Перуджино Обручение Марии
Жемчужиной коллекции является картина Перуджино «Обручение девы Марии». Заметим, что, в отличие от многих традиционных композиций «Обручения Марии», например, фресок в Сан Джироламо в Спелло, на картине Перуджино и на рисунке Рафаэля «Встреча Фридриха III с Элеонорой Португальской», фланкирующие фигуры обращены почти спиной к зрителю.
Выставка и : Обручение Девы Марии с 17 марта по 27 июня
Росписи Перуджино имели большой успех и вскоре его вновь позвали в Рим. Но особенно радовались жители городка. У Перуджино они расположены на одной линии параллельно нижнему срезу картины. 1514 г., Национальная пинакотека, Болонья), который ввел идеал классической красоты, вдохновивший эмильских художников от Пармиджанино до Рени.
Рафаэль исполнил заказ богатого семейства Альбиццини в 1504 г. Его «Обручение» предназначалось для капеллы Св. Джорджио Вазари в своем «Жизнеописании Рафаэля из Урбино, живописца и архитектора» писал: «В церкви Св. В левой руке Иосифа – расцветший посох, что, по преданию и явилось знаком его избранности, посланным свыше: рядом с Иосифом один из отвергнутых женихов в гневе ломает свой посох. Сами картоны визуально были чем-то вроде разочарования, так как над ними в основном работали в хорошо организованной и высокопродуктивного мастерской Рафаэля. Бесценные рукописи продолжали пылиться в шкафах ватиканской библиотеки и флорентийском особняке Буонарроти вплоть до середины XX века. Иосиф стоит босой, с чудесно процветшим жезлом в руках. К ранним работам Рафаэля Санти, датируемым 1504 годом, относятся две небольшие, высотой всего 17 сантиметров, картины – загадочный «Сон рыцаря» и «Три грации».
- Обручение Девы Марии (картина Рафаэля)
- Обручение Девы Марии, Рафаэль Санти, 1504
- Обручение Марии – 1504 Рафаэль Санти картины
- «Созданье гения пред нами выходит с прежней красотой»
- «Когда бы все так чувствовали силу гармонии»
- Рафаэль Санти – биография и знаменитые картины художника, произведения – фрески, росписи, архитектура
Примечательно, что Рафаэль, в отличие от Перуджино изображает здесь иудеев милостивыми и человечными. Он следовал лишь собственному наитию, которое никогда его не подводило. Мастерская Перуджино напоминала теперь большую фабрику по изготовлению алтарных образов, картин и фресок и, как выразился историк искусства Роберто Лонги (1890 – 1970), он ставит производство картин на поток". Это чувство ему было чуждо. «Противопоставление упругих, круглящихся линий фигур и жестких, прямоугольных очертаний плит площади как бы примиряется в образе идеального храма, построенного содружеством циркульных и прямых линий и плоскостей», – отмечает в своей книге «Рафаэль» (1971) В. Н. Гращенков.
В Евангелиях нет свидетельств об обручении Марии и Иосифа. Эта интерпретация также связана с идеей, что власти Перуджи, возможно, хотели с помощью алтарного образа, установленного в новой капелле для паломничества, напомнить верующим о проповедях францисканского проповедника бл. Теперь уже не Рафаэля называли «учеником Перуджино», а Перуджино – «учителем Рафаэля».
- Десять наиболее известных картин Рафаэля
- Сочинение-описание картины Пьетро Перуджино «Обручение Марии»
- Священное кольцо Девы Марии в Перудже: между мифами и реальностью
- Кан и его достопримечательности
- Словари и энциклопедии на Академике
- 20 фотографий для новогоднего настроения
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
- Новогодние елки в сказочном лесу: красивые фото
Однако в католической мистике к 15 веку возрождается намеченное у некоторых латинских отцов церкви представление о Иосифе как молодом девственнике. И в 1504 году Рафаэль покинул мастерскую Перуджино. Ступени, венчающий храм купол на мощном барабане, сквозной дверной проем с треугольным порталом, колонны с голубеющим между ними небом – все эти архитектурные соответствия мы находим у Рафаэля и Перуджино.
В своей «Афинской школе» он изобразил себя рядом с Перуджино, словно сожалея, что не может всегда быть с ним. Его храм— в первую очередь символ и только затем— манифест новых архитектурных идей. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан).
Вряд ли Рафаэль видел Темпьетто (не сохранилось никаких сведений о том, что он в годы учения в Перудже посещал Рим). Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности.
- Август Маке – ещё один немецкий экспрессионист, убитый на войне
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
- Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
- 20 интересных высказываний о жизни от сетевых мудрецов
У Рафаэля всё выглядит по-иному. Учитель и ученик создают алтарные образы на тему «Обручения» почти одновременно: Перуджино писал свою картину для Кафедрального собора Перуджи между 1500 и 1504 гг., Рафаэль исполнил заказ богатого семейства Альбиццини в 1504 г. Его «Обручение» предназначалось для капеллы Св. Работа Перуджино проигрывает в сравнении с рафаэлевским «Обручением» не потому, что она плоха – это просто иной уровень художественного мышления. Эти росписи стали своего рода «лебединой песней» мастера.
Таким образом, Рафаэль, который в «Обручении» многократно применил «божественную пропорцию», стал одним из пионеров использования золотого сечения в ренессансной живописи. Один из них в досаде переламывает посох о колено. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди.
- Народная мудрость африканского народа ашанти
- Модный ориентир: красивые носки
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Напишите отзыв о статье Обручение Девы Марии (картина Рафаэля)
- Отрывок, характеризующий Обручение Девы Марии (картина Рафаэля)
- Описание картины Пьетро Перуджино «Обручение Марии»
Франциска (св. Но никто не знает, кем написаны эти постыдные (vituperi) по мысли и языку сонеты. Талант Рафаэля был отмечен и признан, когда художнику было всего 17 лет.
«Обручение девы Марии» Рафаэля, ставшее несколько лет назад объектом вандальской атаки, является одной из самых известных и почитаемых картин художника. Но. Сколько жизенности в образе пылкого юноши.
«Пока в Сиене я беззаботно резвился, предаваясь любовным утехам, — мысленно корил он себя, — старина Перуджино не терял попусту время». Храм в рафаэлевском «Обручении Марии» разительно отличается от храма на одноименной картине Перуджино и во многом схож с Темпьетто Браманте, как и с другими проектами (например, Франческо ди Джорджио). Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». Первое из дошедших до нас произведений мастера – фреска «Святой Себастьян», написанная им в 1478 году для церкви Санта-Мария Маддалена в Черквето. Писали ремесленники и священнослужители, пекари и профессора. В конце концов, он принял предложение, запросив баснословную цену и даже получил аванс.
Любопытно, что, согласно раннехристианскому преданию (зафиксированному, например, в апокрифе «Первоевангелие Иакова Младшего» (гл. Вильгельм ее всегда прощал, а ее смерть стала для него большим ударом. Отклонив фигуру Первосвященника вправо (у Перуджино он стоит прямо по центру), Рафаэль подчеркивает трогательное одиночество Марии – избранницы, смиренно принимающей свой жребий.
«Преображение Господне» – последняя картина, созданная Рафаэлем. Их одинаковый размер даёт основание полагать, что обе картины составляли пару. Даже Вазари был вынужден признать, что Пьетро добился известности не только во Флоренции, но и во всей Италии (. ), а также во Франции, Испании и других странах".
Из близости слов virga— «палочка» и virgo— «девственница» в средние века за миндалем закрепилось значение девственной чистоты, а само дерево стало одним из атрибутов Богоматери. Она состоит из двух отдельных частей. Ведь не зря же в вышеупомянутых Жизнеописаниях.
- Сочинения по картинам 5-9 класс
- Мужское аббатство Сен-Этьенн (Святого Стефана)
- Женское аббатство Святой Троицы
- Другие достопримечательности Кана
- Онфлер, приют художников и русских собачек
Если Перуджино вытягивает композицию по горизонтали (портики по обе стороны храма, стоящие на одной линии фигуры переднего плана), то Рафаэль разворачивает пространство картины вглубь. Ему явился ангел и сказал: Захария. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. В начале 16-го века владение перспективой было отнюдь не внове, но искусность Рафаэля поразила его собратьев по цеху: «В этом произведении имеется перспективное изображение храма, построенное с такой любовью, что диву даешься при виде тех трудностей, которые преодолевал автор, добиваясь решения этой задачи», – писал Джорджо Вазари об «Обручении» в своих «Жизнеописаниях».
По прибытии в Перуджу Рафаэль первым делом направился в кафедральный собор взглянуть на последнюю работу Перуджино «Обручение Девы Марии» (Кан, Музей изящных искусств), о которой много было разговора как о важнейшем событии в жизни города. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Источником, вдохновлявшим Перуджино и Рафаэля, была «Золотая легенда» (Legenda Aurea) – составленный около 1260 г. архиепископом Генуи Якопо да Варацце сборник христианских сказаний и житий святых, который по своей популярности уступал в 14 -16 веках только Библии. Но говорить о прямом ученичестве в данном случае, по-видимому, не приходится. Жених протягивает обручальное кольцо, чтобы надеть на палец невесте.
- Глава ВЫЗОВ, БРОШЕННЫЙ ПЕРУДЖИНО
Абсолютная гармония «Обручения» – плод не только вдохновения, но и точного расчета, архитектурной выверенности композиции. Кому Господь покажет знамение, тому отдашь Деву в соблюдение девства ее. Громкий успех «Обручения» слегка вскружил голову молодому художнику, который стал всеобщим любимцем. По традиции того времени женихи держали в руках жезлы во время сватанья. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок.
Панель «Обручение девы Марии» (подписанная и датированная: «RAPHAEL URBINAS MDIIII») была заказана семьей Альбиццини для часовни Святого Иосифа в миноритской церкви Сан Франческо города Читта-ди-Кастелло. Миланская Пинакотека Брера, одно из лучших собраний живописи в Италии, получила к своему двухсотлетию прекрасный подарок: 19 марта 2009 г. в залы галереи вернулась отреставрированная картина Рафаэля «Обручение Девы Марии» («Lo sposalizio della Vergine»). 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж).
В ней Рафаэль делает переход от преданного (хотя и крупного) последователя местной умбрийской манеры Перуджино, к рангу художника, который воплощает в себе всё итальянское Возрождение. Возвращение картине первоначального облика – достойный повод поговорить о природе рафаэлевского таланта. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция).
Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). Капелла св. Впоследствии их сбили, чтобы освободить место для «Страшного суда» Микеланджело. Распростившись постепенно с учёной латынью итальянцы охотно заговорили на живом образном народном языке с его богатством идиом и метафор. Римская курия была без памяти от начавшего входить в силу ученика Перуджино – Рафаэля.
Шедевр Рафаэля «Афинская школа» является одной из четырех главных фресок на стенах Станцев Рафаэля в Апостольском дворце в Ватикане. Матильда была сражена таким поступком и вскоре вышла за него замуж. Не сохранилось никаких сведений об истории создания этих картин. Девственная чистота не считалась добродетелью в иудаизме.
1). «Сикстинская Мадонна» изображает Мадонну, держащую младенца Христа и Святого Сикста и Святую Варвару, расположенных по бокам.
Некоторые исследователи-медики усматривают смыслы в изображении деформированной стопы св. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл.
Словно демонстрируя свое владение законами перспективы и понимание ее смысла, Рафаэль показывает храм таким образом, что мы одновременно видим оба его дверных проема и пространство за ними (ведь слово «перспектива» в переводе означает как раз«сквозное зрение»). С одной стороны, свет, проходящий сквозь тело храма – символ Божьего благословения брака Марии и Иосифа, с другой – храм получается расположенным на самой границе между миром человеческим (обозначенным заполненной людьми площадью) и миром нетронутой природы и само соединение этих двух планов – символ соединения двух природ во Христе – божественной и человеческой.
Иосифа в выборе имени Иисуса. Так как гобелен чувствителен к художественным ограничениям, Рафаэль заботился, чтобы выражения и жесты фигур в композициях были смелыми и прямыми. 17, 8). Рафаэль расписал фреску с сивиллами и пророками на входной арке часовни Киджи в Санта-Мария-делла-Паче. Четыре картины олицетворяют Философию, Поэзию, Теологию и Право, где «Афинская школа» представляет Философию. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом.
«Обручение девы Марии» было написано перед самой поездкой Рафаэля во Флоренцию, где он познакомился со скульптурами Донателло, а также искусством его прославленных старших современников, Леонардо да Винчи и Микеланджело. Свет, проходящий сквозь храм, символизирует Божье благословение брака Девы Марии и Иосифа.
55 г. до н. э. ). Рафаэль же, как и Перуджино использует свидетельство святого Иеронима, который в свою очередь основывался на библейской истории о расцветшем миндалевым деревом жезле Аарона (Чис. С одной стороны, свет, проходящий сквозь тело храма— символ Божьего благословения брака Марии и Иосифа, с другой— храм получается расположенным на самой границе между миром человеческим (обозначенным заполненной людьми площадью) и миром нетронутой природы и само соединение этих двух планов— символ соединения двух природ во Христе— божественной и человеческой. Кроме того, мастер оформляет виллуЛоренцо Медичи (1449 – 1492) в Кареджи и регулярно выезжает в Рим для выполнения заказов Папы. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон).
В нижней части апостолы безуспешно пытаются освободить мальчика одержимого демонами. Но этот ревнитель чистоты стиля и нравов умудрился так «причесать» стихи великого деда, что они стали безлики и не вызвали интереса. Имени Иисуса) взаимосвязаны благодаря роли св.
Причину этого сходства нельзя назвать с уверенностью. Иосифа в церкви Сан Франческо города Читта ди Кастелло.
Сюжет «Обручения» был особенно популярен в Умбрии на рубеже 15-16 веков: в 1478 г. Кафедральный собор Перуджи получил драгоценную реликвию – обручальное кольцо Девы Марии (оно было попросту украдено перуджийцами из церкви города Чиуси в Тоскане). «Ученик превзошел учителя», – эти слова, обращенные в свое время В. А. На протяжении всего периода пребывания в Ватикане, Рафаэлю удалось поработать над другими заказами.
На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Трепет этой доверчиво протянутой руки, мягкость жеста контрастируют с энергичным движением юноши, переламывающего посох. Один из них в досаде переламывает посох о колено.
Любопытно, что, согласно раннехристианскому преданию (зафиксированному, например, в апокрифе «Первоевангелие Иакова Младшего» (гл. Иосифа в церкви Сан Франческо города Читта ди Кастелло. Считается, что среди пяти молодых мужчин Рафаэль изобразил и себя. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Все же в душе Матильда таила камень, в некоторые периоды жизни интриговала против мужа (в частности, поддерживала старшего сына, восставшего против отца).
Подобную безвкусицу могли сочинить разве что бродячие сицилийские трубадуры. Получив сильный заряд бодрости от общения с живой природой и обретя необходимый душевный настрой, он поспешил вернуться к делам в мастерской. Собственно, картина и не покидала музея – реставраторы работали в специально сооруженном вокруг «Обручения» стеклянном боксе. В 1500 году Перуджино закончил самое известное и масштабное свое произведение, росписи Колледжо дель Камбио, о чем свидетельствует соответствующий документ, где говорится, в частности: «Пьетро Перуджино, который всех превзошел в живописи, нарисовал это своей собственной рукой». Иосифа и женихов. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело.
Иосифа, согласно апокрифам. Джованни умер, когда сыну было 11 лет. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу.
В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Границей земного и небесного миров становится вход в Храм.
Если же говорить о Перуджино, то это были как раз те годы, когда в руке мастера стала всё отчётливее чувствоваться усталость, что особенно бросается в глаза при сравнении последней его работы в Перудже со схожим по композиции великолепным «Вручением ключей» в Сикстинской капелле, где он, казалось, превзошёл самого себя. не испытавшей брака. Он полностью переосмыслил сам сюжет и придал ему иное более радостное звучание. Он был составлен около 1260 г. архиепископом Генуи Якопо да Варацце.
Почти всю работу делали ученики, а мастер лишь осуществлял «общее руководство». У флорентийцев появился новый кумир – Микеланджело (с которым Перуджино был в ссоре с того времени, как участвовал в комиссии, долженствовавшей решить, где установить его «Давида»). Волшебные свойства золотого сечения, лежащего в основе гармоничных пропорций, были заново открыты европейским искусством на рубеже XV-XVI веков благодаря исследованиям Леонардо да Винчи: он ввел термин «золотое сечение» и проиллюстрировал трактат Луки Пачоли «De Divina Proportione» («О божественной пропорции»), вышедший в 1509 г., через пять лет после создания «Обручения». Разделим картину по линии горизонта, совпадающей с низом дверного проема. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок.
Первосвященник собрал 12 благочестивых мужей из рода Давидова к храму и взял у них жезлы. Картина была действительно хороша, но зависти у него не вызвала. В соответствии с удаляющейся перспективой, показанной на мостовой и в углах портика, фигуры «Обручения девы Марии» пропорционально уменьшаются в размерах.
Об этом молчит и Вазари, отметивший, сколь велик был успех творца в делах амурных. Примером такого интереса явился европейский проект (2009-2012) «Translatio nummorum» Историко-Художественного института во Флоренции (Общество научных исследований имени Макса Планка), Берлинского Мюнцкабинета (Фонд прусского культурного наследия) и Гумбольдтского университета (Берлин) совместно с Берлинско-Бранденбургской Академией наук (Проект «Census. Учитель и ученик создают алтарные образы на тему «Обручения» почти одновременно: Перуджино писал свою картину для Кафедрального собора Перуджи между 1500 и 1504 гг. Его храм — в первую очередь символ и только затем — манифест новых архитектурных идей. Мотив круга (обручального кольца. ) находит в картине множество аналогий.
«Афинская школа» считается «идеальным воплощением классического духа Высокого Возрождения» и самой известной картиной Рафаэлло Санцио-да-Урбино. Присущая ему религиозность выглядит иначе, чем её понимали мастера XIV века. «Форнарина» (прибл. Сюжет картины, в целом, соответствует апокрифической «Золотой легенде» Якова Ворагинского. Источником, вдохновлявшим Перуджино и Рафаэля, была «Золотая легенда» (Legenda Aurea) – сборник христианских сказаний и житий святых, который по своей популярности уступал в XIV -XVI веках только Библии.
Все три сюжета – матримониальные. Оба посвящения капеллы в церкви св. После завершения работы заказчик Альбиццини устроил банкет. Иосифа, намекающим на его будущее благочестивое намерение тайно развестись, обозначаемое правовым символизмом обряда снятия обуви «халица». Абсолютно очевидно, что рафаэлевское «Обручение» — это окончательный и бесповоротный отход от манеры Перуджино, а сама картина убедительно и зримо доказывает, что все утверждения об «ученичестве» Рафаэля в мастерской Перуджино можно воспринимать лишь чисто гипотетически.
Только Флоренция могла предоставить необходимые для этого условия. Мать Рафаэля предположительно заботилась о своём малолетнем сыне сама вместо того, чтобы отправлять его няне.
Анонимного пуриста особенно возмутили орфографические ошибки, недостойные «божественного Рафаэля», а также пренебрежение к сдвоенным согласным, столь типичным для итальянского языка. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Но и в таких ситуациях мастер иногда позволял себе некоторые «вольности». Персонажи переднего плана приближены к зрителю. Вместе с другими флорентийскими мастерами он должен был принять участие в украшении Сикстинской капеллы.
У супругов было 10 детей. Св.
Но изначально фресками Перуджино была украшена вся алтарная стена. Собери неженатых мужей из колена Иудова от дома Давидова и пусть они принесут жезлы (посохи свои). Среди них он изображает беседующую пару обоих полов, тогда как у Перуджино изображены лишь беседующие женихи с жезлами.
Все они собрались во храм и усердно молились, да явит им Бог волю свою. Человеку, увидевшему отреставрированную картину Рафаэля, неловко читать рассуждения искусствоведов ХХ века о характерной для «Обручения» «приглушенной цветовой гамме» и «благородном оттенке старой слоновой кости». Сюжет «Обручения» был особенно популярен в Умбрии на рубеже XV-XVI веков: в 1478 г. Кафедральный собор Перуджи получил драгоценную реликвию – обручальное кольцо Девы Марии (оно было попросту украдено перуджийцами из церкви города Чиуси в Тоскане). Еще одна тайна композиции «Обручения» откроется нам, когда вместо линейки мы вооружимся циркулем. По сравнению с работами других известных мастеров, расписывавших стены Сикстинской капеллы, пожалуй, только фреска Перуджино «Вручение ключей» в полной мере заслуживает право соседствовать со «Страшным судом» Микеланджело на алтарной стене. 1503 г. Пинакотека, Ватикан).
1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). В «Золотой легенде» рассказывается, что Мария воспитывалась в Иерусалимском Храме. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. Расстояние от верха картины до порога Храма (А) относится к расстоянию от порога до низа картины (B), так же как расстояние В – к общей высоте картины (С).
1507 г., Старая Пинакотека, Мюнхен) спиралевидное движение и сложная психологическая взаимосвязь между фигурами (прибл. Рафаэль использует принцип золотого сечения: меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине (А:В В:С). В правом углу картины Рафаэль изобразил одного из отвергнутых женихов, который с досадой ломает о колено свой собственный жезл. Да и кто в те годы не занимался стихосложением. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина».
Эта авторская копия долгое время считалась утерянной, но в 1927 году её обнаружил в одном частном собрании молодой искусствовед Роберто Лонги, который подробно описал её в издаваемом им журнале «Парагоне». Но сам сюжет картин подсказывает, что, скорее всего, они были приурочены к какому-нибудь знаменательному событию (например, конфирмации) в жизни юного аристократа и, возможно, стали первыми работами Рафаэля, выполненными на заказ. С одной стороны, свет, проходящий сквозь тело храма — символ Божьего благословения брака Марии и Иосифа, с другой — храм получается расположенным на самой границе между миром человеческим (обозначенным заполненной людьми площадью) и миром нетронутой природы и само соединение этих двух планов — символ соединения двух природ во Христе — божественной и человеческой. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. В начале XVI века владение перспективой было отнюдь не внове, но искусность Рафаэля поразила его собратьев по цеху: «В этом произведении имеется перспективное изображение храма, построенное с такой любовью, что диву даешься при виде тех трудностей, которые преодолевал автор, добиваясь решения этой задачи», – писал Джорджо Вазари об «Обручении» в своих «Жизнеописаниях».
Фигуры женихов и миловидных подруг Марии однотипны и не очень выразительны, вот таким образом исследователи часто видят в них следы еще не изжитого ученичества Рафаэля. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. Папа римский Лев X продолжил программу художественного оформления, таким образом, Станца дель Инчендио ди Борго была расписана между 1514 г. и 1517 г. Давление растущего числа заказов Рафаэля означало, что большую часть работы по росписи сделали помощники из мастерской по его эскизам. Фигуры женихов и миловидных подруг Марии однотипны и не очень выразительны, вот таким образом исследователи часто видят в них следы еще не изжитого ученичества Рафаэля.
Тот продал её миланскому торговцу предметами искусства Саннадзари. В этих и в картинах Святого семейства он показал своё развивающееся мастерство композиции и экспрессии. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Она видна как на ладони из-за смещённой вверх точки зрения. Иосифу обеих капелл – объясняется трактовка иконографического новаторства Рафаэля и Перуджино, вслед за Пьеро делла Франческа, написавших первые алтарные образы с сюжетом «Обручения Марии», то есть с акцентом на роль св.
Иосифа, жениха Марии. Заказчиком Рафаэля был Филиппо ди Лодовико Альбеццини, нотариус, торговец тканями, служивший в разные периоды приором города, а также капитаном района Скалоччьо, членом советов «Шестнадцати» и «Тридцати двух». Отклонив фигуру Первосвященника вправо (у Перуджино он стоит прямо по центру), Рафаэль подчеркивает трогательное одиночество Марии – избранницы, смиренно принимающей свой жребий. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели.
Иосиф был беден. Ведута (на итальянском – «вид») хранилась в Урбино, откуда были родом Браманте и его младший современник Рафаэль и где они оба вполне могли ее видеть. «Обручение Марии» написано молодым художником – Рафаэлю был всего 21 год – в завершение его ученичества в Перудже у Пьетро Перуджино. Такие представления были воплощены, например, на картине Рафаэля Обручение Девы Марии. Достигал донжон 30-метровой высоты. Возможно, Браманте и Рафаэль вдохновлялись одним и тем же образцом: так называемой «Урбинской ведутой» (1475) Пьеро делла Франческа – изображением площади идеального города с центрическим храмом. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл.
Если Перуджино вытягивает композицию по горизонтали (портики по обе стороны храма, стоящие на одной линии фигуры переднего плана), то Рафаэль разворачивает пространство картины вглубь. Ведута (на итальянском – «вид») хранилась в Урбино, откуда были родом Браманте и его младший современник Рафаэль и где они оба вполне могли ее видеть.
Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). Иосиф был выбран по знамению свыше: все претенденты на руку Марии оставили в Храме свои посохи, но только посох Иосифа чудесным образом расцвел (в другом варианте сказания – из посоха Иосифа вылетела голубка). однако известно, что в 1470-е годы Перуджино работал очень активно и буквально сразу же по выходе от Верроккьо открыл во Флоренции собственную мастерскую, где в разное время учились такие художники, как Рокко Дзоппо, Баккьякка и Рафаэль Санти (довольно долго имя Перуджино было знакомо широкой публике именно благодаря тому, что у него учился великий Рафаэль). Подтверждение этой мысли мы снова находим в композиции картины.
В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. Есть сведения, что некоторое время юный Перуджино работал под началом Фиоренцо ди Лоренцо (1445 – 1522), однако особенного доверия они не вызывают, поскольку было бы странно, что Фиоренцо ди Лоренцо чему-нибудьмог на учить воспитанника ровесника. При взгляде на картину молодого Рафаэля вы охвачены трепетным и волнующим чувством, словно ранним утром, когда воздух прохладен и чист, вас вдруг перенесли в прекрасную страну, где необычайные и привлекательные люди устроили красивый и изящный праздник. Желая хоть как-то загладить свою вину, он вскоре написал по памяти повтор картины, оригинал которой был им продан некоему местному толстосуму.
Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. В композиции картины «Обручение Марии» всё приведено к «золотой мере» (А. Бенуа), ничего не отвлекает от главной группы Марии и Иосифа. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Налицо были скудость духовной жизни и постоянные повторы однажды найденного. В этом произведении имеется перспективное изображение храма, построенное с такой любовью, что диву даешься при виде тех трудностей, которые преодолевал автор, добиваясь решения этой задачи» (цитируется по).
В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. В «Обручении» можно найти еще много проявлений геометрической упорядоченности композиции – например, равносторонний треугольник в центре картины. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон).
Слава его постепенно затухала. Но, «поверяя», подобно пушкинскому Сальери, «алгеброй гармонию», мы можем лишь отчасти понять, почему, когда мы смотрим на эту картину, нас охватывает восхищение, почему в музее после созерцания творений Рафаэля трудно переключиться на осмотр других произведений.
Причину этого сходства нельзя назвать с уверенностью. Примечательно, что композиция сделанного в этот период рисунка Рафаэля «Встреча Фридриха III с Элеонорой Португальской» (частная коллекция семьи Бальдески, Перуджа) отражает традиционное расположение: мужчины во главе с женихом изображены слева, женщины во главе с невестой справа. Пространство у Рафаэля открыто сильнее.
1415 – 1492), что тоже сомнительно. Иосифа в церкви Св. Фигуры «Обручения девы Марии» с их небольшими овальными головками и крошечными чертами лица также кажутся скопированными с работ Перуджино. Так что откажитесь от этой глупой затеи».
2). В 1513-1514 гг.
Ничего подобного на картине Перуджино нет и в помине. Из близости слов virga – «палочка» и virgo – «девственница» в средние века за миндалем закрепилось значение девственной чистоты, а само дерево стало одним из атрибутов Богоматери. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор».
Соскучившись по большой работе, Рафаэль с радостью взялся за написание своего «Обручения Девы Марии» (Милан, Брера), сознательно и с явным вызовом повторив почти слово в слово композицию картины именитого мастера. Другие биографы называют среди учителей Перуджино Пьеро делла Франческа (ок. Все мы привыкли называть донжоном небольшую угловую башню при каком-нибудь замке. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой.
Иосифа 19 марта. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Многие известные критики считают «Сикстинскую Мадонну» одной из лучших картин, она особенно популярна в Германии, где её «назвали «величайшей среди мировых картин» и дали эпитет «божественная». Из близости слов virga — «палочка» и virgo — «девственница» в средние века за миндалем закрепилось значение девственной чистоты, а само дерево стало одним из атрибутов Богоматери.
«Обручение» – одна их тех картин, что сродни стихам или музыкальному сочинению. Грешили рифмоплётством даже некоторые понтифики. Вряд ли Рафаэль видел Темпьетто (не сохранилось никаких сведений о том, что он в годы учения в Перудже посещал Рим). В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II.
Материальное ощущение контрастной текстуры бархата и шелка в костюме папы придает еще больше достоинства великолепному портрету Льва X с его племянниками. В Евангелиях нет свидетельств об обручении Марии и Иосифа. Продолжив мысленно боковые линии цветных плит, которыми выложена площадь, мы убедимся, что точка их схода расположена точно в дверном проеме Храма, за которым открывается бесконечность небес. Столь деликатную операцию он не доверил двум нанятым помощникам, которые были послушны, но не опытны.
17, 8). В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл.
Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Приятно отметить, что работа хорошо сохранилась. Иосифа. В «Золотой легенде» рассказывается, что Мария воспитывалась в Иерусалимском Храме. Прислушиваясь к мерному журчанию воды, Рафаэль подумал: «А каков он, древний Тибр, в Риме.
Эта картина является выдающимся произведением молодого Рафаэля, который обретает зрелость в период работы в Читта ди Кастелло в 1503-1505 гг. испытав влияние позднего Перуджино (Пьетро Вануччи) и творчески переосмысливая его. Композиционный центр произведения – притягивающий взгляд центральный портал «идеального храма», сквозь который, контрастируя с зияющей темнотой окон под куполом, просвечивает голубое небо. Саннадзари в 1804 завещал ее главной больнице Милана. Иосифа и Девы Марии. Именно особенностью заказа – посвящением св. Для Наполеона Рафаэль был просто самым великим из итальянских художников, а «Преображение Господне» – его величайшей работой, Джорджио Вазари называет её «самой красивой и самой божественной» работой Рафаэля. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели.
Длившаяся год реставрация была первой за 150 лет (лишь в 1958 г., когда картина пострадала от руки вандала, ударившего по ней молотком, реставрировался поврежденный фрагмент). В 1798 году этот город был вынужден отдать картину наполеоновскому генералу Леки. Обручение Рафаэля с его неуловимым чувством пространства, с утонченностью и даже некоторой изысканностью источает такие благоухание и свежесть, каких не знает фреска Перуджино.
То же относится к встрече Фридриха III со своей невестой Элеонорой Португальской. Иосифу и Св. 17, 8). Вся картина выстроена на диалоге прямых линий и дуг.
В Новом Завете сказано, что Девы Мария принесла в жертву за очищение после родов двух голубок (так было принято только у бедняков). Согласно апокрифической традиции, к моменту обручения Иосиф был вдовцом почтенного возраста, уже имевшим нескольких детей. Но картина Рафаэля имеет хорошо развитую круговую композицию, тогда как у Перуджино она горизонтальна (в стиле, типичном для кватроченто). Но полученный заказ в Читта ди Кастелло не позволял покинуть мастерскую. Подруги невесты и претенденты на обручение принимают живое участие в церемонии. Закруглению рамы вторит полусферический купол Храма, который у Рафаэля, в отличие от Перуджино, не сливается с верхним краем картины.
Однако к работе так и не приступил. В верхней половине картины показано Преображение Христа с пророками Ильёй и Моисеем по обе стороны от него. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Любопытно, что, согласно раннехристианскому преданию (зафиксированному, например, в апокрифе «Первоевангелие Иакова Младшего» (гл. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Для современников Рафаэля символика была очевидна: сходящиеся линии-лучи соединяют сцену Обручения с Храмом – местом Божественного присутствия и дальше – со всей Вселенной.
Возможно, Браманте и Рафаэль вдохновлялись одним и тем же образцом: так называемой «Урбинской ведутой» (1475) Пьеро делла Франческа – изображением площади идеального города с центрическим храмом. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). «Ученик превзошел учителя», – эти слова, обращенные в свое время В. А. Жуковским к юному Пушкину, мог бы, наверное, повторить Пьетро Перуджино, сравнивая свою работу с творением Рафаэля. Но ученик навсегда сохранил любовь и признательность к учителю. Иосифа, как будто страдающего полидактилией (наличием лишнего пальца) и связывают это с намеком на будущие путешествия св.
Не стоит выставлять божественного Рафаэля в обносках с чужого плеча.