Пластов В Бане
Гобелен (тканая картина) Рудольфа Хеймрата «Субботний вечер»
Старая деревня»1. В частности, она вошла в экспозицию выставки в Мраморном дворце Русского музея, приуроченной к саммиту «Большой семёрки» в 2006 году3. Во время посещения галереи Аркадий Пластов увидел табличку «Весна.
Биограф художника А. М. Авдонин-Бирючёвский считал, что образ молодой женщины, которая одевает девочку, — собирательный17. Завершить работу над картиной автору удалось только в 1954 году11. В бане», однако в настоящее время они не используются1917. Сюжет в картине — средство выражения мысли, а не самоцель. Картина неоднократно демонстрировалась в начале XXI века на выставках. Традиции банных технологий существуют у многих народов и уходят своими корнями в глубокую древность. Старая деревня», в негодовании он сорвал с неё надпись «Старая деревня», оставив только «Весна»20.
Её размер — 210 123см. В реализации этой задачи Пластов следовал антиакадемической традиции (она представлена такими картинами, как «Олимпия» Эдуарда Мане и «Ида Рубинштейн» Валентина Серова) — общепринятому идеалу он противопоставлял собственное представление о нём. Галина Шубина уточняла, что нагота в советском искусстве трактовалась как «форма одежды спортсменов и трудящихся», но в картине Пластова она оправдывается только намёком на особый статус героини, которая аллегорически представляет раннюю весну28. Исполнив этот ужасный ритуал, они вновь заходят в горячий дом, где продолжают истязание».
Художник: Пластов Аркадий АлександровичВ бане
Одна из задач жанра ню — поиск идеала телесной и духовной красоты. Аллегорический характер придаёт картине русская природа25. Тема обнажённого женского тела долгое время была слабо представлена в советской живописи. Холст Алексея и Сергея Ткачевых «Семейная баня» 1982-83 годов передает всю красу и быт семьи.
На картинах изображающих эту сцену, свет иногда представлен в виде дождя из монет. Они были созданы во время войны (1942—1943).
Его полотна 50-х и 60-х годов представляли собой, по словам художественного критика, «сокровенный, страстный шёпот души художника»12. Как не упомянуть искусство массажа вениками. Картина «Весна» была завершена в 1954 году. Вместе с замечательным веничком да опытным банщиком время пролетит незаметно и полезно.
С хозяйственной точки зрения удобно иметь кладовку для дров, воды инвентаря. Выбор во многом зависит от оздоровительного эффекта, который вы хотите получить. Баня сегодня является неотъемлемым атрибутом загородного дома. Весна будто вспоминает об осени».
Русская баня в фотографиях и картинках в разные времена
С выставками картина объехала многие страны мира. Нищета крестьянского быта в картине (баня топится по-чёрному, нет электричества, минимум удобств) имела второстепенное значение для автора, но её изображение в 1950-е годы было также воспринято неодобрительно6. Свет у Пластова — не сюжетный элемент, как в картинах с изображением Данаи (под видом золотого дождя к своей возлюбленной проник Зевс), а композиционный приём. Нам известен оздоровительный природный эффект пара. В начале 50-х годов Пластов достиг творческой зрелости.
Видны все атрибуты для приятного провождения в бане. Молодая женщина на картине становится олицетворением русской весны19. Именно мотив бани делает эту попытку жизненно оправданной. Она была построена в 1944 году (покрыта тёсом, но предбанник был оставлен открытым2). В картине «Весна» запечатлён день, когда зима уже уходит. Научный сотрудник Третьяковской галереи Евгения Яркова отмечает, что скромность быта героев картины «перебивается» потоком золотого света.
Финская сауна: польза для здоровья
Научная сотрудница Третьяковской галереи Э. А. Полищук настаивала (не называя имени), что и этот персонаж имел конкретный прототип — пятнадцатилетнюю девочку из Прислонихи, которая с малых лет неоднократно позировала Пластову. Изменилась стилистика его работ— он отошёл от социально обозначенного сюжета. Ощущение тепла создаёт идущий из бани пар, а холода — покрытая снегом земля. Она выполнена в технике масляной живописи на холсте11. Русые волосы, золотые колосья, розоватые оттенки кожи женщины противопоставляются художником двери бани, воде в ведре, пейзажу. Некоторые критики требовали переименовать картину678. «Первый снег» изображает приход зимы.
По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, существует «перекличка настроений» между картинами Аркадия Пластова «Первый снег» (1946, Тверская областная картинная галерея, холст, масло, 146 113см инвентарный номер — ж-130429) и «Весна»: «в потоке ярких солнечных весенних дней мелькнёт один такой вот — тихий, освещённый блёклым ровным светом, полный осенней задумчивости. Буквальный «текст» картины (обнажённая девушка одевает после бани девочку) перекрывается «подтекстом» (красота юности, её энергия, жизнеутверждающий пафос). Одним из первых Пластов возвратил изображение обнажённого женского тела в советскую живопись13. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. За это художник подарил ей отрез нарядного шёлка на платье.
Как устроена баня и как правильно её спроектировать
Лицо героини дышит оживлением, движения её тела и рук гармоничны22. Веники, как и раньше, применяют березовые, пихтовые, дубовые, липовые. Это действие напоминало ритуал10. Искусство так как мастерски орудовать этим предметом банного обихода надо еще уметь. Он выделяет на полотне обнажённую фигуру женщины. Пластов был хорошо знаком с семьёй своей юной натурщицы.
Критики требовали переименования картины, утверждая, что в современной советской деревне нет курных изб, закопчённых стен и выстланного соломой пола. На картине изображена собственная баня художника, расположенная около речки Урень. По мнению искусствоведа, эта деталь соотносит «Весну» с мифом о Данае, который является классическим для жанра «ню». Кем, где и когда была построена первая баня, сегодня не может сказать никто. Художник позже запечатлел её на картине «Молодые», где она с мужем идёт по сельской улице1. Все эти сооружения являются предками современных бань.
Перенесение сцены в интерьер превратило бы полотно в чисто жанровую картину, которая не даёт повода для широких обобщений и ассоциаций25. Ранние его опыты в этом жанре — картины «Суббота» и «Трактористки». После экспрессивности и неистовости картин, характерных для 1930-х годов, насыщенных «страстью и яростью», вслед за драматичными «Сенокосом» и «Жатвой», созданными в 40-е годы, Пластов перешёл к созданию картин, проникнутых гармонией человека с миром. Сложно представить что-то более традиционное на Руси, чем баня. В один из дней они собираются в горячем доме и истязают себя прутьями до изнеможения. Отмечалось, что полотно якобы «жизненно не оправдано» и вызвано желанием автора передать чисто живописный эффект обнажённого тела на тёмном фоне. По мнению филолога и искусствоведа Татьяны Пластовой, в картине «Весна» художнику удалось воплотить идеал телесной и духовной красоты, который живёт в сердце каждого человека и, как правило, не находит воплощения в реальной жизни. Маленькой натурщицей стала Нина Шарымова.
Холодноватость, некоторая отстранённость, трогательный образ ребёнка, простота и естественность сюжета ставят это произведение на недоступный для чувственного восприятия пьедестал чистого восторга и целомудренной любви, а авторское название «Весна» (а не «В старой бане», например) подчёркивает её метафоричность31. Её очарование — в молодости, простоте, целомудрии, здоровье8. Имейте в виду, что никакие утеплители, кроме красного мха, не подходят для русской бани.
Баня встречается в самом раннем фольклоре и, кажется, была всегда. «Весна» была представлена на некоторых первых выставках под другими названиями — «Старая деревня», «В старой деревне», «Весна в старой деревне», «В бане», «Весна. Государственная Третьяковская галерея приобрела полотно в 1960-е годы1.
Инвентарный номер картины в собрании галереи — ЖС-76318. Девочка, которую одевает женщина, «сжала губы и вздернула носик от удовольствия»16.
Русская банька – интересные факты и важные правила
Кандидат искусствоведения И. И. Филиппова в своей диссертации, посвящённой позднему периоду творчества художника, отмечает, что в отличие от других работ Пластова, где персонажи существуют независимо друг от друга, находятся во власти собственных раздумий, в картине «Весна» драматургия строится на взаимодействии героев — матери и ребёнка. Взаимодействие света и воздуха в пространстве картины даёт эффект сиюминутности. Пластов выбрал такой сюжет, где нагота представляется зрителю естественной: молодая женщина в открытом предбаннике «курной» деревенской бани, топящейся «по чёрному», одевает девочку. Замысел картины «Весна» относится к 1944 году, а начало работы художника над ней— к январю 1945-го (большую часть войны Пластов прожил в родной Прислонихе1).
Известно, что художнику в работе над полотном помогал сын, Николай Аркадьевич1. Источник освещения зрителю неизвестен. Мария Николаевна Шарымова, мать девочки, была племянницей няни Пластовых Екатерины Васильевны Шарымовой, часто бывала в семье художника, позировала ему иногда многие часы подряд (в том числе для картин «Гуртовщица Маня Шарымова» и «Мама»15). Обнажённое тело («розово-перламутровых тонов») молодой женщины с русыми рыжеватыми волосами сопоставляется художником с потемневшими от времени серыми бревенчатыми стенами, почерневшей от сажи дверью бани и с тёплым тоном золотой соломы на полу предбанника. В «Весне» же: «образно-смысловая линия строится на тонких эмоциональных направлениях, связующих действие в единое целое, которое невозможно расчленить или прервать.
5 января Аркадий Александрович писал супруге из Москвы: «4 дня назад сделал акварелью эскиз той картины, для которой уже целый год собираюсь делать с тебя этюды, — это нагая женщина одевает в предбаннике ребёнка, летом это будет сделать необходимо»2. Картина «Весна», с этой точки зрения, стала одной из первых попыток решить эту художественную проблему.