менял детали, так что получались скорее не копии, а близкие один к другому варианты, причем в вариантах позднейших перерабатывалось и подчеркивалось наиболее дорогое для художника, а маловажное опускалось. – командует он, не подозревая, что по-французски анкор значит еще. Лебедев клялся, что ее героиня как две капли воды похожа на павловскую незнакомку. В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей.
Постель, еле видная в темном углу. И тогда нам не покажется странным и случайным совпадение композиций «Утра» Франца Миериса и «Офицера с денщиком» Федотова. На переднем плане разместилась Вдовушка, облокотившись на комод. Всё имущество – мебель и посуда – опечатано за долги. е. скрещивающиеся влияния Брюллова и заграничных рисовальщиков, в особенности Гаварни).
Эта с и л а без борьбы подавила немногих зачарованных, чтобы потом возвеличить ею же искаженного до неузнаваемости Федотова, как знамя и символ новой жизни, той жизни, которою Федотов не жил и не искал жить Тогда в истории возникает зыбкий призрак, Федотов, первый борец за идеалы передвижничества, однако всю жизнь благоговейно почитавший Брюллова, не любивший очень Хогарта, сторонившийся абсолютно той полосы европейской художественной жизни, которая вскормила передвижничество главное же, с каждым годом досадливо ясно (к досаде передвижников, во главе со Стасовым) уходивший далее и далее от поучений в замкнутый и тихий круг поисков прекрасной формы. Мораль – это скорей только «вывеска», но не н а т у р а Хогарта он морализовал с такой страстной фантастичностью, что заставил нас вспомнить Босха и кистью такой нервной и острой, что заставил нас вспомнить Хальса Однако Федотов увидел в английском мастере только мораль он не вник в него глубже, чем средний тогдашний российский ценитель Хогарта. Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. До встречи с Крыловым, Федотов не с большим успехом пытался стать баталистом. Такие опыты, как эскиз «В лавке сапожника», показывают нам, как несвойственен был Федотову несколько неуклюжий, но сильный и как бы чеканный рисунок Щедровского).
Названный автор не играл какой-либо заметной роли в жизни русского искусства, не был он также и теоретиком искусства и не искал исторических обоснований своим мнениям, – потому мы к его голосу прислушаемся, как голосу profanum vulgus, того «народа непосвященного», который своим бесхитростным восторгом дал первое утверждение федотовским опытам. Всё было естественно и натурально. Своей утонченной простотой, лиризмом полотно П. А. Федотова «Вдовушка» напоминает образы женщин в произведениях Пушкина. Действительно, достаточно пустячных исторических справок, чтобы показать, что дело обстояло как раз наоборот что само общество, по крайней мере тогдашние газеты и журналы, упорно и давно толковали о ценностях русского быта, жадно и с восторгом принимали все попытки ео изображения. И, пожалуй, одну только последовательность мы можем наблюсти в этих непоследовательностях Федотова: он, как истый провинциал в искусстве искренно и постоянно трепетал перед требованиями дня, перед «модой», преступить которую ему казалось почти смертным грехом.
Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Много времени художник посвящает изучению картин в Эрмитаже, особенно «малых» голландцев. Так истолковав Федотова, мы более ощутим всю внутреннюю правду и силу возражений художника на просьбы и советы его друзей отдохнуть:» Свет сердится, когда от него отдаляешься, а я не намерен ссориться со светом» Но внимание «света» прыгало от одного художника на другого ищи его последовательности. Теперь на плечи Павла Андреевича лег весь груз забот о семье (двух сестрах и племянниках). Кто-то видел, как художник заказывал гроб.
Огорченный, но не обескураженный, он начал новый вариант. Вдовушка просто оперлась на комод, она устала и физически и духовно.
В прессе началась травля художника. стр. Федотова «Вдовушка» изображена молодая беременная женщина, которая стоит, облокотившись на комод. Офицер развлекается – заставляет собаку прыгать через длинный чубук трубки. Крылову и тот написал ему письмо, в котором советовал развивать эту сторону дарования, художник окончательно выбрал бытовой жанр. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». В избе на лавке лежит офицер, полураздетый, босой.
И вместо балов он начал посещать вечерние классы Академии художеств. Однако этот «ущерб» с годами выявлялся все настойчивей, чтобы, наконец, заполнить абсолютно мысль художника он все определеннее делался «однолюбом», поглощенным настойчивой мечтой о какой-то особенно стройной, вычурно-острой и прекрасной до абстракции линии женской головы. Написать все это Федотова не затруднило. Если же мы возьмем альбомы его рисунков, то изумимся.
Сначала Федотов подумывал заняться батальной живописью. Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. Рядом гитара.
Мы видим, что в те же самые дни, когда художник с такой зоркостью и жадностью почерпал недостающий ему опыт то в случайных гравюрах и миниатюрах, то в политипажах тогдашних заграничных и русских журналов, то в созданиях русской живописи от Орловского и Кипренского вплоть до произведений венециановской школы, в то же самое время он оказался решительно невосприимчивым к черствому и рассудочному рисунку Зауервейда (хлтя, например, Тимм мог и развиться и окрепнуть под началом именно этого профессора). В участи моего отца и сестры-вдовушки первые лица в городе приняли участие с Божьей помощью я надеюсь, что их обеспечат навсегда. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса.
Я решаюсь еще полениться немножко, так как в этой суматохе нельзя работать. Федотову пеняли за уход от критического обличения действительности в сферу узкоинтимных и упадочных переживаний, будто бы наметившийся именно во «Вдовушке». «Моего труда в мастерской немного – только десятая доля, – утверждал художник.
Вот портрет офицера в мундире – покойного супруга женщины. «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. Творческий путь Федотова нельзя назвать прямым.
Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях.
«Потому, – прибавил он задумчиво, – что я начинаю уставать». Однако в эти же военные годы уже настойчиво требовала своего утверждения в т о р а жизнь Федотова – подчиненная «музам» отсюда делаются понятными та крайность, тот «подвижнический» оттенок, которые отличают последний период жизни Федотова, отданный искусству. А после того просмотрим Федотова заметим позу невесты в «сватовстве», заметим «У постели», его нежные и любовно-прочувствованные рисунки девушек и девочек, тонкий и бледный нажим его карандаша, наконец, его замысел картины «Институтки», – та же, как в «Бахчисарайском фонтане», «гаремная» вереница девушек, – и, может быть, линия преемства от Брюллова к Федотову покажется не только невозможной, а о б я з а т е л ь н о й. Большинство ходячих представлений о Федотове и путях его творчества при первой же попытке их проанализировать распадается легче, чем карточный домик И все-таки, несмотря на бесславную легкость таких побед, они необходимы, так как, не сдув этих карточных пирамид, мы никак не увидим линии художественного пути Федотова. Однако я думаю – всякий согласится, что успех мастера у современников отнюдь не безусловное доказательство его художественной ценности и значительности, тем более, что в данном случае успех был вызван «анекдотизмом» федотовских картин, т. е. стороной хотя не наиболее дурной, но для современного нам вкуса – наименее важной.
Детство Федотова прошло в Москве про эту пору художник указывает, что «сила детских впечатлений, запас наблюдений, сделанных мной при самом начале моей жизни, составляют, если будет позволено так выразиться, основной фонд моего дарования» (из автобиографической записи). И в эти же самые годы Федотов пытает новую судьбу – «русского Гаварни». Он не захотел сочинять «сложную» композицию, подробно рассказывая о бедствии. Так обостренно, подняв жизненный долг до закона аскета, понял Федотов свою «вторую» жизнь, отданную искусству.