Первая Мозаичная Картина Ломоносова

Первые трудности и первые успехи

Он очертил границы Куростровской и Ровдогорской волостей, указал местоположение города Холмогоры, Вавчугской верфи и Спасского монастыря (на Анновой горе), пометив крестами находившиеся здесь церкви. Им опубликованы монографии Ломоносов как физикохимик (1904) и Первый русский учёный (1915), сборники Рукописи Ломоносова в Академии наук СССР (1937) и Труды М. В. Ломоносова по физике и химии (1936). Каждая из этих мозаичных работ должна была отражать определенный этап жизни Петра I. Первой мозаичной композицией из задуманной серии стала «Полтавская баталия».

Сравнивая рисунок М. В. Ломоносова с гравюрой из книги И. Д. Прейслера «Основательные правила или краткое руководство по рисовальному художеству», становится очевидным, что Ломоносов, во-первых, к сентябрю 1737г. 1735 год памятен в жизни Ломоносова тем, что в этом году он написал одну из своих замечательных работ: «Слово о явлении воздушных, от электрической силы происходящих». Она вернулась в Канцелярию и след ее в дальнейшем был затерян. Рассказав о различных способах отделения золота и серебра, о процессах переплавки медных, свинцовых и оловянных руд, М. В. Ломоносов подробно описал выплавку чугуна и железа. Стремясь к этому, господин Ломоносов путем опытов вычислил дозы ингредиентов изобрел инструменты для резки и металлические формы (для отливки), точильные камни, а также приспособления, которыми можно смальту делить на мелкие призмы и, применяя наждак, фацетировать их Великодушная государыня, в знак своего одобрения и удовольствия, доставленного этой работой, осыпала уважаемого автора наградами, а именно дала ему исключительную привилегию и имение в Ингрии, где выстроена фабрика именно такого рода цветных стекол, работающая успешно при этом обучены стеклянному мастерству местные жители.

Окрашенные стекла по-прежнему готовились на Устъ-Рудицкой фабрике. сошли с политической арены покровители Ломоносова И. И. Шувалов и М. И. Воронцов. Уже в мае г. М. Павел» и «Св.

Вот таким образом Ломоносов не мог иметь готовых рецептов. Кратковременный восход искусства мозаики в России связан с гением Ломоносова. М. В. Ломоносов с большой энергией принялся за дело. Вскоре после смерти Ломоносова проект убранства Петропавловского собора был отвергнут. из мозаичной мастерской Ломоносова вышли четыре портрета Петра Великого.

Пётр (с картины П. -П. Спустя два года был утвержден и его проект об украшении мозаичными картинами монумента Петра, который тогда собирались воздвигнуть в Петропавловском соборе. Датируется дело 1769 – 1786 гг. 55 В нем не раз «инспектор мозаичного художества» И. Вельский говорит о работоспособности мастерской и ссылается на последние шесть мозаик 1766 – 1769 гг. назовут ПетраI «первым проявлением личности в русской истории», как в 20в. ниже, стр.

Фабрика и первые 
мозаики Михаила 
Ломоносова

Фабрика и первые мозаики Михаила Ломоносова

Несмотря на некоторые пропуски в отчетах- «рапортах», Н. И. Сидорову удалось дать достаточно полную и ясную картину работы Усть-Рудицкой фабрики в кратком очерке. К 1753 г. Ломоносов уже создал мозаики «Мадонна», местонахождение которой неизвестно и «Нерукотворный Спас», хранящийся в Государственном Историческому музее (Москва). его назовут «первым большевиком», видя в нем первого человека, сумевшего подняться над массой, над инерцией истории. Большой знаток творчества последнего, К. В. Малиновский, объективно характеризует уровень и способность понимания им деятельности М. В. Ломоносова, отмечая, что представления о художественной ценности мозаичных работ (восхищение иллюзорностью имитацией масляной живописи) свидетельствуют, что в данном вопросе Штелин следовал вкусам своей эпохи и не мог быть беспристрастным арбитром. Он разрабатывал теорию цветов исходя из своего понимания физической природы света.

Однако двухлетняя задержка оказалась роковой. Современники его с большим интересом встретили выход в свет этого труда. ein abscheulich schцn und groЯes Gemдhlde). В «Вестнике Европы» (1806, ч. XXVIII, 13, стр.

И тогда он решил сам наладить это производство. Следующая мозаичная картина проекта «Азовское взятие» была не закончена по причине смерти Ломоносова. Рубенса). Монументальная мозаика впечатляющих размеров (4, 81 х 6, 44м) очень натурально передает напряжение в решающие мгновения Полтавского сражения.

  1. Создание производства цветного стекла Ломоносовым
  2. Мозаическое творчество Ломоносова
  3. Создание производства цветного стекла в России Ломоносовым
  4. Презентация на тему: Мозаика Михаила Васильевича Ломоносова

Воронцов. В рапорте от октября 1755 г. в Контору мануфактур-коллегии Ломоносов сообщал, что на его фабрике работали управитель Иван Цильх (брат жены Ломоносова), Матвей Васильев и Ефим Мельников, принятые из «живописных учеников» Академии наук изготовлявшие мозаику и обучающие этому искусству других выдувальщики Тимофей Григорьев и Ефим Мельников, делающие трубочки для бисера и стекляруса гончар Петр Андреев заготовитель материалов Андрей Яковлев бисерник Михаиле Филиппов пронизочник Андрей Никитин Кирилл Матвеев изготовлявший четырехугольные куски массы для мозаики Григорий Ефимов – гранильщик, отделывавший мозаичные композиции рисовальщик Игнат Петров, делавший цветы из финифти (эмали) Михайло Филиппов 2-й, мастер кузнечного и слесарного дела Дмитрий Иванов, мастер плотничного и столярного дела, надзиравший также за работой шлифовальной «мельницы» и лесопилки. В 1764-ом году журнал Болонской академии «Флорентийские ученые ведомости» пишет: « господин Ломоносов, статский советник и известный профессор химии после невероятного числа опытов, вооружившись философской выдержкой приготовил все необходимые цвета для мозаики, которая будучи сравнена с римскими, оказалась не уступающей им ни в чем».

Качество ломоносовских мозаик было очень высоким. с картины «Полтавская баталия», оконченная во второй половине 1764 г. Картина поражает своей красотой и размерами: ее длина — 6, 4 м, высота — 4, 8 м. Эту картину составляли под руководством М. В. Ломоносова семь человек. Лаосские художники делают красочные мозаики из кусочков цветного зеркала. Она имеет десять с половиной локтей в ширину и в высоту семь и три четверти.

  1. МОЗАИКА, ПРОИСХОЖДЕНИЕ СВЕТА И ТЕОРИЯ ТРХ ЦВЕТОВ
  2. Презентация, доклад Мозаики Ломоносова
  3. Мозаичные работы Ломоносова стали яркой страницей в истории русского исскуства
  4. Медиапортал Государственного исторического музея
  5. Когда не было разделения на «физиков» и «лириков»
  6. Возрождая знания Византии на новом уровне
  7. Мастер класс по мозаике в Сестрорецке
  8. Из «кубиков, призмочек и цилиндриков»

Образ был принят ею с «оказанием удовольствия». Везде Петра Великаго вижу в поте, в пыли, в дыму, в пламени — и не могу сам себя уверить, что один везде Петр» (Ломоносов, 1959, с. 610). Екатерина» и «Св. Из них Н. Е. Макаренко опубликовал «Апостола Павла», «Св.

В то же время, В. К. Макаров находит, что как раз «исполненный Ломоносовым портрет Петра I. набранный крупными, неправильной формы кусками колотой смальты, является драгоценной реликвией высокой художественной культуры XVIII века и даёт один из самых выразительных, одухотворённых образов Петра». Петр I изображен на ней в латах и порфире. Далее Я. Штелин сообщает о созданных в 1756 году «погрудном портрете Петра I и его дочери – блаженной памяти герцогини Голштинской», как достоинства он отмечает то, что «в портрете герцогини кружева исполнены из одних только маленьких осколков белого литика и вообще швы набора или промежутки между кусочками смальты не видны более и наполовину так отчётливо, как в первых картинах, где между ними можно было положить почти мизинец». В декабре 1764г.

  1. Портрет «человека, Богу подобнаго»
  2. «Петра Великаго вижу в поте, в пыли, в дыму, в пламени»
  3. Все книги автора Леонид Антипин

Учёный продолжал неутомимо трудиться над созданием мозаичных картин и портретов. Среди них была и мозаичная картина «Плачущий апостол Петр»– работа неизвестного ватиканского мастера с оригинала Гвидо Рени, отличавшаяся богатством и разнообразием красочных оттенков при передаче розового хитона и голубого плаща апостола. В 1750г. Кроме производства различных сортов стекла, Ломоносов разработал состав фарфоровой массы. Вскоре после смерти Ломоносова проект убранства Петропавловского собора был отвергнут.

Учёный продолжал неутомимо трудиться над созданием мозаичных картин и портретов. Образ был принят ею с «оказанием удовольствия». Окись железа дала Ломоносову в стекле желтые тона, золото – рубиновое стекло». ein abscheulich schn und groes Gemhlde). Был нанят «хороший городской художник Л. З. Кристинек (ученик Фанцельта – копииста Грота)», которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как характеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин. Никто не отметил, однако, заслуг Ломоносова перед русским искусством розыском работ его мозаичной мастерской. Один экземпляр ее был подарен Екатериной владельцу оригинала. На свете не так уж и много таких людей.

Создание производства 
цветного стекла 
Ломоносовым

Эта естественная итальянская «монополия» на мозаику была нарушена лишь во 2 пол 19 в., когда с развитием национальных рынков художественной промышленности начали появляться частные мозаичные мастерские во Франции и Германии. При создании этого произведения было использовано 13650 фрагментов. В пятой части речь идет также и о плавильных печах и процессах, в них происходящих. В рапорте в Академическую канцелярию он писал, что в работе над этой мозаикой «всех составляющих кусков поставлено больше четырех тысяч, все моими руками, а для изобретения составов сделано 2174 опыта в стеклянной печи».

Мозаика эта, сверкая и переливаясь на солнце, создает радостное, торжествующее настроение. В 1864 г., в связи с окончанием постройки нового здания Мозаичного отделения Академии художеств, П. Н. Петров, много работавший в архиве Академии, напечатал «Краткое обозрение мозаичного дела преимущественно в России». В начале 1758г.

В 1757г. копию итальянского текста корреспонденции в архиве Я. Штелина (Архив АН СССР), а также письмо, 1764 г., Франческо Алъгаротти М. И. Воронцову, напечатанное вместо предисловия в V томе ливорнского издания сочинений Альгаротти. Только в 1946г. В то же время именно понимание особенностей мозаики позволяло М. В. Ломоносову сознавать и отсутствие надобности досконального следования картону в материале, когда многое придёт к единству за счёт этих уникальных пластических свойств модульного набора.

Приводим перевод его с итальянского текста, находящегося в бумагах Я. Штелина. 9 «Граф Воронцов, возвратившись из первых путешествий, совершенных в 1745 и 1746 годах по различным частям Европы, привез с собою мозаичные картины, приобретенные за высокую цену или полученные в подарок от папы Бенедикта XIV в Риме, где это искусство процветает. В 1753 г. Ломоносову был «пожалован» участок земли у деревни Усть-Рудицы в 25 км от Ораниенбаума, на быстрой речке Рудице, Ломоносов сразу же приступил к постройке Усть-Рудицкой фабрики. Он очертил границы Куростровской и Ровдогорской волостей, указал местоположение города Холмогоры, Вавчугской верфи и Спасского монастыря (на Анновой горе), пометив крестами находившиеся здесь церкви. Без всякого основания П. Н. Петров назвал «множество» мелких мозаичных образов «Спасителя» и «Богоматери», будто бы вышедших из ломоносовской мастерской.

4сентября этого же года он подносит его Елизавете Петровне. 4 сентября того же года он подносит его Елизавете Петровне. В благодарность за учреждение Усть-Рудицкой фабрики ученый подарил Сенату мозаичный портрет Петра I. В настоящее время эта картина хранится в Государственном Эрмитаже. Сам Ломоносов называл её «фабрикой делания разноцветных стекол и из них бисера, пронизок и стеклярусу и всяких галантерейных вещей и уборов». М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину (картон).

В 1786 г. «Контора строения е. и. в. Еще Ломоносов придумал классический русский четырехстопный ямб, построив его по немецкому образцу (этот язык он знал в совершенстве, долгие годы проучившись в Германии). Линии должны быть тонкими, еле заметными. Создатель многих памятных медалей. ) сообщает о созданных в 1756 году погрудном портрете Петра I и его дочери – блаженной памяти герцогини Голштинской, как достоинства он отмечает то, что в портрете герцогини кружева исполнены из одних только маленьких осколков белого литика (стекла имитирующего драгоценный камень. ) и вообще швы набора или промежутки междукусочками смальтыне видны более и наполовину так отчётливо, как в первых картинах, где между ними можно было положить почти мизинец. В отзыве комиссии отмечалось: « со удивлением признавать должно, что первые опыты мозаики без настоящих мастеров и без наставления в самое малое время столь далеко доведены, то Российскую империю поздравляем с тем, что между благополучными успехами наук и художеств и сие благородное художество изобретено и уже столь далеко произошло, как и в самом Риме и в других землях едва в несколько сот лет происходить могло». В настоящее время «Полтавская баталия» украшает стены Академии наук в Ленинграде.

В декабре 1948 г. она обнаружена в частном собрании в Ленинграде. Эти поводы – столетие со дня рождения (1811) и открытие памятника Ломоносову работы Мартоса в Архангельске (в 1829 г. ). Затем подготавливают бумагу, разрезая ее на мелкие кусочки, каждый цвет отдельно. Ломоносов был единогласно избран членом Болонской Академии Наук.

Мы уже не раз упоминали об этой группе мозаик, выполненных «под смотрением» Ивана Вельского. И они «слепили» 14 футов длиной и 9 футов высотой «ужасно красивую и большую картину, которая должна была представлять Полтавскую баталию» (нем. Тяжелобольной Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России.

В 1757 году М. В. Ломоносов представят Сенату программу, в которой намечается сооружение над могилой Петра Великого мозаичного монумента, а всю крепостную церковь -- «выложить мозаичными картинами». Тяжелобольной Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России. Был нанят «хороший городской художник Л. З. Кристинек (ученик Фанцельта— копииста Грота)» 9, которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как характеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин.

Она оказалась как бы висящей в воздухе. Граф М. И. Воронцов показывал в своем доме итальянскую мозаику «Плачущий апостол Петр», привезенную из Рима и там же выполненную по живописному оригиналу Гвидо Реви, а кроме того, заказанный там же мозаичный портрет императрицы Елизаветы. Никто ее перечитывать не любит, но на цитаты она разошлась, одна из них: «может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать». Ломоносов хотел отразить "знатнейшие дела историческим образом", подразумевая под ними начало правления Петра, "избавление от стрельцов" историю создания флота, взятие Азова, пребывание Петра I за границей, основание Петербурга, Кронштадта, Петергофа, "Полтавскую баталию" и т. д. Но итальянские мозаичисты хранили в тайне приготовление смальт. Сенат не принял мозаики.

Начинают выполнять мозаику с нанесения контурных линий рисунка на основу. «Полтавская баталия» — последняя работа, выполненная под руководством Ломоносова. В своей химической лаборатории Ломоносов в течение трех лет сумел создать рецептуру изготовления цветных стекол, нужных ему «для разработки учения о цветах». О них стали забывать.

Шувалов и М. И. Время подтвердило правоту слов Ломоносова. Канцелярия от строения поднесла ее Сенату. М. В. Труды П. С. Билярского, А. А. Куника, А. была создана комиссия из членов Академии художеств.

З. Кристинек (ученик Фанцельта — копииста Грота), которому в помощь даны были жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений, как характеризует членов исполнительской группы Я. Штелин. Оказалось, что М. В. Ломоносов необычайно точно и, несомненно, по памяти начертил схематическую карту своей родины. 538, 844) называет две ломоносовские мозаики, находившиеся тогда в Академии художеств: «Мозаичной живописи есть портрет императрицы Елизаветы Петровны Ломоносовым и глава апостола Петра с наипревосходнейшим искусством писанная». Сравнительно небольшая по размерам мозаика (2 фута на 19 дюймов или 80, 76 на 47, 23см) оказалась чрезвычайно трудоемкой в изготовлении. Ломоносов видел эти картины и они произвели на него сильное впечатление.

В связи с этим М. В. Ломоносов писал: «Всех составленных кусков поставлено больше четырех тысяч, все моими руками, а для изобретения составов делано две тысячи сто восемьдесят четыре опыта в стеклянной печи». В октябре 1752г. Но, несмотря на многочисленные трудности, в мае 1762г. Но, несмотря на многочисленные трудности, в мае1762г.

ein abscheulich schn und groes Gemhlde). «Каталог») видно, что только две из них могут быть отнесены к роду «мелких». Однако для понимания истории литературы ознакомиться с некоторыми его трудами нужно. Мозаичные миниатюры не были характерны для ломоносовской мастерской. Панно является единственным мозаичным портретом Ломоносова, в котором ученый и художник изображен на фоне его знаменитой мозаики «Полтавская баталия».

Постройка в 1748г. В 1752 г. он написал ценную рукопись «Обстоятельное описание чистого порцелина, как оный в России при С. -Петербурге делаетца, купно с показанием всех к тому принадлежащих работ». В начале 1758г. В августе 1751 г Ломоносов решился представить императрице пробы мозаичных составов.

Осуществление проекта было рассчитано на шесть лет и начато в 1762г. Эти мозаики отличались богатством оттенков, что напоминало масляную живопись. На этой мозаике вы видите уже не Богочеловека., как в самом Риме и других землях едва в несколько сот лет происходить могло». Эта мозаика изображает Петра Великого победителем Карла XII в славной Полтавской битве. «Св. С его достижениями в области мозаичного искусства итальянских ученых познакомил М. И.

канцлер привёз из Рима несколько мозаичных картин. «Дело порцеляна химию за основание и за главнейшего своего предводителя имеет», – писал он. Он считал мозаику средством увековечить деяния россиян в монументальных произведениях, «который ввек хранят геройских бодрость лиц», то есть с веками не утрачивают живописной яркости – «чрез множество веков себе подобны зрятся// И ветхой древности грызенья не боятся» («Письмо о пользе стекла»1752).

кусков стекла. Время подтвердило правоту слов Ломоносова. Петра, где покоятся его останки. Во время опытов соратника Ломоносова, Рихмана 26 июля 1753 года убило молнией. Рубенса). Искусствовед В. К. Макаров предоставляет оценку уже с высоты ретроспективного взгляда на роль его творчества, в большей степени независимо, нежели Я. Штелин – с неизбежными, но и закономерными для его современного явлению восприятия – обескураженностью и некоторым скепсисом, в значительной мере обусловленным бессознательным, но искренним сочувствием энергии и энтузиазму дерзновенного дилетанта, не имеющего способных исполнителей. Его прототипом послужил холст, находящийся в запасе Русского музея.

«За то терплю, – писал он в конце своей жизни, – что стараюсь защитить дело Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство». 2 И русская мозаика XVIII в. под его руководством отнюдь не была подражанием древним образцам Византии еще меньше хотел Ломоносов повторять современные ему ватиканские мозаики, рабски копирующие станковые оригиналы болонской и римской школ. Рубенса) 2. См.

В рапорте от октября 1755 г. в Контору мануфактур-коллегии Ломоносов сообщал, что на его фабрике работали управитель Иван Цильх (брат жены Ломоносова), Матвей Васильев и Ефим Мельников, принятые из «живописных учеников» Академии наук изготовлявшие мозаику и обучающие этому искусству других выдувальщики Тимофей Григорьев и Ефим Мельников, делающие трубочки для бисера и стекляруса гончар Петр Андреев заготовитель материалов Андрей Яковлев бисерник Михаил Филиппов пронизочник Андрей Никитин Кирилл Матвеев изготовлявший четырехугольные куски массы для мозаики Григорий Ефимов – гранильщик, отделывавший мозаичные композиции рисовальщик Игнат Петров, делавший цветы из финифти (эмали) Михайло Филиппов 2-й, мастер кузнечного и слесарного дела Дмитрий Иванов, мастер плотничного и столярного дела, надзиравший также за работой шлифовальной «мельницы» и лесопилки. Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, «Полтавская баталия», несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: «Апостол Пётр» (1761), св. Д. И. Предпринял наконец, по сенатскому указу, сочинение большой мозаичной картины».

Там должны были изготовляться различные сорта цветного стекла для мозаики, а также для выделки стекляруса, бисера «и всяких других галантерейных вещей и уборов», до тех пор ввозившихся из-за границы. Это искажало картину ее деятельности. Приношу благодарность Ф. Я. Прийме (Государственная Публичная библиотека), указавшему мне на письмо Альгаротти. Первая часть книги посвящена описанию свойств металлов и различных минералов, находящихся в земле. То есть ученики занимались подготовкой «материи» для мозаики и, возможно, складывали ее под руководством Ломоносова.

Из документов известно, что осенью 1752 г. Ломоносов обучал их способам, «как приготовлять надлежащие из составов куски к набиранию оного портрета», которых они «уже нарочитое количество наготовили» (Пекарский, 1873, с. 496–497). Ломоносов просит Сенат разрешить ему «к пользе и славе Российской империи» завесть фабрику делания изобретенных мною разноцветных стекал и из них бисеру, пронизок и стеклярусу и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего еще поныне в России не делают, но привозят иза моря великое количество, ценою на многие тысячи. Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, «Полтавская баталия», несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: «Апостол Пётр» (1761), св. Ломоносов неукротим в стремлении воплотить в жизнь результаты своей научной деятельности. На ее изготовление пошло около 900 тыс. Уже в середине 1751 г. он просит академическую канцелярию пристроить к левой половине боновского дома, где он в то время жил, отдельный «покой» для занятий мозаикой.

Так называл Ломоносов эту работу своих учеников (оконч. Воронцов. Разработав рецепты изготовления окрашенных непрозрачных стекол различных цветов и оттенков, М. В. Ломоносов приступил к изготовлению мозаик. На выставке 1770 г. в Академии художеств были две работы, учеников Ломоносова: «Св. Вскоре после смерти Ломоносова Усть-Рудицкая фабрика была закрыта. Он вновь и вновь обращается к правительству с «Предложением» организовать производство смальт для мозаик художественных и бытовых вещей из цветного стекла, уверяя, что качество изобретенных им мозаичных составов ничем не уступает римским, а ценой они даже дешевле. «Анализируя развитие цветоведения, – отмечает исследователь К. С. Ляликов, – мы должны признать, что именно с опубликованием ломоносовского «Слова» начало складываться цветоведение в современном понимании этой науки». Их число (шесть) и некоторые указания на характер изображенного мы имели в документах, опубликованных Макаренко дважды была набрана «мозаика с оригинала Рембрандта», принадлежащего Строганову.

Александр Невский (1757--1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758--1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758--1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765--1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св. Ломоносов написал учебник по риторике (1748), придумал делить литературу на три штиля (высокий, средний и низкий), сочинил одну из первых русских грамматик (1755) и обзорных исторических трудов «Древняя российская история» (1766), первым разработал педагогическую теорию и перевел «Памятник» Горация. Для ее изготовления потребовалось около, 4 тыс. Вот таким образом он продолжает совершенствовать технологию. мозаичные работы Ломоносова и его учеников составляют исключительно портреты и иконы.

История его пребывания в Германии сохранила свидетельства беспорядочности его тамошней жизни. Правда вскоре Ломоносов отказался от этого проекта, представив другой, более дешевый. Талантливые русские мозаичисты, терпя жестокую нужду один за другим преждевременно гибли. В 1757 году М. В. Ломоносов представпят Сенату программу, в которой намечается сооружение над могилой Петра Великого мозаичного монумента, а всю крепостную церковь – «выложить мозаичными картинами».

Такие цвета никак не устраивали Ломоносова. Необходимый минимум — ода «На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», достаточно бойкая и простая по языку. Однако никаких «милостей» ни от императрицы, ни от ее приближенных Ломоносов не получил. В 1752 г. Ломоносов возбудил ходатайство о предоставлении ему участка земли и необходимой рабочей силы для организации стекольной «фабрики». Поэзия Ломоносова необыкновенно разнообразна по жанрам — это оды (на долгие годы ставшие образцом для русских поэтов), рифмованные надписи по случаю иллюминаций и всяких придворных торжеств, псалмы, гимны, трагедии идиллии и героические поэмы.

Никакого интереса к мозаичному делу Ломоносова эта публикация не вызвала. А Её величество отвела этой картине место среди икон в апартаментах. 19 в. иностранцы о ней писали как о картине «которую нам было бы интересно описать и которую мы не могли увидеть, так как она завалена досками и мусором в одной из больших мастерских Академии» в 1899 г. ее перемещают в «Общество поощрения художеств», где она простояла до 1925 г., когда советское правительство, наконец, установило ее на нынешнее место – парадную лестницу здания Академии наук. И они «слепили» 14 футов длиной и 9 футов высотой «ужасно красивую и большую картину, которая должна была представлять Полтавскую баталию» (нем. В декабре 1761 г. скончалась императрица Елизавета, а с середины 1762г.

Это подтверждается надписью и датой (1745) на обороте мозаики). 18 Но все же на основании архивных данных, на которые П. Н. Петров не ссылается, автор впервые наметил главные моменты истории ломоносовской мастерской. П. Н. Петров сообщил, что две последние работы ломоносовских учеников (1769) «Апостол Павел» и «Св. После смерти Ломоносова «Полтавскую баталию» передали в Академию художеств. В 1761 году Сенат поручил ему исполнение этого прекрасного, по словам того же Я. Штелина, проекта, уплатив несколько тысяч рублей «заранее или на подряд». Ему поручено украсить восемью мозаичными картинами памятник Петру Великому. Это «Голова старика» с оригинала, выполненного в манере Рембрандта, но отнюдь не с оригинала самого Рембрандта. Тревога была не напрасной. Ведь и его поэтическое творчество далеко не исчерпывается торжественными одами.

63). Был нанят хороший городской художникЛ. Екатерина» были на выставке в Академии художеств в 1770 г. Судьба «Полтавской баталии», действительно, в подробностях рисуется документами Архива Академии художеств – в нынешнем Центральном историческом архиве в Ленинграде. Мастерски набранный – гораздо более мелким, чем раньше, набором – мозаичный портрет Петра Ивановича Шувалова почему-то именуется в фабричных ведомостях портретом "некоторой знатной особы".

домов и садов» доносила, что «ныне над мозаичным художеством остался один мастер Цильх и инструктор живописного художества Иван Вельский, а прочие померли». В 1768г. Виноградов был первым, кто поставил опыты по производству фарфора на строго научную почву.

Он открывает способ получать смальты любого цвета, любых оттенков. Она оказалась как бы висящей в воздухе. Но особенно нас заинтересовала одна, на которой изображен великий ученый.

М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину (картон). При помощи окисей меди и других металлов М. В. Ломоносов получил стекло: «превосходное зеленое, травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд», «зеленое, приближающееся по цвету к аквамарину», «цвета печени», «красное берилловое», «очень похожее на превосходную бирюзу», «хрустальное синеватое», «сине-зеленое» ит. д. 31) автор такой заметки, подписавшийся буквами И. И., указал на противоречие в этих статьях по вопросу о том, какая же мозаика была набрана Ломоносовым первой – «Мадонна» с Соли мены или портрет Петра Первого с Дангауера (Таннауера).

«Михайло Ломоносов» – это единственный мозаичный портрет был выполнен в 21 веке мозаичистом Андреем Манджосом. Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России. «Полтавская баталия» — последняя работа, выполненная под руководством Ломоносова. Учёный продолжал неутомимо трудиться над созданием мозаичных картин и портретов. Усть-Рудицкая фабрика была закрыта. Для мозаики используют глянцевую, бархатную, настольную и другие виды бумаги.

В 1758г. Франциск из Паулы», с оригинала Пьяпетты, обнаруженная в 1924 г. в Гатчине. тенётами которого обременено было восприятие художественной правды его оппонентов по этой части, в том числе и Я. Штелина.

Она высоко оценила деятельность М. В. Ломоносова и его мастеров в искусстве мозаики. В декабре 1761г. Время подтвердило правоту слов Ломоносова. В то же время, В. К. Макаров находит, что как раз «исполненный Ломоносовым портрет Петра I. набранный крупными, неправильной формы кусками колотой смальты, является драгоценной реликвией высокой художественной культуры XVIII века и даёт один из самых выразительных, одухотворённых образов Петра».

Сравнивая рисунок М. В. Ломоносова с гравюрой из книги И. Д. Прейслера «Основательные правила или краткое руководство по рисовальному художеству», становится очевидным, что Ломоносов, во-первых, к сентябрю 1737 г. уже освоил все три части этого руководства и, во-вторых, не передал в своем рисунке всех деталей оригинала, главным образом не воспроизвел фона и перспективы лежащей фигуры. Усть-Рудицкая фабрика изготовляла цветное стекло различного назначения. «Полтавскую баталию» постигла та же сиротская участь: по смерти Ломоносова она более двадцати лет оставалась в его мастерской на Мойке, затем была перемещена в батальную мастерскую Академии художеств в сер. Александр Невский (1757 – 1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758 – 1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758 – 1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765 – 1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св. Пётр (с картины П. -П. Академик И. Г. Георги в «Описании столичного города Санкт-Петербурга» (ч.

Написанная «запутанным стилем» ломоносовского недоброжелателя – В. Тредиаковского – и напечатанная в «Трудолюбивой пчеле» в 1759 г. статья «О мозаике» не упоминала ни об одной работе современных автору русских мозаичистов, несмотря на то, что к этому времени мозаик было выполнено больше двадцати и заканчивался отличный большой портрет Елизаветы Петровны для Московского университета. Две крупнейшие из картин: «Полтавская баталия» и «Взятие Азова» должны были размещаться по северной и южной стенам собора в простенках между окнами были задуманы мозаики меньшего размера также на исторические сюжеты петровского времени– «Начало службы великого государя», «Избавление от стрельцов», «Начало строения флота», «История отъезда государя в чужие края», «Гангутская победа» и пр. Картина работы Л. Токке, по которому художник Ф. Рокотов изготовил картон под мозаику.

Далее Я. Штелин сообщает о созданных в 1756 году «погрудном портрете Петра I и его дочери -- блаженной памяти герцогини Голштинской», как достоинства он отмечает то, что «в портрете герцогини кружева исполнены из одних только маленьких осколков белого литика и вообще швы набора или промежутки между кусочками смальты не видны более и наполовину так отчётливо, как в первых картинах, где между ними можно было положить почти мезинец». В том же году в журнале «Ежемесячные сочинения и известия о ученых делах» издававшемся в Петербургской Академии наук, сообщалось: «Не подлежит сомневаться, что книга, показывающая добывать, пробовать и выплавлять металлы, с большой охотой от российской публики была принята». Петров значительно увеличил список названных раньше него мозаичных картин. О них мы скажем ниже.

Александр Невский (1757—1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758—1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758—1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765—1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св. Если еще в вопросах о ссудах и о фабричных крестьянах владельцы предприятий были кровно заинтересованы, то на отчетность они смотрели, как на тягостную, досадную и неприятную обязанность. Екатерину» и «Голову старика». 35 Местонахождение и сюжеты трех других остались ему неизвестными. Всё это усложняло работу учёного, к тому же здоровье его сильно пошатнулось.

В сентябре 1752г. Тогда он обращается к императрице. М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно Полтавская баталия, для набора которой нужно было написать картину (картон).

В технологию фарфора Ломоносов также ввёл многочисленные усовершенствования. II, 1794 г., стр. Оставляя небольшие просветы.

В это время М. В. В те же годы была определена и встала на свое место в растущем списке «ломоносовских мозаик» вещь исключительно интересная – «Апостол Петр по римскому примеру». 10. Он говорит о ссоре вдовы Ломоносова с мозаичистами, о передаче мастерской в ведение Конторы строения, об инспекторе мозаичного художества Иване Вельском, под «смотрением» которого были исполнены последние работы мастерской – мозаики «Св.

Все это усложняло работу ученого, к тому же здоровье его сильно пошатнулось. Ответа на этот вопрос дать он не мог. А всегда хочется, чтобы их было намного больше. Сохранилась другая ранняя мозаика Ломоносова– образ Спаса Нерукотворного, подаренный им супруге графа П. И. Шувалова– придворного покровителя Ломоносова. Подзаголовок: «О мозаическом художестве».

Место было выбрано удачно. По его расчетам, стоимость мозаичных составов составляет не более 10 копеек за фунт, а на квадратный фут мозаики пойдет до 12 фунтов. Так, в 1763г. Мозаичный портрет Ломоносова до сих пор не найден.

Мнения о даровании М. В. Ломоносова как художника, если и не расходятся до противоречия, то дают его понимание, естественно, в различном преломлении. Правда, в 1829 г. вспомнили, что на задворках Академии художеств, в деревянном сарае, стоит заброшенная «Полтавская баталия» и сделали попытку, приведя ее в порядокТ выставить для обозрения. Вариант Ломоносова начинался со строк «Я знак бессмертия себе воздвигнул / Превыше пирамид и крепче меди» и положил начало длинной череде русских переводов — помимо классического пушкинского, тут отметились Державин, Батюшков, Фет, Брюсов и множество других (почти сорок авторов). Ломоносов хотел отразить знатнейшие дела историческим образом, подразумевая под ними начало правления Петра избавление от стрельцов историю создания флота, взятие Азова, пребывание Петра I за границей, основание Петербурга, Кронштадта, Петергофа, Полтавскую баталию и т. д. Правда вскоре Ломоносов отказался от этого проекта, представив другой, более дешёвый.

«Западники» 19в. Но, как говорится, что дозволено Юпитеру. До 1762г. Но из этой попытки ничего не вышло. 13 Упомянутые выше – перевод статьи из «Ученых флорентийских ведомостей» и «Биография Ломоносова», написанная Веревкиным, – надолго становятся главными источниками для авторов небольших журнальных заметок, от времени до времени вспоминающих о художественных работах Ломоносова.

Большую помощь в мозаичном деле оказывал Ломоносову и Иван Цильх. Итак, сегодня мы поговорим о великом человеке, о Михаиле Васильевиче Ломоносове. Он видел здесь не личную выгоду, а «пользу всенародную». Сюда Ломоносов перевёл часть мастеров из Усть-Рудицы, а также других своих учеников в области «великого мозаичного дела», как сам он выражался. С его достижениями в области мозаичного искусства итальянских учёных познакомил. Произнесено Ломоносовым в Академии Наук 1 июля 1756 г. Корреспонденция в «Ученых флорентийских ведомостях» является выдержкой (estratto) из недошедшей до нас статьи Ломоносова, переведенной на итальянский язык.

Заключительная, пятая, часть «Первых оснований металлургии» посвящена основным процессам извлечения железа и цветных металлов из руд. Александр Невский (1757—1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758—1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758—1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765—1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св. Следует отметить опубликование в 1867 г. в «Чтениях Общества истории и древностей российских» 21 группы важнейших документов, касающихся мозаичных работ для Петропавловского собора. Однако правители России были глухи к призывам ученого.

Летом 1756г. Отношение Пекарского к мозаикам Ломоносова можно объяснить тем, что Пекарский их не видел. Современники его с большим интересом встретили выход в свет этого труда.

Хорошо известны мозаики из полудрагоценных камней и смальты в Италии и Византии. В апреле 1764г. В 1761 году Сенат поручил ему исполнение этого прекрасного, по словам того же Я. Штелина, проекта, уплатив несколько тысяч рублей «заранее или на подряд». В середине 50-х годов в мастерской Ломоносова были созданы великолепные мозаичные портреты Елизаветы Петровны (Фото 3), Петра I (Фото 2), Анны Петровны (Фото 4), Екатерины II (Фото 5).

В 1745г. Ломоносов был единогласно избран членом Болонской Академии Наук. Качество Ломоносовских мозаик было очень высоким. Парадный мозаичный портрет Елизаветы Петровны – ".

Так, в 1763 г. в Петербурге вышла в свет книга М. В. Ломоносова «Первые основания металлургии или рудных дел», где ученый-помор собственноручно сделал много рисунков. Он писал: «Итак, сколько испытание физических причин, разные цветы производящих, столько ж или еще больше, примеры римской мозаики побудило меня предпринять снискание мозаического художества». Рубенса). Сюда он переводит мастеров из Усть-Рудицы, где продолжают приготавливать смальту. Однако двухлетняя задержка оказалась роковой. Они, помимо своего основного занятия – набора мозаик, обучали и других этому ремеслу.

Главной задачей Ломоносова на этом этапе было возрождение искусства мозаики. Из перечня всех работ мастерской (см. В октябре 1757г. В феврале 1758 г императрица одобрила предложение М. В. Ломоносова.

В апреле 1764г. Они богато украшают старинные мечети, мавзолеи, дворцы. Она соглашается. Екатерина». Через М. И. Воронцова и И. И. Шувалова он пытался заинтересовать императрицу развитием мозаичного дела в масштабе государства, а также добиться более благоприятных условий для своей научной работы, чтобы «удобнее было производить в действие мои в науках предприятия ибо хотя голова моя и много зачинает, да руки одне и хотя во многих случаях можно бы употребить чужие, да приказать не имею власти».

По-видимому, к концу своих занятий по рисованию он должен был значительно усовершенствоваться в рисовальном искусстве, но, к сожалению, об этом можно лишь догадываться. Тревога была ненапрасной. В архивных документах, напечатанных у Макаренко в «Приложениях», упоминаются еще несколько мозаик, среди них портрет самого Ломоносова, выполнявшийся его учениками после смерти учителя и уже «приходивший к окончанию». Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, «Полтавская баталия», несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: «Апостол Пётр» (1761), св. Его открытия продвинулись настоль, что после огромных трудов он смог поднести императрице Елизавете копию с Мадонны знаменитого Соли- мены: мозарша была выполнена в шесть месяцев. В особом рапорте, представленном по сему случаю академической канцелярии, Ломоносов сообщал, что для выполнения этой небольшой мозаичной картины (размер ее 2 фута на 19 дюймов) «всех составных кусков поставлено больше 4000, все его руками, а для изобретения составов делано 2184 опыта в стеклянной печи».

Но Ломоносов и стремился через мозаику создать «вечную живопись», творения которой «чрез множество веков себе подобны зрятся и ветхой древности грызенья не боятся». Первая картина почти абсолютно закончена. В том же году в журнале «Ежемесячные сочинения и известия о ученых делах» издававшемся в Петербургской Академии наук, сообщалось: «Не подлежит сомневаться, что книга, показывающая добывать, пробовать и выплавлять металлы, с большой охотой от российской публики была принята». Пётр (с картины П. -П. В античной Греции её делали из гальки.

Макаренко знал эту вещь лишь по документу. Сюжет шестой – «Мария Магдалина». Он создал для своих мозаичных работ собственные смальты красочнее итальянских.

Теперь эта вещь в Русском музее. скончалась императрица Елизавета, а с середины 1762г. В 60-х годах XIX в. эти документы были в Академии художеств, но тогда никто их не разобрал и не опубликовал. Среди них – текст описания «Полтавской баталии», составленный самим Ломоносовым.

Наводит порою на ложный след историка искусства». 16 Страницы, посвященные Ломоносову, Петров начинает с ошибки: «Один экземпляр такой мозаики (ватиканской, точно копирующей живопись, – Б. М. ), увиденный Ломоносовым М. В. в доме покровителя его вице-канцлера М. Л. Воронцова, – портрет императрицы Елизаветы Петровны настолько подстрекнул его любознательность, что он изобрел свою смальту». 17 Из биографии Ломоносова, написанной Веревкиным известно, что первой мозаикой, привлекшей зоркое внимание Ломоносова, была мозаичная картина «Плачущий апостол Петр». Вторая часть книги целиком посвящена рудным месторождениям и их поискам. В изданной Академией Наук в 1784 г. «Жизни покойного» М. В. Ломоносова» (автор М. И. Веревкин)11 о мозаиках сказано так: «Ломоносов, увидев в первый раз в жизни своей мозаичную картину изображающую плачущего апостола Петра, подаренную в Риме папою Климентом12 Ламбертином канцлеру графу Воронцову, восхотел такую же сделать и в России. В середине 40 годов XVIII века, еще до того, как Ломоносову удалось обзавестись химической лабораторией, он обратил внимание на мозаику – древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие картины и портреты.

(Ломоносов, 1959, с. 508—522). Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, Полтавская баталия, несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: Апостол Пётр (1761), св. Тревога была не напрасной. Мозаика находилась до революции в частной коллекции в Ленинграде. Россия славится многими выдающимися людьми.

Но итальянцы хранили в тайне способы приготовления смальт. Он оказался также в доме Воронцовых-Дашковых. Работа по созданию «Полтавской баталии» заняла у автора и его помощников два года. Лишь на основании этих дел Петров мог говорить о мозаичном портрете М. И. Воронцова (1766), о работе над мозаикой изображающей самого Ломоносова, об иконе Богоматери. Счастливая случайность спасла Ломоносова от такой же печальной участи.

Особое значение приобретает это «Дело» как единственный источник сведений о том, что же было с мозаичной мастерской в годы 1769 – 1786. В статье М. П. Соловьева «Мозаика на западе и в России» (Вестник изящных искусств, 1885, стр. О способе сложения мозаики образа Богоматери имеется свидетельство искусствоведа, академика Петербургской академии наук Якоба Штелина: «Академик, профессор химии и советник Михаил Ломоносов приступил к изготовлению изумительного запаса цветных стеклянных сплавов всех оттенков, о каких только можно подумать: начал разрезать их на мелкие и мельчайшие кубики, призмочки и цилиндрики и первым удачно сложил из них образ Богоматери» (Макаров, 1950, с. 289). и др.

сошли с политической арены покровители Ломоносова И. И. Ломоносова живо заинтересовала искусная работа итальянских мастеров, доведших свою смальтовую «палитру» до нескольких тысяч оттенков, что позволяло им виртуозно копировать масляную живопись. В своем небольшом по объему «Слове» М. В. Ломоносов сумел высказать много интересных идей, связанных с природой света.

Господину Ломоносову поручено выполнение этого заказа. Эти документы опубликовал позднее Н. Е. Макаренко (1917). Екатерина» и «Апостол Павел» (обе в 1769 г. ).

И дело не только в том, что благодаря ему у нас появились слова «атмосфера», «пропорция», «равновесие» и «огнедышащие горы». Один из них Ломоносов поднес Сенату. Пятая мозаика – «Св. Для создания мозаичных картин ему нужно было еще научиться изготавливать брусочки из цветного непрозрачного стекла – смальты (эмаль) и делать скрепляющий раствор. Качество Ломоносовских мозаик было очень высоким.

И только в 1762г. Пётр (с картины П. -П.

Там же находился, по указанию П. Н. Петрова, мозаичный образ «Саваофа». Был нанят «хороший городской художник Л. З. Кристинек (ученик Фанцельта -- копииста Грота)», которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как харектеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин. А еще — перевод «Carmina III XXX» Горация, знаменитого «Памятника». Мозаики Ломоносова ничем не уступали римским. Ломоносов с помощниками приступил к работе над "Полтавской баталией".

Его интерес к наукам не утих. Скорее можно было думать, что все они пропали. Императрица на нём была изображена в рост.

великому ученому-помору приходилось изыскивать разные способы, чтобы расплатиться с долгами, связанными с расходами по Усть-Рудицкой фабрике. изучение биографии, научного наследия и вклада Ломоносова в науку и культурный процесс Ломоносов был сложнейшим явлением своего времени, совмещавшим в себе народные корни, религиозность, монархические настроения, естественно-научный рационализм, просветительство и мн. Ломоносов с помощниками приступил к работе над «Полтавской баталией». Ломоносов получил во владение «погорелое место» вАдмиралтейской части Петербурга, на правом берегу Мойки, где построил каменный двухэтажный дом и отдельно от него – мозаичную мастерскую.

В. Ломоносов сообщал в Канцелярию, что в числе других работ он «делал химические опыты до крашения стекол надлежащие». Имеется в виду «Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее». М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов 8, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину (картон). Этот важный для нас документ был переведен на русский язык с пропусками. Ломоносов был ближе к нынешнему пониманию живописности картины и, соответственно, мозаики.

Главным образом – это бисер. Затем секунд-майор П. И. Челищев в 1791 году побывал на Курострове, записав воспоминания помора Варфоломеева и соседей о юности Ломоносова на его малой родине и даже поставил первый деревянный памятник учёному (не имея на большее средств). Потом непрестанно занимался сим художеством. Мавзолей решено украсить восемью большими мозаичными картинами, на которых будут изображены наиболее важные дела этого героя. В декабре 1764 г. мозаика была закончена, а в начале следующего года отшлифована, отполирована и вставлена в медную раму.

Среди мастеров- «мозаичистов» выделялись уже упомянутые выше Матвей Васильев, Ефим Мельников, а также Яков Шалауров и Филипп Нестеров, происходившие «из солдатских детей». Первый современник-исследователь творчества М. В. Ломоносова даёт исчерпывающий каталог его наследия в мозаичном искусстве. — ни одна другая посвящённая этому работа уже не содержит такой полноты документальных сведений о сделанном им. вПетербурге вышла в свет книга М. В. Ломоносова «Первые основания металлургии или рудных дел», где ученый-помор собственноручно сделал много рисунков. кусков стекла.

Она сложена из крупных, неправильной формы, кусков колотой смальты. Набор в мозаиках М. В. Ломоносова производился ускоренным способом им изобретенным. В середине 40-х годов внимание учёного привлекло древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) картины и портреты. Так, в 1751г.