Перов Никита Пустосвят Спор О Вере
Перов никита пустосвят спор о вере
Это парадоксально, но это факт. соч») также долго видели в нём лишь «невежественного раскольника». Искусствовед Ольга Лясковская полагает, что, скорее всего, работа над полотном была начата раньше, в конце 1870-х годов, поскольку «сама величина сложной картины требовала многолетней работы»13. Стрельцы избили бояр, возвратили старшинство старшему царевичу (Иоанну): они сильны поднять и старую благочестивую веру, которую гонят никонианцы. Василия — св.
Ч. 1. Александр, оппонент Никона, провел новое расследование, подтвердившее «вины» архиеп. Л., 1985.
Никита пустосвят, дерзнувший спорить
В «Истории России с древнейших времён» Сергей Соловьёв так описывал их приход: «С шумом вошли раскольники в Грановитую и расставили свои налои и свечи, как на площади они пришли утверждать старую веру, уничтожать все новшества, а не замечали, какое небывалое новшество встретило их в Грановитой палате: на царском месте одни женщины. Староверы не промолчали. Среди других недостатков Обухов упоминал бросающуюся в глаза жёсткость живописи, «некоторый композиционный разлад», а также условность образов некоторых персонажей— в частности, царевны Софьи и архиепископа Афанасия9. Картина, под названием «Никита Пустосвят (из времён царевны Софьи Алексеевны)», действительно фигурировала в каталоге выставки24, но по какой-то причине там не экспонировалась1. Эта группа молодых художников составила так называемую Петербургскую артель художников, часть членов которой впоследствии перешла в состав нового Товарищества передвижных выставок в качестве его основателей. В глубине изображён князь Иван Хованский32.
Продолжая борьбу с богослужебной реформой, Д. составил челобитную на новоисправленные книги с обличениями «нововводных книг Никона, бывшаго патриарха», в первую очередь «Скрижали» (М., 1656). Царевна при этом, перебивая чтеца, делала критические заявления. Главным недостатком полотна Обухов считал «полное отсутствие живых авторских интонаций», отстранённую позицию художника по отношению к тому, что изображено на картине— положительные явления спокойно им констатируются, а по отношению к отрицательным сторонам нет прямого осуждения.
Бывали примеры героических поступков. Николай Собко сообщал, что художнику Михаилу Боткину удалось уговорить Перова послать «Никиту Пустосвята» (вместе с полотном «Первые христиане в Киеве») на Всероссийскую промышленно-художественную выставку21, которая открывалась в Москве 20 мая 1882 года, за несколько дней до смерти автора23. На этот раз свидетели подтвердили многие показания Никиты, да и сам архиепископ Стефан, вызванный на собор 1660 года, сознался в некоторых прегрешениях.
Картина Никита Пустосвят, Спор о вере, 1880-1881
Главным же делом Добрынина было служение в Рождество-Богородицкой церкви Суздаля. Д. впервые выступил с обличением богослужебной реформы в Русской Церкви (см. С тех пор до 1682 года о нём ничего не известно. Спор о вере»— самым большим по размеру из всех своих полотен10— в 1880—1881 годах121112. Этого ему было мало и он осудил архиепископа прямо в храме, вызвав смятение верующих.
И хоть поза Софьи и говорит об уверенности и высокомерии, но то, что последовало после этой встречи, показало весь ее страх. Отмечая, что картины Перова относятся к наиболее психологичным в русской исторической живописи 1870-х годов, Фёдоров-Давыдов писал, что «психологизм, всё нарастая в творчестве Перова, к концу его жизни становится орудием выражения реакционного содержания»46. С появлением Федотова был подписан смертный приговор старому направлению.
Описание картины Василия Перова «Спор о вере»
При этом, по словам Лескова имеется в виду «проникновение в самую задушевную суть исторического момента, который она изображает»542. Рубили на месте. В основу сюжета картины положен «спор о вере»— историческое событие времён московской смуты 1682 года, также известной как Хованщина. В «Винограде российском» Д. причислен к мученикам: «Аще и поползнеся прежде сих Никита, / но омывся кровию, яко цвет Дафнита, / дивно в рай с Савватием страдальца взыдоста» (Денисов С. Виноград российский.
арх. Выше: что вы искали. апр. - нач. В картине показан «отчаянный поединок сильных характеров, который может разрешиться только катастрофой— смертью главного героя»37. На прениях, проходиших 5 июля и ведшихся «раскольниками» с большим ожесточением, не пришли ни к какому результату.
И не так важно, прав или не прав Никита. Посмотрите на него на картине «Утро стрелецкой казни» Этот взгляд скажет вам всё, всю его ненависть к тем, кто покусился на его власть. Сложив пальцы двуперстно, староверы, как по команде, вскинули руки вверх, крича: «Сице, сице, тако, тако» Софья, патриарх, все противники староверов были ошеломлены.
- Рядом расположены достопримечательности
- Словари и энциклопедии на Академике
- Известия императорского археографического общества
При написании картины художник использовал сведения из романа Евгения Карновича «На высоте и на доле: Царевна Софья Алексеевна», который был опубликован в 1879 году114. Собор 1660 г. приговорил Суздальского архиерея к извержению из сана, но царь Алексей Михайлович, рассмотрев дело, простил Стефана и велел ему состоять при Архангельском соборе в Кремле. Полотно «Никита Пустосвят» также принимало участие в выставке произведений Перова, посвящённой 150-летию со дня рождения художника.
Можно легко прочитать характер любого из них. Вопрос состоял в том, по каким образцам переписывать. Пустосвят изображён как выходец из народа из бедного провинциального духовенства. В назидание. Никита Пустосвят ответил: «Мы пришли к царям-государям побить челом о исправлении православной веры, чтоб дали нам своё праведное рассмотрение с вами, новыми законодавцами и чтоб церкви Божии были в мире и согласии». А именно на историю Соловецкого монастыря.
Между тем староверы все больше воодушевлялись. И всё. Последующие исследователи (напр.
Именно этот момент диспута запечатлен на полотне художника. Потому сообщил царю Алексею Михайловичу, что Стефан, служа в храме, во время «Трисвятого», держит крест не в правой руке, а левой, точно пренебрегая символом христианского спасения. Пробовал обличать Добрынина и митрополит Газы (Иерусалимский патриархат) Паисий Лигарид, но его работа не была напечатана. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Перов изобразил его сидящим на полу. Старообрядцы признают Никиту «столпом правоверия», православные иерархи отзывались о нём как о грубом, вредном и невежественном (Пустосвят) расколоучителе. Столица Московского государства была объята стрелецкими волнениями. Диак. В авг. Стефан, отвечая на обвинения, утверждал, что следовал благословению патриарха Никона. Искусствовед Леонид Дитерихс отмечал, что фигура Пустосвята «одна могла бы быть целой картиной» по его словам, «во всей русской школе живописи нельзя найти другой, подобной ей, где бы так поразительно верно разгадан был характер этого фанатика раскола»6.
Здесь изображено много разных персонажей, они встретились в сражении за свои убеждения. Александр провел расследование. Со стороны староверов-раскольников главным действующим лицом является Никита Пустосвят— «растерзанный исступлённый, с торчащей вперёд острой бородёнкой», в образе которого «звучит тема фанатизма, преданности идее до самоуничтожения»35.
«Спор о вере» и «Боярыня Морозова» способствуют заблуждению, показывая староверов упрямцами, отстаивавшими второстепенные детали обряда. Паисию Лигариду и Симеону Полоцкому. Писатель Николай Лесков в письме к редактору «Художественного журнала» Николаю Александрову отмечал, что с его точки зрения как человека, «несколько разумеющего историю раскола», картина Василия Перова «Никита Пустосвят» представляет собой «удивительный факт художественного проникновения». Да тут вперед вылез дурак Михаил Долгоруков и стал орать на стрельцов самыми непотребными словами. В челобитной Д. обратился не только к печатным книгам (старым и новым), но и к древним рукописям и памятникам иконописания и стенописи. Искусствовед Леонид Дитерихс писал, что, несмотря на незаконченность картины, «Никита Пустосвят» является одним из сильнейших полотен в русской исторической живописи, как со стороны «проникновения» (по выражению Лескова), так и с точки зрения техники и красок43.
А между этими картинами висит огромное полотно «Никита Пустосвят. Василий Великий, а литургию св. Читалась их челобитная о погрешностях в новых книгах. Удивительную нетерпимость к ревнителям старины проявил и преемник Федорова архиепископ Неофит (Соснин), опровергая тем самым в глазах историков образ того благостного старца, каким Соснина показал Лесков в «Мелочах архиерейской жизни».
Высоко оценивая картины «Суд Пугачёва» и «Никита Пустосвят. Однако 7 июля стрельцы, принявшие сторону Софьи Алексеевны, отказались от защиты «старой веры» и выдали Д. 11 июля «за оскорбление царского величества» Д. был казнен в Москве. Бесстрашно, широко открытыми глазами смотрит она на толпу раскольников, «с тем выражением холодного, управляемого гнева, которое так отличает её психическое состояние от состояния Пустосвята»34.
Византийские образцы были более древними. Находясь под запрещением, Никита продолжал составлять свою Челобитную, которая была окончена им в 1665 году Узнав о ее существовании, правительство немедленно конфисковало сочинение (со всеми подготовленными списками) и поручило написать на нее опровержение Газскому митрополиту Паисию. В последний год своей жизни Перов сильно болел и, по выражению Алексея Новицкого, картина «Никита Пустосвят» оказалась «лебединой песнью художника», который «работал над нею даже тогда, когда уже едва был в состоянии держать кисти в руках»17. Выйдя из Грановитой палаты, Никита и другие громко провозглашали свою победу.
Он отмечал, что в картине «Никита Пустосвят» исторический характер присутствует не только в обстановке, но и в образах стрельцов, монахов и раскольников— «это не переряженные актёры, а живые и психологически достоверные исторические типы». Однако этот же традиционализм сыграл роковую роль в судьбе правительницы. В ответ Никита заявил: «Мы пришли не о грамматике с тобою говорить, а о церковных догматах. » Далее ему попытался возражать архиепископ Холмогорский Афанасий, но Пустосвят подскочил к нему с поднятой рукой, говоря: «Что ты, нога, выше головы ставишься. В сентябре 1880 года Перова в его московской мастерской навестил художник Иван Крамской. Л. 42-43 об. На этот раз и свидетели подтвердили многие показания Никиты и сам Стефан, вызванный в Москву, на Соборе 1660 года во многом сознался, за что и был переведён из Суздаля в Москву, «для архиерейских священнослужений». Стоящий по правую руку от Софьи молодой боярин— по-видимому, князь Василий Голицын29.
Стефана (что он делает «не по правилам святых отцев»). Искусствовед Владимир Обухов отмечал, что, работая над образами Никиты Пустосвята и его товарищей, Василий Перов проявил себя в качестве одного из создателей концепции исторического героя— «деятельного, ответственного за каждый свой поступок, готового отдать за убеждения собственную жизнь». 9-13 дек.
Неточное понимание старообрядчества дает и «Боярыня Морозова» кисти Василия Сурикова. Мнение Симеона было всецело принято Собором 1666 года, на котором была прочитана, в присутствии самого автора, «Челобитная», с возражениями на неё и сделаны попытки к вразумлению Никиты. Члены кружка хотели повысить нравственность и грамотность духовенства, упорядочить литургию, добивались исправления ошибок, которые вкрались в богослужебные книги по вине переписчиков они обсуждали вопросы православной догматики, знакомились с полемической литературой против латинства, которую издавали белорусские и украинские братства. Двигателями его на этом пути бывают отдельные личности, в которых как бы совмещается все выработанное прошлым народным опытом со способностью прозревать новые пути и идеалы.
Художник не отвергает Христа, напротив, он страстно стремится укрепиться в вере. мая 1666 г. на Большом Московском Соборе. В священных правилах сказано, Аще кто прибавит или убавит, да будет проклят. — И мы сие правило почитаем, но должно его разуметь: проклятию подлежит тот, кто сделает прибавление или убавление в догмате веры, а не исправление в словах, не касающееся силы веры. Направление этого художника было более чем серьезно.
Старообрядцы признавали Никиту столпом правоверия, церковные иерархи — грубым, вредным и невежественным расколоучителем (отсюда и значение его прозвища). Первый, как незнакомый со славянским языком, читал её, вероятно, только в латинском переводе Симеона Полоцкого и составил против неё 31 «отражение». С вступлением на престол царя Алексея Михайловича у ревнителей истинной веры появилась надежда, ведь их идеи захватили и молодого царя.
К челобитной Д. приложил «роспись» нововведений архиеп. Великая работа живописца представляет боярыню фанатичкой. Он ведь даже и рубил им головы собственноручно. Искусствовед Владислав Зименко в целом также считал картину «Никита Пустосвят» малоудачной, тем не менее признавая выразительность ряда представленных на ней образов, среди которых он выделял экспрессивную фигуру самого Никиты Пустосвята, «страстное сухое лицо которого с острой, резко выдающейся вперёд бородой гневно обращено к противникам истинной веры». В статье о Перове, включённой в 13-й том «Русского биографического словаря» историк искусства Алексей Новицкий сообщает некоторые сведения, переданные ему Елизаветой Егоровной16, вдовой художника. В монографии о Перове, выпущенной в 1934 году к столетию со дня рождения художника искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл эти картины неудачными и эклектическими и писал, что трактовка раскола в «Никите Пустосвяте» в той же степени реакционна, как и трактовка крестьянской революции в его картине «Суд Пугачёва». Но тот не знал русского языка и, вероятно, читал эту Челобитную в переводе Симеона Полоцкого (одного из лучших писателей того времени), однако составил на нее 31 отражение. Сравнивая с картиной Ильи Репина «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре» (1879, ГТГ) искусствовед Нонна Яковлева отмечала, что перовский образ царевны Софьи— «своеобразная антитеза репинскому: в ней та же сила характера, но благородная она благообразна и светла даже в гневе» «она стоит над схваткой, смиряя её»35.
Главным действующим лицом диспута, состоявшегося 5 июля, стал Д., власти были представлены царевнами Софьей Алексеевной, Марией Алексеевной, Татьяной Михайловной, вдовствующей царицей Наталией Кирилловной, патриархом Иоакимом, архиереями. — Не то написано, что в старых книгах. Оправданный по следствию Стефан отрешил Никиту от места и грамоту об этом велел дьяку читать публично Никита изорвал грамоту избил дьяка, проклял Стефана и снова послал государю челобитную, с подробнейшей «росписью» преступлений архиепископа. Староверы просили устроить дебаты на Красной площади.
Встречаются упоминания об этом полотне и в воспоминаниях художника Михаила Нестерова, который описывал, как ученики натурного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в котором преподавал Перов, заходили к нему на именины: «Учеников встречал именинник со своей супругой, приглашал в мастерскую, где во всю стену стоял Пустосвят, а по другую Пугачёвцы» (имелась в виду картина «Суд Пугачёва»)20. К достоинствам картины Обухов относил «историзм, которым проникнута вся её образная структура». Паисию Лигариду и Симеону Полоцкому. С. 80). XVII в. (Брещинский Д. Н. Житие Корнилия Выговского Пахомиевской редакции (тексты) // Древнерус. На полу сидит потрясенный речью священника архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов), противник староверов (он приложил руку к щеке и отстраняется от разгневанного Никиты). Литургию св.
Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Так и произошло в действительности: Софья не смогла смириться с существованием оппонента-проповедника, столь фанатично преданного своим идеям и верованиям и вскоре после «спора о вере» Никита Пустосвят был схвачен стрельцами и обезглавлен3829. Никон, патриарх Московский и всея Руси) в 1-й пол. Искусствовед Алла Верещагина писала, что «композиция строится на противопоставлении левой и правой частей картины: раскольников и официального окружения Софьи и патриарха».
Первый, как незнакомый со славянским языком, читал её, вероятно, только в латинском переводе Симеона Полоцкого и составил против неё 31 «отражение». На прениях, проходиших 5 июля и ведшихся «раскольниками» с большим ожесточением, не пришли ни к какому результату. По византийским или греческим.
Историк искусства Николай Собко писал, что Перов оставался недоволен многим в картине, особенно в её правой стороне и «замышлял многое переписать тут на-ново, да смерть помешала исполнить ему это намерение»21. Рядом с ней— патриарх Иоаким, к которому рвётся Никита Пустосвят. Глядят на улицу-дорогу приземистые окна его, на которых стоят горшки с обыкновенными геранями и столетниками.
И. А. Хованским, по старому обряду. 29 июня договорились проводить прения в Грановитой палате. Выйдя из Грановитой палаты, Никита и другие громко провозглашали свою победу. Патриарх возразил, что не пристало им исправлять что-либо в церковных делах, поскольку они ещё «грамматического разума не коснулись».
На следующий день был казнен Пустосвят. Кроме того, соборный протопоп Симеон с причтом свидетельствовали, что Д. «церковный денежный доход и хлебный емлет весь сполна» (МДИР. Тем не менее, Собор не освободил Никиту от прещений, наложенных на него Стефаном. Согласно каталогу Третьяковской галереи, картина «Никита Пустосвят.
Спор о вере». По совету князя Хованского (начальника Стрелецкого приказа) для участия в предстоящих прениях и был приглашен известный своим ораторским искусством суздальский священник Никита, который вошел в историю с именем Пустосвят. Несмотря на поддержку Хованского, открытую дискуссию старообрядцам провести не удалось, но 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля состоялся «спор о вере», проходивший в присутствии царевны Софьи Алексеевны и патриарха Иоакима3228. И всё это на глазах десятилетнего ребенка Петеньки. В 1682 году он добился проведения «прений о вере».
По словам Леняшина, «не переоценивая эти работы, не следует обходить их вниманием»48. Царевна Софья Алексеевна и патриарх Иоаким согласились устроить диспут. Княгиня Софья и Никита Пустосвят являются самыми яркими фигурами на полотне. В том году сторонники старого обряда, по смерти Феодора Алексеевича, задумали, опираясь на стрельцов, восстановить «древлее благочестие».
Стефана, сторонника патриарха Никона, к этому времени оставившего кафедру. С тех пор до 1682 года о нём ничего не известно. Он одет в потёртый подрясник, под которым видны его худые плечи, а священника в нём выдаёт только надетая на шею епитрахиль. 29 мая (10 июня) 1882 года Василий Перов скончался от чахотки и в том же году картина была приобретена у его наследников Павлом Третьяковым1. Диспут проходил бурно. По случаю рождения 27 авг.
Тем не менее полотно осталось незаконченным. Никанор, в «Описании раскольнич. Патриарх Иоаким спросил староверов, зачем они пришли и каковы их требования. Их действия возглавил находившийся в это время в столице Д. 23 июня он вместе со «старцами» и стрелецкими выборными пришел во дворец с требованием созвать Собор для разбора челобитной.
Стефана гос. В частности, художник Владимир Осипов (ученик Павла Чистякова) высказал следующее мнение об этом произведении Перова: «Какие прекрасные вещи его молодости, какая добросовестность выписки. 18 мая этого года инок Сергий (Крашенинников), Савва Романов и др.
XVII – нач. Вернувшись в Суздаль, Д. вновь подал челобитную с приложением новой «росписи винам» архиеп. Помимо этого, «сумятице фигур в нижней части картины противостоит верхняя часть— выше всех возвышается правительница». Опасаясь казни, Д. и Федор 2 июня 1666 г. принесли покаяние перед игум.
С. М. Названное «Жезл правления» обличение написал Симеон Полоцкий, участник никоновского «новодела». апостола Иакова сократил св. Но прямо напротив висит потрясающая картина Перова «Христос в Гефсиманском саду». Перова за то, что ее можно долго и внимательно рассматривать.
Д. одним из первых обратился к детальному сличению старых и новых книг и обрядов и к систематическому подбору доказательств в пользу первых (обширная 5-я соловецкая челобитная была подана позднее – в 1667). В 1650-1660 годах патриарх Никон провел церковную реформу, в результате которой произошел раскол русской православной церкви. 1659 г. в суздальском соборе назвал архиеп. И все же каким-то особым очарованием веет от этой белокаменной сводчатой постройки с просторной клетью внизу.
Вместе с Перовым Фёдоров-Давыдов критиковал и поддержавшего его Николая Лескова, которому нравилось представление раскольников в виде слепых фанатиков и интриганов, а Софьи— в качестве олицетворения «мудрой и могущественной государственной власти самодержавия»8. По ее приказу Никита был схвачен и казнен. Подоспевшие стрельцы разняли дерущихся и проводили раскольников к месту спора. Вспомним историю отказа от конкурса на большую золотую медаль тринадцати молодых людей, по преимуществу очень талантливых и вот таким образом имевших надежду получить ее.
В качестве исключения Леняшин приводил мнение художника Николая Ге, который считал, что при переходе от обыденного жанра к религиозному, а затем к историческому талант Перова «развивался и он поднимался всё выше и выше». Особую экзальтацию вызвал вопрос о троеперстии. Стасов высоко ценил это полотно и считал, что «Суриков остался далеко позади Перова и двух главных действующих лиц в его картине»44. Челобитная вызвала ряд опровержений, наиболее известные из них (написаны в 1666-1667) принадлежат Паисию Лигариду (опубл. : МДИР.
Лазарем и диак. Более всех – архиепископ Афанасий (Любимов). В свою очередь и Полоцкий, несомненно, руководствуясь «отражениями», написал «Жезл Правления», где рассматриваются взгляды Никиты в 30 «возобличениях». Ч. 1. он принес покаяние на Соборе. В 1682 г. бывш.
Т. 1. (М., 2003р). Царевна Софья на следующее утро приказала схватить их: Никита был казнён на Лобном месте (ему отсекли голову), а его соратники разосланы по монастырям, откуда некоторым удалось бежать. Главный агитатор в пользу восстания князь Хованский избрал Никиту, который добился назначения «прений о вере» в Грановитой Палате, в присутствии царственных особ.
XVIII в. причисляют его к первым борцам за «старую веру». Я хочу обратить внимание на другой эпизод подавления бунта староверов. 21 нояб. Я не с тобою говорю, а с патриархом». Несмотря на то что Д. не был связан с первоучителями старообрядчества (о нем не упом.
То есть коммунистическую веру. В свою очередь и Симеон, несомненно, руководствуясь «отражениями», написал «Жезл Правления», где рассматриваются взгляды Никиты в 30 «возобличениях». книжность: По мат-лам Пушкинского Дома. Василий Перов работал над картиной «Никита Пустосвят. Собор утвердил обличение «великой» челобитной Добрынина.
На ногах его— лапти и онучи, одной ногой он наступает на новопечатную «исправленную» книгу. Стефана, обвиняя архиерея, кроме всего проч., в том, что тот «отрешил его от церкви и лишил всякого дохода». К оценкам названных авторов, видимо, восходит несправедливое прозвище Д. Пустосвят. Что до художника Перова, то специально-критическое отношение к староверам он вряд ли имел изображая карикатурно и служителей официальной Церкви, как в «Сельском крестном ходе на Пасхе». Вятский еп.
Стефана. Никогда — ни раньше, ни позже — приверженцы старой веры не имели такого влияния и не получали такой, казалось бы, абсолютно невероятной возможности — придти в царские палаты и в присутствии правительницы Софьи вступить в спор с патриархом. Мне понравилась картина В. Г.
Находили и убивали. Обсуждая композицию окончательной версии картины искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов отмечал, что в ней художник пришёл «к академическому приёму расположения фигур по овалу, несколько разомкнутому спереди, с заполнением углов холста второстепенными группами»33. Двухсаженное полотно изображает Грановитую палату. Царский духовник Стефан Внифатьев возглавил Кружок ревнителей благочестия, который создали боголюбцы, называвшие себя братия (или друзии). Ч. 1. С. XI). Спор о вере», Ге отмечал, что Перов «перешёл к истории и сделал только две вещи, которые не кончил, но которые имели громадное значение»4849.
Ведь в глазах общественного мнения уходящей московской эпохи Петр Алексеевич был законным, «богом данным» царем и царевна Софья Алексеевна по достижении им абсолютнолетия превращалась в простую узурпаторшу, свергнуть которую не составило большого труда. Эта толпа увидела обоих братьев и успокоилась было. вы можете запросить все в системе с коробкой. А переписывали их по реформе с греческих образцов. Не дрогнувшей рукой. В этой схватке «ясно одно— непримиримость сторон, бесполезность спора и вместе с тем бессилие протеста против государственной власти»31.
С. 13-265) и Симеону Полоцкому (Симеон Полоцкий. В описи произведений Перова, опубликованной Николаем Собко в 1899 году, упоминались пять рисунков, созданных художником в период работы над картиной «Никита Пустосвят», а также «головы оттуда же, 2 листа» (все указанные эскизы и этюды датированы 1880 годом). Происходило это оттого, что с «Челобитной» знакомились лишь по тем выдержкам, какие заключались в «Изобличениях» Симеона Полоцкого. Согласно приведённой информации, большая часть этих рисунков была в собственности художника Владимира Перова (сына Василия Григорьевича), а меньшая часть— в московской коллекции А. И. Балк40. изменником и еретиком, не поминал его на вечерне и на многолетии. 15 нояб.
Спор о вере» (бумага на картоне, карандаш, 15, 3 23см, 1880)39. Только профессор Субботин издавший её впервые в полном виде (в «Материалах для истории раскола» т. IV), показал, что она богата содержанием обвинения против церкви изложены тщательно и искусно и автор по начитанности, находчивости и способности излагать мысли простым и ясным языком может занять место среди раскольничьих писателей наряду с протопопом Аввакумом и дьяконом Фёдором Ивановым. 1667 г. Д. был воссоединен с Церковью, но запрет на священнослужение не был снят.
А это было не совсем одно и тоже. И ненавидел он стрельцов самой лютой ненавистью.
решили подать челобитную с целью восстановления в Москве «старой веры». 1659 г. направленный в Суздаль Вятский еп. Жезл правления. Находясь под запрещением, принялся за составление «Челобитной», которая была окончена в конце 1665 года.
Обстановка была напряженной, в рядах стрельцов не было единства, мн. Симеон Полоцкий пользовался только чистовой «челобитной», которая была не окончена. Но Жезл Правления, может и пятой части, а то и того менее, не удовлетворил моих вопросов. В том году сторонники старого обряда, по смерти Феодора Алексеевича, задумали, опираясь на стрельцов, восстановить «древлее благочестие». В советское время исторические произведения позднего периода творчества Василия Перова, включая «Никиту Пустосвята», подвергались резкой критике, а его взгляды на историю и религию рассматривались как реакционные8. Надо было их править. С. 377).
Архиеп. Помимо «Никиты Пустосвята», в этом ряду упоминалась также его другая картина— «Суд Пугачёва» (1875, Государственный исторический музей). Когда в 1862 году открылось дело арестованного старообрядческого епископа Геннадия (Беляева) и министр внутренних дел решил передать дело в Екатеринбургский уездный суд, Соснин возмущался: «Что же сделает суд.
При этом, однако, Стасов признавал, что Перову плохо удавались, по его определению, «многосложные» сцены и что вся левая сторона картины «уже вполне лишена всякой талантливости, характеристики и правды»45. Т. 4. 1 – Все книги религиозные, а других вроде бы и не было тогда, переписывались от руки. суздальский священник выдвинулся в первые ряды стрелецкого восстания («хованщины»). И члены Кружка отказались повиноваться решению Собора 1654 года.
Печатное дело уже существовало, но не так чтобы сильно развито. Софья Алексеевна и патриарх возражали Д., но большинство собравшихся его поддержали. Федором назван в числе «ревностных обличителей» 60-х гг. Справа от него— монах Сергий с челобитной. Главный агитатор в пользу восстания князь Хованский избрал Никиту, который добился назначения «прений о вере» в Грановитой Палате, в присутствии царственных особ. М., 1667), к-рые упрекали Д. в невежестве, незнании «грамматики» и «философии».
Однако члены Кружка ревнителей благочестия исправляли только мелкие описки и незначительные погрешности крупные же ошибки, которые порой искажали смысл Священного Писания, они оставляли, так как считалось большим грехом изменять в молитвах целые выражения и слова, которые возносили к Богу их предки. В 1681 г. Собор ответил отказом на прошение Д. разрешить ему священнодействовать. Это грекам у русских надо учиться, а не наоборот. Самого дурака сбросили вниз прямо на копья стрелецкие.
Нечто подобное мы видим и в истории русского искусства. Все двинулись к Лобному месту, где раскольника сказали народу: Отныне цари повелели утвердить единую истинную старую веру, так как убедились в ереси Никонова учения.
Чуть правее центра картины, с крестом в руке— Никита Пустосвят. В 1667 году «Жезл» был напечатан. Много нам рассказали ужасов про жизнь несчастных на этом острове в Белом море. Искра взорвала пороховую бочку. Перед глазами стоит уже пожилой проповедник, который своими словами всколыхнул людей.
Эти жуткие картины стояли у него в глазах всю жизнь. На полу, приложив руку к щеке, на которой Никита «запечатлел крест», лежит архиепископ Афанасий. Николо-Угрешского мон-ря Викентием, Д. написал также «Покаянный свиток».
«Соборный священник Никита» наряду с протопопами Аввакумом, Даниилом, свящ. Суздальский священник Никита Добрынин (старовер) был противником преобразований. В жизни каждого общества бывают моменты, когда наступает пора менять идеалы и стремления. Есть головы положительно хорошие»1319. 1659 г., когда он в Москве подал челобитную на Суздальского архиеп. По свидетельству Саввы Романова (со слов Д. ), Д. работал над челобитной в течение 7 лет (МДИР.
из них опасались, что «старцы» не смогут убедить власти и отвечать придется всем. Идея создания картины «Никита Пустосвят», скорее всего, появилась у Перова под влиянием его общения с писателем Павлом Мельниковым-Печерским, с которым художник неоднократно обсуждал проблемы, связанные с историей раскола. Федор, читавший челобитную в черновике, назвал ее «великой», что, по-видимому, относится не только к ее внушительному объему, но и к содержанию – к 1665 г. это было самое обширное и обоснованное сочинение в защиту старых обрядов.
Как бы то ни было, во время выставки некоторые специалисты получили возможность ознакомиться с картиной «Никита Пустосвят». Николая Чудотворца мон-ре. Мнение Симеона было всецело принято Собором 1666 года, на котором была прочитана, в присутствии самого автора, «Челобитная», с возражениями на неё и сделаны попытки к вразумлению Никиты. Что мы знаем о нём. В 1887 году, сравнивая суриковскую «Боярыню Морозову» с перовским «Никитой Пустосвятом», художественный критик Владимир Стасов писал, что у Перова «не одна только толпа, волнующаяся, мятежная, гремящая бурей, но также и солисты, колоссальные запевалы», к которым, по его мнению, в первую очередь относится сам Никита Пустосвят— «бурный, страстный, раздражённый, громко и необузданно укоряющий всех за отступничество», а также стоящий немного позади него «товарищ его, с большой иконой в руках, тоже раскольник-фанатик, но невозмутимый и непоколебимый, как гранит, как скала, о которую разобьются все кипучие волны врагов и друзей»7.
М., 1906. После чтения челобитной было решено продолжить прения 7 июля. О челобитной стало известно властям.
В тексты вкрадывались ошибки и описки. Т. 9.