Павел Филонов Картины
Рожденный в преддверии глобальных потрясений во всех сферах общественной жизни, Павел Филонов, картины которого отличают явная самобытность в форме и в смысловой устремленности, – часть всеобщего художественного процесса и не только российского.
Художник Павел Николаевич Филонов, картины и биография
Филонов резко увеличил интенсивность работы икмоменту ухода нафронт осенью 1916 успел создать самые большие иизвестные живописные портреты («Портрет Ф. Азибера ссыном», «Портрет А. Н. Гуэ», «Портрет певицы Е. Н. Глебовой». Филонов. Все, что он создал, должно было жить только в СССР. При этом Филонов бедствовал жутко. Некоторые идеи захватывали его настолько, что превращались в настоящую одержимость.
Актриса Е. Н. Создатель и руководитель группы «Мастера аналитического искусства» (1925 – 1941). Работа велась с двух сторон одного холста.
«Дочка» пережила своего Паньку на несколько месяцев. Вхудожественное интуитивное знание он стремился привнести элементы научного познания. Павел Филонов родился 8 января 1883 года в Москве в крестьянской семье. Помните у Гоголя. В 1927 году филоновцы получили от Ленинградского Дома печати серьёзный заказ. Его дневник изобилует жутковатой лексикой того времени: «правый уклонизм», «деклассированная кучка кремлевских карьеристов», «паразиты, давно издохшие идеологической смертью», «заплывшая желтым жиром сменовеховская сволочь» и т. п. Но грамотно организованная травля в печати привела к разгрому «Школы Филонова», срыву в 1929 г. его персональной выставки в Русском музее. Русская свобода талантлива, нередко взбалмошна, а то и не управляема.
Художник Павел Филонов: картины, биография
Его картины, рисунки и дневники много раз пересматривала и перечитывала. По окончании выставки Филонов подарил государству две своих картины: «Мать» 1916 г. И «Победитель города» 1914-1915 г. В 1922 году Филонов предпринял попытку реорганизовать живописный и скульптурный факультеты в петроградской Академии художеств и прочёл курс лекций по теории аналитического искусства, логическим завершением которого стала «Декларация Мирового расцвета». (о спектакле пишут Юлия Волхонович и Олег Минин, участники филоновского спектакля). Павел Николаевич Филонов родился в 1883году в Москве, в многодетной семье рязанских мещан Николая Иванова, бывшего дворового графа Головина, «бесфамильного» и его законной супруги, Любови Николаевны, бывшей намного его моложе. Эту трагическую парадоксальность жизни Филонова наиболее точно выразила Е. Плавинская, назвав его «самым русским художником, который более всех был покалечен российской историей».
По возвращении в Петербург Филонов засядет и будет писать «спиной к окну», как сам говорил. ГТГ), «Две девочки» (1915. Как я боялась, что он бросит работу или, продолжая работу, станет ругаться. Оппонировал кубистам, утверждая при этом, что никогда не видел картин Пикассо. Они выполнили 22 картины и одну раскрашенную скульптуру и оформили постановку «Ревизора» Гоголя (режиссёром был Игорь Терентьев).
В 1978 году картина «Переселенцы» была контрабандой отправлена в Австрию и в ноябре была продана на аукционе Sothebys под названием «Бегство в Египет». 13) и в рукописи «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности». Незамеченной прошла и его смерть от голода в блокадном Ленинграде.
Павел Филонов: самые популярные картины (топ 12)
Я знаю Павла Филонова с детства. За ней последовали «Декларация мирового расцвета» и главный труд -- «Идеология аналитического искусства и принцип «сделанности» (1914 --15). Его произведения были глубоко социальны, насыщены явным или скрытым драматизмом, который подчеркивался нередко мрачным колоритом, пронзительным сочетанием холодного синего цвета с красным, являвшимся основным для художника.
В1931–1933 он вёл общее руководство иллюстрированием книги ивпамять околлективной работе написал картину «Ударники аналитического искусства» сабстрагированными портретами своих учеников (1933). Он принципиально не брал денег с учеников, не продавал свои картины, его называли «помешанным врагом рабочего класса», а сам он считал себя коммунистом. Конечным результатом была «Декларация Мирового расцвета»— наиболее важный документ аналитического искусства. В разные годы в состав МАИ входило до 70 художников.
Идут слухи о его искусстве -- пользуясь словами В. Каверина искусстве «человека, который ничего не боится». Если первому подвластны цвет и форма объекта, то второй на основе интуиции улавливает скрытые процессы, которые художник пишет «формою изобретаемою», т. е. беспредметно. Павел Филонов окружен единомышленниками, он переживает период активности. Автор символико-философских картин, портретов.
Павел Филонов – картины с названиями и описанием по алфавиту
Одна из них, Евгения, впоследствии упомянула этот любопытный эпизод в мемуарах: «Хорошо помню, как мы трудились над какой-то огромной «слезой», что ещё мы делали теперь уже и не помню». Отзывы на постановку вообще и декорации в частности были разгромными. На правой стороне Татьяна Глебова рисовала сюжет «Тюрьма», а на левой Алиса Порет работала над «Нищими».
Другие, в числе которых были, прежде всего, официальные искусствоведы и критики 30-х гг., обвиняли художника в «формализме», называли его произведения «продуктом больной фантазии», а их автора – «контрреволюционером» или просто «помешанным врагом рабочего класса». Почему к Филонову было такое отношение. Знаменательно то, что творчество Филонова высоко ценят в России, а на Западе -меньше. «Посмотрите, он кожу сдирает с натурщика. » — буквально взвыл профессор. Всё это притом, что ни одного заказа ниоткуда.
Краткая информация о художнике и его картинах
Неслучайно, ещё дореволюции творчество Филонова дважды становилось предметом внимания его соратников по«Союзу молодёжи» иих специальных исследований. Максимализм в искусстве процветал. Он был как будто без сознания, глаза полузакрыты, ни на что не реагировал. Для меня он прежде всего уникальный рисовальщик, создатель своей внутренней художественной вселенной — драматичной, напряженной и безжалостно снимающей покровы с человеческих действий и мыслей. Юлиан Халтурин, например, пишет об учебе Филонова в мастерской Дмитриева-Кавказского Ирина Пронина исследует соотношения реальных мест и пейзажей Филонова Николетта Мислер соединяет ранние работы художника с традициями немецкого Ренессанса Людмила Правоверова напоминает нам о плотных философских слоях, ставших основанием мировоззрения Филонова Николай Школьник подчеркивает достижения Филонова в качестве дизайнера и художника прикладного искусства Евгения Петрова дает переоценку понятия «коммунист Филонов» Галина Марушина повторно «посещает» трагическую «невыставку» Филонова 1929 года а Наталия Скоморовская напоминает о том, как относились к Филонову советские бюрократы и аппаратчики.
В 1919 году Филонов принял участие в выставке, проводимой в Зимнем дворце и продемонстрировал цикл «Ввод в мировой расцвет». Художник умер в первые дни блокады от голода. Одна изпричин полисемантического значения цикла Филонова заключена вуникальности момента его возникновения.
Нет никакой уверенности в том, что эту работу смогли увидеть на какой-либо из выставок современники Филонова. Увидев нас, он сразу же спросил: «Почему же вы не уехали, почему до сих пор в Ленинграде. » Мы сказали, что уехать не можем, так как у нас на руках картины и рукописи брата. При обсуждениях современного искусства Филонов, в тексте «Канон и закон», тогда уже выразил теоретическую оппозицию французскому кубизму, увидев в нем одну из разновидностей реализма, добавившего к традиционному типу изображения предмета с одной точки еще вид сверху или сзади предмета.
После третьего отказа ректор Эссен заявил: «Теперь Филонов придёт в Академию только через мой труп». В 1923 году Филонову как председателю Музея живописной культуры поручили написать Устав будущего Института исследования искусства. Художник верил, что то, что «рождается», не должно быть продано и что физические нужды необходимо подчинить требованиям искусства. Им двигала мечта сделать Россию мировым центром современного искусства. При Сталине фигура Филонова стала вовсе табуированной. Быстро подойдя к Филонову, он вне себя, резко обратился к нему: «Вы же с ума сошли, что вы делаете. » Филонов невозмутимо, абсолютно спокойно повернулся к Ционглинскому и, смотря ему прямо в глаза, не повышая голоса, произнес: «Ду.
В довоенные годы постепенно складывался образ «аналитической картины». Но рабочая энергия, воля к работе, неутомимое желание работать — крепнут». Впоисках символа «Мирового расцвета»// Символизм вавангарде. Филонова называли художником трагедии.
Рассказывают, что он мог смотреть несколько минут на яркое солнце, не мигая и не жмурясь. После возвращения с фронта в 1918 Филонов активно включился в художественную жизнь Петрограда. В семье, кроме Павла, было еще пятеро детей – четыре сестры и один брат.
Вработах (ярче всего вдвух вариантах «Пира королей») колорит древних восточных изападных цивилизаций словно вплавлен вязык нового искусства. Эта женщина видит лошадь спереди. Он умер в первые дни блокады, завещав все свои картины государству. Декорации изготовлялись совместно с И. Школьником, рисовать помогали сёстры Филонова. до изучения анатомии, незаметно перешедшая в исследовательский подход к искусству».
В «автопортрете» есть явное указание на то, что интерес к психологии человека творящего и обращение к сознанию воспринимающего будет отличать все дальнейшее творчество Филонова. По возвращении в 1912 году, Филонов был особенно продуктивен и создал многие произведения, ставшие программными для того периода и среди них картину и две акварели «Пир королей». Кажется, никогда еще не появлялось повсюду столько даровитых людей – этих сынов творческой свободы, крушения всяческих запретов. Выход один — пойти на любую черную работу для заработка. Двадцатые года прошлого столетия стали временем наивысшего подъема в творчестве Филонова. Художник учил: «Позволь вещи развиваться из частных, до последней степени развитых, тогда ты увидишь настоящее общее, какого и не ожидал».
Впервые опубликован: Филонов 2006). В 1916 – 1918 на фронте, председатель Военно-революционного исполкома Придунайского края (1917 – 1918). Поскольку все взаимообусловлено в каждой «единице действия», понятен призыв не отвлекаться на реальную окраску предметов, брать цвет «любой вместо любого». Местом своего рождения Павел Николаевич считал Москву, где он жил до четырнадцати лет. Филонов сам рвётся, чтобы его допросили, чтобы объясниться. Мать Павла, Любовь Николаевна, работала прачкой – больше о ней ничего не известно.
Кроме того, по выставкам и аукционам по сей день «гуляют» многочисленные фальшивки и подозрительные неизвестные работы. Мировое признание и место в пантеоне классиков-авангардистов XX века Филонов получил после выставки в музее центра Ж. Помпиду в Париже, которая продолжалась с конца 1989 по начало 1990 гг. Оказалось, что на многих его картинах основное (большое) изображение состоит не из странных геометрических фигур, а из более мелких простых рисунков, которые можно различить, если близко подойти к картине. Среди них — картины «Октябрь» (1921 г. ), «Петроградская ночь» (1922 г. ), «Живая голова» (1923 г. ), «Февральская революция» (1924-1925 гг. ), «Голод», «Человек в мире» (обе в 1925 г. ), «Мать и дитя», «Тайная вечеря», «Нарвские ворота» (все в 1929 г. ), «Рабочий в кепке» (1930-е гг. ) и др. Каждый художник дает советы исходя из своего личного опыта. Формы состоят из «атомов и молекул» и живопись должна это передать.
Рекорды на аукционах, цена картин Филонова
Но Филонов прочёл ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства. Он был патриотом в высшем смысле этого слова. «Глаз видящий» воспринимает лишь внешнюю форму, а «глаз знающий»- наполняет ее внутренним движением атомов. К1926 под руководством Филонова возник «Коллектив мастеров аналитического искусства. Семья его была уже эвакуирована и он зашёл узнать, живы ли мы.
Они написаны «сдвиговой прозой», лексически близкой стихам В. Хлебникова -- в это же время Филонов делает два рисунка к «Изборнику стихов» В. Хлебникова и они получают одобрение автора. В «Пропевене» практически отсутствует пунктуация, ко многим словам добавлены авторские глагольные частицы в целом, язык поэмы необычен и малопонятен. «О цвете не заботьтесь, -- писал Павел Филонов, -- работа над формой.
Он взял и понёс вал, а я, оказывается, пакет, в котором лежало 379 работ. Но он только сказал: «За это время я вырыл бы три могилы». Зимой того же года, по словам самого художника, он написал «первую картину» – «Головы». Инициатор создания Государственного института художественной культуры (1923).
Он считал, что «организм» ее должен расти так, как растет все живое в природе. В этот же период художник начинает разработку собственных искусствоведческих теорий («Идеология аналитического искусства» и «Принципы сделанности») и через своего друга Михаила Матюшина издаёт «трансрациональную» поэму «Пропевень о проросли мировой». Осенью 1910 добровольно покинув АХ и, удалившись впригород Петербурга, создал первые работы вдухе мистического символизма («Герой иего судьба», «Головы»). К ним относятся принцип «органического» (от частного – к общему) и так называемый антикубизм. В Доме печати устраиваются выставки группы ставится комедия Н. В. Гоголя «Ревизор», в оформлении «филоновцев».
Экспертиза и продажа картин Филонова
«Настанет день, – говорил он, – и Сталин войдёт в эту комнату». Сам же Филонов возводил себя в ранг пролетарского мессии «от Изо», убежденно говоря о себе: «Я — художник мирового расцвета». В 1905 совершил поездку на Кавказ, в 1907 – в Константинополь. Такие писатели, как Достоевский, Кафка, Платонов, открывают новые миры на стыке бездн. Вдали от Петербурга он написал небольшую по размерам картину символического содержания «Головы» и ее появление на второй выставке «Союза молодежи» впервые обратило на Филонова внимание прессы.
Художник пытается зрительно воссоздать параллельный природе мир. Помимо рисунка и живописи, преподавал языки (в своё время он самостоятельно освоил английский и французский, владел азами итальянского) и историю искусств. В его терминологии эти стили именуются: примитив, классический реализм, реализм, адекватный по отношению к натуре, кривой рисунок (варианты экспрессионизма) изобретенная форма (беспредметничество). А даже если и писал соцреалистические картины, они не соответствовали ожиданиям. Она считается одной из самых крупных школ русских авангардистов.
В основе его — построение формы от частного к общему. Сборник выходит в свет вслед за международным симпозиумом «Пропевень о проросли мировой: Поэзия и Живопись Павла Филонова», прошедшим в прошлом году в Центре исследований им. Показанные на ней рисунки были предоставлены самим Русским музеем – и они оказались поддельными. Когда в1938 были репрессированы оба пасынка художника, сослан его друг большевик Н. Н. Глебов-Путиловский, парализована жена, основное время художника было отдано заботам оней.
В семье было шестеро детей. Он родился 8 января 1881 года в Москве.
- Голодная смерть ради искусства: подвиг художника Филонова
- Семь малоизвестных работ Павла Филонова
- Картины Филонова, биография художника
- Прекрасный и страдальческий Павел Филонов
- Лидер русского авангарда Павел Николаевич Филонов (1883-1941)
- Картины — Филонов, Павел Николаевич
- Картины художника-авангардиста Филонова
Он выпустил манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков». Меня поражает в нем преданность своему делу, любовь к искусству и ученикам. Узнала я о том, что несла пакет, через двадцать пять лет. Творческий метод МАИ основывался на теоретических установках Филонова, которые были развиты в манифесте «Сделанные картины» (Петербург, 1914г. ), в «Декларации Мирового Расцвета» («Жизнь искусства», 1923г. Сестра художника Е. Н. Глебова (Филонова) так вспоминала об этом: «он лежал в куртке, тёплой шапке, на левой руке была белая шерстяная варежка, на правой варежки не было, она была зажата в кулак.
Вот что сказал тогда заместитель директора «Русского музея» Иващенко: «Я разъяснил партийным кругам, что искусство Филонова – отрицательное явление, что оно непонятно. Кроме того, он относился к картинам как к детям – «а детей не продают». издательство «Академия» предложило Филонову проиллюстрировать новый перевод финского народного эпоса «Калевала». В 1932 году Филонов последний раз принял участие в выставке в Русском музее. С этой же выставкой связан огромный международный скандал, который, вероятно, привлёк дополнительное внимание публики. Так будем же учиться терпимости. Будучи способным и любознательным мальчиком, Павел с отличием закончил начальную школу и после переезда семьи в Петербург стал учиться в живописно-малярной мастерской.
При полном безденежье в1930–1938 художник получал редкие заказы поискусству. После революции Филонову новой властью была доверена ответственная должность. Подобно тому, как растёт дерево, картина должна органически эволюционировать – в этом заключается неприятие художником кубизма с его геометризацией и механизацией. Принципы выработанного им художественного стиля он впервые изложил в статье «Канон и закон», опубликованной в 1912 г. В ней он дает основы аналитического искусства, противопоставляя его всем другим течениям и прежде всего кубизму и кубофутуризму, зашедшим, по его мнению, «в тупик от своих механических и геометрических оснований». Руководил (с15августа доконца 1923) отделом общей идеологии Гинхука, написал программу института («Идеология аналитического искусства». Художнику трижды предлагали место профессора в Академии, но он каждый раз отклонял предложение, так как считал преподавание в ней неправильным.
- Аналитическое искусство Павла Филонова
- «У меня к вам столько нежности, как к доченьке своей»
- Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
- Коллекция Государственного Русского музея
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Школа «Мастеров Аналитического Искусства» (МАИ)
Положение мое становится грозным. Стр. Оно аллегорично иносказательно и развивает «вечные темы». С академических пор, при всех стадиальных стилевых изменениях, творческим кредо для Филонова всегда оставалось стремление к поразительной точности рисунка и умение придать значимость каждому прикосновению карандаша к листу бумаги. Мне это очень не понравилось. () Я боялась потерять индивидуальность и это заставляло меня колебаться – оставаться ли. Совместно с И. С.
Его картины – хотя бы одну – тщетно пытались приобрести сталинский портретист Исаак Бродский и американский художник Баскервиль, Третьяковская галерея и частные коллекционеры. Он продолжал работать ипосле большого перерыва, несколько произведений Филонова были показаны вэкспозиции «Выставка живописи искульптуры ленинградского Горкома художников» (16марта– 16апреля 1941. И Филонов и Хлебников (а также в разной мере К. Циолковский, В. Чекрыгин, В. Маяковский, А. Платонов, Н. Заболоцкий) испытали мощное воздействие философии Николая Федорова, во многом определившее их художественные концепции.
- Филонов Павел Николаевич художник
- Теоретическое наследие Филонова
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Он считал, что картины нужно «делать» и больше всего ценил хорошо сделанные вещи, чем не сделанные. Мать работала прачкой. Работая впечатной рекламе, держал экзамены вАХ (1903, 1906), занимался вчастной студии академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1903–1908), участвовал впоказах ученических летних этюдов.
Благодаря обучению там и «исключительно благодаря знанию анатомии» Филонов был зачислен в Академию Художеств вольнослушателем и весной 1908 года начал заниматься там, это продолжалось до1910 г. Но после 2 лет занятий Филонов покинул Академию Художеств из-за принципиальных разногласий с профессорами. На1-й государственной свободной выставке произведений искусства (1919) цикл «Ввод вмировый расцвет» издвадцати двухпроизведений «выглядел Араратом навыставке»– помысли В. Б. Шкловского был самым важным иконцептуальным авангардным проектом. Основоположник «аналитического» метода, способного, по мнению художника, передать характер человеческого мышления. Его не устраивала ограниченная строгими рамками манера преподавания, а Академию – он сам. Позже своим ученикам он говорил: «Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом». М., 1990. Огромный холст занимал почти всю стену.
Он был лишен заказов, работы, средств к существованию и фактически «выброшен» из художественной жизни страны. В этот период Филонов сблизился с поэтами группы «Гилея», в которую входили В. Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых. Академическая школа рисования и особенно уроки Г. Я. Он верил, что созданное по его методу искусство, — искусство будущего, которое приведет к «Мировому Расцвету», так как основано на гармоничном взаимодействии человека и природы, на научных принципах, обращенных к интеллекту зрителя и развивающего его. Этого же он требовал и от всех своих учеников. Он не получал официальной поддержки, отказывался от заказов.
Эти картины нельзя оценивать по фотографиям. Филонов знал законы ремесла ивсегда отделял его отэкспериментального творчества. В 1913 Филонов создал эскизы декораций к спектаклю Маяковского «Владимир Маяковский».
Вовремя конфликта между членами МАИ (май 1930) произошёл раскол иФилонов вышел сгруппой единомышленников изсостава коллектива. О трудном возвращении в музей расскажет директор Русского музея В. А. Гусев. В разное время в состав коллектива входило до 70 художников. Павел в 1897- 1901 годах учился в Петербургских живописно-малярных мастерских, ради заработка ему приходилось делать обертки для карамели и даже вышивать крестиком, но каждое лето он обязательно путешествовал на пароходе по Волге, осматривая старинные русские города.
Не факт, что у человечества это получилось, но Филонов старался, как мог. В 1911 году Павел Филонов принял участие в выставке Союза молодежи. С Филоновым произошли удивительные события.
Эта первая печатная декларация аналитического искусства — единственное свидетельство существования общества, где провозглашается реабилитация живописи (в противовес концепции и методу К. Малевича, «живописному анекдоту» В. Татлина) — «сделанных картин и сделанных рисунков». Рисовал с натуры архитектуру старых русских городов и часто расплачивался за постой заказными портретами «по рублю за штуку». Мифы о нём разошлись по всему миру.
Один из наиболее ядовитых критиков написал следующие строчки: «Общественно-политический гротеск с уклоном в патологическую анатомию — вот наиболее точное определение того, что выставила в Доме печати школа Филонова». В 1932-1933 гг. В 1908–1910 вольнослушателем обучался в Императорской Академии художеств. Художник представляет эти явления «формою изобретаемою», то есть беспредметно. Одновременно он поступил на вечерние курсы Общества поощрения художеств.
Его искусство контрреволюционно и, пока я здесь, выставка не будет открыта». Более того, это отношение Филонова к мастерству рисунка позже вошло как составная часть учения о «точке-единице действия» в его теорию аналитического искусства. Пола Гетти в Лос-Анджелесе. Мировый расцвет», на обложке репродукция — филоновский «Пир королей»). Это вовсе не предполагает слепого подражания этим формам – подражать следует её методам. Всодружестве схудожниками «Внепартийного общества» (Д. Н. Какабадзе, Е. Н. Псковитинов, А. М. Кириллова, Э. А. Лассон-Спирова) выпустил манифест «Интимная мастерская живописцев ирисовальщиков Сделанные картины» (Изд. Картина имеет интересное происхождение и сложную судьбу.
В них представлено все — люди, события, явления: «Формула петроградского пролетариата» (1920-1921 гг. ), «Формула комсомольца» (1924 г. ), «Формула буржуазии» (1924-1925 гг. ), «Формула империализма» (1925 г. ), «Формула весны» (1927-1929 гг. ), «Формула вселенной» (1920-1928 гг. ). Неологизм «проросль» образован от слова «прорастать» и означает буквально «прорастание» или «расцвет». Ленинград бомбили, в том числе — и зажигательными бомбами. В издательстве «Academia» выходит финский эпос «Калевала» с коллективными иллюстрациями. В рамках симпозиума были прочитаны лекции и исполнена первая часть поэмы «Пропевень о проросли мировой», после чего состоялось обсуждение этой постановки.
Филонов завещал все свои работы «подарить Советскому государству, сделать их выставку в городах Союза и в европейских центрах и сделать из них отдельный музей аналитического искусства». В эти же годы художник создал свою социально-художественную утопию о братской, справедливой жизни людей на Земле — цикл «Ввод в мировой расцвет» («ЦВЕТЫ МИРОВОГО РАСЦВЕТА», 1915, ГРМ).
В частности, на парижской выставке 1989—1990 гг. Названия его работ и время их создания («Казнь», 1921-1922 гг., «Формула интервенции», 1924 г., «Каторжник» 1926 г) лишь подтверждают эту мысль. В 1887 году умер отец, а в 1896 – мать. Побывал в Палестине (1911), посетил Италию и Францию (1911 – 1912).
Кроме этого, главные теоретические термины Филонова – «аналитическая живопись», «формула» и «сделанность» – все еще не поддаются окончательному определению, несмотря на его усилия объяснить и распространить мировой расцвет своего мировоззрения. Многие, боясь потерять индивидуальность, бросали занятия на полдороге. Параллельно ссозданием общества Филонов проиллюстрировал стихи «Изборника» В. В. Хлебникова (1914), выпустил иллюстрированную книгу «Пропевень опроросли мировой» сфутуристическими поэмами «Песнь оВаньке-ключнике» и«Пропевень про красивую преставленицу» (1915).
Судьба нескольких исчезнувших в разные годы произведений художника остаётся неизвестной25. Личность руководителя, его непреклонность в проведении принципов аналитического искусства, несомненно, подавляли многих художников. Члены объединения поэтов «Гилея», вошедшие в «Союз молодежи» «будетляне» (русский аналог слова «футуристы») и художники искали своих путей в новом искусстве, они смело экспериментировали с формой, фактурой и смыслами. В1918–1923 развивает многомерное символическое понятие-образ «мирового расцвета». Филонов Павел Николаевич (1881-1941) – русский художник и график. Павел Филонов с детства вынужден был зарабатывать на жизнь (танцором кордебалета, маляром), но с детства же мечтал рисовать.
Впрочем, другие заказы он тоже не принимал, писал исключительно то, что считал нужным, за обучение со студентов денег не брал. В 15 лет юношу отправили в Петербург учиться в живописно-малярных мастерских. Становится понятным, почему работы художника «великих замыслов и великой фактуры П. Н. Филонова» называли «великими и, можно сказать, кровавыми» («Красная газета» от 15 августа 1922 года).
«Я был на войне 1, 5 года и, к счастью, меня выбрали в комитет и этим спасли меня» – признавался Филонов. В основе филоновских живописных трудов – тщательная прорисовка и пропись «микрочастиц» из «первоначал». Категория свободы не знает определённого взрыва.
Продолжая работать, он очень внимательно слушал меня». Первая симфония Шостаковича» (1935). В кругу учеников складывается, поддерживается, распространяется «филоновская легенда», так близкая действительности -- отсюда идут рассказы о его аскетизме, бессребренничестве (он не брал ни заказов, ни платы за уроки), фанатической этике. В 1918 вернулся в Петроград, поселился у сестры Екатерины, продолжил занятия живописью. Скорее, это утопия. Федоровский пафос победы над физической смертью и обретения условий для новой соборности почти впрямую звучит в картинах Филонова «Коровницы», «Крестьянская семья», «Пир королей», в его живописном цикле «Ввод в мировый расцвет», в теоретических манифестах -- не только относящихся к утопии «мирового расцвета», но и касающихся исключительно законов «аналитического искусства». Когда-то он сказал Алексею Крученых: «Вот, видите, как я работаю.
Детство провёл вМоскве, рано начал зарабатывать танцами втеатрах Ф. А. Корша иМ. В. Лентовского. Я сижу в окопе и отымаю у прошлого клочок времени». Н. Бурлюк вдокладе рефлексирует ипоповоду таких картин Филонова, как «Восток иЗапад» «Запад иВосток» (1912–1913), программных втовремя для общей платформы «Союза молодёжи». Не раз он кричал на весь класс, поражаясь моим упором. Дж. Но родные заметили, что мальчик отлично рисует, это и определило его дальнейшую судьбу.
Филонов оказался без работы, страшно бедствовал, но продолжал рисовать. Образ Филонова также сопровождают многочисленные легенды, такие как, например, его пребывание в сумасшедшем доме на попечении Владимира Бехтерева3 и что для него не было различия между процессами живописи и рисунка – «я пишу инком» 4. Создана Филоновым в 1925г. Цель свою Филонов видел в том, «чтобы человечество вошло в будущее не таким кретином, каким является ныне». Художник очень избирательно относился к творчеству поэтов-футуристов.
Участвовал ввыставках общества (1910, 1911, 1912, 1913–1914), диспутах ииздании сборника «Союз молодёжи» (1912. Последним делом Филонова оказалась созданная им школа -- Мастерская аналитического искусства, организованная в 1925 году и вскоре насчитывающая уже около сорока человек (М. Цыбасов, Т. Глебова, П. Кондратьев, А. Порет, П. Зальцман и т. д. ). Он приехал с фронта в командировку и сделать это надо тотчас же. Школьником оформил постановку трагедии В. В.
В 1989—1992 гг. Окончил художественно-малярные мастерские при ОПХ вПетербурге (1897–1901), одновременно посещал вечерние рисовальные классы ОПХ. Выросший в бедности, он умел обходиться минимумом. Казалось, он был сделан из толстого материала из которого делаются пророки. Эта декларация напечатана в 1914 году.
В объяснительной записке ректору, Филонов впервые сформулировал свое понимание искусства. Поколичеству участников иобъёму выполненных работ проект МАИ для Дома печати– самый масштабный ансамбль русского авангарда. Участвуя в деятельности «Союза молодежи, художник тесно сотрудничал со многими поэтами группы «Гилея»: В. В. Хлебниковым, В. В. Маяковским, А. Е. Крученых, Д. Д. Бурлюком, Е. Г. Гуро, В. В. Каменским, Б. К. Лившицем. В это время (20-30-е годы XX в. ) он создаёт многие свои шедевры: «Формула империализма», «Нарвские ворота», «Животные».
Но и с единственным понимающим его преподавателем у него были взаимонепонимания. Дом искусств им. К. С. Станиславского). И, как сказано в автобиографии, «все это время. Происходящее совершается людьми и для людей.
1940). Так, втезисах доклада (1913) Н. Д. Бурлюка была отмечена связь образов художника спроизведениями Гойи, Босха, Эдгара По, обращёнными кподсознанию человека, атакже скультурами народов Индии, Китая иМонголии.
Не отвлекаясь в стороны, себя не жалея. Если современникам Филонова, таким как Василий Кандинский, Каземир Малевич, Александр Родченко и Владимир Татлин, посвящены многочисленные публикации, выставки и конференции, то Филонову повезло меньше и все еще есть серьезные пробелы в изучении его биографии и эстетического развития, самыми серьезными из которых являются: так и не выясненные истоки стиля мастера, отсутствие точной хронологии его картин (его собственные «удлиненные» даты – особенная проблема для исследователей) интерес художника к анатомии и хирургии и его интерпретация православной традиции. Рисовать Филонов любил с детства. В начале XX века родилось немало концепций русского авангарда. С1921 занимал активную позицию наразличных диспутах повопросам культурного строительства.
В 1923 году Филонов писал: «Художник обязан делать не только отвечающие современным запросам вещи, но и проламывать дорогу интеллекту в отдаленное будущее, чтобы человечество вошло туда не таким кретином, каким оно является ныне» Заносчиво, самонадеянно сказано. – говорил он. - Смотрите, что он делает. В 1914 – 1915 написал поэму «Пропевень о проросли мировой».
Два года спустя художник возглавил собственную группу учеников ИЗО, получившую впоследствии название «Коллектив мастеров аналитического искусства МАИ» («Школа Филонова»). Он сам держал удары и думал, что другие – такие же сильные. А в 1920-е годы он создал МАИ — свою школу мастеров аналитического искусства, в которой за многие годы деятельности обучилось около семидесяти учеников.
М., 2003). Манифест стал первой и единственной печатной декларацией аналитического искусства. 7 июня того же года в Мраморном дворце Санкт-Петербурга состоялась торжественная церемония по случаю возвращения в ГРМ филоновского рисунка «Головы». Мертвецы величаво и важно ели овощи, озаренные подобным лучу бешенством скорби. Поэт Хлебников остро воспринял сюжет, назвав его «пиром мертвых королей». С этого времени его имя вычеркивается из истории искусства. Он стал настоящим мастером авангарда.
От несвободы взрывается всё вкруговую. Для Страны Советов лучшего происхождения, чем у Павла Филонова и придумать нельзя. Я с первого же дня стал работать по-своему. Филонова временно исключили на втором году обучения, а в 1910 он сам оставил Академию. В 1912-м Филонов сформулировал основополагающие принципы аналитического искусства в небольшой статье «Канон и закон», которая так и не была опубликована. Они из тех, кто может, например, вопреки запретам «ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ», одновременно находиться в двух местах.
В 1913-м году Филонов и И. С. Школьник создали декорации к трагедии «Владимир Маяковский», главную роль в которой играл сам поэт (декорации погибли в 1924). Мир есть движение и аналитическое искусство передает формы предметов в состоянии «органического роста». Она рассказывала о том, как однажды на занятиях он набросал на холсте фигуру натурщика углем, а потом покрыл рисунок зелёной краской. Результатом должна явиться «сделанная картина», чей материал исследован и уплотнен в формулу. Не зря их называли центростремительными художниками.
Через некоторое время Филонов возвращается в Петербург, чтобы стать, как он любил говорить, «чернорабочим от искусства». Его персональная выставка в Русском музее (1929) с уже отпечатанным каталогом была запрещена. Наконец, в 1908 его приняли вольнослушателем в школу при Академии, но пару лет спустя он добровольно её покинул (по другим данным – был исключён). Власть самодовлеющая и беспомощная, потерявшая свой смысл и свою цель. Один из примеров такой работы «по-своему» приводила Евдокия Глебова в своих воспоминаниях о брате. После выставки 1927 года, на которой присутствовало много знаменитостей (в частности, поэт Максимилиан Волошин), пресса зубоскалила и называла Филонова психически нездоровым. А при удалении от нее мелкие "рисунки" сливаются в одну цельную картину.
сформировал коллектив своих учеников и последователей под названием «мастера аналитического искусства» («Школа Филонова»). Исключение он делал только для любимого им Айвазовского и Леонардо да Винчи. Ленинградский областной дом художника) «Выставка художников-туристов» (май–июнь 1933. Филонов там настаивает, что, кроме формы и цвета, есть целый мир невидимых явлений, которые не видит «видящий глаз», но постигает «знающий глаз», с его интуицией и знанием. Пребывание в 1910–1914 годы в среде новаторски настроенной петербургской творческой молодежи определило интеллектуальные предпочтения и стиль работ Филонова, его обращение к «заумной» поэзии. Наконец я не выдержала и сказала, что буду ему помогать, но минут через пять он взял лопату от меня и сказал: «Вам не под силу». 22мая).
Творчество художника развивалось под воздействием идей символизма и учения Н. Ф. Федорова, новейших открытий в науке, в частности – биологии. Мать его была прачкой, отец – кучером, а потом извозчиком. Значительная ретроспективная выставка под названием «Павел Филонов. Отец и мать рано умерли и будущему художнику пришлось рано начать работать.
«Мировый расцвет»). Впредвоенное время укрепился иподвижнический настрой Филонова. Мне трудно объяснить, почему, но эта правая рука с зажатой в ней варежкой так поразила меня, что я и сейчас, более чем через тридцать лет, вижу её. С. 40». И осуществил желание со свойственной ему основательностью. Филонов выразил свое отношение к войне, жизни и смерти еще до ухода на фронт.
Учился в живописно-малярных мастерских Общества поощрения художеств (1898), в студии живописи Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1903 – 1908), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Г. Р. Залемана, В. Е. Савинского и Я. Ф. Ционглинского (вольнослушатель, 1908 – 1910). А вот уже у другого гения – Достоевского – масса хулителей даже сегодня. Эти теоретические положения художник методично воплощал в своих работах. Он принял участие в первой постреволюционной свободной выставке художников всех направлений в Зимнем дворце, на которой представил 23 картины из цикла «Ввод в мировой расцвет». Картины Филонова неоднозначны, трудны для понимания. Но начавшиеся ранее кражи и контрабандный вывоз работ художника за рубеж продолжались. Но он отказался.
К числу лучших живописных произведений Филонова этого периода относятся картины «Крестьянская семья», «Коровницы», «Ломовые», «Портрет Евдокии Николаевны Глебовой», написанные в 1914-1915 гг. Среди аналитических работ 1930-х, выполненных не по заказам, выделяется картина с портретами 11 учеников «Ударники аналитического искусства» (1933, ГРМ), работавшими с учителем до конца. Всё, что ему надо было увидеть, он уже увидел. Данные качества ярко проявились в филоновском творчестве 1920-х годов. Он писал большие холсты маленькой кисточкой, по собственному утверждению, «упорно и точно рисуя каждый атом». Для мастера город — источник зла, убивающий человека физически и духовно, олицетворение мирового зла, уничтожающего все гуманное, доброе в людях («ПИР КОРОЛЕЙ», 1913, ГРМ).
Зная о стремлении поэта к «вселенскому языку», понятному всем народам, Филонов превратил отдельные буквы в рисунок, как бы возвращая письменное слово к пиктографии. 1920-1930-е – время расцвета аналитического искусства. В 1919 году он участвует двадцатью тремя полотнами в Первой государственной свободной выставке произведений искусства в 1923 году возглавляет Отдел общей идеологии в Государственном институте художественной культуры (руководителями других отделов были М. Матюшин, В. Татлин, К. Малевич). От всегдашнего сильного напряжения воли я наполовину сжевал свои зубы» 6. «Сделанные картины» опубликованы в журнале «Аполлон» как манифест группы живописцев и рисовальщиков (П. Филонов, Д. Какабадзе, А. Кириллова, Э. Лассон-Спирова).
ГРМ). С 1925 года он возглавляет творческое объединение «Мастера аналитического искусства», получившее известность благодаря коллективной выставке в Доме печати и работе над эпосом «Калевала». «Я знаю, анализирую, вижу интуирую, что в любом объекте не два предиката, форма да цвет, а целый мир видимых и невидимых явлений их эманаций, реакций, включений, генезиса, бытия».
Судьба Филонова – художника драматична. Ранний «Автопортрет» (1909 года) изображает только его голову и руку, обхватившую высокий лоб. Произведение создавалось с расчётом на чтение вслух. Он написал декорации к трагедии «Владимир Маяковский», к спектаклям «Победа над Солнцем» Крученых и «Рождественская сказка» Хлебникова. определит.
Большие холсты писались маленькой кистью каждый мазок означал «единицу действия», требующую предельного творческого напряжения. В своей статье Филонов развивает также положение о «видящем глазе» и «знающем глазе». В её лице Филонов обрел друга, советчика, жену и «дочку» – так нежно он называл ее в письмах. Как и многие его современники-авангардисты, Павел Филонов стремился теоретически обосновать свои взгляды на искусство. Особую ценность представляют свидетельства членов семьи – Екатерины Серебряковой (жены Филонова), Николая Глебова-Путиловского (его зятя) и Оксаны Рыбакиной (внучки его сестры /Александры), а также воспоминания учеников и поклонников – Татьяны Глебовой, Хаима Лившица, Николая Лозового и Сергея Спицына имеющие большое значение для исторической реконструкции личности Мастера. Нозамысел художника заглублён, он лежит вне плоскости однозначных толкований.
Полемизируя с авангардистами, он неустанно восхвалял реалистов Репина, Айвазовского, Верещагина, Сурикова, Савицкого, называя их картины подлинно «сделанными». Напроходившей втедни музейной конференции «от группы левых художников» предложил преобразовать МХК в«Институт исследования культуры современного искусства» (резолюция от9июня 1923). «Мировый расцвет» и репродукцией Филоновского «Пира королей» на обложке. у одних – каменные скулы, крепкие, неподвижные, у других – широкое, вздувшееся лицо. В конце 1930-х годов имя Филонова известно узкому кругу.
Филонов стал активным участником выставок Союза молодёжи и выставлялся вплоть до его развала в 1914 г. Художник начинает работать в смешанной технике из-под его кисти выходят первые серьёзные полотна: «Пир королей», «Мужчина и женщина», «Восток и Запад». Он оформлял книги и спектакли и учил молодых художников, как делать картины. Виктор Шкловский отметил «громадный размах, пафос великого мастера». Оформив работу наимя своего пасынка П. Э. Серебрякова, Филонов вместе сним выполнил карту звёздного неба под маятником Фуко для Музея антирелигиозной пропаганды (находился вИсаакиевском соборе), вреалистической манере писал портреты, в том числе вождей. «Сделанные картины»В 1914 году Павел Филонов объединился с художниками Д. Н.
Кроме того, он считал необходимым для художников знание анатомии, композиции и всего того, что обязан знать любой профессиональный художник под «сделанностью» подразумевается техническое мастерство, доведённое до совершенства, возведённое в абсолют. Успех цикла на выставке закрепил это наложение, срастание, его метафорических образов-утопий об эпохе «мирового расцвета» с социально-общественной грезой коммунизма о царстве равенства и братстве на земле. Потом он перешел к "аналитическому" искусству. Но уже тогда начинается недоброжелательство в печати на предложение А. В. Луначарскому «написать для государства серию реалистических картин» нет ответа. Жестко выполненные портреты -- как бы демонстрирующие, по терминологии художника, «реализм адекватный по отношению к натуре».
Однако занятая Филоновым открытая критическая позиция наобщих собраниях Горкома художников (1934–1935) способствовала его дальнейшей изоляции ион был вынужден даже прервать визиты учеников ксебе домой. За этим последовало три неудачных попытки поступить в Петербургскую Академию художеств. В том же году он опубликовал «Декларацию Мирового расцвета», на основе которой в 1925—1927 гг. Его современники обращали внимание на сверхъестественные способности художника. Маяковского «Владимир Маяковский» в Петербурге (1913).
(Текст «Канон изакон» – рукопись, авторизованная запись слов Филонова. Художника обвинили в «контрреволюционной» тяге к непонятному искусству. К 1910 году, когда в «Союзе молодежи» открылась первая его выставка, за плечами были рисовальная школа Общества поощрения художеств (1898--1903), школа живописи и рисования Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1903--08), два года вольнослушателем в Академии художеств (1908--10). Он хотел их подарить государству, чтобы «из них был сделан музей аналитического искусства».
Филонов не продавал своих картин. После запрещения выставки в 1930 году жизнь Филонова вошла в полосу испытаний. Так возникали «многомерные» и «неохватные» композиции, рождались реальные и воображаемые существа, настоящие миры видимых и невидимых явлений их реакций, эманаций, бытия, генезиса известных и тайных свойств («Декларация мирового расцвета», начало 1920-х гг. ). Некоторые его ученики после рассказывали, что он чуть ли не из Петербурга в Рим «прошел пешком», что действительности не соответствует. Пафос всеобщего корректируется тревогой за человека, за его настоящее и будущее. Короли, вершившие мрачный обряд тризны по самим себе. Впоследствии привычка переросла в осознанное ограничение условий жизни.
Организатор и автор манифеста мастерской живописцев и рисовальщиков Сделанные картины (1914, вторая редакция манифеста – «Декларация мирового расцвета», 1923). Важной чертой личности художника стало харизматичное отношение кискусству, что определило многие его действия ивсоветское время: голодая, он всёже решительно отказывался откаких-либо материальных поблажек идаже отназначенной ему «по старости», анеза «заслуги» пенсии. Художник родился в Москве в семье мещан. Наобложке манифеста впервые появляются ключевые для мировоззрения художника в1910-е– начале 1920-х словосочетания-символы «мировый расцвет», «сделанные картины». Начало творческого пути Филонова граничит с объединением «Союз молодежи».
Каждое слово он чётко вбивал, как гвоздь в стену. Филонов был известен как фанатичный трудоголик. Приставка «анти» означает, что в отличие от кубистов Филонов не желает отказываться от природы, но, напротив, стремится к её постижению, анализирует её формы в процессе развития.
А в течение этих лет я была уверена, что пакет нёс кто-то, а я только шла с ними. Философия запретов бывает чрезвычайно опасной, даже если запрещают из «благих намерений». «Настанет день, – говорил Филонов, сидя у себя дома, – и Сталин войдет в эту комнату» 2. Добавить что-то к сумме, о которой мы договорились, я не могла, с собой у меня было только то, что я должна была отдать ему за работу и я сказала ему: «Если бы вы знали, для какого человека вы трудитесь. » И на его вопрос: «А кто он такой. » – рассказала ему о жизни брата, как он трудился для других, учил людей, ничего не получая за свой очень большой труд. За Филоновым прочно закрепился ярлык «классового врага». Продав одну из своих самых удачных картин «Головы», в 1913 году Филонов отправился в путешествие по Италии и Франции, по которым скитался изучая европейское и античное искусство.
После успеха в1919 начался короткий период светлых «революционных ожиданий» художника исамых авангардных, светлых поцвету, абстрактных произведений нафилософские темы– ореволюции вРоссии, окосмосе ичеловеке («Космос», «Земля впространстве», «Человек вмире»). Собирали древности и изобретали «заумь». 2).
Филонов иллюстрировал литографированные сборники футуристов. Выставка работ филоновцев в 1927 г. была расценена как «общественно-аналитический гротеск с уклоном в патологическую анатомию». В апреле 1910, вскоре после завершения выставки, последовало исключение из Академии. В создавшихся условиях в 1977 г. Е. Н. Одинаково вопрошающие взгляды людей и животных -- от «Крестьянской семьи» (1915) до «Колхозника» (1931). Ратуя за новую жизнь, Филонов и сам хотел быть образцом нового человека, одного из «полчищ чернорабочих искусства, на костях которых один или двое могли бы дать бессмертные вещи». наивысшее действие цветом Мислер Н., Боулт.
Фамилия «Филонов» была закреплена за ними уже после 1880 года. рука собрала на холст эти отрезанные головы. Так часто и называются его композиции -- «Формула мирового расцвета» (1915 --16), «Формула космоса» (1918 -- 19), «Формула весны» (1922), «Формула петроградского пролетариата» (конец 1920-х). Какабадзе, Э. Лассон-Спировой, Е. Псковитиновым и А. Кирилловой.
Особенно близка ему была поэзия Велимира Хлебникова. В семье было пятеро детей. Всего за три года до рождения сына отец Филонова был бесфамильным крестьянином. В это же время Филонов формулирует теорию «аналитического искусства», ставшего основой уникального стиля художника.
Несмотря на несомненную одаренность, юношу трижды не принимали в Академию художеств по причине «незнания анатомии» и он в течение трех лет занимался ее изучением в мастерской Л. Е. Дмитриева-Кавказского, у которого училось немало талантливых художников того времени. Эта идея красивая, но вряд ли является реальной. Наконец, в 1908 г., теперь уже «исключительно за знание анатомии», двадцатипятилетний Филонов становится вольнослушателем академии.
Спонсируемый Институтом современной русской культуры и Университетом Южной Калифорнии «Пропевень о проросли мировой» состоялся не только как общественный форум с целью более широкого исследования жизни и искусства Филонова, но и как лаборатория для анализа конкретных проблем и частных вопросов, связанных с мировоззрением художника, таких, например, как процессы разложения и реэволюции, смертное и девичье в немецком Ренессансе, Первая мировая война, драматическая структура «Пропевени о проросли мировой» и др. Сам художник был выходцем из очень небогатых слоев общества. Он сумел убедить профессоров Академии в искренности своих творческих поисков и их заключение о том, что Филонов «своими работами развращает учеников» было отменено, его восстановили. Такой тип автопортрета с двойником за спиной, близок символистским портретам художников круга журнала «Золотое руно», но при всей каллиграфической изящности линий он исполнен большей внутренней монументальностью и погруженностью во внутренний мир. Отсюда возникает главная тема творчества Филонова — «формула» («Формула петроградского пролетариата», 1920-1921).
Но мозг, вернее сказать – ум, стеснённый в одном нежелательном направлении, необязательно будет свободен и продуктивен в другом, нужном направлении. Портреты относятся к ранним работам. «Нужно идти не от общего к частному, а от частного – к общему», – провозглашает он. Предложенные им понятия «глаз видящий» и«глаз знающий» зафиксировали смещение интересов Филонова ивсего нового искусства кобласти психологии творчества инаучного познания, которые впоследствии (1920-х) стали частью его теории «аналитического искусства». Аналитическое искусство.
Свои природные данные он развивал самоконтролем. Впоездках для заработка часто писал многочисленные натурные виды ипортреты иконы.
Многочисленные «головы», на фоне которых длится история, осуществляются грандиозные строительства и разрушения («Голова» «Головы. Свой метод художник называл «аналитическим». В авангардном движении Филонов занимался сближением разных типов познания мира. И он, человек огромного творческого потенциала, сильной воли и развитого интуитивного познания, во всю мощь включился в «работу».
Филонов осуществлял руководство, часто помогал всем отстающим отграфика, ноформально неучаствовал впроекте иего имени нет среди участников выставки вДоме печати всоставе МАИ он неэкспонировался инадругих выставках (1928–1929, 1930). велась самостоятельная работа по ИЗО, от копий всех сортов, через реализм. Лицо его, до неузнаваемости изменившееся, было спокойно. Сб. статей под ред. Главная цель выпуска – содействовать большему пониманию одного из самых загадочных художников в истории современной русской культуры, равного по высоте и значению таким творцам русского авангарда, как Казимир Малевич и Владимир Татлин.
Искусствоведы считали его «художником для художников». Он был аскетом, мало и бедно питался, отказывался от заграничных выставок. Ощущение смотрящего лица -- подоснова поэтики Павла Филонова.
Художника обвиняли в «контрреволюционной» тяге к сложному, непонятному искусству. Школа Филонова» (1927–1930, формально до1932), очём свидетельствует заказ наоформление зала Дома печати испектакля покомедии Н. В. Гоголя «Ревизор» впостановке И. Г. Терентьева. Картина была воспринята современниками как тревожное предчувствие, апокалиптическое предзнаменование. Созданный им Устав одобрили.
Конечным результатом была «Декларация Мирового расцвета» — наиболее важный документ аналитического искусства. Постепенно вокруг художника воздвигается стена изоляции и отвержения. Вторая крупная продажа датируется также 2006 годом.
Вдухе революционной прокламации изложил свои взгляды наперспективы развития искусства в«Декларации Мирового расцвета» (газета «Жизнь искусства». Прийти к формуле возможно, тщательно продумав «мозаику» ее состава. И писатель Владимир Метальников также упомянул «страдальчески напряженное» настроение картин Филонова7. В его декорациях ставится в «Союзе молодежи» футуристический спектакль -- трагедия «Владимир Маяковский» (1913).
Совпадения не случайны. Около брата была его жена Екатерина Александровна и её невестка М. Н. Серебрякова. Творческая деятельность художника началась в 1910, когда он впервые показал свои работы на выставке «Союза молодежи», объединявшего в основном художников-авангардистов. Уже в ранних произведениях он начал разрабатывать принцип аналитического искусства, выполнял работы по принципу «сделанности». Картина «Натурщица» бесследно пропала, также не известно местонахождение портрета Карла Маркса и полотна «Две женщины и царь».
Мечтая о будущем Музее аналитического искусства, Филонов завещает все свои картины пролетариату (и даже в периоды кризисов, когда не было денег на холсты и приходилось писать маслом на бумаге, не продаст ни одной). Образ художника-демиурга, строящего на холсте «формулу» бытия, осложняется глубоко индивидуальным, трагическим началом. Г. Ф. Коваленко. В нем построение формы начиналось как бы на атомарном уровне. ГРМ), «Две девочки», тогда ещё нигде невыставлявшиеся.
Художник представляет эти явления «формою изобретаемою», то есть беспредметно. В 1912 году он принимал участие в разнообразной деятельности объединения. Матюшин утверждает явное первенство Филонова после того, как увидел вмастерской художника абсолютно новые работы, «сделанные» попринципу органического роста, «Цветы мирового расцвета» (1915. К 1922г. Посткубистический интерес кбиологическим закономерностям развития материи иинтеллектуального осмысления динамики её развития, Филонов вглавных постулатах концепции «аналитического искусства» соединил сновым философским пониманием феномена творчества некак краткого акта, вдохновения, акак интеллектуального ипсихофизиологического длительного процесса, развивающегося вовремени ивовремени изменяющего смыслы.
Преподаватели Академии не принимали его творческий метод. Свидетель незримого» состоялась в 2006 году в Санкт-Петербурге. Но Филонов прочёл ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства. Творческую и исследовательскую деятельность Филонов сочетал с педагогической.
В 1929 должна была состояться выставка Филонова в Русском музее, но она была запрещена. Началась травля художника, что привело к разгрому МАИ. «Совпали по времени и цели» его идеалистические устремления художника и революционные преобразования нового государства. С революцией, объявленное прежде «перенесение центра тяжести по ИЗО в Россию», получало веские обоснования.
Премьера прошла в декабре в петербургском театре «Луна-парк». Он путешествовал не только по Европе, но и совершил паломничество в Иерусалим. Под давлением НКВД один из его товарищей наложил на себя руки, на предательство не пошёл только скульптор Иннокентий Суворов. Словно чувствовал, что эти ограничения станут его единственным спасением, помогут выжить в годы гонений и травли.
Он настолько не представлял себе жизни без жены, что ушел раньше нее. Всех художников — от Рериха до Пикассо, кубистов и супрематистов — Филонов считал схоластами и рутинерами, рабами «канона». Почему так и не открылась в 1930 году его персональная выставка в «Русском музее». Ведь формула, как известно, содержит максимум обобщения, закономерностей. В «Законе и каноне» Филонов рассматривает два принципиально различных способа построения картины. Ему отвечают, что нет надобности. Работы этого периода несут в себе черты архаики, близки традициям примитивизма – «КРЕСТЬЯНСКАЯ СЕМЬЯ (СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО)» (1914, ГРМ).
В темном и глубоком подземелье, вокруг стола-жертвенника, застыли деспоты – короли смерти. Портрет относится к самым «реалистичным» изображениям в творчестве Филонова – в этой манере были выполнены и другие семейные портреты родственников художника: певицы Глебовой, Азибера с сыном, А. Н.
Филоновым он стал, перебравшись в Москву, где служил кучером. Особую загадку представляет собой его последнее произведение — полотно «Лики», написанное им незадолго до смерти. Изредка Филонов получал пенсию как «научный работник 3-го разряда». Руководитель студии поощрял в начинающих художниках точность и этнографические знания. Свергались авторитеты, чуть ли не каждый день возникали новые школы и направления, провозглашались революционные манифесты, ценились оригиналы, дерзкие выходки. Творческая жизнь независимого художника началась с поездки в деревню Ваханово в 1910 году.
Мертвецы величаво и важно ели овощи, озарённые подобно лучу месяца бешенством скорби». Филонов ведет себя независимо -- отказывается от связанной с компромиссами профессуры в Академии художеств, от издания монографии, от участия в зарубежных выставках (за исключением берлинской 1922 года). Слово «мировый» в заглавии следует понимать как «всемирный» или «всеобщий», «пропевень» произошло от глагола «петь» и означает допевание песни до конца.
В редких публичных выступлениях, на диспутах он также нелицеприятно бичевал противников, не понимая, что они лишь винтики в страшной машине тоталитаризма. Филонов добавил ксимволизму саморефлексию художника. После нескольких неудачных попыток поступления в Академию художеств юноша все же смог стать ее вольнослушателем, но уже через пару лет покинул ее стены, так как взгляды академистов были слишком далеки от его зарождающегося авангардистского мировоззрения.
Филоновская школа была трудной школой. В «Декларации мирового расцвета» художник писал: «Я художник мирового расцвета -- следовательно, только пролетарий». Но, основу творчества художника составляют многочисленные композиции, называемые им «формулами». Предлагаемый им путь органики в создании произведения искусства предвосхищал идеи бионики. Эти названия были не случайными. «Да он содрал шкуру с натурщика. », – возмутился преподаватель. Петербург).
Он их учил работать в точности также, как и работал сам. Был вольнослушателем вАХ (1908–1910), среди педагогов особенно выделял Я. Ф. Ционглинского. Так и получилось, что в столь немилосердном к Филонову отечестве оказалась практически полная коллекция его «сделанных картин». «Пир королей» считается программной и в некотором смысле пророческой работой. Еще в 1930 году он был арестован как «германский шпион».
Один из инициаторов создания Союза молодежи (1910). Именно неприятие Филонова способствовало краже нескольких его работ из Русского музея. Присоединяюсь к его совету вести творческий дневник. За всё время своего существования группа сделала четыре выставки работ. Гуэ. На этот раз на Sothebys состоялся уход холста «Нищие и беспризорники (Бедные люди)».
Он считал свои работы звеньями одной цепи, разрушать которую было бессмысленно. Он часто мог существовать «вне общих правил»– жил жизнью аскета, когда кнему пришёл успех писал многодельные «сделанные картины», поражающие зрителей огромным внутренним напряжением, вовремя господства провокационного небрежного стиля кубофутуристов. Его картины очень хорошо показывают, как они сделаны, шаг за шагом, последовательно и аналитично, с каждым прикосновением кисти развивая цвет и форму одновременно. Последнюю критики относят к высочайшим образчикам поэзии русского кубофутуризма.
Вокруг Филонова выросла стена непонимания. Самая светлая композиция этого периода – «Головы. Полученный заказ издательства «Academia» наоформление финского народного эпоса «Калевала» Филонов передал группе художников, сохранившей засобой название «Школа Филонова». Наставления ученикам -- «упорно и точно рисуй каждый атом», «позволь вещи развиться из частных, до последней степени развитых, тогда ты увидишь настоящее общее», -- поясняют филоновский метод построения картины от частного к целому. Одна из таких тем — тема современного города. Мастер показывает биохимию картины, тщательно вырисовывая каждый атом образа. Его любимого ученика Василия Купцова арестовали.
Аналитическое искусство, по Филонову, в отличие от «канона», предполагающего волевое решение формы картины, должно было следовать по иному пути. Критики встретили художника чрезвычайно тепло. Молодая, мятежная пора. С постулатом «художник должен быть голодным» в любые времена соглашались отнюдь не все. Филонов пытается удержаться, создавая группу«мастеров аналитического искусства» (МАИ).
В «Формуле петроградского пролетариата» космических масштабов феерия выталкивает на поверхность всплывающие лица, прорастает глазами. Это вот из таких выходят Сезаннны, Ван Гоги, Гольбейны и Леонардо». В период с 1905 по 1907 художник много путешествовал по России, Кавказу, Европе, посетил Иерусалим. В 1910 году Филонов принял участие в выставке «Союза молодёжи», основанного М. Матюшиным, Е. Гуро и В. Матвеем.
Такая интенсивная работа требовала от художника полной самоотдачи. Родился в Москве. Вроде создания списка жильцов для жилтоварищества. Группа издала манифест под заголовком «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков «Сделанные картины» с пометкой «Изд. После революции художник почти не выставляется. По свидетельствам современников, писал иконы.
В 1916 году он был мобилизован и воевал на фронтах Первой мировой. Все– ГРМ). После конфликта в«Союзе молодёжи» (6декабря 1913) подписал коллективное письмо вподдержку Л. И. Жевержеева.
Вернувшегося в 1927 году Петра Филонов запечатлел на двойном портрете с Е. А. Серебряковой. Встатье Матюшина (1916) охудожниках «новой меры» имя Филонова было названо одним изпервых.
Решение ГРМ провести персональную выставку Филонова небыло осуществлено вполной мере: экспозиция изболее двухсотпроизведений провисела взалах впериод сосени 1929 додекабря 1930, нотак инебыла открыта для публики. Официально признана в 1927г. Продолжал работать пометоду «аналитического искусства» («Первая симфония Шостаковича» «Лики».
Известно, что он отказывался продавать картины и за обучение плату не брал, не принял участие в выставках в Америке и Дрездене, Венеции, отказал знатоку искусств Ван Ойену, который официально обратился к нему с отношением о продаже картин или об организации персональной выставки в Париже, подчеркнув при этом: «Все ваши условия будут моими». Через соученика поАХ художника В. И. Матвея познакомился сновыми направлениями вискусстве, был вчисле первых ипостоянных членов объединения «Союз молодёжи» (1910–1914). Согласно теории художника, человек обладает двумя формами зрения. Осенью 1913 совместно сИ. С. Школьником выполнил кфутуристическому спектаклю «Владимир Маяковский» декорации (ковторому акту, утрачены) потрагедии В. В. Маяковского, состоявшемуся втеатре Луна-парка (2и4декабря 1913. В 1929 году Русский музей собирался сделать персональную выставку художника.
Но время меняется и круг его зрителей становится все уже. Порой он работал, не переставая, в течение 18 часов. Процесс создания картины Филонов называл «сделанностью». Хотя в настоящее время изобразительное и литературное наследство Павла Николаевича Филонова (1883-1941) пристально исследуется, особенно российскими специалистами, его искусство все еще продолжает окружать тайна. Кое-кто не выдержал, ушёл из школы Филонова. Ввод вмировый расцвет» (1914–1915.
Он, например, мог 18 суток не спать, обходиться много дней вообще без еды, что выручало его во время путешествия (ещё до революции) в Италию и Францию и в путешествии в Иерусалим, куда он ходил с паспортом паломника. В начале 1924 года Анатолий был арестован и сослан на Соловки на 10 лет. По инициативе музея было возбуждено расследование, к делу привлекли ФСБ России. Номер 20.
Глебова передала всю коллекцию в дар Государственному Русскому музею (ГРМ). Однажды Филонов написал натурщика так, что были видны вены и мышцы, ощутим ток крови. (Весь состав см. : И. Пронина.
Художник в долгу не остался. Работы этих лет демонстрируют тяготение художника к неопримитивизму и экспрессионизму («Святое семейство», 1914). В1901–1903 всоставе бригады под руководством художника Н. Н. Рубцова выполнял декоративные росписи позаказам канцелярии Императорского двора (имение принцев Ольденбургских Рамонь под Воронежем идругие).
Тогда как «актом действия» художника Филонов считал каждое прикосновение к холсту в виде точки. Он постоянно по ночам дежурил на крыше. Это цвета человеческой пуповины, но они же – и цвета смерти.
Рассказывают, что однажды у Павла Филонова спросили, что же такое аналитическое искусство. Дмитриева-Кавказского. Картина, по мнению Филонова, должна развиваться также, как растет все в природе. «Смотрите. Но, главное, он сам верил в своё призвание. Но разве он не был свидетелем трагедии в Бессарабии. В эту сторону, мол, свобода желательна, а в ту – нет.
Не удивительно, что Филонов предпочитал называть себя «мастером», но не «художником». «Центр тяжести по ИЗО переносится в Россию», -- объявляет Филонов в декларации «Сделанные картины». Вот Пушкин (не при жизни, а сейчас) всеми ценится высочайше. Подобно Велемиру Хлебникову и Михаилу Врубелю, Филонова часто посещали яркие видения и он был измучен жестоким напряжением между призраком эстетики и его бледным отражением, мгновенно схваченным в визуальном отчете, между внутренней идеей и ее внешним образом.
Затем, за недоносительство на брата, арестовали Петра и выслали на поселение. В 1912 Филонов написал статью «Канон и закон», в которой выступил против кубизма и кубофутуризма — самых новых течений в то время в европейском искусстве. Иллюстрации Филонова иего собственная поэзия получили высокую оценку Хлебникова. В 30-е годы он продолжал полулегально преподавать своим адептам – принципиально бесплатно. Поездка во Францию и Италию (1911--12) ничего не прибавила к сложившемуся мировоззрению, замешенному на основах своеобразного художественного национализма. Тираж буклета был уничтожен и вместо него появилось гораздо более дорогое издание с репродукциями картин Филонова и идеологически «правильная» статья, в которой доходчиво разъяснялось, почему такое искусство чуждо молодой Стране Советов. М. В. Матюшин -- друг и художник идущий в чем-то близким путем, -- привлекает Филонова к иллюстрированию футуристической поэзии: выходит в свет (и тут же подвергается цензурному запрету) сборник «Рыкающий Парнас» (1914), а вслед за ним отдельной книгой с иллюстрациями публикуются две поэмы самого Филонова («Пропевень о проросли мировой», 1915).
Однако художник последовательно отказывался от самых заманчивых предложений, поскольку считал, что, если его холсты раскидает по миру, внутренняя логика его творчества будет нарушена. 1923), однако из-за усилившихся идейных разногласий покинул институт инаэто место был приглашён Н. Н. Пунин. Его отец, Николай Иванов, до 1880 года оставался бесфамильным, фамилия «Филонов» закрепилась за ним по приезду в столицу. Это был его собственный стиль, были и ученики, но у них так не получалось. были представлены восемь рисунков П. Н. Филонова, похищенных из собрания Русского музея и нелегально вывезенных за границу.
Восьмой рисунок («Пропагандист», 1924—1925) возвращён не был. Ленинградский дом учёных). В марте 1914 года П. Филонов, А. Кириллова, Д. Н. Какабадзе, Э. Лассон-Спирова (участница выставки «Союза молодёжи») и Е. Псковитинов выпустили манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков Сделанные картины» (пометка: «Изд. Позднее духовная близость с Хлебниковым проявилась в собственных поэмах Филонова, опубликованных в сборнике «Пропевень о проросли мировой» (1915). у третьих – круглые, застеклившиеся от безумного ужаса глаза. Он был лишен работы и средств к существованию, страшно бедствовал, но продолжал творить.
Выявить ее, по мнению Филонова, можно только путем «сделанности» картины. Абсолютно верно, сказано в духе того времени, даже вполне самонадеянно и дерзновенно. Революционность Филонова имела и практический выход: проведя два года (1916--18) на фронте, войну он окончил в должности председателя военно-революционного исполкома Придунайского края.
Но очевидно и другое: его творчество нельзя рассматривать в отрыве от событий тех лет. Через несколько лет были обнаружены подлинники они были переданы в ГРМ.
Филонов там настаивает, что, кроме формы и цвета, есть целый мир невидимых явлений, которые не видит «видящий глаз», но постигает «знающий глаз», с его интуицией и знанием. В детстве Павел занимался хореографией, причем делал успехи. Вместе с этим у него было и немало противников и открытых врагов. Лица», 1926). рак. » Взял холст и ушел». Это и супрематизм Малевича и лучизм Ларионова. П. Н. Филонов родился в мещанской семье, отец был кучером, мать — прачкой.
По рекомендации Матвейса Филонов вместе с небольшой группой студентов Академии, зимой 1910 стал членом объединения «Союз молодежи». Его отец был кучером, а мать — прачкой. Уже провозглашён известный тезис об обострении борьбы по мере строительства социализма, «двурушники» и «враги» находились не только в деревнях, в армии и на транспорте. Но я растягиваю последние гроши, чтобы отдалить этот «выход» — и работаю, весь день как всегда, пока сон не выводит меня из строя. Тем не менее, Филонов продолжил вести занятия до самой смерти в 1941 году. Какой же начинающий художник не стремился в питерскую Академию художеств.
Симфония Шостаковича» «Головы», 1911 «Композиция. Более того, общественность прониклась глубоким неприятием его творчества. Отклонив предложение правления Академии художеств занять в ней место профессора, поскольку считал систему преподавания в ней неправильной, он в 1923 г. разработал «Устав Института исследования искусства», стал одним из инициаторов создания Института художественной культуры и руководил в нем отделом общей идеологии.
Созданием композиции «Перерождение интеллигента» (1912. ) символически засвидетельствовал окончание творческого усвоения языка аналитического кубизма иидей футуризма. Павел Николаевич, горячая душа, сын своего времени, немало был грешен в своём неприятии реализма, который он отрицал «начисто» (его слово). Кроваво-красные тона цвета запекшийся крови и разложения. Традиция владычества, тоже умирающая». Он написал его портрет и очень своеобразно оформил сборник стихов.
Вовремя фактического раскола «Союза молодёжи» вначале 1914 выступил синициативой создания нового общества, обращался спредложением кМ. В. Матюшину иК. С. Малевичу. Свою позицию он изложил в «Декларации Мирового расцвета» – программном документе сторонников аналитического искусства. – «дивной властью дано мне» Художникам, писателям, философам, которых не все и не всегда понимали, часто изгоям, видимо, требуется как условие выживания не просто вера в себя, а как бы сверхъестественная вера, чувство породнённости с Провидением или КосмосомОдного себя, одной человеческой силы здесь недостаточно. Зауспехом книги последовало приглашение участвовать ввыставках: «Выставка портрета» (март 1933.
Путешествовал поШексне иВолге (1905) дважды (1907, 1909. ) паломником побывал вИерусалиме, посетил христианские монастыри наАфоне, Синае, Новом Афоне наКавказе. Вскоре он формирует теоретическую основу своего творчества. Филонов со своими учениками участвует в различных видах художественной деятельности: участвуют в постановке «Ревизора»Гоголя иллюстрируют финский эпос«Калевала». Состоялось несколько общественных просмотров иобсуждений неоткрытой выставки. Одна из крупных школ русского авангарда.
прошлого столетия. 1923. В 1937 г., когда жену парализовало, Павел Николаевич заботливо ухаживал за ней, учил заново говорить, писать, ходить.