Пейзажи Куинджи
Куинджи Архип Иванович – известный русский пейзажист, родился 15 января 1841 г., учился у Айвазовского и в течении короткого времени в академии художеств, от которой в 1878 г. получил звание классного художника 1 степени. Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи 15 (27)января1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Российская империя — 11 (24)июля1910, Санкт-Петербург, Российская империя)— русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. Некоторые из ранних пейзажей Куинджи несут еще и смысловую, социальную нагрузку, например, полотна Забытая деревня» «и «Чумацкий тракт в Мариуполе», выполненные в схожих гнетущих цветовых решениях и несущие чувства тоски, заброшенности и вызывающие сочувствие к происходящему. Но ни одно произведение Куинджи не отличается таким тонким настроением, такой проникновенной лиричностью, как этот широкий степной пейзаж.
Чистяков писал Третьякову: Все пейзажисты говорят, что эффект Куинджи – дело нехитрое, а сами сделать его не могут. Вскоре Куинджи написал несколько пронзительных по воздействию на зрителя пейзажей: «Осенняя распутица» (1872), «Забытая деревня» (1874) и «Чумацкий шлях в Мариуполе» (1875). Архип Иванович Куинджи – известный русский пейзажист греческого происхождения. С1894 по1897 год Куинджи был профессором-руководителем пейзажной мастерскойВысшего художественного училища при Академии художеств.
Философия пейзажа: творчество Архипа Куинджи
У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья. Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф. Ф. Небесный свет, ниспадающий на радугу, дает надежду на лучшее и веру в светлое будущее. Крым», 1887 «Крымское побережье.
Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ, как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В 1868–1870 посещал занятия в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя. В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями. В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер». Вот до чего доползла змея клеветы. Деньги шли на поощрение молодых талантов. По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей.
Куинджи же сам объяснял так:. Небу отдано явное предпочтение, мазок здесь динамичен и прерывист. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Картины, появившиеся во время так называемого «молчаливого периода», когда художник практически ничего не писал, сильно отличаются от предыдущих работ.
Обращение мастера к тематической картине – эпизод в его творческой биографии. В картине «Ладожское озеро» (1871) Куинджи использовал мотив прозрачной воды. Куинджи на протяжении почти 13 лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. Когда-то Репин не побоялся назвать Куинджи гениальным художником, новатором, открывшим в пейзажной живописи целую эпоху, давшим «начало новому виду искусства». В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали мальчика «в люди» – сначала к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети. Родился в Мариуполе в январе 1841 в семье сапожника-грека. Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. Любимый с деревенского детства.
В1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). По бокам картины на специальных подставках стояли лампы. Обращаясь к работам Куинджи, особо следует остановиться на картине На острове Валааме (1873).
10 неизвестных: пейзажи Архипа Куинджи
Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи. Осенний пейзаж пронизан сыростью и мглой, он становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Летом 1872 года, проведенным Куинджи на Ладожском озере, рождаются такие картины как «Ладожское озеро», «На острове Валаам». К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной».
И все это – созданное исключительно собственными силами, собственными руками. Это знакомство оказало большое влияние на творчество художника, положив начало реалистическому восприятию действительности. В то же время в картине нет «романтического тождества» между автором и стихией природы. Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов.
Куинджи Архип Иванович – великий русский пейзажист
Эффект светоцветового контраста создает впечатление ясности мира. Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными. В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств. Например, картина «Снег» (1873) была награждена бронзовой медалью в Лондоне. Зритель вдыхает свежий запах земли после дождя, чувствует легкий прохладный ветер. Декоративный эффект Вечера в картине Вечер на Украине (1901) еще более форсирован.
Он отказывается от выписанности, детализации, обобщает предмет, делая главным в композиции цветовое пятно. А когда вернулся в Мариуполь, устроился ретушером к фотографу и продолжал рисовать. «Сами по себе луна и солнце, — писал Крамской, — не предмет для живописи».
Кое-где видны тропинки, ведущие к Днепру. Сам художник ревностно относился к своим живописным находкам. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Считается, что эта картина стала переломной в творчестве художника. Но без подготовки не смог выдержать экзамен.
Он еще раз поехал в Париж, его очень привлекало творчество барбизонцев. В условленном месте компанию поджидал Архип с папкой рисунков. В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех.
Архип Иванович Куинджи и романтический пейзаж
Пейзажист эпического склада, Куинджи умел передавать и величавое спокойствие русского Севера («На острове Валааме», 1873 «Север», 1879) и прохладу украинских степей («Днепр утром», 1881) и приподнятую торжественность березового леса. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям.
Крупнейшим творческим достижением Куинджи стала картина «Лунная ночь на Днепре». Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». Одни эти имена уже обостряли язык клеветы.
Архип Куинджи: пейзажная философия прославленного художника
С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема. Тем более это относится к серии «гор». Как мы знаем, этого не произошло. Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Старался размещать их так, чтобы они были достаточно освещены и не мешали друг другу.
Многие исследователи (в частности, В. Манин), опираясь на воспоминания И. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны».
Картина пронизана ощущением летнего праздника благодаря четкой симметрии, обобщенности форм и ритмическому чередованию темных и светлых зон. Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д. И. Голос от волнения пропал, она лишь кивнула.
В одиннадцать он стал абсолютно самостоятелен. Но тот никак не мог успокоиться: «Позвольте. Критик Московских ведомостей отмечал в Вечере ярко-малиновые хаты. Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета. Так появился конкурс имени А. И. Куинджи. В картине нет ярких световых эффектов. Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке.
Добравшись до Ялты, художник почувствовал себя совсем скверно. В четыре-пять лет мальчик остался круглым сиротой. Крым», 1880-е «Кипарисы на берегу моря.
Мастер пейзажной живописи Архип Иванович Куинджи
В этот период постепенно начали меняться основы классического искусства. А к импрессионистам он, как говорят, остался равнодушен. Это в десять раз больше тех сумм, которые платили за портреты Крамскому, за пейзажи Шишкину. И все же шумный успех картин Куинджи в то время, когда первым и едва ли не единственным мерилом искусства было мерило идейности и гражданственности, может на первый взгляд показаться странным.
Предусматривалось также строительство выставочных помещений. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Их искусство выразило существенные черты общественного сознания того времени.
Архип Куинджи — маэстро сияющего пейзажа
На рубеже веков художник часто писал горные пейзажи Кавказа («Казбек вечером», «Эльбрус днем»). Напротив, открывающаяся как бы сверху равнина с извилистой лентой реки погружена в тень и проработана более тщательно и обобщенно. После двух месяцев проживания в Феодосии Архип вернулся в Мариуполь, где стал работать ретушёром у местного фотографа, но через несколько месяцев уехал в Одессу, где снова занялся ретушированием. В конце концов победа осталась за Куинджи. Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи укр.
Удивительно, но ни страха, ни отчаяния Вера тогда почему-то не испытывала. Рисовал с детства, где только мог. В первую очередь – мотив с ручьем, обобщение крон деревьев, глубинность пространства.
- Список картин Архипа Ивановича Куинджи
- Архип Куинджи: история жизни впяти картинах
- Куинджи Архип ИвановичКартины и биография
- Картины художника Куинджи (42 работ)
- Архип Куинджи — художник, который был влюблен в Крым
- Куинджи Архип Иванович – биография и картины
Работая над пейзажем, художник прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию. Небольшую помощь в живописи оказал Архипу Ивановичу лишь молодой родственник Айвазовского, копировавший картины мастера и гостивший тогда у него. Прозрачно небо.
Что же открывалось испытующему взору ценителей. Вся культурная Россия знала Куинджи. Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны торжественно сияет, заливая таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной сон землю. Избрав традиционнный жанр, он пытался расширить его выразительные возможности. Крамской даже послал письмо редактору газеты «Новое время», в котором выразил беспокойство, что эксперименты Куинджи с красками приведут к потускнению или даже полному разложению полотен художника в будущем и потомки не смогут их оценить. Те, кто знал его именно этим объясняют отсутствие переписки с друзьями.
- Архип Куинджи – поэт ночного неба
- Репродукции Картин Куинджи в Санкт Петербурге
- Архип Куинджи: самые популярные картины (топ 12)
- Архип Куинджи – картины с названиями и описанием по алфавиту
- Краткая информация о художнике и его картинах
- Самое интересное в виде мозаики
В Петербургскую академию художеств он поступил, когда ему уже было двадцать шесть лет. В 1880 году в Петербурге была устроена выставка всего одной картины Куинджи («Ночь на Днепре»), которая произвела настоящий фурор – поток посетителей не иссякал несколько месяцев.
Чтобы я отдал дочь за какого-то оборванца-художника. В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, в надежде поступить в Академию художеств. Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль. Испытал особое влияние И. К. Айвазовского. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось.
Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя. Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками. При этом он продолжал постоянно работать, активно занимался преподавательской деятельностью.
- Картины Архипа Ивановича Куинджи
- Обучение и первые творческие шаги
Вся природа словно погрузилась в сон, объятая чернотой ночи. Родился он в бедной семье сапожника. Это была целая «сюита» произведений («Закат зимой.
О ее цене осведомился морской офицер. Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника. В Украинской ночи художник победил в себе моралиста. Этот эффект он считал своей находкой и гордился им. В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста. О Куинджи и его работах заговорили и он, поверив в свои силы, перестал посещать занятия в Академии.
Куинджи заимствовал в нем у Шишкина композицию, близкую Корабельной роще. Ежедневно, в двенадцать часов, когда ударяла пушка в Петропавловской крепости, казалось, все птицы города летели на крышу дома, где жил Куинджи. — Мне уже к Крамскому пора собираться, а нужно еще нескольких пичуг подлечить. Рассказывают, что однажды Д. И.
В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). Но самое большое впечатление оставляет свет луны, вышедшей из-за облаков. Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника.
Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа. Конечно, незамужняя девица никак не могла вот так просто заявиться в дом к холостяку. Редкие огоньки в них усиливают ощущение покоя. В нестеровском высказывании примечательно и другое. Архип Иванович примыкает к кружку «передвижников», т. е. самых горячих бунтарей против ложно-классической рутины, царившей в Академии, самых беззаветных поклонников реализма.
С1870 года Куинджи неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. После этой работы Куинджи на долгое время перестанет выставляться. Формально чуть больше двух лет (1894-1897) он руководил пейзажным классом Академии художеств, но даже после вынужденного ухода из Академии, вплоть до кончины Куинджи, не распалось это исключительное содружество учителя и учеников. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников.
Крамским – идеологом передовых русских художников. Современники рассказывали о нем следующее.
Нет больше выставок Куинджи. Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка к картинам художников-передвижников. Художник часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет. Он мечтал о товарищеском и духовном единении.
От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Строго говоря, ее следует датировать 1878-1901 годами. Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». По завещанию Куинджи весь его капитал и все художественное наследие были переданы обществу, носившему имя художника.
Он так страдает, что временами просит дать ему яду, чтобы всё, наконец, кончилось. Но никто не думал о своих глазах — смотрели не сморгнув: не оторвать, бывало. Кто измерит муки и тайные слезы, которые скрывал от всех гордый мальчишка. В том же году на выставкеТоварищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил «Степи», а в1876 — «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем.
Следующим знаменательным событием стала картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре», для которой художник организовал отдельную выставку. Мечте Куинджи о творческом единении художников, о слиянии всех в одну семью не суждено было осуществиться. В это время он возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств и воспитывает интересных художников как Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов и другие. Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1882), «Облако», Закат в степи», «Ночное» (1905-1098).
В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. И оно пришло, но в следующем столетии. Берег моря», «Красный закат», обе — 1900-е «Закат в степи на берегу моря», 1900-1910). Тот благословил художника. «Но, – говорил он о произведениях Куинджи, – глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее».
В Вечере на Украине 1901 года эффект дополнительных цветов доведен до предела: на теневой стороне хаты горят бирюзовым цветом, контрастирующим с малиновым и усиливающим эффект горения. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Айвазовскому. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи.
Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. В дороге художнику становится хуже. О Куинджи и его работах заговорили как о знаковом художнике после серии работ на социальные темы, среди которых были Осенняя распутица (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, Забытая деревня и Чумацкий тракт в Мариуполе, которые хранятся в Третьяковской галерее. Положение этой картины в русском пейзаже особенное. 11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался.
Ночь прошла в молитвах и слезах. Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной. Они стояли рядом с познанием, а искусство мыслилось формой их проявления.
Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света. Замедленный ритм изображения, бережное отношение к деталям, выверенность всех элементов композиции способствуют созданию идеального образа природы Русского Севера, суровой и величественной, драматичной и одухотворенной. В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург. О том, чему решили посвятить жизнь, Архип рассказал игумену Дамаскину. Со своими седеющими кудрями, вьющейся бородой, он чем-то напоминал доброго Зевса. Он кормил их из своих рук, этих бесчисленных друзей своих: голубей, воробьев, ворон, галок, ласточек.
И в 1868 году, 26-летний, он получил звание свободною художника за картину «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма». «Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета — от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе. Вид яркой, светящейся радуги дает чувство радости и восхищения. это что же такое.
Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. img style width Куинджи. С живописной точки зрения она безупречна. Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество. В 1845 году умер отец, а потом и мать. Где ведро с кормом. Ах, как живо помню я его за этим процессом. Сюжет автор увидел во время своей поездки на Днепр и он настолько его захватил, что Куинджи не выходил из мастерской в течение двух недель.
В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». «Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys). Интерес к решению «световых» задач прослеживается с первых же пейзажей Куинджи. и А. М.
Этой работой начался так называемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. Высоко в небе, выйдя из пелены облаков, ярко сияла на холсте маленькая круглая луна. Она была выставлена на 5-ой Передвижной выставке Мастеров русского пейзажа в 1876 году. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Неужели это художественное впечатление. О нем говорили, как о маге и чародее.
Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть. Архип Иванович Куинджи был, воистину, кузнецом своей судьбы. В 1875 году Куинджи приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. В ней предстает словно олицетворение величия природы, ее загадочности и непостижимости. И когда спустя двенадцать лет такой же прием использованный Р. Г. Судковским в картине «Тишь на море», был назван в одной из статей газеты «Новое время» «новым словом» в искусстве, Куинджи разыскал владельца произведения и отвез к нему издателя газеты А. С. Суворина. В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается.
В благородной тревоге И. Н. Греко-русский художник всегда трепетно относился к экспонированию своих картин. У него оказалось воспаление лёгких.
И они слушали замечательные рассказы о повадках птиц и как с ними поладить. В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех — это «Украинская ночь». За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин. Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской. Художник отличался вспыльчивым, нетерпеливым нравом.
Детей воспитывали брат и сестра отца. Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя. Пейзаж нельзя было назвать удачей. У нас в селе не видела я ковриков с русалками или оленями.
Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия. Здесь же бронзовый бюст художника. Сделка расстроилась и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф. А. Терещенко.
Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща». Торжественная тишина охватывала их. При этом он продолжает работать: возглавляет в Академии художеств пейзажную мастерскую и передает свое мастерство ученикам, среди которых был Николай Константинович Рерих. Но развитие художника проходило стремительно. Но, как говорят, великий художник разрешил мальчику только покрасить забор. Публика больше не видела его картин, а самому художнику нередко приходилось преследовать мошенников, которые сбывали подделки, выдаваемые за «нового Куинджи».
В 1892-1897 годах Архип Куинджи преподавал в Петербургской академии художеств. Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет. Поднялась паника.
Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя. В его ликующем сиянии все принимает призрачные очертания, неузнаваемо преображается. Степь художник передает эффект густого тумана: такой степь можно увидеть ранним утром или в пасмурный день при резком перепаде температур, которые происходят весной.
Да и летописи искусства не часто отмечали на своих страницах столь странную и опять-таки исключительную судьбу, как судьба этого самоучки, этого, – по выражению Репина, – «гения-изобретателя», этого однолюба, всю жизнь горевшего огнем любви к искусству и только искусству. Композиция произведения, драматургия темы разрабатываются достаточно прямолинейно: одинокая фигура Христа, залитая лунным светом, расположена в центре, преследователи Христа изображены в тени. Гроб с телом покойного был поставлен в церкви Академии. Сочно написана зелень луга, выхваченная светом.
Приведя стихи Пушкина «Тиха украинская ночь. В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины. Врачи определили болезнь сердца. Там он увидел настоящие картины, встретился с художниками Фесслером и Айвазовскими.
Человек исключительной доброты, он стремился помочь своим ученикам и товарищам и советом и материально его мечтой было освободить художника от власти рынка, дать ему возможность развить свой талант вне тяжелых материальных забот. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи.
Уже тогда Куинджи привлекал внимание своих товарищей неординарностью мышления и глубиной высказываний об искусстве, об общественных проблемах, но и ему не удалось избежать воздействия идей, актуальных в среде его друзей-художников. «Украинская ночь» — начало зрелости мастера. Похоронили Куинджи на Смоленском православном кладбище Петербурга. Сегодня же в коллекцииТаганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень. Эта картина является одной из характерных для Куинджи по цветовым и декоративным приемам. В1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя. Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями. В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя».
«Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов. После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга. В июне этого же года в московском доме известного купца издателя и коллекционера К. Солодовникова на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Это явный знак: мы должны направить все силы на благие дела. — Нам вдвоем много не надо.
В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». Они входили в освещенный искусственным светом зал, подходили к картине — и споры умолкали. Мастер смог воспитать из разных по способностям, возрасту, образованию, происхождению людей группу единомышленников.
Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. Устремление художника к реализму, непосредственно связанное с демократическими взглядами на жизнь, проявилось в следующей большой картине Забытая деревня (1874 г. ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. Дух захватывало от сознания безмерной высоты, с которой она светила. Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено.
В их неверном свете полотно казалось окном, широко распахнутым в чарующую украинскую ночь. Достаточно вспомнить формулу Петра Лаврова: «Философия есть понимание всего сущего как единства и воплощение этого понимания в художественных образах и нравственных действиях». – Сильный дифтерит у голубя – тяжелый случай.
Ближе всех к остальным, пожалуй, «Ночное», считающееся прощальным произведением автора. А потом эта удивительная девушка попросила его показать картины. Но он исповедовал другую художественную идеологию, придерживался иного миропонимания. Искусствоведы сходятся к тому, что переломным моментом в творчестве Архипа Куинджи стало создание знаменитой «Украинской ночи», где его творческая манера приобрела неповторимость и индивидуальность. Открывалось широкое, уходящее вдаль пространство: равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливающейся у горизонта с темным небом, покрытым рядами облаков.
Его мастерская была лабораторией исследователя. В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание внеклассного художника и в этом же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным, В. Васнецовым, Крамским. Куинджи считал, что для начинающего художника самым главным является вдумчивая, длительная работа на натуре, умение видеть природу и честно передавать увиденное. Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение. Радостно-томительный солнечный день запечатлен в картине в чистых, звучных красках, блеск которых достигнут контрастным сопоставлением цветов.
В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей».
Жена хочет отвезти его обратно в Петербург. Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат. Почти все художники встретили картину с недоверием, настороженностью и отрицанием. Он, однако, храбрился, летом съездил, как обычно, в Крым и всё обошлось благополучно. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния.
Художники нервничали, но магическое воздействие имени Куинджи на зрителей было так велико, что открытие состоялось на неделю позже намеченного срока. Говорят, что он крепко пил, вот таким образом и вернулся в родные места. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления – Брокенского призрака, при котором можно увидеть отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке. В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии. Первая картина Куинджи — «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», помогла ему в 1868 году поступить в Академию художеств и в 1970 году получить звание неклассного художника 1 степени, несмотря на то, что проучился он в Академии искусств совсем недолго.
Этическая проблематика определяла своеобразие искусства 1870-х годов, так же, впрочем, как литературы, философии и всего общественного сознания этого времени. Определяется и творческий метод художника. Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи. У Веры моментально вспыхнули щеки, звякнув, упала ложка.
Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины «Ладожское озеро» и «На острове Валаам». К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников. Нет никакого сомнения, что он вполне чистосердечно принимал девиз реализма, «ученичества» у природы, что заодно со всеми своими современниками искал только правды, только приближения к действительности. В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи. Мало кто счёл нужным возвращаться в душную и пыльную столицу, чтобы проститься с Куинджи. Надолго запертые в мастерской полотна, например «Вечер на Украине» (1878-1901), «Дубы» (1900-1903), маленькие картинки «Лунные пятна на снегу», «Цветник», свидетельствуют, что мастерство художника не уменьшалось, а только росло. Опирался на этюды, сделанные со снайперской точностью и отражавшие медленное угасание лучей солнца, сгущавшийся на глазах туман, узенький месяц-молодик на небе, посеребривший зеркало широкой реки.
Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам.
24 июля 1910 года не стало Великого Русского Живописца, Художника от Бога. Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица». Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876). Мазанки, прилепившиеся на спуске к реке, выделяются в темноте белизной стен. Архип Куинджи (в переводе с турецкого «куинджи» означает «золотых дел мастер») родился вМариуполе (современнаяДонецкая область) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Значение творчества Архипа Ивановича Куинджи (1842 – 1910) не только в том новом и неожиданном, что внесло оно в искусство, но также и в том, насколько велики созданные им художественные ценности.
Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг. Не на перламутре, не на золоте или стекле была написана «Лунная ночь» Куинджи — обыкновенными масляными красками на обыкновенном холсте. В этот период Куинджи пишет совсем не много новых произведений и дорабатывает некоторые старые, например, «Вечер на Украине», первоначально представленный публике в 1978 году под названием «Вечер». В этюде содержалось многое из того, что предвещало Березовую рощу. По позднейшим документам Куинджи значился учеником школы Айвазовского, установлен факт его пребывания в Феодосии, но учился ли он у самого мариниста или у одного из его учеников, сказать трудно. Сюжет картины возник у художника во время его поездки на юг летом 1873 года.
Высокие нагорья увлекали мастера близостью к небу, давали ощущение единства мироздания.
В 1881 году художник создает картину Днепр утром, где в очередной раз виртуозно передает освещение и мимолетное ощущение предрассветного тумана, смело используя приемы импрессионистической живописи. Однако только после прошения в Академический Совет ему было разрешено сдавать экзамены по главным и специальным предметам для получения диплома. Я совершенный дурак перед этой картиной. Но сама фамилия «Куинджи» хранила воспоминание о деде-ювелире, серебряных и золотых дел мастере: по-турецки ювелир — «куюмджи». В 1881 году Куинджи показал на выставке картину «Березовая роща» (1879), а через год еще три полотна и принял беспрецедентное решение — прекратить выставлять свои произведения. Как и ранее, увиденные полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. Когда ему передали о некоей клевете о нем, он задумался и прошептал: – Странно.
Ну, вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Кроме того, художник ввёл в живопись яркий цвет, основанный на системе дополнительных цветов, который стал основным средством достижения красоты. «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь». В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П. П. Демидова.
Эффект Куинджи – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков. На сей раз очевидцы выставки попытались объяснить такой поступок испугом художника перед скептическим отношением некоторых посетителей к выставленным произведениям, однако это объяснение мало кого удовлетворило. Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Михаил Клодт. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года.
И — страшно смущенного. Архип Куинджи умер. Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. Прыгали прямо с борта. Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета.
Юный Куинджи мечтал поступить в Академию художеств. Манера художника помогала создавать совершенные пейзажи. Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное. Доходило до того, что завистники шептали, что Куинджи вовсе не художник, а пастух, убивший в Крыму художника и завладевший его картинами.
Зима», 1900-е «Лунная ночь. Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Первое прикосновение к краскам и кистям.
Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих. День был тихий, солнечный. Картина После дождя типологически близка романтическим произведениям. Разве только о том, что детей у нас нет.
Он любил людей — и не на словах, а на деле. - Это. Художник заложил основы романтического искусства и остановился, словно ожидая подкрепления.
Решено было в знак заслуг Архипа Ивановича присвоить Обществу его имя. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям, четыре картины— наконец-то законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». Руководителем пейзажной мастерской стал А. А. Киселев.
И действительно, творчество А. И. Куинджи (1842-1910) — одна из самых ярких страниц украинского искусства второй половины XIX века. Даже нападки делали это имя еще более значительным. В академии его называли глубокомысленным греком. Но я добился своего, а другие погибают. Среди поздних картин Куинджи, посвященных «небесной» теме, выделяется неоконченный пейзаж «Облака» (1900-1905).
— Готовить и стирать обучусь — зачем тратиться на прислугу. «Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре». Это я слилось, спаялось с искусством. Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину. Короче, я не совсем понимаю Куинджи.
На рассвете корабль наскочил на подводную скалу. Картину приобрел великий князь Константин Константинович. Но зрители этому не верили. «Березовая роща» – идеал природы. Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах.
Пейзаж стал необратимо темнеть. Считается шедевром позднего периода творчества Куинджи. «Но, — говорил он о произведениях Куинджи, — глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее». Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени. Архип Иванович Куинджи (1841-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты.
А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтоб не осмеяли. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно.
Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу. Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов. Одиноко стоящие сосны устремлены к небу. Пейзаж был продан за семь тысяч рублей. С трудом удалось спустить на воду спасательные шлюпки. Куинджи знал человеческие особенности.
Картины Куинджи были необыкновенно популярны. Это полотно художник писал на протяжении пяти лет – с 1900 по 1905 годы. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. Наступили долгие годы молчания. — спрашивал он по-мариупольски горячо и певуче.
Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками. Ко всяким бриллиантам и нарядам я равнодушна, — согласно кивнула Вера. Однако художник вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Иногда приглашал своих учеников на знаменитую крышу.
Он не умел пасовать перед трудностями, а любую задачу хотел решить здесь и сейчас. Отмечалось, что пейзаж затмевает все другие картины на выставке, что «Украинская ночь» «непозволительно роскошна» и это при том, что картина совершенно строга и лаконична.
Его искания ярко проявились в произведениях, решенных с помощью декоративных пятен, обобщений и цветовых контрастов («Осень», 1890-1895 «Крым» 1900-1905). В. М. Через год он решил повторить поездку.
Однако интерпретация пейзажа другая, лишенная шишкинской эпичности. В русском искусстве появился удивительно самобытный художник. После поездок в Крым появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером». И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи». Тишина царит над миром. Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи.
Однако поступить ему не удалось: он дважды «провалился» на вступительных экзаменах. На картине изображено одно из красивейших явлений природы – радуга после сильного дождя. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи.
«Оставьте, Архип Иванович, все равно не поймете. » – возразил ему Крамской. Художники искали новые пути развития. Вначале обучался искусству самостоятельно, подрабатывая как ретушер у фотографа. Зависть сплетала о нем самые нелепые легенды. Друзья не понимали причин, волновались. — поинтересовалась девушка. — Архип Куинджи, — представился тот и покраснел. Архип Иванович учил живописи Н. К. «Сам-один» – вот девиз и формула всего его творчества, как и всей его жизни.
Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков. Когда появляются картины «На острове Валааме», «Украинская ночь», «Север», «Ночь на Днепре», а затем и целая серия «лунных» пейзажей — «Дарьяльское ущелье», «Эльбрус», «Лунная ночь», «Пятна лунного света на снегу» и многих-многих других, становится ясно, что художник пластическим языком живописи исследует это природное явление, стремясь проникнуть в самую его суть. Моросит дождь. Картина исполнена глубокого сострадания и грусти.
Он скорее драматичен, нежели лиричен. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других. Он всегда вставал на защиту справедливости и, когда в Академии в 1897 году возник конфликт между студентами и ректором, поддержал студентов, после чего вынужден был уйти. Критики и публика с восторгом приняли это произведение.
«Пятна лунного света» и другие. Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Работая с корпоративными клиентами, мы предоставляем скидки на оптовые заказы. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. Кстати, заказать изготовление можно прямо по телефону. В череде картин, обозначивших новое направление, рамки пейзажа решительно раздвинуты.
В ней все уныло, безотрадно, тускло. В конце 1890-х-начале 1900-х Куинджи много работал над мотивом заката. Главное в живописи, как считал Куинджи, не тон или рисунок, а ощущение гармонии жизни.
В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. Декоративизм Куинджи проявился здесь особенно обнаженно. Пожалуй именно здесь, в этом эпизоде, в этом своеобразном «начале» художника, можно уже усмотреть некоторый ключ к той загадке, какую представляет собой вся фигура и судьба Архипа Ивановича.
Разве каждый шаг, каждое движение и даже внешность и манеры: этот острый и прямой взор, эта закинутая назад большая львиная голова, эта твердая поступь коротких ног не свидетельствовали все о том же – об уверенной в себе силе его я, о целостности, о натуре, неизменно верной себе. Эта особенность сыграла свою роль в судьбе картины.
После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника. Пантеистическое чувство, которое пронизывает эти произведения, еще более ощутимо в картинах «Радуга» (1900-1905) и «Дубы» (1900-1905). Успех художника признала и Академия художеств, но звание академика ему так и не присудила, ограничившись званием художника 1-й степени.
Для современников художника его картины были радостным откровением. Но и в этом, казалось бы, бесконечно малом, проявления натуры для него были так же интересны и восхитительны, как и в бесконечно большом и исключительном. Ни одна картина Куинджи не поступает отныне в продажу. Художник много путешествовал. Ранние пейзажи Куинджи (На острове Валааме, 1873 Чумацкий тракт, 1875) следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений. Передний же план написан эскизным, протяжным мазком. Штиль», 1885-1890). Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками.
Это Путь. А как только голос спадет, надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли.
Он говорил мне: Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя. Раздумье», 1876-1890 «Сумерки», 1890-1895). Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам.
1878 году «Украинская ночь» была с успехом продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже. Поездки в Западную Европу обогатили творчество художника.
Одним из выдающихся произведений, созданных после этой поездки стала картина Эльбрус. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако, поняв, что его не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава общества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт. Вид на Кремль со стороны Замоскворечья», «Москва.
А переполненность таким двуединым я – вот объяснение и большой его силы, а также и тех маленьких «человеческих» слабостей, о которых мне доведется заводить речь ниже. – Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка. «Сами по себе луна и солнце, – писал Крамской, – не предмет для живописи». Последняя была выставлена в Обществе поощрения художников, причем на выставке одного произведения — необычное для того времени явление.
Как пришел в искусство ее автор, удивительный человек и художник. Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. Искрится легкая рябь на воде. Отмечалась ее связь с поэзией Пушкина.
А деньгами ты и ученикам своим поможешь и другим нуждающимся. С Валаама, к большому сожалению, пришлось скоро уехать: при крушении пропали все рисовальные принадлежности и работать, как планировал Куинджи, оказалось невозможно. Куинджи запечатлел пейзаж как бы с высоты птичьего полета, добившись тем самым ощущения необъятной шири и грандиозности изображения. Был членом «Товарищества передвижников».
Но поучиться у прославленного мастера ему не довелось. Такие требования объяснялись тем, что эффект лунного сияния в полной мере можно оценить лишь при искусственном освещении. Не был принят художниками и «Вечер». — Отец ведь в купцы выбивался тоже своими силами.
Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин. Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения. Впервые "Березовую рощу " Куинджи написал в 1879 году. Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу». Избрание Куинджи профессором послужило причиной окончательного разрыва художника с передвижниками.
Толпы людей часами простаивали у этого полотна. В том числе две с одним названием. А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. В это же время он попытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно.
Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. За гробом следовала колесница, сплошь покрытая венками, с массой живых цветов. На ней автор с особой любовью и тщательностью изобразил родную ему южную природу. – восклицал Репин. В 1886 году Куинджи приобрел в Крыму участок у моря, где создал десятки этюдов близкой ему по духу южной природы («Узун-Таш. В учениках Куинджи прежде всего бросается в глаза житейская закаленность, понимание жизненных условий, большая работоспособность, любовь к искусству, преданное отношение к учителю, подлинно товарищеские отношения между собой.
Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием. Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев. Таков был этот оригинальный человек. «Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны.
в комнату ворвался поток солнечного света. Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания. Противоположный берег тонет во мраке ночи. Здесь особенно ярко и непосредственно воплотилось присущее Куинджи "солнцепоклонничество".
Всю дорогу до кладбища ученики и друзья Архипа Ивановича несли гроб на руках. Выставил его художник на третьей выставке Товарищества. Верны тоновые переходы зеленого от светлого к темному. Трудно найти в искусстве аналог куинджевскому наставничеству и учительству.
Оставшись сиротой, был вынужден пойти в люди. Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г. : «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Архип так и не получил хорошего образования. А расположение по вертикали создает ощущение величественности увиденного.
Они по-детски просты и естественны. Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов (Эльбрус вечером, Дарьяльское ущелье). Теперь уже ложку уронил отец:— Да ты не в своем уме. В северной природе царят гармония и покой. Менделеевым – хорошим знакомым художника. Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам.
Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге».
Солнце становится в картине главным действующим лицом. Своеобычный способ выражений, выразительная краткость и мощь голоса навсегда врезались в память слушателей его речи. Он «срезается» дважды, но не сдается и создает картину «Татарская сакля в Крыму». Эскиз Львовского художественного музея залит томительным малиновым цветом.
— Если я богат, то мне все возможно: и есть и пить и учиться, а вот если денег нет, то значит — будь голоден, болен и учиться нельзя, как было со мной. Он слепил так сильно, что нельзя было рассмотреть вошедшего. «Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном. Они впервые увидели друг друга, когда Архип пришел с поручением к ее отцу — купцу Кечеджи. Серебристой лентой распластался по равнине широкий полноводный Днепр.
Она является своего рода связью между поздним академическим романтизмом и реализмом. В результате появились картины: Ладожское озеро (1872), На острове Валаам (1873). Умер Куинджи 11 июля 1910 года, прожив после образования общества всего пять месяцев.
Своему детищу – Обществу им. В Санкт-Петербурге так его мало. Опираясь в работе над ними на романтический опыт своих предшественников, он поначалу лишь «называл» тему, не углубляясь в нее, как например, в самой ранней из известных нам работ 1869 года «Исаакиевский собор при лунном освещении». Краски горят на белых стенах хаты. Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни».
Это я – человек и потому все могу понять. » Куинджи потребовал дать ему условия задачи и формулы. Среди его учеников были Богаев-ский, Рылов, Пурвит, Рущиц, Вроблевский, Рерих. «На острове Валааме» — первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его Галереи. «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. По замечанию Константина Кавелина, этика – это «гигиена духа». В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже.
В тот же день в «Новом времени» появилась заметка с опровержением, гласившая, что «первенство в обработке мотива действительно принадлежит г. Куинджи». Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. Куинджи тоже захотел выслушать объяснение.
Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени. В 1876 году Куинджи написал «непозволительно роскошную» Украинскую ночь. Летом 1855 года Куинджи приехал в Феодосию и попытался поступить в ученики к художнику, однако ему было поручено лишь толочь краски и красить забор. Но с первых же своих выступлений он, в сущности, прокладывает дорогу иному искусству иной концепции: элементы импрессионизма, субъективизма у него налицо с самого начала и именно из среды его учеников выйдут впоследствии пейзажисты-лирики, пейзажисты-романтики.
Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи. Мир, полный неги, красоты и покоя. Болезнь сердца, удушье со страшными болями, все это сломило крепчайший организм. Она не понята была даже Крамским.
Когда выставлялась его знаменитая картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), то для правильного размещения картины была отдана целая стена а художник распорядился занавесить все окна в зале и осветить только картину. Рано лишился родителей и жил в большой бедности.
В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера. Когда выставлялась знаменитая «Ночь на Днепре», почти каждый из посетителей пытался заглянуть за холст, ожидая увидеть там лампочку, подсвечивающую лунное сияние. Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. Страдания художника были невыносимы.
В создании надгробия принимали участие А. Щусев (проект), В. Беклемишев (бюст) и Н. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. Фролова. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных. «Куинджи любил учеников.
На картине Пейзаж. Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880). Тяжко Куинджи. Надо сказать, что картины Куинджи всегда вызывали (и продолжают вызывать) непреходящее удивление.
Не вскрывается ли, в самом деле, уже здесь та особенность, которая придает цельность его духовному облику, примиряет все кажущиеся противоречия, сводит воедино все «несовместимые», на первый взгляд, элементы. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике. А в 1898 году в Париже даже рискнул подняться вместе с учениками на воздушном шаре. Так начался длинный путь в большое искусство.
Одним из первых замыслов картины мог быть этюд 1878 года Сосновый лес с речкой. Летом художники разъезжались из Петербурга. Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество.
Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический («Дубы»). Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо. В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога. В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Айвазовский был маринист.
А потом упорно из года в год все делал новые попытки. Рериха. Одухотворенный образ сурового северного пейзажа, воплощенный художником в картине, как бы соединяет в себе черты идеала и натуры. В 1868 году художник принял участие в академической выставке. «Христос в Гефсиманском саду» — произведение в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом.
И в такие минуты этот невысокий, коренастый человек с львиной головой становился таким кротким, милым и добрым. Сам Куинджи знал всю тяготу борьбы за правду. Одновременно с работами, в которых преобладает декоративное начало, мастер написал «Туман на море» и «Ночное» (обе — 1905-1908), созданные в абсолютно другом стиле.
Репетитор объяснял сложную алгебраическую задачу. В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе. Вскоре шлюпка вошла в глубоководную Никоновскую бухту. Но то же очарование света. Придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу.
Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. Многие художники тщетно пытались разгадать его секреты цветопередачи. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». «Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи. Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение.
Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций. Надо полагать, что Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической. Далее последовали почти ежегодные шедевры не меньшего поэтического накала: Вечер на Украине (1878), Березовая роща (1879), После дождя (1879), Лунная ночь на Днепре (1880), Днепр утром (1881).
Окунувшись в атмосферу художественной жизни, он дружит с И. Е. Репиным и В. М. Васнецовым, знакомится с И. Н. Сюжет картины решается художником пейзажными средствами. Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи».
Выставка 1882 года была последней для художника. Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. При созерцании этого творения вживую (все-таки сильнее всего эффект света проявляется при непосредственном знакомстве) неменуемо возникают мысли о чем-то вечном и устойчивом.
Однако, Куинджи долго увлекался живописью мариниста. Куинджи рискнул устроить выставку одной картины и «Лунная ночь на Днепре», впечатление от которой усиливалось электрическим освещением, произвела подлинный фурор. Он создал особый тип романтического пейзаажа, основанного на реалистическом восприятии мира.
У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски. В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Ответственность за тексты, фото, медиа-файлы и др.
Однажды целый день он был очень удручен. Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем. Бездонное и величавое распростерлось над землей небо.
Здесь следует иметь в виду, что границы между разного рода «измами» очерчены весьма условно. Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». Архип ванович Кундж, (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Российская империя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи.
Он любил писать небо: с крыши петербургского дома из специального «гнезда» на дереве в Крыму, наблюдая движение облаков в степи. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. В 1910 Архип Иванович составил завещание, по которому передал капитал почти в 500 тыс. руб., землю в Крыму и все оставшиеся у него картины. Только с его именем связано такое понятие, как «школа Куинджи». Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. Художник продолжал работать, но картины показывал только близким друзьям.
А. И. Куинджи родился в семье сапожника в селении Каросу, близ Мариуполя. Врачи разрешают переезд только при постоянном наблюдении медсестры. Туман», 1890-е «Пятна лунного света в лесу. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов.
Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей. Эти полотна он писал как бы «от себя», храня в памяти сотни виденных закатов. Небо высокое, волнующее, как всегда у Куинджи, занимает более половины холста. С 1870 года Куинджи, как и многие передвижники, начинает путешествовать на север и неоднократно посещает остров Валаам, где создает живописную трилогию, воспевающую красоту северной природы, к которой, помимо полотна На острове Валааме, относятся картины Ладожское озеро (1873) и Север (1879). «Забытая деревня» — это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы. А внизу сверкал Днепр.
Куинджи велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». Куинджи, творя в такой атмосфере, как и многие двигался по направлению к новому.
По понедельникам московские музеи не работают. Для современников художника его картины были радостным откровением. Мальчик жил в большой бедности, вот таким образом с раннего детства нанимался на работу— пас гусей, служил у подрядчика Чабаненко на постройке церкви, где ему было поручено вести учёт кирпича, затем служил у хлеботорговца Аморетти.
Запинаясь, он спросил ее отца. — Как вас представить. Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства.