Пьета Сандро Боттичелли
Анатомические реалии пьеты Микеланджело
В семье из четырёх сыновей он был самым младшим. Заказы его были весьма многочисленны. Но наиболее крайних пределов своей барочной фантазии Филиппино достигает во фреске цикла изображающей «Мучение святого Филиппа».
Линейное беспокойство передается и колориту. В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. В его искусстве можно найти следы влияния Боттичелли, но еще больше — Леонардо да Винчи. Пьеро ди Козимо гораздо больше интересует атмосфера вокруг Симонетты. Не слишком распыляя внимание зрителя на пейзажные и архитектурные аксессуары (хотя, как показала расчистка 1986-1988, он все же уделял им гораздо большее, чем предполагалось прежде, внимание), мастер умеет драматически выделить самую суть сцены, с беспрецедентной силой и выразительностью выражая эту суть позами и жестами.
- «Пьета», Сандро Боттичелли — описание картины
- Описание картины «Оплакивание Христа»
- Художник по прозвищу Боттичелли
- Мировая художественная культура (10 класс)
- Боттичелли СандроКартины и биография
- Ангел Флоренции: кем была загадочная Венера Сандро Боттичелли
- обои для рабочего стола Рисованное Сандро Боттичелли – Пьета
Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса. Однако в цикле святого Зиновия есть один момент, который выводит концепцию Боттичелли за пределы и Ренессанса и готики. Петр и Иоанн, раздающие милостыню», «Св. Одновременно, в данной работе чувствуется отрешение от совершенства в пропорциях (быть может вследствие этого, работа и не была столь успешна), увеличивается величественное напряжение, которое характерно только для внутреннего мира героев, происходит усиление резкости цвета, который становится всё более самостоятельным. Боттичелли стремился к познанию большей степени драматизма, что характерно для таких произведений автора как «Покинутая». Ее ранний уход оплакивал и Сандро Боттичелли, который писал с нее Венеру и Весну. Обаяние искусства Боттичелли всегда остается немного загадочным.
Появление архангела столь неожиданно, что Мария пытается спастись бегством. Или в другой иллюстрации к «Раю» — языки пламени, ослепляющие Данте, показаны отвлеченным орнаментом на белой поверхности пергамента различие между телесным существом Данте и астральным существом Беатриче выражено исключительно различиями штриха, сплошного в одном случае и прерывистого, вибрирующего в другом. Она обретёт всемирную славу после того, как в 1508-1512 гг. Эти черты достигают своего апогея в цикле самых известных его произведений — фресках капеллы Бранкаччи во флорентийской церкви Санта-Мария-дель-Кармине (ок. 1427 часть фресок написал Мазолино). Благодаря обилию беспокойно жестикулирующих фигур, благодаря мелким, но отчетливо показанным подробностям дальнего плана, благодаря, наконец, мигающей пестроте красок и световых бликов вместо концентрации получается децентрализация движений и впечатлений. Вероятно, этот вид работ давался художнику меньше из-за его постоянной необходимости в движении и совершенстве ритма, которых портрет по грудь (характерен для XV века) не мог дать. Конечно, нельзя и обойти вниманием возвышенный характер реализма Сандро. Он родился в 1457 году и пятнадцати лет вступил в мастерскую Боттичелли.
- Пьета Микеланджело: история, особенности, как посетить
- Другие картины Сандро Боттичелли
- Работа сайта временно приостановлена
- Разрушение шедевра и его реставрация
- Единственная подписанная работа Микеланджело
- Где находится, как посмотреть работу великого мастера
- Произведения на религиозные и мифологические темы (ранние работы)
- Картины Боттичелли светской тематики
Впоследствии он не раз обращался к библейским сюжетам и образам, в которых находил идеалы для подражания и черпал вдохновение. Одно из лучших творений Боттичелли — картина «Благовещение». Одна из них, «Венера и Марс», очень близка по композиции к знакомой нам картине Боттичелли.
В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици). Это романтическое одухотворение природы Пьеро ди Козимо переносит и в свою живопись. Нарастание беспокойства и динамики видим также в «Благовещении» из Сан Джиминьяно. Но с помощью Римского папы Александра IV, Савонарола был обвинен в ереси и предан публичной смертной казни.
К сожалению, этот штандарт не сохранился. Вообще-то мы обычно связываем имя Боттичелли с такими яркими радостными картинами, как «Весна» и «Рождение Венеры». Сандро Боттичелли — великий художник (настоящее имя этого мастера эпохи Возрождения Алессандро ди Мариано Филипепи), родился в Италии в 1445 году.
- Поздние работы Сандро Боттичелли
- Словари и энциклопедии на Академике
У Боттичелли все внимание сосредоточено на человеческом образе, на самой Симонетте. Изношенные платья намекают на пройденный долгий, одинокий и безнадежный путь. Иосиф из Аримафеи, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тела живых, глубоко скорбящих воистину переплетены с мертвым телом оплакиваемого Христа, создавая живую пирамиду.
Гибнет все, что любил художник. Подобная цветовая гамма была призвана подчеркнуть высокую одухотворённость происходящего, усилить драматическую экспрессию произведения. Одно из самых глубоких и потрясающих произведений Боттичелли — картина «Пьета» («Оплакивание Христа»). Так возникла в начале девяностых годов аллегория «Клевета», картина, которую Боттичелли, по словам Вазари, подарил своему другу, флорентийскому дворянину Антонио Сеньи и которая теперь находится в галерее Уффици. Исчезли всегда так любимые Сандро прозрачные драпировки, эти изящные воплощения «веяний духа».
Композиция, приобретшая классическую стройность, обогащается прихотливой игрой линейных ритмов («Мадонна дель Маньификат», около 1482 – 83, «Мадонна с гранатом», 1487, – обе в галерее Уффици, Флоренция). Композиция построена на еле уловимом диссонансе. Только то, что художник полон чувств болезненной горечи, одиночества и пессимизма.
Буквально нв всем, что запечатлел здесь художник, лежит отпечаток безысходного отчаянья, крик человеческой души. В близкой по времени "Мадонне Бенуа". Была принята демократическая конституция.
В доме, который принадлежал Ручеллаи, он снимал квартиру. Но даже среди этого обилия шедевров Пьета Микеланджело занимает особое место. Семья Филипепи обладала внушительными доходами (были хозяевами домов, владельцами земель, лавок и виноградников) и занимала высокое положение в обществе.
Он родился во Флоренции в семье дубильщика кожи. Но его искусство стремится не к прямому, а к косвенному содержанию. В резких красках, в судорожностремительных движениях, в контрасте отягощенно-пышной архитектуры с оголенным пейзажным фоном отражается абсолютно чуждое античному мировоззрению эмоциональное напряжение. Самую известную свою работу — «Рождение Венеры» — Боттичелли закончил через 9 лет после смерти Симонетты. То же самое относится и к отдельным фигурам, к отдельным головам у Филиппино Липпи.
Уффици (Флоренция)Картина написана на деревянной доске темперой. Мечтая об искусстве живописи, он постигал душу родного города. Он начинает действительно чувствовать, мыслить и видеть, как средневековый иконописец. После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем. Как и у Боттичелли, главным полем деятельности Филиппино Липпи является станковая картина.
Такой взгляд, безусловно, неправилен. Одно из самых глубоких и потрясающих произведений Боттичелли – картина «Пьета» («Оплакивание Христа»). Но и его собственная фантазия была бессильна создать эти новые формы для охватившего его религиозного пафоса.
Настоящие имя и фамилия: Алессандро ди Мариано Филипепи. В этом, по словам историка искусства Б. Р. Боттичелли один из самых содержательных, поэтически и идейно насыщенных художников.
Дело в том, что в германских землях, начиная с XIV-XV вв., было широко распространено почитание 7 скорбей Девы Марии (цифры разнились: могло быть и 5 по числу ран Христа и 9 и 15 и даже 21 скорбь): при словах Симеона о будущих страданиях при бегстве в Египет скорбь в течение трех дней исчезновения Иисуса во время путешествия в Иерусалим во время Крестного пути при Распятии при снятии с Креста при погребении. По отдельности эти фигуры превосходны, полны свойственного Боттичелли ритма движений, точно так же, как превосходны некоторые портреты (например, белокурого мальчика в темной шапочке). В 1497г.
Пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты. Творчество Сандро Боттичелли отличает особая певучесть линии в каждой из его картин, чувство ритма и гармонии, но особенно ярко они выражены в его «Весне» и «Рождении Венеры». Виппера, «застывшем орнаменте отчаяния и скорби» Боттичелли предстаёт уже зрелым мастером. Линии ясны и в то же время текуче-нежны. Здесь живопись Пьеро ди Козимо более всего напоминает Боттичелли. Портрет строится на светотеневых контрастах. Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых.
Позы неустойчивы все чуть касаются земли и друг друга (руки граций). Боттичелли ставит себе здесь задачу, абсолютно неприемлемую для концепции Ренессанса. Духа составляют здесь верхний регистр композиции, в среднем изображены двое заказчиков из семейства Ленци, а в нижнем — открытая погребальная ниша со скелетом и надписью «Я был тем же, что ты сейчас и ты станешь тем же, чем я». «Портрет мужчины» с медалью с профилем Козимо Медичи — одна из самых совершенных работ Боттичелли.
Художник сам режиссёр и композитор своих творений. В миланской «Пьета» жесткие складки упавшей в обморок Богоматери служат как бы основанием всей пирамидальной группы, обрамленной проемом на фоне провала гробницы. Перед нами довольно разные оценки.
1495 г. Музей Польди-Пеццоли, Флоренция. Эту сцену издали освещали факелы, несомые лицами в масках и черных одеждах, на которых белой краской были написаны все части скелета.
Об этом рассказал миру Вазари, поэт и биограф нескольких итальянских художников. Кто она, эта женщина.
Но чаще у Боттичелли мы встретим мифологическую символику — античную или средневековую. Картина носит название «Primavera» («Весна»). потолок и алтарную стену распишет Микеланджело. Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов. В «Рождении Венеры» Боттичелли заимствует тематическую канву из поэмы Полициано, где описывается прибытие Венеры, рожденной из морской пены, на остров Киферу.
Одним Боттичелли представлялся жизнерадостным эпикурейцем, другим – экзальтированным мистиком, то его искусство рассматривалось как наивный примитив, то в нем видели буквальную иллюстрацию самых изощренных философских идей, одни изыскивали невероятно головоломные истолкования сюжетов его произведений, другие интересовались только особенностями их формального строя. Что же определяет искусство Боттичелли. Рисунки Боттичелли к «Божественной комедии» не сразу оказывают воздействие на зрителя.
Боттичелли утверждает мысль неоплатоников: красота рождается из союза духа и материи идеи и природы. Вместе с тем живопись Боттичелли становится все более бестелесной и архаичной. Сандро снова подвержен переживаниям в данном случае в качестве гонца моральной красоты: «Покинутая», «Венчание Богоматери», «Благовещение», «Аллегория клеветы». (Похожая по стилю «Пьета» Боттичелли, сделанная в этот период, хранится в мюнхенской Новой пинакотеке). Период 1467-1470 год охарактеризовался знаменитым образом Сандро именуемым «Алтарь Сант-Амброджо».
Композиции, бесспорно принадлежащие Мазаччо («Изгнание из Рая», «Свв. Об этом красноречиво свидетельствует последняя дошедшая до нас его работа — четыре сцены из жизни святого Зиновия (две из них хранятся в лондонской Национальной галерее, одна в Дрездене и одна в нью-йоркском музее Метрополитен). 1495).
На самой картине мы видим мёртвого Христа в окружении родных и близких, прощающихся с ним. Картина «Поклонение волхвов», выполненная по заказу церкви Санта-Мария Новелла, принесла известность и славу начинающему художнику. Но их странность, если можно так сказать, не абстрактна, не абсолютна, а относительна.
Сандро Боттичелли родился в 1445 году во Флоренции. Смерть Сандро Ботичелли произошла в 1510 году, когда художнику было 65 лет. С. Боттичелли «Покинутая» (ок. По крайней мере, это прослеживается потенциально в его мужских портретах. Ангел подносит Марии вазу с виноградом и хлебными колосьями. Эту же картину Боттичелли написал в память умершего в 1494г.
Во фреске «Воскрешение Друзианы» есть несомненные элементы классического стиля. Боттичелли уступал многим художникам XV века, одним – в мужественной энергии, другим – в правдивой достоверности деталей. Если пейзаж картины «Венера и Марс» дышит счастливой идиллией, то в пейзаже к «Смерти Прокриды» соответственно теме отражается настроение трагического одиночества. Умирающую Прокриду находит фавн, а у ее ног сидит черный Лелапс, ее верный пес.
Во всяком случае, после этой казни Боттичелли больше не рисовал обнажённых женщин. Но та степень архаизации, которую мастер применяет в миланской «Пьете», кажется ему недостаточной.
Юдифь считается символом борьбы иудеев против угнетателей, символом патриотизма. В 1493м году, после смерти Лоренцо Великолепного, скончавшегося в 44 года от подагры. Его произведения вызывают чувство, какое не вызывают произведения других мастеров. Возьмем для примера одно из самых известных произведений Пьеро ди Козимо — «Портрет Симонетты Веспуччи».
Когда он уснул, она острым мечом отрубила ему голову, спокойно прошла мимо спящих воинов и вернулась в спасённый родной город. Диптих состоит из 2 картин: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна». Именно сцену возвращения Юдифи изображает Ботичелли на этой картине. Когда она пошевелилась в кустах, Кефал принял ее за дичь и насмерть заколол копьем.
Лучшая из них изображает «Юность Моисея» (опять-таки очень редкая тема). Его образы (за очень редким исключением) лишены монументальности и драматизма их преувеличенно хрупкие формы всегда немного условны. Особенно ярким примером этого аскетического и в то же время мистически-экзальтированного стиля Боттичелли, его спиритуалистической экспрессии могут служить его рисунки к «Божественной комедии».
Да полно, Христа ли хоронит здесь художник или оплакивает собственную «языческую» молодость, собственную, недавно еще страстно любимую «античность». Самые известные картины Сандро («Примавера» и «Рождение Венеры»), которые были заказаны семьёй Медичи, стали воплощением культурной атмосферы, свойственной для медического круга. Свою веру он пронёс терпеливо и покорно через все страдания.
Святые образы, сохраняя свое величие, приобретают у него все более земной характер, выделяясь своей трехмерной иллюзорно-пластической «осязаемостью». Галерея Уффици (Флоренция)На картине изображена поляна в апельсиновом саду, вся усеянная цветами. Но они иначе реагировали на него в своем искусстве, чем Боттичелли. В кадастре 1469 года Мариано сообщил, что Сандро работает дома из чего можно сделать вывод, что к тому времени Боттичелли был уже полностью самостоятельным художником.
Если классическое искусство олицетворяло бы музыку в виде мощного, сплошного нарастания мелодии, то в концепции Филиппино музыка представляется в виде брызгающей каскадами колоратуры. Его кличка «Botticella», что в переводе «бочонок» перекочевало к его известному брату. Медленно сползает с материнских колен безжизненное тело Христа. Все аскетичнее становятся образы, все стилизованней и архаичней язык форм.
Умер он в нищете, заброшенный и одинокий. С Флоренцией связано творчество замечательного художника Алессандро Филипепи Боттичелли (1445 — 1510), работавшего рядом с другими величайшими мастерами итальянского Возрождения. Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами.
Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. Просьба пизанцев заключалась в росписи фресок в цикле росписей Кампосанто. Написанная в конце семидесятых годов для украшения виллы Медичи (по стихотворению Полициано «Турнир»), она находится теперь в галерее Уффици. Читайте в статье «Олимпийские боги»).
Вазари рисует Пьеро ди Козимо чудаком и выдумщиком, склонным ко всякого рода причудам и страстным любителем природы. Тем же духом проникнуты сами иллюстрации Боттичелли. В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. Одно из самых крупных достижений Пьеро ди Козимо в этой области — портрет архитектора Джулиано да Сан-галло в Гаагском музее композиционную схему портрета Пьеро ди Козимо целиком перенимает у классического стиля: поворот в три четверти и балюстрада, отделяющая фигуру от передней плоскости картины и тем самым связывающая фигуру с окружающим пространством. Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо.
После доминиканского монастыря, вместе со среднима братом, Алессандро пошел учиться ювелирному мастерству. «Покинутая» так многозначна, что истинный смысл ее шире любого определенного сюжета. Следующее поколение исследователей живописи Боттичелли, например Герберт Хорн, писавший в первых десятилетиях XX века, различило в ней иное — умение передать пластику и пропорции фигуры — то есть приметы энергичного языка, характерного для искусства раннего Ренессанса.
Наиболее красноречива и в то же время драматически-лаконична «Чудо со статиром». Вместе с тем хотелось бы обратить внимание на своеобразный принцип композиции, который Боттичелли применяет в аллегории «Клевета» и который делается излюбленным приемом живописцев «второй готики». В созданных Сандро Боттичелли картинах на античные и аллегорические темы («Весна», около 1477 – 78, «Рождение Венеры», около 1483 – 84, «Паллада и кентавр», около 1485, – все в галерее Уффици, Флоренция) поэтически обобщённые чувственные языческие образы проникнуты возвышенной одухотворённостью.
В ней Мария протягивает ребенку цветок крестоцвета – символ креста. Вместо гибкого, непрерывно текущего ритма Боттичелли здесь нарочито угловатые, ломаные, прерывистые движения (обратите особенное внимание на левую руку Марса и на неестественно вытянутую правую ногу Венеры).
Обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины, подгоняемая ветром. И там и здесь мы имеем дело с фантастическим, воображаемым, экспрессивным портретом. Вскоре отец умер и семью возглавил старший брат, зажиточный торговец, которому дали прозвище Боттичелли («Боченок»), возможно из-за округлой фигуры, возможно из-за симпатии к вину.
Наверняка картины Перуджино «Оплакивание Христа» (1493-94 гг., сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции) и «Пьета» Боттичелли (1495 г. ) побуждали многих последователей отражать в камне и на полотне эту трагическую сцену. Пьеро ди Козимо родился в 1462 году, то есть на десять лет позднее Леонардо да Винчи и умер в 1521 году, пережив и Леонардо и Рафаэля и «золотой век» Высокого Ренессанса. С. Боттичелли «Весна» (1482). Некоторые высказывают предположение, что с момента их встречи художник изображал на всех полотнах Симонетту в образе Мадонны или Венеры на протяжении 15 лет.
Все находили образам Боттичелли разное объяснение, но никого они не оставляли равнодушным. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Типичный образец позднего стиля Пьеро ди Козимо дает «Непорочное зачатие» в Уффици. Таково, например, «Рождество Христово», написанное, вероятно, в 1500 или 1501 году и хранящееся в лондонской Национальной галерее.
Ни минуты покоя в непрерывном трепетании натуры. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим.
Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. В патетических проповедях обличалась тирания Медичи, развращенность папства, верхов флорентийского общества, погрязших в «языческом зле» проповеди были направлены также против упадка религии и нравственности, против гуманизма и «дьявольской» культуры Ренессанса. Единогласно историками вынесены даты данных работ – 1477-1478 года. Оно то и передалось всем братьям в семье.
Фигуры, по большей части довольно мелкие в иллюстрациях к «Аду», становятся крупнее в иллюстрациях к «Чистилищу» и особенно к «Раю», а их количество уменьшается. В то же время её хрупкие руки с кроткой готовностью тянутся навстречу вестнику. Медленно сползает с материнских колен безжизненное тело Христа.
Младенец смотрит на богоматерь. Лучшие произведения этого жанра — «Портрет Джулиано Медичи», «Портрет молодой женщины» (предположительно Симонетты Веспуччи). Обратите внимание, как переплетаются прикосновения рук и как взгляды связывают одну фигуру с другой, нигде в то же время не встречаясь. Красноречивым примером резкой оппозиции к классическому стилю может служить также «Аллегория музыки» из Берлинских музеев.
Она была заказана в качестве алтарного образа для капеллы одной из церквей Флоренции. Но оно приняло у Филиппино несколько иные, более телесные и более динамические формы. Все движения как бы лишены воли. Рубашки распластаны на ступенях как трупы. Главный мотив, объединяющий композицию, — сострадание, охватившее свидетелей казни Христа.
В отличие от словно вздымающейся рыданием композиции вертикальной миланской «Пьета» мюнхенская построена на горизонтально стелющихся мотивах, как бы в попытках сдержать или рассеять рвущуюся боль. Легенда рассказывает о пребывании апостола Филиппа в Скифии.
Большинство портретов Симонетты появилось уже после ее смерти. Свой путь в искусстве Боттичелли начинал с сюжетов Священного Писания. Считается, что Боттичелли был поклонником Савонаролы, призывавшего к аскетизму.
По словам некоторых летописцев, среди них был и Боттичелли. Но какое различие по существу художественного замысла. В центре дьявол пытается заставить Иисуса спрыгнуть с вершины Иерусалимского храма, чтобы испытать обещание Бога об ангельской защите.
Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве. Этот принцип можно было бы назвать принципом «полярной или контрастной симметрии». Анной» (ок. 1423-1424), полиптих для церкви Санта-Мария-дель-Кармине в Пизе, сохранившийся в разрозненном состоянии (1426 наиболее известна входившая в него «Богоматерь с младенцем»). Возникает странное противоречие между мощными, величаво-трагическими, потрясающими образами Данте и тонкой, чувствительной, трепещуще-хрупкой, абстрактно-символической паутиной графики Боттичелли. Одна из поздних работ Боттичелли полна глубокого символического значения — «Покинутая» (в частном римском собрании Паллавичини).
С. Боттичелли «Оплакивание Христа» (1495)Три Марии и Иоанн Богослов склонились в горе над безжизненным телом Христа. Сандро был самым младшим, четвертым сыном Филиппепи.
Природа как будто вторит чувствам и настроениям человека. Крайнюю степень этого плоскостного стиля Боттичелли демонстрирует в третьей картине цикла — «Рождение Венеры» (тоже теперь в Уффици). Темой этого карнавала была колесница Смерти.
В этом диссонансе композиции, недосказанности настроения, неутоленности движений и скрыта колдовская сила искусства Боттичелли. Вокруг центральной группы находятся Святые Пётр, Павел и Херонимус. Среди его алтарных образов — небольшой триптих «Богоматерь с младенцем, двумя ангелами и святыми» (1422), «Богоматерь с младенцем и Св.
Слева — Меркурий рядом с ним три грации, сплетающие свои руки в медленном хороводе. С. Боттичелли «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего» (ок. Это как бы символ конца флорентийского кватроченто. В картине, повидимому, художник передал свои настроения и чувства этого времени. В 1481 г. Боттичелли приехал в Рим.
В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса.
Ревнивая Прокрида выслеживает во время охоты своего возлюбленного Кефала. В реставрации картина нуждалась уже с 1830 года (когда она находилась в Академии и ее реставрировал Аччайи) и вплоть до 1921 года, когда ею занялся Фабрицио Лукарини, полностью переписавший зеленое одеяние ангела слева. Особенно показательны в этом смысле его мифологические картины. Их внутренняя жизнь полна созерцательности и таинственности. В композиции «Поклонения» Филиппино, безусловно, обнаруживает параллели к классическому стилю, в известной степени он даже использует уроки самого Леонардо. XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию.
Святой Филипп приказывает дракону удалиться в пустыню. Пресвятая Мария, как известно, зачала Христа от Святого Духа, согласно пророчествам. Но в зените своего творческого развития (Филиппино умер в 1504 году) мастеру пришлось испробовать свои силы и в большом фресковом цикле. В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно.
Он тайно исповедовал христианство. Идея бренности всего земного и воскрешения через веру в Троицу мощно усилена иллюзорно уходящим вглубь сводчатым архитектурным антуражем с единой перспективной точкой схода (схема, впервые осуществленная столь четко и свидетельствующая о хорошем знакомстве с теорией и практикой зодчего Ф. Брунеллески). Только по завершении его длительной реставрации, проведенной в лаборатории при Опифичио делле Пьетре Дуре в 1989 году, можно считать закончившимися топографические перемещения картины.
Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною». Себастьяна арестовали и допросили, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. Использован уникальный для эпохи Возрождения прием: в доске сделана круглая ниша, куда вставлена пастилья – вылепленная из гипса и покрытая золотой краской копия медали, отлитой в честь Козимо Медичи около 1465 г. Новаторство художника заключается в том, что он изобразил юношу почти в фас (раньше изображали погрудно строго в профиль), с отчётливо выписанными руками (этого ранее не делалось) и с пейзажем на заднем плане (ранее фон был нейтральным). Иоанн, автор Евангелия, Посланий и Апокалипсиса изображенный с поднятой вверх раскрытой книгой (с пустыми страницами ибо он еще ждет слов Откровения), выступает в композиции фигурой, посредующей между созерцателями видения (Августином, Иеронимом, Элигием) и фантастическим коловращением ангелов вокруг радужной арки из херувимом и серафимов, окаймляющей сцену Коронования Марии.
Он был похоронен близ церкви Оньиссанти, на церковном кладбище. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). Иллюстрации к «Раю» состоят почти исключительно из двух фигур — Данте и Беатриче — из их диалогов, в которых Беатриче то поучает своего спутника, то ободряет его, то влечет его за собой в полете по небесным сферам. Не исключена также возможность, что Боттичелли некоторое время, в 1468 и 1469 годах, работал у другого известного флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.
Особенной силы отчаяния, еще не виданного у Боттичелли исполнен в обоих «Плачах» тоскующий облик медноволосой Магдалины. Красивое выразительное лицо молодого человека обращено к зрителю. Это один из самых эмоциональных и лиричных художников Возрождения. Филиппино написал эту картину в 1496 году по заказу монахов монастыря Сан Донато близ Флоренции взамен того знаменитого «Поклонения волхвов», которое пятнадцатью годами раньше было заказано Леонардо да Винчи, осталось незаконченным и теперь тоже хранится в Уффици.
Вазари рассказывает с легкой усмешкой и о других странностях Пьеро ди Козимо. «Смерть Прокриды» (картина находится в Лондоне) интересна и по чрезвычайной редкости своей темы.
Был начальником преторианской гвардии при императорах Диоклетиане и Максимиане. Аналогичную задачу ставил перед собой и Леонардо да Винче. Она изображает «Призвание первых апостолов» в обычной для Гирландайо модернизации события многочисленными портретами современников. Это обстоятельство нужно принять во внимание. Несомненным является тот факт, что 28 января 1475 года Джулиано принял участие в турнире и после своей победы провозгласил даму своего сердца — Симонетту — королевой турнира.
Сандро Боттичелли. Боттичелли Сандро (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Филиппино — великолепный портретист. Здесь Боттичелли избегает всяких указаний на реальность пространства и фигур и дает как бы только сокращенные оптические символы — например, впечатление полета Беатриче и Данте усилено очертаниями тонких деревьев, гнущихся от ветра (наперекор природе) в обратную сторону. ко Моро.
Напомню сначала фреску Гирландайо из того же сикстинского цикла. Сандро Боттичелли родился в 1444 (или в 1445) году в семье кожевника, флорентийского гражданина Мариано Филиппепи.
Здесь сказывается все большая тенденция к архаизации. Еще Леоне Баттиста Альберти в своем «Трактате о живописи» рекомендовал вниманию живописцев тему «Клеветы», которую в свое время греческий художник Апеллес использовал в картине, направленной против его соперника Антифила, когда тот оклеветал мастера перед египетским царем Птолемеем. Лицо юноши оттенено густой шапкой тёмных вьющихся волос, которые, в свою очередь, обрамляет нежный светлый фон реки и неба. Двое его друзей (братья Марк и Маркеллин) были осуждены на смерть за веру в Христа.
Но что здесь странного и чудаческого. Скорее всего, образ абсолютно забытого и бедного художника — создание Вазари, который был склонен к крайностям в жизнеописаниях художников. около 1427) фреске «Троица». Ни в пропорциях, ни в позах фигур мастер не считается с реальной действительностью.
Справа приближается Весна, сыплющая цветы и Зефир преследует Флору. Он вместе со своей семьёй жил в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова. Наверху — хоровод ангелов, затем на соломенной крыше хижины — три ангела, поющих «gloria in excelsis», далее — святое семейство, к которому слева приближаются волхвы, а справа пастухи и, наконец, в нижней полосе — три пары ревностно обнимающихся с ангелами людей, в то время как маленькие чертенята в ужасе спасаются в щелях скалы. Эти произведения демонстрируют, как, вдохновляясь искусством Джотто и его последователей, молодой художник последовательно обновлял их стилистику под впечатлением новаций Донателло (влияние которого он испытал). Амур с завязанными глазами находится над Венерой (центр композиции), отожествлением с Humanitas (созвездие духовных свойств человека, олицетворяющих три Грации), Меркурий, глядя ввысь, рассеивает облака своим кадуцеем. Боттичелли трактует миф, который несёт в себе особую атмосферу выразительности: сцены идиллии помешены на фоне апельсиновых деревьев, которые густо сплетаются ветвями, подвластные единому гармоническому ритму.
Были и те, кто, поддавшись массовому психозу, сжигали свои картины с обнаженными фигурами. Он не пользуется ходульными канонами, потому его картины так волнуют современного зрителя своей поэзией и первичностью мировидения»7. Из архаизатора он обращается в настоящего архаика. Её лицо могло бы нам что-то разъяснить, но лица-то как раз и не видно. В девяностые годы Боттичелли получил от племянника Лоренцо Великолепного, тонкого эстета Лоренцо ди Пьер Франческо де Медичи (того самого, которому принадлежали «Весна» и «Рождение Венеры») заказ на иллюстрации к рукописному экземпляру «Божественной комедии» Данте. Мало кто знает, но с тех пор и вплоть до девятнадцатого века его имя было практически позабыто для искусства и никто не помнил о существовании Боттичелли, пока его не открыли для мира приверженцы движения художников-прерафаэлитов, а именно такой художник, как Дантэ Габриэль Россетти.
Филиппино трактует их здесь не как сквозные золотые ободки, а как полупрозрачную, зеркальную поверхность, в которой реальные предметы отражаются и преломляются чудесным образом. Начинает последний период творчества Боттичелли знаменитая «Пьета» (Плач над телом Христовым), написанная в 1490-е годы и теперь находящаяся в галерее Польди-Пеццоли в Милане. Мертвецы под звуки глухих и хриплых труб подымались из своих могил и пели гробовыми голосами «Скорбь, плач и покаяние». В миланский период творчества, длившийся двадцать лет, Браманте возвёл несколько великолепных зданий, среди которых выделяется перестроенная по приказу Лодовико Моро алтарная часть монастырской церкви Санта-Мария делла Грацие. Фигура Бога-Отца, возвышающегося над Распятием, само Распятие и голубь Св.
И второе событие этого времени во Флоренции. Об этом свидетельствует «Поклонение волхвов», теперь находящееся в Уффици. И в его живописи эмоциональное начало играет господствующую роль. Умер Сандро Боттичелли в 1510 году так закончилось Кватроченто — эта счастливейшая эпоха во флорентийском искусстве.
К трону судьи Клевета с факелом в руке влечет за волосы обнаженного юношу. Мадонна, погруженная в мысли, записывает слова псалма — «Magnificat anima mea dominum» — в книгу, которую держит один ангел и пользуется при этом чернильницей, которую держит другой ангел. В попытках осознания своих чувств мастер переключается с растроганности в «Рождестве» мотивам, раздирающим душу в «Распятии» и «Сцен из жизни святого Зиновия». Семь персонажей создают цельную, компактную группу.
В его руках жертвенная чаша и кропило. Но, в сущности говоря, это зрелище не было ни странным, ни новым. Иногда эта символика имеет даже актуальный политический оттенок: так, в картине «Паллада и кентавр» кентавр воплощает дух распри, раздора, а в укрощении кентавра надо видеть намек на ликвидацию Лоренцо Великолепным внутренних распрей во Флоренции. Капелла была посвящена их покровителю Святому Элигию.
В произведениях последних десяти лет жизни мастера (Боттичелли умер в 1510 году) формальная упрощенность его концепции приводит к почти полному отказу от живописных завоеваний кватроченто. Изобразительный язык, который, по определению некоторых исследователей, в эпоху раннего Возрождения мог показаться слишком «болтливым», стал обобщённым и сдержанным. Графический стиль Боттичелли совершенствуется по мере продвижения работы. Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей.
В конце 1494 года во Флоренцию вступает французский король Карл VIII во главе войск подвергаются разграблению дворец Медичи и библиотека Сан Марко.
С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици). Недавно еще праздничная и ликующая Флоренция под влиянием речей Савонаролы превращалась в кающуюся и плачущую (сторонники Савонаролы так и назывались piagnoni — плакальщики). При этом горизонт закрыт холмами, на которых Боттичелли и разрабатывает мелкие сцены. Прозрачные одежды обнажают тонкие изгибающиеся тела.
После того, как Сандро окончил учёбу, он недолгое время работал в ювелирной мастерской своего старшего брата Антонио, но задержался там ненадолго и поступил на учёбу одному из известных художников того времени – монаху Филиппо Липпи. В иллюстрациях к «Аду» и «Чистилищу» Боттичелли стремится буквально следовать словам текста и видит свою цель в правдивом воспроизведении воспетых Данте событий. Партия Савонаролы завладела властью в городе. Есть среди них тондо изображающие мадонну во весь рост и в полуфигуру иногда присоединяется юный Иоанн Креститель архитектурные фоны чередуются с пейзажными. Особенно это относится к замечательной картине «Явление богоматери святому Бернарду», написанной около 1486 года и хранящейся в Бадии во Флоренции.
Я имею в виду Пьеро ди Козимо. Обратите внимание, что в этой композиции нет ни одной спокойной фигуры — все суетятся, бегают, кричат, жестикулируют даже у постели умирающего епископа не умеряется суетливое беспокойство. В них особенно можно отметить в качестве шедевра только «Лоренцано» – сплетение необыкновенной жизненности и портрет молодого человека, выражающий выдающуюся экспрессию интерпретации формулировки любви.
Искусство Боттичелли за последние сто лет после его открытия оказалось слишком перегруженным всевозможными литературными, философскими и религиозными ассоциациями и комментариями, какими его наделили художественные критики и историки искусства. По-видимому, он был учеником известного живописца Филиппе Липпи, в мастерской которого он мог работать между 1465-1467 годами. Боттичелли исполнил около ста рисунков серебряным карандашом (с обведенными пером контурами), посвятив каждой песне поэмы по одному рисунку. Главным источником света служит голубь, витающий над головой богоматери излучаемый им свет придает всей картине голубой тон лунного освещения.
К росписи этой капеллы, выстроенной по идее папы Сикста IV и которая впоследствии сделалась ареной деятельности Микеланджело, наряду с выдающимися умбрийскими мастерами (Перуджино, Пинтуриккьо и Синьорелли) были привлечены три флорентийских живописца — Боттичелли, Гирландайо и Козимо Росселли. Но есть и очень важное отличие.
Языческой мифологией овеяна его Аллегория весны, написанная по заказу семейства Медичи. Царство Венеры изображено в виде цветущей лужайки, окруженной апельсиновыми деревьями. В первой фреске, помещенной как раз напротив папского трона, Боттичелли главную тему — «Искушение Христа» — дает в мелких эпизодах на заднем плане, на передний же план выдвигает второстепенный сюжет Нового завета — «Очистительную жертву прокаженного», подчеркивая ее символическое значение.
Фигуры ассоциируются со шпалерой за счёт чёткой манеры изображения на фоне глухой листвы. Но процесс архаизации в творчестве Боттичелли не останавливается даже на этой стадии. Характерно, что фрески Филиппино в Санта Мария Новелла заслужили самый восторженный отзыв Вазари, типичного представителя маньеризма, в своих воззрениях и в своем творчестве порвавшего с традициями Высокого Ренессанса. Это своеобразная сюжетная кульминация портрета, её главный смысловой центр. День Воспоминания Горечи и Скорби Благословенной Девы Марии был приурочен к Страстной Пятнице.
Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици). Тогда Пилат приказал отдать тело. Внушение Савонаролы было так велико, что, по словам Вазари, в костер, на котором Савонарола хотел подвергнуть сожжению все предметы роскоши (музыкальные инструменты, театральный реквизит), Боттичелли самолично бросил некоторые свои картины. 1475).
Во второй фреске Филиппино изображает «Святого Филиппа, заклинающего демона». В интенсивном пылании красок «Пьета» вся сила отчаяния и в холоде их — холод самой смерти. В этой постройке Браманте с редким изяществом соединил местные ломбардские традиции с античной ордерной архитектурой. Таким образом, роли Весны оттенены космологически-духовным характером. В духе художника происходит настоящее перерождение. Боттичелли — не единственная жертва конфликта эпохи.
В этом смысле очень интересны его нимбы. "Мадонна Магнификат" – самая известная из картин художника на религиозный сюжет, написанных для частных капелл названа она по первому слову молитвы Богоматери, текст которой хорошо виден на развороте раскрытой книги.
Боттичелли обратился к первоисточнику Альберти — Лукиану, подробно описывающему картину Апеллеса и, вдохновившись сложной аллегорической темой, написал свою «Клевету». Афродиты. Зефир, оплодотворяя, объединяется с Флорой, порождая тем самым Примаверу, Весну как символ оживляющих сил Природы. Идеал видели в возвращении в лоно христианской религии в простом, народном понимании, к благочестивым временам церковного феодализма (как казалось Савонароле и Боттичелли). В результате в сугубо христианском сюжете «Оплакивания» из Мюнхена Христос, словно наперекор общепокаянным намерениям автора, получает языческие черты — более даже, чем в самых светских сюжетах Боттичелли.
Среди них – тонкая светлая кожа и твердое, но изящное строение лица. В эру раннего Ренессанса был одним из ярких представителей. Страстное, напористое, жизнеутверждающее творчество его современников – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля – на долгие столетия задало некий канон, который заслонил нежную, лиричную, полную причудливых фантазий живопись Боттичелли. Подтверждением тому выступает работа (ставшая отражением общения художника с семьёй Медичи) «Поклонение волхвов», заказанное в промежутке межу 1475 и 1478 годами Гаспаре (или Джованни) да Дзаноби Лами (банкир, приближенный к семье Медичи). Мария Магдалина обнимает ноги, а Мария, мать Иакова Младшего, голову Христа. На берегу богиню встречает одна из граций. В позе Венеры явно прослеживается влияние классической греческой скульптуры.
Оно как точка, где всякое движение останавливается и цепенеет.
В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. На берегу Гора встречает Венеру, готовясь ее закутать в вытканный цветами плащ. У Боттичелли ваза с виноградом также всецело поглощает внимание персонажей. Одним из самых ярких произведением Боттичелли является "Алтарь Сан Марко" ("Коронование Марии с ангелами, Евангелистом Иоанном и Святыми Августином, Иеронимом и Элигием"), написанный около 1488-1490 годов для принадлежащей ювелирам капеллы в церкви Сан Марко.
Здесь фигуры еще слишком велики и вот таким образом слишком телесны и осязательны, здесь еще слишком ощущается реальность пространства и реальная сила света. В иллюстрациях к «Раю» Боттичелли уже отказывается от точного сопровождения текста и воплощает в своих рисунках те моменты и переживания, которые в поэме непосредственно не описаны и которые можно прочитать только между строк. Таким образом, круг от мечтательности юноши заканчивается проповедью пророка.
Весь день они простояли у креста, наблюдая его муки и смерть. По своей специальности Мариано был кожевником. Язычники привели его в храм Марса.
Иное впечатление мы получаем от фресок Боттичелли. Отсюда — предпочтение к аллегорическим и символическим темам. Оплакивание Христа. Запечатлены три эпизода из Евангелия – искушение Христа – в верхней части фрески.
При этом Христос и апостолы выглядят, с одной стороны, как сильные и волевые личности, наглядно творящие священное предначертание, а с другой стороны (благодаря подчеркнутой натурности обстановки), как простые горожане, эмоционально сопряженные со зрителем. Тело поддерживают Мария и Иоанн. И тут он подслушал оживленный спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти. гуманиста Angiolo Poliziano, приора церкви S. Paolino, с которым был дружен. Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни. Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей.
Иосиф изображён с терновым венком в руке. Себастьян (Севастиан) – римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик. Потребовались три века на то, чтобы канон превратился в рутину и косность и взбунтовавшиеся против академизма прерафаэлиты (то есть сторонники возврата к живописи, существовавший до Рафаэля) заново открыли бы миру Боттичелли и прелесть его полотен.
Например, мифологические картины (Афина Паллада и Кентавр, 1482 Венера и Марс, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. Филиппино Липпи, несомненно, более одаренный колорист, чем Боттичелли. Фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции (1425-1428) стали школой флорентийского искусства и заложили фундамент искусства Раннего Возрождения. Таким образом Боттичелли, Пьетро Перуджино, Козимо Россели и Доменико Гирландайо – 27 октября 1480 года были направлены в Рим для росписи стены новой «великой капеллы» Ватикана, которая была сиюминутно возведена по приказу папы Сикста IV (именно вот таким образом получила своё название Сикстинской).
от Луки I: 46).